Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Приватизация служебного жилья муниципальной собственности. Кто и как может получить служебное жилье. Условия приватизации служебного жилья

Предоставляемое по месту трудоустройства жилье может использоваться на протяжении многих лет, но не быть в собственности человека с юридической точки зрения. Допустима ли приватизация служебного жилья? Можно ли оформить его в собственность и как это сделать? Обо всем этом читайте в статье.

В соответствии с жилищным законодательством, служебным является жилье, которое предоставляется человеку на период действия трудового договора. При этом собственником помещения является работодатель.

Если трудовые отношения будут прекращены, работнику потребуется выселиться из занимаемой жилплощади. Из этого правила есть и исключения. Так, например, работодатель не вправе выселить сотрудника и/или его семью, если в процессе выполнения служебных обязанностей он был травмирован, получил увечья или погиб.

Помимо понятия «служебное жилье», есть такой термин как «ведомственная жилплощадь». Это не одно и то же. Как правило, ведомственное жилье принадлежит государству и временно находится в оперативном управлении какого-либо учреждения.

Можно ли приватизировать служебное жилье?

Процедура приватизации осуществляется на основании Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ». Оформить в частную собственность жилье можно только если оно принадлежит государству или муниципалитету.

Таким образом получить служебное жилье могут только граждане, занятые на государственной службе или выполняющие обязанности государственной важности. К таким сотрудникам относятся:

  1. Депутаты. Где бы не пришлось работать депутату, в любом субъекте РФ и муниципальном образовании он получит квартиру для проживания.
  2. Чиновники. Эта категория служащих может рассчитывать на жилье, если по месту работы собственной квартиры у них нет.
  3. Военные. Если по долгу службы военнослужащий вынужден часто менять место дислокации и у него есть семья, ему будет предоставлена служебная квартира. Когда семьи у военного нет, предоставляется комната в общежитии.
  4. Сотрудники МЧС и правоохранительных органов.
  5. Работники ЖКХ, если жилье им необходимо. К примеру, рабочий день дворника начинается не позже 5 утра. В некоторых населенных пунктах добраться до места работы проблематично.
  6. Сотрудники таможни, ФНС, лесных и рыболовных хозяйств, судьи.
  7. Учителя и врачи, если у них отсутствует собственное жилье в населенном пункте, где они ведут трудовую деятельность.

Переоформить жилье, имеющее статус служебного, в собственность с точки зрения закона нельзя. На это указывает ст. 4 Закона «О приватизации». Тем не менее, законодательно также предусмотрен определенный порядок, при котором переоформление допускается.

Как приватизировать служебное жилье?

Чтобы оформить служебное жилье в собственность, нужно получить разрешение от собственника. Приватизация будет возможна только в том случае, когда работодатель не против исключения квартиры из своего жилищного фонда.

Алгоритм приватизации будет следующим:

  1. Получение разрешения собственника. Оформляется в письменной форме.
  2. Оформление технической и кадастровой документации в БТИ.
  3. Сбор документов.
  4. Подача заявления в МФЦ или жилищном отделе муниципалитета.

Помимо кадастровой и технической документации для оформления потребуется предоставить:

  • договор о найме служебного жилья;
  • общегражданские паспорта прописанных лиц;
  • письменное согласие прописанных лиц на проведение приватизации, заверенное нотариально;
  • ордер на квартиру, если есть;
  • выписки из домовых книг с мест проживания членов семьи с 1991 года.

Если в приватизации будет отказано, такое решение обосновывается и оформляется письменно. В дальнейшем этот документ может стать основанием для обращения в суд.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Как правило, работодатели не очень заинтересованы в исключении квартиры из своего жилого фонда и передаче его в муниципалитет. По этой причине организация вполне может отказать работнику и, более того, имеет на это законное право. Работодатель даже не обязан объяснять причину такого решения.

В такой ситуации единственная возможность, которая остается у сотрудника для оспаривания решения организации, это подача искового заявления в суд. Приватизация допустима, если в ходе судебного разбирательства работнику удастся доказать обоснованность своих притязаний на квартиру.

Приватизация служебного жилья: судебная практика

Добиться положительного решения крайне сложно. В судебной практике гораздо больше решений не в пользу сотрудников, желающих оформить жилье в собственность.

Дело в том, что в законодательстве отсутствую какие-либо нормативные акты, указывающие на то, что работодатели обязаны передавать служебные квартиры в собственность муниципалитета для дальнейшей приватизации физическими лицами. Чаще всего решения в свою пользу добиваются граждане, отработавшие на предприятии или в учреждении практически до пенсии, и не имеющие другого места для проживания, кроме служебного жилья.

Из этого можно сделать вывод, что аргумент о количестве отработанных лет, судом особенно принимается во внимание. Рекомендуем обязательно указывать срок работы в исковом заявлении.


Не следует намеренно завышать срок работы. Обман обязательно раскроется в процессе судебного разбирательства и иск не будет удовлетворен. Еще одна распространенная причина отказа – нарушение условий эксплуатации служебного жилого помещения.

Если суд принял положительное решение, но собственник не передает права на квартиру в муниципалитет, то есть не дает свое согласие на отчуждение жилого объекта из своего фонда, следует обратиться в органы повторно. При наличии соответствующего решения суда работодателя обяжут передать права на имущество в местную администрацию.

В заключение

Итак, чтобы приватизация служебного жилья произошла успешно, требуется его передача в собственность муниципалитета. Этого не произойдет без согласия на то работодателя-собственника или без соответствующего решения суда.

Шансов приватизировать служебное жилье больше у тех работников, трудовой стаж которых на этом предприятии или в этом учреждении превышает 10 лет. Но в любом случае согласие собственника необходимо.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос юристу в специальном окне.

Приватизация служебного жилья – простая процедура, если собственник не имеет ничего против. После получения его согласия процесс происходит по стандарту. Итогом рассмотрения будет выдача выписки из ЕГРН, подтверждающей право собственности гражданина на квартиру.

Если же собственник категорически против, то единственный выход – обращение в суд. Однако положительного решения удается добиться редко. Для этого нужно, чтобы у истца не было иного жилья и был внушительный трудовой стаж в этом учреждении.

Помещение, которое выделяется работнику на период выполнения ним трудовых обязательств, называется служебным. Владеет таким жилищем не муниципалитет, а конкретная организация. Согласно нормам закона, служебное жилье не может быть приватизировано. Сделать это удастся только в том случае, если его статус будет изменен, и оно будет поставлено на баланс местных органов государственной власти.

Можно ли в 2019 году

Жилищное законодательство разделяет помещения на определенные категории. Одна из них – специализированное жилье: дома маневренного фонда, служебные квартиры. Последние предоставляются гражданам в связи с работой на основании договора, срок действия которого не превышает термин действия трудового контракта. После окончания трудовой деятельности особа вместе с членами своего семейства должна покинуть помещение.

Из этого правила есть исключения, и из квартиры не выселяют без предоставления другого места жительства такие категории:

  • работника, который вышел на пенсию;
  • членов семьи военного, сотрудника пожарной службы или силовой структуры, который погиб или пропал без вести, исполнения свои служебные обязанности;
  • работника, который получил 1 или 2 группу инвалидности по вине работодателя;
  • членов семейства работников, которые ушли из жизни;
  • если в жилище проживают дети-сироты.

Что касается возможности приватизации служебного помещения, то законом запрещена такая процедура по общим основаниям. Обращение в местный муниципалитет является в этом случае бесполезным, поскольку жилье не принадлежит местным органам власти, а находится в собственности определенного ведомства или предприятия.

Но выход из этой ситуации есть: нужно получить согласие организации-собственника на приватизацию служебной квартиры. В этом и состоит основное отличие получения в собственность служебного жилья от муниципального. Во втором случае человеку местная власть не может отказать в приватизации, если его документы в порядке.

Если руководство ведомства дает согласие на проведение приватизации служебной квартиры, она должна быть переведена на баланс муниципалитета и только после этого можно будет выполнить приватизационную процедуру

Основания

Приватизация служебного жилья имеет всего несколько оснований правового характера, которые закреплены законодательными актами. Так в основном законе про приватизацию закреплены положения, запрещающие приватизацию таких помещений. Этот закон оставляет право выносить решения про предоставление права на приватизацию служебного жилища за владельцем.

Важно определиться в понятиях и разобраться в том, какие же жилища относятся к служебным, и в результате не могут быть приватизированы. Верховный Суд дал разъяснения по данному поводу. В правительственном постановлении №1301 от 1997 года зафиксировано, что на госучете должны состоять общежития, приюты, отели, служебные и другие помещения, которые пригодны для того, чтобы в них жили люди.

Учитывая вышесказанное, после принятия решения про включение определенного помещения в категорию служебных, его нужно зарегистрировать в таком качестве в органах государственной регистрации.

Запрет, который установлен на приватизацию такого жилья, имеет некоторые условия для его применения. Выработаны они на базе правоприменительной практики.

Решения Высшей судебной инстанции России предусматривают, что ограничение прав лиц на приватизацию служебного жилья должно быть обосновано законодательными нормами. Суды имеют возможность решать, насколько обосновано было ограничение прав человека на приватизацию.

Судебная практика

Конституционный суд в своем решении от 18 апреля 2006 года №119-0 определил, что право на участие в приватизации должно обеспечиваться возможностью соблюдения определенных гарантий человека в ходе передачи в собственность открытых акционерных обществ имущества. Среди таких гарантий право на жилье, которое закреплено Конституцией, позволяющее особам приватизировать его.

Исходя из этого, можно прийти к заключению, что передача помещений служебного характера в собственность коммерческих структур не может ограничивать право особ, которые в них проживают, проводить приватизацию подобного помещения. В случае же перехода собственнических прав от государства или муниципалитета к коммерческой организации, это не может привести к корректировке или расторжению контрактов найма жилья.

В таком случае указание в документах статуса помещения «служебное» является формальным фактором, который не может ограничивать права граждан на приватизацию. Подобное утверждение подтверждает решение суда от 26 августа 2010 года под № 33-9579. Спор по делу состоял в том, что гражданин Пархоменко получил отказ от ОАО про передачу ему квартиры в собственность по процедуре приватизации.

Ответчик обосновал свой отказ тем, что истец был заселен в служебное помещение, которое согласно нормам законодательства не может быть приватизировано. Заявитель же утверждал, что квартиру ему предоставили по контракту соцнайма и ему не было ничего известно о том, что она имеет статус служебной.

В материалах дела есть информация о том, что данная квартира была зарегистрирована на Открытое Акционерное Общество, о чем внесена запись в Единый госреестр прав на недвижимость.

Суд вынес решение в пользу истца, обосновывая это тем, что свидетельство про госрегистрацию квартиры подтверждает, что она не принадлежит ни к государственной, ни к муниципальной собственности. Собственнические права на нее принадлежат ОАО, в связи с чем заявитель не может приватизировать ее согласно нормам закона про приватизацию.

Однако в тот момент, когда жилище было предоставлено заявителю, оно находилось в государственной собственности. После перехода в собственность ОАО не был подписан никакой документ, который бы закрепил за ней статус служебной. Учитывая позицию по этому вопросу Верховного и Конституционного Суда, факт перехода собственнических прав не может привести к изменению или расторжению контракта найма. В связи с этим на нового наймодателя распространяются условия старого договора.

Существует еще одна возможность для приватизации служебного жилья, которая описана в решении судебной коллегии по цивильным вопросам Верховного суда России от 26 марта 2013 года №5-КГ13-14. В нем сказано, что служебное жилье, которое ранее находилось в государственной собственности, и то, которое закреплено за ведомством на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, а позже передавалось в собственность муниципалитета, может быть приобретено человеком в собственность по процедуре приватизации.

Процедура

Приватизация служебной квартиры может быть произведена исключительно в разрешительном порядке. Это означает, что данная возможность не закреплена за человеком, как его право, это шаг навстречу, который делает работодатель. Не нужно относится к этой процедуре, как к нереальной: на многих предприятиях действует социальная программа, по которой для привлечения квалифицированных работников после 10 лет работы предоставляется жилье.

Первый шаг, который следует сделать сотруднику для осуществления приватизации – подать заявление на имя руководителя организации, которой принадлежит служебная квартира. Обычно такое заявление рассматривается не больше двух месяцев. Решение может быть вынесено как в пользу сотрудника, так и противоречащее его интересам.

Для приватизации служебного жилищного фонда нужно сделать так, чтобы жилье потеряло свой статус служебного.

Какие же шаги нужно пройти, чтобы стать собственником такой квартиры:

  1. Организация должна передать помещение на баланс местного муниципалитета. Вопросы передачи должны решаться на основании договора между двумя структурами, который составляется с учетом всех законодательных и нормативных требований.
  2. После окончания процедуры передачи квартиры и оформления всех документов человек, который хочет приватизировать квартиру, обращается в муниципалитет с соответствующим заявлением.
  3. Заявление и поданные с ним документы рассматриваются в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. По результатам рассмотрения органом власти принимается решение про возможность приватизации.
  4. Если гражданин получил отказ в приватизации по той причине, что подал неполный пакет документов или в них была обнаружена какая-то неточность, он имеет право до 1 марта 2019 года устранить все проблемные моменты и вновь обратиться с заявлением.
  5. Если же человек получил добро на проведение приватизации, он заключает договор с местной администрацией, который после этого регистрируется в Росреестре.

Особенности приватизации служебного жилья

При приватизации служебного жилья следует учитывать некоторые особенности процесса. Например, в случае отказа администрации организации на приватизацию жилья, можно подать в суд на руководство, выдвигая требование обратиться в органы муниципалитета для передачи жилья, или на муниципалитет, требуя, чтобы жилье было передано гражданину на правах приватизации. Такой путь будет непростым, более того добиться решения в свою пользу удается далеко не всем гражданам, которые хотят защитить свои права.

Кроме этого, перевести служебную квартиру в частную собственность можно не только через приватизационную процедуру. Законом не запрещено заключение договоров дарения или купли-продажи.

Не удастся приватизировать служебное помещение, если человек уже использовал свое право и приватизировал жилье ранее. Например, проживал в муниципальной квартире по контракту социального найма и приватизировал ее, потом устроился на другую работу, где и получил служебное жилье.

Для военнослужащих

Получить бесплатное жилье могут такие категории военнослужащих:

  • уволенные в результате реорганизации штата;
  • те, кто был уволен по выслуге лет;
  • уволенные в запас по состоянию здоровья;
  • члены семьи.

Жилище, которое получено таким образом, можно приватизировать на общих основаниях, которые предусмотрены процедурой приватизации. Со служебным жильем ситуация обстоит иначе. Такое право не закрепляется прямыми законодательными нормами, однако, из каждого правила есть исключение.

Служебное жилье, которое предоставляют военным, принадлежит к жилищному фонду Министерства обороны России и предназначается оно для тех особ, которые защищают безопасность российского государства, а приватизировать такую квартиру можно при наличии согласия ее собственника, в качестве которого выступает Министерство обороны

Военнослужащий не может приватизировать жилище, которое:

  • признано аварийным;
  • находится в общежитии;
  • располагается в военном городке закрытого типа.

Можно приватизировать квартиру, с которой снят статус служебной.

С этой целью нужно:

  1. Подать рапорт командиру части про передачу квартиры на баланс муниципалитета. У данного документа нет конкретной формы, главное, чтобы были четко изложены требования и присутствовали ссылки на действующее законодательство.
  2. В случае получения отказа, принятое решение можно обжаловать в судебном порядке. В иске нужно изложить основания, требования и перечислить документы, которые к нему прилагаются. Не стоит пренебрегать необходимостью оплаты государственной пошлины.
  3. В случае принятия положительного решения и переведения квартиры на баланс муниципалитета, следует подписать контракт социального найма.
  4. После этого можно производить приватизацию на общих основаниях.

Военнослужащий должен предоставить такие документы для приватизации:

  • заявление про передачу жилья в собственность;
  • документ про право нанимателя на проживание в объекте недвижимости;
  • информация о другом недвижимом имуществе, которое есть у человека в собственности;
  • справка про неучастие в приватизации ранее для нанимателя и членов его семьи;
  • паспорт;
  • выдержка из домовой книжки;
  • паспорт кадастровый;
  • контракт социального найма;
  • выписка из приказа про увольнение со службы.

Чтобы жилье было лишено статуса служебного, должно быть признано, что военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.

Для бюджетников

В Государственную Думу России был внесен проект закона, который предусматривает возможность бессрочной приватизации служебных квартир бюджетниками. Многие сотрудники, которые работают в данной сфере, имеют единственный вариант постоянного проживания – служебное жилье.

Особы, которые трудятся в интересах общества, наделены правом на получение в собственность служебных помещений жилого фонда, однако, подобное право будет предоставлено не всем. Проект закона вводит ограничение на категории претендентов, которые смогут произвести приватизацию служебного жилья.

Как получить служебное жилье в пользование? В каких случаях гражданин имеет право на проживание в служебной квартире, и что делать, если ее не выделяют? Реальна ли приватизация, или как получить служебное жилье в собственность? Получение жилья - животрепещущая тема многих поколений бюджетников, госслужащих, военных и членов их семей, а также для тех, у кого нет жилья или есть, но не в том городе, где такие граждане трудоустроены.

Отличия служебного жилья и порядок его получения

Что такое служебное помещение? Помещение специализированного жилого фонда, которое может предоставляться собственником или балансодержателем для граждан, связанных трудовыми отношениями, службой, наймом по контракту, выборной должностью или назначением на службу, является служебным. С момента принятия на работу, поступления на службу до заселения в квартиру проходит от 3-х месяцев до нескольких лет, что обусловлено ограниченным количеством жилого фонда.

Ожидание сопровождается арендой квартир у граждан и организаций. Такое наёмное жилье не является служебным даже при компенсации стоимости арендной платы гражданину. В подобном случае решение об аренде альтернативного помещения принимает сам гражданин, он же и занимается поиском арендодателя. Жильё выделяется после принятия решения собственника или уполномоченного органа о выделении служебного жилья конкретному человеку на срок, не превышающий срока службы, действия контракта.

Следует сразу отметить, что служебная квартира предназначена как для гражданина, имеющего право на жилье, так и для членов его семьи. Их данные вносят в один договор с главным нанимателем. Основным критерием при определении наличия или отсутствия права на служебное жилье является, соответственно, наличие или отсутствие у человека трудовых отношений с собственниками имущества.

Следующим параметр: человек обязательно должен быть нуждающимся в таком жилье. Это значит, что в населенном пункте по месту работы или несения службы у гражданина отсутствует зарегистрированное право собственности на жилую площадь. Последним критерием является непосредственно род его деятельности, вид выборной должности. О наличии или отсутствии права на квартиру по этому критерию можно делать вывод из норм права, регламентирующих конкретный вид деятельности.

Единый нормативный акт, содержащий весь перечень профессий и служб, предопределяющий право на служебную квартиру, законодателем не предусмотрен. Например, законы об определенном статусе предусматривают, что такое право имеют: депутат Государственной Думы и член Федерального собрания; военный, в том числе бывший, в соответствии с отдельными правительственными программами, и военнослужащий по контракту также может претендовать на служебное жилье. Еще это могут быть: работник ЖКХ, учитель, доктор, сотрудник правоохранительных органов, налоговой и таможенной служб, судьи, работники прокуратуры и МЧС.

Список документов для претендентов на получение служебного жилья

Перечень основных и дополнительных документов, предоставляемых при оформлении служебной жилплощади, регулируется законодательством субъекта Федерации. Это, как правило, постановления правительства и приказы министерств. В общий перечень входят:

  • паспорт гражданин РФ;
  • сведения о составе семьи;
  • договор (контракт) с работодателем - балансодержателем специализированного жилого фонда;
  • сведения о прохождении воинской службы (для военнослужащих);
  • справки БТИ и выписки из госреестра о наличии/отсутствии зарегистрированных прав на жилое недвижимое имущество на территории соответствующего населенного пункта или в месте прохождения службы;
  • заявление установленного образца.

Обращаться необходимо в Департамент жилищного обеспечения - по вопросу получения служебного жилья военнослужащим, в администрацию поселения - по вопросу получения жилья работниками госучреждений, госструктур, в управление делами Президента РФ - если нуждающийся является депутатом Госдумы и членом Совета Федерации. Как правило, документы подаются лично заинтересованным лицом. Однако направление заявления с приложениями почтой законом не запрещено.

По результатам рассмотрения заявления гражданину присваивается статус нуждающегося в служебном помещении, о чем он получает уведомление. По факту наступления очереди собственником выносится решение о предоставлении жилья и заключении соответствующего договора. Предоставление служебного жилья - обязанность государства. В случае отсутствия свободного помещения, гражданину выплачивается компенсация за аренду альтернативного.

Служебные помещения предоставляются в пределах административной территории. Право проживания предоставляется заявителю и членам его семьи на период службы или на время действия контракта. Служебное жилье для военнослужащих по контракту выделяется на первые пять лет службы. Исключение и обеспечение жильем на весь срок ее несения относится к тем, кто:

  • поступил по контракту до 01.01.1998 года;
  • поступил по контракту после 01.01.1998 года в звании офицера, прапорщиком, мичманом, солдатом, матросом,
  • служит в закрытом городке.

Расторжение договора до истечения трудового контракта, окончания срока службы, периода назначения возможно по желанию сторон или по решению суда по основаниям нарушения условий проживания нанимателем. Договор прекращается при уничтожении имущества или смены собственника жилья. Такие обстоятельства (кроме приведения в полную непригодность) обязывают нанимателя освободить служебное жилье. Нарушение этого правила приводит к выселению в судебном порядке.

Как расслужебить квартиру

Прямая приватизация служебных помещений запрещена в соответствии с законом РФ от 04.07.1991 года № 1541. Обеспечение служебным жильем государство заменяет действием системы накопительного фонда и дальнейшее его расходование через ипотечное кредитование. Шансы на расслужебливание есть у тех, кто более 10 лет является нуждающимся и все это время работал на собственника имущества специализированного жилого фонда.

Такие лица могут получить служебное помещение в собственность, подав заявление, ордер на квартиру, выписки из домовой книги о проживающих лицах, заявления членов семьи о приватизации, договор и кадастровый паспорт. Расслужебить квартиру возможно с согласия собственника или в судебном порядке. При этом согласие представляет собой решение о передаче имущества на баланс муниципалитета. А непосредственная передача в собственность происходит в момент заключения договора о передаче имущества гражданину.

Результатом рассмотрения должно быть решение о возможности приватизации и передаче жилья из специализированного фонда в муниципальную собственность. Обеспечиваемый минимум по квадратуре на 1 члена семьи составляет 18 м2. Положительное решение о передаче в собственность - это право собственника, а не обязанность. Вместе с тем, отказ является основанием для разрешения вопроса в суде.

В старые советские времена практически любой молодой специалист, приехавший работать на завод или крупный комбинат в другой город, мог гарантировано рассчитывать, что уже через пару лет ему точно дадут квартиру. Да, «хрущевку», да, небольшую, но зато отдельную и вполне благоустроенную, а главное — совершенно бесплатно.

Виктор Буркулай. Общежитие. 1968

Практика предоставления так называемых служебных квартир сохранилась и сегодня. Только количество их стало значительно меньше, чтобы получить такое бесплатное жилье приходится годами стоять в очереди, а состояние квартир обычно оставляет желать лучшего.

Попробуем разобраться — кому положены служебные квартиры, кто может рассчитывать на получение такого жилья, остались ли в нашей стране предприятия, за свой счет обеспечивающие сотрудников квартирами и, наконец, можно ли приватизировать служебное жилье, сделав его по-настоящему своим?

Что такое служебное жилье

Таким образом, чтобы получить служебное жилье вовсе не нужно стоять в очереди или являться малоимущим, многодетным и социально незащищенным, иметь какие-то льготы — достаточно удачно устроиться на работу.

Зачастую служебные квартиры предоставляются даже тем сотрудникам, у кого уже есть свое жилье. Правда, в другом городе, откуда ежедневно ездить на службу никак не получится. В таком случае организация или предприятие, где работает человек, выделяет ему служебное жилье.

Главным условием для предоставления служебной квартиры является невозможность выполнять должностные обязанности из-за отсутствия жилья в непосредственной близости от места работы.

В то же время статья 93 Жилищного кодекса России ограничила значение термина «служебное жилье» и определила, что к таковому могут относиться только те квартиры, которые предоставляются «гражданам в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, государственным унитарным предприятием, органом местного самоуправления, муниципальным или государственным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или же государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления или органы государственной власти».

То есть, согласно статье, претендовать на служебное жилье могут только государственные и муниципальные служащие, рабочие частных предприятий такие квартиры получать не могут. Однако до сих пор существует практика, когда негосударственная компания или организация обеспечивают своих особо ценных сотрудников жильем и иначе, чем служебными такие помещения назвать никак нельзя. Многие эксперты отмечают, что статья 93 Жилого кодекса не отражает действительного положения, сложившего в сфере предоставления служебных квартир, а также оставляет широкий простор для толкований.

Кем пойти работать, чтобы получить служебное жилье

М.Г. Соколов. В.И. Ленин в Разливе. 1969

Итак, чтобы получит шанс, зачастую весьма реальный, на заселение в служебную квартиру, стоит выбрать такие специальности, профессии и сферы деятельности, как:

  1. Народные избранники. Депутаты любых уровней, будь то скромный городской совет в глубинке или Государственная Дума, получают право на служебное жилье на время исполнения своих обязанностей. Если депутат представляет интересы, например, Красноярского края или Хабаровска и приехал в столицу, где его ожидает место в Госдуме, он и его семья обеспечиваются благоустроенной квартирой с мебелью и телефоном в Москве. На наличии телефона почему-то настаивает федеральный закон «О статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федераций», который и определяет порядок выделения квартир для депутатов и сенаторов из государственного служебного фонда.
  2. Чиновники. Сотрудники многочисленных министерств, ведомств и государственных учреждений также могут претендовать на служебное жилье, если не имеют его в городе, куда прибыли на работу. Министерства и ведомства зачастую решают «квартирный вопрос» своих служащих путем предоставления субсидий на покупку жилья, но это уже вариант льготного кредитования, не относящийся к практике предоставления служебных квартир.
  3. Военнослужащие. Как известно, военные — люди подневольные и за годы службы могут сменить несколько городов и поселков. И если одинокий служивый может пожить и в общежитии, деля комнату с коллегой, то семейным в обязательном порядке полагается служебное жилье. Тема предоставления и служебных квартир, и постоянного жилья тем военнослужащим, кто уже увольняется из рядов Российской армии, достаточно острая. Министерство обороны регулярно докладывает о планах возведения новых жилых домов, квартиры в которых будут выделяться военнослужащим, однако в улучшении жилищных условий все еще нуждаются очень многие семьи военных.
  4. Сотрудники правоохранительных органов, в частности участковые, следователи, полицейские и так далее, которые отправляются на место службы в другой населенный пункт. В таком случае также в первую очередь обеспечиваются служебным жильем сотрудники с семьями.
  5. Дворники. Традиционно, чтобы привлечь людей на эту не самую престижную должность, им предоставляют служебные квартиры по месту работы. Связана такая практика и с производственной необходимостью — работать дворники начинают обычно с 6, а то и с 5 утра, а добираться в такое время из другого района города весьма проблематично. Также получить служебные квартиры могут другие сотрудники системы ЖКХ, например, слесари или мастера участков.
  6. Сотрудники аварийно-спасательных служб, например, пожарные.
  7. Лесники, егеря, работники рыболовных хозяйств. Работа представителей данной категории специалистов часто связана с поездками в труднодоступные районы, в удаленные от больших городов области, потому на время выполнения служебных обязанностей такие работники обеспечиваются служебным жильем.
  8. Таможенники, налоговики, судьи.
  9. Учителя и врачи. В идеале после нескольких лет работы служебное жилье должно предоставляться всем медицинским сотрудникам и педагогам, которые являются бюджетниками, то есть работают в обычных больницах и школах, а не в частных гимназиях и элитных клиниках. Рассказывать, как дело обстоит на самом деле, нет смысла — хорошо известно, что получить служебные квартиры учителя и врачи могут практически только в том случае, если согласятся поехать на работу в сельскую местность, причем за жилье придется отработать определенный срок.

Понятно, что лучше быть депутатом, чем дворником — шансов получить служебное жилье у народных избранников куда больше, но в принципе претендовать на бесплатные квартиры на время работы в конкретной организации могут все вышеперечисленные категории.

Можно также с уверенностью сказать, что многие крупные предприятия, например, заводы и металлургические комбинаты, предоставляют своим особо ценным специалистам, например, управляющим или приглашенным из-за рубежа инженерам, квартиры по месту службы или же оплачивают аренду жилья, что тоже можно считать одной из разновидностей получения служебной жилой площади.

Порядок предоставления служебного жилья

Как гласит Жилищный кодекс России, чтобы получить служебное жилье, человек, нуждающийся в жилой площади по месту новой работы, должен написать соответствующее заявление о предоставлении квартиры из местного специализированного жилищного фонда.

В заявлении обязательно нужно указать, сколько членов семьи будет проживать вместе с заявителем, так как существуют утвержденные нормы о минимальной жилой площади на одного обитателя служебной квартиры. Например, если в семье двое детей — мальчик и девочка в возрасте более 9 лет, то заявитель может претендовать на получение трехкомнатной квартиры. Кроме того, на каждого члена семьи должно приходиться не менее 6 квадратных метров жилой площади, но не более 15 — это уже считается непозволительной роскошью.

Vincent van Gogh. Ward in the Hospital in Arles. 1889

Однако такие нормы действуют далеко не везде, во многих городах служебное жилье предоставляется по принципу — берите, что дают, другого ничего нет. И с таким утверждением не поспоришь, так как в Жилищном кодексе относительно служебных квартир указывается, что они должны быть «жилыми» — и все, больше никаких уточнений и норм.

Кроме того, муниципальный специализированный жилищный фонд часто состоит из так называемого «выморочного» жилья, то есть квартир, которые были приватизированы, а у скончавшихся владельцев не нашлось наследников. Такие квартиры обычно долго стоят заброшенными, пока ведутся поиски возможных наследников, находятся в запущенном состоянии, а у местных бюджетов не находится средств на их ремонт, хотя бы косметический. Нередки случаи, когда прибывший на место службы в районный центр, например, новый участковый получал служебное жилье «без окон, без дверей» и не мог поверить своему «счастью», отказываясь заселяться в такую квартиру.

После того, как заявление на получение служебного жилья написано и получено полномочным должностным лицом, между организацией, выделяющей жилье, и работником заключается договор найма служебного жилого помещения, который считается действительным на период прохождения военной службы, трудовых отношений или исполнения должностных обязанностей. Нанимателю предоставляется ордер, который дает ему право на заселение в указанную квартиру.

Обитатели служебной квартиры оплачивают коммунальные услуги точно так же и в таком же размере, как и владельцы приватизированных квартир. При этом они обязаны поддерживать помещение в должном порядке, не задерживать коммунальные платежи и так далее.

Права жителей служебных помещений ограничены — они не могут сдать предоставленную квартиру в аренду, бронировать или обменять на другое жилье. Наниматель может вселить в служебную квартиру всех своих домочадцев, иждивенцев и родственников, если остальные совершеннолетние жильцы не против и дали свое письменное согласие.

Александр Бенуа. Иллюстрация к «Пиковой даме». 1910

Договор найма служебного помещения расторгается в случае прекращения трудовых отношений, окончания срока пребывания на выборной должности или увольнения с поста.

Возможно ли приватизировать служебную квартиру?

В перечне жилых помещений, которые не подлежат приватизации, установленном частью первой статьи четвертой Закона РФ от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», есть и служебное жилье.

То есть, приватизировать его согласно закону нельзя, однако, в ряде случаев нанимателям служебного жилья все же удается оформить все необходимые документы и добиться положительного решения властей и руководителей компании или организации.

Важный нюанс — в каждом регионе России приватизацией служебных помещений ведают местные органы власти, потому условия и порядок приватизации могут весьма отличаться.

Например, в Москве действует постановление правительства, согласно которому приватизировать служебную квартиру могут наниматели, прожившие на данной жилой площади и, соответственно, проработавшие в предоставившей жилую площадь организации более 10 лет.

Такие сотрудники могут написать заявление, на основании которого будет расторгнут договор служебного найма и заключен договор социального найма квартиры. Таким образом, прежде чем начать процесс приватизации служебной жилой площади, ее необходимо предварительно вывести из состава специализированного служебного жилого фонда и ввести в состав государственного или муниципального социального фонда жилых помещений.

Что для этого понадобится? В первую очередь согласие организации, предприятия или учреждения, которым принадлежит квартира.

В отдельных, особо оговоренных случаях могут приватизировать служебное жилье также наниматели, которые еще не проработали 10 лет в организации. К таким особым случаям относятся:

  • выход на пенсию нанимателя, которому было предоставлено служебное жилье, если он увольняется в связи с достижением пенсионного возраста именно из организации, предоставившей квартиру;
  • получение инвалидности 1 и 2 группы, которая наступила в связи с получением увечья по вине организации-работодателя или профессионального заболевания, полученного во время службы. В таком случае «искупить свою вину» организация может, разрешив приватизацию служебной квартиры;
  • в случае смерти нанимателя служебного жилья его семья также может в дальнейшем приватизировать квартиру, предоставленную ему на месте работы;
  • реструктуризация или ликвидация предприятия, которые привели к увольнению нанимателя с места работы.

Перечень документов, которые необходимы для приватизации служебной квартиры, включает:

  • разрешение владельца служебного жилого фонда — важнейший документ, без которого приватизировать служебное жилье практически невозможно;
  • оригинал ордера на квартиру или же оригинал выписки из решения с договором социального найма;
  • выписка из всех без исключения домовых книг, со всех адресов, где ранее проживал и был зарегистрирован наниматель, начиная с 1 июля 1991 года;
  • экспликация, выданная БТИ, и кадастровый паспорт;
  • оригиналы и копии паспортов всех членов семьи нанимателя, зарегистрированных на данной жилой площади;
  • если паспорт был выдан уже после 1 июля 1991 года, необходима также справка о замене паспортов;
  • заверенная нотариально доверенность на сотрудника службы единого окна;
  • заявления от всех членов семьи, зарегистрированных в квартире, а также их личное присутствие во время оформления документов;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

Стоит отметить, что перевод служебного жилья из специализированного фонда в муниципальный или государственный социальный фонд, что даст право приватизировать квартиру, может занять несколько месяцев и даже лет. Чтобы ускорить данный процесс и приватизировать служебную квартиру, можно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором будет содержаться требование признать право нанимателя на приватизацию жилья. Также стоит обратиться в суд, если работодатель, организация, которой принадлежит квартира, не дает своего согласия на приватизацию, несмотря на наличие десятилетнего стажа. К сожалению, судебное разбирательство также может продлиться долго, а положительное решение по таким делам — редкость.

Таким образом, чтобы приватизировать служебную квартиру необходимо любыми путями договариваться с работодателем и все-таки получить разрешение организации, предоставившей жилье. В таком случае приватизировать служебное помещение вполне возможно, хотя процесс сбора документов, особенно выписок со всех домовых книг по местам предыдущего проживания, может затянуться.

Единственным утешением для тех нанимателей служебных помещений, которым, несмотря на десятилетний стаж работы в одной организации, отказали в праве приватизировать квартиру и собственник, и судебная инстанция, может служить тот факт, что выселить такие семьи без предоставления другого жилья нельзя.

Анна Седых, рмнт.ру

Специализированное жилье - это жилые помещения, режим предоставления и пользования которым отличается от обычного жилья, предоставляемого по договору социального найма. К специализированному жилью относится служебное жилье, общежития, маневренный жилой фонд (предоставляемый на время, например, проживания граждан, в доме которых проводится капитальный ремонт), временный фонд (для беженцев, вынужденных переселенцев), жилищный фонд системы социального обслуживания (дома престарелых, хосписы).

Наиболее распространенные виды специализированных жилых помещений - это общежития и служебное жилье. В таких помещениях проживают миллионы граждан, поэтому вопросы пользования такими помещениями для многих являются насущными.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Вопрос решается законодательством по-разному.

Служебные жилые помещения согласно закону приватизации не подлежат (без согласия собственника). Однако после 1 марта 2005 года многие служебные помещения поменяли свой статус. Для того, чтобы считаться служебным, жилое помещение должно быть внесено в специальный реестр. Работа по внесению таких помещений в реестр по всей стране еще не закончена, и статус многих, ранее являвшихся служебными, жилых помещений, в настоящее время неясен. Очень часто такие помещения передаются на баланс города, что автоматически превращает их в жилье социального фонда, то есть жилье, подлежащее приватизации. Поэтому если вы проживаете в квартире, предоставленной когда-то в качестве служебной, нелишне будет выяснить ее теперешний статус.

Наниматели служебного жилья, желающие его приватизировать, часто обращаются к юристам с просьбой помочь «расслужебить» квартиру. Конечно, такого понятия законодательство не содержит. Обычно под этим термином понимается возможность заключить вместо договора служебного найма договор социального найма, что дает гражданам приватизировать квартиру, бывшую ранее служебной.

Как ​можно это сде​лать?

Самое простое- это получить согласие собственника служебного жилья на его приватизацию. Но это процесс непредсказуемый, поэтому согласия можно дожидаться дол тех пор, пока и сам срок приватизации, установленный законом, не закончится.

Второй способ (действующий в Москве) подходит для тех, кто проработал в организации, предоставившей жилье, более 10 лет.

То же правило действует, если граждане проработали менее 10 лет, но имеется одно из следующих условий:

1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости;

2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;

3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения;

4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.

Можно говорить о сложившейся судебной практике по приватизации служебного жилья в городе Москве. История этого вопроса довольно интересна.

В соответствии с п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП (ред. от 26.04.2011)

"О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений"

1. С гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:

1.1. Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

1.2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы.

В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.

На основании изложенного выше положения закона граждане обращаются в департамент жилищной политики города Москвы в заявлением о приватизации полученного ими (или их членами семьи) служебного жилья. Однако нередки отказы Департамента на том основании, что семья обеспечена жильем свыше нормы предоставления. При этом Департамент жилищной политики города Москвы ссылается на п. 1.1. Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений", поскольку именно этот пункт вводит ограничения, ссылаясь на ст. 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

В соответствии с указанной двадцатой статьей (а именно пунктами 4, 6)

Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения.. не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

Таким образом, если супруги, например, получили когда-то двухкомнатную квартиру общей площадью 36 кв.м., то заключить на эту квартиру договор социального найма им не разрешит Департамент жилищной политики города Москвы, поскольку супругам положена квартира хоть и до 44 кв.м., но однокомнатная.

Между тем Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 года N 158-ПП).

Как установлено Верховным Судом РФ, при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора.

Также, как указал Верховный Суд РФ, анализ положений статей 50 - 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.

Действующее законодательство с учетом Определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 года предусматривает для граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им в качестве служебных жилых помещений, для заключения договора социального найма лишь одно условие - стаж работы в организации (предприятии), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет.

Именно с таким судебным делом пришлось столкнуться автору этой статьи.

К нам обратилась супружеская пара, которая получила отказ в заключении договора социального найма на служебную квартиру, несмотря на то, что супруг, получивший когда-то эту квартиру в качестве служебной, проработал в организациях города Москвы почти 20 лет. Основанием для отказа явилось именно то, что занимаемая ими квартира является двухкомнатной.

Мы обратились в Кунцевский районный суд города Москвы с иском об обязании Департамента жилищной политики и жилого фонда города Москвы заключить с нами договора социального найма. Однако решением суда в иске было отказано.

Мы не согласились с этим решением и обжаловали его в Московский городской суд. Апелляционным определением решение Кунцевского суда было отменено, наши требования- удовлетворены.

Судья: Заковоротный В.И.

Дело №33- 13215

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Расторгуевой Н.С.,

Судей Севастьяновой Н.Ю. и Харитонова Д.М.,

При секретаре Агальцовой О.Ю.,

Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Севастьяновой Н.Ю. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя истца А. - Кузнецовой П.В. на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 17 декабря 2013 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований А. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании права на заключение договора социального найма отказать.

УСТАНОВИЛА:

А. обратился в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о возложении обязанности заключить с ним и его семьёй договор социального найма жилого помещения на двухкомнатную квартиру по адресу: ***.

Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения Исполнительного комитета Кунцевского районного Совета народных депутатов от 9 марта 1983 г. №8/11 спорное жилое помещение было предоставлено истцу и его семье в составе трех человек: истец, его супруга А.З. и дочь А.А., в качестве служебного жилья, в связи с работой истца в Аварийной службе РЖУ Кунцевского района. В данной организации истец проработал 24 года, с 1979 г. по 2003 г., уволен по сокращению штатов из правопреемника Аварийной службы РЖУ Кунцевского района - Аварийно-ремонтное предприятие «Кунцево». В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. №711-ПП истец обратился к ответчику с заявлением о заключении с ним и его супругой договора социального найма жилого помещения на спорную двухкомнатную квартиру, однако ответчик письмом от 4 апреля 2013 г. отказал истцу, указав, что истцу может быть предоставлено только право выкупа.

Истец считает незаконным отказ ответчика в заключении договора социального найма на жилое помещение, поскольку согласно п.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. №711-ПП, истец более 10 лет проработал в организации, предоставившей жилое помещение в качестве служебного.

В судебное заседание истец А. не явился, о слушании дела извещен, его представитель Кузнецова П.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы - Захаров А.А. возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суду пояснил, что спорное жилое помещение не исключено из специализированного жилищного фонда, пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

Третьи лица З.А., Э.А. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца А. - Кузнецовой П.В. по мотивам незаконности и необоснованности.

В апелляционных жалобах оспаривается вывод суда об отсутствии оснований для заключения с истцом договора социального найма на спорное жилое помещение. Указывается, что истец с супругой обеспечен жилой площадью менее нормы предоставления, истец проработал в организации, предоставившей ему спорное служебное жилое помещение, более 10 лет, что является основанием для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 ГПК РФ, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя истца А. - Кузнецовой П.В., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, представителя ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы - Захарова А.А., полагавшего решение суда законным, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Исполнительного комитета Кунцевского районного Совета народных депутатов от 9 марта 1983 г. №8/11 спорное жилое помещение было предоставлено истцу и его семье в составе трех человек: истец, его супруга А.З. и дочь А.А., в качестве служебного жилья, в связи с работой истца в Аварийной службе РЖУ Кунцевского района. В данной организации истец проработал 24 года, с 1979 г. по 2003 г., уволен по сокращению штатов из правопреемника Аварийной службы РЖУ Кунцевского района - Аварийно-ремонтное предприятие «Кунцево». На момент рассмотрения дела судом спорное жилое помещение является муниципальным и относится к специализированному жилищному фонду г.Москвы. Указанные обстоятельства ответчик не оспариваются.

Истец дважды обращался к ответчику с заявлениями о заключении с ним договора социального найма на жилое помещение, предоставленное по служебному ордеру, однако ответчик в своём ответе от 4 апреля 2013 г. отказал в этом по тем мотивам, что площадь служебного жилого помещения превышает норму предоставления, а также что спорное жилое помещение не исключено из числа служебных.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. №711-ПП, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения.

При этом в пункте 1.1 названного Положения предусматривалась возможность заключения договора социального найма только в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Однако указанный пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17 апреля 2013 г. №5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения решения.

При этом в своём определении Судебная коллегия Верховного Суда РФ по административным делам указала, что анализ положений статей 50 - 59 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения. Соответственно обеспеченность жилыми помещениями более нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьёй 20 Закона города Москвы №29, не влияет на заключение договора социального найма на жилое помещение, предоставленное ранее по служебному ордеру и занимаемое на законных основаниях.

Также не является основанием для отказа в заключении договора социального найма то обстоятельство, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду г.Москвы. В соответствии с пунктом 3 приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, служебных помещений и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Таким образом, жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах и на основании пункта 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. №711-ПП, условием для заключения договора социального найма в отношении жилого помещения, предоставленного в качестве служебного, является наличие стажа работы в организации, предоставившей жилое помещение, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет.

Поскольку истец проработал в организации, предоставившей спорное жилое помещение в качестве служебного, более 10 лет, имеются основания для заключения с истцом и членом его семьи супругой А.З. договора социального найма жилого помещения на спорную двухкомнатную квартиру.

Вследствие этого решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований нельзя признать законным, оно подлежит отмене, ввиду неправильного применения норм материального права. Судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым возложить на ответчика обязанность заключить с истцом и его супругой А.З. договор социального найма жилого помещения на спорную двухкомнатную квартиру.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Отменить решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 17 декабря 2013 г. и принять по делу новое решение:

Возложить на Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы обязанность заключить с А. и А.З. договор социального найма жилого помещения на двухкомнатную квартиру по адресу: ***.

Председательствующий

Судьи:

Полезная литература:

1) "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ

2) Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"

3) Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8 .

4) Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 года N 158-ПП).

5) Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу N 11-26875;

6) Апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2013 по делу N 11-37726;