Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономика России в начале XXI века. Социально-экономическое развитие в начале XXI века

Социально-экономическое развитие России в начале XXI в.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-Е ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. При этом данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителœей. Не был разработан план социальной защиты населœения. Не уменьшились размеры внешнего долга.

Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 ᴦ. к финансовому кризису. Кризис поразил всœе отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 – 150 млрд. руб.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населœения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 ᴦ. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населœения страны: за 1989 – 1999 гᴦ. его численность сократилась на 2 млн. человек.

Только во второй половинœе 1999 ᴦ. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 ᴦ. по март 2000 ᴦ. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апрелœе 2000ᴦ. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 ᴦ. его сменил Фрадков. При этом смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.

В серединœе 1999 ᴦ. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 ᴦ.), гибелью А. Масхадова.

В декабре 1999 ᴦ. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединœения и партии: ʼʼНаш дом - Россияʼʼ, КПРФ, ЛДПР, ʼʼЯблокоʼʼ. Проявились новые политические движения: ʼʼОтечество – вся Россияʼʼ (лидеры – Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), ʼʼСоюз правых силʼʼ (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), ʼʼЕдинствоʼʼ (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали ʼʼЕдинствоʼʼ и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 ᴦ.) большинство принадлежит ʼʼЕдиной Россииʼʼ.

31 декабря 1999 ᴦ. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 ᴦ. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 ᴦ. Путин В.В. был переизбран на второй срок.

Основные черты общественно-политической жизни России начала XXI в.

Третье тысячелœетие Россия встретила с новым - моло­дым, пользующимся высоким доверием народа Президен­том - В. В. Путиным. В канун 2000 ᴦ. он опубликовал ста­тью ʼʼРоссия на рубеже тысячелœетийʼʼ, в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обще­ством: укрепление демократического, правового, дееспособ­ного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, об­разования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна ʼʼстоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне го­сударств в миреʼʼ.

Первые шаги нового Президента прежде всœего затронули политическую сферу. В мае 2000 ᴦ. Президент своим Указом № 849 ʼʼО полномочных представителях Президента Россий­ской Федерации в федеральных округахʼʼ в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования систе­мы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены полити­ческие представители Президента. Οʜᴎ инициировали рабо­ту по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России. В случае если до начала 2000 ᴦ. в Совете Феде­рации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законо­дательных (представительных) органов, то теперь законода­тельно было закреплено, что от субъектов Федерации делœеги­руются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителœей. Это уменьшило вес и ав­торитет руководителœей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 ᴦ. был создан совещатель­ный орган при Президенте РФ, формируемый из представи­телœей губернаторского корпуса, - Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разра­ботки новой законодательной базы.

В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в рос­сийской бюрократии сформировались два клана. Οʜᴎ были представлены общественно-политическими объединœениями ʼʼЕдинствоʼʼ и ʼʼОтечествоʼʼ. В. В. Путин, сделав ставку на бю­рократию как единственную в стране организованную, спло­ченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 ᴦ. на базе двух общественно-политических объединœений российского чиновничества была сформирована Всероссийская полити­ческая партия ʼʼЕдиная Россияʼʼ. Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 ᴦ., набрав 37,5% голосов из­бирателœей, значительно опередив своих соперников комму­нистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представите­лей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока ʼʼРодинаʼʼ (9% голосов).

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва по­казали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра - ʼʼЯблокоʼʼ и ʼʼСоюз правых силʼʼ - не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателœей каждая. Вместе с тем, выявился сдвиг общественного сознания: всœе оппозиционные ʼʼЕдиной Россииʼʼ партии в IV Государственной Думе занимали нацио­налистические и лево-социалистические позиции.

Такая ситуация, когда стала явной неготовность россий­ского общества к усвоению демократических норм и прин­ципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суве­ренной демократии.

В 2000-2003 гᴦ. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на базе фракций ʼʼЕдинствоʼʼ, ʼʼОтечество - Вся Россияʼʼ, ʼʼНародный депутатʼʼ и группы ʼʼРегионы Россииʼʼ, что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив. В 2004 ᴦ. при Президенте В. В. Путинœе изменилось за­конодательство об избрании глав регионов. В случае если раньше они избирались на всœеобщих выборах, то теперь кандидату­ры на пост руководителœей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделœении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Та­ким образом, окрепла ʼʼвертикаль властиʼʼ, страна стала более управляемой.

Важным составляющим элементом политических пре­образований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 ᴦ. был принят Федеральный закон ʼʼО политических партияхʼʼ, предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических пар­тий в стране. В 2004 ᴦ. в данный Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной систе­мы (по партийным спискам и по одномандатным избира­тельным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к рас­пределœению мест в Государственной Думе (ʼʼзаградительный барьерʼʼ), был поднят с 5 до 7%.

Переход от смешанной избирательной системы к пропор­циональной преследовал цели упрочения демократии, рас­ширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества россий­ской политической системы.

На состоявшихся 14 марта 2004 ᴦ. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.

К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохра­нения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 ᴦ. в стране был введен в дей­ствие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заме­нивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР. Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С мо­мента задержания человек может воспользоваться своим пра­вом на услуги адвоката͵ в т.ч. на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстра­нения от должности, прослушивания телœефонных разгово­ров. Судебная реформа 2002 ᴦ. укрепила независимость орга­нов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.

Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной без­опасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную про­грамму вооружений на 2001-2010 гᴦ., Основы государствен­ной политики РФ по военному строительству и др.
Размещено на реф.рф
Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 ᴦ. был принят Федеральный закон ʼʼОб альтернативной гражданской службеʼʼ. Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 ᴦ. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приори­тетов реформы стал постепенный переход к профессиональ­ной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспо­собности страны.

Более последовательной и жесткой стала политика по от­ношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хаса-вюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действо­вали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического ан­клава, находящегося под контролем полевых командиров - террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выпла­та пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с сосœедних территорий.

Осенью 1999 ᴦ. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волго­донске ими были взорваны жилые дома. Российское пра­вительство ответило на это проведением в Чечне мощной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населœения страны и вызвала консолидацию базовых политических сил. К 2001 ᴦ. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти. Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в резуль­тате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определœенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных про­тив мирного населœения (взятие заложников зрителœей мю­зикла ʼʼНорд-Остʼʼ в Москве в 2002 ᴦ., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 ᴦ. Беслана в Северной Осетии в 2004 ᴦ. и др.).

Необходимость начатой в 2002 ᴦ. по инициативе главы го­сударства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пен­сионного обеспечения преследовало цель - переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопи­тельной. Наряду с государственным обеспечением пенсион­ные средства пополнились обязательной накопительной ча­стью и индивидуальными добровольными взносами.

Осенью 2005 ᴦ. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 ᴦ. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лич­но Президент, введена должность нового вице-премьера, от­вечающего за реализацию приоритетных национальных про­ектов.

Наиболее заметным мероприятием в области экономи­ки стало установление ʼʼплоскойʼʼ шкалы налогообложения. В случае если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всœех, независимо от получаемых дохо­дов, была установлена единая ставка уплаты налогов - 13%. Вместе с тем, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель рас­ширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 ᴦ. № 115-ФЗ ʼʼО противодействии лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, финансированию терроризмаʼʼ, на базе которого был создан орган финансовой разведки - Комитет по финансо­вому моторингу.

В 2001 ᴦ. были приняты новые Земельный и Трудовой ко­дексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграр­ных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государствен­ной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта͵ энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, каса­ющихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 ᴦ. было восстановлено доверие населœения к банков­скому сектору, подорванное кризисом 1998 ᴦ. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов на­селœения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось ʼʼравно-удаление олигарховʼʼ от социально-экономических и поли­тических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от поли­тической деятельности, перераспределœение их собственно­сти, была предпринята попытка создать равные правила для всœех участников хозяйственной деятельности, повысить со­циальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счёт сырьевой составляющей. Попыткой преодоления ʼʼсырьевого кренаʼʼ экономики явилось создание государственных корпо­раций: авиационной, судостроительной, ʼʼРоснаноʼʼ, ʼʼРостех-нологияʼʼ, ʼʼРосатомʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ преследовали цель техноло­гического обновления экономики на базе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 ᴦ. на заседании Госсовета В. В. Путин оз­вучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название ʼʼПлан Путинаʼʼ. По нему к 2020 ᴦ. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей крайне важно добиться четырех­кратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, мо­дернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситу­ация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гᴦ. и за­работавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обес­печенность населœения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000-2008 гᴦ., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объём валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз - со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 ᴦ. до 1290 млрд долл. - в 2007 ᴦ. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличил­ся в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза - с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999-2007 гᴦ. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфля­ции, возросшей в 2000-2007 гᴦ. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и про­блемами. Продолжалось падение численности населœения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не про­изошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.

Социально-экономическое развитие России в начале XXI в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое развитие России в начале XXI в." 2017, 2018.

Экономическая программа, которая стояла в России на повестке дня в начале XXI века, включала необходимость завершения структурной перестройки экономики, формирования рыночных институтов, создания благоприятного инвестиционного климата, дальнейшей капитализации экономики. Это должно было работать на достижение стратегической цели – завершение перехода к современной рыночной экономике, но с эффективным государственным регулированием.

Россия должна была войти в мировой рынок как адекватный участник. Для этого на российском рынке происходили крупные структурные преобразования. Были созданы крупные компании с высоким уровнем капитализации, которые могли бы стать локомотивами российской экономики и конкурировать на международном рынке в условиях глобальной экономики. К их числу относились «Газпром» и «Роснефть». Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей. Появились «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация» госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», «Роснано» и т.д. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях.

Эффект от девальвации рубля 1998 г., защищавший отечественное производство от импорта, привел к экономическому росту. Только с 1999 г. по 2005 г. реальный ВВП страны вырос на 48%. Подъему также способствовала налоговая реформа.Снизиласьналоговая нагрузка на предприятия, для малого бизнеса и АПК вводилось упрощенное налогообложение. Для населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В немалой степени экономический рост был обеспечен повышением платежеспособного спроса населения. Доходы жителей страны росли опережающими темпами. Постоянно увеличивались зарплаты, пособия и пенсии.

Благоприятная рыночная конъюнктура помогла улучшить финансовое положение страны. На 1 января 2000 г. внешний долг органов государственного управления РФ составлял 68% ВВП (133,2 млрд. долларов), золотовалютные резервы России оценивались в 12,5 млрд. долларов. Благодаря тому, что государству удалось вернуть контроль над топливно-энергетическими предприятиями, доходы от высоких мировых цен на нефть стали поступать в бюджет страны. В 2004 г. появился Стабилизационный фонд, в котором уже в 2008 г. имелось более 150 млрд. долларов. В 2012 г. Россия вступила в ВТО как полноценный участник мирового рынка. На 1 января 2015 г. внешний долг органов государственного управления РФ составил 54,4 млрд. долларов (2,5% ВВП). Золотовалютные резервы России на начало 2015 г. составили 386 млрд. долларов. Зависимость от иностранных кредиторов исчезла.

Аграрная политика характеризовалась нарастанием государственной поддержки. В сентябре 2001 г. был принят новый Земельный кодекс, который закрепил право частной собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. В 2006 г. был принят Закон о развитии сельского хозяйства РФ, установивший основные цели, принципы аграрной политики, меры по ее реализации. В 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности РФ, поставившая цель – достижение продовольственной независимости страны.

Модернизации подверглась социальная сфера. Началась пенсионная реформа, в ходе которой распределительная система начисления пенсий была заменена страховой, граждане получили возможность распоряжаться средствами накопительной части пенсии. В январе 2002 г. введен новый Трудовой кодекс. Летом 2002 г. была начата реформа ЖКХ цель которой состояла в переходе на рыночные основы. В 2005 г. была проведена монетизация льгот – натуральные льготы заменялись денежной компенсацией.

В 2006 г. было объявлено о программе стимулирования рождаемости (увеличение выплат, родовые сертификаты, материнский капитал, модернизация учреждений здравоохранения и т.д.). Благодаря мерам по снижению смертности и поддержке рождаемости в России в 2013 г. впервые с 1993 г. начался естественный прирост населения.

В системе образования началось внедрение ЕГЭ, в вузах начался переход от специалитета к бакалавриату и магистратуре. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон об образовании. В сложном положении остается наука. Для вывода ее из кризиса в 2013 г. началась реформа Российской Академии наук.

В духовной сфере главным достижением стала идейная консолидация общества. В качестве основы для сплочения нации рассматривались патриотизм, отечественная история, религия. В массовом сознании перестали доминировать идеи о превосходстве Запада. С воодушевлением в обществе было воспринято воссоединение Крыма с Россией.

По-разному можно оценивать влияние политики реформ (технократический и монетаристский подходы) и конкретно «рефор-мационной составляющей» как фактора сокращения ВВП, однако несомненно, что процесс трансформации российской экономики оказался более болезненным и продолжительным, чем предполагалось в начале преобразований . Проблема обеспечения выхода экономики на траекторию стабильного развития, роста, основанного на инновации и сопровождающегося повышением благосостояния граждан, к началу XXI в. оставалась не решенной.

Основное содержание политико-экономической дискуссии начала 2000-х гг. - выбор между сокращением доли государственных расходов в ВВП и улучшением качества экономических институтов. Это были альтернативы, но не антиподы: улучшение экономических институтов может создать условия для сокращения государственных расходов, но сокращение их доли в ВВП требует улучшения качества институтов. Дискуссия была острой .

В 2000 г. была разработана так называемая программа Грефа («Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. Концепция»), В центре внимания оказались:

  • реформа власти законодательной, судебной, исполнительной, правоохранительной систем;
  • реформы в социальной сфере: пенсионная, здравоохранения, образования, жилищная, трудовых отношений;
  • дерегулирование экономики: создание наиболее благоприятных условий для предпринимательства, включая защиту прав собственности, равенство условий конкуренции, реформа налоговой системы и т.д.

В рамках реализации Стратегии в целом успешно проведена налоговая реформа, приняты Трудовой и Земельный кодексы, проведены монетизация льгот и реформы государственной службы, завершился переход на систему единого государственного экзамена. Вместе с тем коррупция остается бичом российской экономики. По оценкам международной организации Transparency International , в 2011 г. Россия занимала 143-е место из 182 возможных в рейтинге стран по уровню коррупции и 1-е место по уровню взяточничества экспортных компаний за рубежом (Bribe Pavers Index) .

В целом, согласно экспертным оценкам Центра стратегических разработок, уровень выполнения «программы Грефа» на начало 2010 г. составил примерно 36% .

С 2003 г. государство начинает действенно увеличивать свое присутствие в экономике. С 2004 г. начинается процесс создания государственных корпораций (ГК): «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме госкорпораций созданы Банк развития (бывший ВЭБ), «Агентство по страхованию вкладов», «Автодор». Увеличивается число государственных предприятии в форме ОАО, объединяющих в себе целые отрасли, - «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация». Растут собственность и доля рынка, контролируемая государственными предприятиями, в стратегических отраслях, в том числе в ТЭК .

Вместе с тем экспансия государства, вытеснение частного бизнеса не сопровождается собственно структурными сдвигами в экономике. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3-0,5%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%. Доля инновационно-активных предприятий в российской промышленности (9,4% в 2007 г.) в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4-5%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи - 38,4%Г Государственные проекты (и проекты на основе частно-государственного партнерства, например, отечественный аналог Силиконовой долины инновационный центр «Сколково») пока не дают адекватной отдачи.

С 2004 г. решающее влияние на развитие финансовой ситуации в России оказывала конъюнктура нефтяного рынка. Доходы от экспорта энергоносителей составляли в 2000-е гг. более трети поступлений федерального бюджета РФ. Мировые цены на энергоносители приблизились к аномально высоким значениям 1970-х - начала 1980-х гг.

Восстановление экономического роста, успешная налоговая реформа 2000-2002 гг. обеспечили высокие темпы роста доходов бюджета. Вместе с тем важным элементом экономической политики во время первого срока президентства В. В. Путина оставалось увеличение профицита бюджета и пополнение валютных резервов, что позволило, в частности, успешно справиться с решением так называемой «Проблемы 2003» - на 2003 г. выпал пик выплат по внешнему долгу (по займам СССР и России, а также процентов по ним).

Однако с 2005-2006 гг. государственные расходы начали быстро расти. С 2006 г. начинается реализация приоритетных национальных проектов, нацеленных на «увеличение инвестиций в человека»: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Принимается решение о государственных выплатах на второго и каждого последующего ребенка (так называемый материнский капитал). Расширяются государственные инвестиционные программы.

Обсуждение проблем, связанных с созданием Стабилизационного фонда, сглаживающего влияние нефтяных цен на государственный бюджет, в России началось в 2001-2002 гг., хотя в то время цены на нефть еще не вышли на аномально высокие уровни. Фонд был призван способствовать стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта нефтяных товаров. Стабилизационный фонд был создан в 2004 г. По расчетам Министерства финансов, при использовании доходов Стабилизационного фонда на финансирование государственного бюджета инфляция в 2004 г. составила бы 16%, в 2005 г. - 20%.

Ситуация в социальной сфере оставалась тревожной. Монетизация льгот в большинстве случаев не привела к повышению эффективности (в том числе повышению адресности) и качества социального обслуживания населения.

В течение 2000-х гг. продолжала нарастать дифференциация в доходах (табл. 18.12). Основые показатели социально-экономического развития в этот период были следующими (табл. 18.13).

Таблица 18.12

Разница между денежными доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан (раз)

Коэффициент дифференциации и доходов

Источник: Росстат.

Несмотря на намечающуюся тенденцию к улучшению демографических показателей (сокращению разрыва с развитыми странами в ожидаемой продолжительности жизни, стабилизации численности населения, снижению коэффициента смертности и повышению рождаемости), ситуация в этой сфере остается сложной (табл. 18.14).

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации

  • (основные макроэкономические показатели)

Показатель

ВВП, млрд руб.

ВВП на душу населения, тыс. руб.

ВВП, в % к предыдущему году

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году

Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года, %

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, в % к ВВП

Демографическая ситуация

Показатель

Численность населения (на конец года), млн чел.

В % к предыдущему году

Ожидаемая продолжительность жизни

при рождении, число лет

Все население

Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения)

Общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения)

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. чел.

В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ - «Основные направления социально-экономического развития Российской Феде­рации на долгосрочную перспективу», который определил стратеги­ческие приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредото­чено на решении серии безотлагательных вопросов.

Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснован­ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото­рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятель­ности. Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных дохо­дов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу. Рос­сия вступила в сообщество международных финансовых разведок.

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле­ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз­ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь­ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при­влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше­нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле­ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи­мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль­нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте­пенно охватывала новые отрасли.


Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре­пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй­ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони­ровал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт срав­нивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуа­ции в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекцио­нистские меры.

В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про­гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соот­ветствует мировому уровню.

В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон­но-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно со­средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Рас­ширение финансирования и начавшиеся в ОПК. преобразования на­правлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.

Новые инициативы экономической политики уже дали положи­тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд­жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.

Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи­тельно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за­долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. не­сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль­ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре­форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на­уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.

В начало XXI века наша страна вступила с непростым экономическим наследием, которое усугублялось острыми социальными и политическими противоречиями, падением престижа страны на мировой арене. В этой ситуации новому руководству предстояло выбрать оптимальный путь социально-экономического и политического развития. Многие эксперты отмечают, что эволюционный, достаточно консервативный поначалу путь, выбранный Президентом В.В. Путиным, фактически был безальтернативным: в сложившихся условиях Россия могла поступательно двигаться вперед только в рамках очень узкого коридора, и всякое отклонение от этого пути вело бы к социальным потрясениям и разрушительным для общества последствиям. Последовательная реализация этого эволюционного курса позволила за несколько лет решить две важнейших задачи: во-первых, вывести Россию из глубин социально-экономического кризиса; во-вторых - обеспечить политическую стабильность.

О реальных успехах социально-экономического развития за последние семь лет говорят следующие факты:

Преодолен спад производства, наблюдается его устойчивый рост.

С 2000 г. ВВП имеет устойчивый ежегодный прирост.

Расходы федерального бюджета на решение значимых для общества задач выросли.

Россия прочно заняла место в десятке крупнейших национальных экономик мира. В 90-е годы это положение было под угрозой, уступая по объему ВВП в 5 раз Китаю и в 10 раз США, Россия имела все шансы его утратить.

Россия практически полностью рассчиталась по внешним долгам.

Наметился рост инвестиций в экономику. Значительная часть инвестиций в самые последние годы стала направляться в несырьевой сектор экономики: машиностроение, перерабатывающую промышленность, сферу услуг.

Начиная с 2001 г., доходы населения стали увеличиваться быстрее, чем стоимость жизни.

В основу успешного экономического развития легла доктрина, сочетающая идеи рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Она была сопряжена со структурными преобразованиями. Было создано несколько крупных компаний с большими капиталами, которые могли служить "локомотивами" российской экономики и обладали конкурентоспособностью в рамках глобальной мировой экономики (примерами могут служить компании "Роснефть" или "Газпром"). Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей - в оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях. В то же время с первых лет нахождения у власти В.В. Путина стали предприниматься меры борьбы против некоторых олигархов, стремившихся оказывать недопустимое давление на проведение государственной политики.

Характеризуя состояние экономики России в начале XXI века, нельзя не отметить присущих ей противоречивых черт. С одной стороны, можно говорить о ряде особенностей, сближающих Россию со слаборазвитыми странами:

Экономическое производство и экспорт России носят преимущественно сырьевой характер. Экономические успехи последних лет были достигнуты нашей страной во многом за счет благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть и газ. Уникальные топливно-энергетические ресурсы делают ее одним из ключевых игроков на геополитической арене. Однако ставка на сырьевой экспорт ставит развитие страны в жесткую зависимость от скачков мировых цен на энергоносители. Развития сырьевого сектора недостаточно, чтобы Россия встала в один ряд со странами "большой восьмерки", бурно развивающимися Китаем и Индией, олицетворяющими передовые рубежи современной экономики. Для этого необходима диверсификация экономики.

Показатели качества и продолжительности жизни в России пока еще несопоставимы с уровнем высокоразвитых государств. По величине ВВП на душу населения (885 $) Россия в 2005 г. занимала примерно 40-е место в мире, следуя в этом рейтинге за такими странами, как ЮАР и Чили, и незначительно опережая Мексику.

Одна из острейших проблем России - резкое расслоение общества по уровню доходов и качеству жизни. Прообраз среднего слоя в России не превышает 20-25% населения, причем разрыв в доходах богатой верхушки и основной массы общества, несмотря на общий рост реальных доходов населения, не проявляет тенденции к сокращению.

В начало XXI века Россия вступила страной с криминализованной экономикой и высоким уровнем коррупции.

С другой стороны, экономика России обладает рядом черт, характерных для высокоразвитых государств:

Существуют высокотехнологичные отрасли промышленности, работавшие в прошлом в основном на оборону.

Сохранилась высококвалифицированная рабочая сила.

Относительно высок уровень науки, специального и общего образования.

В России создается ряд высоких технологий и передовых разработок, конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке.

Таким образом, у нашей страны, несмотря на значительные потери 1990-х гг., имеется значительный потенциал для реализации инновационного пути развития.

Благодаря результатам, достигнутым начиная с 2000 года, возможности маневрирования, тот "коридор", в котором реально может развиваться Россия, сегодня заметно расширились. Появилась возможность выстраивать стратегические планы, не связанные жесткой необходимостью использования всех ресурсов для срочного решения самых острых и злободневных проблем. Такого рода стратегический план содержался в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию, с которым он выступил 26 апреля 2007 года. Оно вобрало в себя в концентрированном виде ключевые моменты, которые высказывались в предыдущих Посланиях и дополнило их рядом новых положений. В нем содержится трезвая оценка нынешнего положения России со всеми его плюсами и минусами. С другой стороны, ключевые идеи Послания фактически превратились в директивы, которые активно воплощаются на практике.

Стратегия социально-экономического развития нынешнего руководства России направлена, прежде всего, на обеспечение конкурентоспособности страны, укрепление ее позиций на мировой арене. Для финансирования проектов, прямо связанных с повышением конкурентоспособности, создан Банк развития.

Изменение характера экономических задач, стоящих перед государством, привело к изменению функций Стабилизационного фонда. Его основной источник доходов - нефтегазовые доходы

Средства этого фонда должны идти на широкомасштабное повышение качества жизни людей и на развитие экономики, в конечном счете создающие условия для улучшения благосостояния нынешних и будущих поколений. В частности, речь идет о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и покрытии дефицита пенсионной системы, о создании условий для более эффективного использования природных ресурсов, устранении инфраструктурных ограничений в экономике, о модернизации и развитии высокотехнологичных производств.

В качестве важнейшей цели совершенствования экономики сегодня рассматривается создание инновационной экономики. В современном постиндустриальном обществе именно этот путь определяет основной вектор движения передовых стран. Переход к инновационной модели развития должен быть достаточно динамичным - иначе Россия останется за порогом той группы стран, которые сегодня достигли показателей постиндустриального общества или вплотную приблизились к нему. В то же время общеэкономический рост не должен болезненным образом сказываться на социальном положении населения или отдельных его групп. Напротив, в качестве важнейшей задачи рассматривается использование результатов экономического развития для обеспечения нового, более высокого качества жизни людей.

Система хозяйствования, унаследованная современной Россией, в целом маловосприимчива к инновациям в сфере научно-технического прогресса и управления. Поэтому актуальным является создание национальной инновационной системы, подобной тем, которые существуют в США, Японии, странах Западной Европы.

Усилия государства в данном направлении включают в себя несколько составляющих. Во-первых, это пятилетняя программа поддержки фундаментальных исследований на 2008-2012 гг. Значение поддержки фундаментальной науки в современных условиях огромно, поскольку открытия в этой сфере сегодня очень быстро находят практическое применение в экономике.

Второе направление поддержки - принятие и финансирование специальных целевых программ, связанных с государственным заказом на прикладные исследования и разработки. Распределение госзаказов в рамках этих программ происходит на конкурсной основе, по итогам которых договора заключаются с конкретными научными коллективами и организациями.

Особым приоритетным направлением является проведение исследований в области нанотехнологий и разработка стратегии развития наноиндустрии.

Не менее важное направление совершенствования инфраструктуры связано с созданием эффективной транспортной сети. Из-за плохого состояния дорог Россия несет прямые потери в размере 3% ВВП, а мобильность населения у нас в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах. Ныне принята Программа развития дорожной сети до 2015 года. Ее главные приоритеты - строительство высококачественных федеральных трасс, реконструкция дорог, являющихся международными транспортными коридорами в Европейской части России, а также обеспечивающих использование экономического потенциала Сибири и дальнего Востока. Для крупных городов все более угрожающей по своим экономическим последствиям проблемой становятся транспортные пробки. Поэтому выделяются крупные средства на развитие улично-дорожной сети.

Россия - страна, исключительно богатая природными ресурсами, в первую очередь - нефтью и газом. Но используются, с точки зрения современных условий, неэффективно. Однако продажа сырой нефти приносит значительно меньший доход, чем продуктов ее глубокой переработки. А в этой сфере Россия существенно отстает.

При добыче нефти в России сжигается огромное количество попутного газа, в то время как во многих странах мира этот газ успешно используется. Это лишь один из примеров расточительного использования природных ресурсов. Для борьбы с ними намечено увеличить экологические штрафы, создать систему учета, ужесточить выдачу лицензий на использование недр.

Предпринимаются меры для изменения положения в лесной и деревообрабатывающей отрасли. За счет поэтапного повышения пошлин на экспорт леса за пределы страны должны быть созданы условия для организации его переработки внутри страны и экспорта уже готовой продукции. Этой же цели способствует снижение пошлин на ввоз в страну технологического оборудования для деревообрабатывающих предприятий.

Серьезные усилия направлены на то, чтобы навести порядок в рыбной отрасли: сократить незаконный лов рыбы, контрабанду рыбы и икры за границу.

Важная роль в экономическом развитии страны отводится поддержке малого и среднего предпринимательства. Важнейшим ресурсом экономического развития в современном мире выступает человеческий капитал. Человеческий капитал - это совокупность образовательного, культурного, научного потенциала нации, воплощенного в конкретных людях. В современных условиях качество и количество интеллектуальной элиты, способной генерировать новые идеи, наличие высококвалифицированного персонала, привыкшего к производству сложных, подчас уникальных образцов продукции и услуг, во многом определяют прогресс экономики.

Для развития и эффективного использования человеческого капитала необходимо, прежде всего, повышение качества жизни людей во всех ее проявлениях. Понятие "качество жизни" включает в себя уровень реальных доходов населения (зарплат, пенсий), качество и доступность жилья, услуг системы здравоохранения и образования, уровень безопасности и правовой защищенности граждан, эффективность системы социальных услуг, благоприятную экологическую среду.

С 2005 года началась реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человеческий капитал, в повышение качества жизни. Целый ряд программ в рамках национальных проектов стал фактически совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" многие медицинские учреждения получили современное диагностическое оборудование, санитарный транспорт. Сократилась смертность. Однако динамика качества услуг здравоохранения, по оценкам правительства и общества, недостаточна.

Позитивные результаты дает нацпроект по демографической политике - зафиксировано повышение рождаемости. Указом Президента от 9 октября 2007 года утверждена концепция демографического развития до 2025 года, которая предполагает очень существенное сокращение уровня смертности и увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза.

В проекте "Образование" главным стало стимулирование лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, а также информатизация и развитие материально-технической базы школ. Значительно расширились масштабы поддержки инновационных вузов и впервые осуществлена поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

Национальный проект "Развитие АПК" показал наличие потенциала для развития аграрного производства.

Проект "Доступное и комфортное жилье" направлен на создание условий, облегчающих приобретение гражданами жилья.

Усилия по повышению качества жизни не ограничиваются рамками приоритетных национальных проектов.

России приходится искать пути интеграции своей экономики в мировую систему хозяйствования. Главное при этом - определение статуса, места своей экономики в современном мире и выработка на этой основе соответствующей линии поведения. В связи с этим существенное значение имеет реальная оценка сильных и слабых сторон экономического и геополитического положения России. Следует отметить, что России предстоит развиваться в весьма специфических условиях, которые не обеспечивают ей режим наибольшего благоприятствования. Новый мировой порядок уже сформирован, и это заставляет страны действовать по единым унифицированным процедурам, и Россия не в силах его изменить. Тем не менее сегодняшняя Россия обладает такими преимуществами, которые не только позволяют ей достаточно успешно войти в развивающееся мировое разделение труда, но и попытаться обернуть конкуренцию в свою пользу.

В ходе поступательного экономического развития возникли определенные условия. Первое условие можно назвать технологический прогресс, обеспечивающий прорыв в сфере коммуникаций и транспортных связей, позволивших связать мировое хозяйство в единое целое. Второе условие - либерализация мировой торговли, ограничивающая национальную протекционистскую политику государств, сделавшая мировой рынок более свободным для транснациональных корпораций. Третье условие - появление возможностей для глобализации производственного процесса, пространственного разобщения технологии производства одного товара в различных частях мира. Появилась возможность производить и собирать продукцию в различных странах. Сегодня старый тип производства, замкнутый в рамках национальных государств, окончательно вытесняется.

Также экономический рост и его факторы отражают функционирование национальной экономики в целом. Сегодня в большинстве стран преобладает смешанная экономика, где государственному сектору принадлежит важная роль. В смешанной экономике роль государства возрастает. Сегодня государство - необходимый фактор обеспечения социальной стабильности, национальной безопасности, обеспечения конкурентоспособности экономики, научно-технического развития страны. В современных условиях государство является важнейшим фактором координации становления всех структур современной развитой индустриальной экономики.

Решающим фактором конкурентоспособности национальной экономики является наличие условий, предпосылок, возможностей осуществления нововведений и внедрения новых технологий. Именно в этой области будут осуществляться необходимые кооперация и координация усилий правительства, бизнеса, научных, академических центров и университетов.

Перспективы России не безнадежны, если будет обеспечена большая степень координации внутри страны. Ресурсы и предпосылки к этому в России есть. Необходимы реальные целенаправленные усилия.

Процесс реформирования Российской экономики оказался очень длительным и еще далеко не завершен. Но, пройдя наиболее тяжелый этап реформ, современная Россия сумела сохранить положение в группе ведущих экономически развитых стран мира.

Российская экономика ХХI в. нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Назрела необходимость резкого оживления внутреннего производителя, подъема инвестиционной активности, а главное - окончательного закрепления рыночных приоритетов в сознании масс и в институциональных формах современной экономики.

Главная задача современной России - найти новое качество экономического роста, сформировать экономику, которая будет опираться на максимальную реализацию человеческого потенциала. Сегодня Россия имеет уникальный исторический шанс занять достойное положение в современном глобальном обществе мировых цивилизаций