Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономические показатели развития отрасли. Система показателей социально-экономической статистики

Введение

1. Общая часть «Экономические показатели развития отрасли»

1.1 Экономическое развитие

1.2 Экономическое развитие отраслей промышленности РФ

1.2.1 Топливно-энергетический комплекс

1.2.2 Металлургия

1.2.3 Химическая и нефтехимическая промышленность

1.2.4 Машиностроение

1.2.5 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

1.2.6 Промышленность строительных материалов

1.2.7 Пищевая промышленность

1.2.8 Сельское хозяйство

2. Специальная часть

2.1 Определить годовой эффективный фонд времени работы единицы оборудования

2.2 Определить среднегодовую стоимость ОПФ, стоимость ОПФ на конец года, коэффициент ввода и выбытия

2.3 Определить себестоимость товарной продукции планового года

2.4 Определить темпы роста относительной производительности труда

2.5 Определить среднесписочную численность работников за октябрь, численность работников на 1 ноября, коэффициент текучести

Заключение

Список литературы


Введение

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и её перспективах.

В решении задач по достижению необходимого уровня социально-экономического развития региона, повышению уровня жизни его населения во многом зависит от устойчивого экономического развития региональной экономики, где важнейшая роль, безусловно, отводится промышленности. Поэтому разработке положений по устойчивому экономическому развитию хозяйствующих субъектов, со стороны государства должно отводиться особое место в системе планирования и финансирования. Предлагаемые варианты перехода на путь устойчивого экономического развития отраслей и предприятий промышленности в настоящее время различными исследователями являются неопределенными, поскольку неточно определяют цель развития и возможные направления ее достижения. Многие проблемы управления на различных уровнях, связанные с таким переходом не решены и требуют разработки. Существенное влияние на развитие региональной экономики оказывают и такие моменты как обширность территории Российской Федерации, ее специфические особенности – суровый климат на большей её части, разная плотность размещения трудовых и природных ресурсов, неодинаковая степень развитости инфраструктуры региональных рынков и другие. Кроме того, контроль и управление со стороны государственных органов за рациональным использованием ресурсов, осуществляется с низкой эффективностью, что приводит к проявлению принципиально новых негативных факторов, влекущих за собой значительный экономический ущерб.

Важнейшей задачей в сфере экономических исследований является разработка и реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития отраслей и предприятий промышленности Российской Федерации и ее регионов, который предполагает обеспечение сбалансированного решения социально-экономических и экологических интересов общества на всех уровнях управления. Становится очевидным необходимость использования при этом нетрадиционных подходов к решению экономических проблем, изыскания новых источников развития страны и ее регионов.

В настоящее время исследование экономических процессов на уровне организации (предприятия), основного звена национальной экономики, имеет ключевое значение. Необходимо еще на этом уровне управления определить, какими возможностями обладает хозяйствующий субъект по достижению устойчивого (стабильного) и эффективного развития экономики. Именно от решения этих проблем организациями и определения приоритетных отраслей промышленности, развитию которых должно уделяться пристальное внимание и поддержка их со стороны органов государственной власти региона, зависит устойчивое эффективное развитие всей экономики.

На современном этапе экономического развития промышленности региона, важная роль должна отводиться государству, которое посредством разработки эффективных экономических механизмов и регуляторов подготовит фундамент для устойчивого развития приоритетных отраслей и предприятий промышленности. Целесообразность деятельности по определению приоритетов развития промышленности обусловлена следующими факторами:

1. Необходимо сконцентрировать внимание органов государственной власти на приоритетных отраслях развития промышленности как на точках роста экономики страны, поэтому инвестиции следует направлять на развитие приоритетных отраслей и предприятий промышленности.

2. Вступление России в ВТО предполагает открытие отечественного рынка для иностранных компаний и ужесточение конкуренции. Поэтому для предотвращения потерь отечественных предприятий и отраслей необходимо уже сейчас определить, какие отрасли являются наиболее важными для социально-экономического развития страны, и оказать им государственную поддержку, с тем, чтобы в условиях членства в ВТО они смогли не только выжить, но и успешно развиваться.

3. Для обеспечения устойчивого роста большинства регионов темп ВВП и промышленного производства не должен опускаться ниже отметки 4%.

4. В условиях возрастающей конкуренции между субъектами Российской Федерации за инвестиции, кадровые и другие ресурсы необходимо осуществлять меры, направленные на содействие развитию приоритетных отраслей промышленности. В большинстве регионов мероприятия по активизации экономической деятельности увязываются в рамках среднесрочных и долгосрочных стратегий или программ.


1. Общая часть

«Экономические показатели развития отрасли»

1.1 Экономическое развитие

1.1.1 Сущность экономического развития

Экономическое развитие представляет собой многофакторный процесс, отражающий как эволюцию хозяйственного механизма, так и смену на этой основе экономических систем. Вместе с тем это противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие происходит неравномерно, включает периоды роста и спада, количественные и качественные и изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического развития, среди которых наибольшее значение имеют длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие название «циклы Кондратьева» (по имени русского экономиста Н. Кондратьева); нормальные или так называемые большие, промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет и малые циклы, или «циклы Китчина» (по имени открывшего их американского экономиста), охватывающие 3-4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов. В первых двух циклах отмечается 4 фазы: спад, депрессия, оживление и подъём производства – и две точки: пик подъёма и пик спада.

Среди основных направлений устойчивого экономического развития отраслей промышленности выделяются следующие: реформирование существующей в настоящее время налоговой системы и перевод ее на дифференцированный рентный подход к начислению платы за пользование ресурсами; внедрение современных методов и технологий производства по переработке и вторичному использованию отходов производства и потребления; и главное - комплексное использование эффективно действующих экономико-правовых механизмов развития экономики таких как: экономическое стимулирование и страхование, предпринимательство с использованием основ рационального потребления ресурсов.

Анализ отраслевой структуры экономики проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего Изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется, прежде всего, по доле обрабатывающей промышленности.

Важное значение имеет и исследование структуры и отдельных отраслей. Так, отраслевой анализ обрабатывающей промышленности показывает, какие доли в ней занимают машиностроение и химия, т.е. отрасли, обеспечивающие научно – технический прогресс. Велика диверсификация ведущих отраслей. Например, количество машиностроительных отраслей и производств в индустриально развитых странах мира достигает 150-200 и более, и лишь 10-15 – в странах с относительно низким уровнем экономического развития. Анализируются также доли крупных хозяйственных комплексов: толивно-энергетического, агропромышленного, строительного и конструкционных материалов, оборонного, военно-промышленного и др.

Введение

Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получены в будущем. В связи с этим, одной из наиболее актуальных задач в ходе анализа настоящего положения региона является задача по изучению социально-экономической сферы региона.

Данный вопрос интересен тем, что Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ, имеет большой потенциал для развития, так как по территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Область богата разнообразными природными ресурсами, что способствует развитию металлургии,выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма. Еще одна особенность области в том, что имеется условная граница между Европой и Азией, она проводится в основном по водораздельным хребтам Уральских гор. Города Златоуст, Катав-Ивановск, Сатка находятся в Европе. Челябинск, Троицк, Миасс -- в Азии, Магнитогорск -- в обеих частях света. Все эти факторы способствуют к увеличению инвестирования в область. Все это объясняет актуальность темы исследования.

Цель данной работы - изучить социально-экономические показатели положения региона. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать основные показатели социально-экономического развития региона;

Дать общую характеристику Челябинской области;

Рассмотреть социально-экономическое развитие Челябинской области.

Объект исследования - Челябинская область, предмет - социальные и экономические показатели и закономерности, характерные для Челябинской области.

Данная работа имеет следующую структуру - введение, основная часть, заключение, список литературы.

Основные показатели социально-экономического развития региона

Регион - это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. - М., 2010. - С.247.

Понятие «регион» объединяет разнородные объекты с относительно автономными закономерностями развития: постоянно усложняющиеся технические системы: сложные машины и оборудование, элементы инфраструктуры и т. д.; производственно-экономические системы: производственные, торговые, финансовые и другие предприятия и их объединения; объекты социальной сферы: различные формы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, науки, культуры; природные объекты: эксплуатируемые природные ресурсы, охраняемые природные объекты. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. - М., 2010. - С.85.

Существуют различные подходы для анализа положения региона:

Экономический - это подход, который характеризует состояние экономики региона, финансовую сторону развития, стратификацию населения и пр.

Географический - это подход, который рассматривает экономико-географическое положение, обеспеченность природно-экологическими и культурно-историческими ресурсами.

Демографический - это подход, характеризующий воспроизводство населения через ряд результирующих показателей, набор которых резко ограничен. Состоит из таких показателей как, уровень рождаемости, уровень смертности, миграция и т.д.

Социальный - это подход, который формируется на основе показателей уровень образования, уровень здравоохранения, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей и др. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. - СПб. 2009. - С.274.

Особое значение в анализе уровня экономического положения региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения - валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей. Для анализа динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительность труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона. При рассмотрении дополнительной информации, чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить уровень социально-экономического положения региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе. Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве. Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. - СПб. 2009. - С.281. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная к своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокооплачиваемыми отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и другие обычные факторы конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются во всех странах мира в большей или меньшей степени. Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной. Новые представления об источниках и факторах экономического положения позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направления экономического положения страны в целом.

На уровне регионов можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического положения:

ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

Показатель валового регионального продукта (ВРП), являющийся основным макроэкономическим показателем и отражающим общее экономическое состояние региона в целом. Однако следует учитывать, что как номинальные, так и реальные оценки ВРП многократно пересматриваются и корректируются.

Уровень инфляции. Инфляция оказывает достаточно сильное влияние на многие экономические и хозяйственные процессы региона, в том числе и на поступление налогов в бюджетную систему;

Инвестиционный климат. Благоприятный инвестиционный климат, сложившийся в регионе, влияет на формирование налоговой базы через вовлечение в экономику дополнительных средств.

Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

Продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

Уровень образования;

Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

Состояние окружающей среды;

Равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

Обогащение культурной жизни людей.

Статистические ежегодники приводят в своих изданиях следующую обязательную подборку данных:

Основные показатели уровня жизни населения

Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств, млн.рублей.

Экономическая активность населения:

1. среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек;

2. численность безработных, тыс. человек;

3. численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек.

Доходы населения и социально-экономическая дифференциация

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей.

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году.

Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, процентов.

Соотношение денежных доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения, в разах.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей.

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, в процентах к предыдущему году.

Средний размер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. - с учетом компенсации), на конец года, рублей.

Реальный размер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. - с учетом компенсации), в процентах к предыдущему году.

Жилищные условия населения

Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года), м 2 .

Число семей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья (на конец года), в процентах от общего числа семей (включая одиночек).

Медицинское обслуживание

Численность врачей всех специальностей на 10000 человек населения.

Численность среднего медицинского персонала на 10000 человек населения.

Число больничных коек на 10000 человек населения.

Состояние здоровья населения

Зарегистрировано больных с впервые установленным диагнозом на 1000 человек населения

Коэффициент смертности от самоубийств (число умерших на 100000 человек населения)

Энергетическая ценность пищевого рациона на душу населения, ккал в сутки.

Образование

Число государственных дневных общеобразовательных учреждений (на конец года), единиц.

Число учреждений начального профессионального образования, единиц.

Число государственных средних специальных учебных заведений (включая филиалы), единиц.

Число государственных высших учебных заведений (включая филиалы), единиц.

Культура и отдых

Число посещений театров на 1000 человек населения.

Число посещений музеев на 1000 человек населения.

Издание книг и брошюр на 1000 человек населения, экз.

Издание журналов на 1000 человек населения, экз.

Численность лечившихся и отдыхавших в санаториях и учреждениях отдыха, человек.

Средства передвижения

Наличие собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, штук.

Демографическая ситуация

Численность постоянного населения (на конец года), тыс.человек.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет).

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения).

Коэффициент смертности (на 1000 человек населения).

Естественный прирост, убыль (-) населения.

Правонарушения

Число зарегистрированных преступлений за год.

Раскрываемость преступлений, процентов

Коэффициент смертности от убийств (число умерших на 100000 человек населения) Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. - М., 2011. - 129с.

Таким образом, вопрос определения сущности и состава социально-экономической структуры региона носит не только теоретический характер. Определение состава социально-экономической структуры является основой для реализации управленческих воздействий. Поэтому важным является нормативное закрепление единого подхода к определению состава социально-экономической структуры региона. Унифицированный подход к управлению, в данном случае, обеспечит системность и согласованность действий федеральных, региональных и местных властей, а также обеспечит повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона посредством достижения синергетического эффекта.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.

Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН . Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1.

При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона.

Среди них:

Национальный доход на душу населения;

Уровень потребления отдельных материальных благ;

Степень дифференциации доходов;

Продолжительность жизни;

Уровень физического здоровья;

Уровень образования;

Степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.


В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы. Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития.

Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

Привлечение новых видов бизнеса;

Расширение существующего бизнеса;

Развитие малого бизнеса;

Развитие центра города;

Развитие промышленности;

Развитие сферы услуг;

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы.

Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов.

На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

Продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

Уровень образования;

Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

Состояние окружающей среды;

Равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

Обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов зависят от большого количества факторов, о динамике которых органы официальной статистики приводят ежегодные отчеты. Ряд показателей отражают состояние социальной сферы, уровень жизни населения и дают возможность определить достигнутый уровень социально-экономического развития (валовой региональный продукт, доходы и расходы консолидированных бюджетов, инвестиции в основной капитал, среднедушевые денежные доходы, уровень безработицы и т. п.). Другие дают более детальное представление о тех же сферах, уточняя конкретные процессы (число посещений музеев, площади сельхозугодий и пашни, число амбулаторно-поликлинических учреждений, выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений и т. п.).

Объективную количественную оценку социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за определенный период времени дают комплексные показатели, учитывающие одновременное влияние ряда показателей социально-экономического развития. При этом основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач на основе имеющегося потенциала и источников экономического роста, а также эффективности мер по реализации региональной политики.

Источниками информации является годовая статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики РФ, статистики федеральных ведомств: Министерства связи РФ, Министерства финансов РФ, Министерства природы РФ, Федерального казначейства и Центрального банка РФ, материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации являются:

  • валовой региональный продукт на душу населения;
  • объем инвестиций в основной капитал надушу населения;
  • объем внешнеторгового оборота надушу населения;
  • финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
  • доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
  • уровень зарегистрированной безработицы;
  • соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
  • суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
  • основные фонды отраслей экономики надушу населения;
  • коэффициент плотности автомобильных дорог;
  • показатели уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Показатели социально-экономического развития регионов отражаются в ежегодном мониторинге «Об итогах социально- экономического развития Российской Федерации», проводимом Министерством экономического развития РФ. Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. В разделе мониторинга «Региональное развитие» проводится анализ и оценка следующих показателей:

промышленного производства. Приводятся перечень федеральных округов и субъектов Российской Федерации, где за отчетный период наблюдается его рост или сокращение;

объема производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, в том числе сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, населением;

объема строительных работ , в том числе его роста / снижения по регионам, а также состояния по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

оборота розничной торговли , в том числе его структуры, увеличения / снижения по федеральным округам и субъектам;

объема платных услуг населению ,

индекса потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары;

стоимости условного (.минимального ) набора продуктов питания

реальных денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации;

среднедушевых денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации; анализа бюджетной системы РФ;

уровня регистрируемой безработицы, в том числе субъектов с минимальным и максимальным значением;

суммарной задолженности по заработной плате; демографической сферы в регионах.

В целом оценка данных показателей дает представление о тенденциях регионального развития страны и используется в аналитических записках и отчетах на разных уровнях государственной власти.

Комплексная оценка региональных социально-экономических показателей используется при прогнозировании развития страны и регионов на долгосрочный период. Так, Правительством РФ утверждено постановление от 11.11.2015 № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период». Этим постановлением утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

В пункте 37 раздела III «Разработка долгосрочного прогноза» отмечено, что Министерство экономического развития РФ включает в состав долгосрочного прогноза ряд показателей и характеристик, среди которых приводятся основные показатели регионального развития на долгосрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании).

В целях типизации регионов, которая отражает политику регионального развития, выделяются основные составляющие или блоки показателей:

  • социально-экономическое развитие региона;
  • инвестиционная привлекательность региона;
  • инновационное развитие экономики региона.

Показатели, включенные в данные три блока, в отличие от

других рейтингов регионов, в максимально возможной мере охватывают ключевые сферы экономики и социальной жизни регионов прежде всего с позиции готовности их хозяйственных комплексов к инновационному пути развития. Они доступны на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из них является индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный в рамках Программы развития ООН. Он отражает основные характеристики человеческого потенциала территории и является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчетах о развитии человеческого потенциала с 1990 г.

Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • 2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
  • 3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта на душу населения (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США).

Российская Федерация в рейтинге 2015 г. занимает 50 место с ИЧР 0,798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 70,1 лет, средняя продолжительность получения образования - 14,7 лет, валовой национальный доход на душу населения -22 352 дол. в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 г.). В стране проживают около 142,5 млн человек. В целом на показатели России негативное влияние оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам). Следует также учитывать, что нынешние показатели России рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013-2014 гг., тогда как в 2015 г. к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Тем не менее Россия пока опережает в рейтинге своих соседей по группе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС), где Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Южная Африка - 116, Индия - 130.

Показатели социально-экономического развития региона используются в ходе анализа неравномерности социально-экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Наряду с объективными факторами существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Большое значение имеет то, насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет скрытых потенциальных резервов. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Российские рейтинговые агентства («РИА „Рейтинг 44 », «Эксперт РА», «Профиль» и др.) на основе анализа агрегирования ключевых показателей регионального развития, формируют позиции регионов на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая очень неравномерна.

Так, рейтинговое агентство «РИА „Рейтинг 44 » определяет позиции регионов на основе рейтинга социально-экономического положения регионов, который строится на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов.

Показатели масштаба экономики: объем производства товаров и услуг, объем доходов консолидированного бюджета, численность занятых в экономике.

Показатели эффективности экономики: объем производства товаров и услуг на одного жителя, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Показатели бюджетной сферы: доходы консолидированного бюджета на одного жителя, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, дефицит бюджета к налоговым и неналоговым доходам.

Показатели социальной сферы: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» анализирует конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность регионов на основе разработанной методики. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск - из шести частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.

В ходе исследования эксперты дают ретроспективу российских регионов по итогам года. По итогам анализа социально- экономического положения регионов агентство выделяет «узкие места» и новые факторы роста экономики. Например, по итогам 2014 г. отмечено, что годом ранее одним из сдерживающих факторов являлись издержки, существенно превышающие европейский уровень. Но резкое обесценение национальной валюты радикально изменило ситуацию. Резкая девальвация рубля дает новые стимулы для развития экономики страны, делая ее вполне конкурентоспособной с точки зрения издержек производства. В 2014 году российские тарифы намного снизились. Такая же или близкая к ней ситуация складывается и по другим видам затрат. Основное резюме за 2014 г. состоит в том, что в отсутствие внешних драйверов главным фактором минимизации рисков становится качество управления регионом. От профессионализма властей зависит эффективность использования таких новых шансов для развития, как девальвации рубля и санкции.

Таким образом, показатели социально-экономического развития региона, используемые в ходе анализа, оценки и прогнозирования экономики, повышают возможность информационной прозрачности субъектов Российской Федерации, а также дают возможность реализовать востребованность информации со стороны потенциальных инвесторов, власти и бизнеса о реальном положении дел в регионах и перспективах роста.