Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

В экономических исследованиях используются методы. Методы экономики. Метод научных абстракций

Экономика в изучении хозяйственных процессов использует определенные методы. Методы исследования в экономике - это пути и способы изучения определенных явлений.

Методы исследования в экономике, как и в любой другой отрасли знаний, разделяются на всеобщие (философские), общенаучные (исторический, логический и т.д.) и специфические для экономики.

В данной науке широко применяются такие методы как функциональный и синтез, научная абстракция, выдвижение и проверка гипотез, экспериментирование, моделирование и др.

Метод научной абстракции сводится к очищению исследуемого предмета от частностей, каких-либо случайностей и выделении типичных, постоянных и сущностных черт и характеристик. В результате использования этого метода выводятся категории и понятия, которые отражают важнейшие стороны исследуемых объектов, а также экономические законы, отражающие постоянные причинно-следственные связи, существующие между явлениями экономики.

Метод графических изображений позволяет наглядно изображать определенные экономические зависимости. Как правило, экономисмы помещают независимые данные (переменные) на оси ординат, а зависимые, соответственно, на оси абсцисс.

Функциональный анализ помогает установить взаимосвязи и зависимости между экономическими процессами и явлениями, когда одни факторы выступают как экзогенные (независимые), а другие как эндогенные (производные от первой группы).

Методы исследования в экономике широко применяю экономико-математическое моделирование, которое сегодня является одним из наиболее распространенных методов исследования проблем экономики. Оно позволяет выявлять причины, последствия, закономерности процессов. Экономические модели помогают описывать реальность в упрощенном виде, они являются абстрактным обобщением при помощи графиков, уравнений и необходимо для наглядного описания взаимосвязей между экономическими переменными. Модели помогают лучше понимать действительности, поскольку не включают множество второстепенных деталей, усложняющих видение сути процессов и связей между ними.

Математические методы исследования в экономике являются достаточно сложными, поскольку экономика представляет собой многомерную систему, в которой большинство процессов имеет вероятностный характер и зависит от многих факторов.

Маржинальный (предельный) анализ используется для исследования экономических категорий и законов. Суть анализа сводится к приращению обусловленного увеличением на одну единицу того фактора, от которого этот показатель зависит. Такой прирост характеризуют предельный доход, предельный продукт, предельная полезность и т.п.

Экспериментирование используется для искусственного воспроизведения экономических процессов и явлений для того, чтобы их можно было изучать «вблизи». Однако этот метод требует осторожности, поскольку недопустимо ломать естественные процессы, умещая реальную жизнь в искусственные конструкции.

В экономической теории применяются статистические методы исследования экономической конъюнктуры . Данные методы необходимы в работе аналитикам как инструмент диагностики с целью принятия верных управленческих решений. Конъюнктура - это обстановка, сложившаяся на определенный момент в определенной сфере экономической жизни. Речь идет о конкретных условиях процесса производства, ситуации на рынках и т.д. В рамках применения этого метода пользуются методами исчисления абсолютной и относительной эффективности, применяют индексный и балансовый методы.


Методология науки - учение о принципах построения и способах научного познания . Современная методология предлагает два основных подхода к анализу экономической жизни общества: а) диалектико-материалистический; б) субъективно-идеалистический.

При диалектико-материалистическом подходе социально-экономическое развитие рассматривается как объективная реальность, находящаяся в постоянном изменении. Изменения в обществе происходят в соответствии с общефилософскими законами - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и обратно, всеобщей связи и взаимообусловленности, отрицание отрицания.

Человек может облегчить свое существование, расширить свои экономические потребности и удовлетворить их с наибольшей полнотой, если он будет беспристрастно изучать процесс воспроизводства и экономические отношения, возникающие по этому поводу, выводить законы экономического развития, изучать их объективные требования и сообразовывать свои хозяйственные действия в соответствии с этими требованиями.

При субъективно-идеалистическом подходе или отрицается объективность реального мира, или объективный мир рассматривается как определяемый действиями субъекта.

Ни тот, ни другой подход не отрицает в экономическом исследовании принципов изменения и развития (диалектики). Что же касается материалистического и идеалистического подходов при анализе экономической жизни общества, то их противопоставление сегодня не соответствует действительности. В социально-экономической жизни общества действует субъект со своими идеями, целями, потребностями и интересами. Вместе с тем его субъектная деятельность протекает в объективном мире, с чем приходится считаться каждому.

Формой реализации диалектико-материалистической методологии служит системный подход. Системный подход и принципы системного анализа использовались в науке давно. Однако широкое распространение на научной основе эти принципы получили во второй половине XX в. в связи с возникновением новой науки - кибернетики и ее ответвления - экономической кибернетики.

Последняя рассматривает экономику, ее структурные и функциональные звенья как систему, что облегчает регулирование социально- экономических процессов и управление ими. Окружающий нас мир, и материальный и идеальный, составляют не отдельные, изолированные друг от друга предметы, явления и процессы, а их взаимосвязанные и взаимодействующие системные, целостные образования.

Отметим, что принцип системного анализа не противопоставляется диалектике, но и не отождествляется с нею. Это два метода анализа, которые, дополняя друг друга, помогают исследователю получить более качественные результаты.

Наряду с широким применением системного анализа во всех отраслях науки имеет место различное определение системности, системного подхода, по-разному оцениваются его значение и достижения.

Понятие «система» стало часто употребляемым в экономической литературе. Но почему то или иное явление выступает как система, каковы основные принципы системного подхода и его значение для практики хозяйствования- вопросы, которые остаются без ответов. Между тем понятие «система», а следовательно, и применение системного подхода не могут быть распространены на любую совокупность элементов. Лишь о совокупности элементов, составляющих органическую целостность, можно говорить как о системе. Иначе говоря, система - это совокупность элементов, представляющих собой органическую или саморазвивающуюся структуру. Это целостность элементов, имеющих внутренний источник развития.

Каждый элемент в системе относительно самостоятелен, уникален, выполняет лишь ему свойственные специфические функции. Именно взаимодействие элементов с различной функциональной направленностью составляет тот внутренний источник, благодаря которому система саморазвивается. Одинаковость элементов системы не способствовала бы их противоречивому взаимодействию, образованию органической целостности и ее развитию.

Результат действия системы не является простым слагаемым действия ее элементов. Он достигается благодаря целостности системы и совокупности связей между отдельными ее элементами.

Основные принципы системного подхода можно свести к следующим:

  1. понимание системы как органической совокупности взаимодействующих элементов;
  2. понимание противоречивости взаимодействия элементов системы (вследствие специфической предназначенности каждого из них), составляющей внутренний источник ее развития;
  3. рассмотрение взаимодействия системы с другими системами и внешней противоречивости в развитии каждой системы;
  4. выделение главного элемента в системе, определяющего цель и направленность ее развития.

Социально-экономические системы относятся к числу наиболее сложных и трудноуправляемых. Это обусловлено тем, что здесь действует человек, выступающий в качестве субъекта и объекта системы. Потребности же человека, а следовательно, его интересы и мотивы поведения чрезвычайно многообразны. Помимо экономических потребностей и интересов человеческая деятельность может определяться национальными, политическими, моральными, социальными мотивами, искажающими закономерные тенденции в экономическом развитии. На экономическую систему каждой страны оказывают влияние экономические системы других стран, способствуя или препятствуя ее развитию.

Существенное влияние на экономическую систему каждой страны оказывает ее взаимосвязь с другой системой - природой. Истощение природных запасов сырья и земли, загрязнение среды обитания человека обусловили появление новых, ресурсосберегающих технологий и рождение новой отрасли науки - экономики экологии, оказывающей влияние на национальные экономические системы и мировую экономическую систему в целом.

В социально-экономическом аспекте органической целостностью самого высокого порядка при формационном подходе является общественно-экономическая формация, служащая предметом исследования общественных наук в целом и состоящая из трех крупных, сложных и относительно самостоятельных элементов: производительных сил, производственных отношений и политической надстройки. Образуя подсистемы общественно-экономической формации, каждый из трех ее элементов выступает в качестве относительно самостоятельной системы со своей сложной структурой.

Подход к социально-экономической системе с позиций доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества (а также исходя из различного уровня цивилизации) не исключает необходимости поэлементного рассмотрения системы, поскольку каждый из этапов в социально-экономическом развитии общества характеризовался своим уровнем техники, уровнем производства и потребления, спецификой отношений собственности и политической структуры.

Мы рассматриваем производственные отношения. В связи с этим в самом общем виде используются принципы системного подхода. С системных позиций следует рассматривать и производительные силы, и надстройку. Это будет способствовать более углубленному пониманию производственных отношений.

Производственные отношения есть система прежде всего потому, что сам процесс воспроизводства материальных благ, служащих удовлетворению экономических потребностей общества, представляет собой диалектическое единство производства и потребления. Эти два специфических элемента системы производственных отношений - отношений производства и потребления - благодаря своему противоречивому взаимодействию составляют органическую целостность.

Эффективность использования системного подхода при анализе производственных отношений во многом определяется уровнем исследования самой структуры системы, выбором принципов, в соответствии с которыми внутри системы производственных отношений выделяются подсистемы, или блоки. Производственные отношения - структурно сложное образование. В основу исследования структуры производственных отношений могут быть положены различные принципы. Каждый из аспектов исследования имеет и научное, и практическое значение, раскрывая строение структуры с определенной стороны: такой анализ способствует углублению знаний в целом.

Методы экономического исследования - это совокупность конкретных способов и приемов} используемых при изучении конкретной действительности . Все методы экономического исследования делятся на две группы: качественные и количественные.

К числу качественных методов относятся метод научной абстракции; методы индукции и дедукции; исторический и логический приемы в экономическом анализе. Эксперимент в экономической науке ограничен. Поэтому метод научной абстракции преобладает. Он состоит в отвлечении от внешних явлений несущественных сторон, выявлении наиболее глубокой сущности предмета.

Реальный социально-экономический мир слишком сложен и запутан, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Поэтому социально-экономические факты требуют обобщений, т.е. их рациональной обработки и систематизации. Это и означает абстрагирование - намеренное упрощение действительности, представляющее практическую значимость. Результатом применения метода научной абстракции являются экономические понятия, категории.

Экономические категории и есть научные абстракции, выведенные из действительности и обеспечивающие ее понимание (например товар, производство и т.п.). На основе выведенных путем абстракции понятий исследует содержание всего явления, происходит объяснение всего многообразия социально-экономической жизни.

Путь от абстрактного к конкретному - наиболее эффективный для современного состояния экономической науки и познания ею понятий и категорий.

Индукция и дедукция уточняют понимание абстракции как метода исследования экономической действительности. Это следует из их определения. Индукция - процесс выведения теорий из фактов, логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных факте - к их обобщению. Дедукция - логическое умозаключение от общего к частному, априорная формулировка теоретических гипотез с последующим сбором и обработкой фактического материала для их подтверждения. Оба метода неразрывно связаны между собой.

Сам метод абстракции предполагает использование накопленных человечеством не только экономических, но и философских знаний для оценки фактов и выведения закономерностей в социально-экономическом развитии общества.

Исторический и логический методы - взаимосвязаны. Исторический метод означает следование в познании действительности в соответствии с развитием событий во времени. Логический метод в сущности тот же исторический, но освобожденный от исторической формы и случайных явлений и событий.

Проверкой на научность тех или иных достижений служит экономическая практика. Она отбрасывает все то, что надуманно, не является отражением реальной действительности.

Количественные методы - это совокупность приемов обработки фактического материала. Основой количественных методов служат учет, отчетность, статистика.

Достоверность фактических данных, поставляемых учетом и статистической отчетностью, определяет ценность количественных методов и научность (объективность) выводов, т.е. качественного анализа.

Количественные методы призваны измерять экономические явления, сопоставлять их, сравнивать (например, цена позволяет сравнивать разные по качеству товары). Количественные методы развивались, усложнялись вместе с развитием различных отраслей знаний: математики, статистики.

Количественные методы прошли как минимум через четыре этапа развития:

  1. арифметическое измерение;
  2. с появлением денег - учет различных по качеству благ в едином стоимостном измерителе;
  3. использование количественных показателей, характеризующих экономическое развитие страны в целом;
  4. использование оптимальных методов экономического анализа, методов математического моделирования.

Неотъемлемым гарантом успехов в экономической науке является сочетание качественных и количественных методов анализа. Это два взаимосвязанных метода, приоритет, в которых отдается качественному анализу. Он должен предшествовать количественной оценке явления. Лишь объективное познание сущности и содержания процесса воспроизводства материальных благ и услуг, углубление понимания экономических категорий и законов, отражающих этот процесс, научно обоснованная постановка целей исследования, принципов классификации и т.п. облегчают количественную оценку. Квалифицированная же количественная оценка экономических явлений, их категорий и законов позволяет расширить и повысить научный уровень качественного анализа и его результатов.

Неоценимое значение для экономической науки имеет статистика. Из всех научных дисциплин, прямо связанных с экономической теорией, статистика заслуживает особого внимания.

Экономическая теория есть обобщение хозяйственной практики. Последняя имеет точное количественное отражение в виде произведенной продукции, совокупных затрат на ее производство, полученных доходов и каналов их расходования и т.д., выраженных в натуральном исчислении и в деньгах. От того, с какой полнотой собраны статистические данные о воспроизводстве, каково их качество, зависят объективность экономических исследований, достоверность и практическая значимость экономических выводов.

Советская официальная статистика, особенно в последние годы, отличалась фальсификацией фактических данных, приукрашивая их в политических целях. Однако от этого страдала плановая экономика, поскольку опиралась в народнохозяйственном планировании на нереальные данные. Странам бывшего СССР предстоит реорганизация статистики: во-первых, ее данные должны отвечать международным стандартам; во-вторых, для обслуживания рыночной экономики потребуются сведения о прибыли, рентабельности, активах, ценных бумагах, деловой активности, инфляции, безработице и др.

Повышение степени достоверности статистических данных - актуальнейшая задача не только для стран бывшего СССР, но и для стран с развитой рыночной экономикой, в которых искажаются экономические данные в целях уменьшения налогового обложения.


  • Экономические теории как отражение социально-экономического развития общества
  • Предмет, метод и функции экономической теории

    • Общее понятие о науке и месте в ней экономической теории
    • Основные черты социально-экономических (производственных) отношений
  • Процесс производства, воспроизводства и его фазы

    • Общее понятие о процессе производства и воспроизводства
    • Роль и место распределения в воспроизводственном процессе
    • Потребление как завершающая фаза процесса воспроизводства и его предпосылка
  • Система отношений собственности в современной экономике

    • Содержание экономической теории прав собственности и транзакционных издержек
  • Система экономических интересов, мотивов и стимулов

    • Потребность как материальная основа экономических интересов
    • Функции системы экономических интересов. Мотивы и стимулы эффективного хозяйствования
  • Система экономических законов

    • Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества - главное предназначение экономической науки
    • Содержание экономического закона и методология его исследования
    • Экономические законы как система. К дискуссии об основном экономическом законе системы
    • Основное содержание экономических законов: экономии времени, повышающейся производительности труда и возвышения экономических потребностей
  • Рынок и рыночная экономика: содержание, функции, виды

    • Понятие рынка и рыночной экономики. Субъекты рыночных отношений
    • Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества
  • Конкуренция как главный элемент в рыночной модели хозяйствования

    • Развитие конкурентной среды в России и конкурентоспособности отечественного производства
    • Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование: экономическое содержание и особенности России
    • Условия и причины формирования концепции предельной полезности
    • Достижения и просчеты теорий трудовой стоимости и предельной полезности
  • Спрос, предложение и цена в системе рыночных отношений

    • Спрос и предложение: содержание и проблемы взаимодействия
    • Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике
  • Сущность и функции денег

    • Сущность денег. Особенности бумажных денег. Закон количества денег в обращении
  • Предприятие (фирма) как главный субъект хозяйствования в условиях рынка

    Капитал как материальная основа развития предприятия

    • Содержание понятия «капитал» и эволюция взглядов на его природу
    • Кругооборот и оборот капитала (производственных фондов) предприятия
    • Структура капитала (производственных фондов) предприятия. Физический и моральный износ основного капитала
  • Издержки производства: сущность, классификация и структура

    • Общие представления об издержках производства предприятия
    • Две концепции издержек производства: марксистская и неоклассическая
    • Методы снижения издержек производства предприятия. Особенности современной России
  • Денежные доходы предприятий и формы их проявления в рыночной экономике

    • Заработная плата как форма денежного дохода наемных работников
  • Особенности аграрных отношений. Земельная рента. Цена земли

    • Содержание аграрных отношений и специфика производства в сельском хозяйстве
  • Банк как субъект хозяйствования в рыночной экономике. Ценные бумаги и фондовая биржа

    • Особенности коммерческого банка как субъекта хозяйствования
    • Виды ценных бумаг и особенности ценообразования на фондовом рынке
  • Общественное воспроизводство на национальном уровне

    • Общее понятие о макроэкономике. Цели и задачи макроэкономического анализа
    • Основные показатели результатов процесса воспроизводства на национальном уровне
    • Достоинства и недостатки двух методов исчисления конечных макроэкономических показателей
    • Баланс народного хозяйства и система национальных счетов
  • Темпы и факторы экономического роста страны

    Уровень социально-экономического развития и типы экономического роста

Исследовательские процессы подразумевают глубокую и кропотливую работу экспертов и специалистов. Само понятие “исследование” определяется как процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования в интересах общества.

В социологическом словаре исследование определяется как вид систематизированной познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов.

Если в качестве основного классификационного признака избрать применяемый метод исследования, то можно выделить основные подходы к классификации исследований по:

виду исследования;

стадии исследования;

месту проведения исследования;

виду исследуемого объекта;

подходу к объекту исследования.

По своему виду исследования подразделяются на экспериментальные, теоретические, теоретико-экспериментальные.

На экспериментальном (эмпирическом) уровне исследований используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т. д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне исследование имеет дело с фактами и их описанием. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке.

К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень исследования. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого нужно уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно не похожими внешне фактами именно существенные, а не просто повторяющиеся свойства и характеристики предметов и явлений.

Целью прикладных исследований является использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определенных практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования включают, как правило, работы по реализации (внедрению) полученных результатов.

Практически исследования системы управления имеют теоретико-эмпирическую направленность, способствуют выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-следственных связей, определенных направлений разработки и реализации мероприятий по их усовершенствованию.

В зависимости от стадии проведения исследования подразделяют на поисковые разработки, научно-исследовательские разработки, опытно-конструкторские разработки.

Поисковые разработки проводятся с целью увеличения объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Они включают в себя разработку прогнозов развития науки и техники, открытие путей применения новых явлений и закономерностей.

Научно-исследовательские разработки - это работы научного характера, связанные с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Опытно-конструкторские разработки (ОКР) включают в себя технические, инженерные, лабораторные изыскания, доводящие результаты предваряющих их научно-исследовательских работ (НИР) до практической возможности их воплощения в производство.

По месту проведения различают лабораторные и промышленные исследования. Промышленные исследования, в отличие от лабораторных, проводятся в условиях реально функционирующих предприятий, что позволяет получить максимально точный результат.

По виду познаваемого объекта различают натурные и модельные исследования. Натурные исследования производятся непосредственно на самом познаваемом объекте путем реального экспериментирования над ним. В том случае, когда натурное исследование непосредственно над реальным объектом или системой невозможно в силу определенных причин, используется модель, замещающая объект оригинал или реальную систему, т.е. проводится модельное исследование. В настоящее время наиболее эффективным способом построения и познания идеальных моделей является метод компьютерного моделирования.

В зависимости от подхода к объекту исследования подразделяются локальные и комплексные. Локальные исследования затрагивают лишь определенную часть (один или несколько элементов) изучаемого объекта, что позволяет более четко сконцентрировать внимание на диагностике и решении конкретной проблемы. Недостатком такого рода исследований является абстрагирование от всей совокупности внешних и внутренних связей изучаемого объекта, иногда в ущерб полноте и объективности полученного результата.

По использованию ресурсов можно выделить ресурсоемкие и незначительные по ресурсоемкости исследования. В зависимости от времени проведения исследования подразделяются на продолжительные и непродолжительные.

По информационному обеспечению различают исследования, основывающиеся на внутренней информации, и исследования с привлечением внешней информации.

По степени организованности исследования подразделяют на спонтанные и организованные.

В зависимости от участия персонала можно выделить индивидуальные и коллективные исследования.

В практике исследования систем управления встречаются все рассмотренные выше типы исследований .

Методология исследования - это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

В основу классификации научных методов может быть положена применяемость метода, возможность его использования в разных сферах человеческой деятельности. В таком случае можно выделить общие, особенные и частные методы научного познания.

Общие методы познания касаются любого предмета, любой науки. В истории философии можно найти только два таких метода - метафизический и диалектический - оба этих метода лишь намечают границы познания.

Частные методы научного познания - это специальные методы, действующие только в пределах отдельной отрасли науки, хотя иногда применяются и за рамками определенной сферы.

Особенные методы научного познания используются большинством наук на разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны изучаемого предмета или приема исследования. Именно среди особенных методов можно выделить эмпирический и теоретический уровни познания. Таким образом, существуют особенные методы, проявляющиеся:

На эмпирическом уровне познания (особенные эмпирические методы);

На теоретическом уровне познания (особенные теоретические методы);

Как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания (особенные универсальные методы).

К особенным эмпирическим методам научного познания относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Наблюдение как метод исследования широко применяется при решении различных задач управления: для определения принципов взаимодействия с покупателями, для комплексной оценки рынка, для повышения эффективности организационной культуры компании и системы власти и влияния, для совершенствования процессов организации труда и т.д. В зависимости от специфики могут проводится включенные или невключенные, персональные или неперсональные, скрытые или прямые, структурированные или неструктурированные, систематические или эпизодические наблюдения.

Измерение - это определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта исследования с помощью специальных технических устройств. Эти устройства могут работать как в руках человека, так и в автоматическом режиме. Современные компьютеры позволяют не только проводить процедуру измерения, но и обрабатывать полученные данные. Большую роль в исследовании играют единицы измерения - эталоны, с которыми сравниваются полученные данные. Они могут быть основными, или базисными, и производными, выводимыми из них с помощью математических операций. Частным случаем измерения является сравнение, которое позволяет оценить различные объекты и соотнести их друг с другом. Таким образом становится возможным ранжирование объектов.

Измерения применяются как основа для методов финансового, экономического, статистического анализа и т.д.

Различают шесть основных методов финансового анализа:

· горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

· вертикальный (структурный) анализ - выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100 %;

· трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

· анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;

· сравнительный (пространственный) анализ - с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой - сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;

·факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.

Источники информации для диагностики финансово-хозяйственного состояния организации подразделяются на учетные и внеучетные.

Учетные источники информации:

Бухгалтерский учет и отчетность;

Статистический учет и отчетность;

Управленческий учет и отчетность.

Внеучетные источники информации:

Материалы ревизий, внешнего и внутреннего аудита;

Данные лабораторного и врачебно-санитарного контроля;

Результаты проверок налоговой службы;

Материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива;

Средства массовой информации;

Внутренние документы и переписка со сторонними организациями;

Сведения, получаемые от личного контакта с исполнителями.

Эксперимент - это целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий его объект для изучения различных его сторон, связей и отношений. Таким образом, в ходе эксперимента ученый может вмешиваться в естественный ход процессов, преобразовывать объект исследования, помещать его в искусственные условия.

Эксперименты могут быть натурными (в реальных условиях), полунатурными (деловая игра), мысленными (мозговая атака, коллективная генерация идей).

К особенным теоретическим методам научного познания относятся процедуры абстрагирования и идеализации , в ходе которых образуются научные понятия.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории.

Идеализация - это операция мысленного выделения какого-либо одного, важного для данной теории свойства или отношения (не обязательно, чтобы это свойство существовало реально) и мысленного конструирования объекта, наделенного этим свойством. Полученные таким образом идеальные объекты в действительности не существуют, так как в природе не может быть предметов и явлений, имеющих только одно свойство или качество. В этом состоит главное отличие идеальных объектов от абстрактных.

Формализация - использование специальной символики вместо реальных объектов. Ярким примером формализации является широкое использование математической символики и математических методов.

Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента, получение общего вывода на основании частных посылок, движение от частного к общему.

Индукция не может существовать в отрыве от дедукции.

Дедукция - метод научного познания, представляющий собой получение частных выводов на основе общих знаний, вывод от общего к частному.

К универсальным методам научного познания относятся аналогия, моделирование, анализ и синтез, а также классификация.

Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный, но схожий с первым объектом по каким-то существенным свойствам.

Метод аналогии тесно связан с методом моделирования.

Метод моделирования предполагает изучение каких-либо объектов посредством их моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал. В основе этого метода лежит существенное сходство объекта-оригинала и его модели.

Приведем наиболее общепринятые классификации моделей процесса принятия управленческих решений.

На практике зачастую выделяют три типа моделей: описательные, аналоговые и символьные.

Описательная модель (физическая) изображает предмет или ситуацию, показывая нам, как они выглядят. Подобные модели содержат большую долю конкретных деталей и относительно малую долю абстракции. Например, архитектурная модель нового завода является описательной моделью. Подобный тип моделей относительно легко создать, но нелегко изменить. Трудно манипулировать переменными в описательной модели, так как ее элементы довольно конкретны. Они создаются для изображения конкретной, частной ситуации. Масштабная модель завода - это масштабная модель конкретного завода, и черты ее не могут быть использованы для описания заводов вообще.

Аналоговые модели изображают предметы или ситуации, заменяя различные реальные элементы другими, отличающимися формой или свойствами. Например, озеро на карте изображается голубым цветом. Изображение денежного потока компании, на первый взгляд, похожее на вертикальную диаграмму, тоже является аналоговой моделью. Этими моделями легче манипулировать, чем описательными, так как в них более высок уровень абстракции.

Символьная модель изображает различные свойства и элементы ситуации символами. Примером такого типа моделей может служить математическая модель, в которой различные элементы ситуации выражаются в форме уравнений. Символьными моделями наиболее легко манипулировать, так как в них высок уровень абстракции .

В рамках теории разработки управленческого решения рассматриваются и другие классификации моделей:

Дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.

Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития.

Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса принятия решений.

Индуктивные и дедуктивные модели. Индуктивные модели строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным решениям. Качество индуктивной модели определяется тем, насколько, с одной стороны, удается упростить описание ситуации принятия решения, а с другой - насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации. При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций.

Проблемно-ориентированные модели и модели решения. Проблемно-ориентированные модели строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации принятия решения. Здесь основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса.

Модели решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также возможностей современных управленческих технологий и направлены на решение важнейших управленческих задач.

Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические требования к условиям их применения и структуре моделей. К числу таких моделей относятся и модели, активно использующие экономико-математические методы решения управленческих задач.

Одноцелевые и многоцелевые модели. Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей.

Одноцелевыми называются модели, в которых имеется одна четко определенная цель, к достижению которой стремится организация, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной цели. В последнем случае степень достижения цели определяется с помощью специально разрабатываемого комплексного критерия. Многоцелевыми называются модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, не сводимых к одной комплексной.

Однопериодные и многопериодные модели. Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан. Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения. Многопериодные модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения. Однопериодные модели могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации принятия решения.

Детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены, и их значения известны в момент принятия решения. Стохастические модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации.

Этапы процесса построения модели:

1. Постановка задачи – самый важный этап, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Следует определить, в чем заключается проблема.

2. Построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные данные предполагается получить, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также требуется определить, какая информация необходима для построения нужной модели, а кроме того, расходы и реакцию людей.

3. Проверка модели на достоверность. Определяется степень соответствия модели реальному миру (все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель?).

4. Применение модели. Зачастую созданные модели используются не в полной мере. Чтобы этого избежать, следует давать возможность линейным руководителям, для которых предназначены модели, участвовать в постановке задач и установлении требований к моделям. Кроме того, руководителей нужно научить использовать модели.

5. Обновление модели. С целью получения дополнительных выходных данных; с учетом изменения целей организации или внешней среды .

Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение.

Анализ дополняется синтезом. Синтез - метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета.

Целый ряд методов базируется на системном подходе , позволяющем рассмотреть целое как комплекс взаимосвязанных элементов. Внутренняя среда организации структурируется в зависимости от целей исследования и может быть представлена отдельными элементами (табл. 2).

Внешняя среда также подразделяется на макро- и микросреды (факторы прямого и косвенного воздействия). К факторам прямого воздействия относят: поставщиков, покупателей, партнеров, конкурентов. К факторам косвенного воздействия относят: экономические, политические, технологические, социально-демографические, правовые.

Оценка факторов внутренней и внешней среды осуществляется на основе методов стратегического анализа. Среди наиболее известных - метод SWOT-анализа, ППЭСТ-анализ (СТЭПП-анализ), метод «Анализ поля сил», метод «Диаграмма Ишикава», методы конкурентного и факторного анализа .

Кроме того, метод дерева целей, метод анализа иерархий, методы функционально-стоимостного анализа также позволяют представить проблему исследования как взаимосвязанные задачи различных уровней.

Дерево целей - это схематичное представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.

Таблица 2

Системный анализ в оценке внутренней среды организации

Автор концепции Элементы, системы и подсистемы внутренней среды организации
Дж. Клоусон (системная модель организации) Подсистема управления, адаптации, контроля поступлений, производства, контроля оттоков, поддержки
С.Адамс, Б. Адамс (модель шести систем) Система коммуникаций, лидерства, норм, производства, ответственности, производительности труда
М. Вайсборд (модель шести ячеек) Цели, структуры, взаимоотношения, вознаграждения, лидерство, вспомогательные механизмы
Т. Питерс, Р. Уотерман, Дж.Филипс (модель 7S) Структуры, системы и процедуры, стратегия, персонал, совместно разделяемые ценности, стиль управления, сумма навыков
Г. Левитт («алмаз Левитта») Технология, задачи и миссия, структура, люди
М. Сейнер Люди, задачи, принятие решений, структура, информационные системы, культура, системы контроля, системы вознаграждения

Классификация - метод научного познания, позволяющий объединить в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках.

Экспертные методы исследования применяются для разработки и обоснования решений в условиях дефицита информации. Сущность этих методов заключается в том, что решение принимается посредством получения ответов специалистов на поставленные вопросы.

Методы экспертных оценок используются для анализа объектов и проблем, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается математической формализации, т.е. для которых трудно разработать адекватную модель. Наиболее часто методы экспертных оценок используются при рассмотрении социальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Посредством применения методов экспертных оценок целесообразно решать следующие типовые задачи:

· составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

· определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;

· определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

· разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

· альтернативное распределение ресурсов для решения задач с ранжированием их очередности;

· альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

Индивидуальные экспертные методы основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля независимо друг от друга. Основными преимуществами этих методов являются возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта и незначительность психологического давления, оказываемого на отдельного работника. Однако эти методы мало пригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта о развитии смежных областей науки.

Методы индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария.

Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от способности интервьюируемого эксперта экспромтом давать заключения по самым различным фундаментальным вопросам.

Аналитические экспертные оценки предполагают длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния, путей развития прогнозируемого объекта. Метод дает возможность эксперту использовать всю необходимую информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки.

Написание сценария - это метод, с помощью которого устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующей ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования. Описание обычно совершается в явно выраженных временных координатах. Эта особенность существенна при прогнозировании в области социально-экономических проблем, однако для целей научно-технических прогнозов введение явной зависимости от времени не всегда обязательно. Основное значение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней «дерева целей». В сценарии используются заранее подготовленные прогнозы и материалы по развитию объекта прогнозирования. Разработка сценария принуждает исследователя заниматься деталями и процессами, которые он мог бы легко упустить, если бы ограничился абстрактными соображениями.

Сущность методов коллективной экспертной оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами (например, аналитическим расчетом, экспериментом и т.д.). В основе применения этих методов лежит гипотеза о наличии у экспертов умения с достаточной степенью достоверности оценить важность и значение исследуемой проблемы, перспективность развития определенного направления исследований, времени свершения того или иного события, целесообразности выбора одного из альтернативных путей развития объекта прогноза и т. д.

Основными преимуществами методов коллективной экспертной оценки являются два момента: 1) при коллективном мышлении выше точность результата; 2) при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

На практике чаще всего используются такие методы коллективной экспертной оценки, как: метод коллективной генерации идей («мозговая атака»), метод Дельфи, метод морфологического анализа.

Использование метода коллективной генерации идей позволяет получить продуктивные результаты за короткий период времени и вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс. Сущность метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструктурирование (критику) этих идей с формулированием контридей.

Метод «Дельфи» - один из наиболее распространенных методов экспертной оценки будущего. Он разработан американской исследовательской корпорацией РЭНД и служит для определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий. Метод «Дельфи» построен на следующем принципе: в неточных науках мнения экспертов и субъективные суждения в силу необходимости должны заменить точные законы причинности, отражаемые естественными науками. Метод «Дельфи» позволяет обобщать мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение. Ему присущи все недостатки прогнозов, построенных на основе экспертных оценок.

При использовании метода «Дельфи» опросы проводятся в несколько этапов, причем после каждого этапа вся информация о результатов прошедшего тура сообщается экспертам. Участников экспертизы просят пересмотреть оценки и объяснить причины своего несогласия с коллективным суждением. Вся процедура повторяется 3-4 раза. В результате происходит сужение диапазона оценок.

Морфологический анализ представляет собой упорядоченный способ рассмотрения предметов и получения систематизированной информации по всем возможным решениям изучаемой проблемы. С помощью морфологического анализа в ряде случаев удается не только упорядочить входную информацию, но и получить качественно новую информацию. Этот метод позволяет ответить на три типа вопросов: какие средства (приборы) необходимы для получения всей информации о данной совокупности явлений; какова последовательность всех явлений, происходящих из определенной причины; как проследить все средства данного класса или все методы данного класса, все решения данной конкретной проблемы.

Морфологический анализ включает ряд приемов, но принцип у них один: систематизированное рассмотрение явлений, предметов, стремление не пропустить ни одной возможности, ничего не отбрасывая без предварительного исчерпывающего исследования. Этой цели служит прием систематизированного охвата, при котором исследование начинают с данного уровня знаний. Затем систематически просматривают одну за другой все возможные области знаний, пока не будет достигнут другой уровень знаний. В процессе анализа все объекты разбиваются на группы, каждая из которых подвергается тщательному изучению. Такой подход позволяет накапливать данные для последующих исследований по методу «морфологического ящика».

«Морфологический ящик» строится в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие параметры. Последовательное соединение одного какого-либо параметра первого уровня с одним из параметров последующих уровней представляет собой одно из возможных решений проблемы. Общее количество возможных решений равно произведению числа всех параметров, представленных в «ящике», взятых по строкам. Учитывая, что некоторые из этих решений практически неосуществимы, действительное число решений будет несколько меньше.

В результате этого метода создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив для каждой составной части проблемы. Цель его - выработка наиболее приемлемого решения на основе рассмотрения каждого возможного решения. Преимущества данного метода в том, что он осуществим при наличии малого количества информации по изучаемой проблеме, причем для оценки решений можно использовать самые общие критерии.

Метод «морфологического ящика» представляет интерес для прогнозирования возможного исхода фундаментальных исследований.

Подготовка и проведение экспертизы при проведении коллективных экспертных оценок включает в себя ряд этапов.

1. Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данной отрасли. Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек, в зависимости от сложности объекта.

При формировании группы экспертов основными являются вопросы определения ее качественного и количественного состава. Отбор экспертов начинается с определения вопросов, которые охватывают решение данной проблемы; затем составляется список лиц, компетентных в этих областях.

Для получения качественного прогноза к участникам экспертизы предъявляется ряд требований, основными из которых являются: высокий уровень общей эрудиции; глубокие специальные знания в оцениваемой области; способность к адекватному отображению тенденции развития исследуемого объекта; наличие психологической установки на будущее; наличие академического научного интереса к оцениваемому вопросу при отсутствии практической заинтересованности специалиста в этой области; наличие производственного и (или) исследовательского опыта в рассматриваемой области.

Для определения соответствия потенциального эксперта перечисленным требованиям используется анкетный опрос. Дополнительно к этому часто используют способ самооценки компетентности эксперта. При самооценке эксперт определяет степень своей осведомленности в исследуемом вопросе на основании анкеты. Обработка данных дает возможность получить количественную оценку компетентности потенциального эксперта.

Установить оптимальную численность группы экспертов довольно трудно. Однако в настоящее время разработан ряд формализованных подходов к этому вопросу. Один из них основан на установлении максимальной и минимальной границ численности группы. При этом исходят из двух условий: высокой средней компетентности группы экспертов и стабилизации средней оценки прогнозируемой характеристики.

Кроме описанных выше процедур, в методах коллективных экспертных оценок используется подробный статистический анализ экспертных заключений, в результате которого определяются качественные характеристики группы экспертов. В соответствии с этими характеристиками в процессе проведения экспертизы качественный и количественный состав экспертной группы может корректироваться.

Рис. 1.1.

Исследуя хозяйственные процессы, ЭТ применяет ряд общенаучных методов познания. Важнейшие из них для экономики - девять (рис. 1.1). Так, очевидно, что эмпирическая функция ЭТ предполагает наблюдение (преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря полученной таким образом информации можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной пепиол. как возросли объёмы производства, торговли и прибылей предприятий. В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

В свою очередь моделирование предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому, виртуальному образцу - по модели, которая замещает сам объект исследования (особенно эффективно моделирование на компьютерах).

Метод научных абстракций (абстрагирование) - особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - абстракции (от лат. abstractio - отвлечение), или категории (стоимость, цена, деньги, рынок, дорогой, дешёвый и др.).

К примеру, понятие товара - как его определить? Если отталкиваться от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем разнотоварье - больших-малых, съедобных-несъедобных, жид- ких-сыпучих... Как привести это к "общетоварному знаменателю"? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное? Только с помощью абстрагирования , т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis - расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis - соединение). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России - синтез.

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы ) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Это важно, ибо вся экономика (и не только она) состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников).

С анализом и синтезом логически связано деление ЭТ на микро- и макроэкономику. Оно предполагает два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает (а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домохозяйство); а также (б) отдельные рынки (скажем, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего - госсектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими (агрегатными) показателями типа: валовой объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение таких общих понятий, как стоимость, рынок, бюджет, налоги и пр.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать, поскольку они тесно взаимосвязаны, переплетены. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Далее индукция и дедукция. Это два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Рассуждение же в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio - выведение). Так, когда мы видим в какой-то стране, что почти все граждане имеют работу, что их растущие доходы опережают повышение цен, а магазины наполнены отечественными товарами, то это наводит на мысль об экономическом росте (индукция ). И обратный пример по дедукции. Если страна слывёт отсталой и бедной, то из этого общего представления можно наверняка сделать выводы : в ней царят произвол и продажность чиновников, беззаконие и преступность, безработица и хозяйственный застой.

Исторический и логический методы (подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.

Широкое применение в ЭТ получил графический метод. Он отображает хозяйственные явления с помощью схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, например, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 1.2). На рисунке видно, что здесь имеет место обратно пропорциональная (отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий характер кривой. В других случаях могут быть прямо пропорциональные (положительные) зависимости с восходящими линиями на графике (с. 122).

Основная задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить развитие экономики, а также процессы, происходящие в производстве, при распределении произведенного продукта, его обмене и потреблении. Выводы экономической науки необходимы для определения экономического поведения общества и отдельных рыночных агентов. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства.

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астроному, приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений.

Таким образом, метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Экономическая теория применяет преимущественно такие методы познания экономических явлений и процессов: диалектический метод; научная абстракция; анализ и синтез; индукция и дедукция; исторический и логический методы; экономический эксперимент; экономическое моделирование; и др.

Диалектический метод – общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, сущность которых состоит в познании экономических явлений и процессов в их связи и взаимозависимости в состоянии непосредственного развития, в понимании того, что накопление количественных изменений предопределяет изменения качественного состояния.

Научная абстракция как метод состоит в углубленном познании реальных экономических явлений путем выделения основных, существенных признаков сторон определенного явления, очищенных (абстрагированных) от всего случайного, несущественного.

Анализ и синтез как метод исследование применяется в единстве двух его составляющих. При анализе объект исследования раскладывается на составные части, каждая из которых изучается в отдельности; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.



Индукция и дедукция . Индукция – это метод познания от отдельного к общему, от знания низшей степени к знанию высшей степени (от фактов к выводам, теориям). Дедукция – метод познания от общего к единичному (проверка гипотез фактами).

Исторический и логический методы используются для исследования экономических явлений в их единстве, целостности. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись в реальной жизни. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, двигаясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей и подробностей не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование – это формализованное описание экономических процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого абстрактно воссоздает реальную картину экономической жизни.

Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов с целью изучения их при оптимально благоприятных условиях для дальнейшего практического внедрения. В частности, экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных гипотез и рекомендаций, чтобы предупредить ошибки и провалы в экономической политике государства.

13. Технология решения проблем: К студентам, желающим в «полет»