Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Отчет о целевом расходовании средств. Подготовка отчета о целевом использовании полученных средств. Нюансы и порядок поступления доходов

Алексей, здравствуйте!

При продаже физическому лицу муниципального имущества налоговым агентом по НДС будет являться комитет по управлению муниципальным имуществом, который должен исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. В рассматриваемом случае физическое лицо не является налоговым агентом согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, поэтому к нему не может быть применена ответственность за неуплату НДС в бюджет.
Это подтверждается разъяснениями эксперта УФНС.

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации муниципального имущества налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества . При этом не признаются налоговыми агентами покупатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Учитывая названные положения НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации указанного муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местного самоуправления, осуществляющих операции по реализации данного имущества. Такая же позиция отражена в разъяснениях финансового и налогового ведомств (Письма Минфина России от 16.02.2011 N 03-07-11/33, от 27.07.2012 N 03-07-11/198, от 31.05.2012 N 03-07-14/56, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@). Данный подход является устоявшимся также в судебной практике. Конституционный Суд РФ в Определении от 19.07.2016 N 1719-О со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, указал, что правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками НДС в отношении операций по реализации муниципального имущества , которое не закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и, соответственно,возлагать на них обязанность по исчислению и уплате НДС, в случае если указанное имущество реализуется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2014 N 17383/13 по делу N А12-23300/2012 установил, что операции по реализации муниципального имущества не поименованы в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ в числе операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от НДС, а в связи с этим они должны облагаться НДС. Как отметил Президиум ВАС РФ, недопустима неуплата НДС в зависимости от того, каким именно лицом приобретается такое имущество, и комитет по управлению имуществом должен был расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет НДС.
Аналогичные выводы содержат Постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11 по делу N А12-19210/2010, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2016 по делу N А05-7950/2015, ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2014 N Ф03-572/2014 по делу N А51-20952/2013.
Поскольку в рассматриваемой ситуации физическое лицо на дату оплаты прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, комитет по управлению муниципальным имуществом должен расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А67-4332/2012).
В силу абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не признается налоговым агентом при покупке муниципального имущества. Следовательно, к нему не может быть применена ответственность за неуплату данного налога в бюджет в качестве налогового агента (Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2016).

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС. Об освобождении от НДС операций по реализации государственной и муниципальной недвижимости - читайте в статье.

Вопрос: ОРГАНИЗАЦИЯ,НАХОДЯЩАЯ НА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИОБРЕЛА НЕДВИЖИМОСТЬ У МУНИЦИПАЛИТЕТА В ИЮНЕ 2017 ГОДА И НЕ ЗАПЛАТИЛА НДС..КАКИЕ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ И ПЕНИ БУДУТ У ОРГАНИЗАЦИИ?

Ответ: При приобретении имущества казны организация признается налоговым агентом по НДС. Именно на организацию возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

Однако, согласно пп.12 п.2 ст.146 НК РФ объекта налогообложения НДС не возникает при реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с этим, если организация относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и выкупает арендованное имущество, находящееся в государственной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, то исполнять обязанности налогового агента по НДС она не должна.

В ином случае, организация признается налоговым агентом по НДС.

Неисполнение обязанностей налогового агента по удержанию и уплате в бюджет НДС в установленный срок не освобождает организацию от обязанности перечислить НДС в бюджет.

При перечислении НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (ст. 75 НК).

Если неудержание и неперечисление налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК, ст. 15.11 КоАП, ст. 199.1 УК).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 НК налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 НК. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК).

Согласно ст. 123 НК РФ, при неисполнении налоговым агентом своих обязанностей, он может быть привлечен к налоговой ответственности. Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и уплачиваемой в бюджет.

При этом, привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 НК также не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК).

Обоснование

Имущество казны - это государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения (п. 4 ст. 214 , п. 3 ст. 215 ГК РФ). Как правило, государственная организация, на чьем балансе учитывается такое имущество, осуществляет функции управления и распоряжения им.

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Кого признают налоговым агентом

Организации выступают налоговыми агентами по НДС, если:

Приобретают или безвозмездно получают товары (работы, услуги, в т. ч. электронные услуги) у иностранных организаций и предпринимателей , не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК , письмо Минфина от 15.06.2015 № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 , п. 9 ст. 174.2 НК), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161 , ст. , НК). Приобретая товары (работы, услуг) у иностранных граждан, не зарегистрированных в России или за рубежом в качестве предпринимателей, организация налоговым агентом не признается (письма Минфина от 27.12.2012 № 03-07-08/350 , от 06.06.2011 № 03-07-08/166 и от 05.03.2010 № 03-07-08/62);

Арендуют государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК);

Приобретают на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК). Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые выкупают арендованное имущество казны по Закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ , формально тоже признаются налоговыми агентами. Они отражают такие операции в разделе 7 декларации по НДС , но удерживать и перечислять в бюджет НДС не должны. Ведь объект налогообложения в этих случаях не возникает (подп. 12 п. 2 ст. 146 , п. 3 ст. 161 НК);

Реализуют на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина от 11.11.2009 № 03-07-11/300 ;

Реализуют на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК);

Выступают посредниками (с участием в расчетах) при реализации в России товаров, работ, услуг (в т. ч. электронных услуг) или имущественных прав. Продавец - иностранная организация, которая не стоит в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 , п. 10 ст. 174.2 НК);

Владеют судами, которые не зарегистрированы в Российском международном реестре судов. В таком случае организация становится налоговым агентом через 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такое судно (п. 6 ст. 161 НК);

Покупают (получают) сырые шкуры животных, черный и цветной металлолом, а также вторичный алюминий и его сплавы (п. 8 ст. 161 НК). Порядок уплаты НДС такими налоговыми агентами имеет некоторые особенности .

Внимание: Если налоговый агент перечислит НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (). Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности ( , ).

Оштрафовать налогового агента по НК налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по НК. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна ().

Привлечение налогового агента к ответственности по НК не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. .

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по , либо по НК.

Письмо Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-07/25

«Об освобождении от НДС операций по реализации государственной и муниципальной недвижимости»

Но продажа имущества, составляющего государственную казну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа не облагается НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому покупатель имущества казны не признается налоговым агентом по НДС (письмо Минфина России от 31.10.14 № 03-07-11/55204). По аналогии не возникает «агентского» налога при приобретении государственных или муниципальных земельных участков (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Кроме того, налоговыми агентами по НДС не признаются физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП, которые покупают государственное или муниципальное имущество (письма Минфина России от 27.08.15 № 03-03-05/49365 и от 08.11.12 № 03-07-14/107). В этом случае НДС в бюджет уплачивает продавец — государственный или муниципальный орган (письма от 27.07.12 № 03-07-11/198 и от 14.05.12 № 03-07-11/142).

Какие права и обязанности есть у налоговых агентов

Обязанности

Налоговые агенты обязаны:

Правильно рассчитывать суммы налогов, подлежащих удержанию;

Удерживать рассчитанные суммы налогов с денежных средств, выплачиваемых контрагенту;

Перечислять в бюджет удержанные суммы налогов по правилам, установленным для уплаты налогов ();

Своевременно представлять в налоговую инспекцию декларации (другие документы) по налогам, которые удерживаются с контрагентов;

Уведомлять налоговую инспекцию о невозможности удержать налог с контрагента в течение одного месяца, когда организация узнала об этом;

Хранить документы, подтверждающие расчет, удержание и уплату налогов в бюджет, в течение четырех лет.

Кроме того, на налоговых агентов могут быть возложены иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Свои обязанности налоговые агенты должны исполнять безвозмездно (письмо Минфина от 01.02.2011 № 03-02-07/1-31).

Ответственность за невыполнение обязанности налогового агента

За что налоговая инспекция может оштрафовать налогового агента

Если налоговый агент не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то его могут привлечь к налоговой ответственности.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и (или) уплачиваемой в бюджет, в двух случаях:

1. если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;

2. если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (статьи 81 НК. Причем, если сумма удержанного налога правильно указана в отчетности, налоговому агенту достаточно погасить задолженность и перечислить в бюджет пени за просрочку платежа. Но при условии, что он допустил нарушение непреднамеренно из-за технической или иной ошибки. В этом случае подавать уточненный отчет не надо. Главное - доплатить налог и пени до того, как недоимку обнаружит налоговая инспекция. Если эти условия выполнены, оштрафовать налогового агента инспекция не вправе.

Аналогичные выводы содержит постановление Президиума ВАС от 18.03.2014 № 18290/13 .

Источником для уплаты налогов налоговыми агентами являются средства контрагентов-налогоплательщиков. Поэтому если при выплате дохода контрагенту налоговый агент удержал налог, но в установленные сроки не перечислил его в бюджет, то отсутствие у агента денежных средств не признается смягчающим обстоятельством для уменьшения штрафа. Такой вывод следует из письма Минфина от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253 . Кроме того, в этом случае, помимо штрафа, инспекция может взыскать с налогового агента пени (). Причем при выплате доходов иностранным контрагентам, не состоящим в России на налоговом учете, пени могут начислить даже в том случае, если налоговый агент не удержал налог.

Такой порядок следует из положений НК и подтверждается пунктом 2 постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 № 57, постановлением Президиума ВАС от 20.09.2011 № 5317/11 .

А как быть, если налоговый агент не смог удержать налог? Например, когда доход выплачен в натуральной форме и денежных выплат не было. В такой ситуации налоговый агент освобождается от ответственности. Ведь оштрафовать его можно, только если он имел возможность удержать и перечислить налог. То есть когда налогоплательщику (в т. ч. иностранной организации) выплачивались доходы в денежной форме в сумме, достаточной для удержания налога. Это подтверждает Минфин в письме от 08.02.2016 № 03-08-05/6371 , ссылаясь на пункт 21 постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 № 57.

При невозможности удержать налог налоговый агент обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах. В противном случае с него может быть взыскан штраф по НК. Размер штрафа - 200 руб. за каждое непредставленное сообщение.

Самостоятельная ответственность для налоговых агентов по НДФЛ предусмотрена пунктом 1.2 статьи 126 НК. Организацию оштрафуют, если в установленные сроки она не сдаст в инспекцию расчет по

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

От имени муниципального образования права собственника в отношении объектов муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки согласно федеральным законам (п. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ).

При продаже муниципального имущества казны физическому лицу происходит переход права собственности на имущество к последнему, то есть имеет место быть факт реализации. А реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ ).

Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от обложения названным налогом, содержится соответственно в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ и является исчерпывающим. Операции по реализации имущества казны физическим лицам в данном перечне не поименованы, следовательно, они признаются объектом обложения НДС.

В силу положений п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговыми агентами по НДС признаются покупатели указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Из приведенной нормы следует, что физические лица в данном случае выполнять обязанности налогового агента не могут.

Поэтому при реализации муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается на продавца такого имущества. Учитывая изложенное, администрация муниципального района должна исчислить и уплатить НДС в бюджет.

Данные выводы подтверждаются разъяснениями компетентных органов (письма Минфина РФ от 08.11.2012 № 03‑07‑14/107 , от 27.07.2012 № 03‑07‑11/198 , от 31.05.2012 № 03‑07‑14/56 , от 14.05.2012 № 03‑07‑11/142 , от 25.04.2011 № 03‑07‑11/107 , ФНС РФ от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@ ) и судебной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13 по делу № А12-23300/2012 и от 17.04.2012 № 16055/11 по делу № А12-19210/2010 , ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-572/2014 по делу № А51-20952/2013 , ФАС ВВО от 19.03.2014 по делу № А29-4515/2013 , ФАС УО от 30.04.2014 № Ф09-1870/14 по делу № А71-9038/2013 ).

Обязательно ли при реализации имущества казны физическим лицам составлять счета-фактуры, вести книгу продаж?

Подпунктом 1 п. 3 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ , налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж. Исключением являются операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в силу ст. 149 НК РФ .

Однако при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками НДС, и плательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры могут не составляться.

Напомним, что физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не являются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ ). Поэтому при наличии соответствующего соглашения оформлять счета-фактуры не надо.

При несоставлении счетов-фактур в книге продаж вместо счета-фактуры можно зарегистрировать первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например, бухгалтерскую справку-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, по которым счета-фактуры не составляются и которые совершены в течение календарного месяца (квартала) (письма ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1066@ , Минфина РФ от 22.01.2015 № 03‑07‑15/1704 ).

Комитет считает незаконным решение налогового органа о доначислении ему НДС при реализации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя. Ведь казенные учреждения, обеспечивающие реализацию полномочий органа местного самоуправления, не обязаны платить НДС в федеральный бюджет.

Почему жалобу не приняли

Конституционный Суд РФ данную жалобу к рассмотрению не принял. И вот почему.

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что объектом НДС признаются операции по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг). Он определяет перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения. К таким операциям, в частности, относятся операции по реализации государственного или муниципального имущества, составляющего государственную казну, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и выкупаемого ими в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Во всех остальных случаях при реализации казенного имущества НДС подлежит уплате.

Так, на основании пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ при реализации имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Взимание НДС при реализации публичного имущества обусловлено тем, что при этом появляется объект налогообложения - операция по реализации товаров. Освобождение таких операций от налогообложения противоречит общему правовому режиму налогообложения. Поэтому законодатель вправе определить элемент НДС – его субъект. А поскольку органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица, они могут быть признаны субъектом налога (определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О).

Правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками НДС и возлагать на них обязанность по исчислению и уплате налога, если публичное имущество реализуется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Данный подход является устоявшимся в правоприменительной, в том числе судебной, практике (письмо ФНС РФ от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@, согласованное с Минфином России; постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13).

Поэтому неопределенности в правовом положении органов местного самоуправления в рассматриваемой ситуации нет. А значит, спорные нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие специальные случаи исчисления НДС, в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права Комитета.

Янв 30, 2018

Продолжаем рассказывать о видах отчетности для НКО. На очереди — отчет о целевом использовании средств за 2017 год.

Отчет о целевом использовании средств (далее — Отчет) включается в состав бухгалтерской отчетности только общественными организациями (объединениями), которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по продаже товаров (работ, услуг), за исключением выбывшего имущества.

В Отчете отражаются суммы, поступившие в отчетном и предыдущем годах в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, и суммы прочих поступлений.

Кроме этого, расшифровывается сумма израсходованных в отчетном и предыдущем годах денежных средств.

Коды строк Отчета о целевом использовании средств

Приведем коды строк в соответствии с Приложением N 4 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н, их можно скачать Коды

Порядок заполнения строк Отчета о целевом использовании средств

Входящее сальдо

Строка 6100 «Остаток средств на начало отчетного года»

По этой строке отражается сумма средств целевого финансирования на начало отчетного года и на начало предыдущего года.

Это входящий кредитовый остаток по счету 86 «Целевое финансирование».

Если организация осуществляла предпринимательскую деятельность и получила прибыль от этой деятельности, остаток прибыли тоже должен быть отражен по строке 6100.

Полученная некоммерческой организацией прибыль после начисления налога на прибыль присоединяется к средствам целевого финансирования.

Эта операция отражается проводкой:

Дебет 99 Кредит 86 — отражена сумма полученной от предпринимательской деятельности прибыли, которая присоединена к средствам целевого финансирования.

Раздел «Поступило средств»

В данном разделе отражаются поступления в виде вступительных, членских и добровольных взносов, а также доходы от предпринимательской деятельности и прочие поступления в отчетном и предыдущем годах.

Строка 6210 «Вступительные взносы»,

строка 6215 «Членские взносы»,

строка 6220 «Целевые взносы»,

строка 6230 «Добровольные имущественные взносы и пожертвования»

В этих строках отражаются суммы взносов, полученных в отчетном году и в предыдущем периоде из бюджета от участников и учредителей организации, спонсоров и т.д., по данным аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование».

Обратите внимание: взносы могут быть переданы общественной организации не в денежной форме, а в виде имущества.

Такие поступления отражаются по дебету счетов учета материальных ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т.д.) в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование».

Сумма взносов, полученных в натуральной форме, должна быть отражена по строке 6230.

Строка 6240 «Прибыль от приносящей доход деятельности»

В этой строке отражается сумма прибыли, полученной от ведения предпринимательской деятельности в отчетном году и в предыдущем периоде.

Строку 6240 заполняют в Отчете только те некоммерческие организации, которые осуществляли в отчетном и (или) предыдущем годах предпринимательскую деятельность.

Напомним, что такие организации используют данную форму при составлении пояснений к годовой бухгалтерской отчетности.

Строка 6250 «Прочие»

По этой строке отражаются прочие поступления, не отраженные в строках 6210 — 6230.

Это могут быть суммы государственной помощи, суммы, полученные на осуществление каких-либо конкретных целей (если они не являются вступительными, членскими, целевыми или добровольными имущественными взносами), суммы, полученные в результате реализации основных средств и иного имущества, и т.д.

При формировании показателя строки 6250 необходимо помнить о принципе существенности.

Суммы, существенные по количественному или качественному признаку, должны быть отражены в дополнительных расшифровочных строках или в пояснительной записке.

Строка 6200 «Всего поступило средств»

Это итоговая строка для раздела «Поступило средств». В ней отражается сумма показателей строк 6210 — 6250.

У общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме реализации имущества), показатель строки 6200 должен совпадать с кредитовым оборотом по счету 86 «Целевое финансирование» отчетного и предыдущего периодов.

Раздел «Использовано средств»

В этом разделе показаны направления использования полученных общественной организацией поступлений.

Строки 6310 — 6313 «Расходы на целевые мероприятия»

В этих строках отражаются суммы расходов, произведенных общественной организацией в связи с деятельностью, предусмотренной ее уставом.

Для расшифровки общей суммы, отраженной по строке 6310, в Отчете о целевом использовании полученных средств предусмотрены расшифровочные строки 6311 «Социальная и благотворительная помощь», 6312 «Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.» и 6313 «Иные мероприятия».

Первоначально расходы на проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью организации, формируются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и прочими дебиторами (счета 60 и 76). Затем эти расходы списываются за счет средств целевого финансирования (Дебет 86 Кредит 20). Таким образом, по строке 6310 и расшифровочным строкам отражаются аналитические данные дебетового оборота по счету 86 в корреспонденции со счетом 20.

При формировании раздела «Использование средств» необходимо помнить о принципе существенности.

Если сумма по строке 6313 «Иные мероприятия» существенна, нужно добавить дополнительные строки, которые расшифруют показатель строки 6313.

В них должно быть отражено, какие именно мероприятия были проведены. Расшифровку показателя строки 6313 можно привести в пояснительной записке.

Строки 6320 — 6326 «Расходы на содержание аппарата управления»

В этих строках отражается сумма расходов на содержание общественной организации. Форма Отчета, утвержденная Минфином России, содержит следующие расшифровочные строки к строке 6320:

строку 6321 «Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)». В ней отражаются суммы начисленной заработной платы работников (в том числе административного персонала и таких работников, как уборщики помещений, секретари и т.п.) вместе с суммами начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское и социальное страхование;

строку 6322 «Выплаты, не связанные с оплатой труда», по которой отражаются прочие выплаты работникам некоммерческой организации. Если в отчетном и предыдущем периодах организация не производила такие выплаты, то эта строка в форме не заполняется;

строку 6323 «Расходы на служебные командировки и деловые поездки»;

строку 6324 «Содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта)»;

строку 6325 «Ремонт основных средств и иного имущества»;

строку 6326 «Прочие».

Расходы на содержание некоммерческой организации учитываются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов. Расходы на содержание некоммерческой организации за счет средств целевого финансирования списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Дебет 86 Кредит 26).

Таким образом, при формировании показателей строки 6320 и расшифровочных строк используются аналитические данные дебетового оборота по счету 86 в корреспонденции со счетом 26.

Строка 6330 «Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества»

По этой строке отражаются суммы средств целевого финансирования, использованных в связи с приобретением основных средств и других товарно-материальных ценностей.

Показатель этой строки формируется по аналитическим данным дебетового оборота счета 86 «Целевое финансирование».

Строка 6350 «Прочие»

В этой строке отражаются суммы использованных средств целевого финансирования, не вошедшие в другие строки раздела «Использовано средств».

Строка 6300 «Всего использовано средств»

Эта строка итоговая для раздела «Использовано средств».

В ней отражается вся сумма средств целевого финансирования, использованная организацией в отчетном и предыдущем годах.

Показатель этой строки формируется как сумма показателей строк 6310 «Расходы на целевые мероприятия», 6320 «Расходы на содержание аппарата управления», 6330 «Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества» и 6350 «Прочие».

Если организация не осуществляла предпринимательскую деятельность в отчетном и (или) предыдущем годах, показатель строки 6300 должен совпадать с дебетовыми оборотами по счету 86 «Целевое финансирование» за отчетный и прошлый годы.

Сальдо на конец года

Строка 6400 «Остаток средств на конец отчетного года»

Это итоговая строка для Отчета.

В ней отражается сумма неиспользованных средств целевого финансирования, полученных общественной организацией в отчетном и предыдущем периодах.

Показатель строки 6400 рассчитывается как сумма остатка средств на начало периода (показатель строки 6100) и сумма поступивших средств (показатель строки 6200) за минусом суммы использованных средств (показатель строки 6300).

Величина в строке 6400 должна быть равна остатку по счету 86 «Целевое финансирование» на конец периода.

Если остаток по счету 86 дебетовый, то показатель строки 6400 — величина отрицательная и его следует заключить в круглые скобки.

В пояснительной записке должны быть разъяснены причины формирования такого результата.

Взаимоувязка показателей Отчета о целевом использовании полученных средств

N Показатель отчетности С чем должен совпадать При каких условиях
1 2 3 4
1 Графа «За отчетный год»
раздела «Целевое
финансирование»
строки 100 «Остаток
средств на начало
отчетного года» формы N 6
С показателем графы 3
строки «целевое
финансирование»
формы N 1
Всегда
С показателем графы
«целевое финансирование»
строки 100 «Остаток на
1 января отчетного года»
разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
2 Графа «За отчетный год»
раздела «Паевой фонд»
строки 100 «Остаток
средств на начало
отчетного года» формы N 6
С показателем графы 3
строки «Паевой фонд»
формы N 1
Всегда
С показателем графы
«Паевой фонд» строки 100
«Остаток на 1 января
отчетного года» разд. I
«Изменения капитала»
формы N 3
Всегда
3 Графа «За отчетный год»
раздела «Целевое
финансирование»
строки 240 «Доходы от
предпринимательской
деятельности» формы N 6
С показателем графы 3
строки 470
«нераспределенная
прибыль (непокрытый
убыток)» формы N 1
Если на начало
отчетного года у
НКО есть
нераспределенная
прибыль и вся
сумма этой прибыли
направлена на
финансирование
деятельности НКО
(НКО не направляет
чистую прибыль
прошлого года на
выплату дивидендов
и иных сумм
распределяемого
дохода, на
увеличение
паенакоплений
членов
потребительского
кооператива, не
производит
отчислений в
резервный и иные
целевые фонды
и т.п.)
С показателями граф
«целевое финансирование»
и «нераспределенная
прибыль (непокрытый
убыток)» строки
«Направление чистой
прибыли предыдущего года
на финансирование
уставной деятельности»
разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
4 Графа «За отчетный год»
раздела «Паевой фонд»
строки 240 «Доходы от
предпринимательской
деятельности» формы N 6
С показателем графы 3
строки 470
«нераспределенная
прибыль (непокрытый
убыток)» формы N 1
Если на начало
отчетного года у
потребительского
кооператива есть
нераспределенная
прибыль и вся
сумма этой прибыли
направлена на
увеличение паевого
фонда (прирост
паенакоплений)
(кооператив не
направляет чистую
прибыль прошлого
года на выплату
дивидендов и иных
сумм
распределяемого
дохода, на
финансирование
деятельности
кооператива, не
производит
отчислений в
резервный и иные
целевые фонды и
т.п.)
С показателем графы
«нераспределенная
прибыль (непокрытый
убыток)» строки
«Увеличение паевого
фонда за счет прироста
паенакоплений» разд. I
«Изменения капитала»
формы N 3
Всегда
5 Графа «За отчетный год»
раздела «Целевое
финансирование»
строки 260 «Всего
поступило средств»
формы N 6
С суммой показателей по
графе «целевое
финансирование» строк
«Направление чистой
прибыли предыдущего года
на финансирование
уставной деятельности»,
123 «Увеличение величины
капитала за счет
реорганизации
юридического лица»,
«Увеличение величины
капитала за счет
приема новых членов»,
«Увеличение величины
капитала за счет
получения средств
целевого финансирования»
и других возможных
положительных
показателей по данной
графе разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
6 Графа «За отчетный год»
раздела «Паевой фонд»
строки 260 «Всего
поступило средств»
формы N 6
С суммой показателей по
графе «Паевой фонд»
строк «Увеличение
паевого фонда за счет
прироста паенакоплений»,
123 «Увеличение величины
капитала за счет
реорганизации
юридического лица»,
«Увеличение величины
капитала за счет
увеличения размера
паевых взносов»,
«Увеличение величины
капитала за счет
приема новых членов»,
«Увеличение величины
капитала за счет
внесения паевых
взносов», «Увеличение
величины капитала за
счет внесения
дополнительных паевых
взносов» и других
возможных положительных
показателей по данной
графе разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
7 Графа «За отчетный год»
раздела «Целевое
финансирование»
строки 330 «Приобретение
основных средств,
инвентаря и иного
имущества» формы N 6
С показателем графы
«целевое финансирование»
строки «Использование
средств целевого
финансирования на
инвестиционные цели»
разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
8 Графа «За отчетный год»
раздела «Паевой фонд»
строки «Передача
имущества членам
кооператива» формы N 6
С показателем графы
«Паевой фонд» строки
«Уменьшение величины
капитала за счет
передачи в собственность
пайщика квартиры, дачи,
гаража, иного имущества»
разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
9 Графа «За отчетный год»
раздела «Целевое
финансирование»
строки 340 «Расходы,
связанные с
предпринимательской
деятельностью» формы N 6
С показателем графы 3
строки 470
«нераспределенная
прибыль (непокрытый
убыток)» формы N 1
Если на начало
отчетного года у
НКО есть
непокрытый убыток
и вся сумма этого
убытка покрыта за
счет средств
целевого
финансирования
С показателем графы
«целевое финансирование»
строки «Покрытие убытка»
разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
10 Графа «За отчетный год»
раздела «Паевой фонд»
строки 340 «Расходы,
связанные с
предпринимательской
деятельностью» формы N 6
С показателем графы 3
строки 470
«нераспределенная
прибыль (непокрытый
убыток)» формы N 1
Если на начало
отчетного года у
НКО есть
непокрытый убыток
и вся сумма этого
убытка покрыта за
счет средств
паевого фонда
С показателем графы
«Паевой фонд» строки
«Покрытие убытка»
разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
11 Графа «За отчетный год»
раздела «Целевое
финансирование»
строки 360 «Всего
использовано средств»
формы N 6
С суммой показателей по
графе «целевое
финансирование» строк
«Увеличение паевого
фонда за счет прироста
паенакоплений»,
«Отчисления в резервный
и иные целевые фонды»,
«Использование средств
целевого финансирования
на инвестиционные цели»,
«Покрытие убытка», 133
«Уменьшение величины
капитала за счет
реорганизации
юридического лица»,
«Уменьшение величины
капитала за счет выхода
члена из организации»,
«Уменьшение величины
капитала за счет
использования средств
целевого финансирования
на текущую деятельность»
и других возможных
отрицательных
показателей по данной
графе разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
12 Графа «За отчетный год»
раздела «Паевой фонд»
строки 360 «Всего
использовано средств»
формы N 6
С суммой показателей по
графе «целевое
финансирование» строк
«Отчисления в резервный
и иные целевые фонды»,
«Использование средств
целевого финансирования
на инвестиционные цели»,
«Покрытие убытка», 133
«Уменьшение величины
капитала за счет
реорганизации
юридического лица»,
«Уменьшение величины
капитала за счет выхода
члена из организации»,
«Уменьшение величины
капитала за счет
передачи в собственность
пайщика квартиры, дачи,
гаража, иного
имущества, «Уменьшение
величины капитала за счетпогашения
приращенных паев» и
других возможных
отрицательных
показателей по данной
графе разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
13 Графа «За отчетный год»
раздела «Целевое
финансирование»
строки 400 «Остаток
средств на конец
отчетного года» формы N 6
С показателем графы 4
строки «целевое
финансирование»
формы N 1
Всегда
С показателем графы
«целевое финансирование»
строки 140 «Остаток на
31 декабря отчетного
года» разд. I «Изменения
капитала» формы N 3
Всегда
14 Графа «За отчетный год»
раздела «Паевой фонд»
строки 400 «Остаток
средств на конец
отчетного года» формы N 6
С показателем графы 4
строки «Паевой фонд»
формы N 1
Всегда
С показателем графы
«Паевой фонд» строки 140
«Остаток на 31 декабря
отчетного года» разд. I
«Изменения капитала»
формы N 3

Пример заполнения Отчета о целевом использовании средств можно скачать

Напоминаем, что если у вас остались вопросы, вы можете их задать нашим специалистам по форме обратной связи….