Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоговые реформы в истории россии. Налоги и налоговые реформы в России: описание, особенности и направления

С 1990 г. в РФ началась масштабная налоговая реформа. На рассмотрение в апреле был вынесен законопроект о сборах с граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства. В июне обсуждался нормативный акт по вопросам обязательных отчислений в бюджет предприятий, организаций и объединений.

Налоги и налоговые реформы в России: нормативная база

Ключевые положения действующей сегодня программы по сбору обязательных платежей в бюджет были утверждены в конце 1991-го. Тогда был принят главный закон, регламентирующий эту сферу. В нормативном акте были установлены налоги, пошлины, сборы и прочие отчисления, определены субъекты, их обязанности и права. Кроме этого, были приняты и другие законы по конкретным налогам, вступившие в действие с января 1992-го. Основные налоговые реформы, таким образом, прошли в начале последнего десятилетия прошлого века.

Структура

Реформа налоговой системы прошла при принятии более чем 20 нормативных актов. 21-го ноября 1992 года по указу президента был сформирован контролирующий самостоятельный орган - ФНС. На эту службу возлагались ключевые функции по разработке и последующей реализации налоговой политики страны. Законодательством было определено 4 группы сборов:

  1. Общегосударственные. Они устанавливались на федеральном уровне.
  2. Местные. Они определялись территориальными структурами власти, согласно законодательным актам субъектов.
  3. Республиканские сборы, налоги административных и национально-государственных образований. Они устанавливались по решению госорганов и законами соответствующих регионов.
  4. Общеобязательные республиканские и местные сборы и налоги.

Состав отчислений периодически изменялся в соответствии с решениями госорганов.

Первые проблемы

Проведенная в достаточно экстремальных условиях, налоговая реформа в России не смогла обеспечить создание идеального финансового института. По ходу последующих рыночных преобразований его изъяны становились все более заметными. В итоге стала существенно замедлять рост экономики страны. Ключевой проблемой в то время выступал дефицит бюджета. Он был обусловлен незначительными объемами поступлений в казну на фоне значительных расходных обязательств.

Изменения

К 1997 году в стране было установлено более 40 видов сборов и налогов, которые уплачивали организации и граждане. К этому моменту была сформирована трехуровневая структура. Она включала:


Второй этап

Новая налоговая реформа началась в 1999 году. Она ознаменовалась вступлением в силу первой части НК. Следует сказать, что Кодекс обсуждался достаточно долго. В общей части устанавливались обязанности и права субъектов, регламентировался процесс выполнения обязательств перед бюджетом, определялись правила контроля, ответственность за нарушения Кроме этого, были введены важнейшие инструменты института. Таким образом, в Кодексе были отражены основные аспекты налоговых реформ. Для обеспечения введения законодательства в действие было разработано и согласовано больше 40 нормативных документов. Важнейшим результатом того периода стало утверждение форм деклараций и инструкций по их составлению. Стоит, однако, отметить, что пока документ проходил через Думу, он утратил множество новаторских предложений. При этом механизмы и правила оказались в действительности далеко не безупречными. В этой связи в течение последних нескольких лет в НК было введено множество поправок.

Преобразования с 2000 года

С началом 21 века Правительством было предпринято несколько решительных шагов по изменению сложившейся ситуации в финансовом секторе страны. Были выработаны приоритетные направления налоговых реформ на среднесрочную перспективу (до 2004 года). В первую очередь предполагалось:

  1. Снижение избыточной нагрузки на субъектов, вследствие которой формировались предпосылки для уклонения от уплаты обязательных сумм.
  2. Ослабление фискального контроля государства в пользу стимулирующих функций системы налогов.
  3. Обеспечение равномерного распределения нагрузки на плательщиков.
  4. Сокращение числа и изменение направленности установленных налоговых льгот.

В рамках правительство ориентировалось на перераспределение поступлений в пользу федерального бюджета относительно региональных.

Цели налоговой реформы

Они заключаются не в том, чтобы собрать как можно больше платежей для решения бюджетного кризиса. Ключевой задачей сегодня выступает снижение уровня изъятий по мере уменьшения государственных обязательств. Налоговые реформы ориентированы на установление справедливого порядка взимания платежей с субъектов, действующих в различных экономических условиях. Утвержденные программы предполагают повышение уровня нейтральности. Налоги не должны существенно влиять на относительные цены, процессы создания накоплений и так далее. В результате должны снизиться издержки по исполнению законодательства не только для государства, но и для самих плательщиков.

Последующие преобразования

Для реализации указанных выше задач налоговые реформы в стране были продолжены. В частности, с января 2001 года было введено 4 главы второй части НК:

Последующие налоговые реформы на 2005 год предполагали:

  1. Снижение нагрузки на ФОТ. Это планировалось достичь за счет снижения ставки ЕСН. Предполагалось, что для доходов до 300 тыс. руб. она будет уменьшена до 26 %, от 300 до 600 - до 10 %, свыше 600 - до 2 %.
  2. Изменение режима начисления НДС. Предусматривалось, что ставка будет снижена до 16 %. Кроме этого, налоговые реформы предполагали пересмотр возврата сбора экспортерам. Кроме этого, активно обсуждалась возможность предоставления плательщикам электронных счетов-фактур.
  3. Изменение налогов на имущество. Предполагалось заменить существовавшие сборы на отчисления с недвижимости. Такая практика была, в частности, введена в Тверской области.
  4. Установление льготного режима для предприятий, работающих в пределах особых экономических территорий. Этим должна была обеспечиваться инновационная и инвестиционная деятельность.

Процессы взимания и контроля

Налоговые реформы ориентированы на гибкость и прозрачность, упрощение и уменьшение объема документооборота. Реализация поставленных задач предусматривает снижение нагрузки не только в фискальной, но и административной части. В частности, речь об уменьшении расходов плательщика по исполнению законодательства. Как показала практика, снижение фискальной нагрузки по некоторым налогам прошло вместе с одновременным увеличением административного давления. В частности, вырос объем финансовой отчетности, усложнился учет деятельности плательщика, усилился контроль госорганов. В этой связи были предприняты шаги по:

Заключение

Результаты реформирования системы налогов и сборов в целом оцениваются как положительные. В период по 2003 гг. доля нагрузки от ВВП постепенно снижалась с 34 % до 31 %. В результате проведенных мероприятий отмечается значительное изменение структуры поступлений. В первую очередь существенно увеличилась доля отчислений, связанных с использованием недр. Вместе с этим сократились поступления с прибыли предприятий, а НДФЛ повысился практически в полтора раза. Отмечается высокая доля сборов, предназначенных на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. Их уровень находится в пределах 25 %.

Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.

Нет необходимости доказывать, что успешность перехода эко­номики и общества к устойчивому развитию - доминирующей концепции мирового развития в XXI в. - в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы и эффек­тивностью функционирования налогового механизма страны. Дос­тижение этих характеристик обеспечивается в результате налоговой: реформы.

Определим смысловую нагрузку термина «налоговая реформа». Следует отметить, что зачастую под налоговой реформой понимают проводимые изменения налоговой системы страны, направленные на совершенствование ее отдельных элементов. Такая трактовкавряд ли приемлема. Ведь изменение отдельных элементов скорее характеризует текущий и постоянно реализуемый процесс совер­шенствования налоговой системы.

Процессы совершенствования и реформирования налоговой системы имеют характерные различия.

Во-первых, процесс совершенствования характеризуется непре­ рывностью : сколько времени существуют налоговые системы раз­ных стран - столько они и совершенствуются, в отличие от ре­ формирования - дискретного процесса, имеющего определенный: временной промежуток .

Во-вторых, совершенствование характеризуется изменением отдельных элементов , в то время как отличительный признак ре­ формы -- проведение принципиальных преобразований налоговой: системы .

В-третьих, различаются движущие силы изменений. Налоговая реформа проводится при пересмотре социально-экономической политики государства и последующем кардинальном пересмотре концепции и стратегии налоговой политики, в то время как про­цесс совершенствования налоговой системы реализуется в контексте изменения тактики налоговой политики. В связи с этим боле адекватным нам видится следующее определение.

Налоговая реформа - это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью при­ ведения ее в соответствие с новым содержанием государственной на логовой политики.

История налогообложения знает достаточное количество на­логовых реформ, всю совокупность которых В.Г. Пансков пред­ложил классифицировать по трем основным признакам (рис. 6) -по содержанию, целям проведения и продолжительности.

Рис.6

> Классификация налоговых реформ по содержанию

Системная налоговая реформа подразумевает реализацию карди­нальных преобразований самой системы налогообложения, ее кон­цептуальных и методологических основ построения. В результате такой реформы, как правило, коренным образом меняются: перечень налогов, налоговая нагрузка, соотношение прямого и косвенного обложения, принципы построения налоговой системы и т.д.

Структурная налоговая реформа характеризуется кардинальны­ми преобразованиями отдельных структурных элементов системы налогообложения. В результате такого рода реформы достигается кардинальная перестройка налогового механизма, налогового адми­нистрирования, систем налогового учета на предприятиях, в рамках существующего перечня кардинально меняется структура отнесения к федеральным, региональным и местным налогам, принципиально образом меняются элементы налогов (базы, ставки, льготы) и т.д. Если образно сравнивать эти реформы, то результатом структурной реформы должна стать новая архитектура функциональных элемен­тов налоговой системы , а результатом системной реформы - новая архитектура ее построения в целом.

> Классификация налоговых реформ по целям проведения

Налоговые реформы в зависимости от объема поставленных це­лей подразделяются на многоцелевые и ограниченно целевые.

При проведении ограниченно (одно) целевой реформы обеспечи­вается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой сис­темы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов, как правило, стимули­ рующего характера в отношении отдельных отраслей хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, про­изводства отдельных видов продукции и т.д.

Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспе­чить достижение определенной совокупности взаимосвязанных це­левых установок по изменению основных параметров функциони­рования налоговой системы. Результатом такой реформы становит­ся изменение характера проявления основных функций налогов в народнохозяйственном комплексе страны в соответствии с целями налоговой политики, избранными приоритетными.

> Классификация налоговых реформ по продолжительности про­ ведения

Налоговые реформы по своей продолжительности подразделя­ются на кратко-, средне- и долгосрочные.

Краткосрочная налоговая реформа характеризуется незначитель­ным временным периодом реализации, как правило, около трех лет . В столь короткий срок невозможно осуществить масштабные пре­образования, но вполне укладывается реализация ограниченно це­левых реформ. Например, возможно снизить налоговые ставки и достичь цели - снижения налоговой нагрузки.

Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило, до восьми лет , позволяет осуществить более сущест­венные структурные преобразования.

Долгосрочная реформа , характеризуясь значительным периодом реализации, обычно свыше восьми лет , позволяет осуществить сис­темные преобразования.

Столь значительная растянутость налоговых преобразований во времени обусловливается: во-первых, крайне осторожным реформа­торским подходом большинства правительств к такой болезненной для всех теме, как налоги; во-вторых, внутренней логикой реформ, последовательно проходящих в несколько этапов. На рис. 7. пред­ставлен условный алгоритм проведения налоговой реформы.

Рис.7

Объективной предпосылкой налоговых преобразований, как упоминалось ранее, является существенное изменение социально-экономической политики государства, ведущее к пересмотру кон­цепции и стратегии налоговой политики. Когда оформилась объек­тивная необходимость проведения реформы, происходит выбор це­лей, средств и методов налоговых преобразований. В зависимостиот сложности и количества поставленных целей проведение рефор­мы может планироваться в один или несколько последовательных этапов с соответствующей разбивкой по целям, средствам и методам. Например, в Германии реформа проводилась в три этапа 1986, 1988, 1990 гг.), в США - в два этапа (1981, 1986 гг.), в Рос­сии - в три этапа (1991, 1998 и 2001 гг.).

Каждый этап состоит из трех основных периодов: подготовительного, непосредственного проведения и завершающего.

Подготовительный период - это планирование реформы, обоснование и подготовка общественного мнения. Данный период очень значим, хотя зачастую его роль и недооценивается в полной мере. Для того чтобы обеспечить успех проведения ре­формы, необходимо не только ее квалифицированно спланиро­вать, обосновать, разработать новое законодательство, но и под­готовить общественное мнение. Реформа должна быть объектив­но необходима и поддержана народом, цели ее должны быть просты и понятны.

Период проведения - это период непосредственной реализации налоговой реформы, когда вводится в действие новое налоговое законодательство, видоизменяется налоговый механизм, происходит апробация нововведений, достаточная по своему временному кон тексту для выявления законодательных недоработок и практических нестыковок функционирования обновленного механизма.

Завершающий период - анализ полученных результатов рефор­мы, оценка их фискальной и социально-экономической значимо­сти, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, декларация вывода о мере достиже­ния заявленных целей и подготовка обоснования для завершения или продолжения реформ.

При анализе любой реформы следует отличать планируемую по­этапную реализацию, т.е. этапность, изначально планируемую при запуске реформы, от вынужденной поэтапной реализации. Вынуж­денная этапность возникает, когда цели реформы не достигаются и появляется необходимость корректировки средств, методов, целей,а иной раз даже и концепции налоговой политики уже по ходу ре­формы. В этом случае готовится реализация следующего этапа ре­формы. Если ожидаемый результат и в таком случае не достигается, тогда планируется третий этап (см. рис. 7.).

Этапы реформы не всегда строго последовательны. Они нередко накладываются друг на друга: завершающий период одного этапа совпадает с подготовительным периодом следующего, поэтому по­рой их трудно разграничить, они воспринимаются подчас как не­прерывный процесс преобразований.

Малоисследованной областью является проблема частоты нало­говых реформ. При каких изменениях социально-экономической политики становится неизбежным проведение налоговых преобра­зований? Ведь любые преобразования - процесс достаточно болез­ненный для всех субъектов, результат которых невозможно в пол­ной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качест­венный, а не количественный.

При незначительных изменениях социально-экономической по­литики возможно обойтись текущим совершенствованием налого­вой системы, в то время как при существенном (принципиальном) изменении ее содержания кардинальные налоговые преобразования неизбежны. Новая социально-экономической политика будет неиз­бежно порождать новую налоговую политику, а соответственно, и новую налоговую реформу. В результате реализации реформ обес­печивается эволюционное развитие налоговой системы и достигает­ся временное ее соответствие текущей социально-экономической ситуации. Следовательно, налоговая реформа не может опережать социально-экономические реформы, она следует в их фарватере.

Надо отметить, что реформирование всегда должно быть эволю­ционным. Революционные преобразования характеризуются ломкой старой и строительством принципиально новой налоговой системы. Такие преобразования вряд ли можно охарактеризовать как налогов ую реформу . В частности большинство стран бывшего социали­стического содружества при переходе к рыночным отношениям (в том числе и Россия в 1991 г.) изначально не реформировали, а формировали принципиально новые налоговые системы, а рефор­мировать их они стали позже.

Таким образом, основными признаками налоговых реформ в рыночной экономике являются эволюционность, последовательность и периодичность .

А главной целью налоговых преобразований должно стать приведение в соответствие налоговой системы новым потребностям социально-экономического развития страны и новому курсу налоговой политики. Следовательно, налоговые реформы являются неотъемлемым атрибутом меняющейся социально-экономической и налоговой политик государства.

Вся вторая половина XXв. связана с перманентными налого­выми реформами в развитых странах. Объективная необходимость их была обусловлена вначале приданием экономической политике мощного социального контекста, а позднее - вхождением этих стран в эпоху постиндустриального развития.

Арендный блок

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Рассмотрим налоговую политику в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.

Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы.классификацию налоговых реформ

1.1. Системная реформа - реформа, вследствие которой изменяются концепции и механизмы действия налоговой системы. В результате системных реформ преобразуются принципы налогообложения в целом, а также спектр существующих налогов, объем налоговой нагрузки и т.д.

1.2. Структурная реформа - реформа, ориентированная на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурных реформ преобразуются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.

По целям проведения .

2.1. Многоцелевая реформа - реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результат многоцелевых реформ проявляется в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны

2.2. Ограниченная целевая реформа - реформа, ставящая перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ограниченных целевых реформ выступает преобразование стимулирующих налоговых функций.

По срокам проведения .

3.1. Краткосрочная реформа - реформа, длящаяся около трех лет. Как правило, краткосрочные реформы проводятся в рамках достижения ограниченных целей.

3.2. Среднесрочная реформа - реформа, длящаяся от трех до восьми лет. Среднесрочные реформы могут позволить себе провести более принципиальные изменения в системе налогообложения.

3.3. Долгосрочная реформа - реформа, длящаяся более восьми лет. Долгосрочные реформы, как правило, проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Налоги и налоговая система Российской Федерации

Определение налогов, роль налоговых доходов бюджетной системы РФ. Налоговая система, НК - налоговый кодекс. Налогообложение. Готовые ответы на экзамен

Информация для участника ОГЭ

Правила проведения основного государственного экзамена в 2015 году. Общие сведения

Хоровая литература зарубежная

Развитие и разнообразие жанров и форм в хоровой музыке Западной Европы (Средневековье и Возрождение). Жанры культовой музыки. ТЕРМИНЫ по жанрам светской музыки. Хоровая музыка эпохи барокко. Хоровая музыка композиторов-романтиков.

Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области»

Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее – Положение) регламентирует статус и порядок проведения областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее - Конкурс)

Оптические методы анализа

Определение молярного и удельного коэффициентов светопоглощения. Определение открываемого минимума фотометрических реакций. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при фотометрическом анализе. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при флуориметрическом анализе.

Безопасность и экологичность проекта ПБО “Блинная”

В этом разделе проведена оценка разработанного проекта с точки зрения его безопасности и экологичности. Оценка безопасности означает перечисление опасных и вредных факторов, возможных на различных участках производства и технических, организационных и т.д. решений, предусмотренных проектом для уменьшения их воздействия на человека.

Введение

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

2.2 Реформа прямых налогов

2.3 Реформа финансового аппарата

3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

Заключение

Список использованной литературы


Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России. Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.

Цель моей работы - изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3. Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.

1. Причины возникновения реформ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн. рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

I. Прямые налоги: 1680г. % 1701г. %
1) Стрелецкие 101 468 6,9 117 227 4
2) Ямские 53 453 3,6 38 208 1,3
3) Запросные 235 338 16,1 310 152 10,5
4) Ясак 103 610 7,1 118 650 4
ИТОГО прямые налоги: 493 869 33,7 584 237 19,8
II. Косвенные: 650 223 44,4 1 195 974 40,4
III. Регалии и пошлины:
1) Монетная операция 40 000 2,7 791 728 26,8
2) Оброк 146 150 10 130 183 4,4
3) Пошлины 33 735 2,3 118 699 4
ИТОГО регалии и пошлины: 219 885 15 1 040 610 35,2
IV. Разные сборы: 100 000 6,8 134 944 4,6
ВСЕГО: 1 463 977 2 955 765

Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.