Налоги и налоговые реформы в России: описание, особенности и направления. Причины возникновения субкультуры. Налоги и налоговые реформы в России: нормативная база
Александр I вступил на престол в 1801 г. в результате дворцового переворота. В период его царствования Россия участвовала в ряде серьезных войн: 1805 г. – война в составе третьей антифранцузской коалиции, 1806–1812 гг. – война с Турцией, 1808– 1809 гг. – война со Швецией, 1812 г. – Отечественная война. Понятно, что все это требовало расходов, которые существенно превышали доходы бюджета. Основным источником покрытия дефицита стало печатание бумажных денег.
В связи с этим уже в самом начале царствования Александра I стали разрабатываться планы реформ в сфере государственных финансов. Проекты реформ составлялись в 1801 – 1804 гг. негласным комитетом, в который входили друзья императора – граф Кочубей, граф Строганов, князь Адам Чарторыйский, племянник известного елизаветинского вельможи Безбородко, князь Новосильцев.
В 1802 г. манифестом Александра I было создано Министерство финансов и определена его роль. В манифесте говорилось: "Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и государственными частями кои доставляют Правительству нужные доходы и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов" . В дальнейшем члены Негласного комитета один за другим удалялись от императора. Их место занял Μ. М. Сперанский (1772–1839), который с 1809 по 1812 г. был ближайшим советником императора. Им была разработана программа финансовых преобразований, сформулированная в его труде "План финансов".
В этот период финансы Российской империи находились в крайне расстроенном состоянии, вследствие войн с Наполеоном и Турцией. По смете 1810 г. внешний долг составлял 100 млн руб. Выпущенных в обращение ассигнаций насчитывалось на сумму 577 млн руб. Смета доходов на 1810 г. предполагала сумму 127 млн руб., смета расходов требовала 193 млн руб. Дефицит составлял 66 млн руб., т.е. более половины всей суммы государственных доходов. Это положение и хотел изменить Μ. М. Сперанский, составив план широких финансовых реформ, который был основан на следующих принципах :
- – совершенное прекращение выпуска новых ассигнаций и постепенное изъятие из обращения старых;
- – увеличение всех налогов, как прямых, так и косвенных;
- – снижение государственных расходов.
План Сперанского в сфере денежного обращения, кредита и бюджета содержал следующие предложения:
- 1) придать государственному бюджету законодательный характер;
- 2) устранить бюджетный дефицит;
- 3) отменить подушные подати и заменить их подоходным налогом;
- 4) обложить налогами лиц, пользующихся домашней прислугой;
- 5) взимать пошлины с владельцев тягловой силы;
- 6) от винных откупов перейти к акцизам;
- 7) создать центральный банк;
- 8) выпустить кредитные деньги и организовать кредитные операции в целях развития промышленности, торговли и сельского хозяйства.
В сфере государственных расходов он сформулировал принцип, актуальный и в настоящее время: "Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода" .
По мнению Сперанского, расходы должны разделяться :
- – "по ведомствам;
- – по степени нужды в них – необходимые, без коих внутренняя и внешняя безопасность существовать не могут; полезные – кои принадлежат к гражданскому усовершенствованию; избыточные – кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; излишние и бесполезные – кои употребляются на предметы для правительства посторонние;
- – по пространству – общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
- – по предметному назначению – обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
- – по степени постоянства – стабильные и меняющиеся издержки".
Реализация плана Сперанского была начата законами от 2 февраля 1810 г. и от 11 февраля 1812 г., в соответствии с которыми налоги были увеличены более чем в два раза, а также введен ряд новых налогов. Подушная подать была повышена с 1 руб. до 3 руб. Оброчная подать в 1812 г. в сравнении с 1798 г. была увеличена более чем в два раза и составила 10 руб. с души в губерниях 1-го класса, 9 руб. – 2-го класса, 8 руб. – 3-го класса, 7,5 руб. – 4-го класса. Цена пуда соли с 40 кои. была доведена за счет роста акциза до 1 руб. Был введен новый, небывалый прежде налог – "подоходный прогрессивный". Им был обложен доход помещиков с их земель. Низшая ставка налога устанавливалась с доходов свыше 500 руб. в год и составляла 1%. По высшей ставке (10%) налог взимался с помещичьих имений, дававших более 18 тыс. руб. дохода в год.
В 1810 г. Манифестом императора был образован Государственный совет из 35 членов, назначаемых государем. Государственным секретарем совета был назначен Μ. М. Сперанский. Вслед за Государственным советом по плану Сперанского были преобразованы и министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 г. По новому порядку упразднялось министерство коммерции, дела которого распределялись между министерством финансов и министерством внутренних дел, было создано новое министерство полиции, которому были переданы дела по внутренней безопасности из министерства внутренних дел.
Указом от 25 июня 1811 г. "Общее учреждение министерств" управление финансами было разделено между тремя ведомствами: министерство финансов занималось всеми источниками доходов, вновь созданное особое ведомство "Главное управление ревизий государственных счетов" занималось ревизией всех доходов и расходов, а государственное казначейство ведало всеми расходами. Через 10 лет государственное казначейство было включено в состав министерства финансов на правах департамента.
По разным причинам Сперанский был уволен от должности, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812 г., был сослан в Нижний Новгород, напутствуемый самой искренней бранью со стороны высшего общества и ожесточенной озлобленностью со стороны народа. Главной причиной этого недовольства было увеличение налогов.
В первые годы правления Александра I были внесены изменения в систему гильдейских сборов. В 1807 г. размеры объявляемых капиталов, установленных для отнесения купцов к той или иной гильдии, были существенно увеличены. Так, для купцов первой гильдии размер объявляемого капитала был установлен в размере 50 тыс. руб. (вместо 10 тыс. руб. ранее), для купцов второй гильдии – от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее 5–10 тыс. руб.), для купцов третьей гильдии – 8 тыс. руб. (ранее 1–5 тыс. руб.). При этом пропорциональная ставка (1%) была заменена прогрессивной шкалой: купцы первой гильдии уплачивали 4% от объявленного капитала, купцы второй гильдии – 3%, купцы третьей гильдии – 2,5%.
Вследствие злоупотреблений откупщиков и увеличения пьянства в 1805 г. был учрежден Комитет для изыскания мер к "ограничению размножения кабаков" при сохранении питейного дохода в прежней величине, составлявшей в то время 12 млн руб. (почти четверть всех государственных доходов). Комитет разработал новые откупные условия на 1807–1811 гг. С 1811 г. цена на вино была увеличена с 4 до 6 руб. Мерой было ведро. Война 1812 г. и связанное с ней разорение страны, увеличение податей и повинностей привели к уменьшению потребления питой и увеличению недоимок у откупщиков.
В 1817 г. был издан новый устав о питейном сборе, установивший казенную продажу вина через казенные палаты и уездные управления. Был установлен акцизный сбор с водки, пива и меда. Система государственной монополии просуществовала до 1827 г. В 1820 г. питейный доход составил 77,5 млн руб. .
В 1824 г. была введена кибиточная подать с кочевых народов в виде государственной подати или местного сбора, поступающего в губернские бюджеты. Единицей обложения служила кибитка, повозка и т.п.
В начале царствования Александра I были отменены пошлины с наследств, как акт благоволения к дворянству, и восстановлены отмененные императором Павлом I жалованные сословные грамоты. В 1808 г. пошлины с наследств были восстановлены в размере 6%, но исключительно при переходе имущества к дальним родственникам, помимо ближайших. Попытки ввести налог со всех наследств пересекались вплоть до 1882 г., как мера, несовместная с интересами дворянства.
В целом в период царствования Александра I налоговая политика была направлена на интересы дворянства. В частности, по требованию помещиков после завершения Отечественной войны 1812 г. был отменен подоходный прогрессивный налог с доходов помещиков, введенный по инициативе Μ. М. Сперанского.
Налоги являются обязательными сборами, взимаемыми государством с хозяйственных субъектов и с населения по ставкам, установленным в законодательном порядке. Для становления налоговой системы, кроме образования государства и появления законодательных актов, необходим определенный уровень хозяйственных (экономических) отношений в стране.
Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен помогало развитие торговли и постепенное оформление таможенного права; вторым фактором, обеспечивающим этот процесс, является не просто становление государственности на Руси в IX-X вв., но и совершенствование государственных структур, особенно занимающихся фискальной политикой, периодом расцвета этих структур можно считать XVI-XVIII вв.; третьим важнейшим фактором стало становление в XV-XVI вв. сельскохозяйственного как главного в аграрном обществе, т. е. активное развитие земледелия и скотоводства, поставлявшего продукцию для торговли на внутреннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно считать развитие ремесла, а в XVII-XVIII вв. мануфактурного производства.
На Руси первая форма взимания налогов получила название "полюдье", она была характерна для ряда зарождающихся государств Восточной Европы. "Полюдье" - это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловленной в устных договорах между племенами, а также кормления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий.
О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородного (908-959) "Об управлении империей". Описывая жизнь различных народов, в том числе в районах Дуная и Днепра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов". Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходили с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полюдья", что именовалось "кружением".
Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без заранее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" отправлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви - ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви - там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье проживали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продолжалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чернигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.
Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе славянского слова, подтверждается греческой транскрипцией этого слова, в древних исландских сагах оно также заимствовано из древнерусского. Арабские источники, например Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полюдья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют одежды.
Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска, меха и рабов (невольников), которые продавались или менялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использовалась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрестные племена присылали "моноксилы" - лодки-однодревки с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100- 200 судов. В плавание отправлялись в июне-июле, месяцы эти считались наиболее благоприятными для экспедиций по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда прибывали суда из Переяславля, третьего по величине города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль стоял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя - чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов.
Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с сезоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торговых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавливались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и серебро.
Таким образом, путь из Киева в Константинополь был тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья" и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг в греки".
Когда Древнерусское государство окрепло, в середине X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяйственная реформа, связанная с началом второго этапа становления податной системы. ПВЛ, Константин Багрянородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы князя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей видимости, опасности походов за данью типа "полюдья", в одном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Ольгу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести временных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и погосты, (от слова "гости" - купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевского князя с дружиной по подвластным территориям. Дань вместо "полюдья" была более цивилизованной формой налогов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места - "погосты". Они использовались также для местной (меновой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах больших рек - и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погостах - "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отношений - от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.
Итак, первый этап становления податно-налоговой системы на Руси хронологически определяем: IX - сер. X е.;
Второй этап: с сер. X в. до начала социально-политической раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;
Третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.
По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе проявились очень интересные тенденции в развитии податно - налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. "оброк" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в описаниях XII-XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в это время проходил начальный процесс феодализации, который обретал более или менее определенные контуры. Треть собранной дани предназначалась для Великого князя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобретала значение государственной казны. Одна десятая ее часть направлялась в распоряжение православной церкви и получила название "десятины".
Одновременно появились три разновидности дани-оброка: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сельского строительства, можно предположить, что желающие уклониться от дани топили "по-черному" - без вывода трубы наружу. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси, истоки его зарождались в XII-XIII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Другая часть семей - земледельцев - платили с "рала" (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным налогом. Еще часть населения платила с "человека", что через несколько веков трансформируется в подушный налог.
Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань платилась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту. Но применительно к первым векам существования Древнерусского государства такую четкую градацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а не с людей, на них проживающих.
Четвертый этап в становлении налоговой системы совпадает со временем татаро-монгольского ига. Это был период с 1236-1240 гг. до середины XV в.
Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на условиях полуколонии. Сохранялось управление русскими землями национальными лидерами, князьями из рода Рюриковичей. Но князья должны были за большие деньги и дары получать ярлыки на правление.
Ордынцы были прирожденными степняками и коневодами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым, был связан с бытом и образом жизни степняков: они изобрели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из мужской одежды в числе первых стали применять длинные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили меховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первоначально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и народов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой, в том числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения переписи населения, организации быстрой почтовой связи путем создания через равные отрезки пути "ям" - почтовых станций.
Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Батый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Русским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар - пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамужних женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисьему". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в 1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была проведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие численники переписали население Суздальской, Рязанской, Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладывали "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священнослужителей и монахов. Для остальных, занесенных "численниками" в перепись населения, определялся "ясак" в виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не заплативших забирали, как и в прежние годы, в "полон".
Но главной была общая на всю Русь дань под названием "ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Платили "выход" удельные князья от имени населения своих княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) московские князья стали платить за всех "ордынский выход", предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими мехами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на неопределенное время в Орде, пока их приближенные не собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посудой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями принимали в Орде мученическую смерть.
Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами ценных пород диких зверей, заставили вплотную заниматься охотой. Таким образом, вместо производящего хозяйства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и становления аграрного общества наметилось значительное отставание в экономическом развитии Русского государства от европейских стран. Выравнивание уровней развития произойдет лишь через несколько веков.
Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на XIV-XVI вв. В это время сложились условия для перехода к так называемой посошной подати. В те времена в окружающем Русь мире - Восточной и Западной Европе - создавались централизованные государства. Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенденций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране начался политический и хозяйственный подъем. С середины XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет земледелия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и определился переход к новому этапу в развитии налоговой системы - взиманию посошной подати. О "сохе" как виде дани говорится в завещании Великого князя Василия Васильевича Темного (1425-1462 гг.). После его смерти писцы должны были переписать земли и обложить "данью по сохам и по людям". Здесь официально упоминается "соха" как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономической мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения податью не ассоциировалась с сохой - орудием земледелия. "Соха" - это единица земли, с которой платили подать государю, т. е. Великому князю, в XV-XVI вв., первой половине XVII в. "Соха" определялась также количеством рабочей силы, необходимой для обработки определенной земельной площади. С постепенной ликвидацией раздробленности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи" присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества. Причем условно к пашне приравнивались другие объекты обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недвижимость.
Законодательно посошная подать как основной прямой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взиматься со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи"" (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько человек с одной или несколькими лошадьми. При этом учитывалось и количество произведенной продукции, то есть экономическая выгода, получаемая от запашки земли. В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мелких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две: новгородская - около 45 десятин земли. В отличие от нее московская соха представляла из себя целый пахотный округ. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха пашенная здесь в трех полях достигала 1200-1800 десятин земли.
Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, возможно ли было от той или иной земли, в зависимости от ее площади и плодородия, получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха" новгородская была намного меньше потому, что в тех местах было мало плодородной земли, служилым людям она не раздавалась, а народ много занимался промыслами и ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил подати, видимо, от суммы общих доходов.
"Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 десятин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. государственных, землях, не несли военной повинности, поэтому с них брали больше сельских податей.
"Соха" государственных крестьян доходила до 600 десятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как служилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший.
Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей:
1) дани (посошной подати);
2) кормления административных лиц;
3) иных натуральные повинностей.
Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.
Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" - до 30 десятин земли и "обжа" - до 15 десятин.
"Кормы" областным управителям делились на: а) "въезжий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рождественский". До главенства Московского княжества "кормы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам стали выдаваться денежные оклады.
История свидетельствует, что и с введением денежных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быть обязательными, приобрели характер даров -» подарков -» -» подкупов должностных лиц.
В XVI-XVII вв., т. е. с появлением единого государства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно возросли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это можно объяснить большими государственными расходами в период Ливонской войны, а в XVII в. - ликвидацией последствий Смутного времени.
К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоединились сборы на:
1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими татарами - "полоняничные" деньги;
2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стрелецкого войска;
3) "ямские деньги" - на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы";
4) "ямчужные" - или селитряные деньги - на покупку пороха;
5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возведение "засек" - преград на пути татар к Москве.
Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были укрупнены, т. е. сведены в три основных:
1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью;
2) "полоняничные";
3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные земские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом".
Для упорядочения налогообложения в XVI в. создавались писцовые книги, в которых содержались данные переписей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Михайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога - к подворной подати.
Шестой этап взимания прямого налога - подворного - начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда:
1) стрелецкие деньги;
2) ямские и полоняничные.
Стрелецкий налог теперь платило городское и промышленное сельское население, к нему относилось и население поморских уездов, где хлебопашество не было главным занятием сельских жителей. Все они должны были содержать стрелецкое войско.
Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и помещичьи. В том и другом случаях налоги взимались с подворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.
Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подворья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае - казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, поэтому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме - "по душам" мужского пола - его собирали более 160 лет - до реформ Н. X. Бунге - И. А. Вышнеградского.
Противником введения подушного налога выступил современник Петра I - Иван Тихонович Посошков (1652- 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещиков. Он относился к налогам как важнейшему источнику доходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовенства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (суммарном) отношении налоги нужно взимать исходя из доходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посошков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предложение первого российского политэконома опережало время, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил великому ученому критику существовавших тогда в России порядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петропавловской крепости.
Кроме государственных податей - налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвенными налогами. Они с периода образования Древнерусского государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" - сбор за право провоза товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, назывались мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водяной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гос - тка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние калачи" - это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рынка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч.
Собственно торговые пошлины подразделялись на:
1) сборы за подготовительные торговые действия;
2) сборы за право купли-продажи.
Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" - мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" - сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные налоги: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" - сбор при взвешивании товара, "померное" -- при замере сыпучих товаров и т. д.
За право купли-продажи взимались: "тамга" - сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от татарского слова " ". Иногда вместо тамги этот сбор называли "осмничее" - оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов.
Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли - рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя - 2,5 рубля.
XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменилось название и суть основного прямого налога.
Введение
2. Налоговая реформа Петра I
2.1 Реформа косвенных налогов
2.2 Реформа прямых налогов
2.3 Реформа финансового аппарата
3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России
Заключение
Список использованной литературы
Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.
К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России. Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.
Цель моей работы - изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3. Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.
1. Причины возникновения реформ
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн. рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.
Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.
I. Прямые налоги: | 1680г. | % | 1701г. | % |
1) Стрелецкие | 101 468 | 6,9 | 117 227 | 4 |
2) Ямские | 53 453 | 3,6 | 38 208 | 1,3 |
3) Запросные | 235 338 | 16,1 | 310 152 | 10,5 |
4) Ясак | 103 610 | 7,1 | 118 650 | 4 |
ИТОГО прямые налоги: | 493 869 | 33,7 | 584 237 | 19,8 |
II. Косвенные: | 650 223 | 44,4 | 1 195 974 | 40,4 |
III. Регалии и пошлины: | ||||
1) Монетная операция | 40 000 | 2,7 | 791 728 | 26,8 |
2) Оброк | 146 150 | 10 | 130 183 | 4,4 |
3) Пошлины | 33 735 | 2,3 | 118 699 | 4 |
ИТОГО регалии и пошлины: | 219 885 | 15 | 1 040 610 | 35,2 |
IV. Разные сборы: | 100 000 | 6,8 | 134 944 | 4,6 |
ВСЕГО: | 1 463 977 | 2 955 765 |
Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.
Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.
Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.
2. Налоговая реформа Петра I
2.1 Реформа косвенных налогов
Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.
Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.
Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.
Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.
В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.
Дата публикации: 02.10.2013 16:26
Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.
Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.
Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.
Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.
Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.
Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.
Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.
И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.
Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.
Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.
Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.
В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.
Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.
Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.
Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.
Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.
В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.
Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.
Нет необходимости доказывать, что успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию - доминирующей концепции мирового развития в XXI в. - в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы и эффективностью функционирования налогового механизма страны. Достижение этих характеристик обеспечивается в результате налоговой: реформы.
Определим смысловую нагрузку термина «налоговая реформа». Следует отметить, что зачастую под налоговой реформой понимают проводимые изменения налоговой системы страны, направленные на совершенствование ее отдельных элементов. Такая трактовкавряд ли приемлема. Ведь изменение отдельных элементов скорее характеризует текущий и постоянно реализуемый процесс совершенствования налоговой системы.
Процессы совершенствования и реформирования налоговой системы имеют характерные различия.
Во-первых, процесс совершенствования характеризуется непре рывностью : сколько времени существуют налоговые системы разных стран - столько они и совершенствуются, в отличие от ре формирования - дискретного процесса, имеющего определенный: временной промежуток .
Во-вторых, совершенствование характеризуется изменением отдельных элементов , в то время как отличительный признак ре формы -- проведение принципиальных преобразований налоговой: системы .
В-третьих, различаются движущие силы изменений. Налоговая реформа проводится при пересмотре социально-экономической политики государства и последующем кардинальном пересмотре концепции и стратегии налоговой политики, в то время как процесс совершенствования налоговой системы реализуется в контексте изменения тактики налоговой политики. В связи с этим боле адекватным нам видится следующее определение.
Налоговая реформа - это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью при ведения ее в соответствие с новым содержанием государственной на логовой политики.
История налогообложения знает достаточное количество налоговых реформ, всю совокупность которых В.Г. Пансков предложил классифицировать по трем основным признакам (рис. 6) -по содержанию, целям проведения и продолжительности.
Рис.6
> Классификация налоговых реформ по содержанию
Системная налоговая реформа подразумевает реализацию кардинальных преобразований самой системы налогообложения, ее концептуальных и методологических основ построения. В результате такой реформы, как правило, коренным образом меняются: перечень налогов, налоговая нагрузка, соотношение прямого и косвенного обложения, принципы построения налоговой системы и т.д.
Структурная налоговая реформа характеризуется кардинальными преобразованиями отдельных структурных элементов системы налогообложения. В результате такого рода реформы достигается кардинальная перестройка налогового механизма, налогового администрирования, систем налогового учета на предприятиях, в рамках существующего перечня кардинально меняется структура отнесения к федеральным, региональным и местным налогам, принципиально образом меняются элементы налогов (базы, ставки, льготы) и т.д. Если образно сравнивать эти реформы, то результатом структурной реформы должна стать новая архитектура функциональных элементов налоговой системы , а результатом системной реформы - новая архитектура ее построения в целом.
> Классификация налоговых реформ по целям проведения
Налоговые реформы в зависимости от объема поставленных целей подразделяются на многоцелевые и ограниченно целевые.
При проведении ограниченно (одно) целевой реформы обеспечивается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов, как правило, стимули рующего характера в отношении отдельных отраслей хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, производства отдельных видов продукции и т.д.
Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспечить достижение определенной совокупности взаимосвязанных целевых установок по изменению основных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов в народнохозяйственном комплексе страны в соответствии с целями налоговой политики, избранными приоритетными.
> Классификация налоговых реформ по продолжительности про ведения
Налоговые реформы по своей продолжительности подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные.
Краткосрочная налоговая реформа характеризуется незначительным временным периодом реализации, как правило, около трех лет . В столь короткий срок невозможно осуществить масштабные преобразования, но вполне укладывается реализация ограниченно целевых реформ. Например, возможно снизить налоговые ставки и достичь цели - снижения налоговой нагрузки.
Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило, до восьми лет , позволяет осуществить более существенные структурные преобразования.
Долгосрочная реформа , характеризуясь значительным периодом реализации, обычно свыше восьми лет , позволяет осуществить системные преобразования.
Столь значительная растянутость налоговых преобразований во времени обусловливается: во-первых, крайне осторожным реформаторским подходом большинства правительств к такой болезненной для всех теме, как налоги; во-вторых, внутренней логикой реформ, последовательно проходящих в несколько этапов. На рис. 7. представлен условный алгоритм проведения налоговой реформы.
Рис.7
Объективной предпосылкой налоговых преобразований, как упоминалось ранее, является существенное изменение социально-экономической политики государства, ведущее к пересмотру концепции и стратегии налоговой политики. Когда оформилась объективная необходимость проведения реформы, происходит выбор целей, средств и методов налоговых преобразований. В зависимостиот сложности и количества поставленных целей проведение реформы может планироваться в один или несколько последовательных этапов с соответствующей разбивкой по целям, средствам и методам. Например, в Германии реформа проводилась в три этапа 1986, 1988, 1990 гг.), в США - в два этапа (1981, 1986 гг.), в России - в три этапа (1991, 1998 и 2001 гг.).
Каждый этап состоит из трех основных периодов: подготовительного, непосредственного проведения и завершающего.
Подготовительный период - это планирование реформы, обоснование и подготовка общественного мнения. Данный период очень значим, хотя зачастую его роль и недооценивается в полной мере. Для того чтобы обеспечить успех проведения реформы, необходимо не только ее квалифицированно спланировать, обосновать, разработать новое законодательство, но и подготовить общественное мнение. Реформа должна быть объективно необходима и поддержана народом, цели ее должны быть просты и понятны.
Период проведения - это период непосредственной реализации налоговой реформы, когда вводится в действие новое налоговое законодательство, видоизменяется налоговый механизм, происходит апробация нововведений, достаточная по своему временному кон тексту для выявления законодательных недоработок и практических нестыковок функционирования обновленного механизма.
Завершающий период - анализ полученных результатов реформы, оценка их фискальной и социально-экономической значимости, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, декларация вывода о мере достижения заявленных целей и подготовка обоснования для завершения или продолжения реформ.
При анализе любой реформы следует отличать планируемую поэтапную реализацию, т.е. этапность, изначально планируемую при запуске реформы, от вынужденной поэтапной реализации. Вынужденная этапность возникает, когда цели реформы не достигаются и появляется необходимость корректировки средств, методов, целей,а иной раз даже и концепции налоговой политики уже по ходу реформы. В этом случае готовится реализация следующего этапа реформы. Если ожидаемый результат и в таком случае не достигается, тогда планируется третий этап (см. рис. 7.).
Этапы реформы не всегда строго последовательны. Они нередко накладываются друг на друга: завершающий период одного этапа совпадает с подготовительным периодом следующего, поэтому порой их трудно разграничить, они воспринимаются подчас как непрерывный процесс преобразований.
Малоисследованной областью является проблема частоты налоговых реформ. При каких изменениях социально-экономической политики становится неизбежным проведение налоговых преобразований? Ведь любые преобразования - процесс достаточно болезненный для всех субъектов, результат которых невозможно в полной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качественный, а не количественный.
При незначительных изменениях социально-экономической политики возможно обойтись текущим совершенствованием налоговой системы, в то время как при существенном (принципиальном) изменении ее содержания кардинальные налоговые преобразования неизбежны. Новая социально-экономической политика будет неизбежно порождать новую налоговую политику, а соответственно, и новую налоговую реформу. В результате реализации реформ обеспечивается эволюционное развитие налоговой системы и достигается временное ее соответствие текущей социально-экономической ситуации. Следовательно, налоговая реформа не может опережать социально-экономические реформы, она следует в их фарватере.
Надо отметить, что реформирование всегда должно быть эволюционным. Революционные преобразования характеризуются ломкой старой и строительством принципиально новой налоговой системы. Такие преобразования вряд ли можно охарактеризовать как налогов ую реформу . В частности большинство стран бывшего социалистического содружества при переходе к рыночным отношениям (в том числе и Россия в 1991 г.) изначально не реформировали, а формировали принципиально новые налоговые системы, а реформировать их они стали позже.
Таким образом, основными признаками налоговых реформ в рыночной экономике являются эволюционность, последовательность и периодичность .
А главной целью налоговых преобразований должно стать приведение в соответствие налоговой системы новым потребностям социально-экономического развития страны и новому курсу налоговой политики. Следовательно, налоговые реформы являются неотъемлемым атрибутом меняющейся социально-экономической и налоговой политик государства.
Вся вторая половина XXв. связана с перманентными налоговыми реформами в развитых странах. Объективная необходимость их была обусловлена вначале приданием экономической политике мощного социального контекста, а позднее - вхождением этих стран в эпоху постиндустриального развития.