Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

С 1 января новый закон недвижимость. Новые правила регистрации недвижимости. Срок регистрации недвижимости

Фото с сайта 4geo.ru

1 января 2017 года вступает в силу новый закон о государственной регистрации недвижимости. Предполагается, что его нормы позволят гражданам и юридическим лицам быстрее и проще регистрировать свое имущество. На первый взгляд, это действительно так: сроки регистрации прав и постановки на кадастровый учет сократятся почти вдвое, саму регистрацию можно будет осуществлять в любом регионе вне зависимости от местанахождения объекта, а некоторые записи будут вноситься в реестр автоматически. Однако практикующие юристы считают, что с применением некоторых новых норм могут возникнуть трудности, и рекомендуют зарегистрировать права и поставить объект на кадастровый учет по старым правилам - время сделать это еще есть.

Нормативно-правовое регулирование

Фактически с 1 января 2017 года отношения по регистрации недвижимости будут регулироваться сразу тремя законами: новым законом о государственной регистрации недвижимости и действующими сейчас законами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о государственном кадастре недвижимости (ч. 4 ст. 72 нового закона о государственной регистрации недвижимости). Директор по правовым вопросам BIND Therapeutics Татьяна Ситнова рекомендует особенно внимательно отнестись к перечню документов, которые необходимы для регистрации и учета: «Они немного различаются в разных законах, но друг другу не противоречат - а значит, надо будет предоставлять их все».

Ведение Единого государственного реестра недвижимости

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН) будут объединены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Для этих целей из федерального бюджета планируется выделить 4851 млн руб. Однако бывает, что сведения в ЕГРП и ГКН часто не совпадают, например, новосибирская дорога с газоном, деревьями и кустарником была отмечена в ЕГРП как объект недвижимости (см. " "), а в Кемерово недвижимостью чуть было не признали теплоход, переоборудованный под кафе (см. " ").Чтобы в новом реестре появилась правильная запись, есть смысл проверить ЕГРП и ГКН (и при необходимости исправить данные, указанные там) до начала следующего года. При этом вестись ЕГРН будет исключительно в электронной форме. "Бумажки о собственности" Росреестр с 15 июля также не выдает.

Год назад суды подчеркивали, что "в совокупности записи реестра должны соответствовать правоустанавливающим и другим документам, представляемым на государственную регистрацию, а сведения, указанные в свидетельстве о государственной регистрации права, - записям в реестре" (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года по делу № А39-5198/2013). Теперь возможна ситуация, что если с записью в реестре что-то случится, при отсутствии свидетельства у собственника могут возникнуть сложности с доказыванием факта регистрации своих прав. "Чтобы этого не произошло, я бы советовал периодически запрашивать выписки из реестров и хранить их у себя. Но будьте готовы к тратам - одна бумажная выписка об объекте недвижимости из ЕГРН обойдется для граждан минимум в 750 руб., для юридических лиц - в 2200 руб.", - предупреждает генеральный директор компании "ЮрПартнерЪ" Антон Толмачев .

Достоверность сведений

В новом законе декларируется принцип достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН. "Однако на деле оказывается, что речь идет только о достоверности предоставляемых данных. Если, например, в реестре отсутствует информация об охранной зоне инженерных коммуникаций, водоохранной зоне или иных ограничениях, то это вовсе не означает, что их там нет. Соответственно грош цена такой достоверности", - заявляет партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский .

Год назад ФСБ предложила ограничить доступ третьих лиц к персональным данным владельцев недвижимости. Хотя Кабмин заморозил этот законопроект (см. « »), на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов все еще идут его общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза. "Не предусмотренное никакими законами кодирование в ЕГРП имен высокопоставленных чиновников и настойчивые попытки вообще закрыть информацию о собственниках - ну о какой достоверности здесь можно говорить?" - задается вопросом Можаровский.

Действительно, с конца 2015 года фамилии высокопоставленных чиновников стали исчезать из действующих реестров. Так, сообщения об этом поступали из Фонда борьбы с коррупцией и Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернешнл". Тем не менее, очевидно: запись о том, что тот или иной особняк принадлежит просто "физическому лицу" (а не Иванову Ивану Ивановичу), вовсе не означает, что он является ничейным.

Срок регистрации недвижимости

Сегодня регистрация прав и кадастровый учет занимают по 10 рабочих дней соответственно (12 рабочих дней - при подаче документов через МФЦ). После вступления в силу нового закона срок регистрации сократится до семи рабочих дней (девять - при подаче документов через МФЦ), а срок постановки на кадастровый учет - до пяти рабочих дней (семь - при подаче документов через МФЦ). Если же регистрация прав и постановка на кадастровый учет будут проходить одновременно, то их общий срок составит 10 рабочих дней (12 рабочих дней - через МФЦ). "Это, конечно, хорошо", - замечает юрист сервиса "Конструктор документов FreshDoc.ru" Алина Тухватуллина . "Но как бы такая оперативность не привела к ошибкам регистратора при проведении правовой экспертизы сделки. Тем более, что нагрузка на Росреестр только возрастает", - опасается эксперт. Чтобы этого избежать, она советует провести горящие сделки и регистрацию ранее возникших прав уже сейчас. «Сроки регистрации прав и проведения кадастрового учета постоянно снижаются. Но я всегда выступаю за одно: допустим, пусть срок составляет не пять дней, а 10, но этот срок будет реальным. А не так, что написано пять дней, а в действительности регистраторы используют какие-то лазейки, и этот срок становится уже другим», - высказался начальник управления Департамента ПАО «Газпром» Алексей Харламов .

Экстерриториальность

С 1 января 2017 года у граждан и юридических лиц появится возможность подавать документы в любое отделение Росреестра вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости. Это очень удобно для компаний, которые имеют огромное количество помещений и один головной офис, например, в Москве или Санкт-Петербурге. «Все очень долго ждали этого нововведения. Вот только вызывает опасение поток заявлений на регистрацию региональных объектов недвижимости в крупных городах - боюсь, он может взорвать технические и физические возможности регистраторов», - считает Ситнова.

Ввод объекта в эксплуатацию

Существующая сейчас практика в целом допускает получение разрешения на ввод в эксплуатацию вновь созданного объекта, даже если срок аренды земельного участка, предоставленного для строительства этого объекта, закончился. Однако после 1 января 2017 года это станет невозможным - в новом законе прямо указано, что ввод в эксплуатацию должен быть осуществлен в пределах срока действия соответствующего договора. А вот зарегистрировать право на такой объект можно будет уже после окончания аренды. "Учитывая, что с прошлого года земельное законодательство существенно ограничивает сроки и возможности продления договоров аренды для целей строительства, застройщикам следует очень внимательно отнестись к указанному нововведению. Ведь теперь в пределах срока аренды нужно будет не только успеть собственно достроить объект, но еще и оставить для уполномоченных органов достаточно времени на выдачу всей разрешительной документации", - предостерегает старший юрист Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Антон Алексеев .

Запись об образовании земельного участка

"Если вы планируете приобрести земельный участок, образуемый из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, при подаче заявления о государственном кадастровом учете после 1 января 2017 года рекомендую обязательно приложить к нему заявление о государственной регистрации права собственности", - советует управляющий партнер Адвокатского бюро "Мурашов, Яшин и партнеры" Денис Мурашов . Дело в том, что после вступления в силу нового закона при кадастровом учете земельных участков по умолчанию будет вноситься запись о том, что эти участки образованы из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. Это означает, что такая земля принадлежит государству, однако пока не определено - муниципалитету, региону или Российской Федерации. Если это не так и собственником земли в соответствии с правоустанавливающими документами является, например, юридическое лицо, его права могут быть нарушены. "Кроме того, перед приобретением такого участка обязательно поинтересуйтесь, на основании каких документов была внесена соответствующая запись в ЕГРН", - добавляет Мурашов.

Новый закон о государственной регистрации недвижимости, по мнению экспертов, имеет не только позитивные, но и весьма неоднозначные нормы. Таким образом, гражданам стоит серьезно задуматься: имеет ли смысл ждать его вступления в силу или, может, лучше поскорее зарегистрировать свои права на недвижимость, пока еще действуют прежние правила?

Госрегистрация недвижимости до и после 1 января 2017 года
Объект сравнения До 1 января 2017 года После 1 января 2017 года
Регулирование Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Место подачи документов на регистрацию Отделение Росреестра по месту нахождения недвижимости Любое отделение Росреестра вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости
Срок регистрации недвижимости

Регистрация прав - 10 рабочих дней (при подаче документов через МФЦ -12 рабочих дней)

Постановка на кадастровый учет - 10 рабочих дней (при подаче документов через МФЦ -12 рабочих дней)

Регистрация прав - семь рабочих дней (при подаче документов через МФЦ девять рабочих дней)

Постановка на кадастровый учет - пять рабочих дней (при подаче документов через МФЦ семь рабочих дней)

При одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет - 10 рабочих дней (при подаче документов через МФЦ 12 рабочих дней)

Государственный информационный ресурс, который содержит данные о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимости, правообладателях, наличии обременений и другие сведения

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), Государственный кадастр недвижимости (ГКН)

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)
Достоверность сведений Законодательно не закреплена Декларируется принцип достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН
Запись об образовании земельного участка Законодательно не урегулирована При кадастровом учете земельных участков по умолчанию будет вноситься запись о том, что эти участки образованы из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена
Ввод в эксплуатацию вновь созданного объекта при окончании срока аренды на земельный участок, предоставленный для строительства этого объекта Законодательно не урегулирован, на практике допускается Запрещается Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Обновлено 22.10.2017 18:15

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет

проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом

учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета

и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

Три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться

без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;

ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении

кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату

права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) 2020, 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 23.01.2020
  • вступил в силу 01.01.2017

В последней действующей редакции от 23 января 2020 года .

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку "Сравнить". Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Даже не пытайтесь искать новее - это последняя редакция

Закон проверен сегодня в 08:21:24

Постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию - нет.

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) регулирует отношения в связи с осуществлением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества. Также закон регулирует вопросы по ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обозначено, что единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтённом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных данным ФЗ сведений.

В законе "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Нормы 218-ФЗ не распространяются на государственный учёт и государственную регистрацию прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

  • Глава 1. Общие положения

  • Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости

  • Глава 3. Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество

  • Глава 4. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия

  • Глава 5. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке

  • С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Акт предполагает множество изменений в процессе регистрации недвижимого имущества граждан и юридических лиц. Редакция IRR.ru изучила документ и узнала, чего ждать от грядущих изменений.

    Процедура станет удобнее

    Ряд положений нового закона значительно упростит регистрацию недвижимости. Изменения коснулись и самого процесса, и устройства системы, и внутренних правил.

    Новый реестр

    Будет создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), в который войдут данные, которые на сегодняшний момент содержатся в ЕГРП и кадастре недвижимости. Это позволит объединить процессы регистрации прав и кадастрового учета, а с 2017 года граждане смогут подавать 1 общее заявление на обе процедуры, что значительно сэкономит их время. По текущему законодательству необходимо подавать разные пакеты документов в Росреестр и кадастровую палату для проведения данных операций.

    Сокращены крайние сроки

    Со следующего года регистрация права будет осуществляться в течение 7 дней, постановка на кадастровый учет - не более 5 дней, а если заявление подано и регистрацию, и на постановку на учет - органы должны справиться за 10 дней. Сроки, действующие на сегодняшний день, в два раза дольше новых. Также можно будет быстрее получить выписку об объектах недвижимости. В 2017 году она будет выдаваться в течение 3-х дней. На данный момент это занимает 5 дней.

    Без привязки к территории

    С 1 января 2017 года документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. По действующему законодательству заявитель должен обращаться в соответствующий расположению недвижимости территориальный орган. Теперь, если гражданин приобрел недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права - достаточно будет отдать документы в ближайшие отделение в своем городе. Также подать заявление можно через многофункциональные центры.

    Меньше бумажной волокиты

    Новый закон упраздняет свидетельство о праве собственности. Теперь регистрация или переход прав на недвижимость подтверждается выпиской из ЕГРН. При этом свидетельства, полученные до 2017 года, не теряют своей силы. Регистрация сделок по новым правилам подтверждается на самом документе регистрационной надписью.

    Высокая надежность

    Базы данных ЕГРН будут храниться в электронном виде, а резервные копии обеспечат сохранность и защиту данных. Также новый реестр будет служить архивом для всех сведений, касающихся объектов недвижимости. По новому закону данные из него нельзя удалить и изъять.

    Меньше документов от юридических лиц

    Согласно текущему законодательству, юридические лица в обязательном порядке при регистрации права предоставляют учредительные документы. Новый закон освобождает организации от этих действий, и с 1 января сотрудники Росреестра самостоятельно будут запрашивать необходимую документацию у ФНС.

    Ответственность исполнителей

    В целях повышения эффективности работы сотрудников органов регистрации закон предусматривает установление ответственности должностных лиц за последствия их рабочих действий. Наказание следует за ошибки в документации, нарушения сроков и другие проступки, которые могут привести к ущербу заявителей. При этом убытки, понесенные гражданами вследствие ненадлежащих действий органов регистрации, будут полностью покрытии за счет государственной казны.

    Уведомления от Росреестра

    Со следующего года Росреестр будет в обязательном порядке оповещать владельцев имущества обо всех заявлениях на регистрацию права касательно их недвижимости. Это еще один способ уменьшить количество мошеннических махинаций.

    Новые сложности

    Отправка почтой

    По новым правилам при отправке документов почтой необходимо заверить у нотариуса весь пакет документов (сделки, доверенности), иначе заявление рассмотрено не будет. На данный момент достаточно нотариального заверения только для подписи гражданина на заявлении.

    Могут не принять документы

    Нынешний закон не предполагает условий, ограничивающих прием документов у граждан. Закон о государственной регистрации же закрепляет причину, по которой могут отказать в приеме документов. Это невозможность установить и подтвердить личность заявителя.

    Отказ и приостановление госрегистрации

    Согласно новому Федеральному закону перечень оснований для отказа и приостановления регистрации права, а также постановки на учет расширен до 51 пункта. На данный момент у органов есть лишь 7 поводов для отказа.

    Кроме этого…

    Существует еще несколько новшеств, которые повлияли на систему регистрации и постановки на учет. Также закон о государственной недвижимости:

      Утверждает перечень лиц, которые могут подавать заявления на учет и регистрацию;

      Уточняет условия возвращения документов без рассмотрения (по большей части они относятся к неправильному заполнению документов);

      Продлевает срок приостановления до 6 месяцев по заявлению гражданина;

      Предполагает внесение данных в ЕГРН органами межведомственного взаимодействия (ФНС, ФМС, суды, нотариусы) о физических и юридических лицах без их участия.

    Обновлено 24.10.2017 09:04

    С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

    1. Появится новый реестр недвижимости

    Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

    В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

    Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

    В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

    2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

    кадастровому учету и права на которые регистрируются

    Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

    В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

    Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

    Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

    Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

    Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

    Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

    3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

    прав на нее будет Росреестр

    Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

    4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет

    проводиться как одновременно, так и отдельно

    4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

    Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

    Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

    Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

    Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

    Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

    Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

    Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

    4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

    Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

    В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

    Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

    Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

    Изменение основных характеристик объекта.

    5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом

    учете недвижимости и госрегистрации прав

    В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

    Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

    Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

    Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

    В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

    Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

    В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

    В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

    Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

    На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

    5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

    Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

    На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

    5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

    В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

    Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

    5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

    В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

    Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

    Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

    Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

    В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

    Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

    В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

    Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

    6. Сокращен общий срок кадастрового учета

    и госрегистрации прав

    Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

    При подаче документов в Росреестр он составит:

    5 рабочих дней - для кадастрового учета;

    10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

    7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

    Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

    В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

    6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

    Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

    Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

    На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

    7. Уточнены основания приостановления кадастрового

    учета и госрегистрации по решению госрегистратора

    В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

    Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

    Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

    Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

    7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

    Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

    Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

    Три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

    Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

    В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

    8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

    Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

    На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

    9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться

    без участия правообладателя

    Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

    Органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

    ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;

    ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

    Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

    Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

    При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

    10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении

    кадастрового учета и госрегистрации

    Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

    Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

    Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

    11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату

    права на жилое помещение

    Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

    Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.