Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Зарубежная азия. Политическая карта Зарубежной Азии. Традиционной религией Японии является

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН - СХЕМА УРОКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СУБРЕГИОНЫ АЗИИ НЕОДНОРОДНОСТЬ СТРАН НАСЕЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ Вопросы урока: 1. В чём особенности ГП зарубежной Азии? 2. Сколько государств в современной зарубежной Азии? 3. На какие субрегионы делится Азия? 4. В чём проявляется неоднородность стран зарубежной Азии? 5. Какова демографическая ситуация в зарубежной Азии? 6. Как размещено население по территории зарубежной Азии? 7. Каковы уровни и темпы урбанизации в Азии? 8. В чём особенности этнического состава населения? ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ Перейти на первую страницу

3 слайд

Описание слайда:

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ Территория зарубежной Азии протягивается с се-вера на юг почти на 7 тыс. км, а с запада на восток более чем на 10 тыс. км. Большинство стран Азии относятся к крупным, Ки-тай и Индия - к гигантам, но есть и микрогосударст-ва - Сингапур, Бахрейн, Катар. В ЭГП региона можно выделить три особенности: 1. Соседское положение стран (объединяет регион) 2. Приморское положение большинства стран (обес-печивает выход к морям 3-х океанов) 3. Глубинное положение некоторых стран (зат-рудняет связи с другими странами) Задание. Обоснуйте эти особенности, приведите конкретные примеры. Перейти на первую страницу

4 слайд

Описание слайда:

Общая характеристика Зарубежной Азии. 48 государств С У Б Р Е Г И О Н Ы Восточная и Центральная Азия Юго-Восточная Азия Южная Азия 5 государств 11 государств Площадь 32 млн. км2 Население 3,7 млрд. чел. 1. Китай 2. Монголия 3. КНДР 4. Юж. Корея 5. Япония Юго-Западная Азия Средняя Азия 7 государств 20 государств 5 государств 1. Мьянма 2. Лаос 3. Вьетнам 4. Таиланд 5. Камбоджа 6. Малайзия 7. Бруней 8. Сингапур 9. Индонезия 10. Восточный Тимор 11. Филиппины 1. Пакистан 2. Индия 3. Непал 4. Бутан 5. Бангладеш 6. Шри-Ланка 7. Мальдивы 1. Грузия* 12. Ирак 2. Армения* 13. Кувейт 3. Азербайдж.* 14. Бахрейн 4. Сирия 15. Катар 5. Турция 16. ОАЭ 6. Кипр 17. Оман 7. Ливан 18. Афганистан 8. Иордания 19. Иран 9. Палестина 20. Йемен 10. Израиль 11. Саудовская Аравия 1. Казахстан* 2. Узбекистан* 3. Туркмения* 4. Таджикистан* 5. Киргизия* (* - государства в составе СНГ) Перейти на первую страницу

5 слайд

Описание слайда:

Р Е Г И О Н Ы А З И И Доля регионов Азии в площади и населении 32 млн. км2 = 20% суши 3,7 млрд. чел. = 60% Перейти на первую страницу

6 слайд

Описание слайда:

НЕОДНОРОДНОСТЬ СТРАН АЗИИ Страны Азии очень разные. Они различаются размерами территории и природными богатствами, уровнем развития, политическим устройством и т.д. Это огромный Китай и Индия, и крошечная Мальдивская рес-публика. Это Кувейт в недрах которого таятся миллиарды тонн нефти и где на одного жите- ля ежегодный национальный доход составляет более 25000 $, и беднейшие страны с доходами менее 200 $ (Афганистан, Бутан). Это полуфеодальные монархии (Непал), буржуазные и социалистические республики и т. д. Особенно резко различия проявились после II мировой войны. Беспримерный рывок в развитии производительных сил осуществила Япония, обогнав десятки государств. Заметных успехов добились Малайзия, Сингапур, Южная Корея. Перейти на первую страницу

7 слайд

Описание слайда:

Неоднородность стран Азии ЭРС* НИС* Нефтедобывающие страны Развивающиеся суперстраны Наименее развитые * ЭРС - экономически развитые страны * НИС - новые индустриальные страны * РС - развивающиеся страны Прочие РС* Израиль Япония Ю. Корея Сингапур НАЗОВИ! Китай Индия ВСПОМНИ! Неоднородность стран и колониальное прошлое вызывает обострение территориальных, политических и межнациональных проблем в регионе. Территориальные споры: Индия -Пакистан Иран - Ирак Индия - Китай Япония - Россия Греция - Турция Корея разделена демар-кационной линией на КНДР и Республику Ко-рею. Отношения между Из-раилем и Палестинской автономией еще далеки до полного урегулирова-ния. В 1948 году в Северной Корее к власти пришла коммунистическая пар-тия. Пять лет борьбы привели к тому, что в 1953 году Корейский по-луостров был разделен на две страны. Перейти на первую страницу

8 слайд

Описание слайда:

НАСЕЛЕНИЕ АЗИИ Воспроизводство населения Азии характеризуется высоким естественным приростом (см. карту атласа «Естественный прирост населения»), в большинстве стран он составляет более 20 чел/год на 1000 жителей. В странах Восточной и Центральной Азии демографическая политика уже привела к значительному снижению рождаемости и естественного прирос-та населения. Естественный прирост населения - более 30 - 25 - 30 - 20 - 25 - 15 - 20 - 10 - 15 - 5 - 10 Китай Пекин Иран Казахстан Дели Япония Вывод: Для воспроизводства населе-ния зарубежной Азии харак-терны: быстрые темпы; средняя продолжительность жизни - 64 года ПВС* * - поло-возрастная структура Следующий слайд Перейти на первую страницу

9 слайд

Описание слайда:

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ АЗИИ Высокая доля ЭАН* вызвало в регионе трудовую миграцию. Центром притяжения трудовых мигрантов стали страны Юго-Западной Азии. Например в ОАЭ, Кувейте 80 - 90% всех занятых составляют мигранты. Основные сферы деятельности мигрантов: - нефтяная промышленность; - транспорт; - сфера услуг; - строительство. * - экономически активное население Ю. и Ю-В. А. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ Ю-З. А. ЗАП. ЕВРОПА СЕВ. АМЕРИКА Перейти на первую страницу

10 слайд

Описание слайда:

РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Размещение населения отличается большой не-равномерностью, плотность населения варьирует от страны к стране: в Бангладеш она составляет 950 чел/км2, в то время как в Монголии 1,5 чел/км2. Монголия Бангладеш max min Приморские равнины, долины и дельты рек Пустыни, полупусты- ни, высоко- горья, троп. леса Проанализируйте карту. Какой субрегион Азии имеет наибольшую плотность населе-ния, а какой наименьшую? ЧИСЛЕННОСТЬ 1. Китай - 1,3 млрд. чел. 2. Индия - 1 млрд. чел. 3. Индонезия - 200 млн. 4. Бангладеш - 150 млн. 5. Пакистан - 140 млн. 6. Япония - 125 млн. Перейти на первую страницу

11 слайд

Описание слайда:

РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Главное воздействие на размещение населения оказы-вает процесс урбанизации, доля городского населения растет быстрыми темпами в регионе происходит «го-родской бум», Китай и Индия занимают соответствен-но 1 и 2 места в мире по численности горожан, однако, как показывает диаграмма большая доля населения проживает в сельской местности. Село Город Для сельского расселения ха-рактерна деревенская форма. У монголов, афганцев и других на-родов, где сохраняется кочевой образ жизни, главным типом жи-лища служит юрта или шатер. Филиппинская деревня УРОВНИ УРБАНИЗАЦИИ Япония - 80% Китай - 35% Индия - 30% 1 и 2 место по числу горожан АГЛОМЕРАЦИИ Токио - 18,5 млн. чел. Шанхай - 13,4 млн. чел. Калькутта - 12 млн. чел. Бомбей - 11 млн. чел. Токио Высокие темпы роста числен-ности городского населения при-водят к возникновению трущоб-ных районов, т.е. выражен про-цесс ложной урбанизации. Перейти на первую страницу

12 слайд

Описание слайда:

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ АЗИИ Этнический состав зарубежной Азии отличается большой мозаичностью! 1000 народов 600 языков БОЛЬШИНСТВО СТРАН МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫ (ИНДИЯ И ИНДОНЕЗИЯ - БОЛЕЕ 150 НАРОДОВ, ФИЛИППИНЫ - 100, КИТАЙ - БОЛЕЕ 50, ВЬЕТНАМ, МЬЯНМА, ТАИЛАНД - БОЛЕЕ 30 НАРОДОВ. АЗИЯ - РОДИНА ВСЕХ РЕЛИГИЙ МИРА Буддизм Индуизм Ислам Сложность этнического и религиозного состава ряда стран приводит к возникновению межэтничес- ких и религиозных конфликтов, многие из которых протекают под лозунгами сепа-ратизма - политики, ставящей главной целью создание собственного национального государственного образования. (Например. Курды - народ, насчитывающий около 20 млн. человек. Исторически сложилось так, что они оказались в составе Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Длительное время лидеры курдского национального движения добиваются создания независимого государства Курдистан, в том числе и вооруженным путем. Перейти на первую страницу

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ Азиатский регион, обладает большими природными богатствами и отличается их разнообразием. В пределах Китайской и Индийской платформ сосредоточены бассейна каменного угля, желе-зной и марганцевой руд. В пределах Альпийско-Гимолайского и Тихо-океанского складчатых поясов преобладают ру-ды цветных и редких металлов. Главное богатство региона, определяющее его роль в меж-дународном географическом разделении труда - это нефть. В области Персидского залива расположена одна из крупнейших в мире нефтегазоносных провин-ций (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар. Крупные запасы нефти и газа имеются в Индонезии, Мьян-ме. Перспективные месторожде-ния обнаружены в шельфовой зо-не морей, омывающих полуостров Индостан и Малайский архипелаг. Мирового значения запасы железной и мар-ганцевой руд залегают в недрах Индии, хро-митов - Турции и Филиппин. От Мьянмы до Индонезии протянулся крупнейший в мире олово-вольфрамовый пояс. Перейти на первую страницу

Урок 11. Зарубежная Азия

08.07.2015 6902 0

Цель урока: сформировать представления учащихся об особенностях географического положения, населения региона, минерально-сырьевой базе, основных отраслях экономики.

Оборудование:

· учебник;

· атлас;

· справочное пособие «Социально-экономическая география мира»;

· учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира»;

· раздаточный материал к уроку;

· компьютеры;

· проектор;

· настенный экран.

I . Самоопределение к деятельности.

Вы уже знаете, что весь мир, в котором мы живем, разделен на части – регионы. С одним из этих регионов мы уже познакомились. Это Европа, поэтому было бы логично следующим регионом рассмотреть ближайший к уже известному.

· Какой бы это регион мог быть? (Азия)

· Слайд «Зарубежная Азия»

Действительно. Это самый близкий к европейскому регион мира. Но изучать его можно по-разному. Можно отмечать самые интересные или самые известные факты, самые крупные или самые значимые события и искать эксклюзив. Но для формирования более полной картины, требуются какие-то другие характеристики.

· Как вы думаете, по каким еще показателям мы могли бы оценить регион? (Географическое положение, население, минерально-сырьевая база, основные отрасли экономики)

Мы сегодня вряд ли успеем досконально разобраться в этих вопросах. Но это у нас первый урок по данной теме, а последующие уроки дадут возможность познакомиться с регионом более подробно.

Итак, что нам известно об Азии?

Выступление учащегося с результатами социологического опроса (презентация)

Кроме вышеперечисленного, об Азии говорят ученые: (Слайд «высказывания об Азии»)

РАБОТА В ГРУППАХ.

У каждой группы свое задание (см. приложение)

Представление результатов исследования.

1 группа. Выступления учащихся сопровождается показом слайдов

· Слайд «Особенности географического положения».

· «Субрегионы Азии»

2 группа. Слайды:

· Страны – лидеры по численности населения

· Слайд «Анаморфоза численности населения»

Азия имеет самую большую на Земле среднюю высоту – 950 м, наивысшую точку всей Земли, знаменитую Джомолунгму (8848 м), и самую глубокую океаническую впадину – Марианскую (11022 м). Азия – самая глубокая впадина Мертвого моря 9-395 м., в Азии самое глубоководное озеро мира - Байкал (1642 м).

А как же обстоят дела в регионе с минерально-сырьевой базой?

3 группа

· Слайд «Природно–ресурсный потенциал Азии»

4 группа

· Слайд «Промышленность региона»

Итак, что же у нас получается? Какой вывод относительно утверждений, прочитанных в начале урока, можно сделать?

· Слайд «Высказывания об Азии»

· Слайд « XXI век – век Азии!»

Музыкальная пауза (китайская музыка)

Ну, а как же Европа? Или ей уже никогда не вернуть себе лидирующие позиции?

Давайте сравним эти регионы по индексу развития человеческого потенциала (справочник, стр. 16.)

· Слайд «Индекс развития человеческого потенциала»

· Страны какого региона мира занимают лидирующие позиции? Примеры стран.

· А где же азиатские страны? Почему?

Азиатские страны используют уже готовые удачные разработки и инновации, созданием и внедрением которых занимались, в основном, европейские страны методом проб и ошибок.

Страны Азии находятся на индустриальном этапе развития, а страны Европы на постиндустриальном.

· А где же Россия?

Занимает промежуточное положение между странами Европы и азиатскими государствами. И это неудивительно – ведь одна часть нашей страны – европейская, а другая – азиатская!

Таким образом, наше утверждение о том, что XXI век – век Азии превращается в вопрос. И ответ на него мы будем искать на следующих уроках.

· Какие страны вы хотели бы изучить более подробно? (Японию, Китай, Индию)

Домашнее задание.

· Текст учебника: Тема 7 параграф 1

· Нанести на контурную карту субрегионы Зарубежной Азии

· Выполнить задания по группам

ИТОГИ УРОКА.

Анкета (в случае положительного ответа на вопрос, учащиеся поднимаются, а в случае отрицательного – садятся на свои места или вовсе не встают)

1. Изменилось ли ваше представление о регионе?

2. Хотите ли узнать больше об этой части света?

3. Если вам представится случай отправиться в путешествие, посетите ли вы Зарубежную Азию?

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ I ГРУППЫ

ЗАДАНИЕ. Используя текст учебника (тема 7), продолжите предложение:

Главными особенностями экономико-географического положения региона являются:

1. _______________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________________ .

ЗАДАНИЕ. В составе Зарубежной Азии выделяют несколько субрегионов. Используя учебное электронное издание (Региональный обзор - Зарубежная Азия – Регионы), укажите, что это за регионы и какие страны их составляют. Заполните таблицу.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ.

ЗАДАНИЕ. Используя форзац учебника, определите, какие страны являются лидерами по численности населения в регионе. Запишите их в порядке убывания численности населения.

Сравните перечень получившихся государств с десяткой самых населенных стран мира. Сделайте вывод.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

ЗАДАНИЕ. Используя справочное пособие (стр. 46-65), оцените минерально-сырьевые ресурсы Зарубежной Азии и перечислите основные виды ресурсов, по обеспеченности которыми Азия занимает лидирующие позиции.

Сделайте вывод об обеспеченности региона основными видами сырья.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ

ЗАДАНИЕ. Проанализируйте карту учебного электронного издания (Зарубежная Азия – Промышленность), и выпишите названия отраслей промышленности, которые развиваются в регионе наиболее динамично.

Как вы думаете, какие изменения будут происходить в ближайшем будущем с этими отраслями экономики в азиатских странах.

Домашнее задание.

Группа 1

Задание: Дайте описание географического положения страны по плану:

Дайте оценку географическому положению:

Группа 2.

Задание. Используя различные источники информации, заполните таблицу, характеризующую население страны.

Черты населения

Краткие ответы

1. Численность и место в мире по численности населения

2. Национальный состав населения

3. Религиозный состав населения

4. Размещение населения

5. Урбанизация

6. Форма правление страны

7. Административно – территориальное устройство

Подготовить доклады об истории и религии страны

Группа 3

Задание: Пользуясь картами атласа и текстом учебника, разбейте природные ресурсы, которыми богата страна, на группы. Ответ оформите в виде схемы

Вопрос: Как вы считаете, природно-ресурсный потенциал способствует развитию страны или сдерживает его?

Группа 4.

Задание: Подготовьте доклады на тему «Самые известные торговые марки страны»

1 слайд

Повторительно-обобщающий мультимедийный урок по географии в 11 классе. «Зарубежная Азия – крупнейший регион мира». Кацендорн Владимир Юрьевич – учитель географии МОУ – Ивановская средняя общеобразовательная школа Баганского района Новосибирской области

2 слайд

План урока 1. Знакомство с целями и планом урока 2. Просмотр презентаций и беседа 3. Тест по Азии 4. Взаимопроверка и подведение итогов Цели: Образовательные - обобщить материал по Зарубежной Азии, проверить знания по теме. Воспитательные – показать многообразие культур, религий, народов; необходимость толерантного отношения к другим этносам. Развивающие – умение обобщать разнообразный материал, делать выводы и заключения.

3 слайд

4 слайд

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Площадь - 27,7 млн.кв.км Население - 3,7 млрд.человек Политическая карта Зарубежной Азии насчитывает 38 суверенных государств

5 слайд

МНОГООБРАЗИЕ СТРАН АЗИИ По размерам территории Страны –гиганты (более 3 млн.кв.км) Китай, Индия Большие страны (0,5 - 2,2 млн.км) Саудовская Аравия, Монголия, Пакистан, Иран, Турция Средние страны (0,1-0,5 млн.кв.км) Вьетнам, Ирак, Сирия, Япония, Бангладеш, КНДР Малые страны (менее 0,1 млн.кв.км) ОАЭ, Шри-Ланка, Кипр, Кувейт, Ливан

6 слайд

МНОГООБРАЗИЕ СТРАН АЗИИ По численности населения Более 100 млн.человек Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония От 50 до 100 млн. человек Вьетнам, Филиппины, Иран, Турция, Таиланд От 20 до 50 млн.человек Мьянма, КНДР, Ирак, Саудовская Аравия, Непал Менее 20 млн.человек Сирия, Камбоджа, Афганистан, Оман, Йемен, Кувейт

7 слайд

8 слайд

9 слайд

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ Япония Бутан Иордания Непал Камбоджа Таиланд Кувейт Бахрейн Малайзия Бруней Катар ОАЭ Саудовская Аравия Оман Китай Индия Пакистан Индонезия Республика Корея Сирия Израиль Филиппины Вьетнам

10 слайд

11 слайд

12 слайд

Вопросы 1. Какова численность населения Азии? 2. Сколько стран в Зарубежной Азии? 3. На сколько групп по численности населения делятся страны Азии? 4. Назови формы правления в странах Азии? 5. Объясни понятия «парламентская монархия», «абсолютная монархия», «республика», «федерация», «унитарное государство».

13 слайд

6. Какой регион Зарубежной Азии не указан на этой карте? Назови его и перечисли входящие в него страны. Работа с картой (ученики задают вопросы отвечающему)

14 слайд

15 слайд

История Азии Религии стран современной Азии Типы питания Природно-ресурсный потенциал Население Модели социально-экономического развития

16 слайд

Азия Азия в переводе с ассирийского – восток. Прошлое Азии довольно сложное, её сформировали различные цивилизации. Роль Азии в мире уникальна. На её бескрайних просторах возникли древние цивилизации с богатой материальной и духовной культурой. Из четырёх великих «речных» цивилизаций три сформировались в Азии, в долинах крупнейших рек Китая, Индии и Месопотамии. Здесь сложился особый вид хозяйства для которого характерна высокая трудоинтенсивность, широкое развитие ирригации.

17 слайд

Религии В Азии сложились очаги современной духовной культуры на основе религиозных и морально-этнических учений. Обычно в Азии выделяются три основных «культурных мира» - индийский, китайский, арабско-исламский. Как видно из таблицы религии стран Азии имеют очень сложное строение. Самой распространенной религией является ислам.

18 слайд

Типы питания О многообразии населения, его культурных и бытовых традициях говорит и разнообразие типов питание жителей Азии. Из 20 типов, существующих в мире, в Азии представлено 11. Из таблицы видно, что в Азии преобладают рисовые и пшеничные типы питания.

19 слайд

Природно-ресурсный потенциал Азиатский регион располагает мощной ресурсной базой для промышленности и ограниченными возможностями для развития аграрного производства. Особое значение в мировом масштабе имеют азиатские минеральные ресурсы, и в первую очередь запасы топлива и металлов. Так же в регионе значительны лесные ресурсы, ресурсы пресных вод. Природные возможности для развития сельского хозяйства ограничены, огромные пространства Азии представлены горным, сильно расчленённым рельефом, а так же засушливыми или переувлажненными территориями. Обрабатываемые земли занимают только 1/6 территории региона, что соответствует среднемировому показателю, но в двое ниже, чем в Европе.

20 слайд

Население Зарубежная Азия – крупнейший регион мира по численности жителей. Здесь проживает более 60% мирового населения. Для Азии характерны высокие абсолютные и относительные темпы роста населения. Особенно быстро растет население в Юго-Западной Азии. Здесь же расположены и страны – «рекордсмены» по темпам роста населения: ОАЭ, Катар, Иордания. Для Зарубежной Азии характерна крайняя неравномерность размещения населения. Подавляющая часть жителей сосредоточенна всего лишь в нескольких ареалах, приуроченных в основном к долинам больших рек и крупным равнинам. Для Азии характерен очень пестрый этнический состав. Здесь проживает более тысячи народов, среди которых есть и совсем небольшие. Однонациональных стран в регионе немного. Это в основном арабские страны Юго-Западной Азии, а так же Япония, две Кореи, Бангладеш.

21 слайд

Азию часто называют мировой деревней, так как именно здесь самая маленькая доля горожан. Большая часть сельских жителей сосредоточена в крупнейших странах – Китае, Индии, Индонезии. Один из азиатских парадоксах состоит в том, что на «деревенском фоне» там выросло большое количество крупных городов, в том числе и гигантов. Половина крупнейших городов мира расположена в Зарубежной Азии. Отличительная черта азиатских городов-гигантов – перенаселенность. Абсолютный рекордсмен по степени заселенности – Сянган (Гонконг).

22 слайд

Мужской регион Зарубежная Азия – самый «мужской регион» мира, в котором сильный пол заметно преобладает. Вековые традиции и связанное с ними неравноправное положение женщины в Китае и Индии обусловили численное превосходство мужчин. Особенно резкое преобладание мужчин характерно для нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии, что явилось результатом массовой трудовой иммиграции (в Катаре мужчины составляют 2/3 населения.

23 слайд

Жесткое госуд-ое регулирование экономики. Экспортная ориентация экономики. Привлечение иностранного капитала. Создание крупных национальных монополий. Модели социально-экономического развития Каждая социально-экономическая модель в Азии сочетает в себе традиционные и современные элементы. Японская (восточно-азиатская) модель. Социалистическая модель. Китайская модель (модель третьего пути). Экспорт нефти Характерно использование принципов организации государственной социалистической экономики при «политическом прессинге». Представляет собой симбиоз рыночной экономики с центральным планированием и старой политической надстройкой Страны относящиеся к этой группе, формируют свое хоз-во на базе добычи и экспорта нефти или продуктов ее переработки.

1вариант

1. Приведите в соответствие минеральные ресурсы и регионы Зарубежной Азии, лидирующие по их запасам: 1) нефть 2) оловянные руды 3) уголь

а) Восточная Азия б) Юго-Восточная Азия в) Юго-Западная Азия

2.Демографическая политика направлена на снижение рождаемости и естественного прироста населения в: а) Юго-Западная Азия б) Южной Азии в) Юго-Восточная Азия г) Восточная Азия

3.Расставьте страны Азии в порядке увеличения численности их населения:

а) Вьетнам б) Китай в) Монголия г) Япония

4.Большая часть экономически активного населения Зарубежной Азии занята: а) в сельском хозяйстве б) в промышленности в) в сфере услуг

5. К нефтеэкспортирующим странам Азии относят: а) Йемен и Кувейт б) Афганистан и Иран

в) Бруней и ОАЭ г) Индия и Саудовская Аравия

6. Выделите отрасль промышленности, по производству продукции которой Япония занимает Iместо в мире: а) авиакосмическая промышленность б) черная металлургия

в) судостроение г) электроэнергетика

7. Приведите в соответствие сельскохозяйственные культуры и страны-лидеры по их выращиванию: 1) сахарная свекла 2) рис 3) чай

а) Япония, Китай и Шри-Ланка б) Вьетнам, Индия и Индонезия в) Китай, Иран и Турция

8. Выделите вид транспорта, являющийся основным в грузо и пассажирообороте Китая:

9. Расставьте экономические центры Азии в порядке уменьшения их ВВП:

а) Индия б) Китай в) страны Персидского залива г) Япония

10. Проблема опустынивания не стоит перед странами: а) Восточной Азии б) Юго-Восточной Азии в) Юго-Западной Азии г) Южной Азии

Тест по теме: «Зарубежная Азия» 11класс

2вариант

1. Приведите в соответствие минеральные ресурсы и страны-лидеры, по их добыче:

1) нефть 2) оловянные руды 3) уголь а) Китай б) Малайзия в) Саудовская Аравия

2.Вообще не проводят демографической политики, исповедующие ислам регионы:

а) Юго-Западная Азия б) Южной Азии в) Юго-Восточная Азия г) Восточная Азия

3.Расставьте страны Азии в порядке уменьшения численности их населения:

а) Бангладеш б) Индия в) Сингапур г) Турция

4. Главным центром привлечения иностранной рабочей силы в Зарубежной Азии являются:

а) новые индустриальные страны б) страны Персидского залива

в) страны Юго-Восточной Азии г) Израиль и Япония

5. К новым индустриальным странам Азии относят:

а) Сингапур и республика Корея б) Вьетнам и Тайвань в) КНДР и Тайланд г) Китай и Сянган

6. Выделите отрасль промышленности, по производству продукции которой Китай занимает Iместо в мире: а) автомобилестроение б) производство стали в) производство электроэнергии г) химия полимеров

7. Приведите в соответствие сельское хозяйство и регионы Азии:

1) полукочевое и кочевое животноводство 2) технические культуры 3) зерновые культуры

а) Западная Азия б) Восточная и Юго-Восточная Азия в) Южная Азия

8. Выделите вид транспорта, который не получил развития в Японии:

а) автомобильный б) железнодорожный в) морской г) речной

9. Расставьте экономические центры Азии в порядке увеличения их ВВП:

а) Индия б) Китай в) новые индустриальные страны г) Япония

10. Проблема обезлесения наиболее остро стоит перед странами:

а) Восточной Азии б) Юго-Восточной Азии в) Юго-Западной Азии г) Южной Азии

Ключи к тесту «Зарубежная Азия» 11класс

1вариант

1. 1в 2б 3а 2.г 3.в-а-г-б 4.а 5.в 6.в 7.1в 2б 3а 8.б 9.б-г-а-в 10.б

2вариант

1. 1в 2б 3а 2.а 3.б-а-г-в 4.б 5.а 6.б 7. 1а 2в 3б 8.г 9.в-а-г-б 10.г

Цели урока: сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения, совершенствовать навыки работы с картами, статистическими материалами.

Оборудование: политическая карта мира, компьютерная презентация, путевые листы, таблицы.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума.

(с компьютерной поддержкой)

План урока

  1. Географическое и геополитическое положение Зарубежной Азии.
  2. Природные условия и ресурсы региона.
  3. Население.

Ход урока.

Географическое и геополитическое положение Зарубежной Азии.

Вводное слово учителя.(Приложение2: слайд 1)

Добрый день, ребята! Недавно мы закончили изучение Зарубежной Европы и теперь нам предстоит знакомство с Зарубежной Азией. И начать мне его хотелось бы с описания “Сада камней” японского города Киото. Столетия тому назад мудрый монах Соами соорудил сад из пятнадцати черных необработанных камней, разных по величине, разбросанных по белому песку. На самом деле люди замечают лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг в сторону по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края прямоугольника – с остальных трех сторон Сад ограничен каменными монастырскими стенами – и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый – тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень.

Еще шаг в сторону по галерее, и гениально спланированный хаос, предстоит опять в иной композиции, состоящий из тех же пятнадцати камней, из которых один – невидим. Какой смысл заложил древний мудрец в этот сад? (Вопрос классу).

А, может Соами хотел сказать, что дело не в камнях, а в людях, которые в этот сад приходят? Уж не в том ли суть суть сада, что люди воспринимают одно и тоже по-разному, каждый по-своему? Познавать Азию дерзнули многие - путешественники, журналисты, но можем рискнуть и мы. Если познанное покажется вам спорным, вспомним Сад камней, где каждый видит свои четырнадцать камней. Итак, чтобы совершить наше открытие, нам придется пройти несколько этапов (на экране появляется план). (Приложение 2: слайд 2)

Переходим к первому вопросу. (Приложение 2 слайд 3).

Азия – самая большая часть света, занимающая около трете суши Земного шара. Она является частью крупнейшего материка на Земле – Евразии. Площадь Зарубежной Азии – 27,7 млн кв. км. Ее берега омывают Тихий и Индийский океаны, а также окраинные моря Атлантического океана. На востоке береговая линия сильно изрезана; вдоль побережья тянутся гирлянды островов: Японские, Рюкю, Филлипинские, отделяющие от Тихого океана его окраинные моря: Японское, Желтое, Восточно – Китайское. На юго – востоке находится одно из крупнейших в мире скоплений архипелагов – Большие и Малые Зондские, Молуккские и др. На юге Зарубежной Азии располагаются три огромных полуострова: Индокитай, Индостан, Аравия, разделенными широко открытыми в сторону Индийского океана Бенгальским заливом и Аравийским морем. Азии принадлежат также лежащие в Индийском океане Андаманские, Никобарские, Мальдивские, Лаккадивские острова и остров Шри – Ланка. Западную окраину Зарубежной Азии образует полуостров Малая Азия, омываемый Средиземным,Черным, Эгейским и Мраморным морями.

Не смотря на относительную изрезанность береговой линии, она все же меньше, чем, например, в Европе. Внутренние районы З. Азии удалены от морей на 1 – 1,5 тыс. км.

Итак, сделаем вывод – охарактеризуем ЭГП региона, найдя в тексте учебника на стр, 223 -225.

(Соседское положение, приморское, глубинное положение некоторых стран, которое в целом менее выгодно).

Политическая карта Зарубежной Азии

В древности в Азии располагались могущественные империи, определявшие ход Мировой истории, однако современная политическая карта Азии сформировалась в основном в Новое и Новейшее время.

Колонизация Азии началась к концу XV века, когда Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Уже в 1511 г. Португальцы захватили Малакку, а во второй половине XVI века начались территориальные захваты Испании (Филиппинские острова) и Великобритании (полуостров Индостан). К 1900 г. 56% территории Азии занимали колониальные владения, большая часть которых принадлежала Великобритании. Колониями в Азии владели и другие государства – это Нидерланды, Португалия, Франция, Япония, Россия, США. Колонии в Азии сохранились вплоть до середины XX века. В них проживало более 90% населения региона. Распад колониальной системы завершился после Второй Мировой войны. К началу XXI века статус несамоуправляющих имеют лишь небольшие острова. (Приложение 2: слайд 4).

(Учитель просит учащихся обратиться к путевому листу и выполнить задания 1 и 2). (Приложение 2 слайды 5.6).

Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7000 км., а с запада на восток больше, чем на 10 000км. Китай и Индия относятся к странам - гигантам. Остальные – к довольно крупным. Но наряду с этим есть и небольшие государства, есть и микрогосударства.

Азия – район геополитических конфликтов. Послушаем сообщение ваших одноклассников.

(Первое сообщение: Спор о принадлежности Курильских островов.

Второе сообщение: История современного Афганистана).(Приложение 1: слайд 7).

Выводы на компьютере. (Приложение 2 слайд 8).

Природные условия и ресурсы.

Климатические условия Зарубежной Азии изменяются от умеренного до экваториального и определяют господство муссонного климата с четко выраженной сезонностью на обширной полосе “океанического фасада” Восточной и Южной Азии.

Азия получает огромное количество осадков, а именно Чиррапунджи – 12 000 мм в год. Внутриконтинентальная часть Азии лишена достаточного количества влаги не только из-за барьера окружающих гор, на склонах которых эта влага задерживается. В Юго – Западной Азии, куда влияние муссона не доходит вообще, очень сухо и жарко. Среднегодовые температуры в Аравии и Месопотамии достигают 30 градусов жары. Здесь господствует средиземноморский субтропический климат. В Аравии осадков выпадает 150 мм в год, в Малой Азии – 300 мм, а на морских побережьях больше.

На преобладающей части Азии сумма температур позволяет заниматься разнообразным земледелием. Не случайно, Азия – очаг самых древних земледельческих культур, родина многих культурных растений.(Приложение 2: слайд 9).

Структура земельного фонда составляет 27,7 млн. км кв. обрабатываемая площадь – 17% (в Европе -29), на человека приходится всего 0,15 га. Пастбища занимают 22% площади, леса - 17%. Две крупнейшие страны – КНР и Индия – имеют колоссальные массивы обрабатываемых земель – 160 млн га.(за США, Индией, Россией).

Лесные ресурсы. По лесной площади (0,2 га) на душу населения Азия вдвое уступает среднемировым показателям. Леса промышленного значения сосредоточены преимущественно во влажных тропиках и горах Индии, Мьянмы, Индокитая, островах КНР, Японских и Филлипинских, Азия дает 65% экспорта древесины. (Приложение 2: слайд 10).

Огромный ущерб лесам Азии приносит “дровяная энергетика” развивающихся стран: Китая – 25%, Индии – 33%, Индонезии 050%. Крупнейшими экспортерами древесины являются Индонезия, Малайзия и Филиппины, а импортерами – Япония и Южная Корея. (Приложение 2 слайд 11).

Тропические леса Азии уничтожаются интенсивнее, чем в других лесоэкспортных районах мира: за 1960 – 1990 гг. их площадь сократилась на 30% (в Латинской Америке на 18%).

По запасам древесины Азия уступает только Америке. Максимальный объем лесопокрытой площади имеют: Индия – 120 млн. га; Китай – 70 млн. га; Индия – 65 млн. га. (Приложение 2: слайыд12,13).

Внутренние воды. Лев Мечников в известной работе: “Цивилизация и великие исторические реки” писал: “Четыре древнейшие великие культуры - все зародились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская или ведийская, не выходя за пределы Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской низменности. Наконец, древний Египет был, как утверждает еще Геродот, даром или “созданием Нила”.

Плотность населения в долине Янцзы, крупнейшей из азиатских рек достигает 500-600 чел. на км. кв.

Реки – это транспортные артерии, источник орошения и гидроресурсы. На Азию приходится более 40% потенциальных ресурсов мира, из них на КНР – 540 млн кВт, Индию -75. Степень использования их очень различна: в Японии – на 70%, в Индии – на 14%, в Мьянме на 1%.

Минерально – сырьевые ресурсы. (Учащиеся получают задание по путевому листу). (Приложение 2: слайд 14).

Вывод на компьютере. (Слайд 15).

Население. (Приложение 2 слайд 16).

Азия сложна и мозаична по национальному составу населения – девять языковых семей и более 600 различных языков. Азия – это крупнейшие народы мира: китайцы, хиндустанцы, бенгальцы, бахарцы, японцы (60% населения Земли).

Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблиц в путевом листе.

Азия – очень плотно населенный континент. На Яве, площадью равной штату Нью-Йорк живет более 100 млн чел. – половина всего населения Индонезии. Одной из самых плотно-населенных стран мира является Бангладеш – более 900 чел на км кв. новая индустриальная Южная Корея тоже превосходит европейские рекорды – 465 чел на кв. км.

Азию называют более урбанизированным континентом по сравнению с другими,только благодаря Китаю и Индии здесь сосредоточено около половины горожан Земли. В городе-государстве Сингапуре доля городского населения – 100%, в Израиле – 91%, в Южной Корее – 82. очень низки еще уровни урбанизации в величайших странах мира – КНР (не более 50%) и Индии (27%). Деревни остались преобладающей формой расселения на их огромных просторах. Доля городского населения во Вьетнаме лишь 19%, Лаосе и Камбодже – 21%. Непале – 11%, Бутане – 6%.

Продолжительность жизни в Афганистане составляет 45 лет, в Бутане, Лаосе, Камбодже – 30 лет. (Приложение 2: слайды 17,18).

В десятку крупнейших агломераций мира входят 5 азиатских – Токио, Бомбей, Калькутта, Сеул. Китайские мегалополисы отличаются тем, что в них нет “пояса нищеты”, характерных для третьего мира. (Приложение 2: слайд 19).

На заметку учащимся:

Страны-рекордсмены Азии:

  • По численности населения – Китай (1,2 млрд. чел).
  • По величине рождаемости – Афганистан, Камбоджа, Йемен (43%).
  • По продолжительности жизни – Япония (82 года).
  • По доли мужчин в населении – Катар (66%).
  • По плотности населения – Макао (30 000 чел. на 1 кв км).

Вывод на компьютере (Приложение 2: слайд 20).