Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Стратегическое развитие приморского края. Социально-экономическое развитие приморского края


Краткая информация Приморский край субъект Российской Федерации. Образован 20 октября 1938 года. Административный центр город Владивосток. Площадь - 165,9 тыс. км². Население человек. Плотность населения: 11,9 чел./км², удельный вес городского населения: 75,4 %


Выход к незамерзающему Японскому морю территория края имеет сухопутную границу – с Хабаровским краем, Китаем, КНДР. (устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения) - транзитные функции представлено более 50 отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства. развиты все виды транспорта




Стратегические задачи 1. Повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования природных ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики 2. Формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока России с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края 3. Приведение транспортной системы российского Приморья в соответствие с требованиями транспортной системы АТР 4. Формирование на базе города Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР 5. Развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморья


Приоритеты социального развития 1. поддержка пожилых граждан, семей, воспитывающих детей 2. доступная качественная медицина 3. возможность достойного, бесплатного образования 4. стимулирование работников бюджетной сферы, в том числе за счет роста заработной платы – эти вопросы




Развитие транспортно- логистического кластера Задачи: развитие портовой системы формирование портово-производственной зоны и эшелонированного порта на базе существующих портов Восточный, Находка стимулирование роста российских судоходных компаний поддержка транснационализации российских транспортно- логистических корпораций стимулирование развития деятельности транспортно- логистических операторов мирового уровня на территории Приморского края интеграция в макро региональную систему перевозок повышение производительности портовой системы региона снятие ограничений, связанных с десинхронизацией развития транспортных отраслей


Механизмы реализации стратегии 1. механизмы компенсации удаленности (тарифное регулирование, поясные ценовые коэффициенты) 2. механизм государственных централизованных инвестиций 3. механизм формирования миграционного притока в Приморский край

Введение

Глава I. Характеристика Приморского края

Глава II. Государственное регулирование территориального развития Приморского края

§ 2.1 Влияние мировой экономики на развитие Приморского края

§ 2.2 Развитие региональной системы расселения

§ 2.3 Меры государства по развитию Приморского края

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Актуальность темы реферата. Неоднозначная результативность государственного регулирования российской экономики в совокупности с масштабными изменениями, осуществленными в сжатые сроки в условиях несбалансированного развития экономики в условиях трансформации, требуют дальнейшего углубления исследований по фундаментальным теоретическим основам государственного регулирования, адекватного экономическим реалиям России, а также учитывающего достижения современной экономической мысли и практики зарубежных стран.

В современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.

Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте - государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования территориального развития в разрезе региональных налогово-бюджетных отношений.

Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы пространственной организации национального хозяйства, как одного из направлений экономической науки, всегда занимали важное место в работах исследователей. У истоков науки о регионе стояли классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, первый из которых обосновал концепцию абсолютных преимуществ, а второй - на ее основе - создал теорию сравнительных преимуществ.

В целом, и зарубежные исследователи региональной проблематики, и отечественные ученые оказали существенное влияние на формирование современных подходов к регулированию территориального развития экономики. На каждом этапе исторического развития формировался тот или иной подход, который отражал систему научных взглядов, характерных именно для того периода времени. Иными словами, в разных странах, в зависимости от сложившихся исторических условий, приоритет отдавался различным теоретическим направлениям региональной науки. В итоге её современное состояние является результатом взаимодействия сложившихся подходов, получивших самостоятельное развитие в разные периоды экономической истории.

Теоретические и практические вопросы территориального регулирования поднимаются в работах современных экономистов по общим проблемам государственного регулирования экономики: Л. Абалкина, Р. Гринберга, Э. Дунаева, В. Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова, А. Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной, А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова, К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф. Шамхалова и др.

Концепции государственного регулирования экономического развития регионов составляют особую часть в региональных теориях. В этом контексте обращают на себя особое внимание работы таких российских исследователей, как В. Антонюк, Ю. Гонтарь, А. Гранберг, О. Кузнецова, В. Лексин, С.Леонов, В. Орешин, Е.Пешкова, С. Суспицын, А. Швецов и др. Сокращение чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития регионов является стратегически важным в проведении государственной региональной политики России, неотъемлемым элементом которой выступают бюджетно-налоговые механизмы. Благодаря исследованиям таких современных авторов, как Т. Агапова, Н. Ларина, Ю. Любимцев, Л. Лыкова, В. Христенко, Ю. Швецов и др., развитие современной концепции налогово-бюджетных отношений происходит на серьезной методологической основе и является отражением меняющихся объективных условий развития российской экономики.

Цели и задачи исследования. Целью реферата является обоснование направлений повышения эффективности государственного регулирования регионального развития России (на примере Приморского края).

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

Обозначить теоретические основы государственного регулирования территориальным развитием регионов;

Дать краткую характеристику региона;

Оценить государственное регулирование развития инвестиционной политики, экономических отраслей и социальной сферы в Приморском крае.

Объектом исследования является экономика Приморского края.

Предметом исследования выступают преимущественно бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты государственного регулирования экономики на региональном уровне.


Глава I . Характеристика Приморского края

Приморский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край» (в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно). Столица края - город Владивосток. Площадь Приморского края составляет 165,9 тыс. км². Население - 1988 тысяч человек (2009). Плотность населения: 12,0 чел./км² (2009), удельный вес городского населения: 75,4 % (2009)

Средний прожиточный минимум 4975 рублей (3 кв. 2007), 6071 рубль (4 кв. 2008), для работающих - 5321 руб. (2007), для пенсионеров - 3968 руб. (2007), для детей - 4810 рублей (2007). Среднедушевой денежный доход приморцев с января по октябрь 2007 года составил 9954 рубля (2,3 прожиточных минимума), в декабре 2008 года - 17582 рубля (2,9 прожиточных минимума). Среднемесячная заработная плата составляла в 2007 году 11840 рублей (2,5 прожиточных минимума). При этом доходы 19 процентов населения Приморского края даже не дотягивали до прожиточного минимума В декабре 2008 года среднемесячная заработная плата составила 22214 рублей .

Губернатор края - Сергей Дарькин. В ноябре 2004 года было объявлено о его вступлении в партию «Единая Россия». В январе 2005 Дарькин стал первым назначенным губернатором в России. Ему предстоит руководить регионом до 2010 года. Дарькин сам поставил вопрос о доверии перед президентом, и его кандидатура была предложена президентом Путиным на утверждение краевым Законодательным собранием. Из 36 депутатов 35 поддержали эту кандидатуру. Не поддержал только один - Николай Владимирович Марковцев.

Законодательное Собрание Приморского края является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти края. Численный состав Законодательного Собрания - 40 депутатов.

Крупнейшими налогоплательщиками в Приморье являются:

· ОАО «Восточный порт»

· ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства»

· «Приморское морское пароходство»

· ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт»

· ОАО «Находкинский морской торговый порт»

· ОАО «Дальэнерго»

· ОАО «Дальневосточное морское пароходство»

· ОАО «Владивостокский морской торговый порт»

· «Приморнефтепродукт»

· ОАО «Дальсвязь»

· ОАО «Приморскуголь»

· ООО «Гамма-Лимитед»

· ОАО «Владивосток Авиа»

· ЗАО «ЛуТЭК»

Владельцами крупных пакетов акций предприятий в Приморском крае являются: РАО «ЕЭС России», НК «Роснефть», «Группа МДМ», «Группа Альянс», Консорциум «Альфа-групп».

Российские «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс») и «ЕвразХолдинг» владеют двумя крупнейшими портами Приморского края (Восточный порт и Находкинский морской торговый соответственно).

В Приморье влиянием пользуется "Группа «Альянс» Мусы Бажаева, подписавшая летом 2001 г. генеральное соглашение о сотрудничестве с краевой администрацией. «Альянс» стал одним из главных поставщиков топлива для нужд приморского ЖКХ. Группа владеет контрольным пакетом акций ОАО «Приморнефтепродукт»; «Альянс» также контролирует и Находкинский нефтепорт.

Госкомпания «Роснефть» в августе - сентябре 2001 приобрела у иностранных инвесторов 33,4 % акций старейшего лесопромышленного предприятия региона - ОАО «Приморсклеспром». В ноябре 2002 г. 26 % голосующих акций ОАО «Приморскуголь» купила компания «Русский уголь» - альянс, созданный ОАО «Роснефть» и ОАО «Межпромбанк». В Приморском крае «Роснефть» представлена дочерней компанией ОАО «НК Роснефть-Находканефтепродукт» .

«Группа МДМ» является владельцем 49 % пакетом акций ОАО «Торговый порт Посьет». МДМ контролирует около 30 % голосующих акций «Дальэнерго».

В совет директоров ОАО «Приморскуголь» избраны представители входящего в Группу МДМ ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК). ОАО «СУЭК» через близкие структуры контролирует более 60 % акций предприятия.

размер шрифта

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28-12-2009 2094-р (2019) Актуально в 2018 году

Социально-экономическое развитие Приморского края

Приморский край занимает территорию в 164,7 тыс. кв. км с численностью населения около 2 млн. человек и является самой заселенной и освоенной частью Дальнего Востока. По размерам валового регионального продукта Приморье уступает только Иркутской области и Якутии. Ведущими секторами экономики являются транспорт, связь (свыше 20 процентов) и торговля (свыше 20 процентов), что объясняется приморским положением региона и близостью динамично развивающихся стран - экономических лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона. Значительное место занимают отрасли, связанные с природно-ресурсным потенциалом края, - горнодобывающая промышленность, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы, а также пищевая промышленность (прежде всего рыбная), машиностроение (прежде всего авиастроение, судостроение и судоремонт) и лесная промышленность.

Основная часть населения и, следовательно, социально-экономического потенциала сосредоточена в границах владивостокской агломерации, в состав которой помимо г. Владивостока - системообразующего центра агломерации - входят гг. Находка, Артем, Большой Камень и Уссурийск, поселки и сельские населенные пункты Надеждинского и Шкотовского районов. К зоне влияния агломерации относятся г. Партизанск, Партизанский и Хасанский районы. Суммарная численность населения агломерации составляет более 850 тыс. человек, а с учетом зоны влияния агломерации - более 1,3 млн. человек, то есть свыше двух третей населения края.

Владивостокская агломерация характеризуется относительно комфортным климатом, максимально приближена одновременно к нескольким странам Азиатско-Тихоокеанского региона, обладает незамерзающей акваторией, богатой биологическими ресурсами, самой высокой плотностью инфраструктуры, относительно диверсифицированной структурой экономики и наличием признанных научно-исследовательских учреждений.

Приоритетными функциями владивостокской агломерации станут представительские, транспортно-логистические, инновационно-образовательные и туристические. В силу своего геополитического положения эта территория будет развиваться как зона тесного взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, деловой центр и площадка для международной коммуникации.

Кроме того, владивостокская агломерация является узлом международных транспортных коридоров с развитой сетью опорных коммуникаций, что дает конкурентные преимущества по организации интермодальных перевозок. В ее составе будет сформирован транспортно-логистический комплекс национального значения, интегрирующий железнодорожную и автодорожную сеть, морскую портовую и аэропортовую, а также складскую инфраструктуру для обеспечения российского внешнеторгового грузооборота и международного транзита грузов и пассажиров с ориентацией в первую очередь на северо-восточные провинции Китая, Северную и Южную Корею и Японию. Это станет основой развития транспортно-логистического кластера Приморского края.

Основной целью развития такого транспортно-логистического кластера является участие Приморского края в реализации проектов интеграции России в глобальную транспортную систему и повышение транзитного потенциала российской экономики, интеграция с транспортно-логистической системой Азиатско-Тихоокеанского региона.

Владивостокская агломерация - крупный научный и образовательный центр с выраженной морской и естественно-научной специализацией. Приоритетными направлениями развития научно-образовательной сферы этой агломерации являются расширение экспорта образовательных услуг, организация технико-внедренческих схем взаимодействия с бизнесом, модернизация материально-технической базы и расширение внешних связей. В рамках развития инновационного комплекса Приморского края будет создан Тихоокеанский инновационный терминал России, включающий Тихоокеанский центр биотехнологий, Тихоокеанский центр подводной робототехники Дальневосточного отделения Российской академии наук, Тихоокеанский исследовательский центр нанотехнологий, Инновационный производственный центр технологий комплексного развития для освоения ресурсов Мирового океана и Инновационно-промышленную зону с технопарком высоких технологий.

Биоресурсный комплекс также имеет серьезные предпосылки для развития в границах владивостокской агломерации как одной из территорий, где традиционно осуществлялась выгрузка рыбопромышленной продукции на берег для дальнейшей ее транспортировки на запад страны и переработки. В перспективе на территории агломерации предполагается развивать экспериментально-производственную деятельность, в том числе на базе инновационных технологий - максимально широко использовать биологические ресурсы моря, разводить аквакультуру, строить рыбопромысловые суда, разрабатывать новые технологии воспроизводства биологических ресурсов. На базе нескольких регионообразующих предприятий получат развитие судостроительный и судоремонтный комплексы.

С целью формирования нового качества экономики Приморского края будут развиваться транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья. Строится спецморнефтепорт Козьмино. В рамках газификации Приморского края будет создана газотранспортная система для обеспечения нужд потребителей Приморского края, а также крупных газохимических и газоперерабатывающих производств на юге Приморского края.

Реализация проекта строительства газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток позволит обеспечить потребности потребителей края в природном газе и создаст условия для строительства на юге Приморья комплекса газоперерабатывающих производств и мощностей по сжатию (сжижению) газа.

Приморский край наряду с Хабаровским краем станет одним из центров производства судов различных классов и оборудования для освоения континентального шельфа.

Реализация указанных проектов обеспечит экономический рост в смежных отраслях экономики и будет способствовать размещению в Приморском крае сервисных центров, специализированного машиностроения - процессинговых центров крупных поставщиков технологических решений для обеспечения проектов нефтегазодобычи на острове Сахалин и шельфе дальневосточных морей.

В рамках приграничного сотрудничества России и Китая на территории Приморского края будут созданы совместные российско-китайские промышленные парки (Михайловский район, г. Уссурийск), парк по внедрению информационных технологий (г. Владивосток).

Владивостокская агломерация к 2025 году станет крупнейшим постиндустриальным центром на востоке страны, играющим значимую социально-экономическую и стратегическую роль. Ключевым направлением пространственного развития этой агломерации становится децентрализация территориальной организации - разгрузка г. Владивостока за счет выноса узловых функций, прежде всего транспортно-коммуникационной, за пределы города. Наиболее благоприятные в пределах всего Дальневосточного региона условия для расселения способствуют развитию пригородной зоны. Другими осями концентрации населения и хозяйства являются долина р. Уссури, Приханкайская низменность и побережье к югу от г. Находки.

Социально-экономическое развитие края, участие в проектах интеграции России в глобальную транспортную систему и повышение транзитного потенциала определяют потребность в развитии опорной транспортной инфраструктуры.

Предусматривается создание особой экономической зоны портового типа на базе пос. Восточный (г. Находка) с развитием перевозок по международным транспортным коридорам и созданием в южном Приморье контейнерной региональной транспортно-логистической системы.

Это создаст условия для формирования эффективного морского комплекса (порта-хаба) на базе порта Восточный.

Предусматривается следующая специализация транспортных узлов:

универсальный портовый комплекс Восточный - г. Находка;

порт в бухте Козьмино - экспортный порт регионального значения по перевалке нефти и нефтепродуктов;

порт в бухте Суходол - перевалка угля;

порт в бухте Троица - перевалка угля, обработка контейнеров и других грузов, в том числе грузов, следующих транзитом из Китая;

Владивостокский транспортный узел - контейнерная и горизонтальная грузообработка.

Кроме того, будет обеспечена синхронизация развития портовых комплексов и производственных зон, прежде всего со специализацией в области нефте- и газопереработки, деревообработки, переработки рыбы и морской продукции, металлообработки, а также судостроения и судоремонта.

Завершится создание транспортно-логистического комплекса "Южный приморский терминал".

Мощный импульс совершенствованию системы воздушного транспортного сообщения придаст создание современного международного узлового аэропорта-хаба в г. Владивостоке с организацией скоростного пассажирского сообщения на линиях Владивосток - Артем - Уссурийск и Владивосток - Артем - Находка. В связи с этим получит развитие аэродромная сеть местного значения, в том числе реконструкция аэропортов местного значения в поселках Кавалерово, Пластун, Светлая и Терней, а также в селах Амгу, Единка, Максимовка, Усть-Соболевка, Самарга и Агзу.

Кроме того, будут реализованы проекты развития сети автомобильных дорог регионального и местного значения, в том числе модернизации автомобильной дороги Рудная Пристань - Терней и автомобильной дороги Терней - Малая Кема, строительства автомобильной дороги Малая Кема - Амгу - Светлая - Единка - Самарга - граница Хабаровского края, автомобильной дороги пос. Новый - бухта Патрокл, автомобильной дороги Федосьевка - р. Бикин - Верхний Перевал - Олон - автомобильная дорога "Восток" (Хабаровск - г. Находка), модернизации автомобильной дороги Дальнереченск - Рощино - Крутой Яр - Дальний Кут - Таежное - Веселый - Малая Кема, реконструкции автомобильных дорог Дальнереченск - Ариадное - Уборка и Кировский - Николо-Михайловка - Яковлевка, усиления опорной сети автомобильных дорог, завершения реконструкции автомобильной дороги Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово, автомобильной дороги Михайловка - Турий Рог, автомобильной дороги Спасск-Дальний - Варфоломеевка, автомобильной дороги Штыково - Ивановка - Реттиховка, автомобильной дороги Сибирцево - Жариково - Комиссарово и автомобильной дороги Хороль - Реттиховка - Арсеньев.

Приоритетным направлением развития электроэнергетической инфраструктуры Приморского края является устранение дефицита генерирующих мощностей. Для надежного энергоснабжения юга Приморского края будет реконструирована Партизанская ГРЭС, расширена Артемовская ТЭЦ, построены парогазовые установки на Находкинской ТЭЦ и на Владивостокской ТЭЦ-2. Кроме того, будут усилены межсистемные связи между Хабаровской энергосистемой и энергосистемой Приморского края (высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Приморская ГРЭС - Хабаровская), а также повышена надежность электроснабжения юга Приморского края (высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Дальневосточная - Владивосток с подстанцией (500 кВ) Владивосток, высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Чугуевка - Лозовая - Владивосток с подстанцией (500 кВ) Лозовая, высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Приморская ГРЭС - Владивосток). Повышение надежности энергоснабжения потребителей Приморского края и г. Владивостока будет обеспечено за счет строительства энергообъектов тепло- и электроснабжения в связи с проведением саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (Уссурийской ТЭЦ, ветропарка на островных территориях г. Владивостока) и развития электросетей напряжением 220 кВ (двухцепной высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Артемовская ТЭЦ - Владивосток, подстанции (220 кВ) Зеленый Угол с заходами на нее высоковольтной линии (220 кВ) Волна - Владивостокская ТЭЦ 2, подстанции (220 кВ) Патрокл с заходами на нее высоковольтной линии электропередачи (220 кВ), подстанции (220 кВ) Поспелово (Русская), высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Артемовская ТЭЦ - Зеленый Угол, высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Зеленый Угол - Поспелово (Русская) с заходами одной цепи на Владивостокскую ТЭЦ-2 и кабельным переходом через пролив Босфор Восточный, высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Волна - Владивостокская ТЭЦ-2, высоковольтных линий электропередачи (220 кВ) Приморская ГРЭС - Лесозаводск и Губерово - Лесозаводск с заходами на подстанции (220 кВ), подстанции (220 кВ) Береговая (2АТ), подстанции (220 кВ) Муравьиная с заходами на нее высоковольтной линии электропередачи (220 кВ).

Приморский край является важным узлом телекоммуникационной инфраструктуры. Будет построена подводная волоконно-оптическая линия связи Находка - Сахалин - Ниигата (Япония), создание которой расширит взаимовыгодное сотрудничество в области телекоммуникаций. На территории Приморского края будет осуществляться строительство объектов и сетей телекоммуникаций в связи с проведением саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году. Кроме того, будут созданы сеть подвижной радиосвязи, волоконно-оптическая линия связи на острове Русский, телекоммуникационная инфраструктура острова Русский, сеть подвижной радиотелефонной (сотовой) связи федеральных и региональных операторов связи.

Реализация мероприятий в ходе подготовки и проведения саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", строительство и введение в эксплуатацию объектов инфраструктуры, в том числе сервисных, обеспечат масштабный миграционный приток в Приморский край.

Основными направлениями образовательной региональной политики в Приморском крае на долгосрочную перспективу являются обеспечение доступности и повышение качества образования, расширение общественного участия в развитии образования.

Задачи развития образования будут решаться за счет обеспечения государственных гарантий равных возможностей получения полноценного дошкольного, начального и основного общего образования, развития учебно-производственной инфраструктуры, привлечения внебюджетных источников для развития системы оказания дополнительных образовательных услуг.

Дошкольное образование представлено 528 дошкольными образовательными учреждениями, что составляет 58 процентов общего уровня потребности. Повышение доступности дошкольного образования будет достигаться путем строительства новых детских садов в рамках муниципальных программ развития дошкольного образования, создания групп кратковременного пребывания и групп семейного типа.

В крае действует 673 школы, 325 из них расположены в сельских населенных пунктах. Доля общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта, составляет 11 процентов. Планируется строительство 2 сельских школ.

Школы - победители конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, стали центрами инновационных идей и являются базовыми школами для реализации инновационных проектов в образовании.

В Приморском крае 240 малокомплектных школ (до 100 учеников). В целях повышения качества образования продолжается процесс оптимизации школьной сети путем присоединения основных школ к образовательным учреждениям, осуществляющим полное среднее образование.

Получит дальнейшее развитие сеть из 115 учреждений, осуществляющих дополнительное образование детей, в которых занимаются более 100 тыс. детей. В каждом муниципальном образовании действует центр детского творчества.

При достаточной кадровой обеспеченности в крае существует проблема воспроизводства педагогических кадров. Для ее решения предполагается организация на базе Уссурийского государственного педагогического института и Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования программ переобучения увольняющихся в запас военнослужащих.

С целью совершенствования и повышения качества образования предполагается создание учреждений нового типа - ресурсных центров начального профессионального образования, реализующих программы основного и полного общего образования и начального профессионального образования по подготовке кадров нужных для края рабочих профессий и специалистов среднего звена.

Приоритетными специальностями среднего профессионального образования являются специальности, востребованные в организациях морского и железнодорожного транспорта, рыбохозяйственного комплекса, строительного комплекса, энергетики и машиностроения, а также в организациях, занимающихся транспортировкой и переработкой углеводородного сырья.

В развитии интеграционных процессов будет возрастать роль Приморского края как экспортера образовательных услуг. На базе созданных в вузах Приморского края институтов международного образования, филиалов для обучения иностранных студентов из Японии и Китая будут реализовываться образовательные программы для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, осуществляться экспорт образовательных услуг в сфере обучения русскому языку и культуре.

Получат развитие основные тенденции международного сотрудничества вузов Приморского края:

увеличение количества двусторонних соглашений с вузами зарубежных государств, прежде всего стран Азии;

реализация совместных образовательных программ;

открытие филиалов и представительств вузов за рубежом.

В целях стимулирования социальной активности молодых людей, повышения их гражданского самосознания и поддержки талантливых, разносторонне одаренных студентов в крае учреждены губернаторские стипендии для студентов вузов. Предполагается ввести такие стипендии для студентов всех уровней профессионального образования.

Состояние здоровья населения Приморского края в последние 10 лет характеризуется высоким уровнем общей заболеваемости, сохранением высокого уровня заболеваемости органов кровообращения.

Сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смертности населения Приморского края (до 40 процентов всех случаев смерти).

Отмечаются устойчиво высокие показатели онкологической заболеваемости населения. За последние годы уровень онкологической заболеваемости увеличился в среднем в 3,4 раза при увеличении продолжительности жизни.

Одним из приоритетных стратегических направлений развития здравоохранения в Приморском крае является дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи населению, включая укрепление службы участковых врачей, развитие системы подушевого финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений, развитие профилактической направленности системы здравоохранения, создание службы "Здоровье", развитие стационарозамещающих видов медицинской помощи (амбулаторная хирургия, дневные стационары всех типов). Дальнейшее распространение получат консультативно-диагностические и телемедицинские технологии. В системе первичной медико-санитарной помощи будут формироваться межрайонные центры.

Другим направлением развития системы здравоохранения является развитие специализированной медицинской помощи, специализированной высокотехнологичной медицинской помощи по таким направлениям, как кардиохирургия, травматология, ортопедия, нейрохирургия, в том числе в службе охраны здоровья матери и ребенка.

Продолжится реализация краевой целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Приморском крае", включающей подпрограммы "Туберкулез", "Сахарный диабет", "Онкология", "Вирусные гепатиты", "Психические расстройства", "Вакцинопрофилактика" и "АнтиВичСпид".

Кадровая политика будет основана на повышении авторитета врача, развитии системы непрерывного открытого образования в сфере медицины, в том числе с использованием интернет-технологий.

Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения будет осуществляться в рамках реализации таких инвестиционных проектов в области здравоохранения, как строительство медицинского центра в г. Владивостоке, реконструкция государственного учреждения здравоохранения "Приморский краевой онкологический диспансер", расширение радиологического корпуса, строительство психиатрической больницы в г. Владивостоке, танатологического корпуса краевого бюро судебно-медицинской экспертизы, лечебного корпуса Приморского краевого противотуберкулезного диспансера.

Развитие владивостокской агломерации как центра международной коммуникации предусматривает решение задач интеграции в мировой культурный процесс и информационное пространство, сохранения и эффективного использования культурного потенциала и объектов культурного наследия в Приморском крае, а также повышения посещаемости учреждений сферы культуры.

Развитие г. Владивостока как международного культурного центра предусматривает осуществление в рамках краевой целевой программы строительства театра оперы и балета.

Предусмотрено создание музея-заповедника на базе памятника археологии "Краснояровское городище".

Будет построено здание краевой публичной библиотеки в г. Владивостоке с размещением на ее базе филиала Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.

На базе Приморского драматического театра молодежи после реконструкции его здания будет создан молодежный театральный комплекс.

Важным направлением развития культуры является организация и проведение мероприятий международного масштаба в сфере кинематографии и визуальных видов искусства.

Для талантливых детей Дальнего Востока и Байкальского региона будут реализовываться международные творческие программы.

Основными направлениями развития физкультуры и спорта в Приморском крае будут привлечение населения к регулярным занятиям спортом, повышение качества и доступности спортивных услуг.

Для решения этой задачи предполагается реализовать меры по развитию спортивно-досуговой инфраструктуры края - построить концертно-спортивный комплекс в г. Владивостоке, модифицировать и построить физкультурно-спортивные комплексы в гг. Находке, Уссурийске и Спасском-Дальнем, реконструировать стадионы "Урожай" (с. Камень-Рыболов, Ханкайский район), "Шахтер" (г. Партизанск), стадионы в с. Черниговка (Черниговский район), с. Веденка (Дальнереченский район) и с. Покровка (Октябрьский район).

Планируется осуществить комплекс мер по реализации спортивно-массовых мероприятий, ориентированных на пропаганду спорта в образовательных учреждениях всех уровней (межшкольные соревнования и спортивные праздники, агитационная работа, проводимая спортсменами и тренерами, факультативные уроки по популярным среди учащихся видам спорта), а также строительство и реконструкцию придомовой спортивной инфраструктуры во всех муниципальных образованиях Приморского края.

Одной из главных проблем Приморского края в целом и владивостокской агломерации в частности является высокий уровень износа жилищного фонда и инженерной инфраструктуры. Планируется наращивать темпы их модернизации в период до 2025 года.

В сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем региональная политика направлена на решение задачи переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, стимулирование снижения издержек в строительстве и применения новых технологий переработки промышленных и бытовых отходов в современные строительные материалы, развитие малоэтажного строительства с использованием каркасных и объемно-модульных технологий, строительство коттеджей, а также строительство жилья для военнослужащих.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства региональная политика будет направлена на стимулирование его реформирования, включая повсеместный переход к управлению коммунальной инфраструктурой и многоквартирными жилыми домами частными организациями коммунального комплекса. Важными направлениями развития являются глубокая модернизация и обновление электроэнергетической инфраструктуры, строительство магистральных электросетей, реконструкция сетей, повсеместное введение автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии на предприятиях коммунальной энергетики региона, выполнение мероприятий, направленных на снижение потерь в электрических сетях. Планируются перевод ряда котельных с жидкого топлива на уголь и модернизация котельных и сетей теплоснабжения с высокой степенью износа.

Улучшение качества питьевой воды будет обеспечено путем снижения объемов использования хлора и его производных, внедрения ультрафиолетового обеззараживания, которое прошло промышленную апробацию в различных регионах страны, а также расширения промышленного применения методов озонирования и сорбции на активированном угле.

Предусмотрено строительство объектов обеспечения водоснабжения г. Владивостока и других населенных пунктов Приморского края из подземных источников.

Для ряда населенных пунктов проблема питьевого водоснабжения будет решена за счет обеспечения населения бутилированной питьевой водой.

Реализация мероприятий в ходе подготовки и проведения саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" приведет к радикальным трансформациям городской среды владивостокской агломерации. Ее инфраструктурное развитие включает осуществление масштабных проектов в сфере торговли, игорного бизнеса, организации досуга в таких населенных пунктах, как гг. Находка, Уссурийск и Артем. Планируется комплексная застройка острова Русский как рекреационной зоны, включая строительство концертно-спортивного комплекса.

В рамках формирования морского фасада планируется благоустройство береговой линии г. Владивостока и острова Русский, реконструкция причального фронта г. Владивостока и острова Русский, зданий, формирующих облик г. Владивостока со стороны моря, а также реализация проектов по благоустройству побережья Японского моря с созданием рекреационных территорий.

Получит развитие туристско-рекреационная деятельность с реализацией разнообразных туристических программ и маршрутов. Предполагается создание историко-культурного рекреационно-туристического комплекса на базе памятника федерального (общероссийского) значения "Владивостокская крепость", где расположены уникальные фортификационные сооружения, а также создание музея под открытым небом - "Удэгейское поселение XIX века" (Пожарский район). Предполагается развитие гостиничной инфраструктуры, в том числе высокоценового сегмента гостиничного хозяйства.

Реализация проектов в сфере культуры обусловит формирование современного культурно-развлекательного квартала, внедрение новых музейных технологий, реализацию проектов по формированию уникальной культурной городской среды (Улица мастеров и другие).

Показатели социального и экономического развития Приморского края на период до 2025 года приведены соответственно в приложениях N 5 и 6.

Актуальность темы реферата. Неоднозначная результативность государственного регулирования российской экономики в совокупности с масштабными изменениями, осуществленными в сжатые сроки в условиях несбалансированного развития экономики в условиях трансформации, требуют дальнейшего углубления исследований по фундаментальным теоретическим основам государственного регулирования, адекватного экономическим реалиям России, а также учитывающего достижения современной экономической мысли и практики зарубежных стран.

В современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.

Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте тАФ государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования территориального развития в разрезе региональных налогово-бюджетных отношений.

Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы пространственной организации национального хозяйства, как одного из направлений экономической науки, всегда занимали важное место в работах исследователей. У истоков науки о регионе стояли классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, первый из которых обосновал концепцию абсолютных преимуществ, а второй тАФ на ее основе тАФ создал теорию сравнительных преимуществ.

В целом, и зарубежные исследователи региональной проблематики, и отечественные ученые оказали существенное влияние на формирование современных подходов к регулированию территориального развития экономики. На каждом этапе исторического развития формировался тот или иной подход, который отражал систему научных взглядов, характерных именно для того периода времени. Иными словами, в разных странах, в зависимости от сложившихся исторических условий, приоритет отдавался различным теоретическим направлениям региональной науки. В итоге её современное состояние является результатом взаимодействия сложившихся подходов, получивших самостоятельное развитие в разные периоды экономической истории.

Теоретические и практические вопросы территориального регулирования поднимаются в работах современных экономистов по общим проблемам государственного регулирования экономики: Л. Абалкина, Р. Гринберга, Э. Дунаева, В. Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова, А. Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной, А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова, К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф. Шамхалова и др.

Концепции государственного регулирования экономического развития регионов составляют особую часть в региональных теориях. В этом контексте обращают на себя особое внимание работы таких российских исследователей, как В. Антонюк, Ю. Гонтарь, А. Гранберг, О. Кузнецова, В. Лексин, С.Леонов, В. Орешин, Е.Пешкова, С. Суспицын, А. Швецов и др. Сокращение чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития регионов является стратегически важным в проведении государственной региональной политики России, неотъемлемым элементом которой выступают бюджетно-налоговые механизмы. Благодаря исследованиям таких современных авторов, как Т. Агапова, Н. Ларина, Ю. Любимцев, Л. Лыкова, В. Христенко, Ю. Швецов и др., развитие современной концепции налогово-бюджетных отношений происходит на серьезной методологической основе и является отражением меняющихся объективных условий развития российской экономики.

Цели и задачи исследования. Целью реферата является обоснование направлений повышения эффективности государственного регулирования регионального развития России (на примере Приморского края).

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

Обозначить теоретические основы государственного регулирования территориальным развитием регионов;

Дать краткую характеристику региона;

Оценить государственное регулирование развития инвестиционной политики, экономических отраслей и социальной сферы в Приморском крае.

Объектом исследования является экономика Приморского края.

Предметом исследования выступают преимущественно бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты государственного регулирования экономики на региональном уровне.


Глава I . Характеристика Приморского края

Приморский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР ВлО разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский крайВ» (в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно). Столица края тАФ город Владивосток. Площадь Приморского края составляет 165,9 тыс. км². Население тАФ 1988 тысяч человек (2009). Плотность населения: 12,0 чел./км² (2009), удельный вес городского населения: 75,4 % (2009)

Средний прожиточный минимум 4975 рублей (3 кв. 2007), 6071 рубль (4 кв. 2008), для работающих тАФ 5321 руб. (2007), для пенсионеров тАФ 3968 руб. (2007), для детей тАФ 4810 рублей (2007). Среднедушевой денежный доход приморцев с января по октябрь 2007 года составил 9954 рубля (2,3 прожиточных минимума), в декабре 2008 года тАФ 17582 рубля (2,9 прожиточных минимума). Среднемесячная заработная плата составляла в 2007 году 11840 рублей (2,5 прожиточных минимума). При этом доходы 19 процентов населения Приморского края даже не дотягивали до прожиточного минимума В декабре 2008 года среднемесячная заработная плата составила 22214 рублей
.

Губернатор края тАФ Сергей Дарькин. В ноябре 2004 года было объявлено о его вступлении в партию ВлЕдиная РоссияВ». В январе 2005 Дарькин стал первым назначенным губернатором в России. Ему предстоит руководить регионом до 2010 года. Дарькин сам поставил вопрос о доверии перед президентом, и его кандидатура была предложена президентом Путиным на утверждение краевым Законодательным собранием. Из 36 депутатов 35 поддержали эту кандидатуру. Не поддержал только один - Николай Владимирович Марковцев.

Законодательное Собрание Приморского края является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти края. Численный состав Законодательного Собрания тАФ 40 депутатов.

Крупнейшими налогоплательщиками в Приморье являются:

В· ОАО ВлВосточный портВ»

В· ОАО ВлНаходкинская база активного морского рыболовстваВ»

В· ВлПриморское морское пароходствоВ»

В· ОАО ВлРоснефть-НаходканефтепродуктВ»

В· ОАО ВлНаходкинский морской торговый портВ»

В· ОАО ВлДальэнергоВ»

В· ОАО ВлДальневосточное морское пароходствоВ»

В· ОАО ВлВладивостокский морской торговый портВ»

В· ВлПриморнефтепродуктВ»

В· ОАО ВлДальсвязьВ»

В· ОАО ВлПриморскугольВ»

В· ООО ВлГамма-ЛимитедВ»

В· ОАО ВлВладивосток АвиаВ»

В· ЗАО ВлЛуТЭКВ»

Владельцами крупных пакетов акций предприятий в Приморском крае являются: РАО ВлЕЭС РоссииВ», НК ВлРоснефтьВ», ВлГруппа МДМВ», ВлГруппа АльянсВ», Консорциум ВлАльфа-группВ».

Российские ВлН-ТрансВ» (бывшая ВлСеверстальтрансВ») и ВлЕвразХолдингВ» владеют двумя крупнейшими портами Приморского края (Восточный порт и Находкинский морской торговый соответственно).

В Приморье влиянием пользуется "Группа ВлАльянсВ» Мусы Бажаева, подписавшая летом 2001 г. генеральное соглашение о сотрудничестве с краевой администрацией. ВлАльянсВ» стал одним из главных поставщиков топлива для нужд приморского ЖКХ. Группа владеет контрольным пакетом акций ОАО ВлПриморнефтепродуктВ»; ВлАльянсВ» также контролирует и Находкинский нефтепорт.

Госкомпания ВлРоснефтьВ» в августе тАФ сентябре 2001 приобрела у иностранных инвесторов 33,4 % акций старейшего лесопромышленного предприятия региона тАФ ОАО ВлПриморсклеспромВ». В ноябре 2002 г. 26 % голосующих акций ОАО ВлПриморскугольВ» купила компания ВлРусский угольВ» тАФ альянс, созданный ОАО ВлРоснефтьВ» и ОАО ВлМежпромбанкВ». В Приморском крае ВлРоснефтьВ» представлена дочерней компанией ОАО ВлНК Роснефть-НаходканефтепродуктВ»
.

ВлГруппа МДМВ» является владельцем 49 % пакетом акций ОАО ВлТорговый порт ПосьетВ». МДМ контролирует около 30 % голосующих акций ВлДальэнергоВ».

В совет директоров ОАО ВлПриморскугольВ» избраны представители входящего в Группу МДМ ОАО ВлСибирская угольная энергетическая компанияВ» (СУЭК). ОАО ВлСУЭКВ» через близкие структуры контролирует более 60 % акций предприятия.

С 2002 развитием Дальневосточной контейнерной сети занялась транспортная компания ВлН-ТрансВ» (бывшая ВлСеверстальтрансВ»), совместно с компаниями-партнерами контролирующая крупнейший на Дальнем Востоке Восточный порт. В 2002 г. контейнерный бизнес ВлН-ТрансаВ» (бывшая ВлСеверстальтрансВ») был выделен в отдельное стратегическое направление тАФ совместно с партнером группой First Quantum, и учреждена Национальная Контейнерная Компания.

В августе 2003 одна из трёх крупнейших сотовых телефонных компаний тАФ ВлМобильные ТелеСистемыВ» (МТС) тАФ купила половину акций ВлПримтелефонаВ», получив доступ на дальневосточный рынок. Филиал ВлСвязьинвестаВ» ВлДальсвязьВ», владела оставшимися 50 % до начала 2004 года, после чего тоже продала их МТС. ВлМегаФонВ» также обладает лицензией на Дальний Восток. Осенью 2008 года компания Билайн (Вымпел-Коммуникации) начала коммерческую эксплуатацию своей сети 3G. Кроме того, в крае имеется ещё два местных оператора сотовой связи тАФ ВлАкосВ» (принадлежит ВлДальсвязиВ») и ВлНовая Телефонная КомпанияВ» (НТК)
.

РАО ВлЕЭС РоссииВ» является владельцем крупнейшего пакета акций ОАО ВлДальэнергоВ» (49 %).

Климат умеренный, муссонный. Зима сухая и холодная с ясной погодой. Весна продолжительная, прохладная, с частыми колебаниями температуры. Лето тёплое и влажное, на летние месяцы приходится максимум количества осадков. Осень как правило тёплая, сухая, с ясной погодой. Летом преобладают южные ветра с Тихого океана а зимой северные, приносящие холодную, но ясную погоду с континентальных районов. Основная особенность тАФ летом обильные осадки и туман. Лето тАФ пора тайфунов, эти тропические циклоны каждый год посещают край, нанося порой огромный ущерб инфраструктуре края и сельскому хозяйству. Средняя температура июля +17СтАж+26С. Средняя температура января от −8С на побережье до −24С в материковых районах. Осадков 600тАФ900 мм в год.

Расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Крупный залив тАФ Петра Великого. Берега залива сильно изрезаны и образуют внутренние заливы: Амурский, Уссурийский, Посьета, Стрело́к, Восток. Центральную и восточную части края занимают горы Сихотэ-Алинь (высота до 1855 м), на западе тАФ Уссурийская и Приханкайская низменности.

Крупные острова: Русский, Путятина, Аскольд, Попова, Рикорда, Рейнеке, Большой Пелис.

На юго-западе находится крупное озеро Ханка. Разделяет с Китаем.

В Приморье проживает около 2 млн. человек, из которых 1860 тыс. русские, примерно 90 тыс. человек - украинцы, татары - более 14,5 тыс., и только около 3900 человек - китайцы (вопреки распространяемой неверной информации). Проживает более 100 народов
.

В Приморье открыт целый ряд крупных и уникальных месторождений разнообразных полезных ископаемых, на базе которых создана и функционирует самая мощная на Дальнем Востоке горнодобывающая промышленность.

В крае производится более 92 % плавикового шпата России, 64 % вольфрамовых концентратов, почти 100 % борных продуктов, 73,6 % свинца в концентрате и 8,4 % свинца рафинированного, добывается 18,2 % олова России
.

В крае выявлено почти 100 угольных месторождений с общими прогнозными запасами до 2,4 млрд т. Основные месторождения угля тАФ Бикинское, Павловское, Шкотовское и Артемовское тАФ буроугольные, Партизанское и Раздольненское тАФ каменноугольные. Многие месторождения угля имеют сложные гидрогеологические условия (небольшая толщина угольных пластов и их высокая обводненность). Это затрудняет добычу угля, делает её более дорогой. Вместе с тем около 70 % запасов угля пригодно для открытой разработки.

Край богат месторождениями цветных металлов. Известно около 30 месторождений олова, которые в основном находятся в Кавалеровском, Дальнегорском и Красноармейском районах. В этих же районах сосредоточено около 15 месторождений полиметаллических руд, содержащих цинк, свинец, медь, серебро, висмут, редкоземельные металлы. В Красноармейском и Пожарском районах края имеется несколько месторождений вольфрама. Кроме вольфрама в этих рудах содержится медь, серебро, золото, висмут и другие ценные металлы. В северо-восточных районах Сихотэ-Алиня найдено несколько месторождений серебра.

В крае разведано более 50 месторождений золота. Золотоносные месторождения имеются как на юге Приморья, так и на севере. Около 60 % всех запасов золота находятся в россыпях по долинам рек.

В районе Дальнегорска находится крупнейшее в России месторождение бора (датолитовых, боросодержащих руд). Оно разрабатывается открытым способом и может обеспечить работу перерабатывающих предприятий не менее чем на 50 лет. Плавиковый шпат, добывается в Хорольском районе (Вознесенское и Пограничное месторождения). Кроме плавикового шпата в рудах этого месторождения содержатся редкие металлы. Открыты несколько месторождений фосфоритов на материковом склоне Японского моря.

На запасах Дальнегорского боросиликатного месторождения, скарново-полиметаллических месторождений работает крупное горно-химическое предприятие ОАО ВлБорВ». ОАО ВлЯрославский ГОКВ» разрабатывает Вознесенское и Пограничное флюоритовые месторождения. ОАО ВлПриморский ГОКВ» и ОАО ВлЛермонтовская ГРКВ» вместе разрабатывают богатейшие скарново-шеелитовых месторождения Восток-2 и Лермонтовского. В посёлке Кавалерово ОАО ВлГРК ХрустальнаяВ» разрабатывает богатое оловянное месторождение ВлИскраВ». Кроме того, в крае добываются бурые и каменные угли, строительные материалы; действует ряд санаторно-больничных комплексов на базе подземных минеральных источников и морских грязей, в том числе крупнейший в России Шмаковский. В небольшом количестве в крае добывается россыпное золото, цеолиты, бентонитовые глины и другие полезные ископаемые. Вводятся в эксплуатацию коренные золото-серебряные месторождения.

В структуре добычи традиционно преобладают бурые и каменные угли тАФ 47 %, значительную роль играют цветные и редкие металлы тАФ 21 % и неметаллы тАФ 14 %. Производство благородных металлов (золота из россыпных и комплексных вольфрамово-медных месторождений, серебра из комплексных полиметаллических месторождений) не превышает 10 %, добыча общераспространенных полезных ископаемых тАФ 3 %
.

Обеспеченность действующих предприятий сырьевой базой неодинакова. ОАО ВлБорВ» и ОАО ВлЯрославский ГОКВ» обеспечены разведанными запасами борной и плавиковошпатовой руды на длительный срок.

В крае имеются перспективы выявления промышленных месторождений как традиционных для края полезных ископаемых, так и новых, на базе которых могут быть созданы крупные горнодобывающие предприятия. Из традиционных полезных ископаемых есть перспективы поисков богатых скарново-шеелитовых месторождений в Лермонтовском рудном узле и высококачественных лечебных грязей в бухте Экспедиции на юге Приморья.

Особенно благоприятные перспективы в крае имеются на выявление новых промышленных рудных месторождений благородных металлов (золота и серебра).

Из новых полезных ископаемых в Приморье имеются перспективы выявления месторождений сурьмы, ртути, марганца, барита, каолинов, и высококачественных кварцитов для производства стекла, в которых в настоящее время Россия испытывает большой недостаток.

В крае в последние годы появились перспективы выявления месторождений драгоценных камней: алмазов в коренном залегании и корундов в россыпях, в первую очередь сапфиров в Вострецовском золотоносном районе. Имеется недоразведанное месторождение Радужное благородного опала в пределах Алчанской вулканоструктуры.

В 1999тАФ2000 годах начата переоценка перспектив края на нефть и газ, как в наземной части, так и на шельфе Японского моря. Прогнозная оценка на нефть по разным авторам колеблется в пределах 10-150 млн тонн. Развитая инфраструктура края и удаленность от нефтедобывающих регионов России позволяет с высокой степенью достоверности предполагать, что отработка даже мелких месторождений нефти и газа будет экономически целесообразна.

Не осваиваются разведанные месторождения германия, по запасам которого Приморье занимает одно из ведущих мест в мире. Также ждут своего освоения месторождения вермикулита, графита, талька и других полезных ископаемых.

До 80 % территории края занимают исключительно разнообразные по составу леса: хвойные, широколиственные, мелколиственные деревья и кустарники, многие из которых эндемичны (абрикос маньчжурский, актинидия, женьшень). Лесопокрытая площадь составляет 12,3 млн га, общие запасы древесины тАФ 1,75 млрд м³. Леса третьей группы занимают около 60 % лесопокрытой площади, а леса, где возможны рубки тАФ около 75 %. Для Приморского края норма вырубки составляет около 10 млн м³ в год. В некоторых районах вырубается намного больше рациональных норм, а в труднодоступных районах лес может не вырубаться вообще. Леса Приморского края также богаты кедровыми орехами, лекарственными растениями (лимонник, женьшень). Во флоре Приморья насчитывается более двух тысяч видов высших растений, из которых около 250 видов деревьев
.

В Приморском крае расположены: Дальневосточный морской заповедник, Кедровая Падь, Лазовский заповедник, Сихотэ-Алиньский заповедник, Уссурийский заповедник, Ханкайский заповедник.

В Приморье сочетаются тайга и субтропические леса. Зимой стоят морозы около −30В°С (иногда до −50 В°C), летом тАФ 30-тиградусная жара (местами до +40 В°C). Район является самым южным в зоне тайги и самым северным в зоне субтропиков, что определяет богатство флоры и фауны, разнообразность ландшафтa, тёплое море на юге, наличие источников целебных вод тАФ все это позволяет развивать туризм в крае. Приморский край включает в себя 12 городских округов и 22 муниципальных района, на территории которых располагаются 29 городских поселений и 116 сельских поселений
.

Многие населённые пункты основаны поселенцами из Центральной России, с Украины и из Белоруссии и получили имена родных мест:

В· Хороль тАФ в честь украинских города и реки Хорол

В· Черниговка тАФ в честь города Чернигов.

В· Чугуевка тАФ в честь города Чугуев.

В· Киевка

В· Тереховка тАФ в честь белорусского поселения

В· Речица тАФ в честь белорусского города

В· Нежино и Новонежино тАФ в честь города Нежин

В· Новая Москва

В· Прилуки

В· Суражевка тАФ в честь города Сураж бывшей Черниговской губернии, ныне Брянской области

В· Полтавка тАФ в честь Полтавы.

В· Уссурийск

В· Камень-Рыболов

Южный регион Дальневосточного края переселенцы с Украины и из Белоруссии называли Зелёный Клин.


Глава II . Государственное регулирование территориального развития Приморского края

Вз 2.1 Влияние мировой экономики на развитие Приморского края

К настоящему времени процессы глобализации сформировали новый международный контекст существования Дальнего Востока России. Изменение направленности и интенсивности товарных, технологических, финансовых, интеллектуальных и трудовых потоков резко изменили среду функционирования сформированных на предыдущем этапе хозяйственных комплексов и социально-экономических структур региона в целом и Приморского края в частности.

Особенность геополитического и геоэкономического положения Приморского края состоит в том, что он, находясь на периферии Дальневосточного федерального округа, граничит с Северо-Восточными провинциями Китая, с Северной Кореей и по морской границе - с Японией, которые активно реализуют собственные планы интеграции в АТР.

Наиболее значимым проектом, имеющим федеральное и международное значение, на территории Приморского края является проект размещения объектов саммита АТЭС - 2012, который реализуется в рамках подпрограммы ВлРазвитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионеВ» федеральной целевой программы ВлЭкономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 годаВ». Проектом намечено осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктуры г. Владивостока в целях создания на его основе крупного торгово-финансового, транспортно-логистического, индустриального и научно-образовательного центра.

Результатом реализации этого масштабного проекта должно стать резкое изменение имиджа Владивостока как одного из главных центров АТС, укрепление позиций России в Азиатско-тихоокеанском регионе, установление долгосрочных партнерских отношений с транснациональными корпорациями и правительствами стран АТР.

Другим проектом, имеющим большое значение для качественного развития и реформирования регионального рынка труда является создание Дальневосточного федерального университета, размещаемого на о. Русском. Специализацией Дальневосточного университета, который уже к 2017 г. должен войти в мировые рейтинги вузов, могут стать логистика, биотехнологии, топливно-энергетический комплекс, экология и управление (в том числе сегмент бизнес-образования).

Размещаемая в бух. Муравьиная Артемовского городского округа Игорная зона федерального значения также будет иметь большое региональное и международное значение и явится дополнительным импульсом градостроительного развития Владивостокской агломерации.

Вз 2.2 Развитие региональной системы расселения

На первом месте в градостроительной стратегии развития Приморского края стоит тема укрепления сложившейся системы расселения путем формирования внутрикраевого рассселенческого каркаса.

При этом особым объектом градостроительного планирования является Владивостокская городская агломерация, формирующаяся на юге края. Граница этой агломерации будет в перспективе охватывать территорию в радиусе 2-х часовой транспортной доступности, а общая численность ее населения составит около 1,2 млн.чел., т.е. около 50% перспективной численности населения края
.

В первую очередь здесь необходимо бороться с тенденцией, присущей всем крупным агломерациям - ВлрастеканиемВ». Спонтанное развитие порождает многочисленные проблемы:

Отсутствие городской организации за пределами центра;

Возрастающее ВлрастаскиваниеВ» свободных земель без учета общего плана;

Деградация окружающей среды, как правило, вдоль вылетных автомагистралей.

Комплексное и гармоничное развитие агломерации связано с четким функциональным зонированием территории, с целенаправленным определением специализации ее планировочных элементов, с организацией единой инженерной инфраструктуры, единой системы общественного городского и внегородского транспорта, единой многоуровневой системы рекреации.

Приоритетной среди градостроительных проблем является - укрепления транспортного каркаса Южного Приморья с целью включения в активное взаимодействие с центром системы - г. Владивостоком максимально возможного числа городов и поселений этой зоны с последующим перераспределением функций между ними и определением приоритетов развития всех планировочных элементов агломерации.

Первоочередное формирование скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей в направлении Владивосток-Уссурийск и Владивосток-Находка-Партизанск является важнейшей задачей, решение которой позволит в короткий срок диверсифицировать занятость, более полно удовлетворить материальные и духовные запросы населения, и, в конечном счете более эффективно использовать кадровый потенциал района с населением более 1 млн. чел.

Дальнейшее развитие опорного каркаса Приморского края связано с развитием и усилением широтных транзитных транспортных связей в направлении от границы с КНР к портам Приморского края. Это, прежде всего, два формируемых Международных транспортный коридор (МТК): Приморье-1 и Приморье-2, а также ряд направлений с выходом на строящиеся в перспективе порты центральной части Приморья, расположенные в бухтах Ольга, Владимира и Рудная.

Большое влияние на социально-экономическое развитие Приморского края окажет реализация проектов строительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) и газопровода Хабаровск-Владивосток. Значительная доля углеводородного сырья намечается к экспорту через порты Приморья. При этом экономически выгодным становится организация переработки сырья в припортовых промышленно-производственных зонах.

А это значит, что Влполюсами развитияВ» должны стать подлежащие модернизации, реконструкции и расширению порты Приморья: Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино, а также вновь создаваемые новые портовые комплексы, прежде всего, на незамерзающих акваториях края (в бухтах Владимира и Ольга), и подходы к ним магистралей сухопутного транспорта. Это предполагает также создание здесь мощной логистической инфраструктуры для обеспечения транзитных перевозок.

Учитывая сложные природно-климатические и орографические условия Тихоокеанского побережья Приморья (повышенную сейсмичность и цунамиопасность), а также ограниченность территории для развития переработки сырья, значительную долю этой переработки целесообразно сконцентрировать в тыловой части края, на подступах к портам, оставив припортовую территорию для развития транспортно-логистических терминалов.

С завершением к 2013г. строительства автомагистрали ВлВостокВ» (Хабаровск-Находка), проходящей параллельно автодороге федерального значения М-60 ВлУссуриВ» в глубинной части Приморского края, на территории края появляется новая меридиональная планировочная ось. Именно эта планировочная ось, которая к концу расчетного срока будет усилена новой железнодорожной линией, станет основой новой урбанизации края.

Вдоль новой планировочной оси в перспективе будут формироваться градостроительные узлы. При этом вероятными районами образования новых городов, градообразующей основой которых станут перерабатывающие предприятия новейших технологий (нефтехимия, лесопереработка, газохимическая отрасль, цветная металлургия, первичная переработка минерального сырья и др.), станут места пересечения широтных направлений и новой меридиональной планировочной оси: в центральной части края - район Новочугуевка-Арсеньев и в северной части - район Новопокровка-Богуславец.

В этих районах в перспективе, главным образом, за счет механического притока населения из других районов страны могут быть образованы 2 новых города с населением от 30 до 50 тыс. чел., которые сыграют важную роль в развитии краевой системы расселения и станут опорными центрами освоения северной и центральной части края, стягивающими на себя ресурсные зоны Приморского края
.

В районе Новопокровка-Богуславец в перспективе проектируется строительство каскада Дальнереченских ГЭС, что будет способствовать укреплению энергетической независимости формируемого промышленного узла.

Таким образом, развитие региональной системы расселения Приморского края будет происходить одновременно в четырех направлениях:

1. Усиление и комплексное развитие Владивостокской агломерации.

2. Активное развитие портовых комплексов Приморского края.

3. Укрепление приграничной зоны с увеличением количества, качества обслуживания и пропускной способности железнодорожных и автомобильных таможенных КПП.

4. Формирование новой меридиональной глубинной планировочной оси вдоль автомагистрали ВлВостокВ» и строящейся в перспективе параллельно с ней железнодорожной магистрали.

Основными объектами промышленных новостроек, предусмотренных к строительству в течение расчетного срока схемы являются следующие предприятия федерального значения:

1. Нефтехимический завод мощностью 20 млн.тн, площадка в стадии выбора, находиться в районе Находкинского городского округа;

2. Газоперерабатывающий завод мощностью 30 млрд.м 3 в год (в Хасанском районе);

3. Газосжижающий завод, площадка в районе бух.Славянка;

4. Атомная электростанция мощностью 2000 МВт, площадка в районе Арсеньева (в перспективе, за пределами 2020 г.);

5. Алюминиевый завод, площадка в районе бух. Ольга (в перспективе, за пределами 2020 г.);

6. Каскад Дальнереченских ГЭС мощностью 360 МВт (в перспективе, за пределами 2020 г.)
.

Вз 2.3 Меры государства по развитию Приморского края

В 2009 году завершится реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Приморского края до 2009 года".

Общий объем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11 млн. рублей, из них средства федерального бюджета тАУ 28568,06 млн. рублей (19,84%), средства бюджета Приморского края тАУ 30211,01 млн. рублей (18,67%), средства внебюджетных источников тАУ 101904,25 млн. рублей (61,49%).

В 2007 году объем бюджетного финансирования Программы составил 4231,54 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета тАУ 2759,73 млн. рублей, из бюджета края тАУ 17237,92 млн. рублей. Из внебюджетных источников привлечено 33354,29 млн. рублей
.

В рамках Программы в 2003-2007 годах реализованы мероприятия по строительству новых, расширению и реконструкции действующих предприятий. Работа промышленного комплекса всегда предопределяла перспективы развития экономики Приморского края. Признанием успешности управления экономикой края, обеспечившей социально- экономическую стабильность, можно считать последовательное повышение в последние годы деловой предпринимательской активности.

На "Развитие системы здравоохранения" направлено 3097,18 млн. рублей, из них 902,0 млн. рублей из федерального бюджета. Введено в эксплуатацию 15 больниц, в том числе 4 тАУ за счет средств федерального бюджета
.

На "Развитие системы образования" тАУ выделено 3548,66 млн. рублей, в том числе 1092,82 млн. рублей средства федерального бюджета. Введено в эксплуатацию 84 школ на 13876 учебных мест
.

Основной целью государственной политики в сфере образования является создание механизма устойчивого развития системы народного образования как важнейшего условия дальнейшего развития общества и обеспечения конкурентоспособности экономики республики, а также решение задач становления нравственных идеалов и ценностей, воспитания гражданственности и патриотизма.

Система образования республики будет развиваться в соответствии с концепцией модернизации российского образования, определившей главным направлением повышение качества обучения и воспитания, обеспечение его доступности для всех слоёв населения, эффективности.

Главным приоритетом является обеспечение гарантий общедоступного и бесплатного полного общего и начального профессионального образования, создание условий для развития национального образования и изучения родных языков.

Одной из основных задач профессионального образования является повышение уровня его доступности, в особенности, для сельского населения. В связи с этим будет усилено внимание к целевой контрактной подготовке кадров, обеспечению соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда и объёмами подготовки специалистов по различным специальностям.

В рамках "Социальной защиты населения" обеспечивалось финансирование мероприятий по строительству, реконструкции и улучшению материально-технической базы учреждений социальной защиты. На указанные цели направлено 284,97 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 185,56 млн. рублей
.

За последние годы достигнуты ощутимые результаты в государственной поддержке социально уязвимых категорий граждан. Обеспечивается своевременная выплата пенсий, размер которых повышен практически всем категориям. Во многом это результат усилий по оздоровлению экономики предприятий республики, производящих отчисления в Пенсионный фонд.

В районах и городах республики действует 34 центра социального обслуживания, имеющих более 200 структурных подразделений различного профиля. Функционируют 6 специальных жилых домов для одиноких престарелых граждан. Необходимо и в дальнейшем продолжать совершенствование механизмов по социальной защите старшего поколения, расширять сеть учреждений социального обслуживания населения, чтобы в полном объеме реализовывать перечень гарантированных государством услуг для малоимущих престарелых граждан и инвалидов. Для этого в 2005-2009 годах дополнительно были введены в строй 4 объекта социальной защиты населения.

На "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" направлены средства в сумме 1744,55 млн. рублей, в том числе 732,32 млн. рублей из федерального бюджета. В рамках мероприятий решены вопросы бесперебойного обеспечения качественной питьевой водой населения и увеличения мощности и надежности системы водоснабжения и канализации, введено 435,05 км водопроводных сетей, 25,04 км канализационных сетей. В целях обеспечения устойчивой работы коммунальных теплоисточников введено в эксплуатацию 71 км сетей теплоснабжения
.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее социально значимых отраслей. Услуги, предоставляемые отраслью, являются жизненной необходимостью.

Будут осуществлены реальные преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве. При этом реформа жилищно-коммунальной сферы не будет и не должна сводиться только к повышению оплаты за жилье и коммунальные услуги.

Необходимо модернизировать жилищный фонд, объекты коммунального значения, осуществить масштабную программу капитального ремонта жилых домов, повсеместно внедряя энерго- и ресурсосберегающие технологии, как основу снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги, провести комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Для комплексной модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в предстоящем периоде предстоит выработать ряд действенных мер и мероприятий, для чего необходимо провести полную инвентаризацию объектов жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики.

Необходимо продолжить демонополизацию отрасли, в том числе за счет:

тАУ повсеместного внедрения договорных отношений между субъектами жилищно-коммунальной деятельности и формирования двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в сфере управления недвижимостью за по

Вместе с этим смотрят.