Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Различают следующие экономические системы. Чем отличаются экономические системы друг от друга. Экономическая система и ее типы

Оценивая развитие региона, необходимо уметь видеть, какая модель экономики в рамках какой экономической системы нем преобладает.

Экономическая система общества - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Основными элементами экономической системы являются:

    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    организационные формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

    конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Субъектами экономической системы являются задействованные в ней участники, т.е.:

1) частные лица;

2) объединения, предприятия, учреждения;

3) государственные организации;

4) государство;

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

По способам регулирования хозяйственной деятельности (координа­ции хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные эко­номики.

Нерыночные типы экономик подразделяют на традиционные и командно-административные .

В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.

Традиционные экономики всегда сопутствуют доиндустриальному обществу. Также для стран с этим типом экономики характерны :

Низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;

Политическая и экономическая нестабильность;

Слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;

Чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;

Неконкурентные цены на товары;

Низкий уровень накопления и скудные инвестиции;

Малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство;

Большой процент неграмотных;

Недостаток квалифицированных работников;

Высокий уровень безработицы.

!!! Интересно , что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях

Командно-административная (централизованная плановая) на­циональная экономика строится на подчинении основ хозяйствова­ния предприятий централизованным директивам. Такая система эко­номической координации строится на государственной собственности на средства производства.

Характерными чертами командно-административной системы выступают :

Полный контроль государства за производством и распределением;

Прямое управление предприятиями из центра;

Управление с помощью административно-приказных методов.

Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

Рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);

Рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;

Рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

Россия после распада СССР стремилась повсеместно ограничить роль государства, . Поэтому в ее на­циональном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Типы и характеристика экономических систем

Тип экономиче­ской системы и ее характеристика

Достоинства

Недостатки

Традиционная

Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить.

Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда.

Многоукладность экономики.

Консерватизм и неприятие ново­введений.

Не обсуждается, т.к. этот тип экономики несовременен, он соответствует доиндустриальным обществам

См. характеристику системы

Командная (плановая)

Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти.

Отсутствие у производителей свободы выбора.

Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства.

Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности.

Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне».

Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления.

Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей. Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления.

Рыночная

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания.

Преобладание частной собствен­ности.

Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами.

Свободная конкуренция.

Минимальное влияние государства.

Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка»).

Свобода выбора и деятель­ности предпринимателей. Способствует повышению качества товаров и услуг. Гибкость, высокая адаптированность

к изменяю­щимся условиям. Стимулирование научно-технического прогресса.

Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги. Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям.

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования.

Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий. Расточительное отношение к природным ресурсам.

Смешанная (развитая смешанная экономика)

Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного

регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.

Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием.

Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ.

Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности. Социальные гарантии. Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями.

Обеспечение политиче­ской стабильности. Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций. Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки.

Отсутствие стандартных схем.

Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики.

Функции государства в смешанной экономике

Перераспреде­ление доходов с помощью налоговой системы и фон­дов централизо­ванных средств

Поддерж­ка пред­приятий государ­ственного сектора экономики

Финансирова­ние сферы обра­зования, куль­туры, науки, обеспечение общественного порядка

Влияние на перерас­пределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения без­работицы и спадов производства

ООН предложила группировку стран по достигнутому уровню экономического разви­тия . Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню и выделила три группы стран (в составе ООН к середине 1990-х г.г., когда создавалась группировка, было 184 страны):

1. Ра звит ые страны с рыночной экономикой - 24 промышленно- развитых стра­ны с высоким уровнем доходов. Из этих стран выделяют страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Ита­лию. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны (Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея).

2.Р азвивающиеся страны с рыночной экономикой . - 132 государства Азии и Африки, Латин­ской Америки. Характеризуются низким и средним уровнем доходов и производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме. Китай, несмотря на его активное ре­формирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран

3.С траны с переходной экономикой (от административно-команд­ной к рыночной) - 28 государств. В их составе вы­деляют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию, вторая под­группа - страны СНГ и Монголию. Страны с переходной экономикой иногда называ­ют посткоммунистическими. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня.

Современная Россия попадает в группу стран с переходным типом экономики , хотя США вроде бы нас относило к рыночным.

Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной?

Командно-административная система – тип экономики, при котором господствующая роль отводится государству. Ярчайшие образцы – это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ. Крупнейшие производственные центры сосредоточены в руках государства, которое также контролирует рынки и ценообразование. Командно-административной экономике чаще всего сопутствует дефицит товаров, чёрный рынок, коррупция.

Рыночная система – экономика, построенная на принципах минимального участия государства в хозяйственно-производственных процессах. Основные ресурсы сосредоточены в руках частного капитала, а государство берёт на себя лишь функцию арбитра. «Чистый рынок» предполагает свободное ценообразование, постоянное движение трудовых ресурсов, конкуренцию. Его оборотная сторона – кризис перепроизводства, нечестная конкуренция, выдавливание одних игроков другими. Чтобы избежать негативных последствий, в процессы вынуждены вмешиваться государственные и общественные институты.

Смешанная система экономические модели, заимствовавшие лучшие стороны из различных подходов к управлению производством и рынком. Ярчайший представитель – современный Китай, который успешно сочетает инструменты командно-административной и рыночной экономики. С одной стороны, здесь действует свободное ценообразование, однако движение капиталов и трудовых ресурсов серьёзно ограничено. Кроме того, курс национальной валюты устанавливается не путём рыночных торгов, а доводится руководством.

Сравнение

В чем же разница между различными экономическими системами? Вышеуказанные принципы управления народным хозяйством демонстрируют разный подход к управленческим процессам. Командно-административная система стремится контролировать всё: процессы производства, распределение продукции, ценообразование, поставки продукции. На практике это приводит к тому, что субъекты отношений не имеют контакта друг с другом и лишены самостоятельности.

В рыночной экономике, напротив, государство устраняется от процессов регулирования. Это приводит к свободному движению ресурсов, рыночному ценообразованию, возможности использования валют. Такая экономика открыта для внешних и внутренних инвестиций, капиталов, технологий. Всё это приводит к её бурному росту, а порой – к перепроизводству.

Смешанная экономика берёт отдельные элементы из различных систем. Чтобы ограничить движение трудовых ресурсов, вводится контрактная система и обязательная отработка после получения высшего и среднего специального образования. Контакты между отдельными субъектами затрудняются из-за ликвидности валют, что приводит к появлению бартерных схем. Однако смешанная экономика более эффективно реагирует на вызовы рынка, в числе которых – безработица, демпинг, засилье иностранного капитала. Вводятся «мягкие» ограничения, позволяющие защитить внутренние рынки.

Командно-административная экономика изначально монополизирует все сферы экономической жизни. Это приводит к огосударствлению средств производства, и основная масса собственности сосредотачивается в руках государства. Рыночная экономика, напротив, абсолютизирует частный капитал, который, вне всяких сомнений, более эффективен. Зато народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. В смешанных экономиках данная проблема решается введением института «золотой акции», внедрением наблюдательных советов, которые вмешиваются в работу всех компаний, в том числе частных.

Какая система является более эффективной?

Рыночная модель хороша тем, что капиталы и инвестиции свободно циркулируют между странами и материками, приводя в движение передовые идеи. Тем не менее, она слабо реагирует на отдельные вызовы: перепроизводство, рост долговых обязательств, безработицу. Каждая рыночная экономика в определённой точке своего развития сталкивается с серьёзным кризисом, который вызван внутренними противоречиями системы.

Командно-административная модель более устойчива. Государственное ценообразование позволяет защитить беднейшие слои населений от экономических потрясений. Безработица минимальна, но и получить достойную зарплату за свой труд едва ли получится. Непроизвольно возникает «чёрный рынок» — следствие дефицита, а реальная стоимость валюты может отличаться от номинальной во много раз.

Сосредоточение собственности в руках государства спасает от приватизации важнейших экономических сфер. Тем не менее, эффект от её использования всегда ниже, не исключён риск банкротства и масштабных потерь. Сохранение убыточных предприятий и дотации, с одной стороны, спасают от безработицы и социальных потрясений, с другой – культивируют дух иждивенчества и пассивности.

Наиболее эффективной системой является смешанная экономика, так как она адекватно реагирует на вызовы времени и сохраняет устойчивость при различных неблагоприятных факторах. Но есть и недостаток: постоянное изменение правил игры пугает участников рынка, которые будут опасаться инвестировать серьёзные средства в «пляшущую» систему.

Выводы сайт

  1. Подход к управлению. Рыночная система управляется участниками, командно-административная и смешанная модель – государством.
  2. Ценообразование. При свободном рынке стоимость продукта устанавливается на основе спроса и предложения, при командно-административной экономике – на основе планов.
  3. Собственность. Основные ресурсы при командно-административной модели находятся в руках государства. Рыночная экономика предполагает разгосударствление собственности.
  4. Валюта. Командно-административная модель препятствует движению валют, рыночная и смешанная экономика – нет.
  5. Трудовые ресурсы. Командно-административная система управляет трудовыми ресурсами, ограничивая права и свободы работников. Рыночная система, напротив, ничем не сдерживает трудовые ресурсы.
  6. Соперничество. Рыночная и смешанная экономика работают на основе конкуренции, командно-административная модель делает упор на выполнение планов.
  7. Мотивация. Если для субъектов рыночных правоотношений важнейшим фактором является финансовый успех (размер прибыли), то для субъектов командно-административной экономики – выполнение планов.

Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной?
Командно-административная система – тип экономики, при котором господствующая роль отводится государству. Ярчайшие образцы – это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ. Крупнейшие производственные центры сосредоточены в руках государства, которое также контролирует рынки и ценообразование. Командно-административной экономике чаще всего сопутствует дефицит товаров, чёрный рынок, коррупция.
Рыночная система – экономика, построенная на принципах минимального участия государства в хозяйственно-производственных процессах. Основные ресурсы сосредоточены в руках частного капитала, а государство берёт на себя лишь функцию арбитра. «Чистый рынок» предполагает свободное ценообразование, постоянное движение трудовых ресурсов, конкуренцию. Его оборотная сторона – кризис перепроизводства, нечестная конкуренция, выдавливание одних игроков другими. Чтобы избежать негативных последствий, в процессы вынуждены вмешиваться государственные и общественные институты.
Смешанная система – экономические модели, заимствовавшие лучшие стороны из различных подходов к управлению производством и рынком. Ярчайший представитель – современный Китай, который успешно сочетает инструменты командно-административной и рыночной экономики. С одной стороны, здесь действует свободное ценообразование, однако движение капиталов и трудовых ресурсов серьёзно ограничено. Кроме того, курс национальной валюты устанавливается не путём рыночных торгов, а доводится руководством.

Сравнение экономических систем

В чем же разница между различными экономическими системами? Вышеуказанные принципы управления народным хозяйством демонстрируют разный подход к управленческим процессам. Командно-административная система стремится контролировать всё: процессы производства, распределение продукции, ценообразование, поставки продукции. На практике это приводит к тому, что субъекты отношений не имеют контакта друг с другом и лишены самостоятельности.
В рыночной экономике, напротив, государство устраняется от процессов регулирования. Это приводит к свободному движению ресурсов, рыночному ценообразованию, возможности использования валют. Такая экономика открыта для внешних и внутренних инвестиций, капиталов, технологий. Всё это приводит к её бурному росту, а порой – к перепроизводству.
Смешанная экономика берёт отдельные элементы из различных систем. Чтобы ограничить движение трудовых ресурсов, вводится контрактная система и обязательная отработка после получения высшего и среднего специального образования. Контакты между отдельными субъектами затрудняются из-за ликвидности валют, что приводит к появлению бартерных схем. Однако смешанная экономика более эффективно реагирует на вызовы рынка, в числе которых – безработица, демпинг, засилье иностранного капитала. Вводятся «мягкие» ограничения, позволяющие защитить внутренние рынки.
Командно-административная экономика изначально монополизирует все сферы экономической жизни. Это приводит к огосударствлению средств производства, и основная масса собственности сосредотачивается в руках государства. Рыночная экономика, напротив, абсолютизирует частный капитал, который, вне всяких сомнений, более эффективен. Зато народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. В смешанных экономиках данная проблема решается введением института «золотой акции», внедрением наблюдательных советов, которые вмешиваются в работу всех компаний, в том числе частных.

Какая экономическая система является более эффективной?

Рыночная модель хороша тем, что капиталы и инвестиции свободно циркулируют между странами и материками, приводя в движение передовые идеи. Тем не менее, она слабо реагирует на отдельные вызовы: перепроизводство, рост долговых обязательств, безработицу. Каждая рыночная экономика в определённой точке своего развития сталкивается с серьёзным кризисом, который вызван внутренними противоречиями системы.
Командно-административная модель более устойчива. Государственное ценообразование позволяет защитить беднейшие слои населений от экономических потрясений. Безработица минимальна, но и получить достойную зарплату за свой труд едва ли получится. Непроизвольно возникает «чёрный рынок» – следствие дефицита, а реальная стоимость валюты может отличаться от номинальной во много раз.
Сосредоточение собственности в руках государства спасает от приватизации важнейших экономических сфер. Тем не менее, эффект от её использования всегда ниже, не исключён риск банкротства и масштабных потерь. Сохранение убыточных предприятий и дотации, с одной стороны, спасают от безработицы и социальных потрясений, с другой – культивируют дух иждивенчества и пассивности.
Наиболее эффективной системой является смешанная экономика, так как она адекватно реагирует на вызовы времени и сохраняет устойчивость при различных неблагоприятных факторах. Но есть и недостаток: постоянное изменение правил игры пугает участников рынка, которые будут опасаться инвестировать серьёзные средства в «пляшущую» систему.

TheDifference.ru определил, что отличия экономических систем друг от друга заключаются в следующем:

Подход к управлению. Рыночная система управляется участниками, командно-административная и смешанная модель – государством.
Ценообразование. При свободном рынке стоимость продукта устанавливается на основе спроса и предложения, при командно-административной экономике – на основе планов.
Собственность. Основные ресурсы при командно-административной модели находятся в руках государства. Рыночная экономика предполагает разгосударствление собственности.
Валюта. Командно-административная модель препятствует движению валют, рыночная и смешанная экономика – нет.
Трудовые ресурсы. Командно-административная система управляет трудовыми ресурсами, ограничивая права и свободы работников. Рыночная система, напротив, ничем не сдерживает трудовые ресурсы.
Соперничество. Рыночная и смешанная экономика работают на основе конкуренции, командно-административная модель делает упор на выполнение планов.
Мотивация. Если для субъектов рыночных правоотношений важнейшим фактором является финансовый успех (размер прибыли), то для субъектов командно-административной экономики – выполнение планов.

Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Экономические системы объединяют все процессы и различные взаимоотношения, которые так или иначе сложились в обществе. Их типы помогают решить, что именно и как, а также для кого конкретно производить с учётом ограниченности имеющихся ресурсов. Создание, распределение, обмен и потребление характерно для любого варианта. Одним из ключевых моментов является производство благ. Ему присущи разные социально-экономические отношения, которые могут устанавливаться в конкретно взятом обществе.

Типы систем крайне важны. Они определяются после тщательного анализа 5 элементов:

  1. Соотношения таких понятий как собственность и экономические системы.
  2. Технико-экономических характеристик.
  3. Непосредственно механизмов функционирования.
  4. Социальных моментов (количество свободного времени, техники безопасности, гарантий, прочего). Здесь ещё стоит учесть, сколько приходится на каждый пункт по сравнению с остальными.
  5. Государственный план и рыночное регулирование. Сколько в процентах того и другого, нет ли особых режимов управления и т. п.

На основании этого в экономике выделяют 4 основных разновидности. Их можно кратко рассмотреть. Итак, первое – традиционная. Считается очень примитивной. Здесь основной упор делался на собирательстве и на сельском хозяйстве, которое велось экстенсивными методами. Доминировал ручной труд, торговля практически не развита. Достоинство – минимальная нагрузка на природу, человек слабо влияет на окружающую среду. В современном мире такие экономические системы тест по которым вы будете сдавать, уже почти не встречаются в чистом виде. Исключение – отдельные страны Африки, Латинской Америки, Азии. В основном принадлежат к третьему миру.

Обществознание следом за экономикой рассматривает также командо-плановую систему. Второе название – централизованная, поскольку схема осуществления контроля была именно такой. В настоящем в мире в чистом виде её нет. Была в СССР, в отдельных странах Европы и Азии.

Итак, особенности данной системы:

  1. Не было свободы для тех, кто производил товары. Всё устанавливал план, предприятия не могли самостоятельно решать, что выпускать, в каких количествах и когда.
  2. Значительное количество потребностей не была удовлетворена.
  3. Постоянный дефицит определённой продукции.
  4. Появление чёрного рынка, позволявшего хоть как-то достать нужное.
  5. Подавление инициативы и отсутствие возможностей для быстрого внедрения новых разработок. Любая информация о модернизации тщательно проверялась и проходила ряд инстанции. В результате экономическая система начинала отставать.

Отдельные исследователи считают, что несмотря на то, что буквально всё контролировал план, а критика подавлялась, у этой разновидности есть и своё преимущество. Оно заключается в социальном равенстве и определённой стабильности. Однако другие с ними

не согласны, они указывают на то, что всё это достигалось искусственно, держалось насильственными методами.

И, наконец, рыночная модель или же капитализм. Она довольно сложная, её трудно однозначно описать, способна принимать разные формы, постоянно развивается. Ключевой становится частная собственность в системе экономических отношений, а не государственная как в плановой и не общинная как в традиционной. Предпринимательство здесь развивается в условиях конкуренции, базирующейся на механизме спроса и предложения.

При этом органы становятся осуществляющими поддержку убыточных, но необходимых для функционирования страны предприятий. Также правительство следит за тем, чтобы в экономику не вливались преступные элементы, за риском дисбаланса. План развития как таковой отсутствует, его заменяют прогнозы. Важным становится контроль качества, тестирование продукции, изучение рынка. Информационные ограничения и цензура невозможны.

Впрочем, нельзя сказать, что рыночная экономика – идеальна. У неё хватает слабых мест, на которые давно указывают. В частности, к природе относятся потребительски, программы, которые не являются доходными, слабо финансируют. Чрезмерный упор – на получении прибыли, даже информационные каналы (СМИ, например) делают акцент на успехе, который связан с деньгами или же с тем, что имеет к ним непосредственное отношение. Таблица экономические системы такого типа относит к наиболее нестабильным, для них характерны периодические сильные кризисы и потрясения. Это если представить разные виды посредством таблицы для наглядности.

Стоит отметить ещё, что прибыль распределяется неравномерно. Подобные социально-экономические системы (поскольку в современном мире они уже давно делятся, в свою очередь, на подвиды) означают социальную незащищённость отдельных слоёв, расслоение на очень богатых и очень бедных.

И, наконец, существует ещё один вид, различающийся учёными. Это смешанные социально-экономические системы. Здесь вполне может быть план, но он касается не всех видов товаров. Установлены определённые информационные рамки (цензура), но модернизации и обмену данными это, как правило, не мешает. Непосредственно собственность как основа экономической системы бывает государственной и частной. Яркий пример такого варианта – Китай, отдельные признаки наблюдаются и в других странах. Узнать больше или увидеть наглядную подачу информации можно, если поискать «экономические системы презентация».

Стоит отметить, что существуют и другие типологии, дополнительные. Так, экономические системы различаются по уровню развития. Или по внедрению технологий. Для нашей страны всё ещё характерны производственные, а в США, например, всё большее значение приобретают информационные. Постоянно развивается собственности понятие, оно становится всё более широкие.

Вопрос экономические системы и собственность не обошёл и Россию сегодня. Конечно же, фундаментальная проблема с которой сталкиваются все экономические системы, актуальна и для РФ. Подразумевается решение вопроса ограниченности ресурсов. Но всё большее количество исследователей считает, что для нашего общества в настоящем даже

важнее определиться, куда именно мы идём. И как в связи с этим будем использовать человеческие, природные, информационные и прочие ресурсы. Ведь социально-экономические системы подходят к этому по-разному.

Необходимо отметить, что большое количество ключевых ресурсов в России отнесено к федеральной собственности. И поэтому крайне важно понять, кто и как её контролирует. В частности, управление федеральной собственностью осуществляет правительство, которое при этом взаимодействует со всевозможными институтами власти, акционерными обществами, фондами, государственными (и не только) предприятиями и так далее.

Определённые задачи выполняются Федеральным агентством по управлению федеральной собственностью. Данный орган взаимодействует с населением и способствует воплощению государственной политики в отношении имущества. Также Министерство экономики и развития осуществляет управление федеральной собственностью, причём не только той, которая находится в его ведении, но также и влияет на правоотношения по поводу собственности, которые возникают у других министерств и ведомств. Именно поэтому и говорится о его особой роли.

При анализе современной России нельзя не отметить, что некоторые черты плановой социально-экономической системы ей всё ещё характерны. Так, очень много собственности контролирует государство, причём через довольно сложную и разветвлённую структуру. Кроме того, такие социально-экономические системы склоняются к централизации, а в РФ за очень многим следит или же имеет право вмешиваться Президент. В то же время в России наблюдаются и признаки рыночной экономики. В целом считается, что в РФ установилась экономика переходного образца.