Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Анализ структуры государственного внешнего долга россии. Структура государственного долга российской федерации

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.


Вопросы для самоконтроля:

6.1. Что является источниками покрытия дефицита бюджета?

6.2. Охарактеризуйте структуру государственного внутреннего долга РФ и методы управления.

6.3. Охарактеризуйте структуру государственного внешнего долга РФ и методы управления.

6.4. Приведите примеры государственных ценных бумаг.

6.5. При каких условиях предоставляются государственные гарантии?

Тесты для проверки остаточных знаний обучающихся

1. Бюджетные средства, предоставленные юридическим лицам или
другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной
основах, - это:

1) трансферты;

2) бюджетный кредит;

3) бюджетные ассигнования.

2. Привлечение средств на возвратной и возмездной основах для
закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств,
иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора - это:

1) бюджетные кредиты;

3) связанные кредиты иностранных государств и юридических лиц.


3. Привлечение средств на возвратной и возмездной основах для
закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в
целях осуществления инвестиционных проектов или проектов
структурных реформ при участии и за счет средств международных
финансовых организаций - это:

1) целевой иностранный кредит;

2) нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

3) связанные кредиты правительств иностранных государств, банков.

4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) кредиты, полученные РФ;

2) доходы от продажи земли;

3) доходы от продажи недвижимого имущества.

5. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать:

1) 15% объема доходов бюджета;

2) 20% объема доходов бюджета;

3) размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

6. Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут
превышать:

7. Государственный внутренний долг РФ формируется:

1) из суммы долга по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

2) суммы долга по полученным РФ кредитам от иностранных государств, кредитных организаций;

3) суммы долга по государственным кредитам, предоставленным РФ


иностранным государствам.

8. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые не могут превышать:

9. Если долговые обязательства субъекта РФ не были гарантированы
РФ, то:

1) Российская Федерация не несет ответственности по данным долговым обязательствам;

2) Российская Федерация несет ответственность по данным долговым обязательствам;

3) Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по данным долговым обязательствам.

10. Управление государственным внутренним и внешним долгом
осуществляет:

1) Правительство РФ;

2) Центральный банк РФ;

3) Министерство финансов РФ.

11. Порядок осуществления заимствований Российской Федерации
устанавливает:

1) Правительство РФ;

2) Центральный банк РФ;

3) Министерство финансов РФ.

12. Учет и регистрацию государственных долговых обязательств
Российской Федерации производит:

1) Министерство финансов РФ;

2) Федеральное казначейство и его территориальные отделения;

3) Банк России и его учреждения.


13. Сумма государственных кредитных ресурсов, предоставленных
РФ иностранным кредиторам (заемщикам), отражается:

1) в расходах федерального бюджета;

2) в доходах федерального бюджета;

3) как источники финансирования дефицита федерального бюджета.

14. Основанное на соглашении прекращение долговых обязательств
с заменой их иными долговыми обязательствами, предусматривающими
другие условия обслуживания и погашения обязательств, - это:

1) предельный объем госдолга;

2) государственные гарантии;

3) реструктуризация долга.

15. Общая сумма предоставленных государственных гарантий
Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте РФ
включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид
долгового обязательства и отражается:

1) в долговой книге;

2) в расходах федерального бюджета;

3) в доходах федерального бюджета.

Практическое задание 1

Условие: администрацией субъекта Федерации получен кредит Сбербанка РФ по погашение временных кассовых разрывов в сумме 10070 млн.р., процентная ставка 14%. В течение финансового года продан госпакет акций на сумму 150 млн. рублей и приобретен более доходный госпакет акции на сумму 320 млн. рублей. Остаток средств регионального бюджета на конец года увеличился на 1 000 млн. рублей.

Задание: заполните таблицу "Источники финансирования дефицита бюджета" и определите сумму дефицита (профицита) регионального бюджета.


Практическое задание 2 Условие: администрацией субъекта Федерации в текущем финансовом году заключен кредитный договор со Сбербанком РФ и получен кредит в сумме 4 800 млн.р., срок действия договора - с 1 февраля по 1 декабря текущего года, процентная ставка - 13 % годовых. В течение финансового года продано акций на сумму 150 млн.р. и приобретено доходных акций на сумму 300 млн.р. Остаток средств регионального бюджета на начало года - 4 500 млн.р., на конец года - 3 900 млн.р.

Задание: заполните таблицу "Источники финансирования дефицита бюджета", определите сумму дефицита (профицита) регионального бюджета и рассчитайте плату за пользование кредитными ресурсами.

Практическое задание 3

1. Определите сумму государственного долга (ГД) субъекта РФ на 1 января текущего года и на 1 января очередного финансового года. Результаты отразите в таблице.

2. Рассчитайте сумму расходов на обслуживание ГД и предельный


объем расходов на обслуживание ГД в текущем финансовом году. Результаты сравните.

Формы долговых обязательств Сумма ГД на начало года Обороты за год Сумма ГД на конец года
Государственные ценные бумаги
Привлечение средств
Погашение основной суммы задолженности
Иные долговые обязательства
Привлечение средств
Погашение основной суммы долга
Предоставление государственных гарантий
Гарантии выданные
Гарантии погашенные
Итого

Условие: основная сумма государственного долга субъекта Федерации по состоянию на 1 января текущего года составляет: по облигационному займу на 3 года на сумму 10 000 млн.р. (купонный доход - 15% годовых); по кредиту, полученному у федерального бюджета, -3 500 млн.р. (беспроцентный, срок погашения 31 декабря текущего финансового года); по кредиту, полученному в Сбербанке РФ, - 10 400 млн.р. (процентная ставка 14% годовых, срок погашения - в очередном финансовом году); по выданным государственным гарантиям - 1 300 млн.р.

В течение финансового года объем долговых обязательств изменялся следующим образом: заключен новый кредитный договор со Сбербанком РФ и получен кредит в сумме 4 000 млн.р. (процентная ставка 14,5% годовых, срок действия договора - с 1 июля текущего года по 1 января очередного финансового года); погашены ранее выданные государственные гарантии на сумму 1 000 млн.р.; предоставлены новые государственные гарантии на сумму 1 500 млн.р.

Региональный бюджет исполнен в текущем году по доходам в сумме


168 000 млн.р., из них безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 33 000 млн.р.

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Российская Федерация относится к категории государств, являющихся одновременно и крупным мировым кредитором, и должником. Хотя до ей еще очень далеко. Разберем, что из себя представляет внешний долг России, каковы его состояние, структура, обслуживание.

Внешний долг России

Бюджетный кодекс РФ, или конкретнее - 6-я статья документа, определяет внешний российский долг как обязательства государства, возникающие в иностранной валюте.

Под внешним принято подразумевать общий внешний долг всех юридических лиц - резидентов РФ, то есть как государственных, так и бизнес-структур.

В то же время государственным внешним долгом России являются обязательства:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов федерации;
  • Центрального банка РФ

Официальным источником сведений по текущему состоянию, структуре, истории, планам платежей по внешнему государственному долгу России является ЦБ РФ. Отдельную статью о функциях Центробанка смотрите . Актуальные показатели долга, а также предварительная оценка его состояния на определенную дату - например, 12 апреля была дана примерная оценка на 1 апреля - публикуются в разделе «Статистика внешнего сектора» веб-ресурса ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs .


Подробная официальная справочная информация о внешнем российском долге содержится также на сайте российского Минфина: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external. В частности, ведомство выкладывает графики погашения внешнего госдолга по видам долговых обязательств РФ.

История государственного долга РФ

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году - сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы - период тяжелейшего экономического кризиса - Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из :


После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за . Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга - свыше 700 млрд. USD - был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014-2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу - более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Сравнение внешнего и внутреннего долга РФ

Вот так выглядит динамика внешнего долга РФ по сравнению с государственный внутренним долгом:



Актуальное состояние внутреннего долга РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal. Поскольку внутренний долг на сайте Минфина измеряется в национальной валюте (рублях), то сравнение с внешним долгом в долларах при плавающем валютном курсе лучше делать на конец каждого года. На конец 2017 года внешний долг больше внутреннего в 3.75 раза.

Разница в графиках очевидна — поскольку на внутренний долг санкций быть не может, то по нему в последние 10 лет наблюдался заметный рост — за период 2007-2017 годов внутренний долг РФ вырос в 8 раз. Внешний долг — менее чем вдвое. Наиболее устойчивый период в обоих случаях был в 2000-2005 годы, когда нефтяные доходы покрывали все государственные нужды без необходимости внутренних и внешних займов. Актуальный объем долга РФ, млрд. рублей (внешний + внутренний, поквартально):

Актуальный внешний долг России

По состоянию на 1 января 2018 внешний долг России составил $529,1 млрд. Согласно данным Центробанка показатель 2017 года превышен на 2,9%. В Банке России увеличение внешней задолженности объяснили двумя факторами:

1. ростом интереса заграничных инвесторов к российским государственным ценным бумагам, которые им позволено покупать;

2. привлечением долгового финансирования находящимися за рубежом структурами российских компаний

По данным финансового мегарегулятора, внешняя задолженность российских банковских организаций, наоборот, снизилась до низшего уровня за всё последнее десятилетие.

Ранее в Минфине заявили, что на случай удара новых западных санкций по государственным облигациям РФ у правительства найдутся другие источники финансирования федерального бюджета.

Структура российского внешнего долга

Внешний долг России включает:

  • собственно государственный долг РФ - обязательства федеральных властей;
  • внешний долг ЦБ РФ;
  • долг банковского сектора (коммерческих банков - частной и государственной собственности);
  • долг «прочих секторов» - российских компаний, организаций, предприятий.

Федеральные органы власти за истекший год увеличили российский долг с $39,178 до нового показателя $55,629 млрд, или на 42%:

  • обязательства в иностранной валюте выросли на 27%, с $11,662 до нового значения $14,882 млрд;
  • бумаги в рублях – на 54%, с 25,032 до нового числа 38,708 млрд USD (эквивалент).

Внешний долг ЦБ увеличился – с 12,334 до нового показателя 14,974 млрд. USD, или на 21%.

Долг банковского сектора уменьшился со 119,395 до новой цифры 104,518 млрд. в американской валюте, на 12%.

Корпоративный долг российских компаний вырос с $343,225 до нового значения 353,963 млрд. долл., на 3%, оставшись самым крупным среди обязательств всех секторов.

Современный внешний долг России, его динамика и перспективы

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

    Кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

    Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

    Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    Государственным гарантиям Российской Федерации;

    Иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2012 г. основную долю в структуре государственного внешнего долга России занимает задолженность, оформленная в государственные ценные бумаги, которая составляет 73,38 % от общей суммы долга.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет 2,5 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам МФО составляет 10,05 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам ЦБ РФ и по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет менее 5 % от общей суммы долга.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря2013 года составил 55,8 млрддолларов , что является одним из самых низких показателей вЕвропе . По относительным показателям, российский внешнийгосдолг составляет 5-10 % от объёмаВВП страны. По данным рейтингового агентстваMoody"s внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр и т. д.)

Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года , когда он достиг 146,4 % отВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 19 декабря 2013 года

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР , принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед членами Парижского клуба

Задолженность перед кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность бывшим странам СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Динамика государственного внешнего долга России

Дата

Сумма, млрд долл. США

В 2004-2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитамПарижского клуба , после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 %ВВП ).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции - 66 %, США - 100 %, Великобритании - 43 %, Норвегии - 36 %, Австралии - 12 %, Казахстана - 10 %, Гонконга - 2 %.

По проектам Министерства финансов РФ, подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную часть - на пополнение Резервного фонда: в 2012 г.- 3,3%, в 2013 г.- 1,0%, в 2014 г.- 0%. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется.

По их прогнозам, дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012- 2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012- 2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований.

При условии неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы государственного долга уже установлены на достаточно высоком уровне, дополнительные заимствования приведут к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с ухудшением их условий и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет.

Пока низкий уровень государственного долга позволяет проводить политику увеличения заимствований, не опасаясь критических показателей в долговой устойчивости. В условиях сохранения макроэкономической ситуации, в предстоящий период показатели долговой устойчивости РФ останутся на относительно безопасных уровнях. И при планируемых объемах заимствований нагрузка на бюджет будет оставаться в пределах нормы.

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moodys и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poors), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.

В результате резкого падения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну-кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5 % годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15 % годовых. В 2008 году Россия предоставила кредит Исландии в размере 4 млрд евро (по другим данным в кредите было отказано). В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т. д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0 % до 3 %. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2012 года США были должны РФ 2,98 % всего своего госдолга, или 157,8 млрд долларов.