Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Правовое положение товарных и фондовых бирж нормативно-правовая. Правовое положение членов и участников товарных и фондовых бирж

Введение

Понятие товарной биржи. Правовое регулирование деятельности товарных бирж

Понятие фондовой биржи и сфера ее деятельности. Порядок создания и деятельности фондовых бирж

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Залогом успешного развития любой современной экономики является свободный рынок с минимальным вмешательством государства, необходимым лишь для предотвращения злоупотреблений участников этого рынка.

Закон спроса и предложения эффективно работает только тогда, когда действия участников рынка продиктованы исключительно их собственной волей и потребностями. Переход России от плановой экономики к экономике рыночной привел к появлению мощнейших финансовых, валютных и товарных рынков. Этот переход сопровождался появлением в нашей стране новых финансовых институтов, и одним из важнейших стала биржевая торговля.

Актуальность темы работы заключается в том, что биржа представляет собой модель идеальной рыночной экономики, когда действия участников торгов продиктованы исключительно спросом и предложением. Биржевая торговля по этой причине - чрезвычайно эффективный экономический институт, поскольку способствует наиболее адекватному перераспределению финансовых ресурсов.

Как показывает мировой опыт для развития экономики любой страны необходимо уделить должное внимание проблемам связанным с правовым регулированием биржевой деятельности. Так как именно биржевые организации обеспечивают справедливость и законность рыночных операций.

Ход развития российской биржевой деятельности делает насущной задачу коренного совершенствования биржевого законодательства. Наличие в течение многих десятилетий запрета на осуществление биржевой деятельности не могло не отразиться на качестве правовых актов отечественного биржевого законодательства, ряд которых не всегда последователен и юридически безупречен. Негативное влияние на правовую ситуацию в данной области оказывает и отсутствие в России системного подхода к институту биржевого права.

Целью работы является изучение правового положения товарных и фондовых бирж.

Задачи работы состоят в изучении:

понятия товарной биржи. Правового регулирования деятельности товарных бирж;

понятия фондовой биржи и сферу ее деятельности. Порядок создания и деятельности фондовых бирж.

Объектом изучения являются товарные и фондовые биржи. Предметом изучения правовое регулирование деятельности товарных и фондовых бирж в РФ.

Теоретической основой проведенного исследования является работы таких ученых, как Галанов В.А., Грязнова А.Г., Семилютина Н.П. и др.

1 ПОНЯТИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ

фондовый товарный биржа правовой

Учреждение товарных бирж происходит в несколько этапов. Прежде всего, должно быть принято решение об образовании товарной биржи. Затем начинается следующий этап - формирование уставного (складочного) капитала биржи, ее органов управления, а также разработка учредительных документов. Особый этап в процессе учреждения биржи - утверждение ее устава и/или заключение учредительного договора. И завершающий этап - государственная регистрация и лицензирование.

Порядок и условия создания товарной биржи во многом зависят от ее организационно-правовой формы.

При создании товарной биржи в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое партнерство. Эти правовые конструкции позволяют заниматься организацией биржевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу Закона о товарных биржах.

Исходя из, того, что биржа может быть создана в любой организационно-правовой форме, ее учредительные документы должны отвечать соответствующим требованиям ГК РФ. ГК РФ (ст. 52) к числу учредительных документов относит устав и учредительный документ.

Устав - особый локальный нормативный акт, который утверждается его учредителями (участниками). Он вступает в юридическую силу с момента государственной регистрации товарной биржи. При создании биржи в форме коммерческой организации устав должен содержать сведения о фирменном наименовании, месте нахождения биржи (юридический адрес), порядке управления деятельностью и др. В уставе некоммерческой организации должны быть определены предмет и цели деятельности (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Дополнительные требования, предъявляемые к уставу товарной биржи, содержатся в специальных законах. Например, Закон об акционерных обществах (ст. 11) устанавливает широкий перечень сведений, обязательных для включения в устав общества.

Согласно ст. 17 Закона о товарных биржах в уставе надо определить: структуру органов управления и контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решения; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, порядок приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Учредительный договор представляет собой разновидность гражданско-правовой сделки. Он создает обязательства с участием третьего лица - биржи, возникающей в качестве общества с ограниченной ответственностью на его основе. Учредительный договор, с одной стороны, порождает обязательства между учредителями (участниками) коммерческой организации, а с другой - возлагает на создаваемую организацию определенные обязанности в интересах участников договора. Однако надо отметить, что участие третьего лица - биржи - возникает не на стадии заключения договора, а в момент ее регистрации в качестве юридического лица. Таким образом, учредительный договор определяет взаимоотношения учредителей (участников) по поводу создания, функционирования и прекращения деятельности организации.

От учредительных документов следует отличать документы, необходимые для государственной регистрации биржи. В силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, коммерческая (или некоммерческая, если учредительные документы предоставляют ей право ведения предпринимательской деятельности) организация должна представить следующие документы:

) заявление о регистрации, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями);

) утвержденный учредителем (учредителями) устав организации;

) решение о создании организации или учредительный договор;

) документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала коммерческой организации;

) свидетельство об оплате государственной пошлины.

Закон о товарных биржах определяет, что биржевая торговля допустима только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при уполномоченном государственном органе.

Чтобы получить лицензию на организацию биржевой торговли, необходимо в течение трех месяцев со дня государственной регистрации биржи подать в названную Комиссию следующие документы:

заявление на получение лицензии;

учредительные документы товарной биржи;

свидетельство о государственной регистрации биржи;

правила биржевой торговли;

документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы;

документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;

список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы .

Особо следует обратить внимание на правила биржевой торговли. Правила - один из основных локальных нормативных правовых актов, и его значение трудно переоценить. В них устанавливаются нормы поведения и порядок взаимодействия участников торговли друг с другом и с органами биржи. Правила регулируют биржевой процесс, определяя санкции за нарушение порядка торговли на данной бирже. Наряду с другими нормативными актами они обеспечивают защиту биржевого рынка от недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 18 Закона о товарных биржах правила биржевой торговли должны содержать следующие положения:

порядок проведения торгов; - виды биржевых сделок;

наименование товарных секций;

перечень основных структурных подразделений биржи;

порядок информирования" участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;

порядок регистрации и учета биржевых сделок;

порядок котировки цен биржевых товаров;

порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен;

порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;

порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;

меры по обеспечению безопасности реализуемых товаров, подлежащих обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории России, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;

меры по контролю над процессом ценообразования на бирже с целью не допустить резкого дневного повышения уровней цен, их искусственного завышения или занижения, сговора или распространения ложных слухов;

меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок применения этих мер;

меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи.и другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности биржи, учредительных документов биржи, правил торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей;

перечень нарушений, за которые биржа взимает штрафы с участников биржевой торговли, а также порядок их взыскания. Биржа самостоятельно и свободно устанавливает размеры штрафов за нарушение устава, правил торговли и других правил, установленных внутренними документами биржи. В правилах биржевой торговли не может быть установлен бесспорный порядок взыскания штрафов. Заметим, что денежные средства со счета списываются банком по распоряжению клиента. Без согласия-клиента списание возможно по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Закон о товарных биржах не предоставляет биржам право бесспорного списания санкций, а также не допускает возможности устанавливать его в правилах биржевой торговли;

размер отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания. Здесь биржа свободна в выборе. Она может самостоятельно устанавливать отчисления в свою пользу от комиссионных, получаемых биржевыми посредниками в вознаграждение за посреднические операций, а также сборы, тарифы и другие платежи со своих членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые биржей и ее подразделениями. В свою очередь, бирже запрещается устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками за посредничество в сделках.

Все документы, прилагаемые к заявлению на получение лицензии, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными .

Комиссия по товарным биржам принимает решение о выдаче лицензии в двухмесячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя; уведомление о дате рассмотрения документов он должен получить не менее чем за три дня до заседания. При соблюдении сроков уведомления Комиссия по товарным биржам вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя.

В выдаче лицензии может быть отказано, если представленные документы ненадлежащим образом оформлены или не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае документы возвращаются заявителю для переоформления. Повторно они рассматриваются в пределах одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии. Биржа вправе обжаловать в суд решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии.

Лицензия (в одном экземпляре) выдается в течение 15 дней после принятия решения. При этом необходимо предъявить документ, подтверждающий перечисление в федеральный бюджет разового сбора.

В соответствии с Законом о товарных биржах (ст. 13 и 16) ликвидация биржи в добровольном порядке возможна по решению общего собрания ее членов. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, если биржа осуществляет свою деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельность, запрещенную законом, либо с иным неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов. Товарная биржа, созданная как коммерческая организация, может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом).

Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.

Основное требование в этой сфере - сделки должны совершаться только в определенном месте (биржевом зале).

Участниками биржевой торговли являются члены и посетители биржи. Членами биржи могут быть юридические и (или) физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном учредительными документами. Закон предусматривает две категории членов биржи: 1) полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи; 2) неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в одной секции (отделе, отделении). Кроме того, они обладают определенным (установленным учредительными документами биржи) количеством голосов на. общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи.

Биржевое посредничество, осуществляется через брокерскую и дилерскую деятельность. Брокерская деятельность - совершение сделок от имени клиента и за его счет, либо от имени клиента и за счет биржевого посредника, либо от имени посредника и за счет клиента. В данном случае отношения между ними строятся на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров. Если же биржевой посредник совершает сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже принадлежащего ему биржевого товара - такая деятельность называется дилерской.

Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица (не члены биржи), имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право совершать биржевые сделки (ст. 21 Закона о товарных биржах). Конструкция данной нормы позволяет учредителям товарной биржи самостоятельно формировать открытый (с участием посетителей) или закрытый биржевой рынок. Посетители могут быть разовыми и постоянными. Разовые имеют право совершать сделки только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Постоянные посетители - это брокерские фирмы, брокерские конторы или независимые брокеры, которые не являются членами биржи, но имеют право осуществлять биржевое посредничество в порядке и на условиях, установленных для членов биржи. Надо отметить, что действующее законодательство запрещает предоставлять постоянному посетителю право участвовать в биржевых торгах на срок более трех лет. Кроме этого, количество названных лиц не должно превышать тридцати процентов, от общего числа членов биржи. Постоянные посетители пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в торгах. Размер указанных платежей определяется органом управления биржи.

Высший орган управления товарной биржи - Общее собрание членов биржи (ст. 13 Закона о товарных биржах). Компетенция собрания определяется федеральными законами и уставом биржи.

Текущей деятельностью биржи руководит единоличный (директор, генеральный директор, президент) или коллегиальный (президиум, правление) исполнительный орган.

Органы управления биржи подразделяются на линейные, функциональные и смешанные. Исполнительные органы биржи относятся к числу линейных. Функциональные органы управления биржи - это руководители функциональных служб: главный бухгалтер, начальники хозяйственной службы, отдела кадров и др.

2 ПОНЯТИЕ ФОНДОВОЙ БИРЖИ И СФЕРА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВЫХ БИРЖ

В правовом смысле фондовая биржа представляет собой некоммерческую организацию, созданную физическими и/или юридическими лицами в форме некоммерческого партнерства, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий организации и обращения ценных бумаг .

Организация и обращение ценных бумаг - исключительный предмет деятельности фондовой биржи.

Фондовая биржа в рамках специальной правоспособности не вправе совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с иными (основными) видами деятельности. Закон о рынке ценных бумаг (ст. 11) в качестве исключения из общего запрета разрешает фондовым биржам депозитарную деятельность и деятельность по определению взаимных обязательств.

Российское законодательство устанавливает исчерпывающий перечень видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Это брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету к переходу прав на ценные бумаги (ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг). Профессиональный участник рынка ценных бумаг (в том числе фондовая биржа), осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием, а его клиент (тот, кто пользуется услугами депозитария) - депонентом. Отношения между сторонами оформляются депозитарным договором, или, как его часто называют, - договором о счете депо. Такой договор должен быть заключен в письменной форме.

Клиринговой называется деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (ст. 6 Закона о рынке ценных бумаг). Фондовая биржа, осуществляющая клиринг в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами, действует на основе договоров с участниками рынка ценных бумаг .

Статья 13 Закона о рынке ценных бумаг определяет основные права и обязанности фондовой биржи. Биржа самостоятельно устанавливает размер и порядок взимания: отчислений в свою пользу от вознаграждения, получаемого ее членами за участие в биржевых сделках; взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за услуги, оказываемые биржей; штрафов за нарушение устава биржи, правил биржевой торговли и других внутренних документов. Биржа не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого ее членами за совершение биржевых сделок.

Фондовая биржа может оказывать консультационное и информационное обслуживание участников рынка ценных бумаг и потенциальных клиентов (инвесторов). Она вправе создавать третейский суд для разрешения споров.

Будучи некоммерческой организацией, фондовая биржа может быть создана только в форме некоммерческого партнерства (ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг) . Учредительными документами некоммерческого партнерства признаются устав и учредительный договор. Наличие последнего зависит от желания учредителей некоммерческого партнерства (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Фондовая биржа считается созданной с момента государственной регистрации. Сегодня такая регистрация производится Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Согласно ст. 39 и 42 .Закона о рынке ценных бумаг Федеральная комиссия лицензирует все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Современное законодательство устанавливает две категории лицензий, выдаваемых фондовым биржам: лицензия на деятельность в качестве фондовой биржи по операциям с ценными бумагами, за исключением операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований; лицензия на деятельность в качестве фондовой биржи по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований. Для получения лицензии заявитель обязан представить в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг следующие документы общего действия:

заявление на выдачу лицензии, подписанное уполномоченным лицом и составленное по установленной форме;

регистрационную форму на бумажном и магнитном носителях;

нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации заявителя;

нотариально заверенную копию учредительных документов биржи;

копию письма о присвоении кодов общероссийского классификатора предприятий и организаций, засвидетельствованную нотариально;

нотариально заверенную копию карты постановки на учет с приложениями;

копию об избрании или назначении единоличного исполнительного органа заявителя. При наличии коллегиального исполнительного органа представляется копия документа об избрании либо назначении руководителя;

выписку из трудовой книжки единоличных исполнительных органов профессионального участника (содержащую сведения о стаже работы в соответствии с установленными требованиями);

справку о составе участников (учредителей) и величине взноса, внесённого ими в имущество некоммерческой организации на момент подачи заявления;

копии бухгалтерского баланса с отметкой налговой инспекции и отчета о прибылях и убытках, заверенные подписью и печатью аудитора, имеющего лицензию на аудиторскую деятельность в области аудита бирж, а также расчет размера собственного капитала на последнюю отчетную дату;

копии квалификационных аттестатов работников заявителя, выданных ФКЦБ;

положение о внутреннем контроле, утвержденное в установленном заявителем порядке;

копию платежных документов, подтверждающих уплату заявителем лицензионного сбора, подписанную должностным лицом заявителя и заверенную печатью заявителя и банком;

Перечисленные документы представляются в двух экземплярах. Кроме того, они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью организации.

Надо обратить особое внимание на некоторые локальные акты биржи. Правила фондовой биржи - один из самых важных документов, регулирующий механизм торгов. Прежде всего отметим обязательные положения, которые должны быть предусмотрены в этом документе:

) предмет торговли - перечень видов, категорий и типов ценных бумаг. Определение крупных лотов ценных бумаг и особенности торговли ими;

) виды сделок, совершаемых на бирже. Порядок совершения, оформления и расчетов по договорам купли-продажи ценных бумаг. Порядок и способы обеспечения обязательств, а также правила возмещения убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в том числе по договорам участников торговли с их клиентами;

) требования, предъявляемые к участникам торговли, и их правовое положение (указание на то, в каком качестве они выступают при заключении договоров купли-продажи). Требования к порядку исполнения участниками торговли поручений клиентов на покупку и продажу ценных бумаг;

) нормы, касающиеся непосредственно порядка ведения торгов (время начала и окончания торговой сессии, правила и порядок вмешательства должностных лиц организатора торговли, в том числе порядок приостановления и возобновления торговли, перечень должностных лиц, которые вправе приостанавливать или возобновлять торговлю ценными бумагами). Меры, предпринимаемые биржей и участниками торговли при возникновении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению торговли; 5) описание механизма образования цен договоров, а также описание мер, призванных предотвратить манипулирование ценами;

) процедуры рассмотрения и урегулирования споров между участниками торговли;

) правила сбора, хранения, защиты, доступа и раскрытия информации;

) процедуры, обеспечивающие составление торговой системой реестра всех договоров купли-продажи ценных бумаг с указанием времени заключения и всех существенных условий договоров (торговая система - это совокупность вычислительных средств программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающая возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для заключения и исполнения договоров купли-продажи ценных бумаг). Описание правил и процедур регистрации в торговой системе данных о заключенных договорах и их сверки с данными участников торговли, процедур согласования выявленных расхождений. Ответственность биржи за сбой и ошибки в работе торговой системы;

) описание механизма контроля за соблюдением правил организатора торговли;

) санкции и меры, применяемые к нарушителям правил, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам купли-продажи ценных бумаг.

Все перечисленные документы должны соответствовать обязательным требованиям действующего законодательства, включая соответствующие акты ФКЦБ.

Лицензия (уведомление об отказе в выдаче лицензии) выдается в течение 60 дней с даты регистрации указанных документов. ФКЦБ вправе уведомить заявителя о необходимости внести изменения и дополнения в представленные документы, а также потребовать дополнительные документы и информацию.

В выдаче лицензии может быть отказано, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ и актов ФКЦБ либо содержат недостоверные или неполные сведения. Отказ возможен и при непредставлении документов, предусмотренных Положением от 23 ноября 1998 г., а также затребованных ФКЦБ. Отказывая в выдаче лицензии, Федеральная комиссия в течение семи дней с этого момента направляет заявителю свое мотивированное решение. Заявитель вправе обжаловать такой отказ в административном и/или судебном порядке.

Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на данной бирже.

Ценные бумаги - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).

Процедуры по допуску ценных бумаг к обращению на данной бирже (включение в котировальный лист) называются листингом и производятся в порядке, утвержденном фондовой биржей и в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Делистинг - процедуры, имеющие противоположную цель, а именно: исключить ценные бумаги из котировального листа. В свою очередь котировальный лист - это список ценных бумаг, прошедших листинг. Следует обратить внимание, что ценные бумаги, не включенные в котировальные листы, могут обращаться на бирже на основании отдельного допуска (по решению уполномоченного органа управления биржи) .

Организация торговли ценными бумагами производится в ходе биржевой сессии. Под торговой сессией следует понимать промежуток времени в течение рабочего дня, в период которого осуществляется торговля ценными бумагами через организаторов торговли. Закон о рынке ценных бумаг предлагает совершать операции с ценными бумагами через профессиональных участников рынка. Юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, названные в гл. 2 Закона, признаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В основе организации торговли ценными бумагами лежат биржевые торги, которые проводятся в форме аукциона. Существуют различные виды аукционов (простые, двойные, непрерывные и др.). Если простой аукцион предполагает конкуренцию либо продавцов, либо покупателей, то при проведении двойного аукциона имеет место конкуренция между продавцами и между покупателями. Считается, что двойной аукцион - наиболее эффективная форма организации биржевых торгов ценными бумагами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценные бумаги стали способом выражения личного или коллективного предпринимательского риска. В работе была сделана попытка рассмотреть аспекты деятельности фондовой биржи, ее сущность, назначение, составляющие и ее место в национальном хозяйстве. Также были подняты вопросы зарождения и дальнейшего совершенствования механизма функционирования фондового рынка в РФ.

Эффективное функционирование современного рынка находится в прямой зависимости от постоянно воспроизводимой рыночной среды. Важным его элементом является рыночная инфраструктура, представляющая собой систему предприятий и организаций, обеспечивающих движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. К таким учреждениям принадлежат товарные и фондовые биржи. В современной экономической литературе товарная биржа рассматривается, во-первых, как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками массовость, стандартности, взаимозаменяемость.

При все многообразии функций фондовой биржи все их можно свести к одному общему знаменателю. Биржа - это, в сущности, посредник, обеспечивающий плавную работу хозяйственного механизма. Она очень чутко реагирует на любые изменения в экономической ситуации, будь то финансы, производство или хозяйственные последствия политических событий. Естественно, в первую очередь деятельность биржи зависит состояния рынка ценных бумаг, от тех, кто продает и покупает ценные бумаги, от степени их активности и размеров имеющегося в их распоряжении капитала.

Фондовая биржа необходима для функционирования организованного рынка ценных бумаг. Ее основная задача - организовать биржевую торговлю. Для этого она должна выполнять закрепленные функции и иметь определенную организационную структуру, которую принято делить на общественную и стационарную.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эффективность биржевой деятельность напрямую зависит от уровня развития законодательства по данному вопросу.

Правовая основа, необходимая для успешного развития биржевого дела страны зависит от уровня его развития.

В настоящий период российское биржевое законодательство - это законодательство переходного периода. В сложившейся ситуации представляется необходимым в первую очередь достичь единообразного уровня нормативного обеспечения отдельных биржевых рынков (товарного, валютного, фондового), а за подзаконными актами закрепить регулирование отдельных вопросов биржевой деятельности, например порядка совершения отдельных видов биржевых сделок (фьючерсных, опционных и других). В законодательстве следует скрупулезно регламентировать права и обязанности участников биржевых операций, тщательно разрабатывать систему административно-ведомственного контроля бирж, а также правовые гарантии самостоятельности биржи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г., 29 июня 2004 г.) // poisk-zakona.ru

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год М. Юнити, 2011. - 201с. // poisk-zakona.ru

Хозяйственное право: Учебник. / Под ред. В.С.Мартемьянова. М. : Юнити, 2005. - 519с.

Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 557с.

Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 425с.

Гражданское право России: Курс лекций. - Часть I. / Отв. ред. О.Н. Садикова. - М.: Юридическая литература, 2006. - 404с.

Галанов В.А. Биржевое дело // Хозяйство и право, 2011. №4. С.12-17

Галанов В.А. Производственные инструменты срочного рынка: фьючерсы, опционы // Хозяйство и право 2011. № 9. С. 23-28

Грязнова А.Г. Биржевое дело в современном мире // Маркетинг 2010. №4. С.7-10

Семилютина Н.П. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции и российское законодательство // Право и экономика 2011. №2. С.14-18

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности.

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 (в ред. от 27.07.2010 г.) «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями.

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи.

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, т.е. она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т.д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, т.е. установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам РФ.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов - лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30% от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

Непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

Через организуемые ими брокерские конторы;

На договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, т.е. биржевыми посредниками;

Непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

Реальные сделки, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

Форвардные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

Фьючерсные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

Опционные, предполагающие уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара, и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако Закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле.

Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.

Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон о РЦБ понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Правовое положение фондовых бирж установлено Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 г.) «О рынке ценных бумаг».

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие на данном рынке профессиональную деятельность: брокерскую, дилерскую, по управлению ценными бумагами, клиринговую и др.

Контроль над данным видом деятельности возложен на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Нормативно-правовая база ФЗ от 22. 04. 96 г. № 39 -ФЗ «О рынке ценных бумаг» Закон РФ от 20. 02. 92 г. № 2383 -1 «О товарных биржах и биржевой торговле» Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19. 12. 96 г. № 23 «Об утверждении Временного положения о Постановление Правительства РФ от 24. 02. 94 г. требованиях, «Об утверждении Положения о Комиссии по № 152 предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг» товарным биржам при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на Положение о лицензировании биржевой деятельности на территории РФ, Положение о государственном рынке ценных бумаг, товарных биржах» комиссаре на утвержденное Минфином РФ от 13. 04. 92 г. № 20

Понятие Под товарной биржей понимается Фондовой биржейправами юридического организация с признается организатор торговли на рынке оптовый рынок путем лица, формирующая ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации и регулирования биржевой торговли с другими видами деятельности, торговли, осуществляемой в форме кроме депозитарнойторгов, проводимых в гласных публичных и деятельности по определению взаимных обязательств. заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам

Цели деятельности Основной целью деятельности товарной биржи Деятельность по организации торговли на является рынке ценных бумаг – основное организация и регулирование биржевой торговли. Биржевая деятельность фондовых направление деятельности представляет собой систему биржевых сделок. Биржевая сделкабирж. Это предоставление услуг, зарегистрированный гражданско-правовых сделок непосредственно биржей договор, заключенный участниками биржевой торговли в отношении с ценными бумагами между участниками биржевого товара. рынка ценных бумаг.

Организационно-правовая форма фондовых бирж организационно-правовая форма Акционерное общество ОАО 1. Учредител и ЗАО Государственные органы и органы Местного Самоуправления не могут Выступать Учредителями общества, если иное не Установлено Федеральными законами (ч. 2 п. 1. ст. 10 Закона об АО) Не могут выступать учредителями РФ, субъекты РФ и Муниципальные образования Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и Муниципальных предприятий) (п. 4 Некоммерческое Партнерство Профессиональные участники рынка ценных бумаг (ч. 3 п. 3 ст. 11 Закона «О РЦБ»)

2. Учредительные документы 3. Органы управления Устав (ст. 11 Закона об АО) 1. Высшим органом управления является общее собрание акционеров 2. Единоличный исполнительный орган 3. Коллегиальный исполнительный орган 4. Совет директоров (наблюдательный совет) (п. 1 ст. 47, ст. 65, 69, 70 Закона об АО) Устав Учредительный договор – по усмотрению учредителей (п. 1 ст. 14 ФЗ «О НКО») 1. Высший орган 2. управления некоммерческой организацией – общее собрание членов. Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание:

постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого относится решение вопросов компетенции высшего органа управления, не входящих в его исключительную компетенцию. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. (ч. 2 п. 1 ст. 29, п. 3 ст. 29, п. 1 ст. 30 ФЗ «О НКО»)

Организационно-правовая форма товарных бирж Параметры Организационно-правовая форма Некоммерческое партнерство 1. Учредители Биржевые ассоциация и союз Хозяйственное общество 1. Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. 2. В учреждении биржи не могут участвовать: - государственные органы и органы местного самоуправления; - банки и кредитные учреждения; - страховые и инвестиционные компании и фонды; - общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; - физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. (ст. 11 Закона о биржах)

2. Учредительные Устав (ч. 11 Устав документы ст. 14 ФЗ «О и учредительный НКО») договор (ч 2 Учредительным ст. 14 ФЗ «О договор – по НКО») усмотрению учредителей (ч 5 ст. 14 ФЗ «О НКО») Для ООО и ОДО– учредительный договор и устав, для АО – устав. (ст 17 Закона об ООО, ст. 11 Закона об АО)

3. Органы управления Высший орган управления – общее собрание членов. Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого относится решение вопросов компетенции высшего органа управления, не входящих в его исключительную компетенцию. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. 1. Высшим органом управления является общее собрание акционеров, собрание участников общества, общее собрание членов биржи (ст. 16 Закона о биржах). 2. Единоличный исполнительный орган. 3. Коллегиальный исполнительный орган. 4. Совет директоров (наблюдательный совет). Ревизионная комиссия (ревизор) общества.

Лицензирование фондовых бирж 1. Вид лицензии Лицензия фондовой биржи 2. Лицензирующий орган ФСФР (Федеральная Комиссия по ценным бумагам РФ) 3. Основные лицензионные требования 1. 2. 3. 4. 5. Соответствие собственных средств лицензиата и иных его финансовых показателей нормативам достаточности собственных средств и иным показателям, ограничивающим риски по операциям с ценными бумагами, установленным ФКЦБ России Требования к квалификации и стажу работы единоличного исполнительного органа, контролера или руководителем службы внутреннего контроля участника Требования к корпоративной структуре биржи Наличие и соответствие требованиям ФКЦБ (ФСФР) программно-технического обеспечения, необходимого для осуществления деятельности биржи Требования к предоставляемым документам (п 8 Постановления № 10 от 15. 08. 2000 года)

4. Срок действия лицензии Лицензия выдается без ограничения срока действия. 1. Соискателю лицензии, не имеющему лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на момент принятия ФКЦБ России решения о выдаче лицензии, лицензия выдаётся сроком на 3 года. (п 7 Постановления № 10 от 15. 08. 2000 года) 5. Основания приостановления Выявление лицензирующим органом, действия лицензии государственными надзорными и контрольными органами, действующими в пределах своей компетенции, нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий. Невыполнение лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

6. Основания прекращения действия Истечение срока действия лицензии Ликвидация лицензиата или его прекращение в случае реорганизации. Аннулирование лицензии. 7. Контроль ФСФР

Лицензирование товарных бирж 1. Вид лицензии Лицензия на организацию биржевой торговли 2. Лицензирую щий орган Федеральная Служба по финансовым рынкам (ФСФР) (Ранее - Комиссия по товарным биржам при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур) 3. Лицензионные требования 1. Наличие собственных средств в размере не менее 50 млн. рублей 2. Требования к предоставляемым документам. 3. Наличие соответствующего

5. Основания приостановления действия лицензии Нарушение исчерпывающего списка требований закона о биржах, положения о лицензировании товарных бирж и других законодательных актов РФ 6. Основания прекращения Биржа продолжает действия лицензии допускать нарушения положений закона о биржах – уполномоченный орган вправе аннулировать лицензию. Санкция применяется в судебном порядке 7. Контроль ФСФР

Участники фондовой биржи Организационно-правовая форма биржи Право на участие в биржевых торгах 1. Некоммерческое партнерство Только члены биржи – профессиональные участники РЦБ. 2. Акционерное общество Только брокеры, дилеры и управляющие ценными бумагами. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, устанавливаемыми фондовой биржей. Запрет на установление неравноправного положения участников торгов. Передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускается.

Права основных участников торгов на фондовой бирже Брокеры Совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера. Действуют на основе договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Дилеры Совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счёт путём публичного объявления цен, покупки и (или) продажи ценных бумаг. Доверительные управляющие Осуществляют управление ценными бумагами, денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение.

Члены товарной биржи Наделение статусом 1. а) участие в формировании уставного капитала биржи б) внесение членских или иных целевых взносах. 2. признание их таковыми в соответствии и в порядке учредительных документов Не могут быть членами 1. служащие данной или какой-либо другой товарной биржи (работающие по трудовому договору); 2. организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи (работающие по трудовому договору); 3. высшие и местные органы государственной власти и управления (федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ);

4. банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций, страховые и инвестиционные компании и фонды (кредитные и страховые организации, инвестиционные фонды и компании). При этом указанные учреждения могут быть членами фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных бирж; 5. общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; 6. физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (не имеющие статуса индивидуального предпринимателя)

Категории членов. 1. полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи. 2. неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании секции биржи. Классификация членов биржи по объему участия в биржевой торговле. Брокерские фирмы и независимые брокеры Не являющиеся биржевыми брокерами

Права членов биржи по Брокерские фирмы объему участия в биржевой и независимые торговле. брокеры участвуют в биржевой торговле непосредственно без ограничений. Члены, которые не являюся биржевыми брокерами непосредственно от своего имени - только при торговле реальным товаром за свой счет, без права на биржевое посредничество; через организуемые ими брокерские конторы; на договорной основе с брокерскими фирмами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже

Права членов торговой биржи Права членов биржи - участвовать в биржевой торговле; - участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, - участвовать в работе других органов управления биржей - в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже; - получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи, - другие права, предусмотренные учредительными документами биржи. Члены биржи, являющиеся учредителями биржи, могут иметь особые права и обязанности на бирже вне сферы биржевой торговли при условии, что эти права и обязанности определены в уставе биржи и не нарушают равенства прав учредителей и других членов биржи в биржевой торговле. Указанные права предоставляются учредителям не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи.

Возможность сдавать в аренду право на участие (уступать на определенный договором срок) в биржевой торговле только одному юридическому или физическому лицу. Не допускается субаренда (переуступка). Договор подлежит регистрации на бирже

Посетители торгов. 2. 1. Определение. Юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Не могут участвовать непосредственно иностранные физические и юридические лица, не являющиеся членами биржи. Они могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников. 2. 2. Классификация посетителей. Постоянные Разовые 2. 3. Объём участия в биржевой Нет ограничений торговле Только реальный товар – от своего имени и за свой счет 2. 4. Ограничение на число Не более 30% от общего посетителей. числа членов биржи Нет ограничений 2. 5. Срок права на участие в биржевых торгах Не более чем 3 года разово

Ответственность фондовых бирж Гражданско-правовая ответственность Вред, причиненный в результате нарушения законодательства РФ о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Возмещение убытков производится по соглашению сторон, а в случае наличия спора - по решению суда.

Уголовная ответственность В Уголовном кодексе РФ определены следующие виды преступлений и уголовной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг: 1) за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК), т. е. внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (более 1000000 рублей). 2) за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации (ст. 185. 1 УК) содержащей данные об эмитенте, о его финансовохозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (более 1000000 рублей).

Административная ответственность Нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг (ст. 15. 17 Ко. АП) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей. Совершение профессиональными влечет наложение административного участниками рынка ценных бумаг штрафа на должностных лиц в сделок с ценными бумагами, отчет об размере от пяти тысяч до десяти итогах выпуска которых не тысяч рублей; на юридических лиц зарегистрирован (ст. 15. 18 Ко. АП) от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Непредставление эмитентом или влечет наложение административного профессиональным участником штрафа на должностных лиц в рынка ценных бумаг инвестору по его размере от двадцати тысяч до требованию предусмотренной тридцати тысяч рублей или законодательством информации либо дисквалификацию на срок до одного представление недостоверной года; на юридических лиц - от информации (п. 1 ст. 15. 19 Ко. АП) пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Нарушение эмитентом, влечет наложение административного профессиональным участником рынка штрафа на должностных лиц в ценных бумаг или лицом, размере от тридцати тысяч до оказывающим услуги по публичному пятидесяти тысяч рублей или представлению раскрываемой дисквалификацию на срок от одного информации, порядка раскрытия года до двух лет; на юридических лиц информации на рынке ценных бумаг, - от семисот тысяч до одного обязанность по раскрытию которой миллиона рублей. предусмотрена законодательством (п. 2 ст. 15. 19 Ко. АП) Использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам (ст. 15. 21 Ко. АП) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

биржа Нарушение порядка информирования членов биржи и участников биржевой торговли о предшествовавших и предстоящих торгах, порядка осуществления контроля за механизмом ценообразования нарушение биржей положений учредительных документов о максимальном количестве членов биржи наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20000 до 40000

УК РФ не содержит составов преступления за нарушения на товарном организованном рынке. Вопросы гражданско-правовой ответственности должны решаться в общем порядке, гражданское право не содержит специальных норм.

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности.

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 (в ред. от 27.07.2010 г.) «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями.

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи.

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, т.е. она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т.д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, т.е. установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам РФ.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов - лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30% от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

Непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

Через организуемые ими брокерские конторы;

На договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, т.е. биржевыми посредниками;

Непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

Реальные сделки, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

Форвардные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

Фьючерсные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

Опционные, предполагающие уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара, и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако Закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле.

Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.

Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон о РЦБ понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Правовое положение фондовых бирж установлено Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 г.) «О рынке ценных бумаг».

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие на данном рынке профессиональную деятельность: брокерскую, дилерскую, по управлению ценными бумагами, клиринговую и др.

Контроль над данным видом деятельности возложен на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Предыдущая

Участниками биржевых торгов являются члены биржи и лица, имеющие в соответствии с законом и правилами биржевой торговли право участвовать в биржевых торгах. Состав участников биржевой торговли определяется в зависимости от вида биржи (фондовая или товарная) и принятыми законодательными актами. Присутствующих в биржевом зале можно условно разделить на группы:

  • · Заключающие сделки;
  • · Организующие заключение биржевых сделок;
  • · Контролирующие ход ведения биржевых торгов;
  • · Наблюдающие за ведением торга.

Операции на биржах проводят только профессиональные участники, имеющие четкую специализацию по различным видам биржевой деятельности. Посредников в биржевых операциях называют по-разному: биржевые маклеры, куртье, комиссионеры, брокеры, маркет-мейкеры, дилеры. Все они работают либо за вознаграждение, выраженное в процентах или долях процента от общей суммы сделки, либо за свой счет. Состав участников, заключающих сделки на товарных биржах, определяется правилами биржевой торговли и может отличаться в зависимости от того, какой является биржа открытой или закрытой.

На открытой бирже заключать сделки в помещении биржевого дела имеют право:

  • 2. Брокеры, аккредитованные на бирже;
  • 3. Постоянные и разовые посетители, получившие право на участие в биржевых торгах.

На закрытой бирже заключать сделки имеют право:

  • 1. Члены биржи и их представители;
  • 2. Брокеры, аккредитованные на бирже.

Разовые и постоянные посетители ограничены в своих правах как участники биржевой торговли по сравнению с членами биржи и их представителями. Во-первых, согласно законодательству, постоянному посетителю предоставляется право на участие в биржевых торгах на срок не более трех лет. Во-вторых, число постоянных посетителей не должно превышать 30% общего числа членов биржи. Кроме того, постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей. Если постоянные посетители имеют право на биржевое посредничество, то разовые посетители его лишены, так как они имеют право на совершение сделок только на реальный товар от своего имени и за свой счет. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены фондовой биржи и их количество определяются правилами фондовой биржи.

В отличие от товарной биржи на фондовой бирже временное членство, а также неравноправное положение членов биржи, сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющихся членами данной биржи, запрещена. Состав и количество посредников, участвующих в биржевых торгах, схема взаимодействия со своими клиентами могут быть различными и часто зависят от уровня развития биржевой торговли и сложившихся традиций, характерных для данной страны и биржи. На биржах США торговцы, действующие непосредственно в операционном зале, делятся на несколько категорий. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже (НФБ) существуют четыре категории членов: комиссионные брокеры, специалисты, брокеры торгового зала («двухдолларовые брокеры»), зарегистрированные трейдеры.

Комиссионные брокеры могут работать только по поручению клиентов. Операции за свой счет им запрещены. Специалисты-дилеры работают за свой счет и от своего имени. Им запрещено выполнять брокерские функции, кроме заявок других членов биржи. «Двухдолларовые брокеры» выполняют поручения комиссионных брокеров, если они не успевают выполнять заказы. Зарегистрированные трейдеры также являются дилерами, но в отличие от специалистов не отвечают за определенные акции.

На Лондонской фондовой бирже участниками торгов являются:

  • 1. Брокерско-дилерские фирмы, основная функция которых это исполнение поручений клиентов на куплю-продажу ценных бумаг и совершение операций за свой счет;
  • 2. Маркет-мейкеры это члены биржи, обязующиеся котировать определенные ценные бумаги в течение рабочего дня. Брокеры-дилеры являются посредниками между маркет-мейкерами по гилтам.

В России основными участниками торгов на фондовой бирже являются брокеры и дилеры. Их деятельность регламентируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Характер и виды работ, выполняемых брокерами и дилерами, зависят от наличия лицензии. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг выделяет три вида брокерской и два вида дилерской деятельности.

Брокерская деятельность может быть:

  • 1. По осуществлению операций с ценными бумагами за исключением операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Запрещено работать со средствами физических лиц;
  • 2. По осуществлению операций с ценными бумагами за исключением операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Разрешено оперирование средствами физических лиц;
  • 3. По осуществлению операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Дилерская деятельность может быть:

  • 1. По проведению операций с ценными бумагами, кроме государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • 2. По осуществлению операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Брокерская и дилерская работа может проводиться совместно при условии наличия лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности. Подобная жесткая регламентация деятельности по операциям с ценными бумагами призвана обеспечить добросовестное и квалифицированное исполнение поручений клиентов, исключить случаи злоупотребления при использовании средств клиентов. Так, брокерскую лицензию на право работы со средствами физических лиц можно получить лишь по истечению двух лет работы на фондовом рынке с лицензией, дающей право работать с не государственными ценными бумагами. Получение лицензии на право осуществления той или иной из перечисленных видов деятельности на фондовом рынке обусловлено ФКЦБ выполнением ряда требований. Финансовые требования к величине собственного капитала, минимальная сумма которого должна быть в пределах от 50 до 450 тыс. ЭКЮ в зависимости от вида осуществляемой деятельности. В штате юридического лица, ведущего брокерскую или дилерскую деятельность, должны находиться аттестованные специалисты, а также юрист-контролер, исключительной компетенцией которого является осуществление контроля за соответствием брокерской и дилерской деятельности требованиям законодательства.

Работа на фондовом рынке без соответствующей лицензии категорически запрещена. За нарушение этого требования предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.