Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сельская промышленность развитого социализма. Из воспоминаний Ф. М. Бурлацкого

Задание 1

1. В чем вы видите причины низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях?

Огромные средства направлялись на развитие сельского хозяйства, но использовались неэффективно: на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, непродуманную мелиорацию и химизацию почвы

2. Какие рычаги, на ваш взгляд, способны были в значительной мере повысить рентабельность сельского хозяйства?

Изменение условий планирования, улучшение экономического стимулирования, сохранение планируемых показателей

3. Чем вы можете объяснить неуклонное возрастание дефицита продовольствия в СССР в 70-х — начале 80-х гг.?

Введение показателей оценки качества по цене привело к сокращению объемов выпуска продукции

4. За счет чего власти пытались решить продовольственную проблему, которая была признана ими наиболее острой?

Сперва проблему пытались решить за счет сырьевых ресурсов и моральных стимулов, а затем ослаблением централизованного планирования и распределения

Задание 2. Используя материалы учебника, раскройте основные направления аграрной реформы 1965 г.

Изменение централизованного планирования и распределения, сокращение нормативов, введение показателей качества

Задание 3. На основании материалов учебника напишите об основных направлениях реформы промышленности 1965 г. Письменно ответьте на вопросы

Сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Министерства — партнеры, а не «диктаторы». Развитие самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования

1. Какие из предпринятых мер вы считаете наиболее значимыми для роста промышленного производства?

Развитие самофинансирования, так как это заставило предприятия использовать новые источники дохода

2. Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?

Да, существовали. Относительная самостоятельность при уловии местного контроля властей

3. Почему многие экономисты и историки считают реформу 1965 г. наиболее радикальной из всех проведенных при советской власти?

Реформа 1965 г. была относительно демократичной, направленной не на общее, а на индивидуальное развитие

4. В чем вы видите внутри- и внешнеполитические предпосылки свертывания реформы 1965 г.?

Снижение веса трудоспособного населения, истощение сырьевой базы и удорожание добычи полезных ископаемых, износ оборудования, рост военных расходов, низкое качество продукции и отсутствие выбора у потребителя

5. Кто в высшем политическом руководстве СССР выступал за экономическую реформу 1965 г. и кто против нее?

За выступали: В.С. Немчинов, С.Г.Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.

Против выступал: Н. В. Подгорный, причиной его негативного мнения является сопротивление реформе консервативной части Политбюро ЦК

Задание 4. По материалам учебника заполните таблицу и запишите ответы на вопросы

Последствия свертывания реформы 1965 г.

1. Какими объективными причинами руководство страны объясняло падение темпов экономического роста?

Уменьшение количества выпускаемой продукции, снижение товарного оборота

2. Какие причины такого положения дел можете назвать вы?

Монопольное положение заводов -> низкое качество. Дефецит товаров, ставки на сырьевые ресурсы

Задание 5. Посмотрите схемы и письменно ответьте на вопросы

1. Чем вы можете объяснить серьезную техническую отсталость СССР?

Экономическая изоляция, ориентиры на оборонную и космическую промышленность, отсутствие свободного обмена технологиями

2. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на рост строительных мощностей, СССР в 1984 г. построил столько же квартир, сколько в 1960 г.?

На строительство новых квартир элементарно не оставалось денег, упала цена на нефть, продолжалась война в Афганистане

3. Прокомментируйте изменение структуры экспорта из СССР. Чем это можно объяснить?

На строительство новых квартир элементарно не оставалось денег, упала цена на нефть, продолжалась война в АфганистанефБолее половины экспорта приходилось на энергоресурсы; доля машин и оборудования сократились. Причиной этому послужило отставание СССР от развитых стран

4. Что обусловило сокращение прироста реальных доходов населения СССР?

Сокращение прироста доходов обусловлено снижением цен на нефть, ростом населения и падением темпов сельскохозяйственного производства

5. Чем можно объяснить приведенные данные о доле фонда заработной платы в национальном доходе СССР и других стран? Как они согласуются с заявлениями Хрущева о построении к 1980 г. коммунизма в СССР и шестикратном превышении промышленного производства по сравнению с США?

Доля фонда оставалась низкой, что ротиворечило заявлениям Хрущева. Такой показатель можно объяснить спадом в экономике СССР

Задание 6. Заполните пропущенные строки

1. Из «брежневских» пятилеток наиболее удачной была 8-я , так как именно в это время объем сельского хозяйства вырос на 21%, промышленность составила 55.5%, доходы населения выросли в 1.5 раза

2. Крупнейшими новостройками 8-й пятилетки были Брянская, Красноярская, Саратовская ГЭС

3. Крупнейшими новостройками 9-й пятилетки были пятиэтажная Хрущевская застройка, Волжский автозавод

4. Крупнейшими новостройками 10-й пятилетки были автомобильный завод в Набережных Челнах, строительство БАМ

5. Главными причинами замедления темпов экономического роста СССР в 70-е гг. были исчерпанные ресурсы экономического существования

Неплодородное использование собственных площадей. Затраты на импорт. Снижение доходов государства и его экономического потенциала

Аграрная реформа 1965 г. и её результаты

Неудачи начала 60-х гг. в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководства страны. Ещё при Хрущёве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в неё некоторые механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, использованию экономических стимулов к труду. Повышались закупочные цены, устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок, вводилась 50 %-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения. Были ослаблены и ограничения на личное подсобное хозяйство.

Однако, опираясь исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути, важное социальное достижение) обернулось ростом иждивенческих настроений. Деятельность колхозов и совхозов в целом оказалась убыточной. За 25 лет (1964-1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% урожая. Страна, обладавшая богатейшими чернозёмными почвами, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

В сентябре 1965 г. началась реформа в промышленности. Если раньше реформаторы пытались делать ставку либо на совершенствование хозяйственного механизма, либо на экономическое стимулирование работников, то теперь они попытались соединить эти два подхода.

Реформа 1965 г. не покушалась на основы директивной экономики. Главными её положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции вводились и новые показатели, призванные обеспечить её качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которые делились на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.

Отмечалось, что восстановленные отраслевые министерства будут не прежними «диктаторами», а партнёрами и консультантами предприятий по организации производства в условиях хозрасчёта (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причём право корректировки утверждённых планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

При всей своей ограниченности и противоречивости реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объём промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.). Однако уже к концу 60-х гг. ход реформы застопорился.

Рис. Проанализируйте диаграмму. Какие особенности экономического развития страны в 1965-1985 гг. она позволяет установить?

Тому были объективные причины: снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы и резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов и т. д.

Однако главное заключалось в другом: сама модель экономики, отвергавшая всё новое, исчерпала свои возможности. Она могла ещё какое-то время развиваться по инерции, но в долгосрочном плане была обречена.

Более того, сама реформа порождала новые проблемы. Строительство заводов-гигантов вело к их монопольному положению в отрасли, а в итоге - к низкому качеству продукции и отсутствию выбора у потребителя. Внедрение показателей оценки качества по цене продукции приводило не только к её удорожанию, но и к сокращению объёмов выпуска, а в итоге - к товарному дефициту. С каждым годом нарастал импорт товаров, которые не могла выпускать отечественная экономика. В итоге по мере развёртывания реформы разочарование в ней нарастало как в политическом руководстве, так и в обществе.

Ставка вскоре была сделана на новые сырьевые ресурсы, открытые в восточных районах СССР, а также на корректировку системы управления экономикой. В 1979 г. правительство предприняло попытку оживить экономику за счёт совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако добиться существенного ускорения экономического развития не удалось. Вновь заговорили о преимуществах моральных стимулов к труду над материальными. Оживилось социалистическое соревнование, призванное компенсировать недостатки хозяйственного механизма.

Рис. Первые автомобили сходят с конвейера Камского автомобильного завода в Набережных Челнах. 1976 г.

Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры принесли лишь кратковременный успех.

Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс

В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоёмких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность.

  • Из курсов Новейшей истории и обществознания вспомните, что такое постиндустриальное общество. Каковы его особенности?

О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. Были созданы первоклассные образцы ЭВМ. На XXIV съезде КПСС (1971) прозвучала установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в 4 раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д. Однако определяющими эти тенденции не стали.

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники почти не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 80-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Социальная политика

Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась плохо. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объёму) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981-1985 гг. В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн квартир - столько же, сколько в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось). Были урезаны государственные расходы на здравоохранение.

Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности.

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970- 1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла - в 12,8, зерна - в 13,8, животного масла - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти и газа.

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Упал прирост реальных доходов на душу населения.

Однако в целом положение основной части населения улучшилось. Всё меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе оставалась низкой. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к тому времени лишь 77-е место в мире.

Рис. Какие выводы позволяет сделать анализ диаграммы?

Всё это показывало, что удержать статус великой державы становилось возможным лишь за счёт сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов?
  2. На что сделало главную ставку в экономическом развитии руководство страны в 70-е гг.?
  3. В чём вы видите причины относительного улучшения жизни советских людей в 70-е гг.?
  4. Назовите причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 70-х - начале 80-х гг.
  5. Составьте терминологический словарь «Экономическое развитие СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.». Обязательно включите в него такие термины, как: хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, механизм застоя, экономические стимулы.
  6. В своих воспоминаниях А. А. Громыко, министр иностранных дел СССР в 1957-1985 гг., писал: «Некоторые члены Политбюро справедливо указывали на то, что тяжёлая промышленность и гигантские стройки поглощают колоссальные средства, а отрасли, производящие предметы потребления... находятся в загоне». Вспомните, когда впервые был остро поставлен вопрос о необходимости перераспределить средства в пользу лёгкой и пищевой промышленности. Чем закончилась эта попытка? Обсудите в классе причины того, что предложения о перераспределении средств в конечном счёте отвергались. Только ли личными взглядами тогдашних руководителей партии и государства объясняются эти факты?

Предмет: история

Тема урока: Экономика «Развитого социализма»

Цели урока:

Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССРв 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономи­ческого кризиса в Советском Союзе.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника“История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

На уроке формируются компетенции:

- информационные,

- учебно-познавательные,

- коммуникативная,

- ценностно-смысловая.

Учебное оборудование:карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (экстенсивная экономика), домашнее задание.

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направле­ний реформы промышленности;

1979 г . - реформа хозяйствен­ного механизма.

интенсивное, экстенсивное развитие;

самоокупаемость;

хозрасчет.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка принадлежностей;

Постановка целей и задач урока.

II . Проверка знаний

Использование медиатестов СД-4 § 43

Фронтальный опрос учащихся.

1. Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.

2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?

3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.

4. Какие последствия для экономической и социальной сферы мог­ла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сель­ского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?

5. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее по­ложительные и отрицательные стороны.Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения на­селения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?

6. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?

7. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических ре­форм Хрущева?

III . Изучение нового материала

План.

1. Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.

2. Реформа промышленности: замыслы и результаты.

3. Научно-технический прогресс.

4. Социальная политика.

(Рассказ учителя.)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стиму­лирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

- рост капиталовложений и незавершенного строительства;

- массовое производство изделий, не находивших сбыта;

- несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;

- нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой?Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.

e Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебникаучащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных про­блем села.

2.Частичное использование экономических стиму­лов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослаблениеограничений на личное подсобное хозяйство.

Далееанализируются приведенные в медиаучебнике данные о сово­купной рентабельности сельскохозяйственного производства в СССР в 1970 г. Анализируя приведенные данные, учащиеся, отвечают на во­просы:

В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

С учетом предыдущего исторического опы­та (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые мог­ли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на разви­тие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

Каким образом власти пытались решить про­блему нехватки продовольственных товаров?

Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?

e Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышлен­ности следует обратить особое внимание учеников на поиск внут­ренних противоречий в реформе1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

- изменение условий пла­нирования и усиление экономического стимулирования;

- введение и новых показателей, призванных обес­печить ее качество;

- сокращение до минимума числа планируемых показате­лей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;

- разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материаль­ного поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;

- восстановление управления про­мышленностью через отраслевые министерства;

- сочетание единого государственного планирования с местной инициативой.Право корректировки утверж­денных плановпредоставлялось самим предприя­тиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития , в %

Далее, в ходе беседыс учащимися, выделяются основные причины свер­тывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономи­ческой реформы 1965 г.»:

(Заполнение таблицы)

Объективные причины

Субъективные причины

Экстенсивные основы разви­тия.

Непоследо­вательностьреформы.

Попытка провести реформу при од­новременном свертывании про­цесса демократи­зации в политиче­ской жизни.

Даже упоминание рыночных отно­шений объявля­лось антисоциали­стическим, в тео­рии и практике господствовало тотальное плани­рование.

Большая часть хозяйственного аппарата сформи­ровалась в сталин­скую эпоху, вла­дела командными методами управ­ления, которые не «вписывались в реформу».

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

e Научно-технический прогресс.

Послепросмотра видеоряда медиаучебникаучащимся предлагаетсяответить на вопросы:

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуще­ствами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

e Анализ социальной политики.

Послепросмотравидеоряда медиаучебникаучащимся предлагаетсяответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV . Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V . Домашнее задание: § 44.

1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.

2)Проанализируйтедокументс.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.

VI. Подведение итогов урока.

Открытый урок по теме:

« Экономика «Развитого социализма»

учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

Варава Ирины Михайловны

Класс: 9-а 19.02.2014

Предмет: история

Цели урока:

Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Тип урока: Проблемный

Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

На уроке формируются компетенции:

  • информационные,
  • учебно-познавательные,
  • коммуникативная,
  • ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

1979 г. - реформа хозяйственного механизма.

Термины:

*Товарный голод

*Экономический застой

*Дефицитная экономика

*Экстенсивное развитие

*Интенсивное развитие

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку;

Постановка целей и задач урока.

II. Проверка знаний

Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел

У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)

Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел

Фронтально с классом:

Вопросы:

  1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
  2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
  3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
  4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
  5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
  6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

III. Изучение нового материала

  1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
  2. Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.

3. Научно- технический прогресс.

4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

(Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

  • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
  • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
  • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
  • нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с содержание реформ по вариантам:

Фронтальное подведение итогов по вариантам

2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:

« Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных проблем села.

2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Проверка выполнения задания.

1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

  • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
  • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
  • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
  • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
  • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
  • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

Научно-технический прогресс.

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV. Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V. Домашнее задание: § 44.

VI. Подведение итогов урока.

План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

Результаты сворачивания реформ %

Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию

Проблемы стимулирования производства были подняты еще при Н. С. Хрущеве. Дискуссия по экономическим проблемам постепенно сложилась в программу экономической реформы. Она содержала в себе механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. В распоряжении предприятий оставалась определенная доля прибыли, провозглашался хозрасчет, уменьшилось количество спускаемых сверху обязательных показателей.

Реформа сельского хозяйства включала в себя решение социальных проблем. С колхозов и совхозов (убыточных к тому времени) были списаны все долги, повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, дополнительно оплачивалась сверхплановая продажа продукции государству.

Однако эффективными эти меры оказались только в восьмой пятилетке (1966-1970), когда наблюдался прирост объема продукции промышленного и сельскохозяйственного производства. Затем эти показатели стали сокращаться. Такой результат реформы был обусловлен, во-первых, директивным характером экономики (по-прежнему спускались "сверху" нормы прибыли, выполнение которых достигалось не благодаря оптимизации производства, и следовательно, снижения себестоимости, а путем искусственного завышения цен). Во-вторых, внедрение наукоемких производств (микроэлектроники, информатики, робототехники и т. п.) шло с огромными трудностями. В-третьих, структура экономики была нерациональной, лишь малая часть средств направлялась на удовлетворение потребностей человека, а остальное шло на развитие военно-промышленного и топливно-энергетического комплекса. В-четвертых, в два раза сократилась доля оборудования, заменяемого из-за технологического старения и физической ветхости.

Уже к концу 60-х годов стало ясно, что реформа не состоялась. По-прежнему преобладали экстенсивные методы промышленного развития. На каждый процент прироста продукции приходилось затрачивать все больше и больше средств (в годы четвертой пятилетки народное хозяйство поглощало х/з всех госбюджетных ассигнований, а в годы 11-й - уже 56%). Естественно, это отражалось на социальной сфере. Ее финансирование сократилось с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г. Из-за перемещения сырьевых баз в районы Севера и Сибири увеличились затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Были взвинчены цены на сельхозтехнику, очень дорогим стало строительство различных производственных объектов на селе. Сельские жители не были заинтересованы в результатах своего труда. Страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Единственный способ поддержать экономику власти видели в экспорте оружия и сырья. За 1960-1985 гг. доля сырьевого экспорта в СССР достигла 54,4%, а доля экспорта техники упала до 12,5%.

В казну начали поступать "нефтедоллары", эффект использования которых был ничтожно мал. К середине 80-х годов и этот путь пополнения бюджета стал давать сбои - экономика капиталистических стран перестроилась на ресурсосберегающие технологии, и спрос на нашу нефть снизился, к тому же ее качество не отвечало требованиям торговых партнеров.

По мере углубления кризиса все заметнее давала о себе знать "теневая экономика". Это явление включало в себя как виды официально запрещенной (или ограниченной) деятельности, так и криминальные элементы. По неофициальным данным, в середине 80-х годов функционировало примерно 15 млн "теневиков". Возникают первые мафиозные образования.

Болезнь экономики вызвала кризисные явления и в социальной сфере: приостановилось повышение уровня жизни трудящихся, здравоохранение и образование стали сферами, финансируемыми по остаточному принципу. СССР по средней продолжительности жизни откатился на 35-е место в мире, по уровню потребления - на 77-е место в мире.

Удержать статус великой державы в условиях прогрессирующих кризисных явлений можно было лишь за счет сокращения социальных программ и безудержной эксплуатации природных ресурсов.