Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Введение временной финансовой администрации на территории. Муниципальное банкротство. Временная финансовая администрация

УДК 342.51

С.В. КОВПАК,
аспирант кафедры финансового права ГУ «Высшая школа экономики»

В статье освещается проблема нормативного регулирования временной финансовой администрации в системе органов исполнительной власти; проанализировано законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в указанной сфере; раскрываются системные недостатки правового регулирования и причины их возникновения; содержатся рекомендации, направленные на трансформацию действующего законодательства в указанной области.
Ключевые слова: временная финансовая администрация, бюджетное право, административная реформа.

Temporary financial administration in the system and structure of the bodies of the executive power.
The aim of this article is to consider the problem of the legal regulation of the temporary financial administration in the system and structure of the executive power.
Analyzing the legislation of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation in the mentioned sphere the author indicates not only the systemic drawbacks of the legal regulation, but also explains the reasons of their appearance.
The article contains recommendations concerning the transformation of the current legislation.
Keywords: temporary financial administration, budget law, administrative reform.

Согласно ст. 168.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) временная финансовая администрация - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации).
Определение федеральным законодателем временной финансовой администрации как органа исполнительной власти свидетельствует о том, что данный субъект власти стал частью системы органов исполнительной власти, поскольку согласно требованиям формальной логики не может существовать изолированно от нее.
В то же время очевидно: в действующей системе правового регулирования положения ст. 168.1 БК РФ порождают правовую неопределенность в вопросе о статусе и месте временной финансовой администрации в системе органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.
«По смыслу статьи непонятно, что это за орган исполнительной власти, конкретно в статье этот орган не определен, из чего следует, что это или Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или этот орган еще не создан».
На федеральном уровне структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 314), согласно п. 1 которого в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Основой концепции структуры федеральных органов исполнительной власти является «разделение исполняемых ими нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций по разным органам».
Согласно положениям Указа № 314 регулятивные функции - прерогатива федеральных министерств, контрольно-надзорные полномочия закреплены за федеральными службами, управление государственным имуществом и оказание государственных услуг, соответственно, составляет предмет деятельности федеральных агентств. Вместе с тем Указ № 314 допускает изъятия из общего правила о распределении функций между федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда последние установлены указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Очевидно, что такие исключения из общей концепции Указа № 314 о распределении функций между федеральными органами исполнительной власти могут содержаться непосредственно в федеральных законах.
В зависимости от возложенных на федеральный орган исполнительной власти функций Указом № 314 установлен объем полномочий, необходимый для их реализации, разрешены вопросы ведомственной принадлежности и взаимодействия между такими органами, определен порядок назначения на должность (освобождения от должности) руководителей (их заместителей) федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам. Детальное регулирование данных вопросов находит свое отражение в принятых в соответствии с Указом № 314 положениях о федеральных органах исполнительной властии регламентах федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, вновь создаваемый орган исполнительной власти в формах (федеральное министерство, федеральная служба, федеральное агентство), предусмотренных Указом № 314, подпадает под действие его правового регулирования.
Очевидно, что действующее законодательство не позволяет классифицировать и идентифицировать временную финансовую администрацию в системе федеральных органов исполнительной власти, что делает невозможным распространить на нее правовое регулирование Указа № 314.
Следовательно, разрешение правовой неопределенности в вопросе о форме и статусе временной финансовой администрации среди прочих федеральных органов исполнительной власти представляет собой необходимое условие для реализации возложенных на данный государственный орган функций.
В научной литературе сформировано два подхода к разрешению указанной проблемы.
Первый предполагает возложение функций временной финансовой администрации, определенных БК РФ, на уже функционирующий в рамках Указа № 314 федеральный орган исполнительной власти, не изменяя системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
«Реализация полномочий временной финансовой администрации не требует создания специального органа исполнительной власти, поскольку введение рассматриваемого института является вынужденной (чрезвычайной) мерой реагирования государства на финансовую не-
стабильность субъекта РФ или муниципального образования, а не постоянно реализуемой функции государства… Полномочия временной финансовой администрации могут выполнять созданные органы исполнительной власти федерального или регионального уровня соответственно».
Идея второй концепции предполагает создание качественно нового федерального органа исполнительной власти, изменив тем самым систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
«Если создать новый орган по осуществлению полномочий временной финансовой администрации, то он должен иметь статус федерального органа исполнительной власти и быть включен в структуру федеральных органов исполнительной власти».
По мнению А.Н. Черткова, «в принципе не исключены оба эти подхода… Необходимо отметить, что если осуществление полномочий временной финансовой администрации будет возлагаться на уже существующий орган (например, на Министерство финансов Российской Федерации), необходимо включение в положение об этом министерстве в части определения его компетенции следующего положения: «осуществляет полномочия временной финансовой администрации». Для осуществления конкретных полномочий временной финансовой администрации в соответствующем органе государственной власти (Минфине) может, как представляется, формироваться специальное структурное подразделение».
На наш взгляд, более реалистичным с точки зрения реализации полномочий временной
финансовой администрации представляется второй вариант. Очевидно, что временная финансовая администрация как инструмент федерального вмешательства обладает определенной спецификой по сравнению с традиционными (министерство, служба, агентство) федеральными органами исполнительной власти.
«Следовательно, временная финансовая администрация имеет сложную правовую природу, сочетающую элементы федерального вмешательства, конституционной ответственности и механизма финансового регулирования бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации...» Федеральный законодатель, уполномочив временную финансовую администрацию на осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, намеренно сконцентрировал и закрепил за ней комплекс
нормотворческих, административно-организационных и контрольно-надзорных функций.
Вместе с тем в действующей системе федеральных органов исполнительной власти возложение на государственный орган различных функций представляет собой изъятие из общего правила. Следовательно, слияние функций временной финансовой администрации с функциями федерального органа исполнительной власти, действующего в рамках системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, неминуемо приведет к концентрации у такого субъекта власти разнофункционального объема государственных полномочий.
Очевидно, что наделенный таким объемом разнохарактерных полномочий государственный орган будет персоной non grata в существующей парадигме системы федеральных органов исполнительной власти. Разрешение данного противоречия возможно лишь путем трансформации структуры федеральных органов исполнительной власти посредством включения временной финансовой администрации в систему федеральных органов исполнительной власти в качестве самостоятельного субъекта власти с присущими только ему властными функциями.
Необходимо отметить, что изменение типологии федеральных органов исполнительной власти представляется весьма реалистичным, поскольку нацелено на создание оптимальной системы государственного управления в сфере реализации установленных бюджетным законодательством России властных полномочий Российской Федерации. Тем более что, по мнению большинства специалистов в сфере реформирования государственного управления, «административная реформа в Российской Федерации еще далека от завершения…».
Косвенно в пользу второго подхода также свидетельствует ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, предметом регулирования которых являются общественные отношения по поводу функционирования и организации деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Несмотря на то, что в сформулированной В.Н. Чертковым позиции не нашла своего отражения проблематика соотношения статуса руководителя финансового органа России и главы временной финансовой администрации, ее логическое завершение предполагает совпадение в одном лице министра финансов Российской Федерации и руководителя временной финансовой администрации либо замещение руководителем временной финансовой администрации должности руководителя структурного подразделения Минфина России.
Однако согласно ст. 9 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Применительно к назначению на должность министра финансов Российской Федерации данная общая норма имплементирована в п. 8 раздела III Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).
Между тем согласно п. 1 Положения о назначении (об освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовом обеспечении деятельно-
сти временной финансовой администрации и
организации проведения проверки (аудита) бюджетов субъектов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2006 № 599; далее - Положение о временной финансовой администрации) назначение главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, осуществляется Правительством РФ по представлению Минфина России после принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о введении в субъекте Российской Федерации финансовой администрации.
Пунктом 1.9. Регламента Министерства финансов Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н) установлено, что структурными подразделениями министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности. В то же время, как следует из содержания п. 1.19 данного регламента, директора департаментов министерства назначаются на должность и освобождаются от должности министром, подчиняются министру и заместителям министра (в соответствии с распределением обязанностей).
Системное толкование ст. 168.1 и п. 2 ст. 168.3 БК РФ позволяет сделать вывод, что глава временной финансовой администрации является руководителем федерального органа исполнительной власти (временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации), несущим персональную ответственность за исполнение возложенных на данный орган действующим законодательством полномочий.
Следовательно, назначение на должность руководителя временной финансовой администрации Правительством РФ по представлению министра финансов РФ и невозможность замещения последним должности руководителя структурного подразделения Минфина России не позволяет распространить приведенную выше концепцию Н.А. Черткова о возложении функции временной финансовой администрации на Министерство финансов РФ (как, впрочем, и на любое другое министерство) путем передачи функций временной финансовой администрации и формирования соответствующего структурного подразделения.
Поскольку «правовой статус временной финансовой администрации в муниципальном образовании не имеет существенных отличий от положения временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации» неразрешенность вопроса о статусе временной финансовой администрации в системе федеральных органов исполнительной власти во многом предопределяет отсутствие единообразного подхода в отношении места временной финансовой администрации в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Возможно, именно по этой причине в большинстве субъектов Российской Федерации вопросы статуса и места временной финансовой администрации в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не нашли своего отражения в региональном законодательстве.
Анализ источников права регионального уровня, касающихся нормативного правового регулирования правоотношений по поводу осуществления бюджетных полномочий органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации, свидетельствует о том, что в большинстве субъектов Российской Федерации имплементированы несовершенные законодательные конструкции федерального уровня, не позволяющие идентифицировать данный орган власти субъекта Российской Федерации среди прочих региональных органов исполнительной власти.
В частности, законодательство большинства субъектов Российской Федерации практически дословно воспроизводит нормы Положения о временной финансовой администрации. В качестве иллюстрации настоящего довода можно сослаться на п. 1 Положения о назначении (об освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях Курганской области, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовом обеспечении деятельности временной финансовой администрации и организации проведения проверки (аудита) местных бюджетов муниципальных образований Курганской области (утв. постановлением Правительства Курганской области от 10.06.2008 № 225), согласно которому назначение главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях Курганской области, осуществляется Правительством Курганской области по представлению Финансового управления Курганской области после принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о введении в муниципальном образовании Курганской области финансовой администрации.
По нашему мнению, стоит критически отнестись к такому формальному воспроизведению правотворческими институтами субъектов Российской Федерации федерального регулирования, поскольку налицо преобладание второстепенных, факультативных вопросов при отсутствии ответа на главный: о месте временной финансовой администрации в системе органов исполнительной власти регионального уровня.
Отрадно заметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации предприняты попытки детерминировать временную финансовую администрацию.
В частности, в соответствии с п. 1 Постановления Кабинета министров Чувашской Республики от 30.09.2008 № 298 «Вопросы временной финансовой администрации при осуществлении мер по восстановлению платежеспособности муниципального образования» уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по осуществлению полномочий временной финансовой администрации, вводимой в муниципальном образовании, является Министерство финансов Чувашской Республики.
Пунктом 2.21 Положения о Министерстве финансов Хабаровского края (утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 23.01.2008 № 18-пр) определено, что к полномочиям Министерства финансов Хабаровского края отнесено осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления края при введении временной финансовой администрации в порядке, установленном БК РФ.
Схожее по нормативному содержанию положение содержится в Положении о Министерстве финансов Республики Мордовия (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.04.2008 № 175). Данным нормативным правовым актом также установлено, что финансовый орган Республики Мордовия осуществляет полномочия временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях Республики Мордова.
Законодательство Новосибирской области определяет временную финансовую администрацию, вводимую в муниципальных образованиях Новосибирской области в качестве территориального исполнительного органа государственной власти Новосибирской области. Причем согласно п. 1 ст. 8 Закона Новосибирской области от 03.03.2003 № 168-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» территориальные органы - органы специальной компетенции, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в подведомственных им сферах государственного управления на определенной части территории Новосибирской области.
Попытка идентифицировать временную финансовую администрацию предпринята в Ростовской области. Согласно законодательству данного региона временная финансовая администрация, вводимая в муниципальных образованиях, является областным органом исполнительной власти со статусом департамента. В соответствии со ст. 62 Устава Ростовской области от 16 октября 2001 г. департаменты наряду с министерствами, управлениями, комитетами, комиссиями входят в систему областных органов исполнительной власти, возглавляемых администрацией Ростовской области.
Исследование содержания правового режима временного финансового управления в публично-правовом образовании позволяет критически взглянуть на предложенную федеральным (региональным) законодателем модель правового регулирования осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Анализ положений действующего законодательства в указанной выше сфере свидетельствует о том, что ему присущи недостатки нормативного регулирования, к числу которых КС РФ относит несогласованность между различными правовыми актами, слабую аналитическую и прогностическую оценку последствий принимаемых нормативных актов, бессистемность в их разработке, нечеткость формулировок, законодательный пробел.
Поскольку временная финансовая администрация выступает основой правого режима временного финансового управления в публично-правовом образовании, преодоление
федеральным (региональным) законодателем вышеуказанных недостатков является условием реализации важной государственной функции, направленной на устранение последствий неплатежеспособности публично-правовых образований, возникшей в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления).

Библиография
1 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, Е.М. Амшарина / Под ред. Е.Ю. Грачевой. - М., 2009. С. 375.
2 Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справочно-учебное пособие. - М., 2005.
3 См., например: п. 8 ст. 61 НК РФ, согласно которому регулятивные полномочия по определению порядка изменения срока уплаты налога и сбора налоговыми органами закреплены за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба).
4 См., например: Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ
от 30.06.2004 № 329).
5 См., например: Регламент Министерства финансов Российской Федерации (утв. Министерством финансов Российской Федерации от 23.03.2005 № 45н).
6 См. подробнее: Андриченко Л.В., Домрин А.Н., Сивицкий В.А., Чертков А.Н. Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы // Журнал российского права. № 3. 2005.
7 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю.А. Крохина. - М., 2008. С. 662.
8 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). С. 375.
3 Чертков А.Н. Введение временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации // Право и политика. 2006. № 8.
10 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. С. 662.
11 Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - М., 2006.
12 Васюнина М.Л. Правовые основы организации временной финансовой администрации в субъекте РФ или муниципальном образовании // Финансы и кредит. 2006. № 5. С. 31.
13 См: Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях Новосибирской области, утверждения структуры и штатного расписания временной финансовой администрации (утв. постановлением Администрации Новосибирской области от 27.02.2008 № 48-па).
14 См: Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения ее структуры и штатного расписания, а также организации проведения проверки
(аудита) местных бюджетов (утв. постановлением Администрации Ростовской области от 04.08.2008 № 387).
15 См. подробнее: Ковпак С.В. О некоторых проблемах нормативного правового регулирования введения временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации // Реформы и право. 2009. № 1; Он же. Введение временной финансовой администрации в публично-правовом образовании: проблемы правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 6.
16 См. подробнее: решение КС РФ от 21.04.2009 «Об информации об исполнении решений Конституционного суда Российской Федерации» // www.ksrf.ru

С принятием новых редакций федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003г. № 95-ФЗ) и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), а также поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации от 2 мая 2006 г. (глава 19.1 «Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления при введении временной финансовой администрации»), в законодательство Российской Федерации вошли нормы, устанавливающие механизмы введения временной финансовой администрации и санации субфедеральных бюджетов.
Эти законы вводят новые нормы, связанные с регулированием деятельности территориальных органов власти в случае возникновения просроченной задолженности по долговым и бюджетным обязательствам региональных и муниципальных бюджетов. Их основная цель - внешнее финансовое управление субъектами публичного права, временное изменение правового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Под временной финансовой администрацией понимается федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации).
Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (арбитражного суда субъекта Федерации) при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации подается Правительством Российской Федерации, а в муниципальном образовании - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и (или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.
Основанием для передачи дела в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (арбитражный суд субъекта Федерации) являются возникшие в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) просроченная задолженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), которая превышает 30 % объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации (при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации перед бюджетом муниципального образования).
Под просроченной задолженностью по исполнению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), возникшей в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), признанные в качестве таковых судом и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), в том числе при представлении в Министерство финансов Российской Федерации (исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации) бюджетной отчетности.
Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа.
Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, утверждения структуры и штатного расписания, а также финансового обеспечения деятельности указанной временной финансовой администрации устанавливается Правительством Российской Федерации, а в муниципальных образованиях — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Временная финансовая администрация наделяется следующими полномочиями:
. организует проведение проверки (аудита) бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации);
. организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, предусмотренном федеральным законом;
. разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
. разрабатывает и представляет в органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) проекты нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов муниципальных образований), предусмотренные планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), утвержденным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (арбитражным судом);
. в случае, если подготовленный временной финансовой администрацией проект закона субъекта Российской Федерации (муниципального правового акта представительного органа муниципального образования) о внесении изменений в закон (решение) о соответствующем бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) либо проект закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) не принят в течение одного месяца со дня его представления временной финансовой администрацией в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (представительный орган муниципального образования) либо принят с внесением изменений, не согласованных с главой временной финансовой администрации, представляет в Правительство Российской Федерации (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) соответствующие проекты бюджетов для внесения в Государственную Думу (орган законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации) и утверждения федеральным законом (законом субъекта Российской Федерации);
. в случае, если представленные временной финансовой администрацией проекты нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов) не приняты в течение 15 дней со дня их представления временной финансовой администрацией или приняты в редакции, не согласованной с главой временной финансовой администрации, принимает указанные проекты нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов местной администрации муниципальных образований);
. осуществляет контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), утвержденного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (арбитражным судом), и предусмотренных им нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов);
. осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Глава временной финансовой администрации руководит деятельностью временной финансовой администрации и несет персональную ответственность за исполнение возложенных на нее полномочий. К этим полномочиям относятся:
. в период осуществления полномочий временной финансовой администрацией представляет Российскую Федерацию (субъект Российской Федерации) в арбитражном суде по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
. вносит на рассмотрение соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
. вносит на рассмотрение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) проекты нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), предусмотренных планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
. согласовывает внесение изменений в нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты, проекты муниципальных правовых актов), предусмотренные планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
План восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
Проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) разрабатывается временной финансовой администрацией в срок до двух месяцев со дня вступления решения арбитражного суда о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) в законную силу.
Проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) должен включать:
1. срок действия плана, необходимый для полного погашения просроченных расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не превышающий пяти лет;
2. долю собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования), ежегодно направляемую на исполнение просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не превышающую 15 %;
3. объемы и условия привлечения заемных средств на рефинансирование государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга);
4. график исполнения просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
5. меры по оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации (муниципальных финансов муниципального образования), включая перечень необходимых для их реализации нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов органов местного самоуправления).
Проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) согласовывается сторонами, участвующими в производстве по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Порядок составления и утверждения бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в условиях введения временной финансовой администрации
В течение 15 дней со дня утверждения арбитражным судом плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) временная финансовая администрация разрабатывает проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) в целях приведения указанного закона (решения) в соответствие с планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и представляет его в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (представительный орган муниципального образования).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (представительный орган муниципального образования) рассматривает проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его представления временной финансовой администрацией.
Внесение изменений в закон (решение) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) в целях приведения указанного закона (решения) в соответствие с планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) может не предусматриваться, если план восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) утвержден арбитражным судом по истечении девяти месяцев текущего финансового года.
Внесение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете) на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), рассмотрение, принятие и введение в действие указанного закона (решения) с момента внесения ходатайства о возбуждении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации и до принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (арбитражным судом) решения об отказе введения временной финансовой администрации либо решения об утверждении плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) не допускаются.
Временная финансовая администрация в соответствии с планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) разрабатывает проект закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) либо поправки к нему и представляет их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (представительный орган муниципального образования) в срок, установленный планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (представительный орган муниципального образования) рассматривает представленный в установленном порядке проект закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в течение одного месяца со дня его представления временной финансовой администрацией.
Глава временной финансовой администрации участвует с правом совещательного голоса в заседаниях органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации (представительного органа муниципального образования) при рассмотрении проектов законов (решений) о бюджете или о внесении изменений в закон (решение) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и вправе выступать с заключением по всем вопросам, ставящимся на голосование.
При рассмотрении проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) или проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (представительный орган муниципального образования) не вправе принимать поправки без положительного заключения главы временной финансовой администрации.
В случае, если внесенный в установленном порядке проект закона о внесении изменений в закон о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) или проект закона о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) не принят законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение установленного срока или без положительного заключения поправок главы временной финансовой администрации, временная финансовая администрация представляет соответствующий проект бюджета в Правительство Российской Федерации для внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о бюджете субъекта Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает проект указанного федерального закона во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения.
В случае, если внесенный в установленном порядке проект решения о внесении изменений в решение о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) или проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) не принят представительным органом муниципального образования в течение установленного срока или без положительного заключения поправок главы временной финансовой администрации, временная финансовая администрация представляет соответствующий проект местного бюджета в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для внесения на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в качестве проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете соответствующего муниципального образования. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает проект закона о бюджете соответствующего муниципального образования во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения.
Порядок исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и осуществления контроля за его исполнением при введении временной финансовой администрации
Временная финансовая администрация осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), включая контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также получателями государственных (муниципальных) гарантий.
К компетенции главы временной финансовой администрации относится дача согласия на совершение руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) следующих действий:
. утверждение сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
. утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
. осуществление заимствований;
. предоставление бюджетных кредитов из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
. использование доходов, полученных при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) сверх утвержденных законом (решением) о бюджете;
. перемещение ассигнований между главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), между разделами, подразделами, целевыми статьями, видами расходов функциональной классификации и статьями экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы в случае нарушения ими бюджетного законодательства Российской Федерации.
Глава временной финансовой администрации в случае нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации имеет право назначить в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местные администрации муниципальных образований) и бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (местного бюджета), своих представителей, к которым переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В случае создания руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) препятствий в исполнении временной финансовой администрацией полномочий, возложенных на нее, а также в случае совершения руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) действий, нарушающих права и интересы субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и его кредиторов, бюджетное законодательство Российской Федерации и (или) план восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), глава временной финансовой администрации вправе ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) от должности и о возложении его полномочий на главу временной финансовой администрации.
Таким образом, новые нормы законов имеют очевидные достоинства. Их введением сделан новый шаг в направлении разработки процедуры банкротства администрации регионов и муниципалитетов с целью их финансового оздоровления.
До сих пор в Бюджетном кодексе Российской Федерации существовали только меры воздействия на регионы или муниципалитеты, связанные с превышением предельного размера государственного долга региона, долга муниципального образования или предельных объемов расходов на обслуживание долга (статья 112 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом если субъект Российской Федерации (или муниципальное образование) был в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, т. е. дефолт отсутствовал, то налагался просто запрет на новые заимствования. Если же субъект Российской Федерации (или муниципальное образование) был не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, то к нему можно было применить следующие меры: проверку исполнения местного бюджета (бюджета региона); передать исполнение местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации (соответственно, для региона - под контроль Минфина России). Теперь новые нормы бюджетного законодательства о внешнем управлении расширяют круг санкций и наполняют их конкретным смыслом.
В принятых нормах закона речь идет о просроченных долговых и бюджетных обязательствах, т. е. уже о состоявшемся дефолте. Обязательная процедура арбитражного суда доказывает наличие просроченных долгов и их обоснованность. Введенный критерий, одинаковый для субъекта Российской Федерации и муниципального образования, исключает ситуацию, при которой меры внешнего финансового управления будут применены к региону или муниципалитету до того, как объем просроченных обязательств превысит 30 % от величины собственных доходов. До этого момента администрация будет иметь возможность попытаться собственными усилиями выйти из кризисного финансового положения, например, реструктурировать долг, принять экстренные меры по увеличению доходов и сокращению расходов и т. п. Кроме того, даже при наличии просроченной задолженности в 30 % внешнее финансовое управление не вводится, если задолженность администрации возникла в результате так называемых «нефинансируемых мандатов». Таким образом, вышестоящие уровни бюджетной системы не перекладывают ответственность за невыполнение своих планов на нижестоящие. Более того, временная финансовая администрация не может быть введена по ходатайству вышестоящих властей и, следовательно, не сможет предложить свой план оздоровления законодательному органу субъекта Российской Федерации или муниципалитета, если со дня начала срока его полномочий не прошел один год. В этом случае процедура банкротства может начаться только по инициативе самого регионального или местного органа власти.
Положительную роль в восстановлении платежеспособности муниципалитета или субъекта Российской Федерации должна сыграть организационная и методологическая помощь, оказываемая временной финансовой администрацией и вышестоящими органами власти.

Вопросы для повторения

1) Каковы инструменты урегулирования неплатежеспособности региональных и местных органов власти?
2) Каковы различия в режимах функционирования бюджетов и процедурах урегулирования неплатежеспособности в Италии, Венгрии и США?
3) Каковы условия эффективности предоставления должникам финансовой помощи?
4) Какими нормативно-правовыми актами регулируется процесс санации в РФ?
5) В чем заключается суть механизма введения временной финансовой администрации и санации субфедеральных бюджетов?

Литература

1) Бюджетный кодекс РФ. - М., Проспект, 2009.
2) Федеральный закон от 04.07.2003г. № 95 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3) Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
4) Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М., ЮНИТИ, 2008.
5) Брайчева Т.В. Государственные финансы. - СПб.: Питер, 2007.
6) Мацкуляк И. Д. Государственные и муниципальные финансы - М.: Изд-во РАГС, 2003.

Тестовые контрольные задания

1. В Италии существует следующий режим санации:
1) институциализированная процедура урегулирования просроченной задолженности региональных и муниципальных органов власти
2) диссесто
3) неформализованная процедура предоставления экстренной финансовой помощи
2. В какой стране использовалась неформализованная процедура предоставления экстренной финансовой помощи?
1) США
2) Мексика
3) Италия
4) Венгрия
3. Какие новые нормы санации вошли в законодательство РФ?
1) нормы неформализованной процедуры предоставления экстренной финансовой помощи
2) нормы, устанавливающие механизмы введения временной финансовой администрации и санации субфедеральных бюджетов
3) нормы диссесто
4. Под временной финансовой администрацией понимается:
1) орган исполнительной власти, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета
2) орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления)
3) орган, осуществляющий подготовку законопроектов
5. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) не может быть введена:
1) в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа
2) в течении месяца со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа
3) в течении 10 дней со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа

Губернатор Свердловской области дал поручение подготовить документы в арбитражный суд о введении временного финансового управления в ряде территорий региона.

Проблема очень серьезная, и, если немедленно не принять меры, многие муниципалитеты окажутся в тупике. В тех территориях, которые не способны справляться сами, надо вводить внешнее управление, федеральные законы дают нам такое право, - заявил Эдуард Россель на заседании Совета общественной безопасности Свердловской области, на котором был рассмотрен вопрос о ситуации с задолженностью за топливноэнергетические ресурсы предприятий ЖКХ и муниципальных образований.

Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Юрий Шевелев охарактеризовал ситуацию с долгами территорий за потребленные энергоресурсы как критическую. Только за один отопительный сезон просроченная задолженность возросла до четырех миллиардов рублей, причем за газ за год она выросла с 790 миллионов рублей до 1,7 миллиарда. За тепло муниципалитеты должны 2,6 миллиарда, за электроэнергию - более одного. А общий объем кредиторской задолженности (с учетом долгов прошлых лет) составляет сегодня более 8,5 миллиарда рублей. Основными причинами сложившегося положения министр считает низкую финансовую дисциплину и отсутствие персональной ответственности глав муниципальных образований и руководителей предприятий ЖКХ.

Больше всего задолжали потребители Нижнего Тагила, Североуральска, Ивделя, Алапаевска, Новой Ляли и еще ряда муниципалитетов. Так, в Слободе Туринской муниципальный долг составляет более 170 миллионов рублей - это 330 процентов доходов местного бюджета. По словам Юрия Шевелева, задолженности за потребленные ресурсы не имеют только Верхняя Пышма, Верхняя Салда и Краснотурьинск.

Ясно, что сложившаяся ситуация никоим образом не устраивает областные власти, которые не желают покрывать расходы муниципальных образований за счет областного бюджета. Михаил Максимов, министр экономики и труда Свердловской области полностью поддерживает идею губернатора:

Механизмы для введения временного финансового управления в территориях существуют, и они не противоречат федеральным законам. Накопление долга идет в муниципалитетах не первый год, но некоторые главы не принимают эту проблему всерьез. В тех местных самоуправлениях, которые не способны справляться с долгами сами, надо вводить внешнее управление.

Суд рассудит

Юристы оценивают намерение областного руководства ограничить полномочия мэров неоднозначно. Сергей Хазанов, заведующий кафедрой административного права Уральской государственной юридической академии, говорит, что 131й закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" действительно дает право руководству субъекта федерации вводить временное финансовое управление в муниципалитетах, например, в случае финансовой недееспособности местных властей. Но, насколько известно, такой практики в России еще не было.

Владимир Русинов, депутат областной Думы, кандидат юридических наук, согласен со своим коллегой. А вот Вячеслав Скоробогацкий, заведующий кафедрой государственнополитического управления Уральской академии государственной службы на вопрос "РГ" ответил так:

Вопрос может быть решен только в судебном порядке. Однако я не думаю, что губернатор пойдет на такой шаг. Скорее всего, он просто решил припугнуть нерадивых чиновников. Для выхода из сложившейся ситуации с долгами муниципалитетов необходимо полностью менять законодательную базу, а это никому не нужно. Скорее всего, здесь необходимо говорить о некомпетентности некоторых руководителей муниципалитетов, которые незаслуженно сидят в своих креслах.

Учитывая, что процедура временной финансовой администрации вводится Высшим Арбитражным судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов, порядок судопроизводства по данной категории дел может быть предусмотрен только федеральным законодательством. В настоящее время в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации подобные изменения не внесены, - поясняет председатель гражданской коллегии Арбитражного суда Свердловской области Ирина Краснобаева. - Между тем, на уровне субъектов РФ могут быть приняты нормативные акты, отражающие полномочия временной финансовой администрации, детализирующие план восстановления платежеспособности муниципального образования, порядок составления или утверждения бюджета. Учитывая, что порядок введения временной финансовой администрации в муниципальных образованиях установлен лишь с 1 января 2008 года, правоприменительной практики по этой категории дел в Арбитражном суде Свердловской области пока нет.

Угрозы не восприняли всерьез

Таким образом, ввести внешнее финансовое управление в муниципалитетах оказывается задачей непростой. Не особенно напуганы заявлениями губернатора и главы местного самоуправления. Так, в Сухоложском городском округе уверены, что причин для введения там внешнего финансового управления нет.

Коммунальная отрасль города реформируется: созданы управляющие компании, в этом году будут акционированы муниципальные предприятия - водоканал и теплосети, - заявили корреспонденту "РГ" в городской администрации.

По словам чиновников, им трудно комментировать инициативу региональных властей, пригрозивших банкротством городам, задолжавшим крупные денежные средства за свет и тепло. Чиновники предполагают, что внешнее управление вряд ли даст желаемый эффект, так как бюджет многих территорий намного меньше накопленных ими долгов. Кроме того, стричь всех под одну гребенку нельзя: на местах делают все возможное, чтобы расплатиться с энергетиками.

Впрочем, руководитель администрации губернатора Александр Левин подтвердил серьезность намерений областного руководства, подчеркнув, что последний срок предоставления графиков погашения долгов муниципалитетами - 15 мая. После этого контроль над ситуацией в недееспособных городах и районах перейдет в руки временного управляющего.

Проверено на бизнесе

Каким образом это будет осуществляться практически? В принципе, процедура введения внешнего финансового управления в законе действительно прописана.

Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (либо муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда в случае, если на момент принятия этого решения возникшая просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств и (или) бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году, - рассказывает Ирина Краснобаева. - Кроме того, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено ограничение, препятствующее введению временной финансовой администрации. В частности, процедура не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа.

По сути, процедура напоминает финансовое оздоровление юридических лиц в делах о банкротстве предприятий, поскольку направлена на восстановление платежеспособности субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В бизнессреде практика введения внешнего управления существует давно. Другой вопрос - кто ее осуществляет. Когда приходят некомпетентные управленцы, дело может закончиться банкротством. То же самое можно сказать и о муниципальных образованиях, - рассуждает Яна Ведерникова, консультант по финансовому управлению и развитию бизнеса. - Далеко не из каждого мэра может получиться хороший управленец. Поэтому инициатива губернатора вводить внешнее управление в тех регионах, где местная власть некомпетентно распоряжается финансами, во многом понятна. Вопрос в другом: где губернатор будет искать грамотных управляющих? Скорее всего, ему стоит обратить внимание на успешных бизнесменов. Думаю, так он и поступит.

Не хватает сити-менеджера

Впрочем, есть и другой вариант решения проблемы, по которому пошли в некоторых регионах России. В 2005 году глава Тюмени Степан Киричук лишился своего поста после принятия нового устава города, изменившего структуру муниципальной исполнительной власти. Функции мэра были разделены: хозяйственными вопросами стал заниматься ситименеджер (глава администрации), а политическими - глава города, по совместительству спикер гордумы. Таким образом тюменцы смогли решить проблему некомпетентности руководителя. Наемный ситименеджер подписывает обычный договор, который можно расторгнуть в любое время.

Так что если губернаторам сложная законодательная база и отсутствие судебной практики мешают ввести внешнее управление в муниципалитетах и самостоятельно назначать их глав, то этого могут добиться местные органы власти или сами избиратели. А пока местные управленцы не торопятся наводить порядок во вверенных им городах. Если ситуация не улучшится, то в скором будущем и в Свердловской области может появиться институт наемных ситименеджеров, с которых и спрос больше, и контролировать их легче. Скорее всего, именно этого и будут добиваться областные власти.

Между тем

Правительство Челябинской области утвердило порядок назначения главы временной финансовой администрации.

Новый Бюджетный кодекс предоставляет исполнительным органам власти региона право вводить внешнее финансовое управление в тех муниципальных образованиях области, где просроченная задолженность по долговым и бюджетным обязательствам превысила 30 процентов собственных доходов в последнем отчетном году. По словам заместителя губернатора, министра финансов Виктории Голубцовой, в настоящее время оснований для введения временной финансовой администрации нет ни в одном муниципальном образовании Челябинской области. Губернатор Петр Сумин предложил министрам активнее использовать возможности контроля за деятельностью местных администраций. Особенно придирчиво будут относиться к тем муниципальным образованиям, где высока доля областных средств в муниципальном бюджете.

Как полагают эксперты, трудности могут возникнуть в поиске кандидатов на должность временных финансовых управляющих - недостаток квалифицированных менеджеров ощущается повсюду.

Дело начиналось банально. Пришли к нам убеленные сединами строители, пожаловались: кинул нас генподрядчик при строительстве объектов в соседней области.
Начали работу, выяснили: действительно, живет в ЕАО заслуженный милицейский пенсионер, умеющий выигрывать торги по размещению государственных и муниципальных заказов на территории отдельно взятого субъекта. Но то ли он часто свои обязательства не пунктуально выполнял, то ли с руководством поссорился, но платить ему перестали хронически.

Мы ему - отдай 11 условных единиц за строительство котельных в муниципальных образованиях по исполнительным листам, а он нам - да у меня самого таких листов на 30 штук, муниципалы со мной рассчитаются - отдам. Проверили, ну нет ничего существенного из активов у «дядьки», а тут он начал нам ласково так переуступку своих долгов предлагать.

Ветераны мои активно закивали: давай, мол, мы областную администрацию знаем, деньги сами у них «вынем». Сказано - сделано, выбрали наиболее крупного публичного должника, провели за его счет уступку и стали ждать расчетов от казначейства, как «с моря погоды», но...

Но тут «проснулся» губернатор и «оттаранил» в местный арбитражный суд заявление о введении у нашего нового муниципального должника временной финансовой администрации.

В итоге, ходили мы по судам года полтора, пока с этим «неизвестным науке зверем» вопрос решали, добиваясь, чтобы у казначейства основания игнорировать судебные акты отпали.

Собственно, ключевые судебные акты по данному вопросу и предлагаются вниманию читателя. Дело примечательно решением вопросов:

О процессуальном статусе кредитора в производствах о финансовом оздоровлении публичных образовании;
- о сроках, на которые могут вводиться временная финансовая администрация и план финансового оздоровления.

Документы

1. Решение о введение а​дминистарции 174.2 KB
2. Апелляция по сроку в​ременной администарц​ии 252.5 KB
3. Постановление кассац​ии по сроку временно​й администрации 225.1 KB
4. Постановление кассац​ии по плану восстано​вления платежеспособ​ности 244.2 KB
5. Определение о прекра​щении производства п​о делу 159.7 KB

Все документы в данном разделе доступны только профессиональным участникам портала, имеющим .

Для доступа к документам необходимо авторизоваться