Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое ретрансляция договора в казначействе. Казначейское и банковское сопровождение гособоронзаказа: практические вопросы контроля за расходованием бюджетных средств. IV. Казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении целевых сре

В письме Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015 сказано, что заказчику необходимо открыть лицевой счет в казначействе для обеспечения исполнения контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе № 44. В том случае, если юридическое лицо, выступающее в роли заказчика, получает субсидирование из бюджета, то есть является получателем бюджетных средств, то оно в обязательном порядке открывает счет в территориальном органе Федерального казначейства — ТОФК.

Ведение операций через ТОФК — казначейское сопровождение госконтрактов — необходимо для усиления контроля над исполнением и целевым использованием бюджетных средств.

ФК контролирует:

  • госконтракты на поставку товаров, работ, услуг в размере от 100 млн руб., если по условиям данных контрактов предусмотрено авансирование;
  • договоры о предоставлении взносов в уставной капитал, имущество юридических лиц в том случае, если они являются источниками его финансирования;
  • соглашения на выделение субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам;
  • НПА, устанавливающие порядок предоставления субсидирования ПБС, за исключением тех документов, в которых предусмотрено заключение соглашения о предоставлении субсидии;
  • договорные отношения, установленные в процессе исполнения госконтрактов и соглашений организаций.

Пошаговая инструкция: открытие счета в казначействе для госконтракта 2019

Порядок открытия и ведения Л/С в ТОФК регламентируется приказом № 21н от 17.10.2016.

Чтобы открыть счет в казначействе, юр лицу необходимо следовать инструкции.

1. Собрать определенный пакет документов (как бюджетникам, так и иным юридическим лицам). С перечнем требуемой документации лучше ознакомиться на официальном сайте ФК.

2. Подготовить заявление по форме 05311752.

3. Заполнить и нотариально заверить карточку образцов подписей по форме 05311753.

4. Сделать нотариально заверенную копию контракта, на основании которого возникла необходимость открывать такой Л/С.

5. Подготовить заверенную копию справки о внесении предприятия в ЕГРЮЛ.

6. Подготовить заверенную копию Устава организации. Для бюджетного учреждения также понадобится заверенное у нотариуса либо у ГРБС «Положение о БУ» (или Устав).

7. Запросить справку в ИФНС о том, что организация является налогоплательщиком и приложить копию свидетельства о постановке на учет в налоговой.

8. Оформить справку в ФСС о том, что учреждение является плательщиком социальных страховых взносов.

9. Собрать необходимые документы и предоставить полный пакет в ТОФК. Федеральное казначейство рассматривает предоставленные бумаги и в течение пяти рабочих дней уведомляет юрлицо о своем решении.

Сложившаяся экономическая ситуация в России способствовала реформированию системы финансовых органов, более четкому разграничению компетенции этих органов, деятельность которых, отчасти, дублировалась или отсутствовало ясное разграничение компетенции.

В условиях бюджетного дефицита и, вместе с тем, необходимости развития предпринимательства усиливается и реформируется государственный финансовый контроль и аудит. Денежные потоки на государственное финансирование/софинансирование и иную косвенную финансовую поддержку, которые предоставляются юридическим лицам в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных контрактов, нуждаются в более эффективном мониторинге и расходовании. Как отметила Председатель Счетной палаты Голикова Т.А. в своем докладе 28 января 2015 г., объем дебиторской задолженности за счет федерального бюджета приблизился к 4 трлн. руб., что свидетельствует об отвлечении значительных бюджетных средств без достижения целевых показателей и снижению эффективности исполнения бюджета. Активизация деятельности Федерального казначейства в части сопровождения государственных контрактов и реализация переданных упразднением Росфиннадзора полномочий должны повысить уровень законного и целевого расходования бюджетных средств, что, в свою очередь, должно способствовать развитию предпринимательской деятельности и укреплению экономической платформы.

Основной проблемой массовой растраты целевых денежных средств, по мнению государственных органов и субъектов предпринимательства, является фрагментарность государственного финансового контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета. В качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 1 декабря 2014 г. «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27 декабря 2014 г. предусматривался новый механизм финансового контроля Федеральным Казначейством РФ. Целями казначейского сопровождения являются:

  • Обеспечение прозрачного движения целевых бюджетных средств.
  • Непрерывность финансового контроля расходования бюджетных средств.
  • Развитие экономики посредством доведения бюджетных средств до намеченного сектора экономики.
  • Своевременное исполнение договорных обязательств.
  • Повышение дисциплины заказчиков и исполнителей.

Объект контроля

Лицами, несущими обязанность открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, являются: участники бюджетного процесса, казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения - не участники бюджетного процесса (такое право было предоставлено также Государственной компании «Российские автомобильные дороги»). Казначейское сопровождение в 2015 г. было определено в отношении следующих контрактов:

  • Государственных контрактов, в соответствии с которыми сумма контракта превышала 1 миллиард рублей, в которых был предусмотрен авансовый платеж, а также, если государственный контракт не был заключен в рамках реализации государственного оборонного заказа и не требовал банковского сопровождения. Также в отношении государственных контрактов, сумма которых менее 1 миллиарда рублей, но в условиях которых предусмотрены авансовые платежи в пределах 30%-80% от суммы контракта.
  • Если казначейское сопровождение этого государственного контракта прямо предусмотрено в нормативном правовом акте.
  • Государственных контрактов, не обеспеченных исполнением (Постановление Правительства РФ № 199 от 6 марта 2015 г.).

Казначейское сопровождение 2015 г. вызывало множество вопросов, связанных с порядком и механизмом реализации полномочий этой части ввиду отсутствия ясной и системной регламентации, вследствие чего механизм казначейского сопровождения не получил широкого и должного применения. Между тем, государственными органами этот механизм получил положительную оценку, ввиду чего было принято решение о введении его в БК РФ и иные законодательные акты на постоянной основе. Соответствующих изменений в БК РФ не внесено, однако казначейское сопровождение регламентировано ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Постановлении Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г. и иными подзаконными актами.

Изменения 2016 г.

Казначейское сопровождение, закрепленное в ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», в значительной степени отличается от «экспериментального» 2015 г.: в первую очередь, расширен перечень государственных контрактов, в отношении которых устанавливается казначейское сопровождение, изменены критерии относимости контрактов к сопровождаемым. В частности, снижен порог сопровождаемых контрактов с 1 миллиарда рублей до 100 миллионов рублей, что существенно расширяет перечень сопровождаемых контрактов. В отношении большинства государственных контрактов вовсе отменен ценовой порог. В соответствии с ФЗ № 359-ФЗ в 2016 г. казначейскому сопровождению подлежат:

  • Соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам, государственным корпорациям, Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
  • Контракты о поставке товаров, работ, услуг между юридическими лицами, получающими субсидии/бюджетные инвестиции/взносы в уставные (складочные) капиталы, и юридическими лицами - исполнителями по контракту, если источником финансового обеспечения являются бюджетные субсидии/ бюджетные инвестиции/ взносы в уставные (складочные) капиталы, и контракт не предусматривает авансовых платежей. Казначейскому сопровождению подлежат так же аналогичные контракты, заключаемые в целях исполнения контрактов, обозначенных в этом пункте.
  • Контракты о поставке товаров, работ, услуг, цена которых превышает 100 миллионов рублей, при этом контракт не заключен в рамках государственного оборонного заказа, не требует банковского сопровождения и предусматривает авансовые платежи. Контракт подлежит сопровождению и в том случае, если контрактом предусмотрена множественность на стороне исполнителя (соисполнители).
  • Договоры о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, основным финансовым источником которых являются бюджетные инвестиции и субсидии.
  • Контракты, заключенные в 2015 г., сумма которых превышает 1 миллион рублей, если условия об исполнении авансовых платежей не исполнены на дату 1 января 2016 г. Также сопровождение требуют контракты, заключенные в целях исполнения контрактов, обозначенных в этом пункте.

В целях реализации полномочий по сопровождению государственных контрактов было принято Постановление Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г., также утвержден Приказ министерства финансов № 213н от 25 декабря 2015 г. Кроме того, было опубликовано совместное Письмо Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ № 02-03-08/19065, № 07-04-05/05-243 от 4 апреля 2016 г. «О казначейском сопровождении государственных контрактов, контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг» (далее - Письмо).

Согласно Письму Приказом № 213н от 25 декабря 2015 г. предоставлено два альтернативных способа санкционирования операций, применение каждого из которых определяет Министерство финансов РФ. В первом случае перечисление средств на основании платежного поручения юридического лица происходит в обязательном сопровождении Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. на основании решения Министерства финансов РФ. Во втором случае, соответственно, санкционирование операций не требует Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. При этом остается неясным вопрос о том, на чем должен основываться выбор Министерства финансов РФ, поскольку от этого зависит объем контроля Федеральным казначейством РФ и предмет его сопровождения.

Остаются открытыми множество вопросов, волнующих, в первую очередь, юридические лица, связанные с возможностью инициирования по результатам казначейского сопровождения административного производства, эффективностью механизма сопровождения государственных контрактов, относимости обязанности по открытию лицевых счетов аффилированными лицами, сроками и санкциями в процессе казначейского сопровождения.

После удачного, по мнению Министерства финансов РФ, применения казначейского сопровождения в 2015 г. «в пилотном режиме» было принято решение о введении института казначейского сопровождения также в ФЗ № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. (о гос. закупках) ч. 5 ст. 99, которая вступает в силу 1 января 2017 г. и предусматривает контроль Федеральным казначейством в сфере закупок (аналогичная конструкция обсуждается для введения в ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011г.). Так, Федеральное казначейство уполномочено осуществлять контроль за информацией об объеме финансирования, идентификационных кодах закупок, о планах-графиках, а также за самим протоколом определения поставщиков и информации, содержащейся в нем, условиям контракта. В случае выявления нарушений законодательства орган Федерального казначейства РФ направляет в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений для согласования протокол с выявленными нарушениями субъекту контроля, который должен устранить нарушения и пройти повторный контроль. Подконтрольный объект (информация) не подлежит опубликованию в информационной системе до момента устранения нарушения законодательства. Постановлением Правительства РФ № 1367 от 12 декабря 2012 г. утверждены Правила осуществления контроля, предусмотренные ч. 5 ст. 99 ФЗ 44-ФЗ 5 апреля 2013 г.

Ужесточение контроля в сфере гос.закупок и гос.контрактов, по большей мере, имеет положительный эффект, однако, к примеру, с 2016 г. стало невозможным извлечение прибыли от выделенных, но не израсходованных бюджетных целевых средств посредством открытия вкладов, вложения в ценные бумаги и иных способов.

Лилит Маилян, младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

С 8 января 2019 года действует новый порядок казначейского сопровождения. Документ принимают ежегодно на основании Закона о бюджете. Читайте, что поменяли в правилах по сравнению с 2018 годом.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году

Изменения в казначейское сопровождение внесло Постановление Правительства от 30.12.2018 № 1765. Разобраться во всем поможет таблица.

2018 год

2019 год

Разрешали перечислять контрагенту средства на счет в банке, чтобы возместить расходы, если целевые средства еще не поступили. Правило действовало, если контракт содержал условие о возмещении расходов

При возмещении расходов на счет исполнителя в банке не играет роли, поступили целевые средства или нет. Условие: возможность возмещать расходы прописали в контракте. Также разрешили переводить средства на банковский счет, чтобы оплатить обязательства контрагента по накладным расходам

Казначейское сопровождение применяли к контрактам и договорам субподряда по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Казначейство сопровождает средства не только по контрактам и договорам субподряда по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, но и по договорам субсубподряда, авансовым платежам. При этом средства по договорам субподряда Казначейство сопровождает не всегда. Казначейское сопровождение применяют:

1) к договорам субподряда в рамках контракта с едпоставщиком с поэтапной оплатой на сумму 500 000 руб. и более;

2) договорам субсубподряда на сумму 300 00 руб. и более в рамках контракта с едпоставщиком с поэтапной оплатой;

3) авансам до 500 000 руб. по договорам субподряда в рамках контракта с едпоставщиком с поэтапной оплатой;

4) авансам до 300 000 руб. по контрактам субсубподряда

Казначейство сопровождало средства по контрактам федеральных бюджетных и автономных учреждений стоимостью более 100 млн руб. Правило действовало на все средства, которые поступали на счета в Казначействе

Сопровождают средства по контрактам федеральных бюджетных и автономных учреждений стоимостью более 100 млн руб. Порядок действует, если источник средств – субсидии на строительство, реконструкцию, закупку капитальных объектов или субсидии бюджетным и автономным учреждениям не для целей государственного или муниципального управления

В контракты с казначейским сопровождением заказчик включит два новых условия:

  • обязанность контрагента вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения контракта или использования авансового платежа;
  • обязанность заказчика перечислить средства контрагенту в пределах сумм на оплату фактически поставленной продукции в случаях, которые предусмотрены частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ.

В случаях, когда обязанность сопровождать средства установило Правительство, контрагентов обязали раскрывать информацию о структуре цены. Условие пропишут в контракте. Юрлица, индивидуальные предприниматели, которые получили бюджетное финансирование и проводят закупку по Закону № 44-ФЗ, будут обязаны сообщить в Казначейство об исполнении контракта в срок 10 дней.

Учтите: заказчик проводит расчеты по контракту под контролем банка или Казначейства. Для этого устанавливают сопровождение контракта. Таким образом отслеживают, на что поставщик потратил деньги заказчика, и блокируют нецелевые траты.

При казначейском сопровождении ведомство контролирует, как исполнитель тратит аванс. Для этого контрагент открывает лицевой счет в Казначействе, на который заказчик перечисляет деньги. Чтобы потратить деньги, контрагент предоставляет в ТОФК сведения о кооперации, платежку, контракт и документы-основания платежа. Контролеры проверят документы и только после этого перечислят деньги со счета исполнителя в ТОФК на банковский счет. Если специалисты Казначейства выявят нарушения, то в течение пяти дней сообщат заказчику. Данный порядок действовал в 2018 году.

Со 2 февраля 2019 года действует новый порядок санкционирования платежей при казначейском сопровождении контракта. Из рекомендации узнаете, когда и как установить сопровождение. Материал подкреплен практикой контролеров и образцами документов.

Что такое казначейское сопровождение контрактов

Казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ - это контроль органов Федерального казначейства за законным использованием целевых средств, выделенных на закупку. Говоря простым языком, казначейское сопровождение обязывает заказчиков открывать счета в казначействе и проводить по ним все расчеты по закупке.

В каких случаях необходимо казначейское сопровождение контракта? Оно требуется в отношении целевых денег, которые выделяются на основании:

  • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
  • соглашений о субсидиях и бюджетных инвестициях;
  • договоров о взносах в УК;
  • нормативных правовых актов, которые утверждают порядок предоставления субсидий;
  • госконтрактов в рамках ГОЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Исключением являются контракты в рамках ГОЗ, к которым применяется сопровождение уполномоченными банками (гл. 3.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ), а также с банковским сопровождением по постановлению Правительства от 20.09.2014 № 963.

Как прописать в контракте условия казначейского сопровождения

Мы разобрали, какие контракты подлежат казначейскому сопровождению. Перейдем к условиям, которые должны в них быть:

  • запрет перечисления средств в определенные источники;
  • осуществление операций по закупке на лицевом счете;
  • необходимость предоставления документов в Казначейство;
  • необходимость указания во всех связанных с контрактом документах идентификатора госконтракта. Кто и как формирует идентификатор при казначейском сопровождении

Казначейское сопровождение контракта предусматривает обязанность заказчика, который не относится к участниками бюджетного процесса, лицевой счет в органе Федерального казначейства. Основание - заключение госконтракта или соглашения в рамках его исполнения.

Перечисление денег на лицевые счета в органах Казначейства происходит только после проверки. Что именно проверяют должностные лица:

  • данные о сроках исполнения обязательств в предоставленной документации на соответствие условиям документа;
  • сам факт исполнения обязательств;
  • соответствие итоговой стоимости договора заявленной;
  • уровень доходности, который не должен превышать предельной величины.

Условия открытия лицевого счета для казначейского сопровождения контракта

Предоставьте в территориальный орган копию, допускается бумажная и электронная версия. Заверять у нотариуса не нужно. Также направьте сведения об электронных подписях уполномоченных лиц. Лицевой счет открывают, чтобы исполнитель получил оплату. Деньги ему придут только после проверки Казначейством.

Один счет предназначен для расчетов по 1 контракту. Если стоимость менее 100 тыс. руб., то деньги заказчик перечисляет на счет исполнителя в банке (постановление Правительства от 03.03.2017 № 249).

Как работает казначейское сопровождение ,

Особенности операций в рамках казначейского сопровождения контракта

В условиях контракта с казначейским сопровождением должен быть запрет на переводы средств на депозиты, банковские счета, в УК юрлиц. Для банковских счетов есть исключения. Разрешено переводить деньги в следующих случаях:

  • выполнение обязательств юрлица по валютному законодательству РФ;
  • выплаты лицам, привлеченным по госконтракту на основе гражданско-правовых договоров;
  • погашение расходов, связанных с исполнением госконтракта (нужно документальное подтверждение).

В Приказе Минфина России от 08.12.2017 г. № 221н приведены критерии блокировки лицевых счетов. Это возможно, если операции по счету соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:

  • уплата налогов и других обязательных платежей на сумму более 50% стоимости госконтракта;
  • выплата зарплаты на сумму более 50% стоимости;
  • перечисление прибыли, согласованной сторонами при подписании госконтракта, в размере более 20% стоимости госконтракта.

Казначейское сопровождение госконтрактов: изменения в 2018 году

В конце января 2018 года вступили в силу новые правила казначейского сопровождения, утвержденные Минфином в приказе от 19.12.2017 № 239н. В них сказано о ведении электронного и бумажного документообмена между заказчиком, исполнителем и территориальным органом казначейства.

Операции по обязательствам производят после того, как в ведомство поступает заявление на выдачу казначейского обеспечения. Казначейство проводит проверку наличия счета в территориальном органе, наличие в заявлении идентификатора госконтракта, соответствие цены контракта, указанной в заявлении, той, что написана в самом документе, соответствие суммы величине неиспользованных остатков лимитов бюджетных обязательств. Только если документ соответствует по всем параметрам, операцию одобряют. Она осуществляется в течение 2 дней.

Заказчику дается право изменить сумму обеспечения обязательств или отозвать его. Для этого необходимо подать заявление в Казначейство. При отзыве обеспечения лимиты должны разблокировать в течение 1 дня. В этот же срок Казначейство отзывает все неисполненные, но переведенные средства в рамках обязательства и возвращает исполнителю заявление на перевод, изменения и платежные поручения на оплату целевых расходов.

Вложенные файлы

  • Образец контракта с казначейским сопровождением.doc
  • Письмо Казначейства России от 14.06.2017 № 07-04-0522-481.doc
  • Письмо Казначейства России от 14.06.2017 № 07-04-0522-482.doc
  • Приказ Минфина России от 19.12.2017 № 239н.doc
  • Попенченко Ольга Владимировна , студент
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНТРАКТОВ
  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  • БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
  • КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ

В статье рассмотрены основные характеристики Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов на основе нормативно-правовых актов. Проведен сравнительный анализ особенностей Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.

  • Оценка конкурентоспособности торговых центров г. Якутск
  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

На сегодняшний день эффективный контроль за расходованием бюджетных средств становится особенно актуальным. В связи с этим, появляется новая тенденция - сопровождение контрактов федерального, регионального и муниципального уровней.

Договорные отношения в РФ регулируются гражданским кодексом (глава 27 ГК РФ) в части примерного содержания договора, понятия договора, видов, цены, порядка действия, условий, случаев недействительности договора и т.д. (статьи 420-431 ГК РФ).

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд подробно описывается в параграфе №4 главы 30 ГК РФ. В данном параграфе рассматриваются статьи 525-534 :

  • основания поставки товаров;
  • основания заключения контракта;
  • порядок заключения контракта;
  • исполнение контракта;
  • оплата товаров по договору;
  • возмещение убытков, причиненных при выполнении или расторжении контракта
  • отказ от поставленных товаров.

Особенность государственных и муниципальных контрактов заключается в том, что одной из сторон является государство или местное самоуправление в лице уполномоченных органов.

Сопровождение государственных и муниципальных контрактов создается в целях снижения рисков потерь бюджетных средств. В соответствии с законодательством сопровождение разделяют на банковское и казначейское.

Банковское сопровождение

В 2014 г. было подписано Постановление Правительства РФ № 963(далее постановление). В соответствии с этим постановлением: "сопровождаемый контракт" - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Федеральным законом. Однако данный документ содержит условия только о банковском сопровождении. ссылка

"Банковское сопровождение контракта" - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами.

В постановлении устанавливаются случаи включения условия банковского сопровождения для государственных контрактов, а также рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям для включения данного условия, в контракты, которые они заключают. К сожалению, на сегодняшний день услуга ещё не имеет должной известности и понимания её содержания.

Суть слуги банковского сопровождения заключается в следующем: при заключении контракта, банк должен обеспечить открытие отдельных счетов для всех участников исполнения контракта, контроль за целевым расходованием денежных средств, мониторинг расчетов и предоставить отчеты заказчику. Результатом служит оперативное получение информации о ходе расчетов по реализуемым проектам и наличие возможности своевременно принять решения управленческого характера.

Банковское сопровождение предоставляет ряд возможностей, таких как:

  • Обеспечение целевого использования средств;
  • Обособление инвестиционного потока от текущей хозяйственной деятельности;
  • Оценка и анализ хода реализации проекта;
  • Осуществление контроля за расходованием средств всех уровней кооперации;
  • Формирование отчетности по расходованию средств на отдельных счетах участников проекта;
  • Снижение рисков неплатежей.

На данный момент выделяют 2 вида банковского сопровождения простое и расширенное. При простом банковском сопровождении информация об обособленных счетах участников предоставляется заказчику банком, чтобы осуществлять контроль за исполнением контрактов. В случае расширенного сопровождения помимо мониторинга расчетов, банком осуществляется функция контроля за целевым расходованием денежных средств по всем отдельным счетам участников проекта. Сначала банк проводит экспертизу обосновывающих документов и только после этого акцептирует платежи.

Нормативная база банковского сопровождения контрактов состоит из:

  • Федерального закона от 22 марта 2014 №44-ФЗ статья 35;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 №963.

Помимо основных терминов в постановлении представлены требования, предъявляемые к банкам, имеющим право на сопровождение контрактов. На самом деле требование всего одно – банк, должен быть включен в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Однако на практике доказывается, что помимо основного законодательного критерия существует и дополнительный – опыт.

Также в постановлении перечислены требования к контрактам и рекомендации, попадающим под процедуру обязательного банковского сопровождения. Само сопровождение делится на два вида, соответственно и требования к разным видам контрактов – разные.

В случае мониторинга расчетов (простого сопровождения) он применяется, если контракт, заключаемый в соответствии с частью 16 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который предусматривает закупку товара или работы, должен иметь начальную (максимальную.) цена контракта превышающую 10 млрд. рублей.

Банковское сопровождение осуществляется в случае, если цена контракта, заключенного с единственным поставщиком на основании актов, превысит 10 млрд. рублей и акт предусматривает привлечение заказчиком банка для осуществления процедуры банковского сопровождения, а также не устанавливается обязанность заказчика включить в контракт условие об обеспечении его исполнения.

В том случае, когда банковское сопровождение контракта (расширенное), предусматривает оказание банком услуг, позволяющих обеспечивать соответствие принимаемых товаров, работ, услуг условиям контракта, сопровождению подлежат:

  • контракт, заключенный в целях строительства на основании акта, которым не устанавливает обязанность заказчика включать в данный контракт условие его обеспечения, если его цена превышает 10 млрд. руб;
  • контракты, относительно которых предусмотрена обязанность привлекать банки для осуществления банковского сопровождения и начальная цена контракта превышает 15 млрд. руб.

В соответствии с пунктом 4 уже упомянутого постановления рекомендации имеют различия, как и требования к контрактам в зависимости от вида сопровождения.

Рекомендации написаны для исполнительных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления. В случае, если они осуществляют закупки для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд им рекомендуется включать в контракт условие о банковском сопровождении контракта, при условии, что цена данного контракта составит:

  • более 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), более 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условия для включения простого банковского сопровождения;
  • более 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее расширенное сопровождение.

Казначейское сопровождение

Помимо банковского сопровождения, существует ещё и казначейское.

По мнению государственных и муниципальных органов основная проблема – это растрата целевых денежных средств. Данная проблема, в первую очередь связана с фрагментарностью государственного финансового контроля целевого расходования бюджетных средств. Для решения данной проблемы в качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 01.12.14 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27.12.14 было предусмотрено введение нового механизма финансового контроля, осуществляемого Федеральным Казначейством Российской Федерации. Не смотря на то, что казначейское сопровождение осуществляется уже в течение 2-х лет, законодательно закрепленное определение у данного термина до сих пор отсутствует. Поэтому для лучшего понимания его сути, целесообразно будет рассказать о целях казначейского сопровождения:

  • Обеспечить прозрачное движение целевых бюджетных средств;
  • Непрерывно осуществлять финансовый контроль за расходованием бюджетных средств;
  • Развить экономику через доведение средств бюджета до намеченного сектора экономики;
  • Своевременно исполнять договорные обязательства;
  • Повысить дисциплину исполнителей и заказчиков.

Нормативно правовая базой для казначейского сопровождения служат:

  • Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год". Статья 5. Особенности использования в 2016 году средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета;
  • Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 70 (ред. от 04.07.2016) "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения".

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ устанавливаются требования к контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению:

  1. договор или соглашение на предоставление субсидий юридическим лицам или государственным корпорациям, исключая субсидии федеральным бюджетам и автономных учреждениям;
  2. договор о взносах в уставный капитал юридического лица, при условии, что источник их финансового обеспечения – субсидии из пункта 1;
  3. контракт или договор на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключаемый юридическим лицом, попадающим под условия из пунктов 1 или 2;
  4. контракты/ договоры заключенный в целях исполнения контрактов/договоров из пункта 3, при наличии условия об авансовых платежах;
  5. государственный контракт для обеспечения государственных муниципальных нужд, имеющих сумму, превышающую 100 тысяч рублей, при условии, предусмотренных авансовых платежей, кроме контрактов в рамках оборонного заказа или подлежащих банковскому сопровождению;
  6. государственные контракты/контракты/договоры на осуществление отдельных работ или услуг, закупки товаров в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Информация, изложенная в законах и постановлениях, не редко может быть слишком обширной и сложной для понимания и восприятия. На основе всего вышеизложенного можно привести упрощенную краткую сравнительную характеристику по основным пунктам банковского и казначейского сопровождения.

Банковское сопровождение

Казначейское сопровождение

расширенное

условия сопровождения контракта

цена превышает 10 млрд. руб.

цена превышает 15 млрд. руб.

  • субсидии;
  • цена контракта выше 100 млн. руб.
  • не подлежит банковскому сопровождению
  • цена для субъектов РФ больше 1 млрд. руб.
  • цена для муниципальных нужд больше 200 млн. руб.

цена более 5 млрд. руб.

открытие отдельных счетов

в банке, исполняющем сопровождение

в Центральном банке

взимание комиссии (в процентах от цены)

  • от 5 до 10 млрд. рублей - 1,09 %;
  • от 10 до 15 млрд. рублей - 1,0%;
  • от 15 млрд. рублей – 1%.

Таким образом, банковское и казначейское сопровождение снижает риски потерь бюджетов разных уровней при организации исполнения государственных и муниципальных контрактов, однако есть ряд вопросов, которые требуют дальнейшего урегулирования.

В первую очередь, это слабая законодательная база, так например, в законодательстве отсутствует термин «казначейское сопровождение». Также усовершенствований требует и законодательство банковского сопровождения, а именно нормы в части требований к субъектам и объектам сопровождения. Стоит прислушаться к мнениям многих авторов и вернуть нормативные требования к собственному капиталу банка. Практика показывает, что к дополнительным критериям можно отнести опыт банка. При отсутствии экспертизы могут начать происходить задержки платежей и повлечь за собой срыв сроков, вплоть до остановки проекта.

Сопровождение контрактов можно назвать относительно новым механизмом финансового контроля. Хоть данный метод и является достаточно действенным и эффективным, но на его пути уже имеется ряд проблем, связанных с его недолгим применением. Наиболее важной является недостаточный уровень развитости информационной базы, а также неудобства, вызванные необходимостью открывать подрядчикам и субподрядчикам счета в других банках.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст.3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26.01.1994 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст.410.
  3. Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 №963.
  4. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" от 14.12.2015 N 359-ФЗ.
  5. Постановление Правительства РФ "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" от 04.02.2016 N 70. (ред. от 04.07.2016).
  6. Федерального закона от 22 марта 2014 №44-Ф.
  7. Практикум по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» / М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т, Каф. гос. и муниципал. финансов; [сост. Н.Г.Иванова и др.]; под ред. Н.Г. Ивановой и М.И. Канкуловой.- Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2014 .- 83 с.

Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Такой механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Поэтому такие деньги называют «целевые средства».

Казначейское сопровождение контрактов в 2019 году осуществляется в отношении целевых денег, которые предоставляются на основании:

  • госконтрактов на сумму более 100 млн рублей;
  • соглашений о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций;
  • договоров о предоставлении взносов в уставный (складочный) капитал или имущество юридических лиц, источником финансового обеспечения которых они являются;
  • нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок предоставления субсидий, но только если данными актами не предусмотрено заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии;
  • госконтрактов, которые заключают федеральные бюджетные или автономные учреждения на сумму более 100 млн рублей, при этом обеспечением являются субсидии на иные цели или на капитальные вложения;
  • контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, соглашений, контрактов учреждений.

Гособоронзаказ казначейское сопровождение тоже не предусматривает.

Исключения установлены в ч. 3 ст. 5 459-ФЗ о бюджете на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годы. К таким средствам относятся, например:

  • авансовые платежи по госконтрактам (за исключением контрактов по гособоронзаказу) на сумму 100 млн руб. и более;
  • расчеты по госконтрактам, которые заключаются п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, и по контрактам, которые подписываются в рамках их исполнения.

Казначейское обеспечение обязательств (КОО) при казначейском сопровождении нужно в случаях, которые предусмотрены в ч. 8 ст. 5 459-ФЗ, п. 9 правил казначейского сопровождения. Например, оно предусмотрено в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, а также контрактам, которые заключаются в рамках их исполнения.

Такая собственность должна быть включена в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2019 год.

При КОО средства для оплаты обязательств юрлиц перечисляются только после получения такого обеспечения. Обеспечение осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.

Правила контроля госконтрактов

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году осуществляется по правилам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018. Этот документ поясняет, что такое казначейское сопровождение контрактов.

Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) должны открыть счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.

Чтобы израсходовать их со своего лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт, а также иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.

Перечисление целевых денег не на лицевые счета в Казначействе, а на банковские счета допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты должны быть включены определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, должен быть указан , казначейское сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Идентификатор госконтрактов

Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи в реестре и сохраняется на протяжении действия договора.

Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах.

Казначейский контроль в гособоронзаказе

Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа 2018 год сделал обязательным. Правила казначейского сопровождения в гособоронзаказе на 2019 год утверждены Постановлением Правительства № 1702 от 28.12.2018.

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены