Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Финансовая система в субъекте статья. Финансы и финансовая система государства

Фонды финансовых ресурсов образуются и могут быть использованы в различных сферах денежных отношений, каждая из кᴏᴛᴏᴩых представляет собой определенный канал распределения соот­ветствующей части национального дохода. Эти сферы составля­ют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (инсти­туты) Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства. Други­ми словами, финансовая система государства представляет со­бой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль­ных образований, а также предприятий, учреждений, организа­ций, отраслей народного хозяйства.

Иногда под финансовой системой государства понимается система финансовых учреждений1. При этом думается, что в по-

См.: Экономика и бизнес. М, 1993. С. 430.

следнем случае правильнее говорить о совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Стоит сказать, что каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде­ления национального дохода посредством применения специфи­ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова­ний. Названные особенности лежат в основе различий, имеющих­ся между отдельными звеньями финансовых отношений. Отметим, что каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб­личную финансовую деятельность и имеет ϲʙᴏи функции

Сегодня финансовая система Российской Федера­ции состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, кᴏᴛᴏᴩую образуют федеральный бюд­жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

3) кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы предприятий любых форм собственности, объеди­нений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяй­ства.

Первые четыре звена финансовых отношений ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к централизованным финансам и могут быть использованы для осуществле­ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Финансовые отношения предприятий ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде­ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо­действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав­шейся прибылью.

Бюджетная система будет ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав кᴏᴛᴏᴩой входят наи­более крупные фонды денежных средств.
Стоит отметить, что основываясь на кон­ституционно закрепленных принципах федерализма и самосто­ятельности местного самоуправления, БК РФ закрепил трех­уровневую бюджетную систему, отдельные звенья кᴏᴛᴏᴩой составляют: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты.

Бюджетная система будет организационной формой фун­кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных

Глава 1 Финансы и финансовая система государства

средств будет публично-правовой категорией, имеет норма­тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре­ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства.,Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социаль­но-экономической деятельности государства

Учитывая зависимость от государственно-территориального уровня, в пределах кᴏᴛᴏᴩого реализуются публичные функции, может быть федеральный бюджет (предназначенный для финансиро­вания общегосударственных потребностей), бюджет субъекта РФ (направленный на решение задач определенного субъекта РФ) или местный бюджет (служащий для материального обес­печения предметов ведения местного самоуправления)

Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд­жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Не стоит забывать, что важное предназначение бюджета подтверждается уровнем его правового регулирования. Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства обращает Конституция РФ, согласно кᴏᴛᴏᴩой федеральный бюджет отно­сится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст. 71) Все федеральные законы по вопросам федераль­ного бюджета, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), подлежат обязательному рассмотрению в Совете Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) (п. «а» ст. 106) Конституционные нормы воз­лагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, кᴏᴛᴏᴩое составляет проект фе­дерального бюджета, а по окончании финансового года направ­ляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 114) Бюджетам субъектов РФ и муници­пальных образований Конституция РФ также отводит опреде­ленные нормы, выделяя их среди иных основ правового регули­рования (ст. 73, 132)

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про­цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. По϶ᴛᴏму феде-

Финансовое право России Общая часть

ральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты характеризуются тем, что предназначены для распределения и перераспределения доходов определенной территории. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси­рованию.

Бюджетная система существует не автономно, все ее звенья будут составной частью финансовой системы Российской Федерации, а каждое звено, в ϲʙᴏю очередь, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом входит в состав финансовой системы Российской Фе­дерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Самостоятельным звеном финансовой системы будут внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность де­нежных средств, обособленных от ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич­ных мероприятий.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу ϶ᴛᴏго могут быть государственными или муниципальными. Обо­собленные от бюджета фонды имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от­расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк­туры, выполнения социальных программ. Отдельные полномо­чия публичной власти требуют постоянного бесперебойного финансирования, что не всегда можно осуществить посредством распределения денежных средств через бюджетную систему. Бюджетные доходы не закрепляются за конкретными расхода­ми, по϶ᴛᴏму у государства возникает необходимость обособле­ния части денежных средств в отдельные фонды. Внебюджет­ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ­ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра­нение) Значение целевых денежных фондов увеличивается в условиях дефицита бюджета, возрастания социальных расходов государства при одновременно низкой собираемости налогов.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза­тельных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений. В современных условиях государ­ство повышает финансово-правовой статус внебюджетных фон-

дов, придавая их деятельности законодательную основу.
Стоит отметить, что осно­вы правового положения целевых фондов денежных средств установлены БК РФ, кᴏᴛᴏᴩый рассматривает их в качестве звена бюджетной системы. При этом включение норм, определяющих правовое положение внебюджетных фондов, в БК РФ не позво­ляет приравнивать юридическую природу бюджетных отноше­ний и отношений, складывающихся в процессе фущддиониро-вания внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды имеют определенные правовые особенности, отличающие их от бюд­жетов. К сожалению, на практике внебюджетные фонды не все­гда позволяют целесообразно и эффективно использовать фи­нансовые средства.

Третьим звеном финансовой системы будет государствен­ный и муниципальный кредит, кᴏᴛᴏᴩый как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по­воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об­разования) денежных средств, а также отношения по предостав­лению государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем­ные отношения с императивным участием государства Финан­совая компетенция государства в кредитных отношениях наде­ляет его полномочиями как заемщика, так и кредитора, а также гаранта по денежным обязательствам иных субъектов Финан­сово-кредитный статус Российского государства в основном состоит из заемных обязательств. Уместно отметить, что операции по предоставлению государственных кредитов и гарантий совершаются в меньшем объеме. Важно заметить, что однако, при всем этом БК РФ предусматривает правовое регули­рование бюджетных ссуд и кредитов, кᴏᴛᴏᴩые начинают полу­чать широкое распространение в публичной финансовой дея­тельности.

Выполнение государством публичных функций требует боль­шого количества денежных средств, кᴏᴛᴏᴩые не всегда в доста­точном объеме или в планируемые сроки поступают в государ­ственную казну. Иногда возникают непредвиденные расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций - крупных стихийных бедствий, военных конфликтов и т. д. Результатом возросших государственных расходов или недополучения дохо-

дов становится бюджетный дефицит, погашение кᴏᴛᴏᴩого тре­бует привлечения дополнительных денежных средств.

Необходимость бесперебойного и полного финансирования публичных мероприятий обусловливает временное использова­ние государством денежных средств, принадлежащих иным субъектам. Подобным источником привлечения дополнитель­ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты выступают кредитные ресурсы. Кредиторами публич­ных субъектов могут выступать физические и юридические лица, а также иностранные государства. Государственный кре­дит будет важнейшим инструментом финансово-правовой политики, умелое использование кᴏᴛᴏᴩого позволяет сокращать бюджетный дефицит, инвестировать приоритетные отрасли промышленности, стабилизировать финансовые отношения. Негативным последствием кредитной деятельности государства может стать государственный долг.

Четвертым звеном финансовой системы будет обязатель­ное государственное страхование - урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)

Страхование как звено финансовой системы включает толь­ко те отношения, участником кᴏᴛᴏᴩых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо­вой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
По϶ᴛᴏму обязанностями государства стано­вятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выпла­та пособий по безработице и т. д. Финансирование таких расхо­дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необхо­димо компенсировать риски, связанные с несением государ­ственной службы. По϶ᴛᴏму возникает обязанность страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т. д.

Финансовая деятельность в сфере страхования будет од­ним из способов аккумулирования дополнительных денежных

Глава 1. Финансы и финансовая система государства

средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу­чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро­ванные таким образом денежные средства государство направ­ляет на материальное обеспечение иных публичньгх^потребнос-тей или финансирование капитальных вложений.

Самостоятельным звеном финансовой системы будут финансы предприятий, кᴏᴛᴏᴩые с позиции финансово-пра­вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор­мировании, движении и использовании основного и оборотно­го капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро­вания их финансовой деятельности различны. В условиях ры­ночной экономики предпринимательская деятельность осуще­ствляется как частными субъектами, так и публичными. При этом государство, вступая в финансовые и хозяйственные отноше­ния, в первую очередь стремится реализовать ϲʙᴏи функции. По϶ᴛᴏму основной целью финансовой деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий будет выполнение государственного (муниципального) заказа. Стоит сказать - получение прибы­литрадиционно не основная цель государственных и муници­пальных предприятий.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи­мости. Реализация монопольной деятельности также происходит через государственные предприятия. К примеру, эмиссию и хра­нение официальных денежных знаков осуществляет исключи­тельно государственное предприятие - объединение «Гознак».

Финансы предприятий будут основой всей системы фи­нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль­ного производства. В результате финансовой деятельности пред­приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансовое право России. Общая часть

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу­дарства. Обособленность финансов предприятий пробудет в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп­латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само­стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали - собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Децен­трализованный характер финансов предприятий закреплен ст. 214 ГК РФ, согласно кᴏᴛᴏᴩой финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

При этом децентрализованный характер финансов предприя­тий не означает их автономии в финансовой деятельности госу­дарства. Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на базе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо­вая деятельность предприятий базируется на специальных принципах, основными из кᴏᴛᴏᴩых будут: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ­ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а фи­нансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе кᴏᴛᴏᴩых могут быть использованы и образуются фонды денежных средств.

Стоит сказать, что каждому звену финансовой системы присущи определенные ϲʙᴏйства и функции, кᴏᴛᴏᴩые не повторяются другими ее звень­ями, но все звенья взаимодействуют и интегрируют. Это и явля­ется признаком целостности финансовой системы.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто­сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи­нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов1.

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

1 См.: Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф.
Стоит отметить, что основы менеджмента. М., 1992. С. 61-65.

Глава 1. Финансы и финансовая система государства

Финансовая система, являясь неотъемлемой составляющей социально-экономической системы в целом, представляет со­бой сложный, динамичный и открытый организм. Сложность финансовой системы определяется неоднозначностью составля­ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным разнообразием. Это вызывает многообразие и различие элементов финансовой системы, их взаимосвязей,- тен­денций, изменений состава и состояния системы, множествен­ность критериев их деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянном развитии, в постоянно меняющейся величине финансовых ре­сурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Открытость финансовой системы объясняется вза­имодействием ее звеньев с социально-политическими структу­рами государства, а также с финансами зарубежных стран. Гиб­кость и эффективность финансовой системы достигаются за счет ее многозвенности.

Финансовая система воспроизводит все процессы по пере­распределению общественного продукта и национального дохо­да и будет одним из важнейших регуляторов развития госу­дарственной экономики. В ϶ᴛᴏм отношении финансовая дея­тельность подобна биологическому организму, выживающему только путем приспособления к окружающему миру1.

Государственная финансовая система в развитых капиталис­тических странах состоит из четырех звеньев: государственные бюджеты, местные финансы, специальные внебюджетные фон­ды, финансы корпораций. Стоит сказать, для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при кᴏᴛᴏᴩом осуществляется четкое разграничение функций между различ­ными уровнями системы. Правительство полностью независи­мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен­ного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из местных бюджетов, финансов муниципальных предприятий и автономных местных фондов.
Стоит отметить, что основное значение имеют мест-

1 См.: Elbing A. 0. On the Applicability of Environmental Models: Contemporary Management. N. Y., 1974. P. 283.

Финансовое право России. Общая часть

ные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят ϲʙᴏими доходами и расходами в государственный бюд­жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб­ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Структура финансовой системы Российской Федерации при­ближена к структуре финансовых систем развитых демократи­ческих государств.

Министерство науки и образования РФ

Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина

Факультет социологии, экономики и управления

Кафедра Национальная экономика

Реферат

на тему:

Финансовая система РФ

Выполнила:

Студентка 3 курса группы Э32

Бойко С.Ю.

Проверил:

Ананьев А.А.

Рязань, 2008

1. Понятие финансовой системы. 3

2.Структура финансовой системы РФ. 4

3. Краткая характеристика звеньев финансовой системы.. 8

4. Государственная финансовая политика. 11

1. Понятие финансовой системы .

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

2.Структура финансовой системы РФ.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

· Единстве и взаимодействии подсистем;

· Наличии специального обслуживающего аппарата;

· Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

· вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).


Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

· Центральный банк Российской Федерации;

· Счетную палату Российской Федерации;

· Федеральную таможенную службу;

· Федеральную службу по финансам и рынкам;

· Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

· комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

· главные управления Банка России субъектов Федерации;

· Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

· Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

· Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте - это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т. д. В литературе встречается применение термина «финансовая система» и в другом значении - как системы финансовых органов, что вряд ли заслуживает поддержки, поскольку в этом случае одним и тем же термином обозначаются существенно различающиеся между собой понятия.

Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных
бюджетов муниципальных образований;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
- финансы предприятий, организаций, учреждений;
- финансы страхования;
- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Подобное мнение содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки. Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано мнение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы байковский кредит, государственный кредит в нее включают2. В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования понятия финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включая в них и банковский кредит.

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Современная финансовая система Российской Федерации формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, на банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначение.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

Внебюджетные целевые государственные имуниципальныефонды - новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть этих фондов ликвидирована.

Финансы предприятий, организаций, учреждений-обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций^. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т. д.). Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные. страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита: а) государственный и муниципальный; б) банковский.

Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в формах выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.

Банковский кредит - это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях - бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Одна из наиболее важных задач государства – осуществление контроля и учета финансов Российской Федерации. В зависимости от типа субъекта РФ может быть:

1. Внутриведомственным (общегосударственным). Такая задача возлагается на местные органы власти и управленческие структуры. При этом контролируются все объекты, вне зависимости от их подчиненности тому или иному ведомству. В случае с ведомственным контролем его проводят представители специальных отделов (как правило, контрольно-ревизионных). Задача данных органов – проверка всех субъектов (учреждений, компаний и прочих организаций, которые входят в ведомство структуры).

2. Внутрихозяйственным . Такая проверка возлагается на финансовые службы компаний или предприятий. Чаще всего работа поручается финансовым отделам организаций, бухгалтериям и прочим отделам. Основная задача – проверка качества ведения финансовой и производственной деятельности организации и всех его структурных отделов.

3. Общественно-финансовым. Здесь основные проверки осуществляются физические лица, которые возложили на свои плечи функции контроля. Вся работы при этом осуществляется на добровольных началах.

4. Независимым . К данной категории можно отнести проверки, которые выполняются специальными службами и отдельными физическими лицами.

Основная задача таких организаций – проверка деятельности различных субъектов в экономической сфере. Основными проверяющими органами выступают Федеральное Собрание и его палаты – Совет Федерации и .

В свою очередь в структуре ФСРФ образована Счетная палата, которая выступает в качестве основного органа с функцией финансового контроля. Задача Счетной палаты – контроль своевременного исполнения всей прибыли и расходов государственного бюджета страны, определение эффективности, а также целесообразности расходования бюджета и использования собственности государства. Кроме этого, к функциям Счетной палаты можно отнести анализ отклонений от нормы расходования средств и подготовка предложений, который позволят решить существующую проблему.


Положения Счетной палаты РФ берутся за основу всеми государственными структурами Российской федерации, в том числе внебюджетными фондами.
На уровне регионов контроль финансов РФ осуществляется органами местной власти и специально созданными структурами. Контроль республиканского бюджета РФ берет на себя специальный Комитет по банкам, налогам и бюджетной сфере. Его задача – выполнение всей категории экспертно-аналитических работ, а также сбор и подготовка материалов для корректировки бюджета страны. направляется на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Налоговые инспекции представляют собой один из главных органов контроля финансов РФ. Их задача – проверка бухгалтерских книг, финансовых документов, деклараций, а также бумаг, имеющих непосредственную связь с выплатой налогов в стране. При этом под их контролем находятся организации самых различных форм собственности. Должностные лица налоговых инспекций имеют право требовать пояснения, сведения и справки по вопросам, которые возникают в процессе проверок. Исключения составляет лишь та информация, которая относится к коммерческой тайне.

Если какая-либо структура отказывается передавать информацию о финансовой деятельности (расчеты, балансы, отсчеты, декларации) или прочие документы, которые связаны с уплатой налогов, то имеет полномочия блокировать всю финансовую деятельность компании-нарушителя, изымать необходимые бумаги для изучения, применять штрафные и финансовые , а также передавать дела на рассмотрение в судебные инстанции. В суде могут решаться вопросы о признании операций недействительными или же полной ликвидации структуры.


Контроль финансов РФ может различаться по срокам проведения:

1. Предварительный контроль . Его суть заключается в проверке документации и финансовых планов компании, проектов бюджетов и смет еще на этапе создания и рассмотрения. Основная задача – не допустить неправильной траты бюджетных средств и своевременно устраненить погрешности в работе структуры.

2. Текущий контроль . Такой вид проверки производится в процессе выполнения финансовых планов, а также при выполнении хозяйственно-финансовых операций. Задача – контроль законности и правильности всех расходов и прибыли компании, а также своевременности перечисления средств в бюджет страны. В случае выявления нарушений ответственные лица могут привлекаться к различным видам ответственности (как правило, материальной или административной).

3. Последующий контроль . Это стандартные ревизии организаций на факт корректности и законности всех финансовых операций. Основная цель таких проверок – определение основных недостатков, а также «пробелов» в использовании ресурсов, как финансовых, так и трудовых.

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Понятие финансовой системы. Состав финансовой системы РФ

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственную бюджетную систему;

Внебюджетные специальные фонды;

Государственный кредит;

Фонды имущественного и личного страхования;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Первые 3 звена обычно объединяет в одно общее – государственные финансы

Одним из главных звеньев финансовой системы является федеральный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют бюджеты субъектов РФ, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными или местными властями и формируются за счет налогов, отчислений из бюджета, специальных взносов. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Бюджетная система как звено финансовой системы

Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

¾ I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

¾ II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

¾ III уровень - местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

Существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Финансы организации как звено финансовой системы

Финансы предприятий различных форм собственности в совокупности являются составным звеном финансовой системы РФ.

Финансы организации представляют собой денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов. Такие денежные отношения имеют общие цели и задачи, функционируют на основе определенных хозяйственных принципов.

Финансовое состояние определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловых отношениях, в итоге - положение на финансовом рынке. При формировании, распределении и использовании денежных средств организаций возникают многообразные финансовые отношения.

Финансовые отношения на уровне организаций охватывают отношения с поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, транспортом, с филиалами и дочерними организациями и другими хозяйственными звеньями при создании совместных предприятий разных юридических форм.

Со страховыми организациями финансовые отношения определяются условиями имущественного и личного страхования, развитием новых форм страхования ответственности, финансовых и коммерческих рисков. С налоговыми органами они возникают при уплате налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды, при уплате штрафов, пени в случае сокрытия доходов, прибыли, объекта налогообложения и нарушения сроков уплаты налогов и сборов.

Главная задача организации - обеспечить рациональное и эффективное размещение и использование денежных средств для ее устойчивого развития.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающим экономическую независимость организации, выступают собственные средства: уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления.

Прибыль – один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. Прибыль– это разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

Таким образом, финансовая система - совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений.

Список литературы

1. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для бакалавров / под ред. Л.А. Чалдаевой. – М.: Юрайт, 2012. – 540 с.

2. Финансы. Учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – М: ТК Велби, Проспект, 2007.

3. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 2008.