Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Крым тянет ввп вверх. Таврида в собственном соку

Отправить другу


Кто инвестирует в Крым


В составе Украины Республика Крым вместе с Севастополем производила около 3% ВВП. Валовой региональный продукт - ВРП Крыма оценивался в 2013 году в $4,3 млрд. Основные доходы региону приносит многоотраслевая промышленность - 16%, которую представляют более 500 крупных и средних предприятий. Самые известные заводы - Джанкойский машиностроительный, Феодосийский оптический, Керченский судостроительный, Керченский консервный, Крымский содовый, «Крымский титан», а также знаменитый комбинат вин «Массандра» и др. Вклад торговли в ВРП - 13%, строительства и сельского хозяйства - по 10%. Доходы от туризма, как ни парадоксально, дают всего лишь 6% в региональный продукт, несмотря на наличие известных курортов на Черноморском побережье и в зоне степного и горного Крыма - Коктебель и др.

В Крым приезжают ежегодно 5-6 млн организованных и самостоятельных туристов, 40% которых - это отдыхающие из России. С туристической сферой связано большинство местных домохозяйств - либо напрямую, либо через смежные отрасли - гостиничный бизнес, розничная торговля, общественное питание, индустрия развлечений. Но эти отрасли полностью подчиняются сезонным «приливам и отливам» туристов. Высокий сезон в Крыму - с конца мая по сентябрь, когда число работающих магазинов, кафе и ресторанов увеличивается на 50%.

По ВРП на душу населения, по уровню средних зарплат и пенсий Крым в составе Украины был одним из самых бедных регионов. При средней по стране зарплате в 3148 гривен; на январь 2014 года, крымчане в среднем получали около 2695 грн, что почти вдвое ниже, чем в соседних российских регионах - в Краснодарском крае - 21,87 тыс. руб., или по курсу на январь - 5500 грн; в Ростовской области - 19,7 тыс. руб., или 4900 грн. Средняя пенсия в Крыму, по данным 2013 года, составляла 1400 грн -примерно 5800 рублей.

Дефицит жизненно необходимых ресурсов
Экономика Крыма имеет как сильные, так и слабые стороны, но в новой ситуации основным критерием становится самодостаточность региона. И в этом отношении полуостров весьма уязвим. Крым получает 90% питьевой воды, 80% потребляемой электроэнергии, 60% товаров первой необходимости из других регионов. В то же время регион хорошо обеспечен собственным продовольствием, а также имеет небольшой экспортный потенциал. Половина экспорта направлялась в страны СНГ - 45%, из этого большая часть в Россию - 29%, а 23% продукции Крыма ранее находило сбыт в ЕС. В СНГ и Россию вывозятся сельскохозяйственные товары - зерновые, животноводческая продукция, эфирно-масличное сырье для косметической промышленности - розовое масло, экстракт лаванды и пр., а в страны Евросоюза - химические и минеральные продукты, в том числе удобрения и титановое сырье. Крупной экспортной статьей в 2013 году были алкогольные и безалкогольные напитки, преимущественно вина, а также виноматериалы, которые закупали Россия, Белоруссия, Китай, Япония, Германия и США.

Крым хорошо обеспечен природным газом. Госпредприятие «Черноморнефтегаз», входящее в структуру «Нафтогаз Украины», ежегодно добывает на шельфе свыше 1,6 млрд куб. м газа, что полностью покрывает внутреннее потребление и даже дает возможность поставлять газ в другие регионы Украины. В то же время нефть и бензин на полуостров нужно завозить извне.

Главные трудности возникают в снабжении питьевой водой и электроэнергией. Крупных рек и пресных озер в Крыму нет, и основная часть воды поступает из Днепра через Северо-Крымский канал. После отделения Крыма поставки воды придется оплачивать.

Другое слабое место - электроснабжение. Собственных источников электрогенерации в Крыму почти нет, за исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, а также устаревших ТЭЦ. Более 1200 МВт мощности составляют поставки по линиям электропередач с основной территории Украины.

Финансовое положение Крыма сильно зависит от межбюджетных перечислений. Собственные налоги и сборы покрывают меньшую часть расходов регионального бюджета, а остальные средства - от 52 до 66% в разные годы обеспечивали поступления из госбюджета Украины. От аренды военно-морской базы ЧМФ России в Севастополе автономия денег напрямую не получала. Вся арендная плата России - это $97 млн в год -поступала в Киев, и уже после перераспределений в госбюджете Севастополю возвращали $6 млн.

Таким образом, без внешних финансовых дотаций, при дефиците жизненно необходимых ресурсов, с сезонным характером ряда профилирующих секторов экономики Крым самостоятельно не выживет, нужна существенная помощь из центра. Официальный среднедушевой доход в Крыму - 1,8 тыс. грн. Это примерно $200, или 7,2 тыс. руб. по текущему курсу. Чтобы поднять экономику Крыма хотя бы до уровня среднероссийского региона по ВРП на душу населения, понадобятся огромные инвестиции.

Кто инвестирует в Крым
До революционных событий на Украине главная здравница страны не была обделена вниманием зарубежных инвесторов, прежде всего российских. За период 2000-2008 годов, перед финансовым кризисом иностранные инвестиции в Крым увеличились в 4,3 раза - со $146 млн до $637,6 млн. Темпы роста ПИИ в регион отставали от средних по стране - за то же время ПИИ на Украину выросли в 9,2 раза. Тем не менее Автономная Республика Крым устойчиво занимала в рассматриваемый период 7-8 место по объемам ПИИ среди 27 регионов страны, ежегодно привлекая примерно 1,8% от общего объема зарубежных инвестиций на Украину.

По количеству привлеченных ПИИ в расчете на душу населения Крым располагался в ранжированном списке только на 11-й позиции. Особенно привлекательным для инвесторов регион стал в период действия закона Украины о свободных экономических зонах - СЭЗ, и территориях приоритетного развития - ТПР, благодаря которому на территории Крыма действовала Северо-Крымская СЭЗ «Сиваш» 1995-2001 и ТПР «Крымская» 1999-2005. Но в конце 2005 года этот закон был отменен, а с ним исчезли и ощутимые налоговые льготы инвесторам, что негативно сказалось на притоке ПИИ в последующие годы. В 2012 году иностранный бизнес вложил в Крым $17,6 млн, а в 2013 году - всего $5,2 млн. Иностранные инвестиции направляли в строительство, аграрный сектор, добывающую и легкую промышленность, сферу операций с недвижимостью.

Накопленные ПИИ в экономику Крыма, поступившие только из России, составляли к сентябрю 2012 года $359,7 млн - 23,4% от всех накопленных прямых инвестиций, а если учитывать инвестиции через офшоры - то около 80%. Деньги традиционно шли в курортный бизнес: строительство пансионатов, отелей, ресторанов.

О своих экономических интересах в Крыму громко заявил Китай, который рассматривает полуостров в качестве одного из узловых пунктов в реализации национальной стратегии «Экономический пояс Шелкового пути», предусматривающей создание новых эффективных торговых маршрутов по суше и морю из Китая в Европу. В декабре 2013 года, во время визита Виктора Януковича в Пекин, на состоявшемся там украино-китайском бизнес-форуме был подписан меморандум о сотрудничестве.

Главное содержание договоренностей - это передача Украиной части территории Крыма - включая Севастополь и западное побережье Китаю для создания так называемой Крымской зоны экономического развития под обещанные инвестиции в $10 млрд. Из них $3 млрд китайцы обещали выделить в первую очередь, под строительство глубоководного грузового порта вблизи Евпатории - пос. Фрунзе, Сакский район. Кроме того, китайцы планировали построить в Крыму новый аэропорт, верфи, НПЗ, терминал для экспорта сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха, вложив в эти проекты $7 млрд. Перспективы этих договоренностей в новой ситуации остаются неясными.

Россия и далее намерена инвестировать в Крым. Минэкономразвития уже предложило крупному бизнесу вложить около $5 млрд - в реконструкцию автодорог, портовых и рекреационно-гостиничных комплексов. Наиболее дорогостоящими могут стать инфраструктурные объекты. К ним относятся проекты реконструкции автодороги «Херсон - Джанкой - Феодосия - Керчь» стоимостью $1,4 млрд, проекты, связанные с портами в Евпатории, Феодосии, Керчи, Ялте -суммарно около $1,8 млрд, а также масштабное строительство транспортного перехода - моста через Керченский пролив, который соединил бы Таманский полуостров с Крымом. Стоимость последнего проекта может варьировать от $1,5 млрд до $3 млрд, в зависимости от того, построят автомобильный мост или автомобильно-железнодорожный двухъярусный переход либо проложат тоннель под проливом - самый дорогостоящий вариант. Важно создать собственную энергетическую базу. Потенциально регион интересен для частных инвесторов, но при условии солидных госгарантий.

Перспективы экономического развития Крыма во многом зависят теперь от того, насколько успешно он будет интегрирован в единое социально-экономическое и правовое пространство России. На государственном уровне для этого предпринимают все необходимые меры. С 1 апреля Республика Крым и Севастополь получают прямое финансирование из федерального бюджета - свыше 13 млрд руб. дотаций на 2014 год. Заявлено, что Крым могут наделить статусом особой экономической зоны по типу Калининградской. Планируется создать корпорацию развития Крыма и принять специальную федеральную целевую программу.

Банки Крыма: новая конфигурация
Включение Крымского полуострова в состав РФ продиктовало необходимость проведения здесь локальной денежной реформы, создания расчетно-платежной системы и, как следствие, решения проблемы закрытия около 1500 филиалов и офисов украинских банков в условиях запрета в РФ функционирования филиалов иностранных кредитных организаций.

Результатом денежной реформы будет утверждение российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Крымского федерального округа. И для этого имеются веские основания. В большинстве случаев реформирование денежного обращения сопряжено с девальвацией национальной валюты, частичной конфискацией сбережений и разного рода ограничениями для обмена денег. Однако история знает и случаи проведения «мягких» денежных реформ, когда деноминация или переход на новую денежную единицу не сопровождались конфискацией денежного имущества и введением ограничений по обмену денег.

Именно такой вариант денежной реформы в настоящее время уже реализуется в Крыму. Постепенное вхождение экономики и домашних хозяйств будет обеспечиваться параллельным хождением российского рубля и украинской гривны в качестве законных платежных средств до 1 января 2016 года. Однако это вовсе не означает отсутствия множества организационных проблем переходного периода, главными из которых являются организация налично-денежного обращения, расчетно-кассовое обслуживание населения, предприятий и организаций, а также обеспечение доступности финансовых услуг.

Переход на расчеты в рублях даже при условии параллельного хождения гривны делает экономику Крыма чувствительной к дефициту наличной валюты, как российской, так и украинской. При его возникновении могут возникнуть угрозы использования денежных суррогатов и даже появления черных рынков наличной валюты. По этим причинам, а также по социально-политическим соображениям налаживание налично-денежного обращения на территории Крыма выступает ключевой задачей первого этапа при проведении денежной реформы. Принимая во внимание богатый опыт ЦБ РФ по организации налично-денежного обращения, а также создание Банка Крыма и Банка Севастополя с возложением на них обязанности проведения бюджетных и социальных платежей, можно полагать, что в сфере наличных денег не возникнет каких-либо проблем.

Несколько сложнее обстоит дело с расчетно-кассовым обслуживанием и платежными сервисами. Если переналадка кассовых аппаратов - это больше техническая задача, то создание эффективной системы рублевых безналичных платежей делает необходимым решение сложного комплекса организационных и экономических задач. Это касается развития сети банкоматов, проведения расчетов посредством платежных карт, перехода на российские стандарты платежно-расчетных отношений и еще множества других аспектов безналичного денежного обращения.

Наряду с использованием для юридических лиц возможностей платежной системы Центрального банка, решению этих задач, прежде всего для населения, будет способствовать развитие филиально-офисных сетей российских коммерческих банков. Вместе с расширением доступности финансовых услуг это ускорит переход к использованию новейших банковских технологий при проведении расчетов. Временные трудности в решении этого круга задач заключаются в том, что согласно действующему законодательству в России запрещено функционирование прямых филиалов иностранных банков. В силу этого филиалы украинских банков на территории Крыма подлежат закрытию. Между тем, по имеющимся оценкам, в Крыму действует примерно 1500 филиалов и офисов коммерческих банков, основная часть которых принадлежит украинским кредитным организациям. Участие российских банков - более 10, включая Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы, Альфа-Банк и др., пока остается незначительным.

Указанная проблема имеет несколько дополняющих друг друга вариантов решения. Во-первых, часть филиалов может быть передана дочерним или материнским структурам, действующим в рамках российской юрисдикции. Это касается филиалов тех украинских банков, которые либо имеют дочерний банк в России - к примеру, Райффайзен-банк, либо являются «дочками» российских банков - например, «Петрокоммерц-Украина». Во-вторых, возможен вариант законодательного закрепления переходного периода, в течение которого филиалы украинских банков могут действовать на территории Крыма при условии проведения процедур либо их преобразования в дочерние российские банки, либо продажи бизнеса заинтересованным российским кредитным организациям. В-третьих, проведенные в последние годы изменения нормативно-правовой базы ЦБ РФ способствовали упрощению порядка открытия филиалов и дополнительных офисов коммерческих банков. Жизнь показывает, что расширение их присутствия в южных регионах страны является одной из заметных тенденций в сфере банковской деятельности.

Таков далеко не полный перечень тех законодательных, экономических и организационных задач в банковской сфере, которые предстоит в кратчайшие сроки решить на территории Крыма. Отдельного внимания заслуживает проблема волатильности обменных курсов рубля и гривны на период их параллельного хождения на период до 2016 года.

Республика Крым - субъект Российской Федерации. До марта 2014 г. входила в состав Украины в качестве Автономной Республики Крым (АРК).

11 марта 2014 г. Верховный Совет Крыма и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости АРК и города Севастополя. 16 марта в Крыму и Севастополе прошел референдум, по результатам которого 96,77% избирателей АРК и 95,6% избирателей Севастополя проголосовали за воссоединение с Россией. 18 марта 2014 г. президент РФ Владимир Путин, председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов, председатель Государственного Совета Крыма Владимир Константинов и председатель координационного совета по созданию управления по обеспечению жизнедеятельности г. Севастополя Алексей Чалый подписали Договор о принятии Республики Крым и г. Севастополя в состав РФ. 21 марта 2014 г. президент РФ подписал указ об образовании Крымского федерального округа, в который вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Республика Крым расположена на большей части одноименного полуострова. На севере граничит с Украиной, на востоке через Керченский пролив - с Краснодарским краем, на юго-западе - с городом федерального значения Севастополем.

Территория республики - 26,1 тыс. кв. км.

Административно-территориальное деление

В состав Республики Крым входят 14 районов, 16 городов (11 - республиканского значения), 56 поселков городского типа, 948 сельских населенных пунктов. Столица – г. Симферополь. Крупнейшие города: Керчь, Евпатория, Ялта, Феодосия.

Население
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Республике Крым, численность постоянного населения на 1 августа 2014 г. составляла 1 млн 960 тыс. 541 человек, в том числе 1 млн 219 тыс. 884 человек - городское, 740 тыс. 657 - сельское.

Население районов (на 1 августа 2014 г.):
Бахчисарайский - 91,6 тыс.;
Белогорский - 64,5 тыс.;
Джанкойский - 74,3 тыс.;
Кировский - 54,2 тыс.;
Красногвардейский - 91,5 тыс.;
Красноперекопский - 29,9 тыс.;
Ленинский - 62,8 тыс.;
Нижнегорский - 51,5 тыс.;
Первомайский - 35,4 тыс.;
Раздольненский - 34,1 тыс.;
Сакский - 79 тыс.;
Симферопольский - 160,7 тыс.;
Советский - 34,9 тыс.;
Черноморский - 32,3 тыс.

Население городов республиканского значения (на 1 августа 2014 г.):
Симферополь - 358 тыс.;
Алушта - 50,9 тыс.;
Армянск - 25,5 тыс.;
Джанкой- 35,2 тыс.;
Евпатория - 121 тыс.;
Керчь - 145,7 тыс.;
Красноперекопск - 29,5 тыс.;
Саки - 22,5 тыс.;
Судак - 32,3 тыс.;
Феодосия - 105,2 тыс.;
Ялта - 138 тыс.

Национальный состав
По данным Всеукраинской переписи населения 2001 г., на территории автономии проживали представители свыше 125 национальностей и народностей.
По данным Госстата Украины на 1 ноября 2013 г., основные национальности в Автономной Республике Крым - русские (58,5%), украинцы (24,3%), крымские татары (12,1%), белорусы (1,4%), армяне (1,1%).

Конституция и органы власти
Конституция Республики Крым принята Государственным Советом республики 11 апреля 2014 г.
Республика Крым - демократическое правовое государство в составе РФ. Государственными языками являются русский, украинский и крымско-татарский.
Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительную власть осуществляют глава и Совет министров (правительство) Республики Крым. Высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть, является глава республики, избираемый депутатами парламента Крыма сроком на пять лет. Совет министров - высший исполнительный орган государственной власти республики. Его председателем может являться глава региона, или же он назначается главой Крыма по согласованию с Государственным Советом. Законодательный (представительный) орган - Государственный Совет, состоит из 75 депутатов, избираемых на пять лет.

Электоральные предпочтения населения

В первом туре президентских выборов 17 января 2010 г. явка избирателей в регионе составила 63,1%.
Результаты голосования:
Виктор Янукович - 61,13%
Юлия Тимошенко - 11,96%
Сергей Тигипко - 10,97%
Петр Симоненко - 4,5%
Арсений Яценюк - 2,56%
Инна Богословская - 1,35%
Виктор Ющенко - 1,26%
Владимир Литвин - 1,23%
Анатолий Гриценко - 0,44%
Александр Пабат - 0,34%
Олег Тягнибок - 0,25%
Людмила Супрун - 0,11%
Александр Мороз - 0,09%
Василий Противсих - 0,09%
Юрий Костенко - 0,05%
Михаил Бродский - 0,04%
Сергей Ратушняк - 0,04%
Олег Рябоконь - 0,02%

Во втором туре президентских выборов 7 февраля 2010 г. явка избирателей составила 67,1%.
Результаты голосования:
Виктор Янукович - 78,24%
Юлия Тимошенко - 17,31%

В выборах депутатов Верховной Рады Украины 28 октября 2012 г. явка избирателей в автономии составила 49,45% (самая низкая в стране).
Результаты голосования по партийным спискам (партии, которые набрали больше 5% голосов):
Партия регионов - 52,34%
Коммунистическая партия Украины - 19,41%
"Батькивщина" - 13,09%
УДАР - 7,17%.
Также кандидаты от Партии регионов одержали победу во всех одномандатных округах Крыма.

В выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым первого созыва 14 сентября 2014. явка избирателей составила 53,61%. Для прохождения в парламент партиям необходимо набрать не менее 5% голосов избирателей.
Результаты голосования по партийным спискам (первые 5 партий, получившие наибольшее количество голосов):
"Единая Россия" - 70,18%
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 8,49%
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 4,48%
Партия "Родина" - 2,65%
"Коммунисты России" - 2,11%.
Во всех 25 одномандатных округах победу одержали кандидаты от партии "Единая Россия".

Экономика
Общий объем доходов бюджета Республики Крым на 2013 г. составил 4 млрд 798 млн гривен (19 млрд 192 млн рублей), расходов - 4 млрд 797 млн гривен (19 млрд 188 млн рублей). В 2014 г. общий объем доходов бюджета региона запланирован в размере 5 млрд 377 млн 603 тыс. гривен (21 млрд 510 млн рублей), расходов - 5 млрд 252 млн 953 тыс. гривен (21 млрд 12 млн рублей).
Валовый региональный продукт (ВРП) Республики Крым по итогам 2012 г. составил 44 млрд 536 млн гривен (171 млрд 292 млн рублей). Доля автономии в ВВП Украины составила 3%. В структуре экономики региона преобладал сектор услуг, на долю которого приходилось более 60% ВРП (торговля обеспечивала 13%, транспорт и связь - 10%, операции с недвижимостью - 10%, социальный сектор - 10%, госуправление - 8%). Среди отраслей материального производства в Крыму ведущее место занимала промышленность (16% ВРП) и сельское хозяйство (10%).
Существенные доходы республике приносит туризм. Начало развития полуострова как курорта относится ко второй половине XIX в. Тогда здесь появились дворцово-парковые ансамбли Ореанда, Ливадия, Дюльбер, Чаир и другие. Многие из них сохранились в Крыму по сей день. В Ливадии любила отдыхать царская семья Романовых. После Октябрьской революции Крым становится "Всесоюзной здравницей", принимая сотни тысяч туристов в год.
По данным Ростуризма, курортный и туристический сектор Крыма включает в себя 825 учреждений: 151 специализируется на санаторном лечении и других медицинских услугах, 224 - на услугах оздоровительного характера, 92 - на детском отдыхе. Большая часть всех детских санаториев находится в Евпатории. В Ялтинском районе расположен международный детский центр "Артек".
На начало октября 2014 г., число туристов, посетивших Крым, превысило 3 млн человек (в 2013 г. полуостров посетили около 6 млн туристов). Примерно половина туристов приезжает в Крым для пляжного отдыха. Самые популярные курорты - Ялта, Алушта, Феодосия, Судак и Евпатория. По данным министра туризма и курортов республики Елены Юрченко, за первое полугодие 2014 г. туристы потратили в Крыму около 60 млрд рублей, из них 35,4 млрд были потрачены на жилье, 17,5 млрд - на развлечения и транспорт, 5,9 млрд - на сувениры. Общая сумма налогов, полученных республикой от туристической отрасли, составила 750 млн рублей, включая отчисления от граждан, сдававших туристам недвижимость.
В 2013 г. в Крыму действовало более 2,5 тыс. крупных, средних и малых предприятий, на которых работали почти 200 тыс. человек. В 2013 г. объем реализованной промышленной продукции составил 16 млрд 201 млн гривен (64 млрд 804 млн рублей). 61,5% общего объема реализованной продукции приходится на перерабатывающую промышленность, 5,9% - на добывающую, 29,9% - на поставку электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха. Основные промышленные отрасли - машиностроение, в том числе сельскохозяйственное, судостроение, химическая, горнодобывающая, легкая и пищевая промышленность, в том числе виноделие.
В Крыму функционируют 38 предприятий винодельческой промышленности общей производственной мощностью 264 тыс. тонн винограда в год. Крупнейшие винзаводы: комбинат "Массандра", завод марочных вин и коньяков "Коктебель", Инкерманский завод марочных вин. Общая площадь виноградников всех хозяйств составляет около 3 тыс. га.
По данным Крымской таможни, в апреле-июне 2014 г. экспорт товаров составил 11 млн 461 тыс. 100 долларов, импорт - 28 млн 29 тыс. 700 долларов (по итогам 2013 г. экспорт составил 914 млн 940 тыс. 600 долларов, импорт - 1 млрд 144 млн 711 тыс. 800 долларов). Главные торговые партнеры - Азербайджан, Саудовская Аравия, Турция, Германия, Италия, Панам, Румыния, Китай, Грузия, США.
В апреле-июне 2014 г. в экономику Республики Крым поступило 4 млн 828 тыс. 700 долларов прямых инвестиций из шести стран: Виргинских Островов, Узбекистана, Белоруссии, Франции, Кипра и Турции. Прямые инвестиции из Крыма в этот период не направлялись. В 2013 г. в Крым поступило прямых инвестиций на сумму 147 млн 300 тыс. долларов, из Крыма было направлено 200 тыс. долларов прямых инвестиций.

Заработная плата
В августе 2014 г. среднемесячная номинальная заработная плата в республике составила 15 тыс. 612 рублей.
Сумма невыплаченной заработной платы на 1 сентября 2014 г. составила 195 млн 200 тыс. рублей.

Безработица
В конце августа 2014 г. численность безработных в Крыму составляла 15 тыс. 248 человек. --0--

Весной 2015 г. в Крыму прошел опрос жителей о социально-экономическом развитии. Абсолютное большинство респондентов из всех 25 муниципальных образований признали, что ситуация стала лучше – такой ответ дали 42,6% опрошенных, еще 12,2% сказали, что ситуация стала значительно лучше.

И спустя три года после исторического события сравнение экономических показателей развития Крыма украинского и российского периодов подтверждает, что благосостояние жителей увеличилось вместе с расходами на забытые экс-хозяевами региона направления. Экономические итоги трехлетнего пребывания в составе – в этом материале.

Когда Крым вошел в состав России, объем ВРП оценивался в 181 млрд руб., в пересчете на душу населения это 92,4 тыс. руб. Что в 4,1 раза ниже, чем в среднем по российским субъектам, на начало 2014 г. в России этот показатель составлял 376,4 тыс. руб., Крым оказался на предпоследнем месте, обогнав лишь Чечню (88,5 тыс. руб. на человека). Похожая ситуация сложилась и в Севастополе.

Низкий уровень ВРП Крыма обусловлен тремя факторами, объясняли в министерстве экономического развития республики: низким уровнем цен на продукцию, произведенную в Крыму и на , скромными зарплатами и, соответственно, невысоким потреблением в стране; высокой долей теневой экономики, связанной, в первую очередь, с туризмом; и деградацией экономики Крыма в постсоветский период, что отразилось на заметном спаде сельскохозяйственного производства, устаревании туристической инфраструктуры, слабом развитии промышленности.

В 2015 г. ВРП Крыма вырос на 8,5% и составил 248 млрд руб., в пересчете на душу населения — это 131 тыс. руб., ВРП двух новых субъектов составил 256 млрд руб. Концепция развития республики, напомним, предусматривает рост ВРП в пять раз за семь лет. Данных за 2016 г. Росстат еще не опубликовал, но, судя по поступательному увеличению индекса промпроизводства (ИПР) и уровня зарплат, валовой продукт вновь повысится.

ИПР Крыма в 2016 г. увеличился на 4,6% в сравнении с предыдущим годом, тоже довольно успешным – рост тогда составил 12%. В разрезе видов деятельности росли добыча полезных ископаемых (в денежном выражении она принесла региону 10,4 млрд руб., доход увеличился на 41%) и производство и распределение газа, электроэнергии и воды — на 29,4% и 55,8% соответственно (30 млрд руб.).

Однако в обрабатывающих производствах в 2016 г. наметился существенный спад в объемах – на 12,1% к предыдущему году, с одновременным ростом стоимости продукции – до 60,1 млрд руб. В Севастополе, напротив, лучшие результаты показала обработка – плюс 21%, при этом промпроизводство в целом увеличилось на 21,8%.

Добывающая промышленность чувствовала себя хорошо даже в «украинских» 2012-2013 гг., когда наметилась тенденция к замедлению темпов роста промпроизводства, в результате которого в 2013 г. ИПР, по данным Укрстата, составил только 0,8%.

В российском Крыму сырьевая часть ИПР увеличилась благодаря добыче ископаемых для строительной отрасли – объемы выросли сразу на 48%. Так, добыча известняка увеличилась в 1,7 раза и составила 1,2 млн т, гранита, песчаника и прочего камня – на 79,4% (1,2 млн т), гранул каменных, крошки и порошка – на 45,8% (2,2 млн т).

Это объясняется строительным бумом: в 2016 г. сдано 284,9 кв. м жилья в Крыму (плюс 12,8%) и еще 218,5 кв. м — в Севастополе (рост на 8,1%). За счет средств федерального бюджета и бюджета республики построено 13,1 тыс. «квадратов», населением за счет собственных и заемных средств построено 139,8 тыс. кв. м. В целом объем работ по разделу «строительство» за год составил 7,4 млрд руб. – рост на 77% в сопоставимых ценах к 2015 г.

Крым в 2013 г. занимал девятое место среди регионов Украины по объемам строительства и третье – по вводу жилья (661 тыс. кв. м). Выйти на прежние уровни пока мешает заморозка ряда объектов, отсутствие градостроительной документации, сложности с доставкой материалов на полуостров. А применительно к жилищному строительству – еще и отсутствие доступных программ кредитования, за удешевление стоимости ипотечных кредитов раньше отвечали три украинских госбанка: «Ощадный банк Украины», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк».

Первое место по объему выпуска продукции, порядка 60%, в Крыму занимают обрабатывающие производства, основа которых — пищевая, химическая промышленности, машиностроение. По итогам 2013 г. реализовано промпродукции на сумму 89,8 млрд руб., в 2014 г. – только на 68 млрд руб. Устаревшая материально-техническая база предприятий, их экспортоориентированность наряду с низким уровнем товарной диверсификации создали объективные сложности в работе под санкциями.

В 2016 г. рост стало набирать машиностроение – плюс 6,5% от уровня прошлого года, вклад внесли судостроительные предприятия. На «Заливе» идет строительство многофункционального аварийно-спасательного судна и судоремонтные работы.



Завод «Море» заложил малый ракетный корабль проекта 22800 «Шторм», кроме того, строится водолазный катер проекта А-160. В минэкономразвития Крыма отмечают, что на показатели повлияли итоги работы «Краснодарской стрелочной компании» в Керчи, которая выпускает железнодорожную продукцию – промрост составил 188,7%.

Добавим, что год был удачным в целом для керченских предприятий: по данным управления экономического развития, они заработали свыше 6 млрд руб., выручка на треть больше показателей 2015 г.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров отмечает, что подъем в судостроительной отрасли Крыма — самый существенный.

«Последние 20 лет эти заводы занимались, по сути, только ремонтом. Сегодня же идет полноценное кораблестроение, появляются новые заказы, причем не только государственные. Уже сейчас идут переговоры по строительству 16 яхтенных марин на полуострове», — сообщил он.

Увеличение заказа для машиностроительных предприятий Крыма — «Производственного комплекса» (гидравлические и пневматические силовые двигатели), «Завода холодильного оборудования», «Фирмы СЭЛМА» (производство сварочного оборудования), завода «Симферопольсельмаш» (комплектующие изделия для сельхозтехники) — отразилось на индексе производства машин и оборудования – рост на 28,1%.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса Крыма на начало 2017 г. выполняли контракты на сумму более 21 млрд руб. Трудности с поиском заказчиков у производителей электрооборудования и оптики (достаточной загрузки нет на «Федосийском оптическом заводе», симферопольский «Фиолент», изготавливающий корабельную автоматику, полностью загружен, но нуждается в модернизации) и у металлургов, объем продукции которых снизился на 20,7%.

На исполнение трехлетней госпрограммы развития промышленного комплекса Крыма в 2015 г. затрачено 199,7 млн руб., следует из данных минпрома республики, общий объем финансирования до 2017 г. – 1,1 млрд руб. из бюджета и средств инвесторов.

На модернизацию и технологическое перевооружение предприятий в 2015 г. выделено 240,7 млн руб., среди получателей: «Залив» (70 млн руб. в 2015 г. и еще 38 млн руб. в 2016 г. – на реконструкцию цехов), «Феодосийский оптический завод» (10,9 млн руб. при общем плане в 127,2 млн руб.), «Крымский содовый завод» (10,3 млн руб.). По госпрограмме финансируются новые производства: выпуск холодильных ларей на «Заводе холодильного оборудования» и строительство нового цеха на армянском филиале завода «Титановые инвестиции».

По данным Росстата, на сентябрь прошлого года почти 67% крымских компаний (без учета малого и среднего бизнеса) были прибыльными, за отчетный период они заработали 14,9 млрд руб. Убыток, сгенерированный оставшимися компаниями – 4,8 млрд руб. В Севастополе с прибылью работали 65,4% компаний, их финансовый итог за девять месяцев прошлого года — 3,3 млрд руб., на 601 млн руб. в минус ушли убыточные предприятия.

В украинском Крыму по итогам 2013 г. компании получили совокупный чистый убыток в 5,1 млрд гривен (19,9 млрд руб.). С прибылью работала меньшая доля компаний — 63%, их финансовый итог – 2,8 млрд гривен. Убыточные организации ушли в минус более, чем на 8 млрд гривен. Убыток севастопольских предприятий на конец 2013 г. был равен 333 млн гривен (1,3 млрд руб.), с прибылью работало 57% предприятий.

Развиваются организации в основном за счет бюджетных средств (по данным на сентябрь 2016 г., на них приходилось 78,2% инвестиций) и собственных инвестиций. Капвложения в 2016 г. составили 53 млрд руб. (рост на 28,2% год к году), что сопоставимо с «украинским» периодом: в 2013 г. инвестиции составляли 56,2 млрд руб., причем, их объем за год сократился на треть.

Еще одним источником финансирования могли бы быть банковские займы, однако украинские банки в 2014 г. покинули полуостров, а российские финансовые организации не стремятся занять их место. По данным Центробанка РФ, на 1 августа 2014 г. в регионе насчитывалось 12 кредитных организаций, а на начало февраля 2017 г. — лишь три и шесть филиалов банков из других областей, рассказывает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Крупные госбанки не идут в Крым из-за санкций, отмечает он.

«Исключение — банк «Россия», который и без того был под санкциями, и ему уже «нечего было терять». Но прочие, менее крупные банки, не уживаются в Крыму и из-за своих «материковых» проблем и из-за слабости инфраструктуры и клиентуры на полуострове. Санкции останавливают и приход компаний других отраслей, которые могли бы стать клиентами и питательной средой для банковского бизнеса.

Поэтому реальное вхождение российских банков в Крым возможно после ослабления западных санкций. Кроме того, банки останавливает и недостаточная транспортная доступность для товаров, продукции, оборудования, что препятствует развитию экономики и банковского сектора, в частности. Положение в данном аспекте может постепенно исправиться после постройки Керченского моста с вводом его в действие в 2018 г. для автотранспорта и в 2019 г. — для поездов», — рассказал эксперт.

По его словам, из-за неразвитости финансового сектора Крым не получает должного стимула экономического развития и сильно зависит от бюджетных потоков из Москвы. Так, в бюджете Крыма на 2017 г. запланировано увеличение трансфертов из центра на 23%, они составят 74,4% всех поступлений в казну региона.

Бюджет Крыма к 2017 г. вырос более, чем в шесть раз, до 135 млрд руб. В 2013 г. доходы бюджета республики составили 4,7 млрд гривен (порядка 19,1 млрд руб.), расходы были незначительно меньше, бюджет был исполнен с профицитом. В 2014 г. бюджет региона стал равен 21,5 млрд руб., в 2016 г. – уже 116,7 млрд руб. Расходы казны при этом исполнены на 131,3 млн руб., разрыв между статьями — 14,5 млрд руб. со знаком минус. Между тем, ставилась задача уже в 2017 г. выйти на бездефицитный бюджет.

Дефицит казны в 3,5 млрд руб. при доходах 21,8 млн руб. и в Севастополе. Большая часть средств – порядка 50 млрд руб. – идет на развитие инфраструктуры, отмечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев, на втором месте по расходам – образование (32 млрд руб.). Это «больные места» региона, на которые не обращала внимание Украина, считает он.

«Развитие Крыма во времена Украины фактически было пущено на самотек. Как таковой четкой стратегии тогда не было: все сводилось к модернизации отраслей за счет собственных средств и перераспределению доходов от нефтегаза. С таким подходом могут достаточно комфортно жить успешные зажиточные регионы, но Крым к таковым не относится. Поэтому низкий уровень практически всех социально-экономических показателей стал вполне закономерным итогом такого подхода», — рассказал он.

Сейчас главный упор в развитии Крыма делается на консервативную модернизацию инфраструктуры, которая даст плоды, в лучшем случае, в среднесрочной перспективе. Никаких срочных мер по оказанию помощи крымским предприятиям не было, даже создание СЭЗ к такой мере отнести нельзя.

Эксперт отмечает, что хорошие результаты дала поддержка сельского хозяйства в объеме 3 млрд руб.: урожайность зерновых выросла почти в два раза с 12-15 до 24,5 ц/га в прошлом году, также и объем производства сельскохозяйственной продукции вырос до 67,9 млрд руб. Однако при росте расходов бюджета в шесть раз увеличение сектора АПК должно быть более существенным, уверен эксперт. «Отчасти это можно объяснить перекосом в сторону мегапроектов, не оставляющих средств на более «бытовое» развитие», — отмечает Исаев.

Власти Крыма и Севастополя также увеличили субсидирование производителей вина и виноградарей — отрасль в постсоветский период была в упадке. В Крыму площадь виноградников достигала в 1990 г. 53,7 тыс. га (еще раньше — до 155 тыс. га), в Севастополе — более 6 га. В 2014 г. плодоносящие виноградники Крыма занимали 14 тыс. га., Севастополя — 4 га. Сейчас в Крыму порядка 14 тыс. га плодоносящих виноградников, в Севастополе около 4 тыс. га. В прошлом году в Севастополе и Крыму заложили по 500 га новых виноградников.

«Сейчас в эту отрасль активно привлекаются инвестиции, закладываются новые виноградники, только в 2016 г. аграрии Севастополя высадили почти 500 га виноградников, возрождаются новые бренды – «Золотая балка», например. А завод «Массандра» выходит на зарубежные рынки и получает предложения о создании совместного производства вина с итальянскими предприятиями. Уже к 2025 г. производство крымских вин увеличится почти на четверть», — отмечает Андрей Назаров.

Пожалуй, самая значительная ложка дегтя – изменение внешнеторгового оборота Крыма. По данным Укрстата, в 2013 г. экспорт Крыма составлял $904,8 млн (в ценах 2013 г.), импорт — $1,1 млрд. Экспорт Севастополя составлял $96,2 млн при импорте $106,9 млн руб. Внешнеторговый оборот республики за 2016 г. составил лишь $114,16 млн. 60,7% товарооборота (или $69,3 млн) приходится на страны дальнего зарубежья, 39,3% ($44,9 млн) на страны СНГ.

Основные объемы торговли в 2016 г. были с Китаем (20,1% внешнеторгового оборота республики), Турцией (7,5%), Италией (7,9%), Швейцарией (5,3%), Индией (4,0%), Испанией (4,1%). Из стран СНГ лидирующие позиции за Белоруссией (14,5%), Украиной (14,4%), Арменией (5,3%), Казахстаном (3,%).

Объем экспорта товаров в 2016 г. составил $47,65 млн, что на 35,3% меньше, чем в 2015 г.

«Основная доля в составе экспорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства – 27,9%; продукцию химической промышленности – 24,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – 21,6%», – сообщает министерство экономического развития республики.

Импорт в 2016 г. сократился до $66,51 млн, тем не менее сложилось отрицательное сальдо в сумме $18,86 млн.

Большинство респондентов упомянутого ранее социологического опроса назвали главной проблемой совсем не внешнюю торговлю, а низкий уровень доходов граждан (33,1% опрошенных) наряду с высокими ценами на товары (29,9%).

Среднемесячная зарплата крымчанина на конец 2013 г. составляла 3148 украинских гривны, по курсу 2013 г. это порядка 12,3 тыс. руб., в Севастополе – порядка 15,2 тыс. руб. Тогда реальные зарплаты, по данным Укрстата, в Крыму за год увеличились на 10%, в Севастополе – на 8%. В 2016 г. среднемесячная начисленная зарплата в Крыму составила уже 25,2 тыс. руб. и 26,8 тыс. руб. в Севастополе. При этом в то время, как по официальной статистике реальные доходы россиян в 2016 г. снизились на 5,6%, у жителей Крыма они выросли на 8,6%, Севастополя – на 4,1%.

Ликвидировать долги по зарплате перед населением пока не удалось. В декабре 2013 г. долг предприятий перед работниками в Крыму составлял 59,4 млн гривен (230,6 млн руб. по курсу 2013 г.), задолженность в Севастополе составляла 6,4 млн гривен (более 25 млн руб.)

Задолженность по зарплате в Крыму на январь 2017 г. составила 75,7 млн руб., что на 33,8% (38,7 млн руб.) меньше, чем в начале 2016 г., в Севастополе – 27,5 млн руб., при чем здесь за год произошел рост задолженности в 2,6 раза. Численность безработных в обеих территориях снизилась, на конец года в Крыму и Севастополе было 61,7 и 12 тыс. безработных соответственно (6,8% и 6,2% от населения).

За последние три года сделано больше, чем за 25 лет в Украине, заявил глава Крыма Сергей Аксенов на международном «круглом столе» «Крымская весна три года спустя: достижения и перспективы». По словам главы республики, крымчане «забыли украинский период, как страшный сон», и Крым уже стал полноправным российским субъектом. Рано или поздно, это признает и бизнес.

«Какие могут быть ограничения для любой крупной российской компании, хоть государственной, хоть частной формы собственности? Если Крым – российский регион, какие могут быть у кого оправдания? Регион полностью находится в российском законодательном поле, надо просто принимать волевое решение.

Я уверен, что высшее руководство страны, и президент РФ, и председатель Правительства, знают обо всех этих проблемах. Считаю, руководство страны найдет правильный путь выхода из этой ситуации. Это политическое решение, которое при поддержке руководства страны все равно состоится, так или иначе», — заявил он.






Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Экономическая безопасность зависит от многочисленных факторов. Это и уровень развития экономики, социальной сферы и даже уровень производительности труда. Когда Крым был в составе Советского Союза, основой его экономики был агропромышленный комплекс и обслуживание Черноморского флота. Тогда туристическая сфера не играла его основную экономическую роль. Крым был крупной военной и военно-морской базой, которая оказывала большое влияние как на Ближний Восток, так и на Средиземноморье. В Крыму находились предприятия военного судостроения и приборостроения, которые и составляли основу его промышленности. Находились в Крыму и предприятия пищевой промышленности. На них перерабатывалась фрукты, овощи, рыба.

Уровень жизни крымчан был достаточно высоким. Примером тому была средняя месячная заработная плата. Она составляла 235 рублей.

Мало уделялось внимания санаторно – туристической отрасли. Вложение в нее было чисто символически. Достаточно сказать, что стоимость путевок в санатории и дома отдыха оплачивались отдыхающими в пределах 15 – 20 %, а профсоюзы и государство доплачивало остальное. Все это делалось для оздоровления населения по социальной программе, а не ради получения прибыли. Санаторно – курортная отрасль не получала должного развития, хотя Крым считался ” всесоюзной здравницей”.

Отдельно надо сказать о Севастополе. Он как бы сохранял свою обособленность от Крыма, хотя и был географической частью полуострова. Севастополь мог существовать самостоятельно. Он был базой флота на Черном море. Он стал военным, научным и промышленным центром. Он обеспечивал военно – промышленный комплекс, строительство и ремонт кораблей. На его предприятиях разрабатывалось и производилось различное вооружение, электроника. Большое внимание уделялось изучению геологии и морской биологии, исследованию в области радиотехники и т. д. А сельское хозяйство и пищевая промышленность обеспечивали город необходимым продовольствием.

После распада Советского Союза структура экономики Крыма претерпела коренные изменения. Многие предприятия судостроения и приборостроения были упразднены. Сократилось производство легкой, рыбной промышленности, производство плодоовощной продукции и т. д.

Трудовые ресурсы высвобожденные из этих отраслей перешли в малый бизнес. Но это не стало предпринимательством, в полном понятии этого слова. Это было средством выживания людей.

Промышленность Севастополя пришла в упадок. Прошли аукционы, на которых частный капитал выкупил акции, но положительных сдвигов не произошло. Так например, Севастопольский морской завод, который занимался строительством плавкранов, кораблей, был разделен на несколько предприятий. Но выжить они не смогли. Они даже не обеспечивали текущие нужды, не говоря уже о дальнейшем развитии. Объемы производства продолжали снижаться. И за 23 года их показатели упали до минимума.

Однако уже после 2000г. наметился их рост. Этому предшествовали внутренние и внешние факторы. Рассмотрим каждые из них.

К внешним факторам надо отнести инвестиции как национальные, так и иностранные. Развитие таких отраслей, как энергетика, строительства, нефтегазового комплекса, именно связано с большими объемами инвестиционного импорта.

К внутренним факторам относятся такие, как использование промышленного и аграрного потенциала, санаторно – курортный комплекс, сельское хозяйство, транспорт. А так же устойчивый внутренний спрос, основанный на низкой инфляционной динамике и росте реальных доходов населения, который формирует высокие показатели в розничной торговле. Структурные изменения способствуют усилению роли малого бизнеса. Под их воздействием формируется новая структура производства в топливно – энергетическом комплексе. Отсюда происходит сдвиг в сторону расширения сферы услуг в экономике и т. д.

Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно).

Преодолев кризис 2008 – 2009гг, экономика Крыма в течение последних лет находится в состоянии стагнации, о чем свидетельствует динамика валового регионального продукта, не превышающая 3% в год (в базовых ценах).

ВРП Республики Крым по итогам2013 г. составил $4,3 млрд. или 133,6 млрд руб. Доля автономии в ВВП Украины – почти 4%, доля Крыма в ВВП России не превышает 0,2%.

Отраслевая структура показывает, что более 60% ВРП республики приходится на сектор услуг (торговля, транспорт и связь и т.д.). Однако в регионе также сильны позиции промышленных (16%) и сельскохозяйственных (10%) предприятий.

Но доля туристического сектора составляет всего 4%, так как большая часть доходов от туристического бизнеса (80%) остается «в тени». Люди, сдаваемые свои квартиры и дома, уходят от налогов. Поэтому и туристический сбор в 2013 году составил всего лишь 30 млн. руб налоговых поступлений в бюджет. Это 0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и Севастополя.

Базовой отраслью экономики Крыма остается промышленность. На нее приходится 35 – 37 % всех поступлений в бюджет и 16 % валового регионального продукта.

В Республике Крым в настоящее время промышленным производством заняты более 2000 предприятий. Сюда входят предприятия всех форм собственности и ведомственной подчиненности, включая малые предприятия и физических лиц – предпринимателей, которые используют труд наемных работников в сфере промышленного производства.

В промышленном секторе заняты более 100 тысяч человек. Сюда относятся и работающие по договорам с предпринимателями и в том числе работающие на средних и мелких промышленных предприятиях – около 67 тысяч человек.

В промышленных отраслях структуру занятости можно считать стабильной. Но число работников в пищевой, химической промышленности и машиностроении уменьшилось за последнее десятилетие. Но в то же время на предприятиях добывающей промышленности, теплогазоснабжения и энергетики число занятых увеличилось. И главной составляющей промышленного производства является электроэнергетика (35%) ,пищевая промышленность (26%), химическая (20%), машиностроение (10%), добывающая промышленность (5%).

Здесь нельзя не заметить два периода нестабильности и снижение уровня производства в развитии промышленности Крыма. Первый – это 2008 – 2008 годы и второй в 2012 году. В это время финансово – экономического кризиса произошел резкий дефицит оборотных средств, кредитных ресурсов, снижение объемов производства продукции и спроса на производимую продукцию. Все это сказалось на реальном сокращении уровня промышленного производства в Республике Крым на 17,3% в 2008 году и на 1,3% в 2012 году к уровню соответствующего предшествующего года. И надо отметить, что к началу 2014 года объем промышленного производства по отношению к уровню 2007 года еще не достигнуты.

Основным товаром экспорта Республики Крым является промышленная продукция. Она составляет 90% от его объемов. Половину экспорта составляет продукция химических предприятий. А в последние годы добавилась и промышленность строительных материалов. Сюда входит добыча и производство.

Объем промышленного производства Севастополя в 2013году увеличился на 14,5 % по сравнению с 2012 годом. А объемы производства во всех отраслях сокращались. И только индекс перерабатывающей промышленности составил 120,4%.

В худшую сторону изменилось положение в легкой, пищевой промышленности и в машиностроении. Сами за себя говорят такие данные. Индекс промышленной продукции составил 79,7 %. Неплатежи за выполненные работы по ремонту военных кораблей ВМС Украины на ПАТ “Севастопольский морской завод” явились причинами такого спада производства.

Произошел спад производства в добывающей промышленности и разработке карьеров. Причина – уменьшение объемов добычи инкерманского камня на ПАО “Инкерстром”, и ЧП “Доломит”, так как не было спроса на эту продукцию. Этот камень становился все менее и менее востребован.

Уменьшился выпуск пищевых продуктов, напитков, табачных изделий из-за спада производства. Произошло это по причине ремонта цехов на этих предприятиях.

Спад производства наблюдался и в текстильной промышленности, в частности на швейном предприятии – ПАТ “Трикотаж”. Заказы уменьшились, а на рынке данной отрасли появилось большое количество товаров зарубежных компаний более дешевых, хотя и менее качественных.

Так же стали снижаться объемы производства продукции на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий. Так как в Севастополе много строительных супермаркетов, то продукция местных предприятий не выдерживала конкуренции.

На территории Крыма в 1999 – 2004 годах пытались привлечь иностранные инвестиции, которые планировалось направить на промышленное развитие. Но ничего не получилось. И только незначительные объемы российских и украинских инвестиций были вложены в гостиничные проекты в Ялте и Алуште. Работа по привлечению инвестиций в экономику Крыма в последние 20 лет так и не увенчалась успехом.

В бюджетном секторе надо особо отметить, что 75% доходов и 80% всех расходов бюджетной системы формировалось на уровне государственного бюджета Украины. Тогда как региональным и местным бюджетам оставалось всего лишь 20 – 25 %. В государственный бюджет были переданы все основные налоги и сборы – НДС, налог на прибыль. Они составляли более 99% сборов. Были переданы все основные акцизы и платежи за пользование природными ресурсами. Регионам доставалось всего ничего, а именно: налог на доходы физических лиц и налог на землю. Но высокий уровень теневой активности, низкий уровень доходов населения, оценка земли по кадастровой, а не по рыночной стоимости для большинства регионов делали бюджет дефицитном. Но в украинской бюджетной системе Республика Крым имела преимущество – в ее бюджет зачислялся акциз на выпускаемые спиртные напитки.

Как результат, объем трансферта из государственного бюджета Украины в последние годы составлял 40-50% от всех доходов консолидированного бюджета Крыма.

Аналогичная ситуация складывалась и с бюджетом г. Севастополя. Трансферт из Государственного бюджета Украины в городской бюджет в последние годы составлял 2,5-3 млрд. руб. (т.е. фактически город является нетто-донором, т.к. плата России за базирование Черноморского флота в Севастополе составляла 97 млн. долл.).

На регионы ложится основной объем финансирования социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная политика) и это несмотря на низкий уровень доходов. Основная часть бюджетных расходов сейчас направляется на обеспечение первоочередных выплат (плата за услуги ЖКХ бюджетных учреждений, выплаты заработной платы в бюджетном секторе составляют около 50% от всех бюджетных расходов, ещё около 30% приходится на социальные выплаты трансферты местным бюджетам), тогда как расходы на развитие экономики остаются более чем скромными.

Крым опережал большинство регионов Западной Украины (Житомирскую, Винницкую, Ивано-Франковскую области), по объему промышленного производства. Однако значительно уступал промышленным гигантам востока страны (вклад Донецкой и Днепропетровской областей в национальный выпуск превышал 18%). И все – таки экономика Крыма имела уровень развития ниже среднего среди украинских регионов. Практически по всем основным отраслям экономики вес Крыма существенно ниже веса его населения. Особенно острой представляется слабость обеспеченности производством электроэнергии (зависимость от поставок из Украины более чем на 80%), а также небольшая роль в украинском урожае зерновых. Еще три года назад Крым собирал достаточно большие объемы зерна, однако из-за засушливости его растениеводство вошло в диссонанс с остальной частью Украины: в то время как Украина в 2012-2013 годах ставила рекорды сбора зерна, Крым поступательно сокращал урожай зерновых.


Библиографический список
  1. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда.//Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал, Краснодар. 2014. №3 -с.99-104.
  2. Журнал «Экономика Крыма» основан в1994 г. Крымским отделением Академии экономических наук Украины (регистрационное свидетельство КМ №109 от 5.07.1994г.)
  3. Журнал “НИВА” Республика Крым. город Симферополь.
Количество просмотров публикации: Please wait

Часто в сети можно встретить заявления украинских националистов о том, что Крым вскоре вернется в состав Украины. Данное утверждение являет собой скорее "благое" пожелание, чем реальную перспективу. Понимая, что военным путем эту задачу не решить, авторы подобных заявлений предлагают свои рецепты возвращения Крыма. Часто звучат призывы к блокаде, санкциям и прочим зловредным способам давления. При этом ставится цель создать для России проблемы с интеграцией Крыма и как следствие допускается, что Россия не сможет обеспечить Крым всем необходимым, и жизнь на полуострове будет только ухудшатся. Напротив, Украина вскоре расцветет, и крымчане сами запросятся обратно. Блокада Крыма со стороны материка приведет к тому, что полуостров фактически станет островом до тех пока не будет построен мост.
Понимая, что Россия вряд ли окажется неспособной поддержать в Крыму более менее достойный уровень жизни, украинские националисты уповают на некий политический катаклизм в соседнем государстве.

Перспективы Украины
Оставим эти иллюзии на совести мечтателей, а посмотрим на другую сторону медали и оценим шансы возможности расцвета Украина в ближайшие годы.
Здесь прогноз не утешителен. Экономисты считают, что Украину в самое ближайшее время ждет дефолт, а не расцвет, даже несмотря на программу сотрудничества с МВФ.

Учитывая нынешнюю кризисную ситуацию, экономический подъем в ближайшей перспективе теоретически возможен, только при одновременном выполнении нескольких условий. Их много. Тут проблема войны и мира, стабилизации экономики и т.д. Ключевыми для будущего экономики являются два условия. Если Киев прямо сейчас решит проблему обслуживания внешнего долга (1), и если в ближайшие годы в страну хлынут огромные инвестиции (2). В случае достижения первого условия развитие будет в основном финансироваться за счет внутренних ресурсов, которые не будут пожирать кредиторы. Но поскольку таких ресурсов мало, то и развитие будет крайне медленным. Во втором случае деньги на развитие дадут иностранные инвесторы, и только от объема зависит тем развития.
В МВФ альтруистов нет, и там дадут денег ровно столько, сколько нужно для обслуживания тех кредитов, которые уже выданы, а взамен еще что-то потребуют. Урезать, отобрать, увеличить, или наоборот снизить.
Допустим, что проблема долговых обязательств с МВФ как-то решена. Но есть и другие кредиторы. Вот уже Китай озаботился выполнением Киевом соглашения о поставках зерна. Поднебесная деньги давала, а зерно из Украины так и не отправили. Россия может потребовать те 3 миллиарда, которые дали Януковичу.
Европа сейчас не в том состоянии, чтобы разбрасываться деньгами, а потому погашать долги Украины Брюссель не будет. Допустим, что с помощью дядюшки Сэма эту проблему удастся урегулировать. В принципе там долг не настолько большой. Но как быть с инвестициями?

В Украине еще никто еще не решил проблему защиты инвестиций от воровства. Поэтому без реформ, которые подразумевают именно такую защиту своих вложений, Европа денег не даст. Не даст доллары и частый американский капитал. Деньги могла бы дать только Россия, поскольку там умеют работать в похожих условиях. Но нынешним киевским правителям Россия денег не даст.
Учитывая геополитическую составляющую украинского кризиса, деньги может дать только Вашингтон. Это отлично понимает пан Яценюк, прося у Вашингтона некий новый план Маршала для Украины. Воплощение подобия плана Маршала возможно только в одном случае - если деньги будут надежно защищены. Способ защиты американских государственных инвестиций существует только один – оккупация, прямая или скрытая. Скрытая оккупация – это когда как бы страна выглядит независимой, но на территории государства размещаются военные базы США на долговременной основе. Именно так получили американские деньги Западная Европа, Япония, Корея и др.

Возможно ли размещение американских баз на территории Украины? Для этого американцы должны быть готовы пойти на крайнюю степень конфронтации с Россией, которая может дойти до нового Карибского кризиса. А готов ли на это Вашингтон? В данные момент, когда Россия еще очень сильна, ответ скорее нет, чем да.
Но когда Россия оступится? Ясно, что это не случится в этом году. Запас прочности еще есть. А как оно сложится дальше, знает только Господь. Но процесс раскачивания российской лодки может занять долгое время и имеет большие шансы закончится пшиком. Падение жизни в Украине происходит уже сейчас и долго такая ситуация тянутся не может. В итоге, состязание в забеге, кто быстрее загнется явно не в пользу Украины. Поэтому шансы на расцвет Украины на американских деньгах выглядят призрачными.

Но допустим гипотетически, что все сложилось, как мечтают украинские националисты. В России проблемы, а в Украине сплошная Эуропа.
Неужели, глядя через Перекоп на то, как хорошо живут украинцы и крымчане захотят вернутся в Украину?
Нет. Не захотят.
Ведь при таком развитии событий пусть даже под американским зонтиком режим в Украине останется радикально националистическим. Возможно слегка причесанным, как в Прибалтике, но все равно режим будет националистическим и русофобским. Поэтому большинство русских крымчан не захотят вернутся в Украину. Крымские татары больше мечтают о своем государстве, чем о возвращении в Украину. Небольшой процент украинофилов ситуацию не переломят.
Поэтому шансов на добровольное возвращение нет никаких.
Крым скорее станет островом в экономическом смысле, чем вернется обратно.
А выживет ли Крым как экономический остров?

Крым как остров
Если посмотреть из космоса, то остров Крым совсем немаленький клочок суши, а значительная территория.

Площадь 27000 км2. Население 2,28 млн. чел. Развитая промышленность и сельское хозяйство, курортное хозяйство, инфраструктура, порты, аэродромы, высокий уровень образования, научная база. Сейчас в Крыму ВВП на душу населения оценивать затруднительно в виду не полной интеграции в экономку России. Но, глядя формально по доходам населения ВВП получше, чем в Украине (8800$, 2013 г.). Но явно ВВП еще далеко не достиг уровня России.
В Крыму немало полезных ископаемых: минеральных солей, строительного сырья, горючего газа, термальных вод, железной руды. Запасы нефти на территории Крыма составляют 47 млн. тонн, кроме того, здесь имеется 18,2 млн. тонн газового конденсата. Запасы газа - 165,3 млрд. куб. м, что является достаточно существенным показателем. Всего на территории полуострова 44 месторождения углеводородного сырья, в том числе 10 нефтяных, 27 газовых и 7 газоконденсатных. Кроме того, на шельфе Чёрного моря есть 5 месторождений газа и 3 газоконденсатных месторождения, на Азовском шельфе - 6 газовых месторождений.

Островные государства, как пример

На глобусе есть много островных государств. Посмотрим, есть ли подобные примеры. Оказывается, что точно такого по размерам острова больше нет. Если исключить островные государства, расположенные на архипелагах или занимающие только часть острова, то следует свой выбор остановить на двух из них. На острове Тайвань, который немного больше, чем Крым и на острове Ямайка, который примерно два с половиной раза меньше.

Остров Тайвань

Площадь 35 800 км2. Население 23 млн. чел. ВВП на душу - 39.7 тыс. $. Развитая промышленность и т.д. и т.п. Американцы долгие годы вкладывали в экономику Тайваня огромные средства, стремясь сделать из этого китайского государства альтернативу континентальному и коммунистическому Китаю.
Заметим, что для защиты американских денежек на острове находится 4 военно-воздушные базы США.
Природные ресурсы острова включают в себя небольшие месторождения золота, меди, каменного угля, природного газа, известняка, мрамора и асбеста.
Китайская республика, расположенная на острове Тайвань, имеет статус частично признанного государства. Суверенитет признают аж 23 государства, среди которых выделятся такие мировые игроки как Белиз, Буркина-Фасо, Сальвадор, Гамбия, Соломоновы острова и др. им подобные. США, Россия и Западная Европа не признают Тайбэй, но имеет с этим государством экономические отношения.

Остров Ямайка
Площадь 10 990 км2. Население 2.8 млн. чел. ВВП 3900 $ на душу населения.
Основной источник дохода – сфера услуг и туризм. Промышленность - добыча бокситов, обработка сельхозпродукции, производство рома и одежды. Вся энергетика основана на дорогой импортной нефти.

О чем нам говорит опыт Тайваня? Потенциально на площади острова Крым может поживать в десять раз больше людей. Масштаб экономики может быть в разы больше. Стартовые позиции Крыма выглядят даже более предпочтительными, чем у Тайваня полвека назад. В Крыму хоть есть свои энергоресурсы. Для более развитой экономики их, конечно, не хватит, но для выживания как острова вполне достаточно.
Определенный минимум нам демонстрирует остров из Карибского моря. При такой же численности населения экономика Ямайки имеет еще меньший потенциал, чем имеет сейчас Крым. А ведь Ямайка это далеко не Гаити.

Вопрос самодостаточности
Так что по усредненным показателям Крым как остров вполне может жить самостоятельно.
Вот только для самодостаточности не хватает нескольких компонент. На первом месте стоит энергонезависимость от Украины. Необходимо строительство своих генерирующих станций или получение энергии из России. Такие проекты уже прорабатываются.
Чтобы использовать собственные запасы нефти, Крыму необходим свой нефтеперерабатывающий завод. Тогда уменьшится завоз нефтепродуктов с материка. Такие планы уже есть.
На втором месте среди проблем - нехватка воды. Здесь придется менять структуру потребления воды, применять иные приемы земледелия и садоводства. Опыт засушливых стран есть и его надо использовать.
Как говорят эксперты, по основам видам продовольствия Крым вполне способен сам себя прокормить. Здесь не производится сахар, растительное масло, не хватает молочной продукции. Недостаточно выращивается картофеля. Хотя крымская картошка вкуснее, чем привозная, но её труднее выращивать из-за нехватки влаги, а потому требуется полив. В прежние годы объемы производства картофеля были недостаточные для собственного обеспечения. В целом эти проблемы результат существовавшего разделения труда, когда разные регионы специализировались на своем виде продукции. В условиях "островного" существования придется менять структуру с/х производства.

Для обобщения сделаю еще одно поверхностное сравнение.

Государство Израиль, где на четверть бывший наш народ
Страна потомков Авраама живет окруженная враждебными или не слишком дружественными государствами, что делает её похожей на остров и требует ориентации на удаленные рынки.
Площадь Израиля 20000/ 22000 тыс. км2. Очень близко к площади Крыма.
Население 8 млн. чел. Опять же указывает на возможность увеличения населения Крыма.
ВВП – 37000$ на душу населения. Или 257 млрд. дол., что достигает 76% ВВП Украины.
Природные ресурсы очень неравномерные. Часть страны занимает пустыня.
Осадки 1000 мм., в Галилее; 700 мм. в горах Иудеи и 20 мм в пустыне.

Для сравнения остров Крым
В пересчете на равное население получим ВВП примерно в четыре раза меньше, чем в Израиле.
Осадки 300 – 400 мм в год на севере и 1000 – 2000 мм. в горах. Также неравномерные природные условия. В Крыму есть субтропики, есть горы и есть степь.
По количеству осадков в Крыму лучше, чем в Израиле. Климат не такой жаркий и засушливый, что обеспечивает меньшую испаряемость влаги из почвы, а значит более эффективное использование осадков растениями. Но климат более суровый, часто весной бывают заморозки в неподходящий момент для вегетации растений.
По богатствам земли примерный паритет. Там и здесь есть запасы газа, нефти и минеральных солей. Имеются промышленные запасы железной руды в Крыму и фосфитов в Израиле. На обеих "островах" хорошие запасы строительных материалов.
Рекреационные ресурсы Израиля большие за счет теплого климата. Но там где ресурсы используют для лечения специфических заболеваний, особой разницы нет, поскольку санатории в Крыму могут работать круглогодично.

Часто укронацики предрекают Крыму судьбу Приднестровья, Абхазии или Южной Осетии. Но Крым даже близко не сравним ни по площади, ни по численности населения, ни по промышленному и с/х потенциалу с этими территориями. Аналогично не корректно сравнение с республикой Северного Кипра. На космическом фото масштаб территорий условно показан размером шрифта.

Как видно, Крыму есть куда расти и на кого равняться. Опускаться до Ямайки то же есть куда. Но этого не хотелось бы. Иначе говоря, запас прочности очень широкий и все попытки блокадой крымчан к чему-то принудить, заранее обречены на неудачу.

P.S. Часто можно услышать, что Крым может стать непосильным бременем для экономики России. Дотации в Крым сами по себе не могут существенно перегрузить экономику такой страны как Россия. Действительно, в 2013 г. ВВП Крыма составило 3% от общеукраинского ВВП или чуть больше 5 млрд.$. Дотации из украинского бюджета измерялись несколькими сотнями млн. гр. Так что если плясать от цифры 5 млрд и даже её удвоить с учетом амбициозных проектов, считая, что именно такого порядка будет нагрузка на российский бюджет, то получим, что затраты на Крым не превысят 0.5% от ВВП России (2 трлн $). Поэтому обеспечить потребности Крыма для России не велика проблема. Трудности могут вызвать только масштабные санкции. Но это уже другая тема.