Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Может ли налоговая проверять без предупреждения. Шесть советов тем, кто получил повестку на допрос в налоговую. Если сотрудников вызовут для дачи объяснений, их слова не должны противоречить друг другу и сведениям в официальных документах

В соответствии со ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.

Камеральная проверка - это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.

С точки зрения налоговых органов выездная налоговая проверка - это одно из наиболее эффективных мероприятий налогового контроля , по результатам которого происходит доначисление и взыскание налогов, сборов и пени, привлечение налогоплательщика к ответственности. С точки зрения налогоплательщика выездная налоговая проверка - это наиболее частый источник конфликтов между налогоплательщиком и налоговым органом, злоупотребляющим своими полномочиями и произвольно (в свою пользу) толкующим законодательство о налогах и сборах.

Поэтому весьма важным сегодня представляется правовая осведомленность руководителя налогоплательщика о порядке проведения выездной налоговой проверки и оформлении ее результатов.

Какие моменты должен в данном случае знать и добиваться их соблюдения налоговыми органами налогоплательщик?

  1. Во-первых, основанием для проведения выездной налоговой проверки является только решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Указанное решение должно содержать: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика - организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика; период финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

Налогоплательщикам необходимо внимательно отнестись к следующим реквизитам данного решения:

а) кем подписано решение о назначении выездной налоговой проверки;

б) кто упомянут в решении в качестве лица, осуществляющего налоговую проверку.

Все эти вопросы важны для последующего обжалования указанного решения, в том случае, если оно подписано должностным лицом налогового органа, не имеющим полномочия для подписания данного документа, а также в случае обжалования акта налогового органа, составленного по результатам налоговой проверки, осуществленной проверяющей группой в незаконном составе.

  1. Во-вторых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться как по одному, так и нескольким налогам.
  2. В третьих, налогоплательщик должен знать, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
  3. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период , за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку, следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (т.к. сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и постановление о проведении контрольной выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с постановлением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать постановление на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их замы). Постановление, в котором стоит подпись неуполномоченного лица или не указаны причины проверки, недействительно (ст. 87 НК РФ). Форма постановления утверждена приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318. Любое отклонение от нее дает вам право инспекторам отказать.
  4. Налогоплательщик также должен знать, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
  5. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
  6. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
  7. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Налогового Кодекса РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки установлен ст. 100 НК РФ, в соответствии с которой по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Форма акта выездной налоговой проверки установлена Инструкцией от 10.04.2000 № 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах”. Инструкцией также предусмотрены требования к оформлению и содержанию акта выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

П. 2 ст. 100 НК РФ установлены требования к содержанию акта налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны:

документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Указанные требования к содержанию акта налоговой проверки важны уже потому, что на основании данного акта руководителем налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которое также должно быть мотивировано. Поэтому нарушения в оформлении акта проверки могут значительно укрепить позицию налогоплательщика при арбитражном обжаловании соответствующего акта, действия (бездействия) налогового органа, его должностного лица. В частности, федеральные арбитражные суды округов в своих постановлениях неоднократно указывали на необоснованность претензий налоговых органов, не подкрепленных соответствующими аргументами, содержащимися в акте налоговой проверки.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ по истечении двухнедельного срока для представления возражений на акт налоговой проверки в течение 14 дней руководитель налогового органа (его заместитель) рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. В случае представления налогоплательщиком возражений руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и возражения в присутствии представителей налогоплательщика, соответственно, известив их о месте и времени рассмотрения указанных материалов. Несоблюдение данной процедуры, в совокупности с другими обстоятельствами, может послужить основанием для признания решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика недействительным.

Однако нередки такие случаи, когда после поступления возражений в адрес руководителя налогового органа и рассмотрения им материалов проверки, он может вынести акт о назначении мероприятий дополнительного контроля ч. 2 ст. 101 НК РФ). Что следует знать руководителю в данном случае.

Если налоговая инспекция назначила допмероприятия, то при повторном рассмотрении материалов проверки обязательно должна соблюдаться общая процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Проверяющие обязаны ознакомить организацию с материалами, полученными в результате дополнительного контроля, и она (организация) имеет право направить руководителю налогового органа свои возражения. Затем налоговики должны сообщить фирме о месте и времени рассмотрения возражений.

Согласно информационному письму от 17 марта 2003 г. № 71 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, ограничены и сроки проведения допмероприятий. Так в информационном письме указано, что “проведение на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного статьей 115 Кодекса ”, а это значит, что в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговые органы могут обратиться в суд для взыскания с организации налоговых санкций не позднее шести месяцев “со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта”. Таким образом, если налоговики надеются взыскать с вас штрафы по суду, их время на допконтроль регламентировано.

И еще одна немаловажная деталь.

Принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений руководителя налогоплательщика, он не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Если же по результатам налоговой проверки уже было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (либо в отказе к привлечению к ответственности), то принятие решения о проведении дополнительных мероприятий будет являться незаконным.

Столкнувшись с подобными проблемами, советуем вам написать жалобу в вышестоящую инспекцию или обратиться в суд. Хотим также напомнить, что с судом затягивать не стоит, т.к. согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ, для подачи жалобы в суд предусмотрен трехмесячный срок с даты вручения каждого решения.


ПРИШЛА НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ЧТО ДЕЛАТЬ
В данной статье хотелось дать несколько советов как вести себя в случае визита налоговой инспекции, изъятия документов, проведения обыска.
ПАМЯТКА
В основе поведения директора должно лежать его право на действия, которые не запрещены законодательством и за которые не предусмотрена ответственность. Скажем, вы вовсе не обязаны находится на своем рабочем месте, когда к вам пришли «гости» (командировка, болезнь, встреча делегации и т д.).
ЕСЛИ ЖЕ ОБЩЕНИЕ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ НЕИЗБЕЖНО, ТО:
1 Выделите старшего в их группе и разговаривайте только с ним.
2 Достаньте диктофон и записывайте беседу (лучше скрыто).
3 Воспользуйтесь подшивкой законодательных актов для проверки соответствия требуемого от вас норме закона.
4 Перепишите удостоверения личности у представителей проверяющего органа.
5 Если до начала беседы с вами журнал регистрации проверок не был заполнен, то его необходимо заполнить. Отказ проверяющего расписаться в журнале проверки дает вам право не допустить его к проверке. Сотрудники МВД, СБУ, прокуратуры в журнале проверок не расписываются.

6 После заполнения журнала регистрации возьмите тайм-аут для пристального изучения написанного и анализа законности визита. Воспользуйтесь помощью юриста или специалиста по безопасности. Откажите в проверке, если для нее нет законных оснований.

7 Каждый вопрос контролера и свой ответ фиксируйте на чистом листе бумаги. Обязательно фиксируйте в ваш адрес угрозы. Фиксация слов и действий на бумаге или диктофон (если запись делается открыто) оказывают отрезвляющее действие на «контролеров», они, как правило, становятся более вежливыми и стараются держаться в правовом поле.
8 Не ввязывайтесь в блиц-игру «вопрос-ответ». Законодательство не обязывает вас мгновенно отвечать на вопросы.
9 Требуйте, чтобы все запросы о предоставлении информации или документов были оформлены письменно. У вас обязательно должен остаться документ, свидетельствующий о сути запросов. Отвечать устно на устный запрос - ваше право, а не обязанность. Вы имеете 10 дней рассматривать запрос и в течение 30 дней со дня получения запроса предоставлять требуемую информацию.
10 Вы можете вообще не давать никаких пояснений, сославшись на ст. 63 конституции и будете абсолютно правы.
11 Обязательно подписывайте все , иначе вы лишаете себя второго экземпляра, но всегда с пометкой «ВОЗРАЖАЮ».
12 Ни одним документом не регламентирован срок подписания любого документа. (Можно в спокойной обстановке, за чашкой кофе, покуривая сигарету изучать перед подписанием документ и час и два…
13 На вынос копии документов не давайте. Оригиналы подлежат изучению контролирующими органами только на территории предприятия при проведении проверок. Изымаются же, согласно законодательству лишь оригиналы тех документов, которые свидетельствуют о совершенном правонарушении или являются вещественным доказательствами по возбуждению уголовному делу. Изъятие документов органами дознания производится согласно УПК Украины, согласно ч2 ст. 159 УПК, временный доступ к документам производится на основании решения суда.
14 Если «контролеры» захотят провести обыск помещения или сотрудников, изъятие имущества, требуйте на это действие решение и санкции прокурора или его заместителя (ст. 177УПК Украины). При этом стоит учесть, что обыск и изъятие имущества может производится только в дневное время и обязательное наличие руководителя и двух понятых. Паспортные данные заносятся в протокол. Копия протокола обязательно передается руководителю.
15 Если же вы добровольно отвезли запрашиваемые документы в налоговую милицию (прокуратуру, МВД и т.д.) то учтите: - во-первых, срок изучения ваших документов законодательно не оговорен, их могут «изучать» годами, тем самым создавая препятствия для нормального функционирования предприятия, - во-вторых, «изучатели» не будут нести никакой ответственности за утерю ваших документов.
16 Ни в коем случае не разговаривать с «контролерами» в служебном кабинете (могут подбросить наркотики, патроны, установить «жучок» и выйдя от вас прослушивать помещение, сидя в автомобиле как вы будете хвастаться своим заместителям о том, как ловко отшили проверяющих и что нужно сделать в первую очередь, чтобы не попасть «на крючок»). Все разговоры - только в комнате переговоров с видео и аудио контролем.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)



Что делать, если к вам внезапно пришли с проверкой работники налоговой службы?

Алгоритм действий при налоговой проверке. Что нужно знать. Основные полномочия инспекторов. Полезные советы для предпринимателей и организаций на случай внезапной налоговой проверки.

Когда предприятие ожидает , то все сотрудники тщательно готовятся к этому событию. Но когда налоговая инспекция приезжает с внезапным визитом, может возникнуть замешательство и будут допущены ошибки, которые могут привести к нежелательным последствиям.

С внеплановой проверкой пожаловать инспектора могут раз в году. Их цель – выявить нарушения и взыскать дополнительные налоги и сборы за какие-то скрытые операции. Поводом к проведению внезапной налоговой проверки может стать обычная жалоба сотрудника или клиента.

Полномочия инспекторов налоговой
Зачастую представители проверяющего органа неправильно толкуют законодательство или превышают свои права. Спектр полномочий сотрудников ФНС достаточно широк, но при этом необходимо следить, чтобы они не выходили за рамки дозволенного.

Предупреждение о предстоящей проверке

Соответствующее уведомление должно прийти руководителю организации заблаговременно. Он должен дать на него ответ. Но иногда представители налоговой не дожидаются его и приходят с проверкой. Это не соответствует правилам, но при этом вы не можете отказать инспекторам и не допустить их к выполнению своих обязанностей. Данный факт может пригодиться, если будет происходить решения в судебных инстанциях.

Чаще всего у руководителя есть день или два для подготовки. В этом случае :

1. Привести в порядок первичную документацию.

2. Уведомить контрагентов о возможности прихода проверки и к ним.

3. Привести офис в надлежащий вид. Убрать все, что не касается вашей деятельности.

Когда инспектора уже прибыли на предприятие не следует бросать все на самотек, а важно контролировать все их действия. Прежде всего необходимо:

1. Узнать об основании для проверки.

2. Ознакомиться с постановлением, сверить состав проверяющих лиц с указанными в документе.

3. Записывать все переговоры с инспекторами на диктофон, это может быть принято как доказательство правонарушений (если таковые были допущены).

4. Ведите себя сдержанно, сохраняйте спокойствие и тщательно продумывайте свои ответы на вопросы инспекторов.

Полезные советы для руководителей

Существуют некоторые хитрости, которые могут быть полезными во время проведения налоговой проверки:

1. Не пытайтесь решить проблемы взяткой, это может усугубить ситуацию, ведь налоговики также все фиксируют с помощью видеосъемки и аудиозаписи.

2. Все замеченные правонарушения не озвучивайте сразу, а фиксируйте документально.

3. Тщательно изучать итоговый акт проверки, чтобы сверить суммы, указанные в нем и в решении об уплате налогов.

4. Резервный счет может помочь в случае, если было принято решение о взыскании имущества.

Но всегда стоит ориентироваться по ситуации и лишь затем решать, какие из перечисленных мер актуальны, а какие нет. И помните, что , как во время проверки, так и в дальнейшем при обжаловании решения сотрудников ФНС.

На практике существует две ситуации, когда налогоплательщика вызывают на допрос. Нужны свидетельские показания, потому что у его контрагента проводят .

В первом случае вызова на допрос опасаться не стоит - налоговики вызывают для того, чтобы предприниматель подтвердил свои финансово-хозяйственные взаимоотношения с проверяемым контрагентом. Однако, тут требуется осторожность, потому что можно сообщить налоговикам такую информацию, которая станет поводом для проведения выездной налоговой проверки, но уже в отношении самого налогоплательщика.

Во втором случае допрос проводится, чтобы доказать обнаруженные нарушения или чтобы поймать налогоплательщика на том, что его показания не стыкуются с тем, что указано в документах. Поэтому, говоря о делах компании, свидетель должен соотносить свои слова с данными, отраженными в отчетности предприятия.

Обычно на допросы в налоговую инспекцию приглашаются несколько групп людей: руководители, «массовые» учредители и директора, а также сотрудники проверяемых компаний: как бывшие, так и нынешние. Для каждой аудитории у налоговиков свои вопросы. Руководители дают пояснения по непонятным сделкам и операциям. Подставные директора и учредители приглашаются, чтобы собрать . Бывшие и нынешние сотрудники рассказывают о своей зарплате и о конкретных операциях в рамках их должностных обязанностей, по которым у налоговиков не хватает доказательств. К какой бы группе не относился свидетель - идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

Чаще всего допросы свидетеля налоговики используют, когда хотят доказать работу организации с . На таких допросах налоговики задают вопросы, которые пояснят, каков был порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно: как и когда был выбран данный контрагент, откуда получена информация о нем, как осуществлялись контакты, кто и как подписывал договор и прочие документы и пр. Также выясняется реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора. Зададут вопросы, которые затрагивают деятельность руководителя: как он был назначен на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и другие документы от имени организации.

Заходите к нам на огонек

Идти или не идти на допрос в налоговую инспекцию - это всегда вопрос конкретных обстоятельств. Главное, не дать налоговикам лишних сведений, которые могут быть истолкованы против вас и вашей компании. Если сотрудника вызвали на допрос, то руководители могут оказать ему поддержку - подготовить сотрудника к допросу, дать необходимую информацию и задействовать в процедуре допроса юриста, который присмотрит за тем, чтобы разговор не выходил за рамки закона.

Правила вызова на допрос

Для вызова налогоплательщика в инспекцию есть утвержденная форма (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 и ). С учетом рекомендаций и требований инспекторы обязаны вызывать свидетеля для дачи показаний по месту нахождения налогового органа повесткой. В повестке должны быть указаны причины и основания, по которым свидетеля вызывают на допрос, а также дата, время и конкретное место проведения допроса. Однако, на практике инспекторы налоговой службы продолжают заполнять повестки по принципу «кто во что горазд». Кто-то по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет о чем пойдет речь или вовсе цель допроса не уточняют.

Налоговое законодательство дает право налогоплательщику не исполнять незаконные требования налогового органа, поэтому налогоплательщик имеет право проигнорировать уведомление налоговиков, если оно составлено не по утвержденной форме. Однако такое игнорирование не всегда выгодно самой организации.

На звонок из налоговой смело можно не реагировать, потому что такой вызов на допрос ни к чему не обязывает и законом не предусмотрен. Угрозы налоговиков о принудительном приводе на допрос в случае неявки законом тоже не предусмотрены. Помните, что Уголовный кодекс не применим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

Я - свидетель: что случилось?

В ходе допроса составляется протокол, есть специальная утвержденная форма допроса свидетеля (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338). Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений.

Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио - или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе.

Протокол стоит обезопасить от подделки. Прочитайте каждую страницу текста. Все, что вас не устраивает, просите переписать либо укажите в конце, что с такой-то строкой на странице N... не согласны. Советую ставить подпись не только в конце протокола, но и визировать каждый листок. Не стесняйтесь выразить несогласие, помните, что каждая деталь может быть использована против вашей компании.

Обратите внимание на нарушения, которые налоговики допускают в порядке сбора доказательств, проведения допроса и заполнения протокола. Их ошибки могут стать вашим спасательным кругом в суде.

Пример из практики

Бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля. По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний. В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

Не был. Не состоял. Не участвовал

Согласно ст. 51 Конституции свидетель имеет право вообще не давать показаний будучи вызванным на допрос в налоговую инспекцию. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию. Налоговая служба - это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

Если все-таки свидетель решил дать показания, то на допросе ему нужно найти «золотую середину», рассказать то, что ему известно, при этом сформулировать информацию таким образом, чтобы не возникало сомнений в честности компании. На практике в ходе допросов налоговики просят сотрудников вспомнить информацию о каком-либо контрагенте, и вместо того, чтобы просто сказать: «не помню», человек начинает придумывать несуществующие сведения: телефоны, адреса. На допросе в налоговой «включать фантазию» не стоит: если точные данные в памяти не отложились, их выдумывать не надо.

Однако, не стоит впадать и в другую крайность, отвечая на все вопросы инспекции - «не помню». Когда при оглашении протокола допроса десять-двадцать раз прозвучит «не помню» на любой вопрос налоговиков, то у судьи однозначно сложится впечатление, что свидетель уклоняется от ответов, не хочет выдавать информацию. Суд в этом случае, скорее всего, встанет на сторону налоговой инспекции.

Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним. Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции. Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

Кира Гин-Барисявичене , управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП», для журнала «Консультант»

Если на бизнес заводят дело

Что делать, если что-то пошло не так и на бизнес заводят дело? Или как сделать так, чтобы этого никогда не случилось? Найдите инструменты защиты себя и своей компании в бераторе «Если на бизнес заводят дело».

Порядок действий при проведении проверки любым гос. органом следующий:

    Поздороваться и включить диктофон . Включайте диктофон и делайте запись в открытую. Вы говорите: "Господа проверяющие, одну секунду. Это диктофон, он включен. Пожалуйста, говорите".

    • Если вы боитесь включать диктофон и записывать на него все происходящее, то назначьте (приставьте) к каждому проверяющему по одному своему работнику с планшеткой и бумагой и пусть он записывает каждое действие, каждый шаг, каждое слово проверяющих. Записывать необходимо открыто и ровно то, что происходит и/или говориться, без своих выводов и комментариев. При необходимости покажите проверяющему то, что вы записываете.

      Если вы и это боитесь сделать, тогда пусть «приставленные» сотрудники запоминают все, что происходит и говорится.

      Помните:

      «Штатные сотрудники настолько «рассудительны», что думают, будто эти представители подавляющих групп присутствуют здесь в силу необходимости, или выполняют какую-то полезную функцию, или что им можно что-то доказать. Все это ерунда.
      ... Не бывает хороших агентов властей или подавляющих групп. Чем дольше вы стараетесь быть с ними любезными, тем хуже для вас. И чем скорее вы поймете это, тем счастливее будете». Л.Р. Хаббард работа от 26 декабря 1966 года.

    Попросить показать их удостоверения личности. Они обязаны это сделать. Они обязаны держать их в руках на расстоянии доступном вам для чтения.

    Переписать себе все данные удостоверений всех сотрудников полиции (налоговой инспекции, МЧС, ФМС и т.д.). Не забудьте переписать название органа выдавшего удостоверение и срок, до которого оно действует. Помните, часто на проверку приходят «залетные» товарищи, «перепутавшие» территорию для проверки. Иногда приходят на проверку с удостоверениями, в которых просрочен срок действия удостоверения. Таким товарищам спокойно предложите покинуть помещение.

    Попросить предъявить Постановление на проведение проверки .

    Сделать копию Постановления . Они обязаны позволить снять вам копию, обязаны.

    Сравнить ФИО проверяющих из удостоверений с данными указанными в Постановлении . Часто бывает так, что на проверку приходят «лишние» сотрудники милиции не указанные в Постановлении. Таким также предложите покинуть помещение.

    Предъявить свои документы (паспорта). Директор, также, может предъявить Протокол собрания Участников (учредителей) о назначении его директором. Не будет ничего страшного, если вы предъявите договор аренды помещения и нотариально заверенные копии учредительных документов. Пожалуйста, держите подлинники учредительных документов вне офиса. Для госорганов вполне достаточно нотариально заверенных копий.

    Попросите у проверяющих номер телефона начальника , который их послал на проверку, и позвоните ему, выяснив, действительно он направлял их к вам на проверку. Обычно они дают номер телефона дежурной части. Помните: минимум 30% Постановлений на проведение проверки полностью липовые. Т.е. выписанные самими операми. И еще процентов 20% Постановлений действительно подписывались начальником, но также как и в первом случае, не регистрировались в журнале проверок в УВД. Эти данные взяты мной от самих сотрудников полиции и подтверждаются различными источниками и моей практикой.

    Дайте проверяющим книгу Контрольных проверок и пусть они сами запишут себя в эту книгу.

    Проверить правильность составления (содержания) Постановления на соответствие законам. На 1 мая 2009 года я не обнаружил утвержденную МВД форму Постановления. Пока используйте стандарты статьи 14 Закона 294-ФЗ.

    Если все у них правильно показать им все запрашиваемые ими документы. Если нет, предложить им прекратить (не начинать) проверку и покинуть помещение. Если они откажутся покинуть помещение, то выполняйте их требования. В бизнесе бывают разные ситуации и здесь нужно проявлять разумность в предоставлении документов и информации.

    Не оставляйте проверяющих без внимания и полного контроля. Записывайте на диктофон, бумагу все их действия, слова, абсолютно все.

    Помните: осмотр помещений, осмотр ящиков, шкафов, личных вещей, изъятие чего бы то ни было, происходит только в присутствии двух понятых, не заинтересованных в исходе проверки. Понятые не приводятся сотрудниками милиции с собой и не назначаются из их числа или числа ваших сотрудников. Этот пункт хронически нарушается.

    Не отвечайте на вопросы, если не знаете ответа или не уверены, что ответ правильный и вам он не повредит. Но и не молчите. Говорите, что угодно, давайте уклончивые ответы и т.д.

    Внимательно читайте все Протоколы, Акты и т.д. и смело записывайте туда все свои несогласия. Не отказывайтесь от подписи. Это не работает. Лучше записать в протоколы (и прочие документы) все то, с чем вы не согласны и что, на ваш взгляд проверяющие делали неправильно.

    Помните, что если строго следовать букве закона, то сотрудники органов имеют право проверять предприятие только в присутствии ген. Директора (ИП) или другого лица, которому ген. директор выписал доверенность на право представлять интересы предприятия на основании статьи 185 ГК РФ. Согласно ст. 2.4 и 25.3. КоАП , согласно статьи 40 ФЗ об «ООО», закона 129 ФЗ «О государственной регистрации....» единственным законным представителем юридического лица является ген. директор (директор, исполнительный директор). В случае отсутствия законного представителя юрлица, проверка может быть проведена в присутствии двух представителей районной Администрации.

По результатам проверки они обязаны составить Акт проверки и если были нарушения, то и Протокол об административном правонарушении.

Если они осматривали ваше помещение, столы, шкафы, личные вещи (ст. 27.7 КоАП) и т.д., то они обязаны были это делать в присутствии 2х не заинтересованных понятых и по результатам осмотра обязаны составить Протокол Осмотра. Этот пункт также постоянно ими нарушается.

Если они приняли решение изъять у вас какие-то документы и вещи, то также составляется протокол Изъятия (ст. 15 ФЗ «Об ОРД», с приложением подробной описи изъятых документов. И здесь постоянно сотрудниками органов делаются ошибки.

Необходимо помнить вот что – любая проверка, и какие бы не были ее результаты, это всего лишь первый шаг, который еще не говорит ни о каких наказаниях. Т.е. здесь, на этом шаге не принимается решение о наказании. Это лишь констатация каких-то фактов с точки зрения проверяющих и не более.

После проверки ваши действия следующие

    Погулять. Во время прогулки направляйте свое внимание на предметы находящиеся вокруг. Нужно немного отвлечься от отрицательных эмоций, которые вы получили во время проверки.

    Выписать на бумагу все ваши отрицательные эмоции, если таковые будут, и когда закончите, порвите написанное. На отдельном листе записывайте решения и осознания. В процессе выписывания отрицательных эмоций, у вас (это возможно) будут появляться разумные решения и осознания.

    Опишите сами весь ход проверки "как-есть". Вам и вашему юристу потребуются факты. Описывайте ход проверки без каких-либо искажений.

    Пусть каждый ваш сотрудник, который тем или иным образом имел отношение к проверке опишет ситуацию и все, что он видел "как-есть".

    Сделайте распечатку диктофонной записи.

    Соберите все Постановления, Акты, Протоколы и т.д., которые сотрудник милиции оставили вам по результатам проверки.

    Изучите все изложенное в пунктах 3-6. Обратите внимание на ссылки, которые присутствуют в официальных документах проверяющих. Изучите их все.

    Соберите и изучите всю информацию о том, как в точности должны были действовать проверяющие. (Смотрите диск с материалами). Во время изучения данных материалов, записывайте те статьи законов, которые были нарушены проверяющими. Записывайте, что точно было нарушено.

    Сами или с помощью специалистов сделайте полную проверку своего предприятия на предмет нарушения законов РФ.

    Составьте программу устранения недостатков и приступите к ее реализации, начав с тех недостатков, которые были выявлены во время проверки.

    Если вам назначили дату рассмотрения вашего дела буквально на следующий день, и вы не успеваете хорошо подготовиться, то составьте ЛЮБУЮ жалобу на имя начальника Органа и в ней выразите свое несогласие с результатами проверки и попросите перенести рассмотрение вашего административного правонарушения на более поздний срок. Они обязаны дать вам время до двух недель.

    Быстро устраняя свои недостатки, подготовьте Доклад уведомление (жалобу), с соблюдением следующего алгоритма (следующих шагов):

    1. Дайте фактор реальности о том, когда проходила проверка, чего, кого проверяли, кто проверял. Начальник, читающий жалобу не должен гадать, кто вы и что вы.

      Дайте подтверждение системе. Вы не боритесь с системой и не обвиняете систему. Дайте подтверждение начальнику. Вполне возможно, что он никуда никого не посылал. Поблагодарите начальника за предоставленную возможность навести больше порядка в своем бизнесе.

      В этом разделе опишите все нарушения проверяющих с точным указанием того, что ими было нарушено, что было сказано в нарушение закона, что было сделано в нарушение закона. Точно процитируйте статьи законов, которые были ими нарушены.

      Предложите начальнику принять меры административного (при необходимости уголовного) характера к своим сотрудникам, нарушившим закон. Дайте начальнику точные цитаты из законов, на основании которых он должен наказывать своих подчиненных. Покажите ему путь, которым он должен действовать в отношение своих подчиненных.

      Данный пункт в первом докладе не обязателен. Вы действуете по градиенту этических действий. При направлении жалобы в прокуратуру, в данном пункте укажите порядок действий прокуратуры по проверке соблюдения законности со стороны милиции. Помните, прямая обязанность прокуратуры контролировать законность деятельности милиции.

      Напишите, что вы устранили те недостатки, которые обнаружили проверяющие.

      Сославшись на , ст. 26.2. п.3 КоАП и т.д. предложите в силу тех нарушений, которые допустили проверяющие, вас не наказывать и дело прекратить.

      Направьте внимание начальника на соблюдение законов РФ и пожелайте ему успехов в его работе.

      К жалобе приложите копии:

      • Объяснительных ваших сотрудников, из которых следуют нарушения проверяющих, но отсутствует описание ваших нарушений.

        протоколов, актов и других документов подтверждающих, что вы устранили все нарушения.

        приказов о наказании ваших сотрудников допустивших нарушения.

        Любые иные документы, подтверждающие, что недостатки устранены и вас наказывать не за что, но зато надо уладить этику сотрудников органов.

Один экземпляр данного документа отдайте в канцелярию органа, добившись, чтобы на втором экземпляре они поставили отметку о принятии этого документа.

С третьим экземпляром сходите к старшему от проверяющих, дайте ему прочитать вашу жалобу и спросите у него, что он обо всем этом думает. Спросите, существует ли законный способ прекратить дело. Если будет антагонизм – уладьте. Если не получиться переходите к следующему пункту.

Оставьте третий экз. у старшего проверяющих, а с четвертым сходите на прием к начальнику всех проверяющих. Дайте ему почитать вашу жалобу и, спросите, как вам быть дальше. Обычно на этом все и заканчивается.

Если нет, то дождитесь даты рассмотрения дела и придите на рассмотрение дела об админ. нарушении со своим юристом вашим представителем (предварительно выпишите ему простую форму доверенности на основании ст. 185 – 186 Гражданского кодекса) или адвокатом. Не оправдывайтесь, не обвиняйте, направляйте беседу на улаживание ситуации. Если столкнетесь с жесткой критикой …, прекратите этот разговор и пусть выписывает Постановление о вашем нарушении.

Впишите в это постановление все свои несогласия.

Далее ваши действия следующие:

Подготовьте (пусть подготовит грамотный юрист или адвокат) заявления в суд на (тут могут быть варианты):

    Незаконные действия сотрудников органов.

    На признание незаконным не нормативного правового акта органа.

    Подайте заявления в суд.

    Выиграйте дело, это, как правило, совсем не сложно.

    Завершите наведение порядка в бизнесе (возможно, его легализацию) и завершите выполнение Состояния Чрезвычайного положения. Смотри книгу «Этика».

    Поддерживайте введенными, внедренными все юридические нюансы вашей организации.

То чего никак не могут понять законодатели и люди, ратующие за применение Уголовного кодекса РФ в отношение предпринимателей, это то, что жесткими мерами, камерами и наказаниями эту проблему не решить. И то, что именно власть несет ответственность за то, чтобы предприниматель платил налоги добровольно и получал от этого удовольствие. Это не сложно сделать. И это тема следующих статей.

Получайте удовольствие от жизни и платите налоги. Да, платите, несмотря на то, что налоги разворовываются, несмотря на то, что значительная часть ваших налогов идет на личное потребление владельцев финансово-экономической пирамиды созданной на этой планете.

Выбраться из болота можно только пройдя через него. И будучи добросовестным плательщиком налогов, вы и ваш «сосед» сможете влиять на власть этичными методами, с целью изменить налоговую систему, сделав ее хотя бы приемлемой.

В какой-то статье я прочитал, что в 2008 году на налоговую реформу и изменение налогового законодательства потратили более 3 миллиардов рублей. Я не знаю, правда это или нет. Я точно знаю другое (и готов лично это сделать, раз и навсегда, за те же три миллиарда рублей), Налоговый кодекс может поместиться на 50 страницах, его можно сделать простым, понятным каждому, не изменяемым десятилетиями.

Я знаю, что госаппарат и все бюджетные расходы могут легко уложиться в 10% совокупного налогообложения от вашей «грязной» прибыли и кому угодно готов это доказать на цифрах и фактах. И знаете, для этого надо не так уж много сделать. Нужна самая малость – ваше желание это сделать, ваше намерение и ваши действия на пути к этой цели.

Данная работа написана на основе законов России и личного опыта автора в 2009 году (по материалам http://www.legalbis.ru)