Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Гребут деньги лопатой? Сколько получают российские чиновники

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Новости повышения зарплаты госслужащим интересуют не только самих государственных служащих, но и членов их семей. Это абсолютно закономерно. Как известно, государственный сектор является обширной сферой для трудоустройства. Здесь занято множество людей самых разных профессий. По некоторым данным в РФ примерно 5.4 млн. граждан работает в тех, либо иных государственных учреждениях. Все эти люди получают свою заработную плату прямиком из государственной казны. Несмотря на нелёгкий и самоотверженный труд многих из госслужащих, заработная плата этих специалистов иногда оставляет желать лучшего. Для того, чтобы повысить качество жизни и уровень благосостояния этой категории граждан, В. Путин решил поднять оклады ещё на 4%.

Госслужащие зарплата. Последние новости позволяют утверждать, что теперь госслужающие смогут стать полноценным средним классом. Это особенно актуально для тех из них, кто трудится в Московском регионе.

Зарплата госслужащих. Россия не может похвастаться такими же зарплатами, как в Германии или ОАЭ, однако госслужащих никак нельзя назвать обделёнными. По некоторым данным средняя зарплата этой категории граждан РФ находится на уровне 100 тысяч рублей. Это довольно большие деньги даже для Москвы. Если же говорить о человеке, который ежемесячно получает такую сумму где-нибудь в провинции, то этих денег хватит даже на покупку предметов роскоши.

Повышение зарплаты госслужащим в 2018. Последние новости. Зарплата госслужащих в 2018 году в России будет существенно повышена. Несмотря на то, что российской экономике свойственна инфляция, грядущее повышение не будет полностью нивелировано ею. Дело в том, что по итогам 2017 года инфляция должна составить примерно 3%, а повышение составит 4%.

Повышение зарплаты госслужащим

Повышение зарплаты госслужащим. Россия, как и многие другие страны, высоко ценит труд людей, которые работают на благо государства. Это касается не только военных и сотрудников различных силовых структур, но и госслужащих.

Именно поэтому индексация зарплаты госслужащим в 2018 составит не менее, чем 4%. Этого повышения должно быть достаточно для того, чтобы покрыть инфляцию и немного повысить уровень жизни сотрудников государственных ведомств.

Зарплаты федеральных госслужащих в 2018 позволят вести достаточно свободный образ жизни и не отказывать себе не только в предметах первой необходимости, но и в достаточно дорогих продуктах.

Повышение зарплаты госслужащим в 2018

Повышение зарплаты федеральным госслужащим несёт в себе не только одну пользу. Проблема в том, что это ещё и дополнительная нагрузка на бюджет. Один из бывших министров финансов заметил, что нынешний бюджет не может позволить себе таких трат.

Несмотря на этот негативный момент, увеличение зарплаты госслужащим должно простимулировать их к более активной и продуктивной деятельности. Возможно, что государственные служащие смогут разработать более эффективные законы, которые принесут стране материальную прибыль уже в ближайшем будущем.

Свежие новости. Зарплата госслужащих до сих пор является предметом нападок со стороны правозащитников. Некоторые из них утверждали, что служба Отечеству - это добровольная работа, поэтому зарплаты госслужащих должно хватать только на самое необходимое, однако, в современной России органы власти, (которые принимают решение о повышении или понижении зарплаты), очевидно, так не считают.

Индексация зарплаты госслужащим

Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2018 году должно простимулировать покупательную способность этой категории граждан, поэтому те товары, которые пользуются спросом со стороны госслужащих, могут принести неплохую прибыль уже ближайшее время.

Конечно, госслужащим повысят зарплату в 2018 не просто так, а по причине того, что их заработная плата уже давно не индексировалась.

Зарплата госслужащих с 1 января 2018

Уже с 1 января 2018 все госслужащие смогут получить повышенную зарплату, о чем уже подписал указ В.Путин. Это особенно актуально для тех госслужащих, которые до этого получали недостаточно высокую зарплату. В частности, речь идёт о сотрудниках Федерального архива.

Она составила 115,7 тысяч рублей в месяц

Росстат опубликовал официальные данные о численности и средней зарплате 38 тысяч федеральных чиновников в России. У них все очень неплохо: средняя начисленная зарплата в 2016 году выросла на 4% и составила 115,7 тысяч рублей в месяц. При этом средняя зарплата по России к концу 2016 году была на уровне 36,2 тысяч рублей в месяц.

В справке, опубликованной на сайте главного статистического ведомства страны, приведены средние начисленные (то есть «грязные») зарплаты тех гражданских служащих, что трудятся в центральных аппаратах федеральных министерств, служб, агентств, Конституционного и Верховного судов, Следственного Комитета, Генпрокуратуры, Счетной палаты, Центризбиркома, Администрации президента, Управлении делами президента, Госдуме и Совете Федерации. В примечании к справке особо оговорено: эти данные не учитывают зарплаты лиц, «замещающих государственные должности», а также зарплаты охраны и обслуживающего персонала вроде уборщиц, буфетчиц или медсестер.

Оговорка важная, потому что к «лицам, замещающим государственные должности», указом президента отнесены все руководители федеральных органов власти и лица с особым статусом вроде главы правительства и его заместителей, министров, послов, судей Конституционного и Верховного судов, главы Следственного Комитета, Генерального прокурора, Секретаря Совета Безопасности, Уполномоченного по правам человека, аудиторов Счетной палаты, членов Центризбиркома, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Это - самые высокооплачиваемые категории должностных лиц в России, и те самые 115,7 тысяч рублей в месяц получились без учета их зарплат.

В трех самых бедных федеральных органах власти госслужащие получают в среднем меньше 60 тысяч рублей в месяц, в 21 ведомстве - от 80 до 90 тысяч рублей, в 19 ведомствах - от 60 до 70 тысяч рублей. А в 12 самых богатых ведомствах средняя зарплата составляет больше 100 тысяч рублей, и самая многочисленная категория попавших в поле зрения Росстата чиновников (9947 человек) трудится именно здесь!

Рекордсменами по зарплатам являются сотрудники Аппарата правительства: 228,5 тысячи в месяц. Следом идут чиновники из Администрации президента: 218,6 тысяч рублей в месяц. Убедительно выглядит и аппарат Счетной палаты: 180,7 тысяч рублей в месяц.

Удивительное дело: почему-то средняя зарплата у сотрудников аппаратов двух палат парламента - разная, хотя зарплаты депутатов и сенаторов - одинаковые: в Совете Федерации чиновники получали больше, чем чиновники в Госдуме (176,1 тысяч рублей против 154,8 тысяч рублей).

Средняя зарплата в аппарате Конституционного суда - 136,2 тысячи в месяц. В аппарате Верховного суда чуть меньше: 130,4 тысячи.

Среди министерств и ведомств есть явные фавориты вроде МИДа (147,2 тысячи), Минфина (140,1 тысяча) и МЧС (137,9 тысяч). А есть и откровенные «аутсайдеры»: например, Федеральное агентство по делам национальностей (53,9 тысяч рублей), Следственный Комитет (57,6 тысяч рублей) или Федеральное архивное агентство (61,1 тысяча рублей).

Росстат, который все это считал, среди «середнячков» со средней зарплатой сотрудников в 80 с небольшим тысяч рублей в месяц. Министерства социального блока - тоже в этом ряду: в Минздраве чиновники в среднем получают 97,7 тысяч в месяц, в Минобразования - 90,5 тысяч, в Минтруда - 89,9 тысяч, а в Минкульте - 80,4 тысячи.

Но самое любопытное даже не размер зарплат. А то, что, не взирая на кризис и бюджетные проблемы, зарплаты у чиновников в 54 из 67 ведомствах продолжили расти! Где-то чуть-чуть, на доли процента, а где-то на процентов 20-30. Росстат не дает ответа, чем это вызвано - может, сократили численность сотрудников при сохранении прежнего фонда оплаты труда, или по каким другим причинам.

А теперь сравним...

Средняя начисленная зарплата по России в 2016 году составляла около 36,2 тысяч рублей. В Москве, где проживает подавляющее большинство чиновников центральных аппаратов федеральных ведомств (кроме тех, кто живет в Петербурге) она была примерно в 2 раза больше.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный законом, с 1 января 2017 года остался неизменным: 7500 рублей в месяц. Меньше этой суммы нельзя платить работнику, отработавшему полный месяц на ставку. С 1 июля 2017 года МРОТ вырастет на 4% - до 7800 рублей в месяц. Недавно вице-премьер Ольга Голодец сказала, что зарплату на уровне МРОТ в России получает около 5 млн. человек.

Сколько же денег платят чиновникам? Росстат дал ответ на этот вопрос: за первое полугодие 2015 года средняя зарплата госслужащих составила 96.5 тыс. рублей, увеличившись на 4.9% по сравнению с 2014 годом. Для сравнения: недавно Центр изучения общественного мнения выяснил, какая зарплата в месяц может считаться минимальной по представлениям жителей Российской Федерации. Оказалось — 22 755 рублей. В настоящий момент величина реально установленного прожиточного минимума составляет 7 161 рубль.

Сюда входят такие организации, как налоговая служба, служба судебных приставов, служба внешней разведки, служба по надзору в сфере здравоохранения, образования и науки и прочие, осуществляющие регулирование и предоставляющие услуги. Платят им меньше всего – средняя зарплата в этих ведомствах насчитывает 76.1 тыс. рублей , что ниже чем среднемосковская зарплата. Сотрудники некоторых федеральных агентств, например, Агентства по техническому регулированию и Следственного комитета РФ получают еще меньше – 47 тыс. рублей . А самую маленькую зарплату в 38 тыс. рублей получают служащие агентства по делам СНГ.

9. Чиновники исполнительной власти

Они получают уже больше – 84.1 тыс. рублей в месяц , при этом их зарплаты увеличились на 1.8% по сравнению с прошлым годом.

8. Органы судебной власти

Сотрудники судебной системы, генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и территориальных прокуратур получают по 106.2 тыс. руб . ежемесячно, что больше на 3.3% чем в 2014 году.

7. Государственная дума

450 депутатов нижней палаты Федерального собрания получают в среднем 113 тыс. рублей в месяц. Доходы их увеличились на 26.5%.

В 2015 году 170 чиновников верхней палаты получают в среднем 139 тыс. рублей , что на 19.9% больше, чем в прошлом году.

5. Министерство иностранных дел

Сотрудники МИДа пережили беспрецедентный рост зарплат – по сравнению с 2014 годом они увеличились на 84.5%! В среднем их доходы составляют теперь 139.8 тыс. рублей в месяц.

4. Конституционный суд

Сотрудники его проверяют на соответствие Конституции РФ, законы, договора между органами государственной власти, нормативные акты и прочее и получают за это в среднем 153 тыс. рублей ежемесячно.

3. Счетная палата

Работники этого учреждения входят в топ-3 чиновников с наибольшими зарплатами. Они контролируют расходы и доходы федерального бюджета и внебюджетных фондов, надзирают за банковской системой, следят за состоянием государственного долга, использованием кредитных ресурсов государством и прочее – и получают за это 180 тыс. рублей , что на 69.3% больше, чем в 2014 году.

2. Аппарат правительства

И тут неожиданно наблюдается спад вместо уже привычного роста. Сотрудники аппарата правительства, который осуществляет контроль над выполнением органами власти принятых в правительстве решений, получают 194.8 тыс. рублей в месяц, что на 7.8% меньше, чем в прошлом году.

1. Администрация президента

Возглавили список чиновников с самыми большими зарплатами 2015 года сотрудники администрации российского президента. Зарплата их пережила небольшое снижение – на 2.1% — но по-прежнему осталась самой высокой среди чиновников: 226.2 тыс. рублей в месяц .