Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Каков алгоритм реорганизации ГУП в ГБУ? Реорганизация унитарных предприятий в россии

ГУП 18 декабря преобразован (реорганизация) в бюджетное учреждение, осуществляет хозяйственный учет. В данной ситуации на бюджетный учет переводятся остатки на дату реорганизации или обороты с начала года?

Ответ

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ предусмотрена возможность преобразования государственного унитарного предприятия (ГУП) по решению собственника его имущества в государственное бюджетное учреждение (МБУ). Реорганизация в форме преобразования предполагает прекращение реорганизуемого и создание нового юридического лица (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона № 161-ФЗ решение о преобразовании ГУП в ГБУ принимается уполномоченным органом субъекта РФ, путем издания правового акта. В этом документе должны быть определены необходимые мероприятия по преобразованию ГУП в ГБУ. Т.е. при приятии решения собственником о реорганизации путем преобразования ГУП в ГБУ следует разработать и утвердить порядок передачи по передаточному акту объектов недвижимого и движимого имущества, денежных средств и другого имущества, прав, обязательств в отношении всех кредиторов и должников ГУП.

Следует отметить, что унитарные предприятия применяют план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Инструкцией № 157н и Инструкцией №174н.

Соответствия плана счетов законодательством не предусмотрено. Поэтому передачу следует проводить на основании передаточного акта в порядке определенном правовым актом субъекта РФ. В связи с тем, что соответствия планов счетов хозрасчетного и бюджетного учета не предусмотрено, то целесообразнее будет перевести остатки на дату реорганизации.

Порядок отражения операций в учете ГБУ должен быть определен Учредителем.

Как отразить в бухучете операции, связанные с преобразованием учреждения путем изменения его типа

При преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа в бухучете нужно отразить следующие данные.

1. При изменении типа учреждения на начало года - входящие остатки по активам, обязательствам и финансовым результатам. Методические рекомендации по порядку отражения входящих остатков Минфин России довел письмом от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546.

2. При изменении типа учреждения в течение финансового года - операции по преобразованию учреждения. Методические рекомендации по отражению таких операций Минфин России довел письмом от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236 (в т. ч. Свод бухгалтерских записей по изменению типа учреждения в течение финансового года).

При формировании показателей стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества руководствуйтесь положениями письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Операции по принятию к учету активов, обязательств и финансового результата отражайте с использованием счета 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 281 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Реорганизация государственных унитарных предприятий является концептуально оправданной перспективой их реформирования. Государственные унитарные предприятия могут быть преобразованы в следующие организационно-правовые формы: 1) казенное предприятие, 2) бюджетные и автономные учреждения, 3) государственная корпорация, 4) акционерное общество, в уставном капитале которого более 50 % голосующих акций находится в федеральной собственности .

Каждая из приведённых организационно-правовых форм может быть охарактеризована путём описания их достоинств и недостатков.

1. Казенное предприятие основано на праве оперативного управления. Порядок его создания, функционирования, реорганизации, преобразования и ликвидации регламентируется законом № 161- ФЗ .

Достоинством этой организационно-правовой формы собственности является ее наибольшее (среди государственных коммерческих организаций) соответствие интересам государства и их соблюдение, так как казенное предприятие не может распоряжаться своими доходами без согласия собственника его имущества (государства).

Распределение и использование прибыли определяется в уставе казенного предприятия в соответствии с порядком планирования и финансирования его деятельности. Чистая прибыль от реализованной продукции (работ, услуг), произведенной в рамках разрешенной казенному предприятию самостоятельной хозяйственной деятельности, обусловленной государственным заказом (планом-заказом), направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение государственного заказа, развитие предприятия, иные производственные, а также социальные цели. Направления расходования прибыли казенного предприятия ежегодно устанавливаются уполномоченным органом. Остаток чистой прибыли казенного предприятия подлежит перечислению в федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится то или иное казенное предприятие.

Таким образом, для казенных предприятий реализуется остаточный принцип изъятия прибыли в доход собственника его имущества (государства). Казенные предприятия несут все хозяйственные риски, так как закрепленное за ними на праве оперативного управления государственное имущество является вовлеченным в гражданский оборот.

На основании того, что одним из основных источников финансирования деятельности казенного предприятия являются бюджетные ассигнования, оно в установленном порядке обязано представлять уполномоченному органу власти (в ведении которого оно находится) отчет о целевом использовании выделенных средств государственного финансирования, а также об амортизационных отчислениях на обновление своих основных фондов. Неиспользованные предприятием предоставленные бюджетные средства по истечению года подлежат возврату в государственный бюджет.

Деятельность казенного предприятия строго регламентирована государством. Казенному предприятию устанавливаются фонд оплаты труда и предельная численность персонала. Государственный заказ не всегда позволяет полностью использовать производственные мощности казенного предприятия, в основном из-за ограниченности финансовых ресурсов государства. В результате потребность в расширенном воспроизводстве государственной собственности сдерживается существующими у собственника (государства) финансовыми ограничениями. Это в определенной мере ведет к финансовой неустойчивости казенного предприятия и в конечном итоге лишает его стратегических перспектив развития.

Преобразование государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения в казенные предприятия может быть целесообразным в случае, когда выполняемые предприятием функции в интересах государства нельзя передать, хотя бы частично, частному сектору (обеспечение национальной безопасности, охрана правопорядка, атомная энергетика, оборонная промышленность и т.д.). Однако, вопрос о дальнейшем ограничении экономико-правового положения казенных предприятий также является обсуждаемым, в связи с чем масштабная трансформация государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения в казенные предприятия признаётся специалистами маловероятной .

2. Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетное учреждение создаётся органами государственной власти или местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета или средств государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов .

В смете доходов и расходов государственного бюджетного учреждения должны быть отражены все финансовые средства, получаемые им как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также доходы от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной на праве оперативного управления, от иной деятельности.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Использование бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Существенным преимуществом государственного бюджетного учреждения перед иными организационно-правовыми формами государственных предприятий является ограничение его ответственности за находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности или отказе основного должника субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества бюджетного учреждения.

3. Автономное учреждение - это новый тип бюджетного учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большей степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Основные отличия федерального автономного учреждения от бюджетного учреждения заключаются в увеличении объема прав по распоряжению имуществом, упрощении порядка распоряжения бюджетными средствами. Вместе с тем у автономного учреждения увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников, повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами, изменяются система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Деятельность автономного учреждения регулируется Федеральным законом от 3.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее закон № 174-ФЗ), в соответствии с которым федеральное автономное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления, находится в собственности государства и не подлежит приватизации .

Преимущества автономного учреждения заключаются в самостоятельном определении и корректировке направлений расходов бюджетных средств; возможности объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; «уход» от казначейства; «уход» от государственных закупок; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов; самостоятельное распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

4. Автономная некоммерческая организация. Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее закон № 7-ФЗ) автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах . В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационноправовой формы, то есть путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия.

Порядок участия представителей Российской Федерации в органах учрежденной автономной некоммерческой организации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 г. № 33 «Об участии представителей Российской Федерации в органах управления автономной некоммерческой организации».

Правительством Российской Федерации могут быть определены дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации, однако на сегодняшний день такой документ не принят.

5. Государственная корпорация (100 % акций у государства), а также публичное акционерное общество, в уставном капитале которого более 50 % голосующих акций находятся в федеральной собственности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе государственных предприятий» было признано необходимым прекратить создание новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве хозяйственного ведения, причем существующие на тот момент предприятия должны были быть преобразованы как в казенные предприятия, так и на основе приватизации государственной собственности в хозяйственные общества - акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью (ООО) и товарищества на вере . В том числе определенное число предприятий подлежало частичной приватизации с целью повышения эффективности управления ими, получения дополнительно дохода в казну от приватизации. Но при этом функции контроля за деятельностью таких хозяйственных обществ должны были остаться у государства по определенным причинам, обусловленным спецификой их деятельности.

Существуют и иные разновидности хозяйственных обществ с определенной долей участия в них государства. Основной целью создания государственных акционерных обществ являются получение прибыли и максимизации дохода по результатам своей деятельности путем участия в конкурентной борьбе на отраслевом и межотраслевом уровнях на общих основаниях с другими субъектами экономических отношений. Положительным моментом является тот факт, что государственные корпорации более самостоятельны и независимы от государства по сравнению с рассмотренными выше организационноправовыми формами собственности. Однако их деятельность неотделима от государства. Именно государство разрабатывает и утверждает общую экономическую стратегию и политику государственного акционерного общества, назначает своих непосредственных представителей в совет директоров, выделяет основной и оборотный капитал, при необходимости предоставляет государственную финансовую поддержку, может взять на себя финансовые потери общества.

Акционерные общества, 100 % акций которых находятся в федеральной собственности, обеспечивают значительное поступление финансовых ресурсов в бюджет, а также способствуют повышению конкурентоспособности в государственном секторе экономики. При осуществлении своей деятельности реализуют коммерческие, социальные и политические функции, самостоятельно отвечают по своим кредитным обязательствам, но при этом находятся в постоянной зависимости от государственных структур управления.

Государственные корпорации со 100%-м пакетом акций в федеральной собственности позволяют осуществлять плавные рыночные преобразования в результате реализации (если возникнет такая необходимость) определенной части государственного пакета акций с целью получения дополнительных финансовых поступлений в федеральный бюджет. В таких организациях достигается более высокая хозяйственная самостоятельность путем опосредованного участия государства в процессе управления через государственный пакет акций. Подобная схема государственного участия в процессе управления позволяет легче коммерциализировать такое предприятие, привлекать прямые инвестиции. При указанной организационно-правовой форме хозяйствования формируется целостная система аппарата внутреннего управления.

Акционерное общество дает большую свободу действий, обеспечивает централизацию и концентрацию капитала, позволяет диверсифицировать производство, распределять и перераспределять риски, создавать реальные возможности для интегративной деятельности предприятий (холдинг, финансово-промышленные группы). Появляется возможность реального контроля за деятельностью управляющих менеджеров компании через представителей государства в совете директоров, а также правлениях и наблюдательных советах, что в конечном итоге способствует повышению эффективности управления государственной собственностью.

Вместе с тем, возможно осуществлять дальнейшие преобразования организационных структур и расширять привлечение инвестиций в результате последующего сокращения доли государства в управляющей компании или путем продажи дочерних обществ головного подразделения.

Однако в процессе привлечения дополнительных инвестиций путем продажи части акций частным инвесторам не должно происходить ущемление интереса государства.

В ряде случаев государство теряет рычаги своего влияния на поведение формально-государственных корпораций, что не может не наносить ущерба реализации его различных интересов . Вопросы эффективности функционирования государственных организаций и учреждений по сравнению с унитарными предприятиями являются открытыми, и их решение во-многом зависит от отраслевой специфики конкретного предприятия, спектра решаемых задач и стратегии развития.

Проблемы, возникающие при реорганизации государственных унитарных предприятий, объективно связаны со специфичностью их активов и рынков функционирования. Специфические физические активы - это, например, производственные объекты по созданию ограниченно оборотоспособных объектов, в том числе ядерного топлива, наркотических веществ и их прекурсоров, продукции военного назначения. Целевая специфичность активов заключается в том, что активы могут быть использованы только для определенных целей, например, военного производства, и приватизация их нецелесообразна отдельно от других активов из-за разницы между рыночной и инвестиционной стоимостью. Специфика рынков федеральных государственных унитарных предприятий связана с тем, что, например, унитарные предприятия осуществляют обслуживание труднодоступных районов Севера и Дальнего Востока, в том числе поставки топлива, продовольствия и т.п., управляют линейными объектами, в т.ч. траспортными, коммунальными.

Одной из главных проблем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий является отсутствие зарегистрированных прав на принадлежащее предприятиям недвижимое имущество и земельные участки. По состоянию на 01.01.2015 в реестре федерального имущества содержались сведения о наличии у предприятий 108 841 объекта недвижимого имущества, из которых права были зарегистрированы только на 40% объектов . По результатам проведённых в Правительстве Российской Федерации совещаний и поручений, данных Правительством отраслевым министерствам и ведомствам, к концу текущего года долю объектов с зарегистрированными правами удалось увеличить до 51%, однако такие темпы не могут считаться приемлемыми. Права на имущество не оформляются под различными предлогами, в частности, под предлогом отсутствия денег на оформление.

Проблемы возникают также из-за ведения судебных споров в отношении имущества, процедур банкротства, возбуждённых по значительному количеству федеральных унитарных предприятий, а также из-за ограничений на приватизацию, установленных нормативными правовыми актами.

Кроме того, в ряде случаев, как отмечают эксперты, отсутствует заинтересованность менеджмента и отраслевых госорганов в преобразовании государственных унитарных предприятий. Практически отраслевые органы власти заинтересованы в как можно более долгом сохранении подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий и не только не способствуют, но и саботируют процедуры акционирования предприятий. Так, например, из направленных в 2015 году Росимуществом предписаний в 34 отраслевых органа исполнительной власти в отношении 254 федеральных государственных унитарных предприятий меры дисциплинарной ответственности были применены только 3 органами власти к руководителям 21 предприятия .

Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий является важным и необходимым этапом их реформирования, в ходе которого должна быть повышена подконтрольность этих экономических субъектов государству. Инструментами реформирования выступают акционирование федеральных государственных унитарных предприятий и внедрение современных методов корпоративного контроля, а при выполнении унитарными предприятиями социально значимых некоммерческих функций - преобразование их в государственные бюджетные учреждения.

Лакоткина Юлия Анатольевна (26.06.2018 в 16:27:43)

Чтобы оформить кадровые изменения при реорганизации: Сама по себе реорганизация не может являться основанием для с сотрудником организации, после реорганизации продолжаются (ч. 5 ст. 75 ТК РФ).

Однако оформить увольнение сотрудника в данной ситуации можно: - если реорганизация сопровождается сокращением численности или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); - если сотрудник отказывается от продолжения работы в связи с реорганизацией (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). Чтобы оформить увольнение сотрудника, получите его отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). Свой отказ сотрудник может выразить, сделав соответствующую запись в уведомлении или написав отдельное заявление в произвольной форме. На основании оформленного отказа издайте и внесите сотрудника. Чтобы оформить кадровые изменения в связи с реорганизацией, издайте приказ в свободной форме. Сотрудникам, которые согласны продолжать работу после реорганизации, составьте дополнительные соглашения к , в которых укажите изменившиеся реквизиты работодателя (ч. 1 ст. 57 ТК РФ). Кроме того, отразите в дополнительных соглашениях новые условия труда сотрудников, если они были изменены (ст. 72 ТК РФ). По мнению Роструда, запись о реорганизации нужно вносить в , ссылаясь на соответствующее решение учредителей (иного органа, уполномоченного на это учредительными документами) (письмо Роструда от 5 сентября 2006 г. № 1553-6). Запись о реорганизации вносите в трудовую книжку по аналогии с записью о переименовании организации: Составление штатного расписания и уведомление сотрудников при реорганизации Как составить штатное расписание при реорганизации организации Сначала руководитель определяет структуру, штатный состав и штатную численность организации-правопреемника. Для этого он утверждает штатное расписание. Об этом сказано в разделе 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. В штатном расписании отразите введение и исключение новых структурных подразделений, должностей. Если реорганизация сопровождается сокращением численности сотрудников, не включайте в новое штатное расписание должности сотрудников, подлежащие сокращению. Это следует из письма Роструда от 5 февраля 2007 г. № 276-6-0. Вопрос из практики: обязан ли работодатель уведомить сотрудников о предстоящей реорганизации Ответ на этот вопрос зависит от того, изменятся условия трудовых договоров сотрудников или нет. Если условия трудовых договоров после реорганизации не изменятся, то работодатель может не уведомлять сотрудников (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). При этом сотрудники могут отказаться от продолжения работы в связи с реорганизацией организации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). Поэтому предупредите сотрудников о предстоящей реорганизации, составив уведомления в произвольной форме. Если после реорганизации условия трудовых договоров сотрудников изменятся, работодатель обязан их уведомить, указав причину изменений (реорганизация) (ст. 74 ТК РФ). Уведомить сотрудников нужно не позднее чем за два месяца в порядке, предусмотренном для изменения организационных или технологических условий труда. Подробнее о том, как это сделать, см. Как изменить трудовой договор. Оформление увольнений и изменений в кадровых документах в связи с реорганизацией сотрудника при реорганизации организации Сама по себе реорганизация не может являться основанием для расторжения трудового договора с сотрудником организации (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Это отмечают и суды, см. апелляционное определение Брянского областного суда от 9 сентября 2014 г. № 33-2872/2014. Однако оформить увольнение сотрудника в данной ситуации можно: - если реорганизация сопровождается сокращением численности или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); - если сотрудник отказывается от продолжения работы в связи с реорганизацией (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). Чтобы оформить увольнение сотрудника, получите его отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). Свой отказ сотрудник может выразить, сделав соответствующую запись в уведомлении или написав отдельное заявление в произвольной форме. На основании оформленного отказа издайте приказ об увольнении по форме № Т-8 или по самостоятельно разработанной форме и внесите запись в трудовую книжку сотрудника (п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225). Чтобы оформить кадровые изменения в связи с реорганизацией, издайте приказ в свободной форме. Сотрудникам, которые согласны продолжать работу после реорганизации, составьте дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых укажите изменившиеся реквизиты работодателя (ч. 1 ст. 57 ТК РФ). Кроме того, отразите в дополнительных соглашениях новые условия труда сотрудников, если они были изменены (ст. 72 ТК РФ). Вопрос из практики: нужно ли вносить запись о реорганизации в трудовую книжку сотрудника Да, нужно. По мнению Роструда, запись о реорганизации нужно вносить в трудовую книжку, ссылаясь на соответствующее решение учредителей (иного органа, уполномоченного на это учредительными документами) (письмо Роструда от 5 сентября 2006 г. № 1553-6). При этом порядок внесения записи о реорганизации ни Инструкция, утвержденная постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69, ни Правила, утвержденные постановлением Правительства России от 16 апреля 2003 г. № 225, не содержат. Вместе с тем, законодательством предусмотрен порядок внесения в трудовую книжку записи об изменении наименования организации (п. 3.2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69). Аналогичный порядок рекомендуется применять для внесения записи и в случае реорганизации. Таким образом, запись о реорганизации вносите в трудовую книжку по аналогии с записью о переименовании организации. Порядок следующий: составьте штатное расписание; уведомите сотрудников о предстоящей реорганизации; оформите прекращение трудового договора с сотрудниками, которые отказались от дальнейшей работы в связи с реорганизацией; оформите документы сотрудников, которые продолжают работу после реорганизации; передайте кадровые документы организации-правопреемнику. Подробности в материалах Системы Кадры: 1. Ответ: кадровые документы при реорганизации организации Формы реорганизации В какой форме может быть проведена реорганизация организации Реорганизация регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и может происходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Независимо от формы реорганизации трудовые отношения с сотрудниками продолжаются (ч. 5 ст. 75 ТК РФ).* Процедуру оформления кадровых документов при реорганизации следует отличать от порядка оформления смены собственника имущества организации.

Документ по состоянию на август 2014 г.


В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", постановлениями Правительства Москвы от 21 декабря 2010 г. N 1075-ПП "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы" и от 21 декабря 2010 г. N 1076-ПП "О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы", в целях обеспечения выполнения возложенных на префектуру Северного административного округа города Москвы полномочий в сфере городского хозяйства и во исполнение постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы":

1. Реорганизовать Государственное унитарное предприятие города Москвы Дирекция единого заказчика района Ховрино путем преобразования, образовав Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Ховрино" (далее - ГБУ "Жилищник района Ховрино").

2. Установить, что:

2.1. ГБУ "Жилищник района Ховрино" передаются следующие функции, ранее возложенные на ГКУ "ИС района Ховрино":

2.1.1. Благоустройство (содержание, ремонт, обустройство) дворовых территорий.

2.1.2. Содержание и ремонт объектов дорожного хозяйства 3, 4 и 5 категорий, объектов озеленения вне зависимости от категории, ранее бесхозяйных территорий, принятых в установленном порядке в собственность города Москвы и не входящих в состав дворовых территорий, и иных объектов, переданных в установленном порядке в оперативное управление государственным учреждениям города Москвы от префектуры соответствующего административного округа города Москвы.

2.1.4. Обеспечение эксплуатации и функционирования инженерно-технических центров районов, включая технический контроль за работой объектов инженерного и коммунального назначения жилых домов.

2.1.5. Эксплуатация и содержание помещений локальных центров мониторинга районов.

2.1.6. Ремонт жилых помещений, переходящих в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, а также жилых помещений жилищного фонда города Москвы, освобожденных за выбытием в связи со смертью одиноко проживавших граждан, согласно решениям, принимаемым представителем интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах, находящихся в государственной собственности города Москвы.

2.1.9. Благоустройство территорий, прилегающих к государственным образовательным учреждениям города Москвы, которые подведомственны Департаменту образования города Москвы, согласно перечню указанных территорий, определяемому ежегодно Департаментом образования города Москвы по согласованию с префектурой соответствующего административного округа города Москвы.

2.1.10. Содержание территорий, прилегающих к государственным образовательным учреждениям города Москвы, подведомственным Департаменту образования города Москвы, согласно перечню указанных территорий, определяемому ежегодно начиная с 01.01.2014 Департаментом образования города Москвы по согласованию с префектурой соответствующего административного округа города Москвы.

2.1.11. Обеспечение эксплуатации и функционирования объединенных диспетчерских служб и расположенного в них технологического оборудования, переданного в оперативное управление ГКУ ИС районов.

2.1.12. Осуществление мероприятий по гражданской обороне.

2.1.13. Капитальный ремонт многоквартирных домов в случаях и порядке, установленных правовыми актами города Москвы.

2.1.14. Временное содержание объектов строительства жилищного фонда города Москвы до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.

2.1.15. Участие в приемке завершенных строительством по государственному заказу объектов жилищного фонда города Москвы и подписании актов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2.2. Функции и полномочия учредителя ГБУ "Жилищник района Ховрино" осуществляются префектурой Северного административного округа города Москвы.

2.3. ГБУ "Жилищник района Ховрино" является правопреемником ГУП г. Москвы ДЕЗ района Ховрино по правам и обязанностям в соответствии с передаточным актом, а также правопреемником ГКУ "ИС района Ховрино" в части обязательств, возникших при выполнении ими передаваемых функций.

3. Директору ГКУ "Дирекция ЖКХ и Б САО" А.С. Окутину совместно с директором ГБУ "Жилищник района Ховрино" в установленные законом сроки обеспечить передачу функций по содержанию и ремонту объектов дорожного хозяйства 3, 4 и 5 категорий, объектов озеленения вне зависимости от категории, ранее бесхозяйных территорий, принятых в установленном порядке в собственность города Москвы и не входящих в состав дворовых территорий, в оперативное управление ГБУ "Жилищник района Ховрино".

4. Заместителю префекта А.О. Столярову в месячный срок:

4.1. Подготовить предложения о перераспределении средств между статьями расходов бюджета города Москвы и направить в Департамент финансов города Москвы на обеспечение выполнения функций ГБУ "Жилищник района Ховрино".

4.2. Начиная с 2014 г. при формировании проекта бюджета города Москвы в рамках государственных программ "Жилищник" и "Развитие транспортной системы" предусматривать расходы на обеспечение деятельности ГБУ "Жилищник района Ховрино" с учетом настоящего распоряжения.

4.3. Направить предложения в Департамент финансов города Москвы о внесении соответствующих изменений в ведомственную структуру на 2013 финансовый год.

5. Установить, что расходы на обеспечение выполнения функций ГБУ "Жилищник района Ховрино" осуществляются за счет и в пределах средств, предусмотренных префектуре Северного административного округа города Москвы в бюджете города Москвы на 2013 финансовый год.

6. Директору ГУП г. Москвы ДЕЗ района Ховрино В.С. Вакулину в установленные законом сроки:

6.1. Уведомить работников реорганизуемого предприятия о начале процедуры реорганизации в форме преобразования.

6.2. Уведомить налоговые органы о начале процедуры реорганизации в форме преобразования.

6.3. Направить уведомления о предстоящей реорганизации в форме преобразования во внебюджетные фонды.

6.4. Уведомить кредиторов реорганизуемого предприятия о начале процедуры реорганизации в форме преобразования.

6.5. Разместить уведомления о начале процедуры реорганизации в форме преобразования в средствах массовой информации (журнал "Вестник государственной регистрации").

6.6. Подготовить и представить на утверждение в установленном порядке бюджетную смету ГБУ "Жилищник района Ховрино".

6.7. Совместно с директором ГКУ "ИС района Ховрино" организовать согласование передаточного акта с Департаментом городского хозяйства города Москвы и его утверждение префектурой Северного административного округа города Москвы.

6.8. Представить для утверждения в префектуру Северного административного округа города Москвы новую редакцию Устава подведомственного учреждения ГБУ "Жилищник района Ховрино".

6.9. Подготовить и представить на утверждение в префектуру Северного административного округа города Москвы в установленном порядке структуру и штатное расписание реорганизуемого ГБУ "Жилищник района Ховрино" в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы.

6.10. Обеспечить регистрацию учредительных документов в установленном законом порядке.

7. Исполняющему обязанности директора ГКУ "ИС района Ховрино" Гизатулиной Л.В. в установленные законом сроки:

7.1. Уведомить работников ГКУ "ИС района Ховрино" о сокращении штатной численности учреждения.

7.2. Подготовить и представить на утверждение в префектуру Северного административного округа города Москвы в установленном порядке структуру и штатное расписание ГКУ "ИС района Ховрино".

7.3. Подготовить и представить на утверждение в установленном порядке бюджетную смету ГКУ "ИС района Ховрино".

7.4. Представить для утверждения в префектуру Северного административного округа города Москвы новую редакцию Устава подведомственного учреждения ГКУ "ИС района Ховрино".

8. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя префекта Драгина И.В. и на заместителя префекта Столярова А.О.


Префект
В.И. Базанчук

Масштабная реформа бюджетного процесса, затрагивающая все его этапы и участников, начатая государством еще в конце девяностых XX века, в 2010 году «подарила» обществу закон, существенно изменивший правила и условия игры и список получателей средств из бюджетов всех уровней. Привычная всем достаточно однородная бюджетная сфера разделилась на новые виды учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Какие же конкретно произошли изменения, и что они дадут нам — рядовым получателям бюджетных услуг, и самим учреждениям?

Понятие государственной услуги

Чтобы уяснить, чем отличаются казенные, бюджетные и автономные учреждения между собой, надо, прежде всего, вспомнить термин «государственная (муниципальная) услуга», введенный в обиход законодательством также в 2010 году.

Под государственными и муниципальными услугами подразумевается выполнение полномочий, закрепленных либо за государственными властными структурами, либо за муниципальными. Отсюда и различие в названии услуг. Исполнение полномочий обычно осуществляется не работниками тех или иных управлений, министерств и ведомств, а через создание ими подведомственных разнообразных учреждений и доведения им заданий соответствующего характера.

Реформирование бюджетной сферы

Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

Цели и задачи реформ

В качестве основной задачи внедрения новшеств заявляли повышение результативности бюджетных расходов. По сути дела, реформированию планировалось подвергнуть всю бюджетную (а в особенности, социальную) сферу. Должны были уйти из обихода привычные бюджетные учреждения, за действия которых и содержание вне зависимости от конечного результата и востребованности у населения ответственность нес учредитель, а их место предназначалось учреждениям новых форм с совершенно другим объемом прав и обязанностей.

В средствах массовой информации периодически появлялись мнения, приведет к коммерциализации бюджетной сферы, однако Министерство финансов, являющееся идеологом и основным разработчиком данного закона, категорически отрицало такую возможность и достаточно активно проводило разъяснительную работу — как на своем сайте, так и на открытом там же форуме.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного? Для объективного понимания различий между данными инстанциями надо внимательно сравнить основные положения, характеризующие их права и обязанности.

Основные характеристики бюджетных, автономных и казенных учреждений

Внесение изменений в действующее законодательство поставило перед фактом о необходимости выбора новой организационно-правовой формы для подведомственных учреждений всех органов власти. Из их кратких характеристик видно, чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного:

  • Казенное учреждение - минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, содержание строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности, все доходы от платных услуг идут в бюджет.
  • Бюджетное учреждение - больший объем прав, учредитель не несет ответственности за результаты финансовой деятельности (долги), часть имущества в собственности учредителя, часть - учреждения, деньгами от предпринимательской деятельности распоряжается учреждение, функционирует за счет субсидий на содержание имущества и на выполнение установленного задания.
  • Автономное учреждение - обладает наибольшим объемом прав, особенно в части платных услуг. Есть наблюдательный совет, несущий некоторый распорядительно-рекомендательный функционал. В остальных позициях сходно с бюджетным.

Изначально определенные организационно-правовые формы не статичны: может приниматься решение, например, о переводе казенного учреждения в бюджетное, а потом при необходимости обратно.

Финансовое обеспечение учреждений

Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней. Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.

  1. Для казенного учреждения учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) доводит лимиты бюджетных обязательств, на основании которых составляется и утверждается учредителем бюджетная смета. Смета передается в казначейство, и все расходование средств осуществляется исключительно в ее пределах в разрезе утвержденных статей. Если возникает необходимость в перераспределении сметы, то это делается только с согласия учредителя и ограниченное количество раз в квартал. Но! В случае возникновения у учреждения какой-либо кредиторской задолженности (что в рамках общего контроля и при тенденции ужесточения наказаний за нарушения бюджетного законодательство маловероятно), субсидиарную ответственность несет учредитель.
  2. Для учредитель утверждает перечень услуг, устанавливает финансовые нормативы на их выполнение и доводит задание на услуги в натуральных единицах. Исходя из доведенного задания и нормативов рассчитывается объем денежной субсидии на его выполнение. Деньги должны перечисляться на счет учреждения ежемесячно. Если по каким-то причинам задание не выполнено, то объем субсидии уменьшается без учета того, есть у учреждения нужда в средствах или нет. В случае перевыполнения без согласия учредителя излишне выполненные объемы задания могут быть не оплачены. По своим обязательствам учреждение несет обязанность само. Полученные средства используются в соответствии с составленным и утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Перераспределением средств внутри плана занимается само учреждение.
  3. Для автономного учреждения действует тот же принцип, что и для бюджетного, но оно гораздо свободнее в плане закупок.

Имущество учреждений

Сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения также позволяет выявить ряд любопытных моментов. Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий. Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

Предпринимательская деятельность учреждений

Еще один существенный показатель, чем казенное учреждение отличается от бюджетного - это возможность получения доходов от платных услуг. Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является основной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом. То есть, больница не может проводить концерты и брать за них деньги. Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но! Доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет никаких гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования. Бюджетное же учреждение заработанными средствами распоряжается само.

Налогообложение учреждений

И казенные, и бюджетные учреждения работают на общепринятой системе, то есть сдают все отчеты и платят все исчисленные налоги. Здесь казенное учреждение чем отличается от бюджетного? Ничем. Вот автономные, имеющие больше возможностей для заработка, могут выбрать упрощенку - это достаточно серьезная преференция.

Итоги

Хотя процесс реформирования с учетом достаточно длительного переходного периода идет уже несколько лет, массовых банкротств учреждений или перехода их на коммерческие рельсы для населения пока не наблюдается. Так называемая коммерциализация проявляется, скорее, во взаимоотношениях учреждений с органами власти в части получения средств и создании некоей межучрежденческой конкуренции.