Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Единство финансовой системы рф. Бюджетная система как основное звено финансовой системы

Важнейшая задача национальной финансовой системы любого современного государства сводится к обеспечению соответствующей финансовой инфраструктурой процесса бесперебойного привлечения (аккумуляции) и эффективного использования (инвестирования) субъектами хозяйствования временно свободных финансовых ресурсов, как отечественных, так и зарубежных. На это в конечном итоге обычно и бывают направлены основные усилия государственно-финансового регулирования в экономически развитых странах. Отметим и тот факт, что перед единой финансовой системой Европейского союза, реально действующей в зоне евро, стоит такая же задача.
В финансовой системе любого современного государства, в том числе и Беларуси, ведущим звеном является Центральный (Национальный) банк. Его статус, права и проводимая политика, взятые в совокупности, серьезно влияют на процесс становления и развития всей финансовой сферы страны, на эффективность ее работы в целом.
Многочисленные функции, которые Центральный банк (ЦБ) выполняет в экономике, подразделяются на две группы. В первую можно отнести прямые «профессиональные» обязанности по проведению эмиссионных, расчетных и депозитно-ссудных операций. Во вторую же, которая в условиях системной трансформации приобретает особенно важное значение, входят его различные контрольно-регулирующие и организационно-созидательные функции, с помощью которых государство и осуществляет формирование финансовой политики и инфраструктуры, стараясь целенаправленно воздействовать на процессы накопления и инвестирования, ценовую стабильность и темпы экономического роста, курс национальной денежной единицы ит.п.
Но эти общие положения в каждой стране конкретизируются по-своему, с учетом социально-экономических традиций, существующего законодательства, сложившейся отраслевой структуры, текущих экономических целей и задач. При этом, как правило, основное функциональное ядро остается неизменным, т.к.оно обусловливается общими закономерностями современной смешанной экономики, а не национально-историческими особенностями конкретного государства. К таким общим (функциональным) правам и задачам Центрального банка относятся следующие:
1) монопольное право эмиссии национальной денежной единицы;
2) формирование и проведение в жизнь определенной денежно-кредитной политики, стремящейся к адекватному объективным потребностям экономики росту денежной массы;
3) активное участие в разработке, утверждении и изменении национального финансового законодательства, соответствующих норм и нормативов;
4) поддержание ценовой стабильности и регулирование курса национальной валюты на внутреннем и международном финансовом рынке;
5) роль «банка банков», поскольку все другие кредитные институты страны обязаны держать именно в нем свои резервы;
6) ведение дел и осуществление различных операций с центральными банками других стран или международными финансовыми организациями от имени государства;
7) регулирование и надзор за финансовыми операциями правительства, забота о поддержании устойчивости, стабильности и необходимой динамичности развития национальной финансовой системы;
8) роль «последней инстанции», способной предотвратить серьезные внутренние и внешние финансовые потрясения: резкое падение курса национальной денежной единицы, финансовую панику, крупные банкротства ит.д.
И первым, т.е.важнейшим объективным условием, непосредственно влияющим на эффективное выполнение любым Центральным банком своих функций, является его независимость от исполнительной власти, ибо эта власть (почти всегда и везде) постоянно испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. А ресурсы эти требуются ей для реализации различных экономических, социальных, экологических, военных, международных ит.п. проектов и планов, недостатка в которых она, напротив, никогда не испытывает.
Вторым же (по значимости) условием успешной практической реализации выше указанных функций служит наличие в стране достаточно развитой и законодательно оформленной национальной финансово-кредитной системы, ее отдельных звеньев. В их число входят:
1) Национальный (Центральный) банк;
2) коммерческие банки, которые делятся на: депозитные, региональные, торговые, иностранные и проч.;
3) специализированные государственные банки;
4) ипотечные банки;
5) фондовые биржи;
6) страховые и финансовые компании;
7) пенсионные фонды;
8) кредитные товарищества;
9) инвестиционные фонды и общества;
10) сберегательные кассы;
11) специальные кредитно-финансовые учреждения, чьи специфические цели жестко закреплены в их уставах.
Весьма желательно реальное существование в стране развитого валютного и фондового рынков, а также активное функционирование рынка ссудного капитала.
Важнейшим звеном современной финансовой системы (инфраструктуры) являются коммерческие банки, обладающие полной независимостью в оперативных вопросах, строящие свои отношения с клиентами на коммерческих, договорных и взаимовыгодных началах, отвечающие своими доходами, а иногда и самим своим существованием, в случае принятия неправильных стратегических решений.
Создание в Беларуси финансовой системы, адекватной ныне действующим в европейских странах, невозможно и без соответствующего развития фондового рынка. Выпуск и оборот разнообразных финансовых активов, особенно акций и облигаций, нуждается у нас в целенаправленном стимулировании и более весомой государственной (налоговой и прочей) поддержке, ибо желательно обеспечить большую доходность инвестиций в ценные бумаги по сравнению с банковскими депозитами.
В развитых странах отдельные финансовые активы, приносящие гарантированный доход, допускаются ЦБ к использованию в качестве резервов. Чаще всего ими являются краткосрочные ценные бумаги правительства или различных центральных (федеральных) учреждений и ведомств. По этому пути начала движение и Беларусь. Но низкая ликвидность и доходность преобладающего числа отечественных финансовых инструментов серьезно тормозит данный позитивный процесс в республике.
Государственный долг в будущем может послужить Национальному банку Республики Беларусь объективной основой расширения использования своих операций на открытом рынке в качестве эффективного инструмента регулирования экономического цикла, ибо он во многих странах образует ведущее звено, соединяющее государственные финансы с рынком ссудного капитала и механизмом денежного обращения. Усиление этой связи является одной из характерных черт развития сферы денег и кредита в современную эпоху. Однако в данный момент широкое использование этого механизма в РБ представляется проблематичным по ряду причин.
Большинство центральных банков осуществляет операции на открытом рынке с государственными или гарантированными государством ценными бумагами, что служит достаточно весомым стимулом и аргументом для приобретения их владельцами свободных денежных средств. Практически все кредитно-финансовые институты помещают часть своих средств в государственные ценные бумаги (особенно краткосрочные), используя их в качестве вторичных резервов. Крупные фирмы и корпорации также охотно вкладывают в государственные обязательства временно свободные денежные средства (естественно, при наличии в обществе доверия к правительству). Частные владельцы капиталов используют государственные ценные бумаги как временное убежище для своих ликвидных средств. А так как сегодня в Беларуси государству принадлежит значительная часть материальных активов (во многих отраслях и сферах народного хозяйства), то налицо и огромное поле для развития соответствующих операций.
Большой вклад в развитие финансовой системы республики может внести и активное расширение (качественное и количественное) различных небанковских кредитно-финансовых учреждений: специализированных фондов, ассоциаций ит.п. Без них невозможно эффективно провести реформы системы социального страхования и пенсионного обеспечения, а также начать переход к страховой медицине. Существенной могла бы быть их роль и в приватизационных процессах.
Таким образом, в Беларуси имеются определенные потенциальные возможности для становления (активизации) ряда существенных элементов национальной финансовой инфраструктуры. Однако пока все соответствующие позитивные процессы развиваются у нас крайне медленно. В финансовой сфере республики некоторые негативные явления (например, высокая инфляция и неплатежи) фактически стали хроническими. Парадокс же ситуации состоит в том, что Национальный банк Республики Беларусь, непосредственно отвечающий за общее состояние и положение финансовых дел в стране, в этом почти не виноват.

Еще по теме 1. Роль и место Национального (Центрального) банка в финансовой системе страны:

  1. 56. Ведущая роль Центрального банка и кредитной системы страны. Функции Центрального банка.
  2. 56.Ведущая роль Центрального банка и кредитной системы страны. Функции Центрального банка.
  3. § 1. Место Центрального банка Российской Федерации в национальной платежной системе России
  4. 77. Происхождение центральных банков. Их место и роль в системе органов государственного управления.
  5. 1. Кредитная система. Банковская система и роль в ней центрального банка.
  6. 1. Кредитная система. Банковская система и роль в ней центрального банка
  7. Глава I| Место Центрального банка РФ в банковской системе России
  8. Центральный банк России, его место и роль в банковской системе рыночного типа.
  9. Роль и место центральных банков в платежных системах. Надзор и наблюдение за платежными системами. Обеспечение защиты информации управления рисками в платежной системе
  10. §1. Место и роль криминалистики в системе мер обеспечения безопасности банка

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Финансовое право

Вариант 5. (8-9)

1.Финансовая система РФ, её состав. 2

2.Единство финансовой системы РФ.. 4

3. В чем выражается административный порядок защиты прав субъектов финансово-правовых отношений? Приведите примеры применения указанного порядка в сфере валютных и бюджетных правоотношений. 6

4. Составьте схему классификации финансового контроля по формам, видам, методам. 8

5. В бюджетном учреждении, возглавляемом Евсеевым И.И., произошла задержка финансирования из бюджета на 4 месяца. Какие меры может предпринять руководитель учреждения?. 9

6. Для получения лицензии на осуществление банковской деятельности АКБ "Север" направил в ЦБ РФ пакет необходимых документов. Устав банка среди видов деятельности предусматривал осуществление операций с недвижимостью и купля-продажа ценных бумаг. Каков будет ответ Центрального банка?. 10

7. Завод по контракту поставляет готовую продукцию иностранному партнеру. Завод несет все расходы по транспортировке готовой продукции до пункта поставки, а оплачивает транспортировку до пункта поставки иностранный партнер (с последующей компенсацией). Можно ли иностранному партнеру возместить свои расходы на перевозку путем удержания части валютной выручки, причитающейся заводу?. 13

Список литературы.. 14


Финансовая система РФ, ее состав.

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

Бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

Внебюджетные целевые фонды;

Финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;



Имущественное и личное страхование;

Кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.


Единство финансовой системы РФ.

Cферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами, – при уплате налогов и страховых платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовой деятельности.

Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

По всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует систему, являющуюся органичной совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют между собой, так и с другими системами. Кроме того, всё многообразие финансовых отношений в обществе обладает органичной целостностью, способные к развитию. Государственные и муниципальные финансы, как сфера финансовой системы также характеризуется взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансовых субъектов хозяйствования. Внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фондам на их целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и т.д. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы последних формируются в основном за счёт средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом, несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система – единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей хозяйства; в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счёт собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе с ценными бумагами – заёмные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

В чем выражается административный порядок защиты прав субъектов финансово-правовых отношений? Приведите примеры применения указанного порядка в сфере валютных и бюджетных правоотношений.

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке. В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компетенции или арбитражный суд.

Административный порядок действует в основном при применении мер государственного принуждения к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Учитывая подчиненность всех государственных и муниципальных органов власти и подведомственных им учреждений, административный порядок позволяет быстро решать возникающие вопросы. Кроме того, он используется и при применении мер государственного принуждения к коммерческим предприятия и гражданам. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется не только при защите прав государства, но и при защите прав других субъектов. Так предприятия и граждане могут обращаться в вышестоящие органы власти за защитой своих прав. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами.

В качестве примера можно привести бесспорный порядок взыскания бюджетных средств в случае нецелевого их использования органами Федерального казначейства Министерства финансов. Субъекты, к которым применены меры административного характера в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности или обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав субъектов могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

О.В. БОЛТИНОВА*

БЮДЖЕТ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ

Бюджет занимает центральное место в финансовой системе Российской Федерации и обеспечивает выполнение задач и функций, стоящих

перед государством и муниципальными образованиями. Бюджет – это абстрактное выражение всех процессов в области экономики и социальной сферы, происходящих в государстве. Цифры статей бюджета на текущий год показывают: откуда в бюджет должны прийти доходы, как они будут перераспределяться и как расходоваться1.

Истоки теории бюджета исходят из Англии и Франции с последующим проникновением во все цивилизованные страны. «Исходным пунктом было то положение, что налог подлежит одобрению со стороны представителей налогоплательщиков. После того, как это положение было усвоено, а это далось с немалым трудом, представители налогоплательщиков стали доказывать, что право вотирования налогов включает в себя право наблюдения за расходованием собранных средств и обсуждением мотивов, вызывающих необходимость данного налога, то есть, следовательно, и данных расходов. Затем они добились признания за ними права обсуждения всех доходов и расходов без исключения. И, наконец, они завоевали © Болтинова О.В., 2007 * Кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА.

См.: Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 128.


себе право регулярно вотировать доходы и расходы государства». Только с этого дня бюджет начал свое существование2.

В конце XVIII – начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых были предусмотрены доходы и расходы казны на текущий год. Необходимо отметить, что во многих странах мира (Англия, Франция, Россия) первые бюджеты были строго засекречены. Так, во Франции в 1870-х гг. существовали законы, согласно которым запрещалось обсуждать финансовую деятельность государства, разглашать сведения о бюджете, что каралось смертной казнью.

Бюджет – старинное нормандское слово (baguette, может быть, от латинского bulga) и значит кожаный мешок. В таком мешке (или портфеле) в старину в английском парламенте вносились акты, касающиеся государственной росписи3. В Англии бюджет получил общее значение в XVII в., во Франции только с 1820-х гг. возник истинный бюджет в смысле полного систематического свода проекта доходов и расходов в единое целое.

Сведения о существовании «годовой» большой сметы доходов и расходов России относятся к первым годам царствования дома Романовых.

Так, в одной грамоте 1623 г. говорится о присылке сметы, «чтобы затем наша годовая большая смета иприходная и окладная книга не стала»4. Но нет сведений о существовании узаконенных правил для составления этих смет. В эпоху Петра I, эпоху больших экономических и политических преобразований, проводились и реформы по увеличению доходов казны, создавались особые губернаторские съезды для сокращения местных расходов, чтобы полученными таким путем суммами покрыть государственный дефицит. В 1722 г. камер-коллегия составила роспись доходов и расходов, встречаются и другие росписи за время царствования Петра I. При правлении Екатерины II было составлено несколько ведомостей и табелей государственных доходов и расходов. Первая относится к 1769 г. с учреждением в 1779 г. должности Государственного казначея, на него возложено по прошествии каждого года тщательно подавать императрице ведомость о доходах, расходах и недоимках, а перед началом года – табель о доходах, расходах, остатках. Постоянных правил для оставления этих табелей не было.

8 сентября 1802 г. Манифестом императора Александра I «Об учреждении Министерств» в России вводилась министерская система управления страной. Было создано Министерство финансов, обязанное ежегодно составлять на основании смет министерств подробную роспись доходов и расходов. И с 1803 г. начали составляться ежегодные государственные бюджеты, представляющие росписи доходов и расходов министерств.

См.: Жез Г. Общая теория бюджета. М., 1930. С. 18.

См.: Лебедев В.А. Финансовое право, золотые страницы финансового права России. Т. 2. М., 2002. С. 170.

Там же. С. 184.

Если говорить о становлении первых бюджетов Советской власти, то бюджет на 1917 г. не был утвержден, и к решению данной задачи Советская власть приступила в январе 1918 г. В этот период СНК предписал всем комиссариатам начать составление смет на январьиюнь 1918 г. и в кратчайший срок представить их на утверждение. Первый советский бюджет на январьиюнь 1918 г. утвержден СНК 11 июля 1918 г. Он явился началом системы полугодовых бюджетов, просуществовавшей в течение 1918–1919 гг. Первая Конституция РСФСР (1918 г.) закрепила цели и задачи финансовой политики, основные начала бюджетного устройства, бюджетные права центральных и местных органов власти, основы бюджетной дисциплины. В соответствии со ст. 80, 86 Конституции 1918 г. бюджетная система РСФСР состояла из общегосударственного и местных бюджетов, последние подразделялись на губернские, областные, уездные, городские, волостные и сельские. В 1920–21 гг. произошел возврат к годовым бюджетам5.

Образование Союза Советских Социалистических Республик (1922 г.) явилось основанием для создания новой бюджетной системы. С 1921 по 1924 гг. создаются бюджеты союзных республик. Вопросы дальнейшего развития бюджетного устройства нашли отражение в Конституции Союза ССР (1924 г.). Она определяла звенья бюджетной системы – единый государственный бюджет (общесоюзный бюджет и бюджеты союзных республик), бюджеты АССР и местные бюджеты; основные принципы распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы и основы бюджетных прав Союза ССР, союзных республик и местных Советов.

Принятая в 1936 г. Конституция СССР во многом повторила положения первой союзной Конституции 1924 г. и установила, что бюджетная система СССР складывается из союзного, республиканского и местных бюджетов, закрепив право всех местных Советов устанавливать свой бюджет. При этом расходы внутри бюджетной системы распределились следующим образом: основная доля государственных расходов приходилась на союзный бюджет, второе место занимали расходы местных бюджетов, третье – расходы бюджетов союзных республик6.

Следует обратить внимание, что с 1938 г. все бюджеты, действующие на территории нашего государства, объединяются в единый Государственный бюджет СССР. Государственный бюджет СССР состоял из союзного бюджета и государственных бюджетов союзных республик. Государственный бюджет союзной республики включал в себя республиканский бюджет союзной республики, государственный бюджет автономной См.: Жез Г. Указ. соч. С. 30.

См.: Беляева Т.П. Развитие бюджетной системы СССР в 19301999 гг. // Бюджетная система РФ: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.

М., 2000. С. 21.

LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №3

республики (если таковая имелась в составе данной союзной республики) и местные бюджеты: бюджеты областей, краев и городов республиканского подчинения; а в республиках, не имеющих областного деления, – бюджеты районов и городов республиканского подчинения7.

До 1991 г. в СССР существовал Государственный бюджет, в который входил союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. Государственный бюджет СССР включал в себя около 50 тыс.

бюджетов, в том числе союзный бюджет, 15 республиканских бюджетов союзных республик, 20 республиканских бюджетов автономных республик, 8 бюджетов автономных областей, 10 бюджетов автономных округов, 134 областных и краевых бюджета, 1999 городских, 3644 районных, 3700 бюджетов городских поселков и 41 тысячу бюджетов сельских Советов народных депутатов8. Бюджет нижестоящего уровня включался в бюджет вышестоящего уровня. Эта система существовала с 1924 г. и была закреплена Конституцией СССР.

В 1991 г. произошли коренные изменения в существовавшей бюджетной системе в связи с образованием самостоятельного суверенного российского государства, начался процесс создания бюджетной системы, основанной на федеративных, демократических началах. Приняты важные документы: Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. и постановление первого Съезда народных депутатов «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР», а затем Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. № 295I «О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году», который определил принцип формирования бюджетов в Российской Федерации9.

Важным этапом явилось принятие Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734I «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса»10 и Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., которые закрепили трехуровневую бюджетную систему РФ, а затем Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ).

В ходе преобразований был упразднен Государственный бюджет СССР. Структура бюджетной системы Российской Федерации была закреплена в ст. 10 БК РФ, в которой установлено, что бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территоСм.: Бесчеревных В.В., Цыпкин С.Д. Советское финансовое право. М.,

См.: Там же. С. 118.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 22. Ст. 262.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1543.

Бюджет: этапы становления и развития понятия Болтинова О.В.

риальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет – это реальная основа осуществления политики государства. Поэтому очень важны термины, которые закрепил законодатель в Бюджетном кодексе РФ и которые вызывают критику и нуждаются в уточнении. Понятие бюджета являлось предметом изучения представителями науки финансового права в различные периоды существования государства.

Л. Штейн отмечал, что бюджет по своему содержанию представляет в денежных величинах зависимость всех расходов и доходов, что и делает его предметом ведения государственной власти и, наконец, через санкцию главы государства законом государственного хозяйства11.

Ф. Нити рассматривал бюджет как роспись доходов и расходов и акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов12.

И.Х. Озеров отмечал, что с ХIХ в. начинается быстрое развитие идеи бюджета от частноправовой, чисто хозяйственной сметы короля до идеи о высшем законодательном акте, точно обозначающем все статьи расходов и приходов государства и имеющим связующее для правительства значение в сфере финансового хозяйства, – акт, исполнение которого обеспечено строгой ответственностью исполнительной власти и контролем. Далее он определяет бюджет как план ведения государственного хозяйства на данный период времени 13.

С.И. Иловайский рассматривал бюджет как роспись (смету) доходов и расходов, то есть финансовый план государства на предстоящий период, однако считал, что в каждом явлении главным является не форма, а его содержание14.

Гастон Жез утверждал, что не всякая таблица расходов и доходов представляет бюджет. Особенностью бюджета является предвидение, перечисление и сопоставление доходов и расходов на предстоящий промежуток времени. Этим бюджет отличается от: а) баланса; б) от средних чисел доходов и расходов за ряд лет; в) от отчета15. По его мнению, баланс – это таблица пассива и актива государства в данный момент. Цель баланса – См.: Штейн Л. Финансовая наука: Государственное хозяйство. СПб., 1885.

См.: Нити Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904.

См.: Озеров И.Х. Основы финансовой науки. М., 1908. С. 1.

См.: Иловайский С.И. Учебник финансового права. М., 1912. С.40.

См.: Жез Г. Указ. соч. С. 16.

–  –  –

констатирование составных элементов государственного имущества,– инвентаря. Бюджет же – это финансовая программа, план деятельности.

Бюджет следует отличать от средних за ряд лет доходов и расходов (среднегодовой таблицы государственных расходов). Г. Жез указывает, что среднегодовая таблица показывает потребности и средства на их удовлетворение в прошлом, бюджет – потребности и средства на их удовлетворение в будущем. Эти потребности и средства на их удовлетворение быстро меняются, так как события ежеминутно видоизменяют положение политических, экономических и социальных проблем и, следовательно, те решения в области финансов, которые находят свое выражение в бюджете.

Бюджет нельзя смешивать с отчетом. Отчет – это перечень произведенных расходов и собранных доходов данного государства за истекший период времени. Отчет, в противоположность бюджету, не есть план деятельности, это перечисление совершившихся фактов. Составление отчета означает установление того, в какой мере осуществились бюджетные предложения.

В.А. Лебедев отмечает, что бюджет отличается от простой сметы тем, что он должен быть выражением всего движения финансового управления государства, то есть в нем должны быть приведены в строгой системе все потребности государства и все средства их покрытия, что достигается подразделением всех доходов и расходов на рубрики. В.А. Лебедев, анализируя бюджет, выделяет внешнюю и внутреннюю формы бюджета. Относительно внешней формы бюджета все государства пришли к сознанию необходимости соединить в единое целое все доходы и расходы и распределять их по категориям, по их взаимной зависимости, по главным статьям, параграфам, пунктам, чтобы таким образом получилась одна органическая таблица для всего государства, которая и составляется в Министерстве финансов.

Таким образом, идеи В.А. Лебедева нашли дальнейшее развитие в современных условиях бюджетной деятельности. Одним из важнейших принципов бюджетного процесса является принцип специализации бюджетных показателей, который проявляется на всех стадиях бюджетного процесса. Принцип специализации бюджетных показателей лежит в основе всех стадий бюджетного процесса. Он выражается в конкретизации сумм доходов бюджета по источникам, а расходов – по направлениям использования средств, обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Исследуя внутреннюю форму бюджета, В.А. Лебедев выделяет бюджет чистый и валовой16. Чистый бюджет показывает только чистый доход по каждой отрасли финансового хозяйства, который идет на удовлетворение государственных потребностей. В чистом бюджете показываются все доходы за вычетом издержек по взиманию их. В валовом же бюджете См.: Жез Г. Указ. соч. С. 173.

Бюджет: этапы становления и развития понятия Болтинова О.В.

показываются полные цифры доходов, указываются издержки взимания, а затем уже чистый доход.

А.М. Гурвич под бюджетом или государственной росписью понимал выраженный в цифрах план доходов и расходов государства на определенный предстоящий период и считал, что бюджет по своей формальной природе является законом17.

По мнению С.А. Котляревского, «всякий бюджет современного государства является утвержденным планом его доходов и расходов на определенный, обыкновенно годичный срок. Не все доходы государства заносятся в этот план, и имеются расходы, которые производятся помимо этого плана»18.

Представители науки финансового права в 19601970-х гг. Е.А. Ровинский19, М.И. Пискотин20 также исследовали понятие бюджета.

Е.А. Ровинский определяет понятие бюджета в соответствии с Законом СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик»21, согласно которому «государственный бюджет СССР является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства». По отношению к другим финансово-плановым актам бюджет выступает в качестве основного акта, обеспечивающего координацию всех других финансово-плановых актов.

М.И. Пискотин в научном труде «Советское бюджетное право» исследовал понятие бюджета с материальной, экономической и правовой точек зрения. Во-первых, бюджет – это финансовый план государства; вовторых, бюджет – это государственный фонд денежных средств, за счет которого покрываются государственные расходы; в-третьих, бюджет – это государственный акт, устанавливающий финансовый план государства.

Определение, закрепленное в Законе СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик», он считает в основе удачным, поскольку в нем выражена динамичная форма соотношения моментов плана и фонда в бюджете. М.И. Пискотин исследует соотношение понятий «бюджет» и «закон о бюджете». В результате проведенного анализа он сформулировал следующее определение советского бюджета: Государственный бюджет СССР – это принятый Верховным Советом СССР основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций советского государства.

См.: Гурвич А.М. Бюджетное право по законодательству РСФСР. М., 1918.

Котляревский С.А. Бюджет и местные финансы. М., 1926. С. 6.

См.: Ровинский Е.А. Финансовое право. М., 1971. С. 87.

См.: Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 17.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 44. Ст. 221.

LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №3

В современных условиях рыночной экономики произошли изменения в бюджетной системе Российской Федерации. Конституция 1993 г. закрепила демократическое правовое государство с федеративной формой правления, что нашло отражение первоначально в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и процесса в РФ», затем в БК РФ.

В современных работах по вопросам бюджетного права даются следующие определения бюджета.

В.М. Родионова отмечает, что государственный бюджет – это совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. По экономической сущности, государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальнокультурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления22.

Данное определение, по мнению Ю.А. Крохиной, органически сочетает в себе три стороны одного явления, отражая бюджет как денежные отношения, экономическую форму существования распределительных отношений, самостоятельную экономическую категорию23.

По мнению А.М. Бабич, государственный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления24.

Л.А. Дробозина отмечает, что государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона25.

Н.И. Химичева определяет бюджет как основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений 26.

Безусловно, что понятие бюджета можно рассматривать с трех точек зрения: материальной, экономической и правовой.

См.: Родионова В.М. Финансы. М., 1993. С. 234.

См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М.,

См.: Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 2000. С. 80.

См.: Дробозина Л.А. Общая теория финансов. М., 1995. С. 44.

См.: Финансовое право / под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000. С. 132.

Бюджет: этапы становления и развития понятия Болтинова О.В.

Ряд ученых, в частности М. Амеллер в научном труде «Парламенты», рассматривая бюджет в материальном смысле, определяет его как смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для покрытия этих потребностей. Это своего рода сводная таблица предполагаемых государственных расходов и доходов на определенный отрезок времени, обычно на год27. При этом выделяются цели бюджета: а) сравнение общей суммы доходов с общей суммой расходов;

б) классификация расходов по статьям и определение их важности и срочности; в) определение воздействия бюджета на экономику или на любой государственный план; г) эффективность парламентского контроля. Далее делается вывод о том, что бюджет – это план деятельности правительства, юридическую силу которому придает только парламент.

В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государственного или административнотерриториального образования для осуществления задач и функций соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления28.

Материальное состояние бюджета подвижно, поскольку меняются доходная и расходная части бюджета, постоянно осуществляется процесс движения финансовых потоков. Именно из материального состояния бюджета исходят, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов бюджета29.

Сущность бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную, контрольную и стимулирующую функции.

С помощью распределительной функции происходит аккумуляция денежных ресурсов в государстве и их распределение в соответствии с общегосударственными потребностями. Причем именно посредством бюджета осуществляется многоуровневое (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты) перераспределение денежных средств.

Посредством контрольной функции осуществляется контроль за движением средств, их перераспределение, эффективность использования.

См.: Амеллер М. Парламенты. Сравнительное исследование структуры и деятельности представительных учреждений 155 стран мира. М., 1967. С. 511.

См: Бесчеревных В.В. Развитие советского бюджетного права. М., 1960.

С. 5; Общая теория финансов: учебник / под ред. Л.А. Дробозиной. М., 1995. С. 44;

Грачева Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: учеб. пос. 2-е изд., перераб., исправ. и доп. М., 1998. С. 49; Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. М., 2003. С. 159; Финансовое право: учебник / под ред. О.Н. Горбуновой. М.,

2005. С. 163; Финансовое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2007. С. 54.

См.: Пискотин М.И. Указ. соч. С. 16.

LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №3

Контрольная функция воплощает в себе то, что бюджет объективно через формирование и использование фонда денежных средств государства отображает все экономические и социальные процессы, которые постепенно протекают в структурных звеньях экономики. При этом следует отметить, что успешное функционирование экономики предполагает установление обеспечиваемых правом не только прямых, но и обратных связей между функциями распределения, контроля и стимулирования30. Любая система не только не может функционировать без получения сигналов (информации) со стороны, но и всегда оказывает более или менее значительное информационное воздействие на окружающую среду, состоящую из других систем. Обратные связи, несущие информацию о состоянии объекта и его реакции на управленческие решения, служат базой для формирования корректирующего воздействия на вход динамической системы. Таким образом осуществляется связь между «выходом» и «входом», позволяющая информировать «вход» о степени достижения заданного результата на «выходе»

и о необходимости «перестройки» системы, если результат не достигнут31.

Поэтому бюджет может сигнализировать о том, как поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, соответствует ли размер централизованных средств государства объему потребностей. Бюджет можно рассматривать как источник информации социальноэкономического развития государства. Что будет заложено на «входе» (доходы бюджета), то мы и получим на «выходе» (расходы бюджета), то есть соответствующие доходы и расходы. Поэтому если не в полном объеме аккумулируются доходы в бюджете, то в качестве сигналов обратной связи отрицательный результат – недостаточное финансирование расходов. Таким образом, финансы – лучший информационный источник. В зависимости от того, как они будут функционировать в государстве, а именно в бюджете, зависят состояние материального производства и нематериальной сферы экономики, уровень жизни населения.

Значение бюджета заключается в том, что он формирует финансовую базу, основу деятельности государства и органов местного самоуправления. С помощью бюджета реализуются программы по развитию государственного сектора экономики, охраны окружающей среды, поддержке и развитию субъектов Федерации и административно-территориальных единиц и другие мероприятия. Бюджет является важнейшим механизмом осуществления экономической политики государства. С помощью бюджета государственная власть осуществляет перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства в соответствии с См.: Омаров А.М. Социальное управление, некоторые вопросы теории и практики. М., 1980. С. 85.

См.: Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. М., 1996. С. 5.

–  –  –

поставленными задачами, осуществляет социально-экономические преобразования, направляет потоки денежных средств.

Таким образом, в экономическом аспекте бюджет – это совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и управления33.

В правовом смысле бюджет (в соответствии со ст. 84, 104. 105, 106, 114 Конституции Российской Федерации, ст. 11 БК РФ) – это, прежде всего, закон, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.

В ст. 11 БК РФ отражено понятие «правовая форма бюджета», где закреплено, что федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов Российской Федерации в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной власти или местного самоуправления в форме закона (или правовых актов представительных органов местного самоуправления) для осуществления задач и функций государства (местного самоуправления).

В Российской Федерации 31 июля 1998 г. был принят Бюджетный кодекс РФ (введен в действие с 1 января 2000 г.). Это первый кодифицированный источник бюджетного права, устанавливающий: общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

До БК РФ понятие бюджета было закреплено в ст. 1 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». ЗаконодаСм.: Финансовое право: учебник / под ред. С.В. Запольского. М., 2006.

Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. М., 1999. С. 139.

LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №3

тель определял бюджет как форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Однако в это определение не были включены местные бюджеты, хотя они имеют все признаки бюджетов, как таковых, и входят в бюджетную систему РФ.

Да и непосредственная формулировка определения понятия «бюджета», согласно данному закону, вызывала много споров, поскольку бюджет является финансовыми планом для обеспечения задач и функций государства (местного самоуправления), а не органов государственной власти. Ведь именно функциональная классификация расходов содержит группировку расходов по функциональному признаку, отражает функции государства.

Статья 6 БК РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Безусловно, что часть правовых пробелов устранена в связи с принятием БК РФ, а именно: во-первых, в ст. 6 говорится о «фондах денежных средств»; во-вторых, закреплены местные бюджеты, в-третьих, определено назначение бюджета – обеспечение задач и функций государства (местного самоуправления).

Однако необходимо рассмотреть следующий вопрос. Что мы понимаем под «формой»?

Форма: во-первых, – это материальная оболочка бюджета, то есть это централизованный денежный фонд на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований для осуществления задач и функций государства в целом (либо муниципального образования);

во-вторых, – это финансово-плановый акт, утверждаемый в законодательном порядке, что, по нашему мнению, должно быть основным в определении понятия бюджета, т.е. бюджет является одновременно как правовым актом, так и финансово-плановым актом, поскольку это акт высшей юридической силы и, с другой стороны, это основной финансово-плановый акт, предусматривающий доходы и расходы на определенный период времени.

Рассматривая бюджет с правовой точки зрения, необходимо отметить следующие аспекты:

во-первых, это акт высшей юридической силы (утверждается представительными органами государственной власти или решением местного самоуправления и принимается в форме закона или решения местного самоуправления;

во-вторых, закон устанавливает, что бюджет – это централизованный фонд денежных средств (концентрирует финансовые ресурсы, необходимые для осуществления задач и функций государства, доходы по источ

Бюджет: этапы становления и развития понятия Болтинова О.В.

никам, расходы направляются по функциональной, экономической и ведомственной классификации)34;

в-третьих, это финансовый план, который предусматривает доходы и расходы государства на определенный период времени, а именно с 1 января по 31 декабря (бюджетный (финансовый) год совпадает с календарным – ст. 12 БК РФ);

в-четвертых, это не просто финансовый план, а основной финансовый план государства (наряду с ним действуют финансовые планы предприятий, организаций, учреждений, сметы и т.д.). Бюджет по отношению к другим финансовым планам является направляющим, всеобъемлющим и обязательным для всех государственных органов35.

Кроме того, понятие бюджета (ст. 6 БК РФ) не совпадает с определениями данного понятия, применительно к отдельным видам бюджетов.

В последующих статьях БК РФ закреплены понятия федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета.

Статья 16 БК РФ определяет федеральный бюджет как форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ (ст. 15 БК РФ) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет (ст. 14 БК РФ) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В зависимости от соотношения доходной и расходной частей бюджета можно выделить следующие виды бюджетов: дефицитный бюджет (расходы бюджета превышают доходы); профицитный бюджет (доходы бюджета превышают расходы); сбалансированный бюджет (расходы по сумме равны доходам).

Законодатель выделил консолидированный бюджет как свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Так, консолидированный бюджет Российской Федерации составляет федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов См.: Пискотин М. И. Указ. соч. С.16; Советское финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. 3-е изд. М., 1978. С. 74; Бельский К.С. Финансовое право.

М., 1994. С. 31; Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: учебник. М., 1995. С. 23; Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 78.

Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 79.

LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №3

государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов). Консолидированный бюджет не является правовым актом, его данные используются для расчета и анализа.

В БК РФ закреплено понятие годового бюджета (ст. 12 БК РФ), где в основе лежит период времени, в течение которого действует бюджет, а именно с 1 января по 31 декабря.

В соответствии с российским законодательством бюджеты разделяются на государственные и местные. Согласно ч. 1 ст. 214 ГК РФ, к государственной собственности Российской Федерации относится имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Таким образом, данная характеристика определяет собственника бюджетных средств. Им является государство, национальногосударственное и административно-территориальное образование.

Отсюда следует, что государственные бюджеты формируются на уровне Российской Федерации, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Местный бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административно-территориальных образований. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В настоящее время идет большая работа по совершенствованию бюджетного законодательства, а именно БК РФ. Разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Данная работа осуществляется в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг., утБюджет: этапы становления и развития понятия Болтинова О.В.

вержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»36, и направлена на комплексное регулирование организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Основными новациями, предлагаемыми законопроектом, являются:

1) переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период;

2) четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) заданий, создание условий для возникновения организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;

3) упорядочение, в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса (составления, рассмотрения и утверждения, исполнения и составления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов), в том числе закрепление единых требований к бюджетному планированию, переход к утверждению федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов;

4) планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения действующих обязательств (утвержденных в установленном порядке программ и проектов) и принимаемых обязательств (предлагаемых к утверждению программ и объектов) с отражением каждой программы и объекта в составе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета;

5) системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицитов бюджета;

6) усиление стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами;

7) утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации Российской Федерации Бюджетным кодексом Российской Федерации с одновременным расширением полномочий органов власти разРосс. газ. 2004. 1 июля.

LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА) №3

ных уровней по ее детализации, интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета.

Кроме того, законопроектом предлагаются целый ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнения формулировок действующей редакции БК РФ.

Однако данные поправки не затронули понятие бюджета (ст. 6 БК РФ). Понятия федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета исключаются из БК РФ, но подчеркивается функция бюджета – он предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования.

По нашему мнению, необходимо закрепить в БК РФ определение бюджета следующим образом: «Бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной власти или муниципального образования в форме закона (или правовых актов представительных органов муниципального образования) для осуществления задач и функций государства (муниципального образования)».

Центральное место в финансовой

системе любого государства занимает

государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства.

Государственный бюджет дает реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Задачи бюджета:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Осуществление социальной политики государства;

Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств

Функции бюджета:

Распределительная и перераспределительная.

Посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода

Регулирующая.

При помощи данной функции регулируются социальные и экономические процессы в стране, т.е. государство способно ускорять или сдерживать темпы производства, инфляции, изменять структуру спроса и предложения.

Контрольная.

Предполагает наличие возможности и обязанности государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетная классификация доходов и расходов

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа бюджетов разных регионов, разного уровня и

Согласно Бюджетному Кодексу (гл. 4) бюджетная классификация включает:

- Классификацию доходов;

- Функциональную классификацию расходов;

- Экономическую классификацию расходов;

- Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета;

- Классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджета;

- Классификацию видов государственного внутреннего долга;

- Классификацию видов государственного внешнего долга;

- Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Доход бюджета

Доходы федерального бюджета, поступающие в 2006 году, формируются за счет:

1) федеральных налогов, сборов - в соответствии с

нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ (гл.7, статья 50):

- Налога на добавленную стоимость;

- Налога на акцизы;

- Единый социальный налог - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (6%);

- Налог на прибыль организаций - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (18%);

- Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

- Государственная пошлина.

Доходы бюджета (продолжение)

2) неналоговых доходов - в соответствии с

нормативами отчислений согласно приложению 2 к Федеральному закону «О бюджете»:

- доходы от внешнеэкономической деятельности – 100%;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 100%;

- платежи при пользовании природными ресурсами -100%;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 100%;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 100%;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба - 100%;

- прочие неналоговые доходы - 100%.

Доходы бюджета (продолжение)

3) федеральных налогов и сборов (в части погашения

задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 3 к Федеральному закону «О бюджете».

В доходах федерального бюджета, помимо выше перечисленных, также учитывается прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования различных фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, который вызван объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является важным условием существования финансовой деятельности. Следовательно, для понимания сущности финансовой деятельности необходимо иметь четкое представление о том, что такое финансы и финансовые отношения.

Финансы (от фр. finance - наличность, доход) - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования. Финансы - экономическая категория. Термин "финансы" выражает реально существующие общественные отношения, связанные с доходами и расходами государства и которые называются финансовыми.

В экономической и правовой литературе понятие"финансы" рассматриваются в двух аспектах.

  1. Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.
  2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций.

    При этом всегда стоит помнить, что финансы - это не сами денежные средства, а только отношения между различными субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств. Вместе с тем все финансовые отношения по своему характеру являются всегда денежными. Правда, не все денежные отношения являются финансовыми: например, денежные отношения по поводу купли-продажи не являются финансовыми отношениями, поскольку регулируются правовыми нормами другой самостоятельной отрасли права - гражданским правом (например, договор купли-продажи) или административного права (административные штрафы).

    Финансы РФ - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Роль финансов выражается в их распределительной и контрольной функциях.

    Распределительная функция финансов связана с организацией сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

    Контрольная функция, являясь неотъемлемым элементом распределительной функции, по своему содержанию имеет финансовый характер и направлена на осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью этой деятельности.

    Регулирующая роль финансов выражается в создании и использовании денежных фондов, средства которых направляются на решение определенных задач общества: наука, экология, образование, здравоохранение, оборона страны и др.

  3. Совокупность, взаимосвязь и взаимодействие нескольких взаимосвязанных между собой элементов - финансовых институтов образуют финансовую систему РФ. Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. В этом понимании финансовым институтом являются, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов, кредита и т. д.

Для осуществления финансовой деятельности создана система специальных финансовых и кредитных органов, с помощью которых собираются, распределяются фонды денежных средств, а также проводится контроль за их расходованием.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система Российской Федерации подразделяется:

  1. бюджетная система (состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления (муниципалитетов);
  2. внебюджетные централизованные целевые фонды;
  3. внебюджетные децентрализованные целевые фонды;
  4. финансы хозяйствующих субъектов всех форм собственности (предприятий, объединений, организаций, учреждений) и отраслей народного хозяйства;
  5. страховые фонды;
  6. кредит (государственный и банковский).

Все перечисленные звенья финансовой системы Российской Федерации в настоящее время существуют относительно самостоятельно. Они представлены соответственно на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, а также на уровне местного самоуправления. Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений.

Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Под ней понимают совокупность денежных отношений (т. е. общественных), возникающих у государства по поводу формирования и использования специальных денежных фондов, предназначенных для финансирования национальной экономики, нужд обороны и безопасности страны, государственного управления. Существует федеральный (т. е. общегосударственный централизованный денежный фонд) бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц, а также за счет кредитов и других источников.

Внебюджетные целевые фонды - это система экономических отношений по поводу создания и использования специальных финансовых ресурсов в целях социального развития. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд службы занятости и др. Они имеют строго целевое назначение. Средства этих фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц, а также добровольных взносов (пожертвований).

Финансы предприятий всех форм собственности - исходное звено, основа всей финансовой системы. Это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для экономического развития и социальных нужд его работников. Формируются непосредственно из прибыли в результате деятельности предприятий.

Имущественное и личное страхование - это формирование страховых фондов с целью возмещения материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями и другими непредвиденными обстоятельствами. Источники образования этих фондов - обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Страхование перестало быть только государственной монополией. В настоящее время страхование развивается как особый вид предпринимательской деятельности и за ним большое будущее. Однако оно требует специального разрешения - лицензии и находится под особым контролем государства.

Кредит - это привлечение и аккумуляция свободных средств, предоставляемых для использования на принципах возвратности. Различают государственный кредит - отношения по временному использованию государством денежных средств (юридических и физических лиц). Государство в этом случае является заемщиком. Образуется государственный внутренний долг (в форме государственных займов и др.). Банковский кредит - отношения по предоставлению временно свободных средств юридическим и физическим лицам на условиях возмездности и возвратности. Формируется главным образом за счет денежных средств, хранящихся в банках.

В юридической литературе понятие "финансовая система" употребляется в двух смыслах. Во-первых, это как совокупность финансовых институтов, о чем говорилось выше, а во-вторых, как совокупность финансовых учреждений страны.

Финансовая система как совокупность государственных органов и учреждений - это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства.

Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. Практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Их можно разделить на три вида. Органы общей, специальной и функциональной компетенции.

Органы общей компетенции имеют правомочие воздействовать на все сферы общественной жизни. К ним относятся, Президент РФ, Федеральное Собрание (РФ), Правительство РФ.

Органы специальной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность субъектов одной сферы. К ним, например, относятся Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ. Органы функциональной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность всех субъектов независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, но в пределах ограниченного круга задач.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти. Минфин России обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита, регулирует и контролирует всю сеть банков и кредитных организаций в России. К финансовым органам относятся также органы, занимающиеся непосредственно аккумуляцией денежных средств, это органы налоговой и таможенной служб.

Правительственные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Для более эффективной своей деятельности все эти государственные органы используют различные методы.

Метод собирания (мобилизации) фондов денежных средств тесно связан с налоговым методом, который используется для изъятия части доходов юридических лиц и граждан в бюджеты определенного уровня. В отличие от налогового метода, которому, как видите, свойствен принудительный характер, применяется метод добровольного привлечения денежных средств - покупка облигаций, государственных ценных бумаг, вклады населения в банки и т. д.

С помощью метода страхования образуются страховые фонды.

При распределении государственных денежных средств применяются основные методы осуществления финансовой деятельности: метод финансирования - безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств и метод кредитования - выделение средств на началах возмездности и возвратности. Они определяются тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов.

Методы обязательных и добровольных платежей - используются для создания централизованных государственных фондов. В качестве обязательных платежей выступают налоги, сборы, пошлины, платежи по обязательному государственному страхованию (страхование пассажиров), обязательные отчисления банков при создании страхового фонда Центробанка и др.

Поступление денежных средств в распоряжение государства, юридических и физически лиц, а также их использование осуществляется методом безналичных денежных расчетов и платежами наличными денежными средствами.

Методы финансовой деятельности государства не статичны, а динамичны и меняются во времени в соответствии с теми задачами, которые имеют первостепенное значение для прогресса страны. Так, в настоящее время интенсивно развивается финансовый рынок реализации ценных бумаг - акций, облигаций и др. Он используется для формирования фондов предприятий, организаций, а также для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления.

В итоге хочу еще раз напомнить, что финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, управления.

Следует признать, что лучший способ управления государством - это управление при помощи денег и лучшего средства управления человечество пока не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, таким образом государство стимулирует или наоборот сокращает деятельность по определенным направлениям. Примером этому служит современное развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности. Поправить существующее положение можно, только направив на развитие этих сфер необходимое количество денежных средств, аккумулируя и перераспределяя их через централизованные и децентрализованные денежные фонды.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны.

Главной целью деятельности государства, в том числе финансовой, должно быть создание условий, которые обеспечат достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ). Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ.

Государство использует разные принципы в своей финансовой деятельности.

Принцип прямой финансовой поддержки. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в различные сферы общественной жизни с учетом приоритетности финансируемых мероприятий и в соответствии с внутренними и внешними условиями развития страны. Финансовая деятельность государства создает необходимую материальную базу, достаточную для функционирования органов государственной власти и управления.

Принцип косвенной поддержки - в виде предоставления налоговых льгот, предоставления беспроцентных кредитов, налоговых отсрочек и т. п.

Принцип федерализма - распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также местным самоуправлением. Это важно для регулирования и координации развития в масштабах всей страны и на отдельных территориях. При этом выделяются сферы финансовой деятельности, находящиеся в ведении как федеральных органов, так и органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Межотраслевой принцип отличает финансовую деятельность государства от иных сфер деятельности, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Финансовый контроль также распространяется на все органы власти и управления, а также на все организации, предприятия и учреждения.

Правовое регулирование финансовой деятельности государства осуществляется на основе норм финансового права . В процессе финансовой деятельности государство с помощью правовых норм регулирует права , обязанности и ответственность субъектов, участвующих в этой деятельности. Финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств.

Предмет финансового права - общественные (финансовые) отношения (бюджетные, налоговые, расчетно-кредитные, валютные, отношения в связи с контролем за финансовой деятельностью), возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств. В предмет финансового права входят общественные отношения, возникающие в процессе построения структуры финансовой системы, распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением, отношения по регулированию всей финансовой деятельности.

Как самостоятельная отрасль права , финансовое право является совокупностью юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от субъектного состава финансовые отношения, составляющие предмет финансового права , могут быть разделены на следующие группы отношений:

а) между Россией, ее субъектами и местным самоуправлением,
б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и юридическими лицами, с другой,
в) между государственными или муниципальными финансово-кредитными органами,
г) между государственными или муниципальными предприятиями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления,
д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой,
е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой в вопросе внесения обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Метод той или иной отрасли права зависит от характера общественных отношений, которые она (отрасль) регулирует, от правового статуса субъектов этих отношений. Исходя из вышесказанного в отношении предмета финансового В настоящее время большее значение стали приобретать и другие методы: рекомендации, согласования и т. п. Данные методы применяются в процессе регулирования общественных отношений, возникающих между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и местного самоуправления (например, при решении вопросов совместного ведения в области налогообложения).

Система финансового права . Финансовое право - самостоятельная отрасль права , которая имеет внутреннюю структуру. Эта структура возникает вследствие объединения правовых норм в определенные правовые институты. Под правовым институтом понимают группы взаимосвязанных правовых норм, которые регулируют более узкие области однородных общественных отношений внутри сферы финансовой деятельности. Порядок их расположения и изучения внутри отрасли выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней соответствующих звеньев.

Общая часть объединяет правовые нормы, которые регулируют наиболее общие вопросы, имеющие значение для всех институтов финансового права . Это:

  • общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, круг и компетенция органов государственной власти;
  • правовое положение субъектов, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое поло финансовых правоотношений;
  • правовые основы финансового контроля в государстве.

Особенная часть состоит из отдельных институтов. Финанасово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие относительно узкую и близкую По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

К источникам финансового права можно отнести Конституцию РФ, кодексы и Федеральные законы, федеральные конституционные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распределения денежных средств, - финансовые отношения, которые обусловлены необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений. Они имеют определенные особенности. Одним из субъектов этих правоотношений всегда выступает государство. Объектом всегда являются деньги или денежные отношения. Права и обязанности субъектов финансовых отношений определяются не договорами, а непосредственно законами или подзаконными актами.