Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

С ограниченными интеллектуальными возможностями. С ограниченными интеллектуальными возможностями Период с г по

Ключевая ставка Банка России и все её изменения

Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня, т.е. с 28.10.2019 года составляет - 6,50%. Очередной Совет директоров Банка России, состоявшийся 25 октября 2019 года, принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 6,50 % годовых. Данная ключевая ставка будет действовать по 13 декабря 2019 года года.

Совет директоров отметил, что замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось. Инфляционные ожидания продолжают снижаться. Темпы роста российской экономики по-прежнему остаются сдержанными. Cохраняются риски существенного замедления мировой экономики. На краткосрочном горизонте дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. В этих условиях Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,0–4,5 до 3,2–3,7%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% по итогам 2020 года и останется вблизи 4% в дальнейшем.

Ключевая ставка Банка Рассии на октябрь - декабрь 2019 года

На очередном заседании Совета директоров Банка России, состоявшемся 25 октября 2019 года принято решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до уровня 6,50 %. Данная ключевая ставка будет действовать с 28.10.2019 года по 13.12.2019 года, т.е. до даты очередного заседания Совета директоров Банка России.

Предыдущая ключевая ставка Банка России составляла 7,00% и срок её действия продлился около двух месяцев (с 09 сентября 2019 года по 27 октября 2019 года).

Принимая решение снизить ключевую ставку до уровня 6,50%, Совет директоров Банка России исходил из следующего:

Динамика инфляции . Замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось. Годовой темп прироста потребительских цен в сентябре снизился до 4,0% (с 4,3% в августе 2019 года) и, по оценкам на 21 октября, составил около 3,8%. Годовая базовая инфляция по итогам сентября также снизилась до 4,0% после 4,3% в августе. Показатели инфляции, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся вблизи или ниже 4%.

В сентябре-октябре дезинфляционные факторы оказали более существенное влияние на замедление темпов роста цен, чем оценивалось ранее. При этом проинфляционные риски со стороны внешних условий не реализовались. В части разовых факторов в условиях высокого урожая и расширения предложения на отдельных продовольственных рынках темпы роста цен на продовольствие с учетом сезонности оставались низкими. Произошедшее с начала года укрепление рубля, наряду с замедлением инфляции в странах - торговых партнерах, ограничивает рост цен на импортируемые товары. Вместе с тем все более выраженным становится воздействие на инфляцию сдержанного спроса. Определенный вклад в динамику внутреннего спроса вносит сохраняющееся отставание в финансировании бюджетных расходов, включая расходы на национальные проекты, от ранее заявленных планов.

В сентябре-октябре инфляционные ожидания населения продолжили снижаться, при этом оставаясь на повышенном уровне. Ценовые ожидания предприятий несколько снизились. Замедление годовой инфляции создает условия для снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса в будущем.

Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,0–4,5 до 3,2–3,7%. При этом годовая инфляция сложится несколько ниже 3% в I квартале 2020 года, когда эффект повышения НДС выйдет из ее расчета. По итогам 2020 года с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5–4,0% и останется вблизи 4% в дальнейшем.

Денежно-кредитные условия . С момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России денежно-кредитные условия продолжили смягчаться. Этому в том числе способствовало изменение ожиданий участников финансового рынка относительно траектории ключевой ставки Банка России. Продолжилось снижение доходностей ОФЗ и депозитно-кредитных ставок. Принятые Банком России решения о снижении ключевой ставки и снижение доходностей ОФЗ создают условия для дальнейшего снижения депозитно-кредитных ставок.

Продолжается рост кредитования реального сектора на фоне смягчения денежно-кредитных условий. При этом с июня годовой темп прироста кредитов физическим лицам замедляется после заметного увеличения в 2018 - начале 2019 года.

Экономическая активность. Темпы роста российской экономики по-прежнему остаются сдержанными. В этих условиях Банк России сохраняет прогноз темпа прироста ВВП в 2019 году в интервале 0,8–1,3%. При этом оперативные данные указывают на вероятное ускорение роста российской экономики в III квартале, отчасти связанное с временными факторами.

Сдерживающее влияние на динамику экономической активности продолжает оказывать снижение внешнего спроса на товары российского экспорта в условиях происходящего замедления мировой экономики, а также слабая динамика инвестиционной активности, в том числе в части государственных инвестиционных расходов. В августе-сентябре продолжился годовой рост промышленного производства, однако опережающие индикаторы указывают на ухудшение деловых настроений в промышленности, особенно в части экспортных заказов. Рост показателя реальных располагаемых доходов населения пока не отразился на динамике оборота розничной торговли. Рынок труда не создает избыточного инфляционного давления. Безработица вблизи исторически низких уровней обусловлена не расширением спроса на труд, а одновременным сокращением численности занятых и трудоспособного населения.

С начала 2019 года бюджетная политика оказала сдерживающее влияние на динамику экономической активности. Это отчасти связано с более медленной, чем ожидалось, реализацией запланированных Правительством национальных проектов. В дальнейшем увеличение государственных расходов, в том числе инвестиционных, и их влияние на экономический рост будут иметь более распределенный во времени характер.

Прогноз роста ВВП в 2019–2022 годах сохранен Банком России без изменений. Темп прироста ВВП будет постепенно увеличиваться с 0,8–1,3% в 2019 году до 2–3% в 2022 году. Это возможно по мере реализации комплекса мер Правительства по преодолению структурных ограничений, в том числе реализации национальных проектов. При этом ожидаемое на прогнозном горизонте замедление мировой экономики продолжит оказывать сдерживающее влияние на рост российской экономики.

Инфляционные риски. На краткосрочном горизонте дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. Это прежде всего связано со слабой динамикой внутреннего и внешнего спроса. Сохраняются дезинфляционные риски со стороны динамики цен на отдельные продовольственные товары, в том числе за счет роста предложения сельскохозяйственной продукции. Проинфляционные риски со стороны роста бюджетных расходов во второй половине 2019 - начале 2020 года остаются невысокими ввиду того, что увеличение расходов, вероятно, будет иметь более распределенный во времени характер. Вместе с тем в случае более значительного снижения темпов роста мировой экономики, в том числе под влиянием ужесточения международных торговых ограничений, иных геополитических факторов, может происходить усиление волатильности на мировых товарных и финансовых рынках, оказывая влияние на курсовые и инфляционные ожидания.

На более длинном горизонте сохраняются проинфляционные риски со стороны ряда внутренних условий. Значимым риском остаются повышенные и незаякоренные инфляционные ожидания. На среднесрочную динамику инфляции также могут оказать влияние параметры бюджетной политики, в том числе решения об инвестировании ликвидной части Фонда национального благосостояния сверх порогового уровня в 7% ВВП.


Оценка Банком России рисков, связанных с динамикой заработных плат и возможными изменениями в потребительском поведении, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.

При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 13 декабря 2019 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России - 13:30 по московскому времени .

Динамика ключевой ставки Центрального Банка РФ за 2013 - 2019 годы

Ключевая ставка была заявлена как основной инструмент денежно-кредитной политики с 13 сентября 2013 г. Начиная с этой даты и до конца 2013 года она составляла 5,50% годовых, инфляция по итогу 2013 года составила 6,45%.

В 2014 году ключевая ставка менялась 6 раз, и все в сторону роста. 2014 год Россия завершила с ключевой ставкой ЦБ в размере 17,00%. Резкое повышение ключевой ставки до 17,00% годовых произошло 16 декабря 2014 года. Совет директоров Банка России отметил, что данное решение было обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски. Инфляция по итогу 2014 года составила 11,36%.

2015 год, начавшийся со ставки 17% годовых, продолжился постепенным её снижением. В течении 2015 года произошло 5 изменений ключевой ставки, а самих ставок в течении года было 6. Год завершился с ключевой ставкой в 11,00%. Инфляция по итогу 2015 года составила 12,90%.

В течении января - июня 2016 года Банк России периодически принимал решение сохранить действовавшую с 2015 года ключевую ставку на уровне 11,0 % годовых, с 14 июня - снизил её до 10,50%, а с 19.09.2016 г снизил до - 10,00%. На конец 2016 года ключевая ставка сохранена на уровне 10,00%. Инфляция на конец 2016 года составила - 5,4%.

С начала 2017 года ключевая ставка Банком России сохранялась на уровне 10,00%, а со второго квартала началось её методичное понижение. За 2017 год ключевая ставка менялась 6 раз и снизилась с 10,00% до 7,75 % к концу года. Инфляция в России за 2017 год составила 2,5%.

В начале 2018 года ключевая ставка Банка России составляла 7,75% годовых, с 12.02.2018 года снижена до 7,50%., с 26 марта 2018 года снижена до 7,25% годовых, а с 17.09.2018 года повышена до 7,50%. С 17.12.2018 года ставка вновь повышена до 7,75% и вернулась к ставки, действовавшей в начале года. Ключевая ставка 7,75% будет действовать до 22 марта 2019 года.

С начала 2019 года ставка Банка России составляла 7,75% годовых, с 17 июня 2019 года - 7,50%, с 29 июля 2019 года - 7,25%, с 09.09.2019 - 7,00%, а с 28.10.2019 г. - 6,50% и которая пока будет действовать по 13 декабря 2019 года. Динамика ключевой ставки Банка России в 2019 году впечатляет, так как в течении года она сменилась уже пятый раз. Общее понижение за год составило 1,25 п.п.

Таблица динамики (изменений) ключевой ставки ЦБ РФ за 2013 - 2019 годы

В таблице приводится динамика (изменений) ставки Банка России с момента её введения (с 13 сентября 2013 года):


Период действия ставки Ключевая ставка Банка России (%)
с 28 октября 2019 г. - по 13 декабря 2019 года (дата может уточняться) 6,50
с 09 сентября 2019 г. - по 27 октября 2019 года 7,00
с 29 июля 2019 г. - по 08 сентября 2019 года 7,25
с 17 июня 2019 г. - по 28 июля 2019 года 7,50
с 17 декабря 2018 г. - по 16 июня 2019 года 7,75
с 17 сентября 2018 г. - по 16 декабря 2018 года 7,50
с 26 марта 2018 г. - по 16 сентября 2018 года 7,25
с 12 февраля 2018 г. - по 25 марта 2018 года 7,50
с 18 декабря 2017 г. - по 11 февраля 2018 года 7,75
с 30 октября 2017 г. - по 17 декабря 2017 года 8,25
с 18 сентября 2017 г. - по 29 октября 2017 года 8,50
с 19 июня 2017 г. - по 17 сентября 2017 года 9,00
с 02 мая 2017 г. - по 18 июня 2017 года 9,25
с 27 марта 2017 г. - по 01 мая 2017 года 9,75
с 19 сентября 2016 г. - по 26 марта 2017 года 10,00
с 14 июня 2016 г. - по 18 сентября 2016 г. 10,50
с 03 августа 2015 г. - по 13 июня 2016 г. 11,00
с 16 июня 2015 г. - по 02 августа 2015 г. 11,50
с 05 мая 2015 г. - 15 июня 2015 г. 12,50
с 16 марта 2015 г. по 04 мая 2015 г. 14,00
с 02 февраля 2015 г. по 15 марта 2015 г. 15,00
с 16 декабря 2014 г. по 01 февраля 2015 г. 17,00
с 12 декабря 2014 г.по 15 декабря 2014 г. 10,50
с 05 ноября 2014 г. по 11 декабря 2014 г. 9,50
с 28 июля 2014 г. по 04 ноября 2014 г. 8,00
с 28 апреля 2014 г. по 27 июля 2014 г. 7,50
с 03 марта 2014 г. по 27 апреля 2014 г. 7,00
с 14 сентября 2013 г. по 02 марта 2014 г. 5,50

Определение и история введения

Ключевая ставка Банка России впервые официально была заявлена как основной инструмент денежно-кредитной политики 13 сентября 2013 года. Тогда, на Совете директоров Банка России было введено новое макроэкономическое понятие - "Ключевая ставка" , а так же был изменён и подход к инструментам денежно-кредитной политики.

Именно 13 сентября 2013 года Совет директоров Центрального банка РФ принял историческое решение о реализации комплекса мер по совершенствованию инструментов системы денежно-кредитной политики в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции* .

Меры по новой денежно-кредитной политики Банка России включают следующее:

  1. введение ключевой ставки путём унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя;

  2. формирование коридора процентных ставок Банка России и оптимизацию системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора;

  3. изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России.
Банк России объявил ключевой ставкой денежно-кредитной политики процентную ставку по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя (5,50 процента годовых на 13 сентября 2013 года). Банк России намерен далее использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что будет способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений.

Ключевая ставка ЦБ РФ - это ставка, устанавливаемая Банком России в целях оказания прямого или опосредованного воздействия на уровень процентных ставок, складывающихся в экономике страны, которое происходит через кредитование Банком России коммерческих банков. То-есть, с её помощью происходит воздействие на экономику, с целью достижения планируемого уровня инфляции.
Регулирование ключевой ставки, как правило, является основным инструментом денежно - кредитной политики Банка России.

Банк России с 1 января 2016 года скорректировал ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки, а до этой даты ставка рефинансирования имела второстепенное значение и указывалась на сайте Банка России справочно.

То есть, начиная с 13.09.2013 года и до 01.01.2016 года на сайте Банка России (в разделе основных индикаторов финансового рынка) осуществлялась запись, которая отражала уже новые подходы к системе инструментов денежно-кредитной политики. Запись выглядела так:

  • Ключевая ставка, % - 0,00

  • Справочно: ставка рефинансирования, % - 0,00.
А с 01.01.2016 года ставка рефинансирования на сайте Центрального Банка РФ даже справочно перестала отражаться.

Важно : Советом Директоров Банка России (от 11.12.2015 г.) установлено, что начиная с 1 января 2016 года:

  • значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и её самостоятельное значение в дальнейшем не устанавливается. Изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину.
  • с 1 января 2016 года Правительство Российской Федерации будет использовать ключевую ставку Банка России во всех нормативных актах вместо ставки рефинансирования (о чем Премьер-министром России Д. Медведевым подписано распоряжение).

Итак, действующая на сегодня ключевая ставка Банка России составляет - 6,50 % годовых, а период её действия - с 28 октября 2019 года по 13 декабря 2019 года.

* Таргетирование инфляции – комплекс мер, выражающийся в выборе экономических целей, на которые необходимо воздействовать, чтобы достичь планируемого уровня инфляции.

Динамику по ставке рефинансирования с 1 января 1992 г. по 13 сентября 2013 г. можно посмотреть

В период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года государственный долг Российской Федерации вырос с 7,5 (10,6% ВВП) до 11,1 трлн. рублей (13,2% ВВП), в среднем ежегодно увеличиваясь примерно на 1% ВВП. При этом средние темпы прироста государственного долга, как минимум, превышали темпы прироста ВВП страны. Тем не менее, к началу 2017 года общий объём долевой нагрузки по-прежнему находился в безопасных пределах - менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением.

Заметные изменения происходят в структуре задолженности субъектов. Политика замещения (часто - рефинансирования) рыночного долга бюджетными кредитами дала следующие результаты. За период 2014-2016 годов доля обязательств по ценным бумагам и банковским кредитам уменьшалась с 66% до 54%, а доля задолженности по бюджетным кредитам увеличилась с 27% до 42%.

В ближайшие два года уровень софинансирования госпрограмм в регионах сохранится на прежнем уровне, сообщили представители Минэкономразвития на заседании Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Темой заседания стало распределение субсидий из федерального бюджета на реализацию госпрограмм. Доходы бюджета в 2017 году составляют 14 триллионов рублей, а совокупные долги бюджетов субъектов Федерации — 2 триллиона 300 миллиардов. Долги муниципальных бюджетов составляют около 700 миллиардов рублей.

Получается, что 20 процентов доходной части бюджета — это долги, и 60 процентов из них — задолженность коммерческим банкам, кредиты в которых брали под проценты от 13 и выше. Меньшая часть долгов — по кредитам Минфина под 0,5 процентов.

Несмотря на такую ситуацию, при обсуждении бюджета на 2017 год заговорили о том, что софинансирование различных программ между федеральным Центром и регионами начало резко меняться. Например, в Калининградской области на реализацию программ из федерального бюджета шло 70 процентов, а из регионального — 30 процентов. Это соотношение предлагают поменять в размере 63 на 37 процентов, и это изменение окажется существенным для регионов.

В Минфине отмечают, что эта пропорция сохранится на прежнем уровне — регионам дают переходный период, чтобы перейти на новую систему. Причём в будущем изменения коснутся только высокодоходных субъектов Федерации.

Представители Минэкономразвития заверили, что до 2019 года порядок софинансирования госпрограмм изменяться не будет. Аудитор Счётной палаты Росляк считает, что нужно провести парламентские слушания по этому вопросу.

«Счётную палату волнует состояние бюджетной сбалансированности, а также вопрос, почему в бюджетах образуется дефицит, — сказал он. — Общий уровень дотаций на сбалансированность увеличен, но ситуация остаётся неблагоприятной».

Данный фактор является одним из важнейших в развитии туризма на территории Полесско-Туровской культурно-туристской зоны. К сожалению, не каждый гражданин Республики Беларусь на данный момент может позволить себе отдых за рубежом хотя бы один раз в год. Это делает белорусские курорты более конкурентно способными, по сравнению с зарубежным, не смотря на то, что они предлагают узкий спектр услуг и более низкий уровень комфортности. Тем не менее, выездной туризм в Беларуси пользуется большой популярностью. Причин этому довольно много:

– более благоприятные для отдыха климатические условия;

– высокое качество обслуживания;

– широкий спектр услуг;

– познавательные цели;

– качественно оздоровление (морская вода, горячие источники, грязи, и т.д.) .

Высокий уровень развития общества непрерывно связан с уровнем образованности и высокой духовной культурой населения. В Республике Беларусь уровень образования довольно высокий, но сложные социально-экономические условия не позволяют большинству населения удовлетворить свои рекреационные потребности. Развитию туризма способствует рост культурно-образовательного уровня жизни. По данным исследований, с повышением уровня образования уменьшается доля лиц, проводящих отдых дома.

Свободное время является одним из условий жизни деятельности, способствуя реализации рекреационных потребностей и развитию туризма. Свободное время – это часть нерабочего времени, в рамках которого происходит восстановление и развитие физических, интеллектуальных и духовных сил человека. Свободное время в социально-экономической и географической литературе эту часть принято называть рекреационным временем. Современная деятельность человека при ограниченной двигательной активности сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением, что бы восстановить силы требуется непременно отдохнуть. Большинство людей проводят свои отпуска, выходные и праздничные дни выезжая за город либо в другую страну.

Материальной основой развития и расширения туристского движения является транспорт. Специфическая черта транспортных связей – их интеграционный характер. Поскольку они объединяют отдельные регионы в единое целое. Для туризма особенно важно обеспечение связей между местными, национальными и международными средствами передвижениями, что бы туристское передвижение не имело разрывов транспортных сообщений.

Развитие транспорта в туризме осуществляется в следующих направлениях: развитие его материально-технической базы; совершенствование организации и управления системы транспортного обслуживания.

Расширение сферы обслуживания ведет к увеличению организованного и въездного туризма. Развитие сферы обслуживания в целом в Республике Беларусь проблемно вследствие низких доходов населения. Более качественные платные услуги стоят соответствующе не мало. Следовательно, на данный момент качество оказания платных услуг довольно невысокое.

Несмотря на это, сфера обслуживания расширилась (рестораны, учреждения быстрого питания, сауны, бани, оздоровительные и спортивные комплексы, развлекательные учреждения, и т.д.) .

Таким образом определен круг социально-экономических факторов, оказывающих воздействие на развитие туризма в Полесско-Туровской культурно-туристской зоне. Вследствие проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:

– фактором, оказывающим максимальное влияние на развитие туризма в рассматриваемом регионе является развитие транспорта (рисунок 16) и коммуникаций (увеличение количества автомобилей). Действительно, количество автомобилей заметно возросло. Автомобиль является самым верным средством передвижения, используемым как для поездок внутри страны, так и для выезда за рубеж.

–фактором, оказывающим минимальное воздействие, – трудовая деятельность (а именно количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте, т.е. тех людей которые могут обеспечивать себя и свою семью материально). К сожалению, в данный момент вышеуказанный фактор не имеет практически никакого значения, т.к. уровень средней заработной платы до-

вольно низок. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не каждый гражданин Беларуси может позволить себе комфортно отдохнуть в пределах собственной страны, не говоря о выезде за рубеж. Следовательно, данный фактор не является столь существенным для развития туризма в нашей стране.

– выявлены факторы, которые отрицательно повлияли на развитие туризма: развитие общественного производства, потребность в восстановлении трудоспособности и здоровья, рост материального и культурно-образовательного уровня (а именно показатели по доходу на душу населения, количеству выпускников высших учебных заведений) .

Отечественная промышленность развивается, к сожалению, медленными темпами (в силу многих причин и прежде всего переходного состояния экономики). Количество людей, занятых в промышленности уменьшается. Заработная плата у работников не повысилась до определенно-стабильного уровня.

Студентам и выпускникам средних специальных учебных заведений так же тяжело оплатить себе качественные рекреационные мероприятия вследствие того, что:

– многие из числа студентов учатся на платном отделении, а те, кому удалось поступить на бесплатное получают небольшую стипендию;

– у студентов в Республике Беларусь нет возможности найти временную вакансию для стабильного приработка,

– бюджет учебных заведений слишком мал, для того чтобы отправлять учащихся на стажировку за рубежом.

Восстановление трудоспособности и здоровья, как оказалось, так же не является положительным фактором для развития туризма. До сих пор большинство белорусов предпочитают проводить отпуска и выходные на даче (опять же по причине низкого уровня заработных плат).

–выявлены факторы, оказавшие положительное воздействие на развитие туризма: урбанизация, рост материального уровня (а именно по ВВП на душу населения), развитие транспорта и коммуникаций, расширение сферы обслуживания .

Следует сделать вывод, что не все факторы оказывают на туризм положительное воздействие. Причиной, судя по всему, является нестабильный переходный характер экономики в нашей стране. На стыке отживания старой системы, административно-командной, и построения новой, рыночной, туризм, как и любая другая сфера экономической деятельности, развивался весьма нелегко, однако прогресс в его развитии на сегодняшний день, наметился огромный. Постепенно, вместе со стабилизацией экономического положения в Республике Беларусь, для туризма будут открываться все новые и новые перспективы, превращая данную сферу деятельности в слаженно функционирующий механизм, служащий как народу (здравоохранение, культурно-познавательные цели), так и государству (одна из стабильных и больших статей дохода).

Основные игроки

Для формирования максимально ясной картины о состоянии рынка, для рассмотрения будут взяты наиболее популярные фирмы занимающиеся продажей ручного инструмента по Санкт-Петербургу. Фирм занимающихся исключительно оптовым сбытом продукции найти не удалось. Все «оптовые» предприятия, так же имеют функцию розничной продажи.

Оптовые фирмы

1) Торгово-производственная компания «АИСТ»

2) ООО «ИнструментТорг»

3) Санкт-Петербургская компания «Wira»

4) ООО «Росэнергогрупп» - Fit Instrument

5) ООО «Питер Инструмент»

6) ООО «Статус»

7) Компания «Мир Инструмента»

8) Инструментальная компания «Викселен СПб»

9) ООО «Юнитех»

10) ООО «МАСТЕРИНСТРУМЕНТ»

Для фирм занимающихся оптовой продажей ручного инструмента по Санкт-Петербургу, характерно то, что компаний, занимающихся непосредственно производством продукции, крайне мало. Это обусловлено тем, что большинство оптовых фирм в основном занимаются перепродажей брендовых инструментов с высокой наценкой, что вероятнее всего, является наиболее выгодным бизнесом.

Розничные сети

К розничным сетям также можно отнести большинство вышеперечисленных оптовых фирм, так как практически везде есть возможность покупки инструментов в розницу.

1) ООО «Арсенал Строй»

2) ООО «СтройЛЮКС» - ANZA

3) Производственная компания ООО «Поставщик»

4) ООО «СТИЛМАРК СПБ»

5) ООО «Ураган Инструмент»

В сфере розничных продаж, гораздо больше компаний занимающихся непосредственно производством и продажей своей продукции. Однако, как показывает статистика, это гораздо более затратно, нежели перепродажа. Однако и эти компании находят своих клиентов, ввиду своих ценовых специфических ценовых политик.

Крупные несетевые магазины и базы

1) Строительный торговый дом Арсенал

2) Компания «ПРОЛАЙН»

3) ООО «Первая Строительная База»

4) ООО «Снабстрой»

5) Производственная оптово-розничная база ООО «Энкор»

Крупные несетевые базы отличаются минимальным количеством пунктов сбыта своей продукции, однако они подразумевают огромный выбор продукции по вполне адекватным ценам, в отличие от сетевых мест.

рынок малярный слесарный оптовый

Основные тенденции развития в период с 2013 по 2015 год

В 2015 году для рынка ручного электроинструмента был характерен небольшой рост в 3-7% по отношению к 2014 году. Как отмечают эксперты, в 2015 году рост рынка ручного электроинструмента замедлился, началась стагнация, выраженная в незначительных темпах развития рынка (1%-3%). Согласно оценкам экспертов, данная ситуация связана с общей экономической ситуацией в стране, выраженной в нестабильности основных секторов и отраслей промышленности.

Рынок ручного электроинструмента имел ориентацию на товары импортного производства, так в его структуре большую долю занимала зарубежная продукция - около 85% в 2013 году и примерно 90% в 2014 г.

Отличительной чертой структуры импорта ручного электроинструмента являлось преобладание техники, произведенной в Китае - примерно 75% в 2013 г. и 2014 г. соответственно. Данный факт являлся результатом перемещения производства ведущих игроков, в том числе отечественных в КНР.

Лидером в производстве ручного электроинструмента на российском рынке являлась отечественная компания ЗАО «Интерскол», выпускающая большинство своей продукции на производственных площадках в КНР.

Согласно существующим прогнозам экспертов, 2016-2017 гг. будут характеризоваться нестабильным и небольшим ростом рынка на уровне (0.5-2%). Однако, существует мнение о том, что через несколько лет произойдет перенасыщение рынка ручного электроинструмента за счет увеличения состава участников и постоянного обновления линеек товаров среди основных производителей.

В ассортиментной сегментации существует тенденция к увеличению объемов аккумуляторного электроинструмента. Цены на электроинструмент претерпели существенные изменения в виду нестабильности рубля. Прогнозируется их изменение и в будущем. Рост цен на энергоносители и комплектующие заставляет искать способы снижения затрат на производство, вследствие чего все больше прослеживается тенденция к переводу производственных мощностей на территорию Китая.

Объем расходов государственного бюджета (без учета целевых бюджетных фондов) за период с 2013 по 2014 г. увеличился (Приложение Г.). Быстрый рост расходов бюджета был вызван не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности а также необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности.

В течение 2013--2014 гг. темпы роста расходов государственного бюджета были на 2,3 пункта ниже темпов роста государственных доходов, что в условиях дефицита бюджета вполне оправданно.

Особенностью бюджета, отражающей развитие его рыночной направленности, стали более низкие темпы роста расходов на отрасли хозяйства (которые увеличились в 23 раза по сравнению с темпами роста расходов бюджета в целом). Ниже средних были темпы роста расходов на национальную оборону, науку.

Вместе с тем значительно увеличились расходы на международную деятельность, пополнение государственных запасов и резервов, обслуживание государственного долга (Приложение Д).

Необходимо обратить внимание на важную и прогрессивную особенность бюджета, выражающуюся в переходе от финансирования расходов по направлениям затрат к финансированию целевых программ. Так, в соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", ежегодно при подготовке проекта Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь" утверждается перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета.

Такой перечень формируется с 1992 г. в отраслевом разрезе и с учетом возможностей бюджета. Общий объем ассигнований, предусмотренный на финансирование республиканских целевых программ в 2014 г., определен в размере 317,3 млрд. р., или около 10 % от расходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов. Перечень включает 25 программ, объединенных в три основных раздела. Около 94 % этих расходов предполагалось направить на государственные народно-хозяйственные и социальные программы, 5,3 % -- на президентские программы "Дети Беларуси" -- на специальные программы.

Значительный объем средств -- 20 млрд. р., или 6,3 % от общей суммы программ, направлялся на финансирование программ по развитию агропромышленного комплекса. Здесь реализуются программы по обеспечению аграрной реформы, а также по охране и рациональному использованию земель.

В соответствии с принятым курсом на развитие наукоемких отраслей, в республиканских целевых программах сосредоточены государственные научно-технические программы по реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и других проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, региональные и отраслевые научно-технические программы.

Развитие рыночных начал в экономике выразилось в реструктуризации расходов государственного бюджета.

Анализ структуры расходной части бюджета за 2013- 2014 гг. позволяет выявить особенности в его развитии, свойственные периоду переходной экономики в Республике Беларусь.

Период с 2013 по 2014 г. характеризуется усилением социальной направленности расходов бюджета. Объем финансирования социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной защите составляет почти половину всех расходов консолидированного бюджета. С 2013 по 2014 г. удельный вес расходов на социально-культурные учреждения и мероприятия по социальной защите вырос в общем объеме расходов с 30,4 % до 46,8 % в 2014 г. Одновременно в 2013г. увеличились расходы на отрасли хозяйства на 2,3 пункта, а в 2014 г. -- еще на 0,6 пункта. Вряд ли можно считать правомерным такое смещение акцентов, признавая необходимость развития самофинансирования в реальном секторе экономики.

Снижение удельного веса расходов на социально-культурные учреждения и мероприятия по социальной защите было остановлено в 2013г., когда их доля в расходах бюджета (без учета целевых фондов) достигла отметки 44,3 %.

Следует обратить внимание еще на одну особенность при распределении расходов на социально-культурные мероприятия. С целью выравнивания расходов в социально-культурной сфере, начиная с 2013 г., расходы местных бюджетов на отрасли непроизводственной сферы стали определяться по утверждаемому единому нормативу бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Однако региональные факторы при расчете объема финансирования не учитывались, что вызывало значительную дифференциацию в обеспеченности отраслей непроизводственной сферы бюджетными ресурсами.

Приобретение опыта функционирования республики в условиях суверенитета, а также дефицит бюджета повлияли на сокращение доли расходов на оборону с 4,8 % в 2013 г. до 3,7 % в 2014 г.

Расходы на финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий сократились в 2,8 раза: с 12,6 % в 2013 г. до 4,5 % в 2014 г.

Характерной чертой бюджета Беларуси в течение всего анализируемого периода было превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит прогнозировался и утверждался ежегодно в Законе о бюджете.

Глава 3. Прогноз бюджета РБ на 2015 год

Прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2015 год будет сбалансирован, экономика будет обеспечена соответствующими ресурсами. Бюджет спланирован как бездефицитный, в нем предусмотрены резервы для выплат по государственным долгам.

Что касается приоритетов на 2015 год, то главным из них, по словам премьера, является выплата внешних долгов. При этом ситуация может несколько усложниться в связи с так называемым большим налоговым маневром Российской Федерации.

По-прежнему большое внимание будет уделяться поддержке реального сектора экономики, включая село. Так, только в сельское хозяйство будет направлено около Br15 трлн бюджетных средств. В числе приоритетов также национальная оборона, образование, здравоохранение. Вместе с тем планируется значительно сократить бюджетную поддержку транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. В частности, несколько стабилизировался рынок калийных удобрений. Фактически завершается модернизация деревообработки, что позволяет рассчитывать на достаточно мощный рост экспорта. Значительные резервы по экспорту услуг, имеются также у белорусских строителей.

Инфляцию в Беларуси в 2015 году планируется удержать на уровне 12%. Не менее важной государственной задачей на будущий год является недопущение снижения золотовалютных резервов. Для достижение этих целей Нацбанк намерен придерживаться тех же принципов денежно-кредитной политики, которая действует в текущем году. Также в следующем году, продолжится проведение курсовой политики, направленной на сглаживание колебаний обменного курса белорусского рубля. Предполагается, что среднегодовое значение обменного курса в долларовом эквиваленте составит Br11 300 - 11 400 за $1. Такое изменение стоимости национальной валюты позволит поддержать ценовую конкурентоспособность белорусской продукции", В ходе реализации процентной политики пристальное внимание в 2015 году будет уделяться вопросам дальнейшего снижения стоимости кредитных ресурсов для экономики. Определенные подвижки были сделаны уже в этом году Интенсивность процентных ставок в экономике, по ее словам, будет определяться скоростью замедления инфляции, ситуацией на внутреннем валютном и депозитном рынках. Ставка рефинансирования в прогнозируемых макроэкономических условиях может составить 15-16% на конец следующего года или 17-18% в среднем за год. При этом ставки по вновь выдаваемым кредитам на конец 2015 года могут снизиться до 20-21%", Наряду с достижением цели по инфляции Национальный банк будет уделять внимание вопросам денежно-кредитной системы. Продолжится работа по формированию финансового рынка, включая его инфраструктуру, что будет способствовать привлечению в страну внутренних и внешних инвестиций. Дальнейшее развитие получат также небанковский сегмент финансового рынка, в том числе лизинг, микрофинансирование, страховые услуги и внебиржевые финансовые инструменты. Особое внимание будет уделено кредитно-финансовой поддержке малого и среднего бизнеса производственной направленности. Продолжится внедрение новых технологий, повышение стандартов и качества предоставляемых банковских и финансовых услуг, развитие розничных безналичных расчетов за счет расширения возможностей по использованию банковских платежных карточек и электронных денег.

Рост белорусской экономики в 2015 году прогнозируется на уровне 2-2,4%. экономическое развитие Беларуси в следующем году будет происходить в сложных условиях, связанных с замедлением экономического роста в странах - основных торговых партнерах вследствие усиления геополитической напряженности и реализации взаимных экономических санкций России и Запада. Поэтому главная особенность прогноза - его целевой характер. прогноз социально-экономического развития на 2015 год ориентирует все органы госуправления на выполнение напряженных показателей. В частности, экономический рост прогнозируется на уровне 2-2,4%, прирост экспорта - 4,3% (к ожидаемому уровню 2014 года). Уровень инфляции планируется замедлить до 12%. Главная целевая задача последнего г В 2015 году необходимо обеспечить ожидаемую отдачу от вложенных средств на предприятиях "Беллесбумпрома", Минсельхозпрода, Минстройархитектуры и "Беллегпрома", где темпы роста производства продукции и экспорта должны быть выше, чем в среднем по промышленности.

Предполагаемые вложения в экономику составят Br240 трлн, темп роста инвестиций в основной капитал - 100,7% (к уровню 2014 года). При этом 50% инвестиций будет использовано на модернизацию. Как подчеркнул министр, главным ее принципом остается вложение средств не в стены, а в оборудование. ода пятилетки - наращивание экспорта и формирование положительного сальдо", в 2015 году сохранится положительная динамика уровня жизни населения. Согласно расчетам, реальные денежные доходы увеличатся на 1,7-2,1%. Предусматривается опережающий рост производительности труда над ростом заработной платы, сокращение разрыва между среднемесячной заработной платой работников бюджетной сферы и в целом по экономике.

Заключение

В данной работе была сделана попытка проанализировать доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики.

Структура доходной части бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками доходов являются налоговые поступления, и в частности косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Удельный вес двух первых из них в структуре доходов бюджета занимает 44%. На долю прямых налогов на доходы и прибыль приходится только 17% поступлений. Таким образом, в структуре налогов бюджета в республике преобладают косвенные, тогда как в большинстве стран мира, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги.

В одобренном проекте закона наибольшее повышение налоговой нагрузки коснулось так называемых ценообразующих налогов (прирост чрезвычайного налога запланирован в объеме 301% и акцизов - 330%). Если же учесть повышение налога с физических лиц, поступающего в местные бюджеты (303%), то в совокупности это может отрицательным образом сказаться на реальных доходах населения.

Увеличение налоговой нагрузки - скорее негатив, нежели позитив нового законопроекта, так же как и сохраняющаяся довольно запутанная система налоговых изъятий в республиканский и местные бюджеты. Сейчас предприятия уплачивают 19 налогов и других платежей, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному. При этом некоторые налоги состоят из нескольких самостоятельных платежей. Например, отчисления в дорожные фонды включают в себя фактически 7 разновидностей платежей. Местные органы власти добавляют в зависимости от рода деятельности еще около 30 налогов и сборов.

Попытка объединить отчисления в местный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, и расходов, связанных с дорожным фондом, как это сделано в законопроекте, по сути ничего не меняет.

Финансовая система Республики Беларусь с обретением республикой самостоятельности и проведением экономических реформ претерпела значительные изменения. Она пополнилась новыми звеньями, которых ранее не было. Все государственные расходы ранее финансировались из бюджета. Начиная с 1990г., в Беларуси, начинает широко применяться практика образования целевых государственных фондов денежных средств, как в составе бюджета, так и внебюджетных фондов.

Целевые фонды, входящие в состав бюджетов, - это локализованные в соответствующих бюджетах денежные средства, имеющие, как правило, строго целевое назначение и используемые органами исполнительной власти одновременно с исполнением расходной части бюджетов. Указанные фонды не имеют закрепленных за ними источников доходов, а формируются за счет бюджетных субвенций. Внебюджетные фонды имеют свой правовой статус, законодательно установленные источники их формирования.

Таким образом, целевые бюджетные и внебюджетные фонды - это специальные фонды, создаваемые органами представительной власти с целью финансирования республиканских и региональных программ и мероприятий экономического и социального характера.

Республика Беларусь вступила в XXI в. в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.

На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования. В частности, в области формирования доходов можно предложить следующее:

  • 1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
  • 2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.
  • 3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.
  • 4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов.
  • 5. Усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).
  • 6. Совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
  • 7. Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов социальной направленности), формирование интегрированной структуры бюджета.
  • 8. Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц.
  • 9. Укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании обложения налогами.