Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Механизм реализации стратегии развития региона. Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Таким образом, совместный анализ описанных классификаций показывает, что по существу оба подхода рассматривают один и тот же перечень инноваций и представляют собой различные формы инновационных подходов, не отражающих существа содержания и критериев для одной и той же цели: выбора оптимального «пути» для нахождения «ядра» инновации и наиболее целесообразной последовательности («цепочки») инноваций для обоснования размеров расходов ресурсов (времени, персонала, финансов и др.). В своей деятельности каждая организация будет стремиться упредить конкурентов, выиграть время от появления и чёткой формулировки идеи инновации до широкого использования в функциональной деятельности. Литература 1. Пригожин А.И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003. 2. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: учебно-методический комплекс. М.: Экономист, 2007. 3. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. проф. С.Д. Ильенковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2004. 4. Дмитриев В.А. Управление социально-экономической организацией. М.: ИМЭС, 2008. Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона А.А. Ефремов, министр, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Постановлением Правительства Оренбургской области в 2010 г. утверждена стратегия социально-экономического развития региона на долгосрочный период. Это документ комплексного развития территории, который охватывает такие сферы, как социум, экономика, среда обитания и жизнедеятельности, и определяет стратегические цели, приоритетные направления, а также мероприятия по их реализации и достижению. Всестороннее сбалансированное развитие региона невозможно без чёткого представления приоритетов развития на длительную перспективу, понимания своих конкурентных преимуществ и слабых сторон. Достижение поставленных целей в существенной мере зависит от создания эффективных механизмов принятия и исполнения стратегических решений, их ориентации на конечный результат. Стратегический подход к управлению территорией базируется, в первую очередь, на применении целевых программ региона, на развитии механизмов повышения инвестиционной активности, финансовых инструментах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также повышении эффективности муниципального управления. Успешная реализация стратегии предполагает, прежде всего, рациональное использование имеющихся ресурсов, при этом основную роль играют денежные средства, выделяемые из бюджетов и различных фондов. Это означает, что стратегическое управление не может осуществляться в отрыве от бюджетного процесса. В основу деятельности региональных властей должны быть положены целевые программы, которые представляют собой комплекс взаимоувязанных организационных, финансовых, экономических, социальных и хозяйственных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач развития территории. Это позволит согласовать деятельность каждого органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в стратегических документах региона, и наиболее эффективно использовать государственные средства. Механизмом сбалансированого развития региона, ориентированным на достижение конкретных результатов, является разработка программ развития муниципальных районов и городов. В настоящее время сформированы комплексные планы развития семи моногородов Оренбургской области. Проведённая работа показала серьёзные сложности – нет понимания целей развития городов, крайне низка активность населения, отсутствуют проектные предложения у представителей многих муниципальных образований. На муниципальном уровне в целом не сформирована система управления инвестициями, которая соответствовала бы Стратегии развития Оренбургской области. Местные органы власти имеют незадействованные резервы стимулирования инвестиционной деятельности на своей территории, но не только не используют их, но даже и не пытаются продвигать их в инвестиционной среде. Необходимым условием развития экономики и достижения стратегических целей выступает динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности. Реализация целей стратегии предполагает создание инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других заинтересованных участников необходимой информацией. Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности 149 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ осуществления капитальных вложений. При этом ключевым фактором становится сложившийся на территории региона инвестиционный климат. Он, с одной стороны, является основным индикатором привлекательности экономики территории для инвестирования, с другой – показывает, насколько органы исполнительной и законодательной власти заинтересованы в притоке инвестиций. На современном этапе инвестиционная политика Оренбургской области напрямую связана с реализацией долгосрочных планов развития региона. В настоящее время завершена разработка Концепции улучшения инвестиционного климата Оренбургской области, которая учитывает лучшие практики субъектов по привлечению инвестиций и рекомендована Министерством регионального развития Российской Федерации. Рассмотрим основные положения этой концепции. 1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды. Предполагается, что субъект Федерации должен взять на себя решение всех административных проблем инвестора по принципу «одного окна». 2. Подготовка инфраструктуры для инвестиций, т.е. создание инвестиционных площадок и индустриальных парков. Требуется также разработка механизмов государственно-частного партнёрства для реализации инфраструктурных и социальных проектов. Практика федерального центра показывает эффективность применения таких инструментов . С этой целью созданы государственные институты развития – Банк развития, Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд РФ. Формируются особые экономические зоны, технопарки, промышленные площадки. 3. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. Для реализации этого направления в регионе создаётся государственный оператор – ОАО «Корпорация 65,9 годы 2010 развития Оренбургской области». Цель её создания – привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры области и реализации приоритетных проектов с использованием механизмов государственночастного партнёрства согласно стратегии развития Оренбургской области. К основным функциям Корпорации развития относятся: предпроектная проработка инвестиционных предложений; подготовка инвестиционных площадок и привлечение инвесторов, а также средств институтов развития для реализации инвестиционных проектов; реновация (комплексная застройка) определённой территории муниципального образования с передачей Корпорации планировочных функций; инвестиционно-консалтинговая деятельность. 4. Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств. Инструментов, необходимых для осуществления данного положения, достаточно много, и некоторые из них уже успешно применяются – выставки, ярмарки и многие другие механизмы. Значительная роль в развитии муниципалитетов принадлежит малому предпринимательству, которое является одним из ключевых элементов экономики, во многом определяющим уровень благосостояния общества в целом. Малый и средний бизнес начинает доминировать, поскольку лучше приспособлен к быстрой смене технологий, продуктов, может создавать конкурентоспособную продукцию при более низких капиталовложениях и издержках. В экономике локальные альянсы предпринимателей становятся одним из определяющих факторов достижения успеха на рынке . Создание экономического пространства для ведения бизнеса субъектами малого предприни- 157,7 306 2009 147,2 183 2008 204,9 7,8 27,4 2007 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 Объем привлеченых средств федерального бюджета Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом Рис. 1 – Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области, млн. руб. 150 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 65,9 годы 2010 157,7 306 2009 183 2008 2007 147,2 204,9 7,8 27,4 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 Объем привлеченых средств федерального бюджета Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом Рис. 2 – Динамика оборота розничной торговли и индекса его физического объёма в 2005–2010 гг. мательства в основном лежит на региональных и муниципальных органах власти , хотя существующее в Российской Федерации правовое пространство для осуществления этой деятельности определяется, прежде всего, федеральными органами власти. Высокая социальная значимость предпринимательства обусловлена ещё и сложившейся налоговой системой страны – именно налоги, уплачиваемые предприятиями малого бизнеса, формируют основу местных бюджетов. Поэтому содействие развитию данной сферы экономики является одной из приоритетных задач, стоящей перед регионом, и её спектр постоянно расширяется. Так, с каждым годом увеличиваются расходы областного бюджета на поддержку и развитие предпринимательства. На рисунке 1 представлена динамика объёмов государственной поддержки предпринимательства за период 2007–2010 гг., которая показывает значительный рост финансирования за счёт средств областного бюджета – с 27,4 млн. руб. в 2007 г. до 157,7 млн. руб. в 2010 г. Это позволяет развивать систему финансовой, информационной и консультационной поддержки малого бизнеса, ускорить процесс создания организаций инфраструктуры и общественных объединений предпринимателей, усилить их ориентацию на решение конкретных региональных и межрегиональных проблем. В настоящее время в рамках областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009–2011 годы» реализуются следующие направления государственной поддержки предпринимательства. 1. Субсидирование процентной ставки по кредитам предоставляется в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату получения кредита в российских кредитных учреждениях, на срок не более трех лет. 2. Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела. По постановлению Правительства области максимальный размер гранта составляет 300 тыс. рублей, а вложение собственных средств в проект – не менее 10%. Гранты получили ООО «ПВТ» (производство изделий методом промышленного металловязания с использованием инновационных технологий), ООО «Аналог» (производит сельскохозяйственное оборудование), и ООО «Гелиодор» (производство искусственного декоративного камня). Средства грантов позволили этим предприятиям приобрести необходимое для развития бизнеса оборудование и материалы. В 2010 г. конкурсной комиссией рассмотрено около 380 заявок начинающих предпринимателей на создание и развитие собственного бизнеса, из них одобрено более 220 на общую сумму около 39 млн. рублей. 3. Развитие микрофинансирования. Микрозаймы выдаются на базе Гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области, Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства, а также функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства на местах. Всего за время реализации программы микрофинансирования поступило более 1200 заявок от субъектов предпринимательства, профинансировано более 600 проектов на общую сумму более 188 млн. рублей. В результате выдачи микрозаймов создано более 900 новых рабочих мест, сохранено более 3,2 тысячи рабочих мест. 4. Софинансирование муниципальных программ поддержки малого предпринимательства предполагает выделение из областного бюджета средств для поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса в городах и районах. Потребительский рынок чрезвычайно важная сфера деятельности региона. В данной сфере занято свыше 180 тыс. работников, которые составляют 17% всех занятых в экономике. На рисунке 2 представлен график динамики оборота розничной торговли и индекса его физического 151 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ объёма за 2005–2010 гг. Из графика видно, что оборот розничной торговли в абсолютном выражении характеризуется положительной динамикой и за 11 месяцев 2010 г. составил 141,41 млрд. рублей. Индекс физического объёма за 2009–2010 гг. сократился по сравнению со всем предыдущим периодом. С принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в правовое регулирование сферы торговли были внесены существенные изменения. Основной идеей закона стало создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности. Задача местных и региональных органов власти – формирование «правил игры» на потребительском рынке области в рамках действующего правового поля. В Оренбургской области существует проект «Оренбургское качество», направленный на формирование у потребителей позитивного имиджа местных товаропроизводителей. Результатом должна стать поддержка местных товаропроизводителей, сохранение рабочих мест, дальнейшее развитие экономики региона. Важным направлением является также повышение эффективности государственного и муниципального управления. Система оценки качества работы органов власти регионов и муниципалитетов утверждена федеральными нормативными актами. В области проведена значительная работа по данному направлению, разработаны и внедрены административные регламенты и стандарты услуг. Одним из значимых мероприятий по повышению эффективности управления является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В Оренбурге такой центр уже действует. В будущем планируется открытие подобных учреждений в Бузулуке, Бугуруслане, Новосергиевке. Стратегия социально-экономического развития территории определяет её стратегический потенциал, приоритеты экономики и социально значимые цели. Это позволит не только упорядочить организацию распределения бюджетных средств между видами экономической деятельности региона, но и является одним из факторов привлекательности для внешних инвестиций. Также переход к стратегическому управлению повышает ответственность в принятии управленческих решений, консолидирует усилия всего общества. Применение рассмотренных механизмов реализации стратегии как на областном уровне, так и в муниципалитетах направлено на достижение поставленных стратегических целей. Во-первых, распределение бюджетных средств на основе целевых программ повышает эффективность их расходования. Во-вторых, поддержка и развитие предпринимательства – это обеспечение бюджетных доходов, социальной стабильности и занятости граждан. В-третьих, улучшение инвестиционного климата способствует привлечению дополнительных средств для развития территории, повышает конкурентоспособность местных товаропроизводителей. В-четвёртых, введение системы оценки деятельности органов власти улучшит качество исполнения их полномочий, а соответственно, и реализации стратегии. Литература 1. Масленников А. Государственно-частное партнёрство: региональный аспект // Экономист. 2008. №9. С. 72–79. 2. Майданская А.Н. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Финансы. 2007. №6. С. 76–77. 3. Куцеборская М.Н. Стратегическое управление в системе регионального предпринимательства // Экономика и управление. 2008. №1. С. 217–219. Социальная составляющая инноваций О.И. Маркварт, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ГОУ ВПО Оренбургский ГУ Инновационный менеджмент, как процесс управления инновациями во имя удовлетворения потребностей рынка, характеризует основную нацеленность воздействий персонала организации (главным образом менеджеров) на клиентов, что делает очевидным рост влияния социального фактора организации на социальную составляющую рынка (клиентов) (рис. 1) . Таким образом, можно утверждать, что определяющим фактором воздействия на инновации и инновационные процессы является социальная составляющая в организации. Не случайно в современных и передовых бизнессистемах главным объектом внимания и заботы стал человеческий фактор – неисчерпаемый источник экономической эффективности. Естественно, что его психофизиологическая активность не может мгновенно возникать по мере желания руководителей (менеджеров), а подчиняется законам социальной организации и изменяется постепенно. Инновационная направленность должна быть в работе менеджеров постоянной и целенаправленной составляющей организационной и корпоративной культуры. Не случайно социальная психология играет большую роль в управления персоналом (как направления подготовки менеджеров) и органи- 152

Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона А. А. Ефремов, министр, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Постановлением Правительства Оренбургской области в 2010 г. утверждена стратегия социально-экономического развития региона на долгосрочный период. Это документ комплексного развития территории, который охватывает такие сферы, как социум, экономика, среда обитания и жизнедеятельности, и определяет стратегические цели, приоритетные направления, а также мероприятия по их реализации и достижению. Всестороннее сбалансированное развитие региона невозможно без чёткого представления приоритетов развития на длительную перспективу, понимания своих конкурентных преимуществ и слабых сторон.

Достижение поставленных целей в существенной мере зависит от создания эффективных механизмов принятия и исполнения стратегических решений, их ориентации на конечный результат. Стратегический подход к управлению территорией базируется, в первую очередь, на применении целевых программ региона, на развитии механизмов повышения инвестиционной активности, финансовых инструментах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также повышении эффективности муниципального управления.

Успешная реализация стратегии предполагает, прежде всего, рациональное использование имеющихся ресурсов, при этом основную роль играют денежные средства, выделяемые из бюджетов и различных фондов. Это означает, что стратегическое управление не может осуществляться в отрыве от бюджетного процесса. В основу деятельности региональных властей должны быть положены целевые программы, которые представляют собой комплекс взаимоувязанных организационных, финансовых, экономических, социальных и хозяйственных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач развития территории. Это позволит согласовать деятельность каждого органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в стратегических документах региона, и наиболее эффективно использовать государственные средства.

Механизмом сбалансированого развития региона, ориентированным на достижение конкретных результатов, является разработка программ развития муниципальных районов и городов. В настоящее время сформированы комплексные планы развития семи моногородов Оренбургской области. Проведённая работа показала серьёзные сложности — нет понимания целей развития городов, крайне низка активность населения, отсутствуют проектные предложения у представителей многих муниципальных образований. На муниципальном уровне в целом не сформирована система управления инвестициями, которая соответствовала бы Стратегии развития Оренбургской области. Местные органы власти имеют незадействованные резервы стимулирования инвестиционной деятельности на своей территории, но не только не используют их, но даже и не пытаются продвигать их в инвестиционной среде.

Необходимым условием развития экономики и достижения стратегических целей выступает динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности. Реализация целей стратегии предполагает создание инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других заинтересованных участников необходимой информацией. Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности осуществления капитальных вложений. При этом ключевым фактором становится сложившийся на территории региона инвестиционный климат. Он, с одной стороны, является основным индикатором привлекательности экономики территории для инвестирования, с другой — показывает, насколько органы исполнительной и законодательной власти заинтересованы в притоке инвестиций.

На современном этапе инвестиционная политика Оренбургской области напрямую связана с реализацией долгосрочных планов развития региона. В настоящее время завершена разработка Концепции улучшения инвестиционного климата Оренбургской области, которая учитывает лучшие практики субъектов по привлечению инвестиций и рекомендована Министерством регионального развития Российской Федерации. Рассмотрим основные положения этой концепции.

1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды. Предполагается, что субъект Федерации должен взять на себя решение всех административных проблем инвестора по принципу «одного окна».

2. Подготовка инфраструктуры для инвестиций, т. е. создание инвестиционных площадок и индустриальных парков. Требуется также разработка механизмов государственно-частного партнёрства для реализации инфраструктурных и социальных проектов.

Практика федерального центра показывает эффективность применения таких инструментов . С этой целью созданы государственные институты развития — Банк развития, Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд РФ. Формируются особые экономические зоны, технопарки, промышленные площадки.

3. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. Для реализации этого направления в регионе создаётся государственный оператор — ОАО «Корпорация развития Оренбургской области». Цель её создания — привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры области и реализации приоритетных проектов с использованием механизмов государственночастного партнёрства согласно стратегии развития Оренбургской области.

К основным функциям Корпорации развития относятся:

Предпроектная проработка инвестиционных предложений-

Подготовка инвестиционных площадок и привлечение инвесторов, а также средств институтов развития для реализации инвестиционных проектов-

Реновация (комплексная застройка) определённой территории муниципального образования с передачей Корпорации планировочных функций-

Инвестиционно-консалтинговая деятельность.

4. Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств. Инструментов, необходимых для осуществления данного положения, достаточно много, и некоторые из них уже успешно применяются — выставки, ярмарки и многие другие механизмы.

Значительная роль в развитии муниципалитетов принадлежит малому предпринимательству, которое является одним из ключевых элементов экономики, во многом определяющим уровень благосостояния общества в целом. Малый и средний бизнес начинает доминировать, поскольку лучше приспособлен к быстрой смене технологий, продуктов, может создавать конкурентоспособную продукцию при более низких капиталовложениях и издержках. В экономике локальные альянсы предпринимателей становятся одним из определяющих факторов достижения успеха на рынке .

Создание экономического пространства для ведения бизнеса субъектами малого предприни-

Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом Рис. 1 — Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области, млн. руб.

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500

Объем привлеченых средств федерального бюджета

Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом Рис. 2 — Динамика оборота розничной торговли и индекса его физического объёма в 2005—2010 гг.

мательства в основном лежит на региональных и муниципальных органах власти , хотя существующее в Российской Федерации правовое пространство для осуществления этой деятельности определяется, прежде всего, федеральными органами власти.

Высокая социальная значимость предпринимательства обусловлена ещё и сложившейся налоговой системой страны — именно налоги, уплачиваемые предприятиями малого бизнеса, формируют основу местных бюджетов. Поэтому содействие развитию данной сферы экономики является одной из приоритетных задач, стоящей перед регионом, и её спектр постоянно расширяется. Так, с каждым годом увеличиваются расходы областного бюджета на поддержку и развитие предпринимательства. На рисунке 1 представлена динамика объёмов государственной поддержки предпринимательства за период 2007—2010 гг., которая показывает значительный рост финансирования за счёт средств областного бюджета — с 27,4 млн руб. в 2007 г. до 157,7 млн руб. в 2010 г. Это позволяет развивать систему финансовой, информационной и консультационной поддержки малого бизнеса, ускорить процесс создания организаций инфраструктуры и общественных объединений предпринимателей, усилить их ориентацию на решение конкретных региональных и межрегиональных проблем |сайт, 12|.

В настоящее время в рамках областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009—2011 годы» реализуются следующие направления государственной поддержки предпринимательства.

1. Субсидирование процентной ставки по кредитам предоставляется в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату получения кредита в российских кредитных учреждениях, на срок не более трех лет.

2. Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела.

По постановлению Правительства области максимальный размер гранта составляет 300 тыс. рублей, а вложение собственных средств в проект — не менее 10%. Гранты получили ООО «ПВТ» (производство изделий методом промышленного металловязания с использованием инновационных технологий), ООО «Аналог» (производит сельскохозяйственное оборудование), и ООО «Гелиодор» (производство искусственного декоративного камня). Средства грантов позволили этим предприятиям приобрести необходимое для развития бизнеса оборудование и материалы.

В 2010 г. конкурсной комиссией рассмотрено около 380 заявок начинающих предпринимателей на создание и развитие собственного бизнеса, из них одобрено более 220 на общую сумму около 39 млн. рублей.

3. Развитие микрофинансирования. Микрозаймы выдаются на базе Гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области, Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства, а также функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства на местах. Всего за время реализации программы микрофинансирования поступило более 1200 заявок от субъектов предпринимательства, профинансировано более 600 проектов на общую сумму более 188 млн. рублей. В результате выдачи микрозаймов создано более 900 новых рабочих мест, сохранено более 3,2 тысячи рабочих мест.

4. Софинансирование муниципальных программ поддержки малого предпринимательства предполагает выделение из областного бюджета средств для поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса в городах и районах.

Потребительский рынок чрезвычайно важная сфера деятельности региона. В данной сфере занято свыше 180 тыс. работников, которые составляют 17% всех занятых в экономике. На рисунке 2 представлен график динамики оборота розничной торговли и индекса его физического объёма за 2005—2010 гг. Из графика видно, что оборот розничной торговли в абсолютном выражении характеризуется положительной динамикой и за 11 месяцев 2010 г. составил 141,41 млрд. рублей. Индекс физического объёма за 2009—2010 гг. сократился по сравнению со всем предыдущим периодом.

С принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в правовое регулирование сферы торговли были внесены существенные изменения. Основной идеей закона стало создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности.

Задача местных и региональных органов власти — формирование «правил игры» на потребительском рынке области в рамках действующего правового поля. В Оренбургской области существует проект «Оренбургское качество», направленный на формирование у потребителей позитивного имиджа местных товаропроизводителей. Результатом должна стать поддержка местных товаропроизводителей, сохранение рабочих мест, дальнейшее развитие экономики региона.

Важным направлением является также повышение эффективности государственного и муниципального управления. Система оценки качества работы органов власти регионов и муниципалитетов утверждена федеральными нормативными актами. В области проведена значительная работа по данному направлению, разработаны и внедрены административные регламенты и стандарты услуг. Одним из значимых мероприятий по повышению эффективности управления является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В Оренбурге такой центр уже действует. В будущем планируется открытие подобных учреждений в Бузулуке, Бугуруслане, Новосергиевке.

Стратегия социально-экономического развития территории определяет её стратегический потенциал, приоритеты экономики и социально значимые цели. Это позволит не только упорядочить организацию распределения бюджетных средств между видами экономической деятельности региона, но и является одним из факторов привлекательности для внешних инвестиций. Также переход к стратегическому управлению повышает ответственность в принятии управленческих решений, консолидирует усилия всего общества.

Применение рассмотренных механизмов реализации стратегии как на областном уровне, так и в муниципалитетах направлено на достижение поставленных стратегических целей. Во-первых, распределение бюджетных средств на основе целевых программ повышает эффективность их расходования. Во-вторых, поддержка и развитие предпринимательства — это обеспечение бюджетных доходов, социальной стабильности и занятости граждан. В-третьих, улучшение инвестиционного климата способствует привлечению дополнительных средств для развития территории, повышает конкурентоспособность местных товаропроизводителей. В-четвёртых, введение системы оценки деятельности органов власти улучшит качество исполнения их полномочий, а соответственно, и реализации стратегии.

1. Масленников А. Государственно-частное партнёрство: региональный аспект // Экономист. 2008. № 9. С. 72—79.

2. Майданская А. Н. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Финансы. 2007. № 6. С. 76−77.

3. Куцеборская М. Н. Стратегическое управление в системе регионального предпринимательства // Экономика и управление. 2008. № 1. С, 217−219.

Транскрипт

1 Францева-Костенко Е.Е. к.э.н., доцент МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В последние годы в экономическом развитии субъектов Российской Федерации продолжается этап комплексных преобразований, целью которых является выход страны на инновационную траекторию социальноэкономического развития. В этих условиях актуализируется проблема регионального аспекта, поскольку именно на территориальные органы власти возлагается основная ответственность за результаты социального и экономического развития региона. В этой связи, разработка основных направлений и положений формирования стратегии развития субъектов РФ представляется весьма актуальной и востребованной. Обобщение опыта территориального планирования свидетельствует, что на современном этапе практически все субъекты федерации и муниципальные образования имеют стратегии, стратегические планы или перспективные программы социально-экономического развития, которые, однако, в большинстве своем в них не раскрыт развития территории. Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, что обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики. Анализ причин недостаточной востребованности стратегических планов показал, что хотя методология стратегического планирования в отечественной и зарубежной литературе имеет достаточно полное обоснование, организация процессов разработки планов на практике слабо скоординированы как на уровне субъектов федерации, так и по вертикали управления: федеральный центр регион. Данное обстоятельство обусловливает необходимость проведения комплексного исследования а развития территории для

2 дальнейшего его использования в качестве основополагающего элемента разработки стратегии развития региона. Потенциал развития региона представляет собой совокупность различных объективных и субъективных факторов, обеспечивающих реализацию поставленных задач. Он охватывает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения поставленных перед руководителями региона задач, достижения определенной цели. Предприниматели стремятся инвестировать свой капитал в те регионы, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходные базы. Таким образом, стабильное развитие экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социальноэкономического а, и это определяет привлекательность территории для размещения новых и реконструкции существующих производств. Целью каждого региона и муниципалитета является максимальное использование социально-экономического а. В связи с этим, каждый регион призван оценить свои социально-экономические возможности для того, чтобы представить его более привлекательным для осуществления различных проектов, способствовать привлечению как российских, так и иностранных инвесторов. Социально-экономический территории может быть представлен совокупностью отдельных частных ов, а именно природно-ресурсным, территориально-географическим, демографическим, трудовым, производственным, социально-инфраструктурным, финансовым, каждый из которых имеет свою качественную и количественную характеристику. В современных условиях становления регионального управления территориальные органы власти и управления призваны, в частности, обеспечивать финансовую поддержку принимаемых ими решений, в том числе и стратегического характера. В связи с этим большое значение

3 приобретает проблема нового стратегического выбора региона, предполагающего ориентацию, в первую очередь, на эффективное использование собственного социально-экономического а. Решение отмеченной и других ключевых для развития региона проблем (повышение инвестиционной привлекательности территории и проведение на этой основе активной региональной структурно-инвестиционной политики, упорядочение межбюджетных отношений и т.п.) обусловливает необходимость разработки научных основ комплексной оценки величины и эффективности использования социально-экономических возможностей региона. Среди первоочередных задач, связанных с научным обеспечением аналитических работ в сфере оценки регионального социальноэкономического а, следует указать на необходимость его рациональной структуризации. Ведь только установив основные структурные составляющие социально-экономического а административнотерриториального образования, можно обоснованно сформулировать систему соответствующих индикаторов. В настоящее время в российской теории и практике имеются исследования, посвященные лишь отдельным составляющим регионального социально-экономического а , поэтому не существует строго определенной классификации, ибо, во-первых, разные авторы опираются на различную теоретико-методологическую базу при исследовании «своих» составляющих комплексного а; во-вторых, отдельные компоненты регионального а имеют сложные причинно-следственные связи. Игнорирование последнего обстоятельства может привести к некорректным оценкам комплексного регионального социально-экономического а, а, следовательно, и к ошибочным рекомендациям по его использованию. Исследование тенденций изменения экономики любого региона и выявление факторов, оказывающих определяющее воздействие на его

4 экономический рост и социальное развитие, являются необходимым условием стратегического управления социально экономического развития региона. Все тенденции (закономерности) можно классифицировать по ряду оснований и выделить среди них: типичные (характерные для подавляющего большинства регионов страны) и особенные (свойственные именно данному исследуемому региону); глобальные (совпадающие с общими тенденциями по стране в целом или даже мировыми направлениями изменений) и локальные; кратковременные (сложившиеся в период до 3-х лет) и долговременные (свыше 3-х лет); устойчивые и неустойчивые (изменчивые); существенные (с точки зрения достижения целей) и несущественные. Рассмотрим более подробно сложившиеся тенденции изменения социально-экономического состояния и дальнейшего развития в Нижегородской области. Подчеркнем, что данный регион занимает значительное место в экономическом развитии России. По условиям административно экономического районирования область входит в состав Приволжского федерального округа. При анализе регионального социально-экономического а, наряду с определением величины, важное место занимает оценка эффективности его использования. Такие оценки необходимы при генерации вариантов и обосновании стратегического выбора, формировании экономически обоснованной государственной политики поддержки регионов. Однако, в настоящее время задача оценки эффективности использования регионального социально-экономического а еще ждет своего решения. Тем не менее, можно обозначить принципиальный подход к определению критерия такой оценки. Критерий может быть представлен в виде дроби, числитель которой представляет эффект от

5 реализации социально-экономического а региона, а знаменатель - затраты, потребовавшиеся для достижения этого эффекта. Отмеченный эффект может быть представлен как сумма двух составляющих, одна из которых характеризует прирост качества жизни населения, другая - вклад региона (муниципального образования) в решение межрегиональных и общегосударственных проблем. Затраты, связанные с достижением эффекта от реализации территориального социально-экономического а, могут быть определены по известным в практике методикам расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов. Потенциал развития Нижегородской области может быть структурирован в соответствии с рядом укрупненных сфер социокультурной и хозяйственной деятельности, а интенсификация и комплексное использование всех видов а может вызвать синергетический эффект, способный обеспечить ускорение социально-экономического развития региона (рис. 1.). Наука и инновации Образовательный Культурный Организационноэкономический Потенциал транспортной доступности Потенциал развития ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ Административный Кадровый Сельскохозяйственный Промышленный Финансовый Торговый Рис. 1. Взаимодействие ов Нижегородской области Потенциал развития нижегородской области включает следующие направления развития: наука и инновации; образование; культура;

6 транспортная доступность; административные ресурсы; сельское хозяйство; промышленность; финансы; организационно-экономические ресурсы; кадры; торговое развитие. Наибольший развития области имеется в промышленнопроизводственной сфере, включающей промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство и торговлю. Число предприятий и организаций в сфере торговли и общепита является преобладающим в Нижегородской области в настоящее время, что соответствует общей тенденции изменения региональной структуры практически во всех регионах. Далее следует строительство, как одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, и наконец, сельское хозяйство, транспорт и связь, а также промышленность. Несмотря на то, что данные отрасли во многом определяют стратегию развития региона в долгосрочной перспективе, они занимают наименьший удельный вес в динамике общего числа предприятий и организаций области. Тенденция роста объемов производства в отраслевом резерве зависит от численности предприятий в основных секторах экономики региона. Сокращение объемов произведенной продукции, численности населения, а также оплату услуг населению характеризует сокращение объемов производства Нижегородской области в основных отраслях народного хозяйство, исключение составляет только сельское хозяйство в разделе птицеводство. Динамика снижения количества производимой продукции демонстрирует сокращение объемов производства и числа предприятий в основных сферах деятельности. Рост числа предприятий в промышленности региона происходит в значительной степени за счет развития малого бизнеса. Таким образом, из анализа следует, что малый бизнес в Нижегородской области получает поддержку административного аппарата путем проведения форумов, выдачи льготных кредитов, оказания налоговых льгот. Для использования в полном объеме промышленного а области

7 необходимо увеличить численности предприятий в основных секторах экономики региона, раскрыть развития территории для инвесторов, в том числе, и иностранных. Подводя итоги исследования, следует отметить, что количественный рост числа предприятий, безусловно, не характеризует качественного преобразования производственного а. И поэтому имеется потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности региона, необходима дополнительная проработка вопроса о наиболее эффективных путях развития производственного а области, соотношения и связи крупных предприятий и среднего и мелкого бизнеса. Вместе с тем, очевидно, что оптимальными будут такие соотношения и связи, которые смогут обеспечить инновационный характер производства. Литература: 1. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. М.: Экономика, с. 2. Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, с. 3. Слезингер Г.Э. Социальная экономика. М.: «Дело и Сервис», с. 4. Соколов М.М. Стратегическое планирование крупных городов: возможности использования зарубежного опыта // Вестник РАЕН С Францева-Костенко Е.Е. Разработка и реализация стратегического плана развития региона: монограф. Saarbrucken, Germany: Издат. LAP LAMBERT Academic Pablishing GmbH & Co. KG, с.


МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗВЕРОВОДЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Евдокимович Василий Владимирович г. Гомель, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации Формирование рыночных

Зайцева М.Н, к.э.н. Формирование инновационной промышленной политики муниципального образования Формирование современной промышленной политики муниципального образования, по нашему мнению, должно заключаться

ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА УДК 336.77 Яблонская А.Е., аспирант Белгородского университета кооперации, экономики и права АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

Бабкин П.Ю. Суркова Т.В. к.э.н., доцент Еремеева М.А. студентка К вопросу о способах инвестирования промышленных кластеров в РФ В начале XXI века Россия приступила к исходному этапу развития в соответствии

Финансы, денежное обращение и кредит 309 Финансовое регулирование инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации 2011 Ю.И. Булатова Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

С. Тегульдет АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕГУЛЬДЕТСКОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 16.07.2015 241 Об утверждении Положения о Стратегии социально-экономического развития Тегульдетского района В соответствии с Федеральным законом

Основные методологические подходы к оценке результативности развития сферы науки и инноваций на основе единой системы прогнозных расчетов Целью исследования, выполняемого в рамках данной НИР является повышение

Программа стратегического развития Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт экономики, управления и права (г.казань)» на 2013 2020 годы I. Общие положения Программа

Кривенко Л. В., д.э.н., проф. УАБД, г. Сумы Кривенко С. В., ассист. ПУПК, г. Полтава ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ

О. В. Кожевина Доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» А. А. Тонжеракова Зав. организационно-аналитическим отделом БУ РА «Республиканский центр оценки качества

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7) I. Общие положения 1. Основные направления

ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Шифр специальности: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством Формула специальности: В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис,

2. Головачева О.А. Инструменты сглаживания пространственной поляризации регионов // Современные наукоемкие технологии: региональное приложение. 2012. 2 (30). С. 34 38. 3. Хмелева Г.А. Современные научные

Приложение 1 к постановлению Главы Муромцевского муниципального района от 12.10.2012 478-п Долгосрочная целевая программа Муромцевского муниципального района Омской области "Развитие субъектов малого и

УДК 332.1 Определение направлений повышения экономической привлекательности региона ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет» Рогова Татьяна, молодой специалист, Научный руководитель:

ПАСПОРТ ПРОФИЛЯ: Экономика и управление народным хозяйством Формула профиля: В рамках данного профиля исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование. Разграничительным

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2015 г. N 580 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УДМТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" Список

120 Л.А. Толстолесова Л.А. Толстолесова [email protected] УДК 136.13 Финансово-инвестиционный потенциал сырьевых регионов и стратегия его реализации Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования финансово-инвестиционного

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Ситников Ю.В. г. Ростов-на-Дону ФГОУ ВПО Южный федеральный университет Ростовская область одна из наиболее экономически развитых в России, со значительным

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010 Экономика 2(10) УДК 331+571.513 Н.Л. Тараканова ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Рассматриваются вопросы формирования

В объединенный диссертационный совет Д 999.031.03 на базе Таджикского государственного университета коммерции, Таджикского национального университета, Российско-Таджикского (Славянского) университета ОТЗЫВ

Закон Краснодарского края от 10 июля 2001 г. N 384-КЗ "О прогнозировании, индикативном планировании, стратегии и программах социально-экономического развития Краснодарского края" (с изменениями от 3 ноября

Серьезной проблемой, тормозящей развитие малого сектора экономики, является отсутствие комплексной правовой системы, прежде всего, на федеральном уровне, учитывающей интересы малого бизнеса. Назрела необходимость

УДК 339.138 О. В. Прохорова Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Россия, Калининград [email protected] Инвестиционный имидж региона как один из инструментов геобрендинга В статье рассматривается

Б1.Б.13 Региональная экономика Цели дисциплины: Цели дисциплины «Региональная экономика» - сформировать целостное представление о закономерностях, особенностях и проблемах регионального развития и региональной

ЗАКОН ПЕРМСКОГО КРАЯ от 03 марта 2015 года N 440-ПК О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Статья 1. Общие положения Принят Законодательным Собранием Пермского края 19 февраля 2015 года 1. Настоящий Закон

Т. А. ШЕСТОЙ Валитова ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 13 14 ноября 2015 г. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХМАО-ЮГРЫ Т. А. Валитова УДК

Ю.Б. Ешкилев, заместитель директора Заочного финансовоэкономического института САФУ имени М.В.Ломоносова, кандидат исторических наук, доцент; Т.В. Сидоровская, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга

Вестник ННГУ. Выпуск 1(7). 2005 Серия. Экономика и финансы ИНВЕСТИЦИОННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕГИОНЕ

О планировании социально-экономического развития территорий Ачкасова Надежда Геннадьевна начальник отдела экономики Администрации Варгашинского района. Согласно Конституции РФ, система местного самоуправления

УДК 338.26 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО И КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Егунова О.С. Научный руководитель профессор Мошкович Л.И. Сибирский федеральный университет

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИ УДК 338.242.2; 332.055.2 Л. Н. Чайникова Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью регион Предложена концептуальная модель системы управления

Государственная инновационная политика: основные принципы и приоритеты Н.Е. Бондаренко, И.П. Комарова В статье рассмотрена роль государства в условиях формирования инновационной экономики, выделены общие

УТВЕРЖДАЮ Ректор Государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», доктор философских наук, профессор

Ресурсная эффективность реализации региональных инвестиционных проектов в императивах экономико-экологического развития региона А.С.Ченцов аспирант Балтийского федерального университета им.и.канта Перспективы

46 Экономическая теория Ретроспективный анализ тенденций развития экономического потенциала региональной социально-экономической системы (на примере Краснодарского края) 2011 А.С. Молчан кандидат экономических

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 1662-р (извлечения) < > 4. Развитие

Государственно-частное партнерство в жкх роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса (ЖКК) сложная территориальная

Приложение 1 к постановлению Главы Марьяновского от «17» декабря 2009 г. N 873 ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МАРЬЯНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "Развитие малого и среднего предпринимательства

АССОЦИАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (АИРР) СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ /ПРОЕКТ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ/ 2 Миссия Обеспечить условия для инновационного развития регионов членов АИРР путем реализации эффективной

Л. А. Климова, асп.; рук. Н. С. Желток, к. э. н., доцент (Белорусско-Российский университет, г. Могилев) ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В условиях переходной экономики резко обостряются экономические

Батейкин Дмитрий Викторович канд. экон. наук, доцент АНОО ВО «Алтайский институт финансового управления» г. Барнаул, Алтайский край ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

86 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК остаточного принципа разработки программ социального развития территории к принципу социального наступления, т.е. опережающего подхода к решению социальных проблем.

Инвестиционное послание Главы Администрации муниципального образования «Кулинский район» С.Г.Сулейманова Уважаемые коллеги! Начиная с текущего года, мы вводим в практику новый документ Инвестиционное послание,

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Мировая экономика» по направлению подготовки (специальности) 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» Семестр: очное отделение 4; заочное отделение 4 Зачетные

Шифр специальности: 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит Формула специальности: Содержанием научной специальности «Финансы, денежное обращение и кредит» являются фундаментальные и прикладные научные

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика. Ростов н/д: РГЭУ (РИНХ), 2013. Программу разработали: Тяглов

Гурбангулы Бердымужамедов ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА Том I Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Туркменская государственная издательская

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА В.Ю. Буров, 2012 В.Ю. Буров к.э.н., доцент, директор ВШЭУиП заведующий кафедрой антикризисного управления, финансов и кредита Забайкальского государственного университета ПОНЯТИЕ

97 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 2012 Е.П. Кияткина кандидат экономических наук, доцент

ВЕСТНИК ФА 4 2003 Н.Ю. Иванова доцент кафедры «Экономическая теория» В МАЛАЯ ЭКОНОМИКА В СУПЕРСИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ о всех странах с рыночной экономикой можно выделить группу субъектов хозяйствования,

ЭКОНОМИКА Л.А. Андреева Пути регулирования занятости и безработицы в Нижегородской области Начиная с 1997 года в РФ осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения . В соответствии

4 июня 2000 года N 23-РЗ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (в ред. Законов КБР от 30.07.2007 N 62-РЗ, от 01.12.2009 N 57-РЗ,

Приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных

ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе «Город Калининград» (далее Программа) Заказчик Программы Комитет экономики, финансов

КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА AM036r-X 1 Заявление Управляющего ЕБРР от Кыргызской Республики Ежегодное Собрание Управляющих ЕБРР, Пленарное заседание Кипр, Никосия, 9-11 мая 2017 г. Уважаемый г-н Президент ЕБРР

Кудрявцев Андрей Михайлович аспирант [email protected] Руднева Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики, организации и управления производством [email protected] Тюменский государственный

Государственная программа города «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города» Государственная программа Формирование благоприятной деловой среды Обеспечение эффективного управления

Е ВРАЗИЙСКАЯ ВЫСШАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА Т Е М Ы В Ы П У С К Н Ы Х К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н Ы Х Р А Б О Т Утверждено 27.12.2013г Согласовано Ученым советом Протокол 11 от 27.12.2013г. СПИСОК ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

В диссертационный совет Д 220.010.02 при ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Котаревой Алены Олеговны на тему:

УДК 332.12 Никулина Е.В., Чистникова И.В., Лыщикова Ю.В., Орлова А.В. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, ИЗМЕРИТЕЛИ, ОЦЕНКА ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский

Основные проблемы оценки инвестиционной привлекательности С.Э.Приходько, канд. экон. наук, доцент, ВГУЭС Решение проблем инвестиционного развития территорий и эффективного привлечения инвестиционных ресурсов

Пространственное развитие и градостроительная политика на территориях интенсивного научно-технологического развития Копыченко Галина к.э.н., эксперт ИРИиГП НИУ ВШЭ Мировые тренды пространственного развития

ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28.12.2009. 323-р Об утверждении Концепции развития и размещения производительных сил Новосибирской области на период до 2015 года В соответствии с Законом

Основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (направленность Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т. ч. экономика,

Рентабельность лесного сектора с точки зрения государства Тату Торниайнен руководитель проектов, доктор сельскохозяйственных наук и лесного дела Министерство сельского и лесного хозяйства Финляндии Содержание

Бережливое производство как фактор повышения конкурентоспособности предприятия Н.С. Давыдова ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Институт экономики и управления, заместитель директора по

Тимейчук Л.Н. старший преподаватель ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону Щербаков Д.А. соискатель ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Понятие научно-исследовательской деятельности (НИД), ее признаки как основы оценки потребности в элементах ресурсного потенциала вуза Актуальность изучения вопросов инновационного развития обусловлена

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УДК 005:338 Н.А. Лытнева СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ МЕХАНИЗМА

Программно-целевой метод управления развитием территории относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением масштабных, долговременных проблем, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы, что требует принятия специальных программных мер, концентрации усилий, мобилизации ресурсных возможностей региона.

Использование программно-целевого метода применительно к региональным системам исходит из необходимости придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать требуемую направленность программных действий.

Под программой социально-экономического развития - (СЭР) - региона понимается комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития субъекта РФ.

Региональное программирование является важным инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов - депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь - выравнивания региональных уровней СЭР.

Новая сущность программ СЭР региона состоит в том, что они воплощают в себе синтез "жесткого плана" и "свободного рынка", когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних. Хасаев Г.Р., Цыбатов В.А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №2. - С. 56- 69.

К основным задачам региональных программ СЭР можно отнести следующие:

  • - выравнивание межрегиональных различий по показателям СЭР;
  • - формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • - максимально полное и эффективное использование различных ресурсов региона;
  • - охрана окружающей среды;
  • - формирование рыночной и социальной инфраструктуры региона;
  • - духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки;
  • - сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.

Состав и структура региональной программы СЭР региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона, и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывают наличие в регионе различных видов природных ресурсов, их количественное состояние, возможности использование для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона, рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Здесь характеризуются сложившаяся ситуация, состояние рынка труда в регионе, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих (1-3) разделах СЭР региона и оценка природных ресурсов и рынка труда, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию СЭР региона на перспективу.

Раздел 5. Основные целевые подпрограммы. В разделе выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.

В каждой из этих программ определяются цели и задачи, описываются конкретные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных в пространстве и во времени этапов ее выполнения.

Раздел 6. Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.

Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат. Из общего объема ресурсов выделяются та их часть, которая поступает из собственных источников.

Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными территориями РФ, зарубежными государствами.

Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы. Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:

  • - показатели целей программы;
  • - показатели эффективности конечных результатов (они могут быть как абсолютными, так и сравнительными);
  • - специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
  • - показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
  • - показатели (финансовых, природных, трудовых, временных и т.д.) затрат, необходимых для выполнения заданий программы.

Помимо названных выше показателей разрабатываются формулировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.

Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируют в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а последующая - по более продолжительным срокам.

Одним из инструментов маркетинга является товарная политика, цель которой определяется в содействии развитию на территории отраслей и предприятий, в наибольшей степени обеспечивающих социально-экономическое развитие региона, рост, уровня и качества жизни населения. Достижение поставленной цели должно предполагать решение следующих задач: Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: УРСС, 2011. С. 104.

  • - обоснование отраслевой специализации региона, формирование рациональной отраслевой структуры экономики;
  • - активизация инновационной деятельности;
  • - увеличение доли импортозамещающей продукции.

Специализация как объективная закономерность развития общественного производства в данный конкретный период времени, главным образом, зависит от наличия в регионе тех или иных ресурсов, совокупности условий и факторов, обусловливающих целесообразность ведения определенных видов предпринимательской деятельности.

Таким образом, специализация регионов и сопутствующее ей территориальное разделение труда являются следствием влияния факторов маркетинговой среды: природных, социально-демографических, научно-технических, экологических, экономических и пр. Изменение факторов маркетинговой среды неизбежно сказывается на изменениях в специализации регионов. Поэтому специализация регионов не является статичной.

Для отраслей промышленности и сельского хозяйства можно выделить факторы, особо влияющие на выбор специализации региона. Так, например, можно выделить отрасли, развитие которых определяется, в первую очередь, природными факторами. Это отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К ним относятся все отрасли сельского хозяйства, отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности: нефтяная, угольная, газовая, добыча железных руд и руд цветных металлов и др.

Социально-демографические факторы играют первостепенную роль в развитии предприятий, ориентирующихся на потребности населения. Это относится к ряду предприятий, производящих продукты питания (хлебобулочные изделия, молочные изделия и пр.) и непродовольственные товары (швейные изделия, трикотажные изделия, обувь и пр.).

Важным фактором развития производительных сил в регионах РФ является научно-технический прогресс. Он представляет собой непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства. Изменения в научно-технической среде обусловливают необходимость внесения инноваций в технологию изготовления товара и упаковки, в организацию продажи и пр.

Существенное влияние на размещение предприятий в регионе могут оказать экологические факторы маркетинговой среды, роль которых возрастает не только у нас в стране, но и во всем мире.

Особое положение здесь занимают регионы в Уральском и Сибирском федеральном округах. Объем выброса вредных веществ в атмосферу здесь намного превышает среднероссийский уровень. Эти же макрорегионы занимают лидирующие места по образованию токсичных отходов.

Большое значение на специализацию регионов оказывают экономические факторы. В настоящее время будущая промышленная специализация регионов РФ в системе территориального разделения труда во многом связана с закономерными процессами, происходящими в структурной перестройке экономики России, формированием новых экономических пропорций.

Новая структура национальной экономики находится еще на стадии своего формирования. Изменяющаяся доля отдельных секторов промышленности в регионах РФ еще в недостаточной степени оказывает влияние на рост ВРП. В этой связи приоритетными в развитии в первую очередь должны стать отрасли, которые способствуют реальным изменениям в сторону роста ВРП.

Основной целью деятельности органов власти субъектов Российской Федерации было и остается повышение качества и уровня жизни населения. Система показателей должна учитывать динамику в тех сферах и областях, которые являются наиболее проблемными для субъекта (региона). Зависимость показателей социально-экономического развития территории от уровня и динамики бюджетных расходов может быть использована для оценки эффективности и результативности расходов бюджета. Иными словами, следует определить, насколько сопоставимы темпы роста бюджетных расходов и показателей социально-экономического развития области в соответствующих направлениях.

Одной из важнейших задач финансово-бюджетного контроля является оценка взаимовлияния бюджетного финансирования, исполнения бюджета и показателей социально-экономического развития регионов. С этой целью можно смоделировать бюджетный и социально-экономические процессы и затем определить их взаимосвязи. Для большинства бюджетных и социально-экономических процессов в связи со значительной инерционностью их развития лучше применять корреляционное моделирование с расчетом корреляционной функции. Это обеспечит возможность подробного описания их взаимного влияния.

Переход организации бюджетного процесса на принципы результативности бюджетных расходов требует от органов финансово-бюджетного контроля внедрения и расширения использования адекватных механизмов контроля, позволяющих давать оценку эффективности использования бюджетных средств бюджетополучателями. На лицо наличие и возможность выбора для использования в контрольных действиях методически обоснованных различных форм и методов контроля "Рисунок 1". Например, при проверке плановых показателей локального бюджетирования необходимо иметь методические приемы, позволяющие учесть:

  • -достаточность точности прогноза доходов муниципального образования, проверяемого объекта, отраслевой структуры в разрезе источников;
  • - многовариантность предлагаемых характеристик, что наиболее эффективно при предварительной форме финансового контроля;
  • - возможность оценки их одновременного влияния; возможность исключения тех факторов, которые оказывают влияние друг на друга;
  • - простоту применения: преимуществом обладают способы, которые можно применить, используя доступную информацию, содержащуюся в бухгалтерской отчетности (учете), официальных источниках и т.п. Тищенко А.Н., Давыскиба Е.В. Оценка эффективности использования экономического потенциала региона // Коммунальное хозяйство городов. Научно-технический сборник № 56. Харьков, 2007. С. 10.

Общая разбалансированность воспроизводственного комплекса региона обычно обуславливает его бюджетную дотационность. Принципиальная схема анализа развития экономики региона с помощью сочетания экономического анализа и метода расстановки приоритетов "Рисунок 2".

Таким образом, влияние разных видов экономической деятельности на развитие той или иной сферы экономики области неодинаково, а исследование динамики вклада отдельных видов экономической деятельности области в результаты формирования доходной части регионального баланса финансовых ресурсов не выявил устойчивых закономерностей - это затрудняет определение "весомости" того или иного потенциально возможного экономического полюса роста с позиции влияния на результаты экономического развития области, актуализирует проблематику поиска и активизации полюсов экономического развития, способных работать в стратегической перспективе, служить основой для формирования экономических кластеров.

Рисунок 1 - Структура воздействия финансово-бюджетного контроля на результативность социально-экономической услуги в разрезе отклонений прогнозируемых результатов от конечных


Рисунок 2 - Схема анализа результатов развития экономики региона с помощью метода расстановки приоритетов

При оценке эффективности функционирования подконтрольных объектов должна одновременно проводиться комплексная оценка эффективности органов и процессов управления публично-территориальным образованием как единой кибернетической системы "Рисунок 3".

Не менее важное значение имеет определение ресурсного потенциала регионов с последующей оценкой эффективности деятельности их органов исполнительной власти по управлению располагаемыми ресурсами.

Оценка ресурсного потенциала региона позволила бы, в частности, решить одну из сложнейших задач в области межбюджетных отношений - перейти от малоэффективного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов к их стимулированию на мобилизацию ресурсов экономического роста.


Рисунок 3 - Механизм комплексной оценки эффективности органов и процессов управления инструментами ГФК и государственного аудита

Необходимым условием реализации комплексной программы социально-экономического развития является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации, которая производит функциональное зонирование территории Российской Федерации.

Схема 1 - Структура комплексного прогноза развития региона

На ее основе должно планироваться размещение объектов капитального строительства разного уровня (в том числе объектов федеральных энергетических систем, использования атомной энергетики, обороны и безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, космической деятельности и других), развитие и размещение зон различного назначения (природоохранных, с особыми условиями использования и других), развитие территорий объектов культурного наследия и других территорий особого регулирования, предусмотренных законодательством.

Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям.

Речь идет, прежде всего, о дополнениях к федеральному законодательству, регулирующему предпринимательскую и инновационную деятельность, ценовое и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное устройство.

Необходимо принятие федеральных законов, обеспечивающих внедрение принципов регионального программирования и планирования (определение статуса стратегических документов, обеспечение преемственности деятельности), повышение эффективности и ответственности региональной власти и управления в вопросах успешного развития подведомственных территорий.

Необходима разработка и совершенствование законодательства, направленного на улучшение демографической и миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.

Для реализации программы социально-экономического развития необходимо совершенствование системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Задачами, которого является оценка уровня развития регионов, введение системы статистики для городских округов и городских поселений, объективно оценивать необходимость федеральной поддержки региона или муниципального образования, оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ и т.д.

Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Это:

Межведомственная комиссия

Федеральные целевые программы (могут быть двух видов: направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в стратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий).

Финансирование реализации программы социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, средств муниципальных образований, внебюджетных источников. Для реализации отдельных мероприятий возможно использование займа Мирового банка.

Заключение

Решение прикладных вопросов, связанных с диагностикой регионального экономического пространства (но в разрезе всей страны), позволило сделать следующие выводы:

Говоря о плотности экономического пространства, мы сталкиваемся со следующей проблемой в тех регионах где сохраняются и используются накопленный экономический потенциал, экономика страны с определенной мерой условности сможет сносно функционировать. Но как только усилятся необратимые процессы по снижению накопленного экономического потенциала, мы окажемся перед проблемой воспроизводства не только людских ресурсов, но и других элементов производительных сил.

О размещении экономического пространства - в совокупности межрегиональные различия в экономическом развитии, к сожалению, не уменьшились, а лишь усилились, особенно в реальном секторе экономики, что стало следствием инерционного развития государства в целом.

О связанности экономического пространства - на фоне роста инфляции и сохранения высокого коэффициента износа основных средств можно говорить о "проедании" национального богатства и катастрофической угрозе фрагментации общего экономического пространства на отдельные его составляющие.

Таким образом, все это сводится к следующему:

Во-первых, эксплуатация ресурса развития территории возможна на основе ослабления противоречий в пространственном измерении межрегиональных различий, иначе они лишь будут усиливаться.

Во-вторых, ослабление таких противоречий возможно только на основе проведения всесторонне взвешенной государственной региональной политики, которая допускает замену парадигмы выравнивания экономического развития парадигмой его стимулирования.

В-третьих, переход на нее должен сопровождаться изменением институциональных условий, определяющих возможные границы отношений (властные полномочия) в системах "центр -- регионы" и "регионы -- центр".

В-четвертых, одним из действенных научных инструментов исследования пространственных особенностей межрегиональных измерений структурных изменений в экономическом развитии становится экономическая диагностика, в рамках которой все параметры и основные свойства регионов поддаются всестороннему анализу и синтезу, в результате чего можно получить более объективную их оценку.

Таким образом, подход к применению экономической диагностики развития региона как к своеобразной триаде позволяет не только установить достаточно достоверный диагноз и получить комплексную оценку его развития, но и выявить возможные отклонения в динамике показателей, характеризующих основные параметры.

При этом именно диагноз должен служить своеобразной картограммой самых болевых точек, на которые нужно направить усилия по предотвращению возможных угроз, рисков и вызовов, а комплексная оценка развития -- должна быть положена в основу выработанных стратегических планов, программ разного уровня, соглашений между органами центральной власти и местного самоуправления, намерений органов управления относительно решения вопросов долгосрочного экономического развития и т.д.

В работе рассмотрена триада региона: территория, экономическая система, экономическое пространство; приведены некоторые результаты выполненных прикладных исследований, на основе которых даны соответствующие определения развития региона; сделаны выводы о необходимости использования результатов экономической диагностики, с одной стороны, в виде своеобразной картограммы самых болевых точек, а с другой -- в виде комплексной оценки развития региона.

Список литературы

1.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. -М., 2004.

2.Зайцева Т.К. Социально-экономическое развитие региона в условиях глоболизации. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Кисловодск, 2004.

3.Кинельман С., Андрюшин С. Сырьевая составляющая региональной экономики России //Вопросы экономики. 2007. №6.

4.Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р

5.Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.,1997.

6.Майн Е.Р. Комплексное социально-экономическое развитие региона: концептуальные подходы и современное методическое обеспечение по материалам Ярославской области). Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. -М., 2001.

7.Мельник Е.А. Сущность и специфика экономических интересов региона // Актуальные социально-экономические, духовные и правовые проблемы общественного развития. Межвузовский сборник трудов. Вып.3. Пятигорск, 1997.