Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Затраты на социальное обеспечение включают выплаты. Расходы бюджета на социальную защиту населения и их состав. Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.

Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета . Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное обеспечение и социальную помощь.

Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения.

Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.



Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).

Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов – общественных, целевых, частных и имеет цель – «призрения бедных».

Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).

Страховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.

При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.

При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.

Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.

С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего по 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений . Для этого предусмотрен Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд, формируемый путем уплаты социального налога всеми юридическими лицами и физическими лицами, занимающими предпринимательской деятельностью.

Кроме того, работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы , размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечислениями (безналично).

Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора открывается индивидуальной пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальных код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), которые размещают средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход, называется инвестиционным доходом , распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.

Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий.

Пособие – это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях.

Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают:

1) выплаты по больничным листам;

2) пособие по уходу за ребенком;

3) пособие по беременности и родам;

4) пособие на похороны;

5) расходы по приобретению путевок в санатории.

В Республике Казахстан система социального страхования осуществляется на основе Закона РК от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании». Основной целью введения системы обязательного социального страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными выплатами в случае наступления рисков.

Социальные риски обычно обладают следующими признаками:

Во-первых, экономическими. К ним относятся:

Угроза потерять работу по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и др.;

Угроза нетрудоспособности в силу профзаболевания, производственной травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят или мало зависят от самого работника.

Во-вторых, часть рисков непосредственно связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей трудоспособности и достижением пенсионного возраста и т.д.

Риск материальной необеспеченности можно определять как вероятность наступления из-за производственной травмы или профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что они не наступают одновременно для всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить для всего населения. Подобные риски не охватываются социальным страхованием.

Важное и необходимое условие построения подлинно страховой системы социальной защиты населения - выявление реальных функций страховых выплат в материальном обеспечении застрахованных.

В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка выплаты страховых выплат.

Международная организация труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты.

Первый уровень - гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

второй уровень - пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

третий уровень - социальные выплаты за счет добровольного страхования.

Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

Таким образом, под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;

2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;

3) обязательность участия в системе социального страхования;

4) использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;

5) обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;

6) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее - Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.

ГФСС учрежден государством, как внебюджетная организация и не входит в бюджетную систему государства. Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования (далее - СОСС).

Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:

1) на случай утраты трудоспособности - со дня установления уполномоченным органом по назначению социальных выплат степени утраты трудоспособности на основании медицинских заключений;

2) на случай потери кормильца - с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

3) на случай потери работы - со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости;

4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами - с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листке нетрудоспособности;

5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) - с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листке нетрудоспособности;

6) на случай по потере дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года - с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.

В случае рождения двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года, назначается на каждого ребенка отдельно.

При этом размер минимальной социальной выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года установлена не ниже размера государственного пособия, выплачиваемого из республиканского бюджета (в зависимости от очередности рождения ребенка). А максимальный размер - не более 40 процентов от 10-кратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемый Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

С начала введения в действие СОСС с 2005 года по состоянию на 1 октября 2008 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 21 314 млн тенге, из них 20 491,3 млн тенге только за 9 месяцев текущего года.

В соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин - участников СОСС.

Размер социальных выплат из системы обязательного социального страхования определяется на основе фактически поступивших социальных отчислений в Фонд на конкретного участника СОСС, с учетом продолжительности и размеров отчислений.

В структуре социальных выплат по республике по итогам 9 месяцев 2008 года основную долю занимают выплаты по беременности и родам - 10 484,4 млн тенге (51,2%) и по уходу за ребенком - 8 998,8 млн тенге (43,9%).

Наибольшая доля социальных выплат за 9 месяцев 2008 г. осуществлены в г. Алматы (18%), Южно-Казахстанской области (10%), г. Астана (9%) к общему объему социальных выплат по республике.

Анализ деятельности АО «Государственный Фонд социального страхования» показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.

Все это означает, что социальная защита перестала быть монополией государства и приобретает многосубъектный характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) являются работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры, отдельные меценаты. Представление, что социальная защита - это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении усилий работников, работодателей и государства.

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического , состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является , созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды, позволяют осуществлять .

Средства государственных целевых , созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения:

1. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР был создан Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого — государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд формируется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех , лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского . Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в Пенсионный фонд взносы в размере 28% от размера начисленной , совхозы, колхозы и предприятия по производству сельскохозяйственной продукции — 20,6%. Крестьянские хозяйства вносят 5% от размера дохода, работающие — 1% от величины дохода.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных , пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального РФ, образованный в соответствии с Указом Президента. Цель его — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования Фонда социального страхования являются:

Страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в размере 5,4% от величины начисленной оплаты труда;

Ассигнования из республиканского бюджета РФ;

Добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

3. В соответствии с Законом РСФСР создан Государственный фонд занятости населения РФ. Средства этого Фонда используются для реализации государственной политики занятости населения.

Фонд формируется за счет следующих источников:

Страховых взносов предприятий и организаций в размере 2% от размера начисленной заработной платы;

Страховых взносов с заработка работающих;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

За счет этих средств решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.

Бюджетные ассигнования — один из важных источников перечисленных социальных фондов. Бюджетные средства поступают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.

Из федерального бюджета финансируются:

Комплекс мероприятий по социальной защите населения.

Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

Финансирование федеральных программ: «Дети сироты», «Дети инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты.

Эти средства используются:

На строительство и содержание домов интернатов для престарелых и инвалидов;

На обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

На их обучение и трудовое устройство;

Оказание им санаторно-курортной помощи;

Социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

На проведение молодежной политики и др.

Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.

Расходы на содержание домов интернатов планируются по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека.

Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений.

Расходы на мероприятия по социальной защите населения

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Однако в условиях сложного финансового положения, в котором находится Россия, в лице своих органов оказывается в состоянии обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям одиночкам и др.

Поэтому становление России как социально ориентированного предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе .

Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению — престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети сироты» «Дети инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и реализации социальной политики.

В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законодательные акты о социальных стандартах, в соответствии с которыми каждому жителю предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.

При этом главными должны стать мероприятия по поддержке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и территориальными органами власти и .

В дальнейшем по мере проведения реформ в системе социальной защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов. Предоставление социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной основе при увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг.

Значительные изменения внесены в систему социальных пособий и льгот, пенсионное обеспечение и социальное страхование.

Главными направлениями в реформировании фондов социального страхования являются:

Пересмотр некоторых условий отдельных выплат по болезни, беременности и родам;

Постепенный переход к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств в пределах 1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

Отказ от субсидирования санаторно-курортных мероприятий (не предусматривается финансирование из бюджета путевок на лечение наименее обеспеченных категорий населения через местные органы социальной защиты);

Перевод страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования.

Предусматривается рассмотрение Государственной Думой РФ законопроектов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О статусе военнослужащих» и других содержащих наибольшее число льгот.

В соответствии с этими законопроектами 100 миллионов человек, или 2/3 населения, должны быть обеспечены льготами. Для этого необходимо около 350 млрд. руб., или около 50% федерального бюджета. Поэтому предполагается пересмотр ряда льгот отдельных категорий населения.

Необходимо пересмотреть оплату больничных листов. Предполагается ограничить размер пособий по нетрудоспособности и родам до минимальных размеров оплаты труда. Эти меры обеспечат снижение затрат Фонда социального страхования на 1,3 — 1,4 млрд. руб.

Предполагается 50%ная скидка по оплате жилья ветеранам труда, если с ними не проживают члены семьи.

Законопроект «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предполагает выплату пособий любой семье в размере 70% минимального размера оплаты труда, семьям военнослужащих по призыву до достижения ребенком возраста 16 лет.

Выплату детских пособий предполагается сосредоточить в органах социальной защиты.

К применению этих законов «подталкивает» Мировой банк, который настаивает на осуществлении пенсионной , принятии нового трудового законодательства.

Необходимо отметить, что реформирование внебюджетных фондов, в том числе социального страхования, позволит увеличить норму сбережений в российской экономике приблизительно на 5—6% ВВП за счет взносов в накопительную пенсионную систему и сформировать страховые резервы в системах социального и медицинского страхования. Благодаря этому норма сбережений в России может превысить 30% ВВП, что составляет уровень большинства стран с высокими темпами экономического развития (например, Китай — 40% ВВП).





Назад | |

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 27-11-95 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО... Актуально в 2018 году

6. Расходы предприятия (организации) на социальную защиту работников

защиту работников

6.1. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации.

6.2. Взносы в негосударственные пенсионные фонды.

6.3. Надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия.

6.4. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников за счет средств предприятия.

6.5. Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счет средств предприятия.

6.6. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, за счет средств предприятия.

6.7. Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, за счет средств предприятия.

6.8. Оплата абонементов в группы здоровья, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы.

6.9. Расходы на содержание (включая амортизацию) медпунктов, профилакториев, домов отдыха, находящихся на балансе предприятия (организации) или содержащихся на условиях долевого участия; приобретение медикаментов для лечебно-профилактических учреждений <**>.

<**> В фактически произведенных расходах (по данным первичного учета).

6.10. Компенсации женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий по социальному страхованию).

6.11. Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших.

6.12. Компенсация работникам морального вреда, определяемая судом.

6.13. Выходное пособие при прекращении трудового договора.

6.14. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.

6.15. Материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.п.

6.16. Другие расходы предприятия (организации) на социальную защиту работников.

7. Расходы на профессиональное обучение

  • 5.Роль бюджета государства в распределении ввп.
  • 7.Бюджетные права представительных и исполнительных органов власти в России.
  • 8.Государственные внебюджетные фонды, их состав и значение.
  • 9.Бюджетное устройство Российской Федерации.
  • 10.Порядок расчета расходов на содержание больниц.
  • 11.Бюджетная система рф, ее структура и характеристика.
  • 12. Характеристика участников бюджетного процесса.
  • 2. Финансовые и налоговые органы.
  • 5. Главные распорядители бюджетных средств.
  • 13.Бюджетный федерализм и его развитие в рф.
  • 14. Сводное финансовое планирование.
  • 16.Межбюджетные отношения в рф.
  • 17.Бюджетный процесс, его содержание.
  • 18.Основные этапы развития бюдж-х отношений в России.
  • 19. Расходные обязательства бюджетов разных уровней.
  • 21.Бюджетная классификация, ее значение и содержание.
  • 25.Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии страны.
  • 26.Методы и формы организации расходов бюджетной системы.
  • 27.Порядок составления проекта федерального бюджета.
  • 29. Порядок рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета.
  • 30.Реформирование бюджетного процесса в рф.
  • 31.Бюджетное планирование, его содержание и значение.
  • 32.Финансирование жилищно – коммунального хозяйства.
  • 33.Порядок исполнения федерального бюджета.
  • 34.Доходы и расходы местных бюджетов.
  • 35.Бюджетный профицит и механизм его распределения.
  • 36.Основы планирования доходов бюджетной системы.
  • 37.Государственный и муниципальный долг и его структура. Управление государственным и муниципальным долгом.
  • 38.Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения.
  • Расходы на мероприятия по социальной защите населения
  • 39.Межбюджетные трансферты, их виды и условие предоставления.
  • 40.Расходы бюджетной системы на государственное управление.
  • 41.Бюджетные кредиты, их содержание и порядок предоставления.
  • 42.Состав, финансирование и порядок расчета расходов на содержание общеобразовательных школ.
  • 43.Характеристика налоговой системы рф.
  • 44.Расходы бюджетной системы и их классификация. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на органы власти.
  • 45.Бюджетное финансирование отраслей экономики в рф.
  • 46.Доходы бюджетной системы и их классификация.
  • 47.Программно - целевые методы бюджетного планирования. Бюджетирование ориентированное на результат (бор).
  • 48.Казначейская система исполнения бюджета. (см лекции – исполнение бюджета)
  • 49.Реформирование бюджетной сферы в рф.
  • 50.Перспективное финансовое планирование.
  • 38.Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения.

    Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

    Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд форми­руется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассиг­нований из республиканского бюджета Российской Федерации.

    2. Фонд социального страхования РФ, Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособ­ности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.Источниками формирования Фонда социального страхова­ния являются:

    Страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности % от величины начисленной оплаты труда;

    Ассигнования из регионального бюджета РФ;

    Добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

    3. Государственный фонд занятости населения РФ. Средства этого Фонда используются для реализации государственной по­литики занятости населения.

    Бюджетные ассигнования - один из важных источников пе­речисленных социальных фондов. Бюджетные средства посту­пают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан.

    Из федерального бюджета финансируются:

    Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенси­онному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соот­ветствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

    Финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на соци­альную защиту населения, проходит через региональные и мест­ные бюджеты. Эти средства используются:

    На строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

    На обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

    На их обучение и трудовое устройство;

    Оказание им санаторно-курортной помощи;

    Социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

    На проведение молодежной политики и др.

    Расходы на мероприятия по социальной защите населения

    Система социального об­служивания населения, предоставляет населению - престаре­лым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан - бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

    Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

    Программно-целевой принцип реализации социальной полити­ки является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд про­грамм, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законо­дательные акты о социальных стандартах, в соответствии с кото­рыми каждому жителю предоставляется гарантированный мини­мальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.При этом главными должны стать мероприятия по поддерж­ке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и терри­ториальными органами власти и местного самоуправления.


    Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
    Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.
    В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.
    Таким образом, социальное обеспечение - это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.
    Основные виды расходов по социальному обеспечению - выплаты денежных пенсий и пособий.
    Пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан.
    Основные виды пенсий:
    по старости;
    по инвалидности;
    за выслугу лет;
    по случаю потери кормильца.
    Некоторым категориям граждан выплачиваются социальные пенсии (пособия). Основные виды пособий:
    по временной нетрудоспособности;
    по беременности и родам;
    при рождении ребенка;
    по уходу за ребенком;
    на детей военнослужащих срочной службы;
    пособие по безработице;
    ритуальные пособия;
    социальная помощь малоимущим.
    Существуют и другие формы социального обеспечения: профессионально-техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т.д.
    Социальное обеспечение и социальное страхование. Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных экономических категорий одного порядка, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию - мероприятия за счет средств фонда социального страхования.
    В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по выслуге лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета - военнослужащие, начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.
    Источники социального обеспечения. Важное значение имеет вопрос об экономических источниках социального обеспечения, его связях с прежней трудовой деятельностью граждан. Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других - прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.
    Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, составляет свыше 38 млн человек.
    До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35-40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах.
    Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает объем как необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и на образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.
    В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.
    До 1990 г. в бывшем СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих являлся бюджет социального стра- ховання, а колхозников - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета.
    В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.
    Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, ФСБ, службы внешней разведки и их семьи и некоторые другие категории граждан.
    Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.
    Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.
    Осуществление социального обеспечения возложено на Министерства труда и социального развития РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе Министерства труда и социального развития функционирует Департамент пенсионного обеспечения, на который возложены: разработка предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организация и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию, осуществление контроля за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.
    Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки и их семьям осуществляется соответствующими ведомствами.
    Расходы на пенсии и пособия планируются исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.
    . В, ндщей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят 1 % заработка. Фонд для обеспечения нетрудоспособных выделяется и используется ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дрхода.
    Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого ни прибавочного продукта и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда является та часть внутреннего валового и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т.е. прибавочный продукт.
    Принципы социального обеспечения. Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.
    Всеобщность. Принцип заключается в том, что при нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности социальная обеспеченность распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
    Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни в 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин - в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пей-" сии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин - 20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.
    Размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы.
    Разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг - это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.
    Демократический характер организации социального обеспечения и его управления. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов, представители которых участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе органов медико-социальной экспертизы, принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.
    Вопросы теории, методологии и практики финансового обеспечения отраслей социальной сферы нашли отражение в следующих монографиях:
    В.И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет (1967);
    И.А. Гороховер. Планирование и финансирование больниц и поликлиник (1967);
    Л.И. Тулъчинский. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР (1968);
    Г.Н. Соболевский, В.В. Ермаков, В.В. Головтеев. Основы финансирования учреждений здравоохранения (1974);
    И.В. Бабановский. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР (1976);
    Г. И. Ушаков, А. С. Шуру ев. Планирование и финансирование подготовки специалистов (1980);
    ЮА. Пешехонов. Ресурсы социального развития в XI пятилетке (1981);
    К.И. Субботина. Финансирование народного образования (1985);
    Г.Б. Поляк. Финансовое обеспечение социальной сферы (1988);
    С.Д. Карастелин, Г.Б. Поляк. Ресурсы социального развития трудовых коллективов (1989).
    Вопросы социального обеспечения в СССР и РФ рассмотрены в следующих работах:
    B.C. Андреев. Социальное обеспечение в СССР (1986);
    В.А. Ачаркан. Государственные пенсии (1967);
    И.В. Гущин. Советское право социального обеспечения: вопросы теории (1982);
    M.JI. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров (1988);
    Г.В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование (1997);
    Л.И. Пронина. Проблемы развития социального обеспечения (1992);
    М.С. Ланцев. Социальное обеспечение в СССР (экономический аспект) (1976).
    Вопросы для повторения