Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Радикальные социально-экономические реформы правительства ельцина - гайдара

Законной правопреемницей СССР стала Российская Федерация. Одной из главных проблем, стоявших перед правительством РФ, была выработка программы преобразований в экономике. Целью экономических реформ стал переход к рыночной экономике. Переход к рынку предполагалось осуществить путем либерализации экономики. За основу программы преобразований была взята концепция т.н. «шоковой терапии», что предполагало достижение макроэкономической стабилизации - равновесия между платежеспособным спросом и товарным предложением. Реализация реформ должна была начаться 2 января 1992 г. Сущность преобразований сводилась к либерализации цен, приватизации и акционированию в промышленности и сельском хозяйстве, антимонопольной и разумной налоговой политике, сокращению необоснованных расходов, адресной системе социальной помощи, разрушению «железного экономического занавеса». Намечалось в сжатые сроки осуществить приватизацию государственной собственности. Делалась ставка на быстрый переход от командно-административной к рыночной экономике , радикальные методы борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом. Последствия реформ оказались непредсказуемыми: во много раз выросли цены, моментально обесценились вклады населения в Сбербанке, большинство граждан страны в течение нескольких месяцев оказались за чертой бедности, останавливались предприятия, выросла безработица, появились задержки заработной платы, пенсий, пособий. В конце 1992 г. началась приватизация государственной собственности. Российский приватизационный чек (ваучер) не был именным, на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производительных фондов на 1 июля 1992 г. В стране началась неконтролируемая скупка ваучеров по низким ценам. Для определенных категорий состоятельных и предприимчивых людей, мафиозных структур ваучер стал средством извлечения значительной прибыли. В стране стремительно нарастало социальное расслоение, невиданного размаха достигла преступность. К 1993 г. экономика России вступила в системный кризис, который был обусловлен разрушением единого советского экономического пространства и слабостью рыночных институтов экономической деятельности.

Приоритетной задачей руководства России было укрепление территориальной целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет, и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 года Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики.

С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и 31 марта 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1977 г. Однако этому препятствовала парламентская оппозиция .

История. История России. 11 класс. Базовый уровень Киселев Александр Федотович

§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Начало радикальных реформ в экономике. В наследство российской экономике достались болезни кризисного состояния советского народного хозяйства – спад промышленного производства, рост инфляции, нарастающий дефицит государственного бюджета и сокращение золотовалютных запасов.

Радикальная программа экономистов С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского – за «500 дней» перейти к рыночной экономике – летом 1990 г. была поддержана политическим руководством России. Программа официально не была принята, но её основные направления (отказ государства от регулирования экономики и цен, глобальная приватизация, признание саморегулирующейся рыночной экономики) были взяты в качестве исходных позиций радикального переустройства хозяйственной жизни страны. Однако только в январе 1992 г. в Российской Федерации начались радикальные преобразования, давшие старт переходу к рыночной экономике. Правительство во главе с видным экономистом Е. Т. Гайдаром действовало решительно, начав с либерализации цен.

В течение 1992 г. цены на продовольственные товары возросли почти в 40 раз. Ставка на то, что свобода рыночных отношений обеспечивает и поддерживает стабильность экономики, в российских условиях оказалась ошибочной. Государственные компенсации населению не успевали за астрономическим ростом цен и инфляции. Социологические исследования свидетельствовали, что абсолютное большинство населения страны стало жить в 1992 г. гораздо хуже, чем раньше. Эти действия правительства получили название «шоковой терапии». Либерализация цен привела также к резкому падению промышленного производства. В особо тяжёлой ситуации оказались предприятия военно-промышленного комплекса.

Вместе с тем уже весной 1993 г. рынок был насыщен основными продовольственными товарами, исчезли огромные очереди за ними. Однако для социальных групп с низкими доходами высококачественные дорогие продукты стали недоступными, и качество питания ухудшилось.

В конце 1980-х гг. в российском обществе росло недовольство перестройкой. Радужные ожидания лучшей жизни обернулись глубокими разочарованиями. Люди, уставшие от социалистической системы, жили очередными утопическими надеждами на быстрое «экономическое чудо», наступление которого связывали с развитием рынка и частной собственности.

Для большинства населения эти понятия были не более чем политическими лозунгами, в которые верили, но сути не понимали. По-прежнему ждали, что, наконец, наступят времена более справедливого распределения накопленных поколениями богатств и капиталов.

Первые шаги нового экономического курса, связанные с либерализацией цен, действительно шокировали большинство населения. Теперь всё больше людей желали вернуться к регулируемым ценам, что тоже было утопией. Путь назад вёл к деградации и упадку экономики.

Указ Президента Российской Федерации «О свободе торговли» (январь 1992 г.), направленный на стимулирование рыночных отношений и свободу деятельности мелких и средних предпринимателей, на практике привёл к появлению многотысячного отряда «челноков» (лиц, скупающих товары за границей по низким ценам с целью последующей их перепродажи внутри страны). Резкое падение уровня жизни вынуждало многих людей бросать прежнюю работу и пополнять ряды «челноков». В этот «бизнес» втягивалась не только молодёжь, но и высококвалифицированные специалисты, научные сотрудники и бывшие служащие государственных учреждений, чьи мизерные зарплаты в условиях непрерывной инфляции не оставляли людям иного выбора.

Приватизация государственной собственности. В ходе рыночных реформ был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом, который в ноябре 1991 г. возглавил А. Б. Чубайс. С его именем связана практическая реализация правительственного курса массовой приватизации государственных предприятий, которая проходила в два этапа.

Российские шахтёры. Фото П. Кривцова

А. Б. Чубайс рассказывает о программе приватизации

В книге «Приватизация по-российски» А. Б. Чубайс отвергает обвинения в том, что реформаторы «навязали России чуждую ей приватизацию и антинародные рыночные реформы».

Автор утверждает, что стихийная приватизация в стране «шла вовсю» уже в последний год горбачёвского правления в виде по сути «бандитского передела собственности», осуществляемого представителями всех слоёв советской номенклатуры – партийной, директорской, региональной, профсоюзной. В заслугу правительству Е. Т. Гайдара он ставит то, что в России удалось «бескровно уйти от величайшей опасности тех лет – стихийной приватизации» со всеми негативными последствиями всеобщего хаоса.

На первом этапе (1992 – 1994) приватизация проводилась на основе приватизационных чеков (ваучеров). Все граждане Российской Федерации имели возможность получить один приватизационный чек стоимостью 10 тыс. руб. На ваучеры можно было приобрести акции приватизируемых предприятий. В экономике страны за короткий срок произошли кардинальные изменения в отношении собственности и был сформирован негосударственный сектор. Часть ваучеров была продана населением чековым инвестиционным фондам (ЧИФам) и компаниям, остальные – члены трудовых коллективов вложили в акции собственных предприятий.

В ходе чековой приватизации в России появились принципиально новые институты рыночной экономики, которых ранее не было. Заработали инвестиционные фонды, холдинги, нефтяные компании, финансово-промышленные группы. Сформировалась группа руководителей крупного российского бизнеса, получивших со временем в народе название «олигархов» («олигархия» в переводе с греческого – власть немногих).

В 1995 г. начался второй этап приватизации – денежный, который проводился на основе отношений купли-продажи (государство выставляло на продажу принадлежавшую ему собственность).

Стихия рынка, охватившая российское общество, не всегда подкреплялась соответствующими изменениями в хозяйственном механизме и законодательной базе. Игнорировались интересы простых людей, что привело к их обнищанию, росту безработицы и уголовных преступлений. По мнению специалистов, внедрение собственно рыночных отношений отставало от демонтажа социалистического строя.

Надежды на то, что «рынок решит всё», во многом оказались несостоятельными. В качестве образцов брались преуспевающие страны – США, Германия, Япония, но мало учитывались их специфика, долгосрочность реформ, возможность применения зарубежного опыта в российских условиях.

Социальное расслоение. В результате политических и экономических преобразований в России появи-лись два основных социальных слоя: собственники и наёмные работники (последние составляют большинство населения страны).

Приватизация способствовала перераспределению национальных богатств, именовавшихся в советское время «общенародной собственностью», в пользу немногочисленного слоя состоятельных людей, наживших свои капиталы в условиях быстрого перехода к рынку. По данным Российской академии наук, к концу 1993 г. слой богатых в стране составлял 3 – 5 %, среднеобеспеченных – 13 – 15 %. Остальные находились за чертой бедности.

Процесс расслоения общества усиливался с каждым годом, что вызвало у значительной части населения резкое неприятие реформ, глубокое разочарование и личные драмы. Ухудшение условий труда и жизни интеллигенции привело к «утечке мозгов» – выезду представителей высококвалифицированной научной и технической элиты за границу или их переходу на работу в коммерческие структуры.

Не принесла успеха и реформа в аграрной области: сохранялись знаменитые «ножницы цен» (т. е. промышленные товары относительно дороги, а сельскохозяйственные относительно дёшевы), бес-хозяйственность (в 1994 г. в поле стоял урожай под 100 млн т, а собрали 83 млн). Закон «О зерне» (май 1993 г.) декларировал отказ от монополии на сельхозпродукцию и создание зернового рынка. На деле реальные рычаги – планирование правительством цен, система госзакупок, налоговые льготы для производителей зерна – находились в руках государства. Интересы крестьян по-прежнему никто не защищал.

В годы перестройки

Финансово-экономический кризис 1998 г. В 1998 г. разразился финансово-экономический кризис, или дефолт (провал, упадок), что явилось отражением глубоких внутренних и внешних причин в российской и мировой экономике. Первоначальным толчком, запустившим кризисный механизм в национальной российской экономике, стало потрясение на финансовых и валютных рынках Юго-Восточной Азии. Провалы на фондовом и валютном рынках выявили слабость и уязвимость российских финансово-экономических структур и институтов.

Курс российского правительства на финансовую стабилизацию основывался не на росте реального сектора экономики, а на создании «финансовой пирамиды» ценных бумаг – государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правительство С. В. Кириенко заявило о невозможности выполнять свои финансовые обязательства по ГКО.

В совместном заявлении Правительства России и Центрального банка от 17 августа 1998 г. было объявлено об изменении валютной политики, о замораживании выплат по облигациям государственного внутреннего долга, а также о временном пересмотре отношений к иностранным кредиторам России. Банк России перешёл к проведению «политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора», которые были определены на уровне от 6 до 9,5 руб. за доллар США. По существу, это решение означало почти пятидесятипроцентную девальвацию рубля. Однако на практике рубль обесценился не на проценты, а в несколько раз.

С валютного рынка паника перебросилась на потребительский: из магазинов исчезли соль, сахар, мука и крупы, а также промышленные товары (автомобили, сложная бытовая техника импортного производства и пр.). Резко усилился спрос на покупку жилья. В сентябре 1998 г. рост потребительских цен составил около 40 %, что свидетельствовало о начале гиперинфляции. Практически остановилась система безналичных расчётов, многие банки оказались близки к банкротству. Ускорился спад промышленного производства.

Экономисты определили и внутренние причины кризиса: неуклонная тенденция сокращения производства, долгая жизнь государства «не по средствам», как за счёт проедания ренты с природных ресурсов, так и в долг – на крупномасштабные заимствования на внутреннем и внешнем рынках. При этом внешние займы направлялись на латание бюджетных прорех, а не на решение проблем реального сектора экономики. Проводимая правительством экономическая политика вела к тому, что Россия всё в большей степени стала поставлять на мировой рынок не промышленную продукцию, а сырьё. По данным Государственного таможенного комитета, подавляющую часть экспорта составляла продукция сырьевых и добывающих отраслей, а также предприятий, производящих продукцию промежуточного потребления (топливно-энергетическое сырьё, металлы и изделия из них). Одновременно продолжала усиливаться зависимость экономики страны от ввоза продовольствия и продукции сельского хозяйства. Особо уязвимым стал продовольственный рынок, ёмкость которого более чем наполовину обеспечивалась за счёт импортных поставок.

В зале Московской международной валютной биржи

Кризис 1998 г. привёл к ещё большему расслоению в обществе. В конце 1990-х гг. доходы 10 % наиболее обеспеченных граждан России превышали доходы 10 % наименее обеспеченной части населения в 30 раз. Такова была цена «шоковой терапии».

Вопросы и задания

1 . Составьте в тетради таблицу «Рыночные реформы в России».

2 . Сравните основные характеристики экономики нашей страны в конце 1970-х гг. и в конце 1990-х гг. Обозначьте общие черты, выделите различия. 3. Какие важнейшие изменения произошли в социальной структуре общества в 1990-е гг.? О чём эти изменения свидетельствовали? 4. Каковы были причины и последствия дефолта 1998 г.? 5. Проведите опрос среди представителей старшего поколения о том, как менялся их образ жизни в 1990-х гг. Самостоятельно разработайте список из 4 – 5 вопросов. На основании полученной информации сделайте выводы о том, какие новые явления вошли в повседневный быт людей, как изменился их социальный статус.

Работаем с документами

Из книги директора Центра по изучению России и Евразии при Гарвардском университете (США) Маршалла Голдмана «Приватизация России»

Действительно, как и рассчитывали Гайдар и Чубайс, роль правительства в принятии решений была уменьшена, и рынок, или то, что считается рынком в России, имеет сегодня больше влияния на экономическое поведение, чем государственные планировщики. Не вернулась Россия и к коммунизму. Более того, после турбулентного десятилетия и бесчисленных упущенных возможностей российская экономика в конце концов начала расти в 1999 году. Однако даже этот рост более обязан утроению цен на экспортную российскую нефть и радикальной девальвации рубля (эффективно снизившей импорт на 50 % и таким образом давшей возможность воспрять отечественным производителям), чем реформам шоковой терапии и целенаправленным политическим выборам.

Но даже при этом запоздалом росте по большинству остальных экономических мерок приватизация провалилась. Что не менее важно, переход к рынку был запятнан коррупцией и возникновением бесчестной олигархии, которая, вероятно, до сих пор контролирует свыше 50 % российской экономической деятельности. Допустим, нельзя уверенно сказать, могли бы коммунисты снова захватить власть и вернуть пятилетние планы и государственную собственность, не будь этой попытки приватизации, или нет. Ведь коммунисты в Польше были возвращены к власти на время, но Польша продолжала попытку приватизации. В любом случае мало тех, кто бы стал настаивать, что российская приватизация не могла быть улучшена, да и сами проведённые реформы мало способствуют тому, чтобы продвинуть дело последующих реформ. Так или иначе, но эти реформы скомпрометировали сам процесс реформ на многие годы вперёд, стали препятствием для последующих реформ и дали толчок дисфункциям в экономике и разного типа антисоциальному поведению.

Из книги «Эпоха Ельцина: очерки политической истории»

Приватизация обычно проводится для достижения двухконечных целей: сформировать устойчивую систему прав собственности; создать условия для стабильного и эффективного развития экономики. Ни ваучерная, ни последовавшая за ней денежная приватизация пока этих задач не решили. Но промежуточные результаты есть – и положительные, и отрицательные.

С одной стороны, ваучерная приватизация привела к тому, что в стране стала невозможной реставрация прежней хозяйственной системы. Появился сам институт частной собственности. Возник рынок ценных бумаг вместе со всеми его механизмами. Приватизация помогла оздоровлению бюджета, улучшению конкурентной среды, привлечению инвестиций. И критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истёк 30 июня 1994 года, сходятся только в одном: формальный количественный успех программы массовой приватизации очевиден.

С другой стороны, за эти достижения пришлось заплатить немалую цену. Приватизация обернулась резким имущественным расслоением. Она сопровождалась многочисленными скандалами с явными признаками коррупции. Сказалось и то, что технология приватизации, её последствия, в том числе и отрицательные, не были понятным языком растолкованы населению.

Особое место в истории приватизации занимают залоговые аукционы. Впервые в Администрации Президента об этой идее услышали в декабре 1994 года. Доложили Президенту. Он поговорил с В. Черномырдиным и А. Чубайсом. Потом идея начала гулять по кабинетам Белого дома и Старой площади и «догулялась» до Указа № 478 от 11 мая 1995 года, принципиально одобрившего залоговые аукционы. Другим указом Б. Ельцин определил правила их проведения. Смысл состоял в следующем: поскольку бюджетная ситуация оставалась крайне сложной, группа ведущих банков предложила дать взаймы Правительству под залог пакетов акций крупных и высокодоходных предприятий. По истечении установленного срока Правительство должно было вернуть банкам кредиты, а те – отдать назад пакеты акций.

Вышло, однако, по-другому. Правительство не расплатилось и, может быть, вовсе не собиралось этого делать. Банки стали владельцами собственности, причём «покупка» обошлась им довольно дёшево. Так сложились финансово-промышленные группы, а возглавивших их людей стали потом называть олигархами.

1. Проанализируйте документы. На основе текстов и интернет-ресурса составьте таблицу по следующей схеме: а) основные цели приватизации, её этапы и их содержание; б) результаты приватизации и их оценка: политиками; учёными; различными группами российского населения; правительственными чиновниками, проводящими приватизацию.

2. Проведите дискуссию по теме «Приватизация в России: рrо еt соntrа».

3. Как вы понимаете тезис М. Голдмана о том, что приватизация «дала толчок разного типа антисоциальному поведению»?

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

§ 35. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Начало радикальных реформ в экономике. В наследство российской экономике достались болезни кризисного состояния советского народного хозяйства – спад промышленного производства, рост инфляции, нарастающий

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Глава 5 Экономические и социальные перемены в ранней республике, 1789–1860 годы Путешествуя по Америке в 1831–1832 годах, Алексис де Токвиль стал свидетелем «странного беспокойства» в стране. Свои наблюдения он привел в известной книге «О демократии в Америке»: Человек в

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Экономические последствия К 1872 году 89 % всех винокуренных заводов России было в аренде у евреев, а к 1880-м годам в губерниях черты оседлости принадлежало до 76 % всех винокуренных заводов, и по большей части они носили «характер крупно-промышленный».В 1878 году 60 % вывоза

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Экономические в социальные сдвиги в английской деревне Во второй четверти XIV в. в английской деревне все большее распространение получает коммутация ренты и продолжается процесс дачного освобождения крестьян. Крестьянское хозяйство начинает успешно конкурировать с

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Экономические последствия Последствия подобного притока драгоценного металла в Западное Средиземноморье, как минимум в двадцать раз большего, чем до начала похода, были одновременно ошеломляющими и драматическими. Такой приток способствовал техническому прогрессу и

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

РЕВОЛЮЦИЯ ЦЕН И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Развилась новая организация торговли и. финансовых операций – сделки на биржах, развился и новый вид наживы.-спекуляция. На фондовой бирже совершались всевозможные финансово-кредитные операции: заключались займы, учитывались

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора Васильев Александр Александрович

Социальные и экономические условия в Никейской империи Императоры Никейской империи постоянно занимались проблемами внутренней жизни своего государства. Экономическое процветание всегда было одной из основных их целей. В этом отношении особо следует отметить Иоанна

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Социальные и экономические процессы Главным обстоятельством, определившим участь британцев в XVI и начале XVII вв., являлось увеличение численности населения. Население Уэльса, например, увеличилось с 226 000 в 1540-х гг. до примерно 342 000 в 1670 г.; население Шотландии - до миллиона

Из книги История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты автора Мейнандер Хенрик

Экономические и социальные преобразования Рост Санкт-Петербурга имел долгосрочные последствия для экономического развития Финляндии. Политический раздел страны на западную, то есть шведскую, часть, с одной стороны, и восточную, российскую - с другой, в сфере торговли

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ В РИМЕ Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые территории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское государство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее во все расширявшийся римский «агер

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Экономические и социальные отношения В первой половине II тысячелетия до н. э. основные критские общества начали претерпевать разделение по имущественному цензу. Кносский дворец и аналогичные ему гигантские здания в Маллии, Агиа-Триаде и Фесте довольно убедительно

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

9.2. Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения Почвой, питательной средой Возрождения был средневековый город. Можно считать, что расцвет городов и городской культуры, появление новых тенденций, свидетельствовавших о том, что город

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

1.3. Экономические проблемы и социальные последствия Весь межвоенный период политическая жизнь в республике проходила под знаком неблагоприятной экономической ситуации. Кроме цикличных колебаний конъюнктуры, которые характерны для кризисных лет 1921-1923 и 1930-1934,

Из книги История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи автора Рожанский Иван Дмитриевич

Экономические и социальные аспекты эллинизма Резкий рост товарно-денежных отношений в эпоху, непосредственно последовавшую за завоеваниями Александра, стимулировался рядом факторов. В качестве первого из них надо отметить увеличение массы денег, находившихся в

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Экономические, административные и социальные изменения. Колонизация восточных земель Польское влияние на украинские земли ощущалось еще на протяжении XIV–XV веков, причем не только в тех областях, которые непосредственно входили в состав Польши, но и в тех, которые

В результате переворота августа 1991 г. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего СССР вступила на путь самостоятельного существования. Перед руководством страны встала задача проведения экономических реформ. Пришедшие к власти радикальные реформаторы придерживались концепции свободных рыночных отношений, считая, что свободный рынок преобразует экономику России. Экономическая свобода рассматривалась как основа политической демократии: реформаторы полагали, что народ под влиянием рынка должен оформиться в средний класс.

В итоге Россия сделала ставку на монетаристские методы перехода к рынку. Они связаны с решительным отказом от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования. Отсюда предлагается широкий набор жестких средств для ускоренной либерализации и финансовой стабилизации.

В правительственной программе углубления реформ (1992 г.) приоритет в государственной политике отдавался изменению отношений собственности. Предполагалось, что доля госсектора в производстве должна составить не более 40%; в торговле – не более 10%; доля кредитов, выдаваемых частным фирмам, - не менее 70%; доля частных инвестиций в фонде накопления – не менее 70%.

В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия правительства России: 1) введение свободных цен; 2) либерализация торговли; 3) широкая приватизация государственных предприятий, жилья. Политика приватизации занимала центральное место в процессе изменения отношений собственности. Программа первого российского правительства ставила следующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эффективности производства; в лице новых собственников создание мощной социальной базы рыночной экономики и демократического общества.

Однако уже первые результаты реформ оказались плачевными. Драматические последствия, в частности, имел отпуск цен. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут в максимум в три раза, однако реально они возросли в 10-12 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада.

Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комплекса привело к формированию массового недовольства курсом реформ исполнительной власти.

Радикальные реформы правительства РФ встретили широкую оппозицию в Верховном Совете. Парламент страны начинает все более решительно отмежевываться от правительственного курса, выдвигая концепцию большей социальной защищенности в процессе реформ. Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью, поставивший на повестку дня принципиальную проблему государственного устройства: быть ли России республикой парламентской либо президентской.

Противостояние исполнительной и законодательной власти. Октябрьские события 1993 г. Принятие Конституции.

На VII съезде Народных депутатов большинство депутатов в жесткой форме потребовало отставки правительства и премьера Е.Т.Гайдара. Президент Ельцин был вынужден пойти на компромисс с парламентом. Съезд признал право президента иметь своего премьер-министра, а Ельцин согласился предложить съезду для голосования три кандидатуры на этот пост, по которым съезд провел рейтинговое голосование. Затем президент выбрал из числа поддержанных претендентов кандидатуру опытного министра-хозяйственника В.Черномырдина, который и возглавил правительство на ближайшие шесть лет.

Кадровые замены в правительстве фактически не отразились на характере предпринимаемых им реформ. Принципиальный подход к экономическому развитию оставался прежним: в качестве главной меры по выходу из кризиса рассматривалась финансовая стабилизация и создание стихийного механизма саморегулирования экономики без участия государства. Более быстрыми темпами осуществлялась приватизация мелких и крупных предприятий (более 70% из них к концу 1994 г. были акционированы). Позитивные результаты деятельности правительства были невелики: рост реальных доходов населения оказался крайне незначительным, стремительно происходила поляризация россиян по материальному положению, уровню доходов.

Углубление экономического кризиса привело к обострению противостояния двух ветвей власти. Весной 1993 г. в стране фактически сложилось двоевластие. Ельцин объявил об «особом порядке» управления страной и назначил всенародный референдум о доверии президенту и его проекту конституции. В свою очередь, IX съезд народных депутатов, собравшийся в марте, попытался отрешить президента от должности. Но большинство депутатов высказалось за доверие президенту. Итоги проведенного референдума оказались противоречивыми: с одной стороны, большинство участвовавших в референдуме (58%) высказалось за доверие Б.Ельцину и социально-экономической политике правительства, с другой стороны, население одновременно выступило против долгосрочных выборов президента и народных депутатов. Результаты референдума были оценены обеими сторонами как безусловная победа, что не позволило достигнуть желаемой политической стабилизации.

Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. 21 сентября президент объявил о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно документу, указанные представительные органы должны были быть распущены, вместо них создавался новый профессиональный парламент, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Верховный Совет отказался подчиниться указу президента и квалифицировал его действия как антиконституционные, приведя к присяге в качестве главы государства вице-президента А.Руцкого. Попытки создания оппозицией дееспособного правительства оказались безрезультатными. Ельцин по-прежнему контролировал силовые ведомства, блокируя деятельность парламента и здание, где он заседал. Силовые акции сторонников парламента, направленные на захват ключевых объектов в столице, провалились. Президентские войска вынудили Верховный Совет капитулировать, руководители сопротивления были арестованы. Используя сложившуюся ситуацию, президент назначил выборы законодательных органов и утверждение новой конституции на 12 декабря 1993 г. Политическая система российского общества подверглась резким изменениям: к концу 1993 г. в стране была завершена ликвидация системы Советов народных депутатов. Чрезвычайно широкими полномочиями, согласно новой конституции, наделялся президент РФ. Фактически РФ становилась президентской республикой: президент получил право назначать главу правительства, распускать государственную думу и объявлять новые выборы.

Россия в 1994-1996г г.

Парламентские выборы, состоявшиеся 12 декабря 1993 г., явились показателем кризиса доверия населения к исполнительной власти страны: ни одна из партий. Поддерживающих президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Главной неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии (ДДПР), во главе с В.Жириновским, набравшей около 25% голосов.

Президент Ельцин, исходя из итогов выборов, несколько скорректировал политику кабинета министров. Поддержку правительства ощутили некоторые отрасли отечественной промышленности (прежде всего, добывающей). За счет увеличения государственного вмешательства в экономику, были снижены темпы инфляции, уменьшены темпы роста падения производства. Финансовая стабилизация, тем не менее, оказалась непрочной, о чем свидетельствовал крах финансовых пирамид (МММ и других), «черный вторник» 11 октября 1994 г. (резкое повышение курса доллара США).

Экономическая политика правительства в этот период ориентировалась в основном на экспортные отрасли производства (нефтегазовый комплекс, другие виды сырья). В результате ряд областей РФ, не связанный с производством сырья, оказался в состоянии кризиса: уровень производства здесь продолжал падать. В этот период правительству никак не удавалось создать стабильную финансовую систему, вовремя платить зарплату бюджетникам.

Относительные успехи были достигнуты и в процессе внутриполитической стабилизации. Президент Ельцин и правительство стремились к «мирному сожительству» с Государственной Думой: с этой целью исполнительная власть подписывает Договор об общественном согласии с ведущими партиями и движениями страны. Однако этот договор не подписали левые оппозиционные движения – КПРФ, аграрии, Трудовая Россия. Неудачные военные действия в Чеченской Республике, террористические акции и вторжения боевиков на территорию РФ (Буденовск и Кизляр) способствовали усилению оппозиции, что убедительно показали результаты выборов в Госдуму 1995 г. Больше всего голосов вновь получили оппозиционные партии: КПРФ (22%) и ЛДПР (11%).

16 июня 1996 г. должны были состояться выборы президента России, но которых вновь была выставлена кандидатуры действующего президента Ельцина. Руководство России предприняло беспрецедентную атаку СМИ на избирателя, в предвыборную гонку включилась и местная президентская администрация, проведшая широкомасштабные агитационные акции. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, правительство частично погасило долги бюджетникам, вывело войска из Чечни. В итоге Ельцину удалось одержать победу на выборах во втором туре, во многом благодаря поддержке одного из кандидатов – А.Лебедя.

«Второе пришествие» Б.Н.Ельцина не способствовало улучшению социально-экономических показателей уровня жизни населения. Экономический курс правительства Черномырдина остался без изменений. Осенью в стране прошли забастовки, массовые акции протеста. Государственная Дума отказывалась утверждать государственный бюджет на 1997 год. В этих условиях для властей было необходимо показать готовность к обновлению, продолжению реформ, сделать упор на их социальную направленность, включить во властные структуры политиков нового поколения.

Россия на рубеже тысячелетий (1997-2002 гг.).

В марте 1997 года в рамках ежегодного послания президента Федеральному собранию было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борьба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы»: Б.Немцов и А.Чубайс.

Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд. долларов), жесткая социальная политика позволили, согласно официальным данным, достигнуть незначительного прироста валового внутреннего продукта в России в первом полугодии 1997 г. Вместе с тем, все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Существенной проблемой оставались инфляционные процессы.

23 марта 1998 г. Б.Н.Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполняющим обязанности главы правительства был назначен С.Кириенко. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях президента и парламента: Государственная Дума утвердила кандидатуру нового премьера только с третьего раза. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А.Чубайса, а также министра внутренних дел А.Куликова).

Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны пыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривавшую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Данный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда новых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем, к самому глубокому финансовому обвалу в истории новейшей России. 17 августа ознаменовалось фактическим финансовым банкротством России, падением рынка государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правительство прекратило выплату процентов по долгам международным заемщикам, объявило о девальвации рубля по отношению к доллару и о погашении государственных казначейских обязательств. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20% подорожали отечественные товары и на 80% импортные). Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе, и средних классов. В этих условиях отставка кабинета С.Кириенко оказалась неизбежной. Президент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего премьера В.Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Госдумы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е.Примакова, который и стал руководителем антикризисного правительства, получив поддержку парламента.

Е.Примаков сформировал новое правительство фактически коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций. Данный состав обеспечил экономическую и политическую устойчивость внутреннего положения России в конце 1998 – первом квартале 1999 г. Первые шаги правительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют вызвали одобрение в обществе. Спад в развитии отечественной промышленности сменился устойчивым увеличением производственных показателей. Вместе с тем, переходный характер правительства в комплексе с различным видением проблем экономики страны, не позволяли правительству предпринимать решительных мер. По мере приближения к новым выборам снижалась поддержка премьера со стороны президентских структур, для которых очевидным становилось усиление Примакова как потенциального претендента на должность президента от оппозиционных сил.

В мае 1998 г. на пост председателя правительства в качестве исполняющего обязанности премьера вместе Е.Примакова был назначен министр внутренних дела С.Степашин. основным направлением деятельности нового состава правительства стало урегулирование положения на Северном Кавказе, на территориях граничащих с Чеченской Республикой (в основном, в Дагестане). Присутствие вооруженных чеченских групп в дагестанских поселениях делало обстановку в этих районах крайне нестабильной. Однако переброска дополнительных частей федеральных сил на территорию Дагестана произошла со значительным запозданием. Критика неубедительных действий правительства на Северном Кавказе привела к отставке с поста главы правительства Степашина. Исполняющим обязанности главы кабинета министров был назначен В.В.Путин.

Новая кадровая перемена в правительстве совпала с началом активных действий российских войсковых подразделений в Дагестане. Несмотря на то, что военные действия проходили с переменным успехом, федеральным войскам удалось освободить дагестанские селения от вооруженных групп боевиков и перенести операцию на территорию Чеченской Республики. Ликвидация террористов в Чечне, возобновление контроля над ее территорией стали важной составляющей предвыборной президентской кампании Путина. Успех на парламентских выборах 1999 года проправительственного избирательного блока «Единство» (23,3% голосов) также усиливал шансы на избрание В.В.Путина. Способствовали этому и удачно разворачивающиеся военные действия российских войск в Чечне. Учитывая данные обстоятельства и желая обеспечить успех на выборах своему преемнику, президент Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о сложении президентских полномочий. Согласно Конституции 1993 года к исполнению обязанностей президента РФ приступил глава правительства В.Путин.

В течение зимы 2000 года федеральным войскам удалось взять под контроль ключевые населенные пункты Чеченской Республики. Операция переместилась в ее столицу – Грозный: крупные вооруженные формирования сепаратистов были уничтожены в городе к 6 февраля. Противостояние российской армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской войны. Новые военные успехи способствовали дальнейшему росту популярности главы государства: на состоявшихся 26 марта очередных выборах президента В.В.Путину удалось победить в первом туре, набрав 52% голосов. В мае этого же года было сформировано новое правительство, которое возглавил М.Касьянов.

В числе приоритетных направлений деятельности правительства можно обозначить следующие:

* разрешение чеченской проблемы. Помимо жесткой политики к непримиримой оппозиции, предусматривается восстановление экономики Чечни, налаживание отношений с чеченскими лидерами, отвергающими вооруженные методы борьбы и непричастными к террористическим актам;

* государственно-конституционное преобразование страны, связанное с укреплением роли федерального центра, созданием вертикали власти. В соответствии в данной концепцией реформирования политической системы 13 мая 2000 г. был издан президентский указ, предусматривающий создание в стране семи федеральных округов, объединяющих группу федеративных субъектов: областей, краев, республик, - и назначение в каждом из них полномочного представителя президента. В качестве составного элемента исполнительной власти России создавался Государственный Совет РФ, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. Реформированию подвергся и Совет Федерации, где изменению подлежала система выборов. Ряд законодательных актов касался и символики российского государства: парламент утвердил конституционные законы о гербе, флаге и гимне страны.

В своих предвыборных обещаниях, касающихся развития экономики и социальной политики, В.Путин четко обозначил их основные цели. Это создание эффективной рыночной экономики, которая и по своей структуре, и по принципам организации должна мало отличаться от экономик развитых рыночных стран мира, а также обеспечение на этой основе достойного уровня жизни всех граждан.

Экономическая программа нынешнего правительства направлена на достижение устойчивого и динамичного развития экономики, повышение ее конкурентоспособности посредством проведения либеральных реформ; структурную перестройку народного хозяйства; сокращение государственных расходов. Одной из практических мер стала реформа января 2001 г. единой 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов. В настоящее время правительство России разрабатывает и проводит в жизнь пакет законов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, включающий радикальное снижение налогового бремени вплоть до полного освобождения предпринимателей от уплаты ряда налогов, значительное упрощение процедуры регистрации предприятий.

XXI век: альтернативы будущего развития России.

По какому пути пойдет дальнейшая трансформация российского общества? Вокруг каких сценариев дальнейшего развития страны ведется сейчас борьба на макроуровне процесса социальных изменений? Можно выделить следующие альтернативы:

1) авторитарно-силовой сценарий , предполагающий резкое усиление государства, повышение роли силовых структур, ужесточение контроля над рыночным сектором экономики, расширение репрессивных и сужение демократических методов осуществления политической власти;

2) консервативно-государственный сценарий, означающий формальное сохранение рыночных отношений и демократических процедур при значительном усилении контрольных функций бюрократического аппарата в экономике и других сферах общественной жизни;

3) олигархический сценарий, связанный с воспроизводством того режима, который сложился в 90-е гг. ХХ в. и получил название «нового смутного времени».

В российском обществе есть определенные социальные силы, поддерживающие сценарии, в большей степени ориентированные на становление правового государства, в частности: 4) либерально-демократический и 5) социал-демократический . Первый из них предполагает развитие либеральной рыночной экономики, а второй – партнерство труда и капитала под эгидой надклассового государства.

Перед современной российской политической элитой стоит проблема разработки и реализации в ближайшее время программы выживания и развития страны. Для этого необходимо сформировать концепцию создания собственных технологий производства, управления, обеспечить легитимность действий властных органов со стороны населения. Для решения этих и подобных им задач России предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Но российской истории известны примеры, когда катаклизмы сплачивали народ и давали мощные импульсы развитию общества.

Национально-государственные интересы России

в новой геополитической ситуации.


Похожая информация.


Российские реформы 1990-х гг. проводились без тщательного учета ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий. Игнорировались интересы населения – достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в 1992 г., резкое падение жизненного уровня, невыплаты заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформ.

Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным предложило либерально-радикальное реформирование экономики страны В конце октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов президент России Б.Н. Ельцин обнародовал программу экономических преобразований на 1992 г. Молодые экономисты Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, подготовившие программу либеральных реформ с учётом советов западных экспертов, были убеждены в том, что административно-командную экономическую систему с централизованным управлением и распределением необходимо немедленно сломать. В основе радикальной «шоковой терапии» лежали методы, разработанные «чикагской школой», предусматривавшие одномоментный запуск всех рыночных механизмов без ограничений с целью быстрого перехода к рыночной экономике. Реформаторы считали, что рынок сам выведет страну из экономического кризиса без государственного регулирования экономики. Программа либеральных реформ предусматривала приватизацию, то есть разгосударствление собственности и передачу её в частные руки с целью создания слоя собственников и превращения частного сектора в преобладающий сектор экономики. Это должно было привести к максимальной свободе и полной ответственности владельцев предприятий за результаты хозяйственной деятельности, избавить государство от несвойственных ему функций. Предложенная программа либерально-радикальной модернизации была поддержана Международным валютным фондом, Всемирным банком Реконструкции и Развития и другими международными финансовыми организациями.

1) Либерализация цен. С января 1992 г. были «отпущены» розничные цены. В условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли не в 3-5 раз, как предполагали новые министры, а в 10-12 раз, а к концу года 100-150 раз. Замороженные в январе 1992 г. денежные вклады населения обесценились. Повышение в бюджетной сфере заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат на 70 % далеко отстало от темпов роста цен. Результаты либерализации оказались неожиданными. Произошло резкое падение уровня жизни большинства населения, особенно занятых в бюджетной сфере. В промышленности проявился кризис взаимных неплатежей. Курс рубля резко упал, в стране произошла бурная инфляция. Финансовая стабилизация не состоялась. Меры по либерализации привели к возникновению «теневого» бизнеса, оттоку капитала из России за рубеж до 20 млрд. долларов в год.



Платой за такое начало реформы стала инфляция , темпы которой достигали в отдельные моменты 15–20 процентов в месяц. В итоге ни Е.Т. Гайдару (председатель правительства РФ в июне – декабре 1992 г.), ни В.С. Черномырдину (председатель правительства РФ с декабря 1992 г. по март 1998 г.) не удалось стабилизировать рубль по отношению к доллару США, в котором стали вестись основные расчеты. В стране наблюдался спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50%, что превысило уровень падения экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Отрицательно сказался обвальный разрыв связей с бывшими республиками СССР, ставшими независимыми государствами. Был потерян единый технологический цикл промышленности.

2) Ваучерная приватизация. Летом 1992 г. в стране была утверждена программа чековой (ваучерной) приватизации. Всему населению страны с 1 октября 1992 г. бесплатно раздавались приватизационные чеки («ваучеры») номинальной стоимостью 10 тыс. рублей (стоимость двух автомашин «Волга»). «Ваучер» рекомендовалось вложить в предприятие или инвестиционный фонд, чтобы получать проценты от прибыли, или продать чек. С осени 1994 г. начался второй этап приватизации – приватизация государственных предприятий путем прямого акционирования и начало продажи акционерных предприятий. Правительство рассчитывало, что ваучерная приватизация нейтрализует негативные последствия радикальных реформ, в стране возникнет «средний класс» собственников – акционеров, которые поддержат правительство. Но ваучерная приватизация оказалась неэффективной, и массового слоя собственников не возникло. Активные скупщики «ваучеров», которых стали называть «новыми русскими», сконцентрировали в своих руках собственность, и стали ее реальными владельцами. Отсутствие средств у большинства населения привело к раздаче за минимальные суммы госсобственности преимущественно чиновникам и криминальным структурам. Приватизация сопровождалась хищениями госсобственности, ростом коррупции и преступности в стране. «Оборотистыми» дельцами были созданы фонды – финансовые пирамиды – такие как, «МММ», «Хопёр-Инвест», «Тибет», «Русский дом Селенга», и т.д., которые аккумулировали денежные средства доверчивых вкладчиков. Организаторы подобных фирм присвоили их деньги, в результате чего, в стране появился социальный слой обманутых вкладчиков, ведущих борьбу за возвращение своих вложений.

В 1994 г. была завершена начатая в 1993 г. ваучерная приватизация , руководителем которой стал А.Б. Чубайс . Приватизация в настоящее время признается неудавшейся большинством исследователей. Никаких доходов от нее государство не получило. Богатства страны плавно перетекли в руки узкого круга лиц. Под непосредственным влиянием приватизации ухудшились такие области социального состояния, как сфера быта и услуг, медицинское обслуживание, транспортное обеспечение и др.

Чековая приватизация превратила в неимущих большинство населения и, вместе с тем, освободила государство от ответственности за созданную при его попустительстве сеть различных «пирамидальных» компаний, то есть таких, в которых дивиденды акционерам выплачиваются за счет следующих вкладчиков.

3) Финансовая стабилизация. В начале 1993 г. правительство во главе с новым председателем обнародовало программу реформ, выдержанную в русле гайдаровского монетарного подхода. В качестве основной меры по выходу из кризиса предлагалась финансовая стабилизация и стихийный механизм саморегулирования экономики. Вместе с тем правительство В.С. Черномырдина скорректировало темпы проведения реформ. Было оказана финансовая помощь предприятиям ВПК, предоставлены дешевые кредиты топливно-энергетическому комплексу. Несколько стабилизировались выплаты заработной платы бюджетникам с помощью введения Единой тарифной сетки (ЕТС) и предусмотренной индексации тарифных ставок, а так же выплаты пенсий.

4) Создание основ рыночного хозяйства. Проведение либеральных эконмических реформ привело к созданию фондового рынка и его институтов (бирж, инвестиционных компаний и др.), а также развитию банковской сферы (наряду с государственными, возникли многочисленные коммерческие финансовые структуры).

Однако негативные явления в реальном секторе экономики не удалось преодолеть. Бюджетный дефицит составил 12-18 %, инфляция достигла 200–250 %, угрожая перерасти в гиперинфляцию. Спад промышленного производства составил 50 % в сравнении с 1991 г., а в машиностроении и наукоёмких отраслях до 70 %. И только в нефтяной и газовой промышленности, черной и цветной металлургии, имеющих выход на зарубежные рынки, обстановка была относительно благоприятной. В октябре 1994 г. введён фиксированный обменный курс рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте. Но это не остановило роста цен, многие из которых превысили мировые. Результаты такой политики оказались весьма противоречивыми.

Позитивным результатами либеральных реформ стали: ликвидация товарного дефицита и очередей, насыщение потребительского рынка товарами; развитие рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, товарных бирж, валютного рынка, страховых компаний; бурное развитие частного сектора в экономике, частного предпринимательства. Несмотря на указанные изменения, социальная цена реформ оказалась чрезвычайно высокой. Произошло обесценивание сбережений населения и предприятий в сберкассах и банках (1992 г.), невыплата заработной платы, пенсий и пособий приобрела хронический характер, массовая открытая и скрытая безработица продолжала пополнять ряды людей, не занятых полезным трудом, более половины населения страны имели минимальные или низкие доходы, средние слои интеллигенции и квалифицированные рабочие были доведены до обнищания; резко сократилось финансирование духовной сферы: науки, образования, культуры. Всё это повлекло за собой депопуляцию населения и сокращение продолжительности жизни.

5) Новый этап реформ. С 1998 г. правительство В.С. Черномырдина предприняло попытку выйти из финансового кризиса. Был принят новый Закон о банкротстве, проведена деноминация рубля («вычеркивание нулей»). Ухудшение ситуации на финансовом рынке в мае-июне 1998 г. приобрело катастрофический характер. Премьер-министр С. Кириенко попытался сбалансировать бюджет государства, положил конец финансовым госпирамидам. Однако в августе 1998 г. Россию потряс сильнейший финансовый кризи с, вызванный мировым финансовым кризисом и резким падением мировых цен на нефть. В результате резко поднялся курс доллара США, а потребительские цены в стране выросли за тот год на 80%. Материальное положение подавляющего большинства граждан России значительное ухудшилось.

Правительством была предложена антикризисная стабилизационная программа. Оно приступило к разработке плана вертикальной и горизонтальной перестройки в таких отраслях как транспортировка нефти, энергетика, телекоммуникации, газовая промышленность. 17 августа премьер-министр России С.В. Кириенко объявил о дефолте, т.е. отказе от выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. Это события вошло в историю как «черный август». Страна бала отброшена в своем развитии к началу 1990 г. Существенно снизились доходы граждан, национальная валюта обесценилась. Цены были переведены в доллары. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

Анализируя этот период истории России, надо признать, что экономические и политические изменения в стране были необходимы.

Политический строй требовал существенных поправок. Однопартийная система тормозила развитие общества. КПСС, сформированная сталинской диктатурой как правящая партия, дискредитировала коммунистическую идею, в основе которой было равенство людей, интернационализм, миролюбие народов, власть трудящихся. Однако власть народа трансформировалась во власть партийной, чиновничьей и военной верхушки, которая ради узкокорпоративных привилегий проводила внутреннюю и внешнюю государственную политику, разоряющую страну. Придерживаясь державной идеологии, они развалили державу. Итогом стал разрыв между властью и населением страны.

Экономический строй также требовал корректировки, так как амбициозная внешняя политика, гонка вооружения вели к огромным затратам материальных и финансовых ресурсов. Милитаризация экономики, диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства, отставание в развитии отраслей, производящих товары широкого потребления и продукты питания, привели к постоянному товарному дефициту, снижению уровня жизни населения.

В конечном итоге все это вело к назреванию социального взрыва в стране.

Вопрос заключался в том, как и какой ценой изменить создавшуюся в стране ситуацию. Имелись два варианта преобразований: радикальный и умеренный. Избрание радикального варианта при отсутствии необходимых условий и стало основной причиной недостижения намеченных целей быстрого повышения жизненного уровня населения. Это признали и реформаторы.

В 2006 г., по истечении пятнадцати лет после начала революционных преобразований в стране, Е.Т. Гайдар вынужден был пессимистически признать, что «мы просчитались в дистанции, которую предстояло пройти от рухнувшей, недееспособной экономической системы к другой - рыночной и растущей». По его мнению, для достижения в России уровня жизни, подобного уровню Франции или в Германии, «потребуется два поколения, 40-50 лет» .

Если на чаши весов положить позитивные и негативные последствия проведенных с 1991 г. реформ в России, то чаша, на которую будут положены негативные последствия, окажется значительно тяжелее, и ответственность за это нес лично президент Б.Н. Ельцин. И вряд ли ее можно отнести на других. Это подтверждалось постоянной сменой людей, работавших с президентом в течение десяти лет. За эти годы так называемое «окружение президента», «семья» (политики, чиновники, предприниматели, члены правительства, руководители ведомств), которых называли реформаторами, неоднократно менялись, но политический и экономический курс страны не изменялся. Следовательно, это был курс, проводимый лично президентом. Все остальные реформаторы были лишь его техническими исполнителями и объектами, на которые направлялось недовольство населения итогами реформ. Реформаторы - это молодые люди без опыта организаторской, экономической работы, приглашенные президентом на короткий срок. Их непрофессиональные решения, естественно, согласованные с президентом и имеющие низкий уровень социально-экономической и политической обоснованности, наносили непоправимый ущерб экономике страны, открывали возможности для хищений государственной собственности и бюджетных средств.

Причины негативных последствий реформ в России, которые Б.Н. Ельцин предлагал радикально проводить, не в самих реформах, а в методах их проведения. Главные причины негативных последствий: отсутствие четких тактических планов и задач проведения реформ и нежелание довести информацию о них до населения страны; искусственно форсированное проведение реформ; необоснованный отказ от государственного регулирования экономики; пренебрежение экономическими и социальными интересами населения («шоковая терапия»). Все это привело к резкому ухудшению политического, экономического и социального положения в стране.

По сути в государстве произошла революция, окончившаяся сменой политического строя. Россия, бывшая сотни лет тоталитарной страной, встала на путь демократического развития. Надо признать, что начало этому процессу дал М.С. Горбачев и проводимая им политика гласности, являющаяся составной частью перестройки общественно-политического устройства в СССР. Не будь этой политики, вряд ли бы создались условия для проведения позднее Б.Н. Ельциным реформ, да и для самого появления Ельцина на политической сцене страны.

После 1991 г. впервые в государстве были созданы реальные демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.). В стране начал развиваться парламентаризм. Выборы стали альтернативными. Избираться стали глава государства (президент), главы исполнительных органов власти (губернаторы, мэры). На основе свободных выборов сформировались представительные органы власти (Государственная Дума, думы краев, областей, городов), возросла их роль в общественной жизни. Представительные органы стали контролировать деятельность исполнительной власти, бюджетный процесс (формирование и исполнение бюджетов всех уровней).

Население было в значительной мере ограждено от всестороннего давления государства, его регламентации в общественной и даже личной жизни. Все получили свободу самовыражения, экономической и политической активности, достижения высоких результатов труда и их использования.

Все это положительно сказалось на общественно-политическом положении в стране, на международных отношениях России с зарубежными государствами, с которыми ранее она находилась в состоянии «холодной войны».

Однако в демократизации общественной жизни были ошибки и негативные явления. Одна из ошибок Б.Н. Ельцина заключалась в том, что, используя демократическое движение и победив благодаря ему, он не создал на основе этого движения политической партии. В результате демократы, вчерашние соратники по борьбе с Коммунистической партией, были расколоты, разбрелись по многим партиям и движениям. Раскол крупнейших политических сил в стране привел к тому, что ни одна из партий не могла победить. В стране не было создано правительство одной партии или коалиции, ответственное за проведение определенного политического и экономического курса. Вместо решения четких экономических и социальных задач и представительные и исполнительные органы власти занимались в основном политической борьбой.

После начала демократических реформ в начале 1990-х годов состав депутатского корпуса изменился. На волне демократического движения народными депутатами в Верховные Советы СССР, союзных республик и местные Советы стали избираться лица, часто оппозиционно настроенные к власти и в лучшем случае обладавшие политической активностью. Отсутствие у депутатов профессионализма в тех вопросах, которыми они занимались в комитетах Госдумы, их политизированность, политические дрязги, а не законотворчество привели к тому, что авторитет Думы в обществе был низок.

Выборы 1996 г. принесли новую волну депутатов. В этом составе депутатского корпуса уже было меньше людей, не подготовленных для политической деятельности. Больше стало политиков, отстаивавших интересы политических партий, лоббирующих интересы тех, кто предоставлял им средства на предвыборные кампании, на их содержание. Главной заботой многих из них было получение квартир в Москве, высокооплачиваемых должностей после депутатства.

Именно этот состав Госдумы в те годы, когда падал жизненный уровень населения, принял законы, в соответствии с которыми депутаты получили заработную плату на уровне министров, размеры пенсий, более чем в десять раз превышающие размеры пенсий граждан. Эти депутаты отклоняли проекты законов, в которых предусматривалось лишение их депутатских привилегий и неприкосновенности, введение для всех граждан порядка представления деклараций всех доходов с указанием источников средств на приобретение недвижимости, покупку дорогих автомашин, ценностей и т.д. Именно из этой волны депутатов стал пополняться состав российских чиновников самого высокого уровня. Не имевшие базового образования, не работавшие в сфере управления производственными и социальными отраслями, они становились руководителями министерств, ведомств и их подразделений. Министерская чехарда, когда министры часто менялись, вела к непрофессионализму в управлении, коррупции чиновников, пользующихся неопытностью министров. Все это привело к росту власти чиновников, их коррумпированности. Таким образом, ответственность за провалы в экономике страны несут и многие депутаты.

В соответствии с принятой в 1993 г. Конституцией РФ была создана такая система, в которой правительство страны и Госдума формировались в отрыве друг от друга. Депутаты Думы избираются населением, а правительство формирует президент. Правительство и большинство Госдумы не связаны политическим единством, поэтому правительство и Дума не несут общей ответственности за проводимую политику, за состояние дел в государстве. В этих условиях резко возрастает роль президента страны.

  • См.: Аргументы и факты. 2006. № 11.