Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как работает бюджетное правило. Бюджетное правило: определение и значение. Мнения экономистов и государственных деятелей

Дополнительные нефтегазовые доходы России за первые шесть месяцев этого года уже составили 1,7 трлн рублей, рассказал «Известиям» глава Казначейства Роман Артюхин. Это больше половины прогнозируемой суммы за весь 2018 год. Эксперты поддерживают желание Минфина формировать накопления ускоренными темпами: эти средства должны стать «подушкой безопасности» на случай нового кризиса.

С этого года в России действует новое бюджетное правило. На все доходы от продажи нефти по цене свыше $40 за баррель Минфин покупает валюту и направляет ее в Фонд национального благосостояния. Он призван стать новой «подушкой безопасности» взамен потраченного в кризис Резервного фонда.

В этом году Минфин рассчитывает пополнить ФНБ дополнительными нефтегазовыми доходами в размере 2,74 трлн рублей. Однако уже за первое полугодие поступления от продажи нефти по цене сверх $40 за баррель составили 1,7 трлн рублей. Эти средства аккумулированы на отдельных валютных счетах, рассказал «Известиям» Роман Артюхин после совместного круглого стола Московской биржи и Казначейства.

Ключевым итогом реализации нового бюджетного правила Минфин называет, в частности, снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть.

В результате при повышенном уровне волатильности нефтяных котировок в 2017–2018 годах - от $43 до $80 за баррель - колебания курса рубля по отношению к доллару сохранились в относительно узком диапазоне: от 56 до 64 рублей, отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», подготовленных Минфином.

При этом если бы не было бюджетного правила, то курс доллара сейчас бы составлял 50 рублей, говорил в июне первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Сейчас курс американской валюты держится около отметки в 62 руб./$. В конце мая с подобным заявлением выступал и министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, за последние три года правительство и Банк России сумели выстроить такую бюджетную и монетарную политику, что «растет цена на нефть или падает цена на нефть, это не мешало экспорту и условия были стабильными».

Однако глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что бюджетное правило можно и нужно смягчить на $5 - сделать цену отсечения не $40, а $45. Это, по его мнению, могло бы позволить не повышать НДС с 18 до 20% со следующего года. А объем дополнительных доходов бюджета был бы сопоставим с теми, которые казна получит от повышения налога на добавленную стоимость - 600 млрд рублей в год.

России удалось получить больше половины запланированных на этот год дополнительных нефтегазовых доходов благодаря довольно высокой цене на нефть, отметил директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его словам, спрогнозированная цифра в 2,74 трлн рублей, скорее всего, будет достигнута, а возможно, даже превышена. При этом эксперт уверен, что смягчать бюджетное правило не нужно, поскольку стоимость «черного золота» сложно предсказывать.

Поступления доходов в казну неравномерны, поэтому если в первом полугодии Россия заработала дополнительных нефтегазовых доходов больше, чем планировалось, то это не означает, что во второй половине года динамика сохранится, отметила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Она подчеркнула, что при составлении прогнозов по доходам исходят из средней цены на нефть и среднего курса доллара, которые могут меняться на протяжении года. По ее словам, оптимальный размер «подушки безопасности» - примерно 7% от ВВП страны. Когда этот уровень будет достигнут, бюджетное правило можно будет смягчать.

7% от ВВП России составляет порядка 7 трлн рублей. Таким образом, получается, что России нужно будет копить опережающими темпами еще три года. Предыдущий кризис показал, что «подушка безопасности» необходима. Она гарантирует возможность исполнять социальные обязательства перед населением в случае нового экономического шока.

МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении правительственный законопроект о новой конструкции бюджетного правила и об объединении Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда на базе ФНБ.

Бюджетное правило

Планка отсечения по цене на нефть Urals в обновленном бюджетном правиле устанавливается уровне 40 долларов за баррель. Нефтегазовые доходы, полученные при цене выше этой планки, будут направляться в резервы.

Законопроект определяет предельный объем расходов федерального бюджета, который не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ и прогнозируемых валютного курса, ненефтегазовых доходов, а также расходов на обслуживание гоcдолга. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне 40 долларов за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018 года.

ФНБ + Резервный фонд

Во втором чтении в законопроект были внесены поправки об объединении суверенных фондов РФ на базе ФНБ. Замглавы Минфина РФ Владимир Колычев пояснял, что такое объединение предполагается в условиях, когда прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда на фоне значительно снизившихся за последние два-три года цен на нефть.

При этом целевая составляющего этого фонда сохраняется такой же, какими были цели предшествующих двух фондов: финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений. Формировать объединенный фонд предполагается за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

Если общий объем средств в объединенном фонде превысит 5% ВВП, его использование предлагается ограничить выпадающими нефтегазовыми доходами, если общий объем средств меньше 5%, то ограничить этот объем 1% ВВП.

Поправками предусматривается, что средства Резервного фонда зачисляются в ФНБ (объединенный фонд) не позднее 1 февраля 2018 года. Минфин будет ежемесячно публиковать сведения о величине активов ФНБ на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Согласно одобренным поправкам, до достижения объема средств ФНБ, размещенных в Банке России, на конец очередного финансового года и (или) первого и (или) второго года планового периода 7% прогнозируемого объема ВВП, размещение средств ФНБ в иные финансовые активы не допускается, за исключением финансирования начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов.

Майеру Амшелю Ротшильду приписывают следующую фразу:

«Дайте мне возможность печатать и контролировать деньги страны, и мне все равно, кто пишет законы».

Бюджетное правило

(budget rule )–понятие бюджетной политики, выбираемой государством, доходы которого (как, например, доходы России), чрезмерно зависят от экспорта нефтегазовых или иных ресурсов. Правило четко определяет долю таких доходов, которую правительство вправе включать в бюджет, чтобы их расходовать, оставляя остальные в резерве на будущее (сберегая в стабилизационном фонде).

Правило действует с 2004 года, записано в Бюджетном кодексе РФ. Многие страны придерживаются подобной стратегии, однако применяют не бюджетное правило, а более гибкие текущие ограничения неиспользование доходов от сырьевых ресурсов.

Бюджетное правило:

Народ, забывший свое прошлое, утратил свое будущее. ЗЛО.

Начнём понемногу рассказывать что такое «бюджетное правило»! Именно так грабят Россию «в законе»!

Бюджетное правило сохраняется, санкции прекратятся

Правительство приняло решение сохранить действующее с 2004 г. бюджетное правило в ближайшие годы, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в четверг на заседании правительства. Бюджет на будущие годы сверстан с учетом того, что действие санкций прекратится в 2015 г.

«На ближайшие годы мы сохраняем бюджетное правило, которое в настоящее время позволяет контролировать увеличение бюджетных расходов, а также обеспечивает нашей бюджетной системе необходимый запас прочности при возможных колебаниях цен на нефть», — сказал Медведев.

Бюджетное правило аккумулирует нефтегазовые сверхдоходы бюджета в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния при ценах на нефть выше заложенных в бюджет.

Ранее МинЭкономРазвития выступало за отмену бюджетного правила и увеличения госинвестиций за счет сверхдоходов, Минфин был против.

«До 1 октября в соответствии с бюджетным кодексом бюджет будет внесен в Госдуму», — сказал Медведев.

«Впервые работать над проектом федерального бюджета, трехлетнего бюджета, пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей нашей экономики, и мы были вынуждены корректировать и так достаточно напряженный бюджет, закладывая дополнительные средства на поддержку отечественных компаний, предприятий, особенно в тех отраслях, которые подверглись наиболее сильным ограничениям», — отметил глава правительства.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев, выступая на заседании правительства в четверг, сообщил, что, несмотря на санкции, ожидается рост экономики по итогам года.

«В текущим году мы ожидаем, что динамика ВВП будет 0,5% роста. У нас по 8 месяцам сейчас 0,7%. Ожидаем, что рост в оставшиеся III-IV кварталы года стабилизируется на уровне 0,1-0,2% ВВП», — сказал министр.

Он также сообщил, что бюджет на будущие годы сверстан с учетом того, что действие санкций прекратится в 2015 г., снизятся инвестиционные риски и снизится отток капитала с ожидаемых $100 млрд в 2014 г. до $50 млрд в 2015 г., а в 2016 г. — до $30 млрд и в 2017 г. — до $20 млрд.

«Прогноз инфляции на 2015 г. составляет 5,5%. Несколько повышен по сравнению со сценарными условиями. Мы исходим из того, что в течение года динамика инфляционная будет резко замедляться, особенно во втором полугодии, и среднегодовые значения будут снижаться», — пояснил Улюкаев.

«Снижение инвестиций в основной капитал, которое достигает 2,5%, сохранится до конца года», — сказал министр, отметив, что ожидается смена тренда в 2015 г., когда начнется рост инвестиций, прежде всего государственных, в т.ч. вложений средств ФНБ и компаний с госучастием.

«С 2016 г. ожидается восстановление частных инвестиций за счет улучшения международных отношений», — прогнозирует глава Минэкономразвития.

Минэкономразвития прогнозирует цены на нефть Urals в 2014 г. на уровне $104, в 2015-2017 гг. — $100 за баррель.

«Мы исходим из того, что цена на нефть в этом году составит $104 за баррель, а на следующие три года останется на уровне $100 за баррель. Мы понимаем, что есть высокие риски, связанные как с восстановлением объемов мирового предложения нефти, в т.ч. предложения Ливии, предложения Ирака, предложения Ирана, и с увеличением запасов, так и с возможным уменьшением спроса, связанным с ожидаемым замедлением темпов роста в крупных странах-потребителях нефти и нефтепродуктов», — сказал Улюкаев.

В результате ВВП в 2015 г. вырастет на 1,2%, в 2016-2017 гг. — на 2,3% и 3%.

Улюкаев также отметил, что бюджет сверстан на основе роста мировой экономики за счет восстановления в США и роста в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Еврозона покажет слабые результаты.

Прямая ссылка на видео: осдума РФ — апология воровства. Разворовываются триллионы рублей из Резервного фонда и фонда Национального благосостояния

Странное бюджетное правило

Описывая то, что произошло на Всемирном э-форуме в Давосе , Привалов плавно переводит разговор на то, что экономике не хватает денег, и что текущая либеральная верхушка ведет неправильную экономическую политику. Я, как его постоянный читатель, с ним согласен. Но заинтересовал меня не столько этот опус, сколько комментарий к нему, который сделал некто под ником Илья Константинов .

Приведу его ответ здесь целиком:

1. На протяжении последних 10 или даже 12 лет во главе экономики стояла либеральная команда во главе с Кудриным, Чубайсом и иже с ними.


2. Основной лозунг наших либералов — нужно сделать страну привлекательной для иностранных инвестиций, потому что своих денег нет. А своих денег нет, потому что в законе о ЦБ этими же реформаторами по совету американских консультантов прописан режим привязки денежной массы в России к валютной выручке. Говоря проще, наш ЦБ лишен права на эмиссию рублей, и все рубли в экономике берутся только после того, как мы продадим нефть за доллары, а потом под эти доллары напечатаем рубли.


3. Вторым постулатом либеральной политики стало так называемое “бюджетное правило”, согласно которому нефтегазовые доходы, направляемые на финансирование расходов, ограничивались определенным минимальным процентом ВВП. Все, что государству удавалось заработать свыше этого процента, резервировали в ценных бумагах США и Евросоюза. В итоге мы финансировали вместо нашей промышленности американскую и европейскую.


4. В итоге вся эта политика привела только к усилению зависимости от нефти, а темпы роста снизились до статистической погрешности.


5. Несмотря на это наши либералы продолжают отстаивать два тезиса. Первый — это то, что их политика единственно верная, и что именно они должны продолжать управление экономикой. И второе — что России в ближайшие годы не светит роста выше 3% в год ни при каких раскладах (очередным подтверждением стали апокалиптические сценарии в Давосе). А все, кто говорит иное — это не экономисты, а шарлатаны.


6. Но есть четкое понимание, что если отказаться от режима валютного регулирования и бюджетного правила, направив все высвободившееся ресурсы на развитие собственной экономики, то возможен реальный прорыв в развитии и реформировании экономики без ожидания всяких там иностранных инвестиций, о которых трындят либералы. Но для этого нужно отстранить их от управления этой самой экономикой.
Это вкратце.

Про режим привязки денежной массы к валютной выручке. Да, напрямую в законе не прописан, здесь я признаю неточность. А по сути:

«Начиная с октября 1996 года Россия находится в принципиально новой ситуации в отношении проведения денежной политики: практически мы перешли к механизму currency board, т. е. каждый новый рубль прироста денежной базы обеспечен соответствующим ростом валютных резервов Банка России…» (из служебной записки первого заместителя Председателя ЦБ РФ С. Алексашенко Председателю Банка России). Ссылки можете поискать по цитате.

А в доказательство того, что до последнего времени это было так,

От себя добавлю.

Статью по ссылке я прочитал (понял ее приблизительно на 40%). Суть ее как я понимаю в том, что ЦБ установил режим ограничения денежной массы. Т.е. если массы много, то деньги изымаются, а если мало то добавляются. При этом ЦБ считает эту массу с учетом золотовалютных резервов, и хотя по расчетом ЦБ денежная масса велика, в реальности она мала, т.к. деньги стабфонда в экономике не работают а лежат мертвым грузом.

Юрий Болдырев о национально ориентированной политике и ее имитации. Бюджетное правило — дань Западу…

Вторая половина прошлого года и первая половина нынешнего, напомню, прошли под знаком единой спецоперации, которую я называю «операция «Подмена» . Это когда самой же властью была интенсивно раскручена так называемая «оранжевая угроза» — прямо перепугали всю страну. Под эту «угрозу» искусно подвели весь накопившийся и проявившийся к тому времени сравнительно массовый протест, который затем, в свою очередь, столь же искусно, образно говоря, слили в сточную канаву .

Поле зачищено. Либо ты за власть, либо агент американской разведки. Третьего не дано. На этом сохранили «стабильность» — властные рычаги в руках олигархии.

Что дальше? Как и предсказывалось, за операцией «Подмена» должна была последовать следующая операция – «Сдача» (страны – если кто не понял – окончательная и, по замыслу авторов и исполнителей, бесповоротная), которая не заставила себя долго ждать. Ключевые вехи:

  1. Ратификация присоединения страны к ВТО;
  2. База НАТО под Ульяновском;
  3. «Бюджетное правило» — законодательно закрепляющее количественные параметры нашей, практически, дани в пользу США – не менее 7% от ВВП в «резервный фонд», что становится еще зримее, если напомнить, что это примерно половина всего федерального бюджета!;
  4. Сворачивание остатков социального государства, в том числе, вступление в силу 83-го Федерального закона, хотя и несколько прикрыто, но недвусмысленно коммерциализирующего здравоохранение, образование, культуру и соцзащиту;
  5. Принятие закона об образовании, среди прочего, снимающего планку верхней границы оплаты малообеспеченными семьями детских садов;
  6. «Закручивание гаек» — масштабные штрафы, практически, за участие в протестных акциях и т.п. Доходит уже до совсем маразма, в рамках которого любой одиночный пикет можно признать несанкционированной демонстрацией, если рядом найдется еще хотя бы один такой же пикетчик, и они объединены не только единым руководством, но даже хотя бы общностью цели.

Хотели бы ответить на демонстративно недружественные действия США всерьез, то начали бы:

  • симметрично — с закона, позволяющего арестовывать на территории России активы любых американских корпораций (можно и граждан, но это второстепенно), виновных в нарушении прав человека или в сотрудничестве с нарушителями прав человека. В частности, в Сербии, в Ираке, в Ливии и Сирии, в американских тюрьмах за пределами территории США… Весьма действенный и эффективный инструмент. И, что важно, действительно, вполне симметричный и более чем обоснованный;
  • со сворачивания «сотрудничества по Афганистану» (помощи США в наркоагрессии против России), с автоматическим закрытием базы НАТО на Волге;
  • с замораживания планов предстоящей масштабной приватизации стратегических активов. И, в частности, исключения американских банков и корпораций из числа «консультантов» по этой приватизации. Не говоря уже о не допуске этих компаний к участию и в собственно приватизации;
  • с отмены «бюджетного правила» и направления не «до ста миллиардов рублей» (обещанных президентом в его послании), а сумм на два порядка больших на собственное развитие. Причем не в «инфраструктурные ценные бумаги», а напрямую в инфраструктурные проекты, в обход рынка ценных бумаг;
  • с возврата, как следствие предыдущего пункта, средств всех резервных фондов в свою национальную экономику, с резервированием (на случай неблагоприятного развития событий) лишь самого минимума — необходимого для оплаты критически важного импорта.

Резервированием — преимущественно, в металлическом золоте (для закупок у государств недружественных). А также, возможно, и (в небольшом объеме) в валютах, но лишь дружественных или хотя бы, на первом этапе, сравнительно нейтральных стран. Например, Индии, Китая, Бразилии. С ними можно обменяться некоторыми объемами средств в национальных валютах в резервы, и именно они, в случае кризиса, готовы будут за оплату в своей валюте поставить жизненно необходимое, включая лекарства.

Хватит кормить США, или почему нам не хватает денег.

Вы что-то слышали про ответные санкции России? Или про громкие проверки макдональдсов по стране? И при этом практически никто не говорит про то, что каждые три дня Россия покорно вкладывает из своих денег в развитие экономики США 1 млрд долларов.

Как так? Попробуем разобраться по-простому.

Нашу экономику уже довольно давно привязали к нефти и газу. «Бюджетное правило» , принятое в 2004 году одновременно с созданием Стабилизационного фонда, запрещает использовать сверхприбыль от нефти и газа так, как того требует наша экономика. Зато это же «бюджетное правило» требует вкладывать всю прибыль, образующуюся при продаже российских нефти и газа, в покупку иностранных гособлигаций и валют. То есть «бюджетное правило» перенаправляет наши с вами деньги в развитие других стран, в первую очередь — США.

Не зря тогда же, в 2004, был поднят вопрос о том, что и закон о Стабфонде, и о бюджетном правиле писались отнюдь не на российской земле. Обратили внимание на интересный момент: страны, экономику которых финансирует российский бюджет, перечислены хаотично, но если их названия написать по-английски, то становится очевидно, что они расположены в алфавитном порядке, но по-английски:

http://www.minfin.ru/ru/stabfund/about/

В государственном устройстве нашей постсоветской страны заложен некий внутренний механизм, который позволяет вот так легко внедрять враждебные для страны и для народа законы и их активно и последовательно реализовывать.

Согласно «бюджетному правилу» , сверхприбыль от продажи нефти и газа (на 2014 г — это то, что выше 92 долларов за баррель), то есть наши с вами деньги от продажи ресурсов нашей страны, уходят не на развитие экономики, промышленности и сельского хозяйства РФ, а на покупку гособлигаций США и их сателлитов через резервные фонды.

Мы отдаем около 100 млрд долларов в год, а за это получаем «право заимствования» денег извне из-за нехватки собственных денег в бюджете.

Мы не строим заводы, фермы, научные центры, постепенно переходим на платное образование и платную медицину, потому что Минфин нам говорит, что «денег, мол, не хватает» , но почему-то Минфин не объясняет, почему наших денег хватает на покупку гособлигаций США и, таким образом, на обеспечение американских негров и латиносов бесплатной медициной и образованием, на военные расходы США в борьбе со всем миром, на развитие сильнейшей экономики мира.

За отмену бюджетного правила с самого начала выступал и выступает советник Путина Сергей Глазьев, который в целом говорит о необходимости смены типа экономики и замены нынешней либертарианской модели на государственно-регулируемую:

http://ecpol.ru/index.php/blog-portala/703-sila-gospolitiki-v-sistemnosti

Интересно, что за отмену бюджетного правила недавно выступила Оксана Дмитриева, та самая, на которую последнее время ставят наши «геополитические соперники», то бишь США, рассчитывая провести в РФ госпереворот со сменой власти:

http://www.spravedlivo.ru/5_58907.html

Этот факт лишний раз подтверждает, что нынешняя оппозиция, или национал-предатели, кардинальным образом сменили тактику обработки сознания народа. Они пытаются оседлать поднявшуюся патриотическую волну в российском обществе. Кстати, по риторике «Эха Москвы» это тоже заметно: что ни передача, то все говорят о благе Родины, о патриотизме и о враждебном народу Путине. Так что лозунг Навального «Хватит кормить Кавказ!» вполне может сменить лозунг «Хватит кормить США!», но громче всех кричать его будут именно агенты влияния США, просто оседлав патриотическую волну.

Те же, кто реально хочет прекратить кормить США, скорее всего, будут делать это довольно тихо, как всегда, вежливо и корректно, с соблюдением норм международного права.

Кстати, недавно бюджетное правило наш Минфин предложил ужесточить. Мы уже не удивляемся, что до этого МВФ выступило с тем же предложением:

http://www.rg.ru/2014/04/16/budjet-site-anons.html

О срочной необходимости реальной смены макроэкономической модели, о крайней важности реальной, а не медведевской, модернизации, этом можно почитать здесь:

http://www.vz.ru/opinions/2014/8/22/701694.html

Сергей Глазьев: Хватит терять по 100 млрд. долларов ежегодно. Бюджетное правило.

Опубликованная 7 августа статья министра экономики России А.Улюкаева радует смелой позицией автора в отношении «священной коровы» денежных властей России – бюджетного правила, запрещающего свободное использование нефтегазовых доходов бюджета. Хотя никто из здравомыслящих экономистов не поддерживал введение этого правила, оно стало считаться чем-то самим собой разумеющимся после нескольких лет безответной критики. Некоторые эксперты пришли к выводу о том, что в форме бюджетного правила Россия платит контрибуцию победившим в холодной войне США.

Действительно, по своему смыслу бюджетное правило означает, что сверхприбыль от экспорта нефти должна резервироваться в американских облигациях, то есть направляться не на нужды российского государства, а на кредитование США. Любопытно, что даже после решений США о введении санкций против России и фактического развертывания американцами войны против России на Украине, российский Минфин вложил очередные миллиарды долларов бюджетных денег в кредитование государственных, в том числе военных, расходов противника. Это напоминает дисциплинированность советских поставщиков, которые в июне 1941-го, уже после нападения Германии на СССР, продолжали отгружать нужные германскому военно-промышленному комплексу ресурсы.

Нужно поблагодарить А. Улюкаева, что он публично поставил под сомнение политику вывоза нефтегазовых доходов за рубеж с ничтожной доходностью около 1%. Ведь внутри страны их можно было бы разместить с многократно большей доходностью и пользой. Или отказаться от заимствований для финансирования искусственно созданного дефицита бюджета под 6-7% годовых. Только на разнице процентных ставок между занимаемыми и предоставляемыми кредитами российский бюджет ежегодно теряет около сотни миллиардов рублей. А если бы замороженные в американских облигациях средства бюджетных фондов были бы вложены в сооружение инфраструктурных объектов, субсидирование инновационных проектов, строительство жилья, экономический эффект был бы многократно больше.

Обстоятельства военного времени заставляют вернуться к очевидным истинам, которые уже два десятилетия отвергаются российскими денежными властями в пользу навязанных Вашингтоном догм. Причем пресловутое бюджетное правило не является среди последних основным. Эта «дохлая кошка» была подброшена американцами после того, как российские денежные власти проглотили более фундаментальные догмы Вашингтонского консенсуса, изобретенного для удобства колонизации слаборазвитых стран американским капиталом. Ключевыми из них являются догмы о либерализации трансграничного перемещения капитала, количественном ограничении денежной массы и тотальной приватизации . Следование первой догме гарантирует свободу действий иностранным инвесторам, основную часть которых составляют связанные с ФРС США финансовые спекулянты. Выполнение второй – обеспечивает последним стратегические преимущества, лишая экономику страны внутренних источников кредита. Соблюдение третьей – дает возможности извлечения сверхприбыли на присвоении активов колонизируемой страны.

Нетрудно посчитать, что приглашенные в начале 90-х годов поучаствовать в российской приватизации американские спекулянты к 1998 году на раскрученных ими при помощи российского правительства финансовых пирамидах получили более 1000% прибыли. Заблаговременно выйдя из этих пирамид, они обвалили финансовый рынок и затем вернулись скупать десятикратно подешевевшие активы. «Наварив» еще около 100%, они вновь вышли с российского рынка в 2008, обрушив его втрое.

В целом, проведение догматической политики Вашингтонского консенсуса обошлось России, по разным оценкам, от одного до двух трлн. долл. вывезенного капитала, потерей более 10 трлн. руб. бюджетных доходов и обернулось деградацией экономики, инвестиционный сектор которой (машиностроение и строительство) сократился в несколько раз с вымиранием большинства наукоемких производств, лишенных источников финансирования . Не менее половины вывезенных из России капиталов осело в американской финансовой системе, а освободившийся от отечественных товаропроизводителей рынок был захвачен западными кампаниями. Титулы лучших министров финансов и руководителей центробанков, которыми американцы благосклонно наделяли своих агентов влияния в российском руководстве, обошлись России весьма недешево.

Вступая в начатую А. Улюкаевым дискуссию, начну с главного в рыночной экономике – денег. Основателю клана Ротшильдов приписывают слова:

«дайте мне право печатать деньги, и мне нет дела до того, кто в этой стране принимает законы».

С середины 90-х годов российские денежные власти под давлением США и МВФ ограничили денежную эмиссию приростом валютных резервов, формировавшихся в долларах. Тем самым они отказались от эмиссионного дохода в пользу США и лишили страну внутреннего источника кредита, сделав его чрезмерно дорогим и подчинив экономику внешнему спросу на сырьевые товары. И, хотя в рамках антикризисной программы в 2008 году денежные власти от этой модели отошли, до сих пор объем денежной базы в России в полтора раза ниже величины валютных резервов, долгосрочный кредит остается недоступным для внутренне ориентированных отраслей, а уровень монетизации экономики вдвое ниже минимально необходимого для простого воспроизводства.

Недостаток внутренних источников кредита отечественные банки и корпорации пытаются компенсировать внешними займами, что влечет чрезвычайную уязвимость России от финансовых санкций. Прекращение иностранных кредитов со стороны западных банков может в одночасье парализовать воспроизводство российской экономики. И это при том, что Россия является крупным донором мировой финансовой системы, ежегодно предоставляя ей более 100 млрд. долл. капитала. Имея устойчивый и значительный положительный торговый баланс не мы, а субсидируемые нами западные партнеры должны были бы бояться санкций, ограничивающих доступ России на мировой финансовый рынок. Ведь если страна больше продает, чем покупает, она не нуждается в иностранных кредитах. Более того, их привлечение влечет вытеснение внутренних источников кредита с ущербом для национальных интересов.

Первое, что нужно сделать для вывода экономики на траекторию устойчивого роста и обеспечения ее безопасности – восстановить эмиссию денег в государственных интересах, обеспечив предприятия необходимым для их развития и роста производства объемом долгосрочного кредита . Как и в других суверенных странах, эмиссия денег должна вестись Центральным банком не под покупку иностранной валюты, а под обязательства государства и частного бизнеса посредством рефинансирования коммерческих банков в соответствии с потребностями развития экономики.

В соответствии с рекомендациями классика теории денег Тобина, целью деятельности Банка России должно стать создание максимально благоприятных условий для роста инвестиций. Это означает, что рефинансирование коммерческих банков должно вестись под доступный для производственных предприятий процент и на сроки, соответствующие длительности научно-производственного цикла в инвестиционном комплексе. Скажем, на 3-5 лет под 4% годовых для коммерческих банков и на 10-15 лет под 2% годовых для институтов развития, кредитующих государственно значимые инвестиционные проекты.

Чтобы деньги не уходили на спекуляции против рубля и за рубеж, как это произошло в 2008-2009 годах с эмитированными для спасения банков сотнями миллиардов рублей, банки должны получать рефинансирование только под уже выданные производственным предприятиям кредиты или под залог уже приобретенных обязательств государства и институтов развития. При этом нормы валютного и банковского контроля должны блокировать использование кредитных ресурсов в целях валютных спекуляций. Для их пресечения и прекращения нелегальной утечки капитала следует ввести предложенный тем же Тобиным налог на финансовые спекуляции. Хотя бы на их валютную часть в размере НДС, взимаемого по всем валютообменным операциям и засчитываемого в оплату НДС при импорте товаров и услуг.

Предложенные выше меры дадут экономике необходимые для ее модернизации и развития кредитные ресурсы. Ведь создаваемый государством кредит по своему смыслу есть авансирование экономического роста. Имеющиеся производственные мощности позволяют российской экономике расти с темпом ежегодного прироста ВВП на 8%, инвестиций – на 15%. Это требует соответствующего расширения кредита и ремонетизации экономики. Под угрозой применения финансовых санкций ее уместно начать с немедленного замещения внешних займов государственных корпораций кредитами российских госбанков по тем же процентным ставкам и на тех же условиях. Затем постепенно расширять и удлинять рефинансирование коммерческих банков на универсальных единых условиях. Только Банку России следует не повышать ключевую ставку процента, усиливая антироссийские санкции со стороны США и ЕС, а, наоборот, ее снижать до уровня рентабельности предприятий инвестиционного сектора.

Представляю, как апологеты долларизации российской экономики, начнут кричать, что реализация этих предложений обернется катастрофой. Запугивая руководство страны гиперинфляцией, проводники Вашингтонского консенсуса политикой количественного ограничения денежной массы уже довели российскую экономику до жалкого состояния сырьевой колонии американо-европейского капитала, эксплуатируемой офшорной олигархией. Им невдомек, что главным антиинфляционным лекарством является НТП, который обеспечивает снижение издержек, рост эффективности, увеличение объемов и повышение качества продукции, что и дает постоянное снижение цены единицы потребительских свойств товаров в передовых и успешно развивающихся странах. Самым наглядным примером является Китай, экономика которого растет на 8% в год, денежная масса увеличивается на 30-45% при снижающихся ценах. Ведь без кредита не бывает инноваций и инвестиций. А инфляция возможна и при нулевом, и даже отрицательном кредите. Что собственно и демонстрирует уже два десятилетия российская экономика, в которой денежные власти попустительствуют вывозу капитала и искусственно ограничивают рост денежной массы, в то время как монополии постоянно вздувают цены, компенсируя сжатие производства.

Никто не сомневается в том, что избыточная эмиссия влечет инфляцию. Так же как чрезмерное орошение влечет заболачивание. Но искусство денежной политики, как и умение садовода, заключается в том, чтобы подбирать оптимальный уровень эмиссии, заботясь о том, чтобы денежные потоки не уходили из производственной сферы и не создавали турбулентности на финансовом рынке. Во избежание инфляционных рисков необходимо ужесточить банковский и финансовый контроль с целью предотвращения образования финансовых пузырей. Эмитируемые для рефинансирования коммерческих банков деньги должны использоваться исключительно для кредитования производственной деятельности, что требует применения, наряду с инструментами контроля, принципов проектного финансирования. При этом важно развернуть механизмы стратегического планирования и стимулирования НТП, которые помогли бы бизнесу правильно выбрать перспективные направления развития.

В условиях структурного кризиса мировой экономики, обусловленного сменой доминирующих технологических укладов, крайне важно правильно выбрать приоритетные направления развития. Именно в такие периоды для отстающих стран открывается окно возможностей для технологического скачка в состав мировых лидеров. Концентрация инвестиций в освоение ключевых технологий нового технологического уклада позволяет им раньше других оседлать новую длинную волну экономического роста, получить технологические преимущества, поднять эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, кардинально улучшить свое положение в мировом разделении труда. Мировой опыт совершения технологических рывков указывает на необходимые параметры такой политики: повышение нормы накопления с нынешних 22 до 35%, для этого – удвоение кредитоемкости экономики и соответствующее повышение ее монетизации; концентрация ресурсов на перспективных направлениях роста нового технологического уклада.

Мир вступил в эпоху серьезных перемен, которая продлится еще несколько лет и завершится выходом на новый длинноволновой подъем экономики на основе нового технологического уклада с новым составом лидеров. У России еще есть шанс оказаться среди них при переходе к политике опережающего развития, основанной на всемерном стимулировании роста нового технологического уклада. Несмотря на катастрофические последствия проводившейся два десятилетия макроэкономической политики для большинства отраслей наукоемкой промышленности, в стране еще остается необходимый для совершения технологического рывка научно-технический потенциал. Если его не разрушать приватизацией и бюрократизацией Академии наук, а оживить дешевым долгосрочным кредитом.

При переходе к политике опережающего развития вопрос о бюджетном правиле приобретает правильную постановку. Конъюнктурные доходы бюджета, образующиеся за счет роста нефтяных цен, должны вкладываться в кредитование не чужой, а своей экономики. За счет них следует формировать бюджет развития, средства которого направлять на финансирование НИОКР и инновационных проектов освоения производств нового технологического уклада, а также на инвестиции в создание необходимой для этого инфраструктуры. Вместо наращивания валютных резервов в американских казначейских обязательствах избыток валютных поступлений следует тратить на импорт передовых технологий. Целью макроэкономической политики должно стать наращивание кредита в модернизацию и развитие экономики на основе нового технологического уклада, а не ограничение денежной массы в расчете на снижение инфляции. Последняя будет снижаться по мере снижения издержек, улучшения качества и роста объемов производства товаров и услуг.

Логика мирового кризиса закономерно влечет обострение международной конкуренции. Стремясь сохранить лидерство в конкуренции с поднимающимся Китаем, США разжигают мировую войну в целях удержания своей финансовой гегемонии и научно-технического превосходства. Применяя экономические санкции параллельно наращиванию антироссийской агрессии на Украине, США стремятся нанести поражение России и подчинить ее, как и ЕС своим интересам. Продолжая политику Вашингтонского консенсуса и сдерживая расширение кредита, денежные власти усугубляют негативные последствия внешних санкций, ввергая экономику в депрессию и лишая ее шансов на развитие.

Война США и их союзников по НАТО против России набирает обороты. Времени для маневра остается все меньше. Чтобы не проиграть в этой войне, макроэкономическую политику следует немедленно подчинить целям модернизации и развития на основе нового технологического уклада.

Путин: бюджетное правило останется в нынешнем виде.


Президент России Владимир Путин взял сторону в дискуссии об изменении бюджетного правила, разворачивавшейся между Минфином и Минэкономразвития на протяжении последних нескольких месяцев.

«Думаю, что сейчас нет уже никакой необходимости говорить о каком-то изменении бюджетного правила», - сказал президент на рабочей встрече с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым в понедельник, выслушав доклад о предварительных оценках динамики основных макропоказателей за полугодие.

Согласно действующему бюджетному правилу, расходы не должны более чем на 1% ВВП превышать сумму нефтегазовых доходов, посчитанных по средней за несколько предыдущих лет цене нефти, и ненефтегазовых доходов. Нефтедоходы сверх расчетной цены должны направляться в резервный фонд, пока он не достигнет 7% ВВП, а потом - в ФНБ. Весной этого года Минэкономразвития предлагало повысить допустимый уровень дефицита бюджета до 1,5-1,6%. Бюджетное правило было призвано ограждать экономику от колебаний цен на нефть, при стагнации оно не работает - не позволяет увеличить расходы для поддержки тормозящего роста экономики, говорил замминистра экономического развития Андрей Клепач. Минфин возражал, что изменение правил еще больше усугубит неопределенность экономической ситуации и недоверие инвесторов.

Чиновник социально-экономического блока рассказывал «Ведомостям», что активное обсуждение корректировки бюджетного правила прекращено после совещания у президента в апреле, и бюджет на 2015-2017 гг. готовится без изменения правила. Но это «эмбарго» ненадолго, полагает он: не исключено, что бюджетное правило останется, но президент получит право направлять часть допдоходов на развитие экономики.

Улюкаев доложил Путину, что отток капитала из страны в первом полугодии 2014 г. составил порядка $80 млрд. «Это в основном результаты I квартала, когда большое количество депозитов - и домашних хозяйств, и бизнеса - были переоформлены, переведены в валютные депозиты или даже просто в наличную иностранную валюту, это примерно $20 млрд», - уточнил министр. По прогнозам МВФ, отток капитала из России превысит $100 млрд в 2014 г. ($51 млрд - в I квартале, $59,7 млрд - в 2013 г.). Рабочий прогноз ЦБ на 2014 г. - $85-90 млрд, говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По оценке Улюкаева, сальдо торгового баланса в текущем году будет больше, чем в прошлом (около $170 млрд), но в основном за счет стабильного экспорта при падении импорта.

«Обычно капитальный счет и текущий счет находятся между собой в такой противофазе. «Но все-таки мы должны принимать меры, которые стимулировали бы приток капитала, принятие решений инвесторов и внутренних, и внешних относительно инвестиций в российскую экономику», - подчеркнул Улюкаев.

Минэкономразвития ожидает незначительного оттока капитала во втором полугодии и снижения объема иностранных инвестиций, достигшего в прошлом году $80 млрд. «У нас нет такой большой разовой сделки, как это было в прошлом году с “Роснефтью”, и по тем причинам, о которых мы уже говорили, - ухудшение капитального счета в конце I - начале II квартала», - объяснил министр.

Минэкономразвития повысило оценку роста ВВП России во II квартале до 1,2%. «Это пока предварительные оценки, Росстат потом уточнит показатели, но думаю, что они несильно будут отличаться, - сказал министр. - Причем поквартально есть некоторый рост: у нас 0,9% - I квартал и 1,2% - II квартал», - сказал Улюкаев.

Владимир Путин решил не менять бюджетное правило

Дмитрий Коптюбенко, Елена Малышева
00:05, 24.04.2014


Власти не будут стимулировать экономику за счет дополнительных расходов бюджета. Чтобы правительство могло потратить нефтяные сверхдоходы на текущие нужды, нужно было скорректировать бюджетное правило. На ночном совещании у президента Владимира Путина договорились правило пока не менять.

Президент поздно вечером во вторник провел совещание, посвященное «актуальным вопросам развития российской экономики», сообщил сайт Кремля в среду утром. Правительственный чиновник и источник, близкий к одному из участников совещания, рассказали РБК, что темой встречи было бюджетное правило.

Бюджетное правило ограничивает расходы российского бюджета суммой доходов, рассчитанных исходя из средней цены на нефть за прошлые годы. Бюджетный дефицит не должен превышать 1% от ВВП. Минэкономразвития выступает за его корректировку и увеличение расходов, в том числе на развитие Крыма и Севастополя, а также на другие инвестиционные проекты и государственные программы.

За смягчение правила ранее высказался первый вице-премьер Игорь Шувалов. Источник РБК в правительстве рассказал, что совещание в Кремле было собрано по инициативе помощника президента Андрея Белоусова, который также считает, что бюджетное правило надо менять. Получить комментарий в аппарате Белоусова вчера не удалось.

На встрече Белоусова поддержал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, рассказывает собеседник РБК. Ранее Минэкономразвития предложило масштабный план дополнительных расходов бюджета, в том числе за счет корректировки бюджетного правила: 3,5 трлн руб. в 2014-2017 годы, из которых на развитие Крыма - 800 млрд руб. (расчеты есть у РБК). За счет этих расходов министерство рассчитывает на ускорение роста ВВП.

За сохранение неизменным бюджетного правила выступает министр финансов Антон Силуанов. Ранее он отмечал, что дополнительные доходы этого года могут быть полностью «съедены» недобором заимствований и недополученными доходами от приватизации. В связи с этим он предложил даже ужесточить бюджетную дисциплину и не выбирать разрешенный дефицит бюджета полностью.

В прошлый четверг позицию по этому вопросу высказал президент Владимир Путин. По его мнению, изменять правило не следует, особенно в свете рисков мировой экономики. В то же время он отметил, что вопрос находится в ведении правительства. На следующий день премьер Дмитрий Медведев допустил изменения, но попросил финансово-экономический блок правительства определиться с тем, насколько изменившаяся экономическая конъюнктура требует таких действий.

В итоге окончательное решение осталось за президентом.

«По итогам совещания решили пока не менять (бюджетное правило. - РБК)», - говорит правительственный источник.

Об этом же сообщил Bloomberg со ссылкой на члена президиума экономического совета при президенте Алексея Кудрина, также приглашенного на мероприятие. По словам собеседника РБК, против корректировок в бюджетное правило были «в принципе против» и президент Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев.

Получить комментарий пресс-секретаря президента Владимира Путина Дмитрия Пескова в течение дня не удалось. Официальные представители участников встречи (в ней приняли участие также глава администрации Кремля Сергей Иванов, первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр финансов Антон Силуанов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина) не комментируют ситуацию.

Алексей Улюкаев между тем заявил вчера, что на совещании у президента решения по бюджетному правилу не приняли.

«Этот вопрос обсуждался. Окончательного решения нет», - заявил он.

Федеральный чиновник, принимавший участие в ряде совещаний о корректировке бюджетного правила, пояснил РБК, что власти не закрыли окончательно этот вопрос и могут вернуться к его обсуждению, если к этому их вынудят обстоятельства:

«Например, если обострится проблема санкций».

И наоборот, по его словам, если крупные частные инвесторы выразят желание вкладывать деньги в Крым, на развитие региона потребуется меньше бюджетных денег и, таким образом, не нужно будет изыскивать дополнительные ресурсы.

Пока для резких движений нет предпосылок - бюджет этого года исполняется с опережением по доходам, рассуждает главный экономист банка HSBC по России Александр Морозов.

«Пока решение (не менять бюджетное правило. - РБК) представляется мне правильным, - говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Нынешняя обстановка требует сохранения бюджетного правила и концентрации определенных средств для расчетов по долгам».

«Решение правильное, хотя нет гарантий, что при ухудшении ситуации вопрос о коррекции бюджетного правила не будет поставлен вновь. Пока я не вижу оснований для этого», - считает руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

В.Путин: правительство смогло сбалансировать бюджет, не отказываясь от «бюджетного правила»:

Путин: курс в экономике останется неизменным, независимо от перестановок во власти:


Стратегический курс России в экономике останется неизменным, независимо от кадровых перестановок в Центробанке и администрациях президента и правительства России. Об этом президент России Владимир Путин заявил на Петербургском международном экономическом форуме. Выступление Путина транслирует телеканал «Россия 24 » и сайт Вести.Ru .

Россия много лет жила в ситуации бурного, почти непрерывного повышения цен на основные экспортные товары, напомнил глава российского государства. Это позволяло отечественным компаниям и государству покрывать высокие издержки, но «теперь этого фактора больше нет, как нет и легких решений». «Ситуация требует от нас дисциплины , оптимального выбора приоритетов, правильного баланса между долгосрочными целями и решением текущих задач», - отметил Владимир Путин.

Президент России констатировал, что нет той «волшебной палочки», которая могла бы разом изменить положение дел.

«Экономический рост должен базироваться на «трех китах»: увеличении производительности труда, инвестициях и инновациях, - пояснил в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин. - Прогресс по всем направлениям возможен только через снижение издержек - финансовых, управленческих, инфраструктурных. Через развитие человеческого капитала и создание в полном смысле конкурентоспособных условий для ведения бизнеса».

Также необходимым условием роста экономики России Путин назвал «благоприятную среды обитания» – макроэкономическую стабильность. Кроме этого необходимо дальнейшее снижение инфляции, соблюдение «бюджетного правила» и ответственный бюджет.

Владимир Путин также предложил провести следующий Петербургский международный экономический форум накануне встречи Большой восьмерки, которую в 2014 году будет возглавлять Россия. Встреча Большой восьмерки запланирована на июнь 2014 года в Сочи.

Как вы знаете, сейчас Минфин занимается глупостью при цене нефти выше уровня заложенного в бюджет, он начинает избыточно поступившие платежи (налоги, сборы и пошлины) складывать в валютную кубышку. Для этого использует валютный рынок. И напрямую покупает с валютного рынка доллары.

В среднем Минфин будет каждый месяц иметь профицит 200 млрд рублей (при текущих нефтяных котировках), в год получится 2400 млрд. рублей. Минфин получит, при курсе 56 рублей за доллар, 42 млрд долларов, которые вложит в ценные бумаги США и Европы под смешные проценты. В долларах под 2%, в евро практически под ноль. При этом Минфин активно продолжит занимать на внутреннем рынке в рублях и внешнем рынке в долларах. Под существенно больший процент!!! Особенно в рублях!!!

На внутреннем рынке планируется увеличить долг на триллион рублей. В РФ госдолг постоянно растёт независимо от того профицитный бюджет или дефицитный. Такое длится уже с середины 2000-х. Если так будут делать физические лица (вкладывать под маленький процент и одновременно занимать под больший), то финансовый консультант скажет ему, что он делает неправильно и посоветует правильный вариант.
И эти люди, весь финансово-экономический (МинФин, МЭР, ЦБР) учёт нас финансовой грамотности? Хвастаются низким уровнем долга относительно ВВП, хотя он мог быть ниже. Запускают поезда финансовой грамотности (я серьёзно, такое явление было finparty.ru/sobytiya/15773/ и продолжалось несколько лет). Специально придумывают ОФЗ для населения, чтобы повысить финансовую грамотность невежд-холопов.

Ребята, вы серьёзно? Это кто кого должен учить?

Самое интересное, что доллар Минфин через открытый рынок не продаёт. Продаёт напрямую ЦБР, с формулировкой «не влиять на курс» и это позволяет сохранить уровень резервов на прежнем уровне. Т.е. когда курс рубля растёт, на него влиять можно через валютный рынок (манипулировать), а когда падает, нужна эмиссия, которая «ни на что не влияет» и не происходит валютной манипуляции.
Почему бы также не продавать валюту, когда она нужна, через валютный рынок? Минфин покупает валюту каждый день на не очень существенный объём для рынка. 200 млрд/22 торговых дня=9 млрд рублей в день. В масштабах огромной ликвидности валютного рынка- это ни о чём. Почему бы не делать так при продаже валюты? Осуществлять продажу маленькими порциями каждый день, рынок это не почувствует. Вы ведь знаете в какие у вас месяцы профицит, а в какие дефицит. Так вот, заранее её продавайте по чуть-чуть. Читатель скажет, что у нас экспортно-ориентируемая экономика, нам нельзя иметь высокий курс рубля, все помрут, экономика встанет. Вот алюминиевый миллиардер Дерипаска недавно стонал, что слишком высокий курс. На что я вам отвечу, что Дерипаска стонет постоянно об этом (я слежу за экономическим цирком с 2008 года). Однако, ещё никто не умер, мы все живы, предприятия работают. Дерипаска как был миллиардером, так им и остаётся. Чтобы там не вещал Демура, Рабинович, Потапенко, Грудинин, миллиардеры-экспортёры. Мы не должны делать преференции ради кого-то одного или некой группы субъектов (например, экспортёров), главная цель капитализма- удовлетворение потребителей, предложение им наибольшего количества благ. А удовлетворение потребителя возможно при снижении цен на продукцию.
У нас импортозависимая экономика. Невозможно производить объёмные инвестиции в основной капитал, когда нормальное оборудование есть только за рубежом, и продаётся оно за иностранную валюту по высокому курсу. Активный рост инвестиций в основной капитал и рост экономики в России происходил при укреплении рубля. Я думаю вам понятно, что заплатить за оборудование в долларах при курсе 56 рублей и при курсе 50 рублей это существенная разница, что непосредственно влияет на окупаемость проекта.
Я предлагаю перестать манипулировать валютным курсом! И переформулировать бюджетное правило. Оно должно стимулировать инвестиции, снижать объём госдолга, экономить бюджет и снижать процентную ставку для всех субъектов экономики. Объясняю.
На 1 января 2018 объём рублёвого госдолга составил 7.2 трлн рублей !! При средней ставке 7.5% Ежегодно федеральный бюджет платит 540 млрд рублей (цифра сравнимая с расходами на здравоохранение) только на проценты! (Вы понимаете масштаб «трагедии»? )
Я предлагаю весь избыток (т.е. 200 млрд рублей в месяц) тратить Минфину на выкуп своего же госдолга с рынка. (Примечание: Судя по комментариям, некоторые не понимают эту строку, поясню. Избыток (профицит) в 200 млрд рублей образуется из-за того, что текущая цена нефти выше цены, заложенной в бюджет. Это предложение несвязанно с 540 млрд на процентные платежи и расходами на здравоохранение ).
Но не погашать его, а держать на своём балансе. Т.е. платить проценты самому себе. За год можно сократить госдолг на 2.4 трлн рублей!!! Сэкономить 180 млрд рублей процентов! Вместо этого они переводят это в доллары и евро. И максимум что могут заработать за год -2% или 48 млрд рублей. Сэкономленные деньги можно направить на другие расходы или снизить доходы: уменьшить налоги и пошлины, ввести налоговые льготы для бизнеса, что простимулирует бизнес. Если вдруг нефть падает и становится понятно, что будет дефицит, то Минфин обратно продаёт (вторичное размещение) свой долг через биржу (можно постепенно каждый день на пару млрд рублей) через биржевой стакан. Не нужно проводить никаких аукционов. Само объявление о выкупе госдолга Минфином приведёт к росту его курсовой стоимости и снижению ставок как по самому госдолгу (т.е. 7.5% превратится в 3,5-4% при будущих заимствованиях), так и для других субъектов, т.к. кредитный спред (надбавка за риск) будет следовать за снижением безрисковой доходности (ОФЗ). В результате топовые предприятия смогут занимать под 4-4,5% (в долларах они сейчас занимают примерно под такую величину), остальные субъекты под 6-7%. Сейчас Минфин своими огромными размещениями забирает сбережения, не давая возможности другим субъектам экономики занять дешевле. Никто ведь не будет давать предприятию в долг под 7%, когда Минфину можно дать под 7.5%. Иными словами Минфин забирает существенную долю рынка капитала себе. Вместе с укреплением рубля, которому Минфин не будет мешать, его долговая политика простимулирует предприятия инвестировать и закупать лучшее оборудование, иметь меньший срок окупаемости проектов.
Инфляционных рисков нет. Инфляция переводится как «разбухаю», всегда под инфляцией имели в виду увеличение денежной массы, которое ведёт к обесценению валюты против товаров и услуг. Это в 20 веке Фишер и Кейнс изменили смысл слова на «рост цен». Рост цен может происходить по нескольким причинам-нехватка предложения (засуха, война, наводнение, иной форс-мажор), рост спроса (увеличение доходов население) и рост денежной массы. В России денежная масса постоянно растёт и росла, именно поэтому у нас растут цены, а правильно сказать обесцениваются деньги. ЖКХ поднимают из-за роста денежной массы, а не наоборот и из-за перекрёстного субсидирования (пережиток избыточного регулирования экономики), которое хотят убрать, но никак не уберут. И не забывайте, что цены растут неравномерно! Если увеличатся цены на электричество на 20%, это не значит, что вырастут цены на всё на 20%. Цены на оптовом рынке постоянно меняются, однако, я и вы это вряд ли замечаете. Всё зависит от структуры расходов граждан и издержек предприятия. Самое главное- от спроса на товары и услуги. Если спрос очень чувствителен к росту цен, то как бы у тебя не росли издержки, ты не можешь поднять цены на свою продукцию. К сожалению, у нас до сих пор граждане, в том числе пользователи сайта этого не могут понять. При капитализме происходит удешевление производства и снижение цен при прочих равных. Именно этот фактор позволяет уменьшить рост цен, являющийся следствием роста денежной массы.
Так вот, экономика получила больше сбережений субъектов, которые пошли в частный сектор. Имеем рост занятости, рост доходов населения, увеличение предложение товаров, что ведёт к уменьшению цен, диверсификации, росту экономики!
Вы скажите, что это противоречит плану ЦБР по регулированию экономики через процентную ставку. ЦБР только создаёт инфляцию, он главная проблема. Если его так беспокоит инфляция, то у него есть другие инструменты ДКП, например норма резервирования. Поднимите норму резервирования и замедлите рост кредитования, и замедлите рост инфляции, который сами создаёте.
При снижении нефтяных цен госдолг РФ останется привлекательным в глазах инвестора, т.к. его величина станет небольшой, экономика окрепшей, что уменьшит зависимость бюджета от изменения цен на нефть. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете после периода стимулирования экономического роста снизится, т.к. ненефтяной сектор увеличит отчисления в бюджет.

Если Минфин не хочет уменьшать свой госдолг и стимулировать подобным образом экономический рост, есть другой вариант, который тоже простимулирует экономический рост. Это разморозка пенсионных накоплений, пора вернуть избыточные доходы бюджета гражданам! Это сотни миллиардов рублей, которые НПФ направят на покупку облигаций (ОФЗ и корпоратов) и уменьшат стоимость заимствований для всех субъектов экономики. С 2014 года пенсионные накопления заморожены, в результате экономика не растёт, не хватает сбережений. Однако, этот вариант хуже, т.к в таком случае госдолг не снизится, а продолжит расти. Эффект будет не такой масштабный. Но лучше, чем обеспечение спроса на валюту страны, которая любит вводить санкции и пугать всех ожиданием докладов о влиянии потенциальных санкций на экономику.

«Бюджетное правило» предполагает лимитирование расходов государственного бюджета исходя из цены на нефть.

Идея «бюджетного правила» довольно проста. В условиях получения сверхдоходов от продажи нефти и газа правительство может впасть в соблазн направить эти деньги на финансирование дополнительных расходов государства, что может привести к ряду проблем:

1.Ускорение инфляционных процессов, поскольку экономика России еще не настолько развита, чтобы быстро преобразовывать дополнительную денежную массу в товарную.
2.Страна начнет зависеть от динамики доходов от экспорта нефти, что сделает бюджет и развитие экономики нестабильным.
3.Трудно будет оставлять финансирование расходов на прежнем уровне при понижении цены на нефть, что неизбежно вызовет недовольство населения.
4.Сверхдоходы от нефти будут «проедаться», не создавая подушку безопасности на будущее.

Поэтому, в 2004 году было принято решение о создании Стабилизационного фонда, куда направлялись дополнительные нефтегазовые доходы, возникающие при опережении рыночной ценой нефти ее расчетной цены (цена отсечения), заложенной в бюджет. Позже, в 2008 году, Стабилизационный фонд был разделен на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Сверхдоходы от нефти поступали в Резервный фонд, а, после его достижения 7% ВВП, шли в Фонд национального благосостояния.

С 2012 года «бюджетное правило» получило официальный статус (был принят соответствующий законопроект). Согласно ему, помимо перечисления «лишних» денег в Резервный фонд, объем дефицита бюджета России не должен превышать 1% ВВП.

Когда, в 2014 году, цены на нефть резко упали, утащив за собой курс рубля, «бюджетное правило», направленное на сдерживание бюджетных расходов, потеряло свой смысл (сверхдоходы исчезли). В 2016 году его действие было приостановлено. В сентябре 2016 года глава Минфина РФ Алексей Улюкаев заявил, что новое «бюджетное правило» заработает в 2020 году.

Несмотря на очевидные преимущества введения «бюджетного правило» и необходимость его применения для любой страны, чьи доходы зависят от колебаний цен на один или несколько товаров, у него есть довольно много критиков. Их аргументы против «правила» можно сводятся к следующему.

Сверхдоходы от нефти можно было бы направить на стимулирование совокупного спроса (кейнсианский мотив), в частности на улучшение инфраструктуры и повышение доступности финансовых ресурсов для бизнеса. Сейчас же, практически все резервы, накопленные в фондах, хранятся в долларах, евро и американских ценных бумагах, что финансирует экономику Запада, причем под низкий процент. Наши же предприниматели вынуждены брать кредиты в банках под высокий процент, что отрицательно сказывается на динамике инвестиций.