Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Большая энциклопедия нефти и газа. Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению удельного веса и роли эффективных, т. е. ответственных, собственников в производстве и обществе.

На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции, охватывающей всё большее число стран. Открывается простор для действия механизмов свободной рыночной конкуренции. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования (см. Государственное регулирование экономики). Основной экономической функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путём принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления процесса образования новых частных предприятий, поддержки малого и среднего бизнеса, усиления доступности и качества гражданского судопроизводства и т. д.

Различаются взаимосвязанные и взаимодействующие процессы внутри- и внешнеэкономической либерализации. К внутриэкономической либерализации относятся происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, условий предоставления кредитов и процентных ставок и т. д.

Проведённая более чем в 100 странах мира приватизация охватила ведущие отрасли промышленности, так называемые естественные монополии (связь, газо-, электро- и водоснабжение), сферу услуг, финансовые институты. Как правило, либерализация осуществляется путём акционирования государственных предприятий, внедрения конкурентно-рыночных принципов в их управление.

В РФ на приватизированных предприятиях производится ок. 70% промышленной продукции. Разгосударствление принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий постепенно уменьшается за счёт продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране слоя эффективных собственников, поэтому либерализация российской экономики ещё далека от завершения.

Необходимое условие функционирования рыночной экономики - либерализация цен. Именно колебания цен, свободно складывающихся на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения, служат регулятором распределения ресурсов; их перелив туда, где они наиболее нужны, приносят наибольшую прибыль, а значит, как правило, наиболее эффективно используются. Либерализация цен - длительный процесс, занявший в послевоенное время в европейских странах и в Японии ок. 40 лет. Она ускорялась в годы экономических подъёмов и замедлялась в кризисных ситуациях. От мер административного контроля над ценами правительства этих стран постепенно переходили к обеспечению условий для формирования свободных рыночных цен на большинство товаров и услуг, к использованию косвенных методов их регулирования (налоговой и кредитно-денежной, антимонопольной, внешнеторговой и др. форм экономической политики).

В 1992 г. в ходе экономической реформы в РФ была проведена широкая либерализация цен. Доля свободных, устанавливаемых по договорённости цен на продукцию производственно-технического назначения достигла 80%. В условиях незрелости рыночных структур и неразвитости механизмов конкуренции произошёл резкий рост цен на все товары и услуги. Борьба с продолжающейся (хотя и различными темпами в разные годы) инфляцией требует применения гибких форм государственного регулирования цен на социально значимые товары (хлеб, молоко, лекарства и др.).

К внешнеэкономической либерализации относятся процессы, диктуемые вхождением страны в мировое сообщество, переходом к открытой рыночной экономике. Действует глобальная тенденция к либерализации международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997 г. в РФ он составлял 13,4%, в ЕС - 5%, в США - 4,2%, в Японии -2,7%.

Обобщающим показателем открытости экономики служит внешнеторговая квота, т. е. отношение объёма импорта и экспорта к ВВП страны. В 1986-95 гг. 72 страны, в т. ч. 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате внешнеторговая квота стала быстро расти. Переход от глухого протекционизма к открытой экономике содействовал росту ВВП многих стран Восточной Азии и Латинской Америки.

Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объёмов и роли прямых иностранных инвестиций, т. е. инвестиций в реальный сектор экономики. Открываются отрасли, ранее закрытые для этих инвестиций; создаются поощрительные механизмы, обеспечивающие привлекательный инвестиционный климат: свободные экономические зоны, налоговые льготы, особый режим для компаний, участвующих в разработке природных ресурсов; свободный валютный обмен, необходимый для репатриации прибыли, и др.

За 1985-97 гг. мировой объём прямых иностранных инвестиций вырос с 60 до 315 млрд. долл. Они несут с собой в развивающиеся страны новую технику, технологию, а также новые рабочие места. Поток прямых иностранных инвестиций направляется и в развитые страны. Примером могут служить колоссальные японские инвестиции в экономику США.

Глобальный финансовый кризис 1997-98 гг., затронувший и РФ, выявил насущную необходимость создания условий для привлечения в нашу страну прямых иностранных инвестиций: политической и экономической стабильности, принятия ряда стимулирующих законодательных актов, в т. ч. определяющих условия соглашений о разделе продукции. Быстрый подъём экономики РФ невозможен без поиска и нахождения оптимального сочетания открытости экономики с комплексом взвешенных и гибких мер по защите отечественного производителя.

Во времена Советского Союза экономика была плановой. Все сферы народного хозяйства подчинялись единому направлению развития, а стоимость товаров регулировалась вручную, независимо от спроса и предложения.

С развалом страны и переходом на рыночные отношения в России была предпринята система мер по освобождению ограничений на хозяйственную деятельность, что позволило создать благоприятные условиях для и вольного оборота продукции и услуг. Иными словами, в государстве была проведена либерализация. Что это за понятие? Что оно означает и каким образом осуществляется?

Что означает слово «либерализация»?

Корни понятия «либерализация» уходят в латинский язык. Слово liberalis означает «свободный» и в экономическом контексте подразумевает расширение свободы хозяйствующих субъектов. Если углубиться в историю, можно заметить, что к либерализации в мире прибегали задолго до распада СССР.

Так, в 1820-х годах в Великобритании была провозглашена «Декларация принципов», призванная защитить свободную торговлю и интересы британских промышленников, а в конце XIX столетия в США объявили политику так называемых «открытых дверей», благодаря которой стране удалось добиться значительных успехов в развитии производства и сельского хозяйства.

Что такое либерализация?

Под либерализацией понимают процесс, при котором экономика освобождается от чрезмерного влияния государственных органов. Во время ее проведения полностью меняется политика ценообразования, создается свободный рынок и экономической самостоятельностью предпринимателей.


Либерализация предполагает ограничение или полное уничтожение монополии государства в рыночной сфере и отмену распределения ресурсов центральными органами власти.

Нужно отметить, что либерализация – это не самостоятельный процесс. Наряду с ее проведением, в экономике страны происходят глобальные изменения, сопровождающиеся устранением запретов, снятием барьеров и формированием новых рыночных субъектов, способных организовать здоровую конкурентную среду. Все меры по снятию ограничений с рынка предпринимаются поэтапно и обычно предполагают регулирование экономики вручную.

Для чего нужна либерализация?

Либерализация может проводиться с разными целями, но основной ее задачей выступает переход от планового экономического развития к рыночному. Посредством этого процесса стране удается перейти от государственного ценообразования к свободным рыночным ценам, поддержать разные виды бизнеса и запустить механизм спроса и предложения.


Если рассматривать каждое отдельное государство, то, к примеру, в Польше главной целью либерализации считалась интеграция собственной экономики в международную, а в России – устранение разницы между остатками продукции и денежной массой.

Как проводится либерализация экономики?

Либерализация – это длительный процесс, требующий принятия множества решений. Важнейшим этапом перехода на рыночную экономику является освобождение формирования цен от влияния государственной власти.

По сути, рынок отпускается в свободное плавание, во время которого происходит резкий скачок стоимости товаров, влекущий за собой снижение доходов и общего уровня жизни населения. Наиболее сложным этапом либерализации можно назвать подчинение всех субъектов экономики требованиям рынка и переход к свободной торговле с одновременной передачей собственности государства в частные руки.

Каковы последствия либерализации?

Как считают сторонники либерализации, процесс расширения свобод позволяет в обозримом будущем существенно оздоровить экономику и добиться эффективного ведения хозяйства. Однако на деле предпринимаемые меры могут иметь как позитивные, так и негативные последствия.

Из положительных моментов можно выделить устранение ограничений по импорту, лучшую ликвидность и конвертируемость национальной валюты, поступление в страну иностранных инвестиций.


Среди негативных последствий – снижение уровня жизни населения, что особенно сильно сказывается на незащищенных слоях (пенсионерах, инвалидах, многодетных матерях).

Обнищание людей приводит к тому, что им становятся недоступны некоторые товары и услуги, а это влечет за собой снижение продолжительности жизни и рост криминализации общества.

Либерализация – это расширение прав и свобод граждан. Самым ярким примером для описания либерализации цен и экономики в целом, является Советский Союз. Дело в том, что экономика страны была плановой – это означает, что все отрасли были подчинены определенному плану развитию, цены на производимую продукцию регулировались вручную.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Ручное регулирование цен на определенные товары или группы применяется также и в странах с рыночной экономикой, такое происходит в кризисные времена в определенных отраслях и для определенных целей.

– это изменение направленной политики на образование цены на товар, то есть отмена контроля со стороны государственных структур на стоимость. В этом случае рынок сам регулирует стоимость того или иного товара.

Стоит отметить, что либерализация цен – несамостоятельный процесс, он проходит непосредственно с глобальными изменениями в экономике страны, при переходе от одной формы к другой. Цель государства при этом – создать нормальную атмосферу конкуренции и поддержки различных форм бизнеса. Это может реализовываться путем создания структур, таких как антимонопольный комитет, передаче надзирающих функций центральному банку и т.д.

Формы, способы, этапы и цели

Цели либерализации могут быть различными, однако основной посыл – переход от плановой экономики к рыночной. Так, если либерализация в Польше была направлена на интеграцию экономики страны в мировую после получения независимости страны, тогда как в Союзе вопрос либерализации встал остро еще до того, как страна сменила форму правления. Основной причиной была огромная разница в денежной массе и товарным остаткам.

Как показывает практика, либерализация – достаточный сложный процесс, его обсуждение среди правящей элиты проходил несколько лет, для консультаций было приглашено большое число экономистов. Руководство в СССР выступало за поэтапную либерализацию, то есть изначально предлагалось отпустить в свободное плавание цены на хлебобулочную продукцию и решать проблемы, связанные с этим процессом.

Однако, многие экономисты возражают такому подходу, дело в том, что правительство не может определить какие именно цены нужно отпускать, при этом процесс может затянуться на долгое время.

Поэтапная либерализация по сути представляет собой ручное регулирование рыночной экономики. В Польше к этому вопросу подошли таким образом, что переход от плановой экономики мгновенно перешел к рыночной, такой переход получил название «шоковая терапия».

В стране провели ряд реформ, направленных, в основном, на нивелирование различий между государственными монополиями и частным бизнесом. В частности, был отменен специальный налог, применяемый к предпринимателям, введена свободная конвертация национальной валюты, что по сути отменило монополию государственных структур на международную торговлю.

Также были приняты законы, которые запрещали финансировать государственный долг, льготное кредитование государственных компаний. То есть меры, направленные на создание свободной конкуренции на внутреннем рынке страны.

В СССР проблема была несколько другая, государство пыталось решить в первую очередь товарный кризис, в 1989 году было высказано мнение, что если не внедрить свободное ценообразование на товары, то дефицит в стране будет невозможно преодолеть. Однако, в стране приняли решение поэтапной либерализации. Так, государство оставило за собой регулирование на социально значимые продукты, транспорт и т.д. К слову, такая регуляция в некоторой степени сохраняется до сих пор.

Либерализация цен также предусматривает отмену ограничения доходов граждан, на что также были направлены значительные усилия правительства.

Исторический пример

Самый ярко выраженный исторический пример либерализации цен произошел в России, многие стали его свидетелями. Идея либерализации зародилась во времена перестройки страны, в то время, в результате неправильной финансово-кредитной политики сложилась катастрофическая ситуация. Денежная масса превышала товарное предложение более чем в четыре раза.

Со временем, товарный дефицит стал приобретать черты голода, старшее поколение прекрасно помнит карточки, которые выдавались на наиболее значимые товары. Кроме этого, правительство не могло покрыть дефицит на импорт ввозимый в страну, для этого государством был продан золотовалютный запас на сумму более 3 млрд долларов.

Для многих стал очевиден тот факт, что переход страны к рыночным механизмам – это неизбежность. Регуляцию цен и выпуск продукции должен контролировать рынок, то есть спрос и предложение. Роль государства в этом процессе должна была сводиться к программам, направленным на минимизацию потерь во время реформы.

Либерализация экономики и цен началась в 1992 году под руководством Егора Гайдара, Петра Авена и Анатолия Чубайса.

Негативные и позитивные последствия

Основной задачей либерализации стал переход от плановой к рыночной экономики, и в целом эта задача была выполнена максимально быстро, несмотря на поэтапность программы. Кризис дефицита товаров грозил голодом стране зимой 91–92 гг. Одним из сопутствующих успехов была наполняемость полок в магазинах, увеличению ассортимента и его качества.

Одной из ошибок правительства в проведении либерализации экономики страны, было разгосударствление собственности, которое было проведено после, а не до перехода на рыночные рельсы. Проблема страны заключалась в том, что цены на продукты и товары были занижены, поэтому на начальном этапе прогнозировалось увеличение потребительских цен втрое.

Но вследствие того, что основными субъектами предпринимательской деятельности были государственные компании, то это привело к образованию естественных монополий, которые могли на местном уровне завышать цены намного больше чем ожидалось.


В результате, возник типичный монопольный эффект, когда снижается объем производства, а цены на продукцию значительно завышаются, в условиях того времени произошло крайне негативное явление, когда регулятор (гос. комитеты) компаний был сменен на орган, который был создан самими монопольными структурами, что сводило на нет все усилия правительства.

Также неправильная монетарная политика лишила многие предприятия оборотных средств, следствием чего стало массовое кредитование государственным банком сельского хозяйства и крупных промышленных предприятий, что привело к гиперинфляции, которая достигала 2600%.

Следствием гиперинфляции стала также потеря населением вкладов, несмотря на острую критику многих политиков, правительство так и не учло этот момент в своей программе. Государство так и не признало этот долг перед народом, острые критики сравнивают политику либерализации с конфискацией имущества и проведения реформы за счет народа.

Также правительство остро критикуют за то, что реформа не была вынесена на всеобщую дискуссию, в которой бы принимали участия сторонники альтернативных подходов. Очень часто выдвигается гипотеза, что приватизация предприятий перед либерализацией, нивелировала бы в какой-то степени проседание товарного производства, государство должно было максимально обеспечить права частной собственности и верховенства права.

Перед государством стоит важная цель, состоящая, в частности, в том, чтобы организовать экономическую жизнь государства. Одним из важнейших моментов экономической системы - способы, с помощью которых формируются цены.

С одной стороны, обычно, любой бизнес – предприятие формирует их, исходя из своих затрат, маркетинговых целей, желания получить определённый уровень прибыли и каких-то других причин. Если говорить о рынке, который вообще нигде и никем не регулируется, то такая мотивация выглядит вполне естественной.

Но это только на первый взгляд. На самом деле жизнь общества далеко не сводится к стремлению получить наибольшую прибыль.

В любом государстве производительным трудом занимается не всё общество, а только его часть. В частности, пенсионеры, дети и домохозяйки не принимают полноценного и непосредственного участия в процессе создания рыночных продуктов. Однако, этим людям нужны хлеб, лекарства и другие товары.

Если цены на них никак не регулировать, то они могут возрасти настолько, что станут недоступными для многих людей. Чтобы этого не произошло, государство контролирует их в соответствии с экономической ситуацией в стране и не даёт им меняться произвольным образом.

На начальном этапе, экономика России была построена в значительной степени на основе экономики СССР. Рыночные цены в ней не применялись вообще. После распада СССР уже не действовали механизмы регулировки прежней, плановой экономики. Ситуация решительным образом изменилась. В связи с данным обстоятельством, цены на многие товары перестали ограничиваться со стороны государства.

Либерализация происходит в том случае, если определённый вид цен ранее государством регулировался, а затем было принято решение сделать эти их свободными. Этот процесс можно отнести к проведению либерализации.

Понятие либерализации цен

Само понятие либерализации заключает в себе расширение всевозможных прав и свобод граждан. Если же говорить именно о либерализации конкретно цен, то речь идёт об отмене контроля со стороны государства за всеми или отдельными группами цен на рыночные товары.

Важно отметить, что этот процесс не происходит изолированно от других экономических процессов. Он представляет собой только часть общей картины.

Виды

Процесс на самом деле касался различных аспектов экономики:

  1. Первым видом является либерализация цен на важнейшие товары первой необходимости , которые можно отнести к сфере потребления граждан. При отпускании цен в этой сфере должен быть обеспечен баланс между возможностями покупки их гражданами и теми, которые устроят производителей.
  2. К основным видам также относится и либерализация экономики , к ней в обязательном порядке примыкает либерализация цен и внешней торговли.
  3. Либерализация цен на внешнеэкономическом рынке. У государства с плановой экономикой обычно возникает резкий дисбаланс их с теми, которые существуют на международном рынке. После отпускания может оказаться, что они слишком дорогие или слишком дешёвые по сравнению с теми, которые внутри страны. И это способно создать в экономике страны резкий дисбаланс.

Необходимость

Для успешного существования рыночной экономики, необходимо, чтобы предприятия, продавали свои товары по той цене, которая обеспечивает им достаточную прибыль, чтобы вести свою деятельность. С другой стороны, эти товары должны быть доступны для покупателей, у которых должно быть достаточно денег для их покупки.

Если не выполняется последнее правило, то рынок будет завален огромным количеством баснословно дорогих товаров, их никто не будет покупать. Фирмы не получат денег и, чтобы выжить, ещё больше повысят цены и будут платить ещё меньшие зарплаты. Как мы видим, ситуация в итоге усугубится и это сможет привести к краху.

Что будет, если нарушить первое правило? Прибыль от продаж не позволит предприятию получить необходимый для продолжения деятельности доход, и оно будет производить всё меньше товара, который всё труднее будет достать покупателям. Эта ситуация как раз и характерна для планового хозяйства.

Либерализация как раз и проводится, чтобы избежать подобных ситуаций. Если она пройдёт успешно, то цены будут регулироваться рыночным образом. Однако, те продавцы и покупатели, которые будут в ней участвовать на начальном этапе, сначала попадут в достаточно жёсткие условия, но без принятия таких мер, экономика вообще выжить не сможет.

Цели и задачи

Главной целью проведения либерализации является стремление обеспечить переход от плановой экономики к рыночной. Без её проведения обойтись невозможно.

Однако, это представляет собой сложный комплексный процесс, без него либерализация эффективна не будет:

  1. Либерализация бизнеса. Регулирование бизнес-деятельности должно быть сделано таким образом, чтобы бизнес в своей деятельности имел минимальные ограничения.
  2. Либерализация цен. Ликвидация во всех сферах экономики фиксированных цен под контролем государства. Тем самым нужно исключить источник создания дефицита в торговле.
  3. Нужно отменить так называемые мягкие бюджетные ограничения. Тут речь идёт о следующем явлении. В некоторых случаях бизнес – фирма ведёт свои деятельность таким образом, что идёт на разного рода дополнительные риски в своей деятельности. Мотивацией такого рыночного поведения выступает высокая вероятность при получении убытков получить дополнительную помощь нерыночного характера из внешних источников. Если сказать об этом более простыми словами, то речь, главным образом, идёт о получении разного рода государственных дотаций. С одной стороны, такая ситуация создаёт возможность нерыночного решения бизнес вопросов. С другой – есть сферы, где это является вполне оправданным.
  4. Не секрет, что сама либерализация, проведённая без укрепления и развития рыночных механизмов, малоэффективна. Одним из важных моментов в этой сфере является борьба с монополизмом и обеспечение справедливой рыночной конкуренции.
  5. Без структурной перестройки всей экономики страны невозможно создать эффективную рыночную экономику. Во времена плановой экономики эти пропорции были нарушены, что могло привести в дальнейшем к нарушению баланса спроса и предложения.
  6. Ещё один участок борьбы за построение рыночной экономики - это создание и укрепление новой мотивации труда. При плановой экономике получение зарплаты не было увязанным с экономической эффективностью труда. Оно, в основном основывалось на выполнении плановых показателей. При рыночной экономике мотивация труда не может полностью основываться на выполнении плановых показателей

Выше были перечислены основные цели и задачи по развитию экономики страны. Одной из составных частей этого процесса является либерализация цен.

Как происходит?

Этот процесс является достаточно сложным. Его проведение определяется всем комплексом задач, которые стоят перед конкретным государством на данном этапе. При этом можно сравнить то, как проходил этот процесс, скажем, в Китае, России и в Польше.

В первом случае речь шла, скорее всего, о ручной регулировке экономики. Делались последовательные шаги и затем, на самом высоком уровне принимались решения с учётом имеющегося опыта о том, как действовать дальше.

В России и Польше был выбран другой путь. Там сделали одномоментную либерализацию, которую впоследствии прозвали «шоковой терапией». Без сомнения, это был трудный этап в экономическом развитии Польши. Однако, в дальнейшем, таким образом, был создан фундамент для развития рыночной экономики.

Этапы либерализации

Если говорить о том, как проходила либерализация в России, то здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Первый этап проходил в первой половине 1992 года. В это время были отпущены почти все цены и на продовольственные и на промышленные товары, на нефть были повышены в 5 раз, на электричество - в 4,7 раза – и зафиксированы. Они выросли в 3,5 раза, а зарплата - не более, чем на 60%. Это повышение фактически создало баланс между существующей денежной массой и всем объёмом имеющихся товаров. Фиксированные цены на энергоресурсы и свободные цены рынка создали дисбаланс, который не давал возможность предприятиям ТЭК продолжать свою деятельность.
  2. Второй этап проходил, начиная с мая 2016 и до сентября либерализации. Начался он с повышения цен на энергоносители, которые ранее были фиксированы. Также были для рынка установлены границы их изменения и установлен прогрессивный налог.
  3. С октября по декабрь 2016 года был установлен для предприятий предельный уровень рентабельности. Это было сделано для того, чтобы сдержать дальнейшее подорожание. На этом этапе нормативы по рентабельности составляли 8% для розничных предприятий и 3% для оптовых.

Пример

Ельцин подписал указ о свободе торговли. Этим документом он узаконил занятие бизнесом для граждан России. В СССР такая деятельность не была разрешена. Документ вышел в начале 1992 года, одновременно с началом либерализации цен в России.

С самого начала года произошло наполнение рынка потребительскими товарами. Это было в то время значительным достижением.

Последствия

На начальном этапе происходит скачкообразное повышение цен. Иногда оно исчисляется сотнями процентов. В некоторых случаях может углубляться макроэкономическая диспропорция.

Но после окончания процесса либерализации, выстраивается такой рынок, который соответствует реалиям и может служить основой для дальнейшего экономического развития.

В плановой экономике существовали товарно-денежные отношения. Но за внешней формой денег, цены, сделок купли-продажи и т.п. не было реального рыночного механизма. Спрос не воздействовал на цену, не было равновесных цен, отсутствовала конкуренция.

Цены формировались централизованно на основе затрат, они были оторваны от цен на мировых рынках. Относительные цены отражали диспропорции производства и т.д. Поэтому главной задачей для перехода к реальным рыночным отношениям становится отказ от планового ведения хозяйства, т.е. либерализация экономики.

Либерализация экономики - это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг предпринимательства, а также открытости экономики.

В переходной экономике задачи либерализации очень разнообразны. Они связаны с созданием институтов рынка и с переводом на рыночные принципы хозяйствования всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, снижение государственного контроля над обменными операциями, отмену централизованного распределения ресурсами, открытие широких возможностей для освоения различных рынков хозяйствующими субъектами. Это путь формирования конкретных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых была характерна монополия государства. Речь идёт о снятии различного рода запретов и устранения барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок конкурентов. Либерализация экономики, не затрагивая непосредственно собственности государственных предприятий, содействует образованию новых хозяйствующих субъектов, деятельность которых вызывает конкуренцию.

В самом общем виде либерализация экономики протекает по трём направлениям:

Освобождение процесса формирования цен от централизованного регулирования - это важнейший исходный момент либерализации.

Введение свободы торговли для физических лиц.

Подчинение деятельности производителей требованиям рыночного спроса - это наиболее глубокий и сложный момент либерализации.

Все эти преобразования резко меняют систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождают в обществе сложные проблемы и противоречия.

«Отпуск» цен приводит к их существенному повышению, что вызывает уменьшение реальных доходов населения, снижение жизненного уровня, изменение структуры потребления и т.

В экономической теории выделяют два варианта отпуска цен: одномоментный («шоковый») и постепенный (градуалистский). На деле реальная либерализация, скорее, носит смешанный характер, склоняясь в сторону того или другого варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант.

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно отраслей военно-промышленного комплекса, работавших на государственный заказ, теряют сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия в рыночных условиях оказываются неконкурентоспособными на рынке. В- третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого функционирования предприятий. В-четвёртых, трудное положение производителей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в тяжёлом положении оказываются производства, получавшие субсидии от государства (прежде всего сельское хозяйство). В- шестых, либерализация экономики противоречит сложившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Совершенно необходимым следствием либерализации внутриэкономических отношений является либерализация внешнеэкономических связей страны. Рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тесной связи с мировыми рынками. При этом важно единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэкономическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении пре-образований в переходном периоде, т.е. как бы ускоряет решение задач переходной эконо-мики.

Основные формы такой либерализации - расширение доступа в страну иностранных инвестиций; устранение централизации внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы усиливают эффективность действующего рыночного механизма.

Однако, политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т. е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их включение в мировое хозяйство, а с другой - не допускать ущерба развитию отечественного производства.

Еще по теме 10.2. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ:

  1. Глава 9 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  2. Причины “выборочной” протекционистской политики и общая тенденция к либерализации международной торговли
  3. 2. ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕАКЦИЯ: ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В ГРУППЕ "ОПРЕДЕЛИВШИХСЯ" СТРАН 2.1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ