Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как завершился промышленный переворот в 19 веке. Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.? Урбанизация и перемены в социальной структуре

Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.?

Промышленный переворот представляет собой одно из самых важных явлений в истории человечества, позволив­ших ряду стран вступить в полосу стремительного развития производительных сил и навсœегда покончить с экономичес­кой отсталостью. По существу, вся современная материальная цивилизация стала его результатом. Промышленная ре­волюция знаменовала переход от преобладания аграрного хозяйства с его постоянной угрозой неурожаев и голода к новому этапу в развитии экономики и новому материально­му уровню.

Часть ученых полагает, что промышленный переворот - явление технико-экономического характера, связанное с переходом от мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к производству фабричному, в базе кото­рого машины. Но большинство всœе же считает, что про­мышленный переворот представляет совокупность экономи­ческих, социальных и политических сдвигов," ознаменовавших превращение машин в основное средство производства. Дей­ствительно, изменения в промышленности вызвали крупные сдвиги в сельском хозяйстве, размещении населœения, его составе. Возникли большие города, появились новые клас­сы и социальные группы. Последовали серьезные изменения в политическом устройстве, а затем и в духовной жизни общества.

Критерием, который помогает определить начало про­мышленного переворота в какой-либо стране принято счи­тать начало формирования фабричной системы, что связано с появлением значительного числа настоящих фабрик. В Англии - стране, ставшей на данный путь раньше других, - фабрики стали возникать повсюду в 80-е гᴦ. XVIII в. В конце века к ней присоединилась Франция, а уже в XIX в. их примеру последовали и другие европейские страны.

Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране, всœе же можно проследить его определœенную логическую последовательность. Сначала машинное произ­водство осваивает текстильная промышленность. Далее ос­военные методы и организацию переносят на другие отрас­ли и в новые районы. Изготовление машин, до тех пор кустарное, выделяется в особую отрасль производства. На завершающем этапе массовое распространение машин и фаб­ричного производства приводит к окончательной победе над ремеслом. Машины производятся с помощью машин. Стра­ны, вступающие на путь индустриального развития позже лидеров, имеют возможность быстрее пройти начальные эта­пы переворота͵ используя уже накопленный опыт.

Промышленный переворот в Англии завершился к началу 60-х гᴦ. XIX в., во Франции и США - к началу 70-х гᴦ., к концу 80-х - в Германии и Австро-Венгрии, в 90-е гᴦ. - в странах Северной Европы. В целом индустриальное общес­тво в Европе сформировалось к началу XX в.

Изменения, обусловленные промышленным переворотом, трудно переоценить. Принципиально изменились техника и технология производства, появились новые отрасли индуст­рии: нефтяная, химическая, цветных металлов, автомобиль­ная, станкостроительная, авиационная, началось широкое использование электроэнергии, а в качестве энергоносите­лей - нефти и газа. Созданная техническая база позволила активизировать научный поиск и обеспечила быстрое внед­рение научных открытий. Рост тяжелой промышленности вел к вытеснению сравнительно мелких предприятий. Цен­трализация и концентрация производства привели к выде­лению в ряде отраслей предприятий-лидеров и обнаружили тенденцию к соглашениям по вопросам производства и сбы­та между крупнейшими фирмами. В XX в. монополии пре­вратились в неотъемлемую черту западного индустриально­го общества.

Промышленный переворот побудил свыше 60 млн. евро­пейцев покинуть деревни в последней трети XIX в. Быстро росли города и рабочие посœелки. К концу столетия в Европе населœение 13 городов перешло за миллионную отметку. В ведущих странах рабочие стали составлять более половины общего числа жителœей, а в Англии - 70%. Изменилась и структура базовых классов общества. Повысился удель­ный вес промышленников. Среди рабочих по своему коли­честву и влиянию текстильщиков потеснили металлурги, - шахтеры, машиностроители, желœезнодорожники. Увеличи­лось число конторских, технических и торговых служащих.

Возможности развитой индустрии быстро отразились на характере и структуре потребления. Формируется массовый рынок, ориентированный на простых людей, которые полу­чали товары приемлемого качества по доступной цене. Уро­вень жизни повысился.

Серьезные сдвиги произошли и в духовной жизни. Фаб­рики и заводы прочно вошли в сознание людей. Новая эпо­ха отличалась ощущением огромных возможностей техники и науки. Европейцы привыкали к динамизму повсœедневной жизни, постоянным переменам.

Во второй половинœе XIX в. открытия в области естес­твенных наук изменили представления о строении материи, пространстве, времени, движении, развитии флоры и фау­ны, о месте человека в природе, о происхождении жизни на Земле. В общественном сознании началась смена парадиг­мы. Идея эволюции, развития становится общепризнанной. Время воспринимается в своей бесконечно протяженности. Утверждаются понятия динамических и статистических за­кономерностей.

Конечно, далеко не всœем были доступны последние науч­ные достижения. Но сдвиги в системе образования, просве­тительская деятельность ученых, рост престижа науки и об­разования делали свое дело и способствовали изменению массового сознания.

Одновременно в европейском обществе утверждались ли­беральные идеи, способствовавшие демократизации полити­ческой и общественной жизни. Избирательное право рас­пространялось на всœе большее число людей, а политические партии и власть имущие уже не могли не учитывать общес­твенного мнения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, благодаря промышленному перевороту Европа сделала важнейший шаг вперед по пути прогресса и благосостояния.

В России в 20-40-е гᴦ. XIX в. также наметились тех­нические изменения в промышленности, однако особенность здесь состояла в том, что она принадлежала к кругу тех стран, в которых переход к фабричной системе производст­ва проходил под влиянием уже достигнутых результатов тех государств, которые вступили на данный путь раньше. Поэто­му импортируемые в Россию машины попадали тогда в не соответствовавшую им хозяйственную, социальную и политическую обстановку, в связи с чем они не могли давать такой же производственный эффект, как в местах своего изготовления. Получило распространение некапиталистичес­кое или не вполне капиталистическое использование машин­ной техники. Массовый же переход к машинному производ­ству начался во второй половинœе 50-х гᴦ. и приобрел решающее значение для российской экономики в порефор­менное время.

Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.? - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.?" 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .

  • Промышленный переворот - это преобразование мануфактурного производства, обусловленного ручным трудом, в фабричное. Основывается процесс на широком использовании машин. в России начался в 19-м столетии, в 30-х-40-х годах, и закончился в 80-е годы того же века.

    Индустриальный переход начинался с тех отраслей, в которых ручной труд был наиболее распространен. Первой была хлопчатобумажная промышленность. Машины начали внедрять в писчебумажное, суконное и прочее производство. Начали также создаваться машиностроительные предприятия в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах.

    Промышленный переворот в России на первом этапе характеризовался активным развитием транспорта, железнодорожного и пароходного, прежде всего. В 1837 году была создана первая железная дорога. Она связала Царское село и Петербург. А в 1851 году рельсы были проложены между Петербургом и Москвой.

    Индустриальный переход в стране начался позднее, нежели в европейских государствах, более развитых экономически. Так, например, в Англии уже в шестидесятые годы 18 столетия начали создаваться первые фабрики.

    Промышленный переворот в России начался в условиях крепостнической экономики. Это, безусловно, весьма негативно отразилось на темпах и географии индустриального перехода. В результате промышленные предприятия достаточно неравномерно распределились по территории страны.

    Промышленный переворот в России в самом своем начале характеризовался и некоторыми замедлениями в создании крупных капиталов. Будучи выходцами из крепостных, многие предприниматели не были наделены юридическими правами. В связи с этим владеть фабриками они не могли, оставаясь в зависимости от власти помещиков.

    Индустриальный переход в России не способствовал развитию новых классов - промышленного пролетариата и буржуазии. Это было связано с сохранением хозяйственной крепостнической системы. Рабочие фабрик и заводов были крестьянами-отходниками. В связи с этим на предприятиях состав рабочих не был постоянным, а сами трудящиеся имели довольно низкий уровень квалификации.

    Вторая началась на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов 19 столетия. В этот момент более половины всего промышленного товара выпускалось предприятиями, которые были оснащены оборудованием и которые и приводили это оборудование в действие.

    Индустриальный переход затронул (кроме хлопчатобумажной, писчебумажной и свеклосахарной отрасли) металлообрабатывающую и горнозаводскую, суконную и текстильную, машиностроительную и шерстяную промышленность. К этому моменту над кустарным и мануфактурным преобладало фабричное производство.

    Индустриальная революция на втором этапе имела свои особенности. Переход продолжался уже в новых условиях: было отменено проведена Все эти преобразования устранили многие препятствия на пути формирования капиталистической системы в государстве.

    Кроме того, начали формироваться новые промышленные отрасли: нефтехимическая, машиностроительная, химическая и прочие.

    Индустриальный переход обусловил появление областей (Баку, Криворожье, Донбасс), свободных от традиций крепостничества и бурно развивающихся в новых социально-экономических и технических условиях.

    Бесспорно, промышленный переворот имел важные социальные результаты. Стали формироваться новые классы. После реформ промышленная буржуазия начала пополняться выходцами из чиновников, крестьян, купцов, дворян.

    Рабочий класс также активно формировался. При этом пролетариат продолжал находиться в тяжелом положении. Условия труда были неудовлетворительными, рабочий день был очень длинным, царило бесправие, отсутствовало трудовое законодательство, медицинское страхование. В результате в восьмидесятые-девяностые годы прошли первые выступления рабочих (например, Морозовская стачка в 1885-м г.).

    Внедрение машин на предприятиях, замена водяного двигателя паровым означали смену мануфактурного периода капитализма, основой которого являлась ручная техника при большом разделении труда, новой, более высокой стадией в развитии капитализма: стадией крупной индустрии, которой присуща машинная техника и разделение труда.
    Широкое внедрение машин, возможное только в сочетании с наемным трудом и капиталистической формой производства, приводит к промышленному перевороту.
    В Англии, где раньше других стран широко использовались машины, промышленный переворот произошел еще в последние десятилетия XVIII в.
    В России, в силу господства крепостничества, обусловившего экономическое отставание ее, промышленный переворот произошел значительно позднее. Начался он в дореформенное время, в 30-40-х годах XIX в., когда во многих, но еще далеко не во всех отраслях промышленности стали использоваться паровые двигатели и внедряться машины, а закончился он уже в пореформенное время, в 70-х и частично в 80-х годах XIX в.
    Некоторые советские историки, ссылаясь на единичные факты применения машин, писали, что мануфактурный период капитализма заканчивается в России в 90-х годах XVIII в. на том основании, что в 1795 г. была установлена первая паровая машина на машиностроительном заводе Берда. Однако этот аргумент совсем не убедителен. Одна машина не делает переворота в технике всех других предприятий. Не случайно, конечно, погибла изобретенная Ползуновым паровая машина, как и похороненные под спудом крепостного хозяйства многие другие изобретения, сделанные тогда и позднее в России, так как капиталистические мануфактуры в России в то время не имели достаточных условий для перерастания в капиталистическую фабрику. Но не только применение одной машины, но и применение их в большем, но все же единичном числе, «спорадически», не означало еще начала в первой четверти XIX в. промышленного переворота в России. Более серьезные сдвиги в области применения машин в России наблюдаются с 30-х и даже с 40-х годов XIX в. В это время в более широкой степени используются в качестве двигательной силы пар и применяются различные машины (прядильные, механические, ткацкие станки и пр.).
    Так, в 1846 г. в России было 700 тыс. прядильных веретен, приводившихся в действие паром, и в 1859 г. - около 1600 тыс., а перед реформой 1861 г. - 2 млн. веретен. На прядильных фабриках используются прядильные машины, которые с 1842 г. было разрешено вывозить из Англии.
    Перед реформой 1861 г. в России использовалось несколько тысяч механических ткацких станков, применялись ситценабивные и ситцепечатные машины. Но вместе с этим надо указать и на то, что Россия, в силу господства крепостничества, сильно отставала от Англии, бывшей тогда передовой капиталистической страной, где в это время было уже 30 млн. механических веретен и 400 тыс. паровых ткацких станков.
    Из других отраслей промышленности, в которой относительно широко применяется механическая энергия, надо отметить свеклосахарную. В свеклосахарной промышленности в 1848-1849 гг. заводы, использовавшие паровую энергию, давали 44% всей продукции, а в 1860-1861 гг.- 85%. Даже в металлургической промышленности, наиболее отсталой, появляются прокатные станы для выделки железа, применяется пудлингование, производятся опыты бессемеровского способа продувки железа. Пудлингование применялось в 1837 г. на казенном Камско-воткинском заводе, в 40-х годах на одиннадцати заводах Урала, на двух московских заводах и т. д. По подсчетам С. Г. Струмилина, перед реформой 1861 г. пудлинговые печи давали около половины металла. Замена водяной энергии паровой на уральских заводах шла медленно, однако и здесь перед реформой паровыми машинами и водяными турбинами давалось 18% двигательной энергии.
    Начавшийся промышленный переворот нашел свое выражение и в области транспорта, где стали применяться паровые машины на пароходах, строятся первые железные дороги. В этом отношении русские инженеры и мастера своими изобретениями опережают во многих случаях западных изобретателей, но в силу косности крепостного строя, тормозившего прогресс в России в области техники, многие русские изобретения оставались под спудом и не использовались. Примером может служить постройка в 1833 г. первого паровоза отцом и сыном Черепановыми. Однако их изобретение не реализовалось и в 1837 г. паровозы выписывались в Россию из Англии. Примером косности крепостников и тормозящей роли феодально-крепостнической надстройки может служить и тот факт, что несмотря на постройку для парохода «Геркулес» в 1832 г. паровой машины, изобретенной в Англии позднее, лишь в конце 30-х годов, русский военный флот к войне 1855 г. был парусным, а английский и французский в своей основе - паровым. В 1840 г. в России насчитывалось 16 пароходов, в 1850 г.- 99, а в 1860 г.- 339.
    Существующая феодально-крепостническая надстройка тормозила развитие производительных сил, в частности тормозила развитие техники, и поэтому промышленный переворот в России затянулся на такой долгий срок и завершился лишь в пореформенное время - в 60-70-х и частично 80-х годах XIX в. Но несмотря на препятствие со стороны устаревших производственных отношений, производительные силы неуклонно прокладывали себе дорогу и в России увеличивалось производство машин внутри страны. Показателем технических сдвигов, происшедших во второй четверти XIX в., является возникновение в России машиностроительных мастерских и заводов, число которых в 1851 г. равнялось 29, со стоимостью их производства в 478 тыс. рублей, а в 1860 г.- 99 предприятий, со стоимостью производства в 7954 тыс. рублей.
    Но эти заводы не могли удовлетворить потребностей, котооые выросли в связи с применением машин в 30-50-х годах, особенно в текстильной промышленности, и поэтому все большую роль играет ввоз инструментов и машин из-за границы.
    Все эти данные показывают, что в 30-50-х годах XIX столетия по сравнению с первой четвертью XIX в. происходит значительный рост промышленности России.
    Этот рост происходил на основе укрепления капиталистической мануфактуры и фабрики, дальнейшее развитие которых требовало уничтожения крепостничества. Наряду с этим в 30-50-х годах XIX в. предельно обострился кризис и разложение крепостного барщинного и оброчного хозяйства.

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    .

    Министерство образования РБ

    ГОУНПО Профессиональное училище №

    Реферат

    на тему: Промышленный переворот в России в 19 веке: этапы, особенности.

    Выполнил:

    Проверила:

    Стерлитамак 2006

    Введение 3

    Глава 1: «Начало промышленного переворота, его особенности» 5

    Глава 2: «Этапы промышленного переворота» 11

    Заключение 17

    Список использованной литературы 19

    Введение

    Промышленность в общей системе экономики первой половины XIX в. играла подчиненную роль. Однако по темпам роста промышленное производство существенно опережало сельскохозяйственное. В структуре промышленности России, ее размещении, организации, техническом оснащении, в составе рабочих в тот период наблюдались явления, неизвестные или почти неизвестные в предшествующем столетии.

    Отличительной чертой дореформенной экономики являлось неравномерное размещение промышленного производства по территории страны. Основными промышленными губерниями были центрально-нечерноземные и северо-западные. На их долю в начале 60-х гг. XIX в. приходилось 70 % стоимости всего промышленного производства. Наиболее высоким уровнем отличались три губернии - Петербургская, Московская и Владимирская. Общий уровень промышленного развития других районов был намного ниже: Черноземный центр - 6,6 %, Украина - 5,1 %, Урал - 4,4 %.

    Среди отраслей доминирующее положение занимала обрабатывающая промышленность. Внутри этой отрасли главными были текстильная (хлопчатобумажная, полотняная, шерстяная, шелковая) и винокурение. В тяжелой промышленности преобладала металлургия (черная) и металлообработка.

    Характерным явлением для промышленности России того времени являлось параллельное и взаимосвязанное развитие всех трех форм организации промышленного производства: ремесла, мануфактуры и фабрики. Наряду с общим интенсивным ростом крестьянских промыслов, мелкой городской промышленности, мануфактур, усиливался процесс перерастания мелкотоварного производства в мануфактуру, переход от мануфактуры к фабричному механическому производству.

    Мелкое товарное производство в сфере обрабатывающей промышленности по числу работников и по размерам выпускаемой продукции превосходило крупную промышленность. Оно производило товары для массового потребления крестьянства и низов городского населения (ткани, обувь, одежду, посуду, домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь, строительные детали и пр.). В то же время возникли новые виды промыслов, обслуживавшие интересы дворянства и городской верхушки (шелкоткачество, изготовление галунов и позументов, кружевное дело), а также художественные промыслы (изготовление ковров, лубочных картин, игрушек, икон). В первой половине XIX в. развитие мелкотоварного производства характеризуется углублением хозяйственной специализации отдельных регионов, усилением обмена между ними и возрастанием роли посредников-скупщиков готовой продукции.

    Мелкое, преимущественно крестьянское, производство перерастало в мануфактуру различного типа - рассеянную, смешанную и централизованную. Наиболее массовой являлась мануфактура с раздаточной системой, светелками (особыми ткацкими избами в деревнях), скупщиком и прочими атрибутами раннекапиталистических отношений. Капиталистическая мануфактура, в том числе и выраставшая из мелкотоварных промыслов, явно вытесняла мануфактуру, основанную на принудительном труде, которая, тем не менее, продолжала существовать до самой реформы 1861 г.

    Глава 1. «Начало промышленного переворота, его особенности»

    Совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, происшедших в результате перехода от мануфактуры к фабричной стадии капиталистического производства, принято называть промышленным переворотом. Этот процесс имел две стороны - техническую (переход от ручного труда к машинному) и социальную (формирование промышленной буржуазии и промышленных наемных рабочих). Большинство историков и экономистов относят начало промышленного переворота в России к рубежу 30-40 гг., а его завершение к 80-90 гг. XIX в. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности (в первую очередь хлопчатобумажной), позднее - в горнодобывающей. В связи с переходом к машинной технике возрастает производительность труда (к середине века в три раза), ускоряются темпы экономического развития, постепенно меняется отраслевая структура промышленности.

    С начальной стадией промышленного переворота в России связывают целый ряд изменений. К их числу относят начавшиеся систематичные технические преобразования в отдельных отраслях производства: установка паровых котлов и паровых машин, применение механических веретен в бумагопрядении, механических ткацких станков в ткачестве, цилиндренных машин и перротин в ситцепечатании, механической выделки бумаги на писчебумажных предприятиях, пудлингования в металлургии и т.д.

    Металлургическая промышленность.

    Главенствующее место России в поставке железа на международный рынок довольно быстро утрачивалось. Основанное на крепостном труде и отсталой технике, горнозаводское производство оказалось неконкурентоспособным, и его продукция вытеснялась английским, значительно более дешевым железом, производившимся методом пудлингования. Основную роль в горнозаводской промышленности по-прежнему играл Урал, дававший около 4/5 продукции. Продолжали действовать и отдельные сибирские заводы, и так называемые замосковные, расположенные в центральных губерниях Европейской России. Южный металлургический центр, которому принадлежало будущее, еще не сложился: казенный Луганский завод, созданный в XVIII в., оставался пока малоэффективным. Он, однако, сыграл в это время значительную роль в развитии каменноугольного промысла в Донецком бассейне.

    В металлургической промышленности строительство заводов и рост выпускаемой продукции чрезвычайно замедлились. На Урале началось применение пудлингования. Застой в горнозаводской промышленности дал себя почувствовать в годы строительства первой в стране железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Рельсы для нее в 1837-1838 гг. ввозились из-за границы: русские заводы смогли обеспечить строительство металлом менее чем на один процент.

    Ведущее место по выплавке чугуна, производству железа, а также в добыче меди принадлежало частным - вотчинным и посессионным заводам.

    Особое место в горной промышленности в дореформенные десятилетия заняла добыча золота на Урале, в Сибири, а также в Казахстане, куда устремились и частные капиталы. С конца 40-х гг. при промывке золотоносных песков начинают все шире применяться машины.

    Обрабатывающая промышленность.

    Наиболее серьезные изменения произошли в обрабатывающей промышленности. Хлопчатобумажное производство в России началось с последней стадии производственного процесса - с набойки по ввозившемуся из-за границы миткалю. Затем появилось и хлопчатобумажное ткачество из импортируемой пряжи и лишь потом собственное бумагопрядение из ввозившегося в страну хлопка. Распространение ткачества в этой отрасли шло не только и даже не столько путем основания сразу мануфактурных предприятий, сколько в форме рассеянной мануфактуры, перерастания мелкого, преимущественно домашнего крестьянского производства в мануфактурное. Что же касается бумагопрядения, то оно началось в России сразу же со стадии механизированного производства.

    В первые десятилетия определились и главные центры хлопчатобумажного производства - Шуйский уезд Владимирской губернии, а особенно село Иваново, и Москва с некоторыми уездами Московской губернии. На протяжении двух первых десятилетий XIX в. растущие потребности армии в солдатских сукнах и подкладочной ткани - каразее - обеспечивали суконной промышленности постоянного заказчика - казну. Но одновременно это ограничивало возможности развития отрасли: суконные мануфактуры, в подавляющем своем большинстве посессионные, обязывались выделывать только те сукна, какие требовались армии, и в том количестве, какое им было назначено. С окончанием наполеоновских войн принудительная поставка сукна в казну была отменена и заменена системой торгов. В то же время стали распространяться и купеческие мануфактуры, работавшие на рынок и вырабатывавшие тонкие сукна.

    В середине 40-х гг. на ряде предприятий устанавливали различные машины для отделочных операций, ткачество же производилось в основном на ручных станках. Паровые двигатели были большой редкостью.

    Парусно-полотняная промышленность, процветавшая в XVIII в., благодаря внешнему рынку и поставкам в казну, с развитием производства более дешевой хлопчатобумажной ткани утрачивала свои позиции.

    Пароходы, вытеснявшие парусный флот, более дешевое машинное производство полотна в Англии все решительней сокращали его экспорт из России. Сохранялась, однако, работа на казну. Одновременно возрос вывоз сырья, что было вызвано спросом английских льнопрядильных фабрик. Одной из причин неконкурентоспособности парусно-полотняных предприятий по сравнению с хлопчатобумажными являлась также более слабая степень их механизации.

    Но в то же время и в этой отрасли происходил неуклонный рост купеческих и крестьянских предприятий, основанных на наемном труде. В писчебумажной промышленности, действовавшей на рубеже столетий почти исключительно на основе крепостного труда со второй половины 30-х гг. стало распространяться машинное производство, и в 1850 г. уже 40 % продукции было произведено машинами.

    Новые отрасли промышленности.

    Из новых отраслей, получивших развитие во второй четверти XIX в., надо отметить свеклосахарную промышленность, машиностроение и добычу каменного угля. Долгое время Россия потребляла тростниковый сахар, ввозимый из-за границы. Существовавшие сахарорафинадные заводы в Петербурге и некоторых других городах использовали привозной сахарный песок. В начале XIX в. возникает собственное свеклосахарное производство, которое стало заметно расти с 30 - 40-х годов.

    Промышленный переворот в России

    Х I Х век - время утверждения промышленного производства. Осуществление промышленного переворота являлось началом индустриальной цивилизации. Темпы, глубина технических преобразований в обществе зависели от политических условий. Там, где буржуазный класс получал политические свободы и права в ходе революции, перестройка промышленности шла быстрее, новые формы, утверждаясь, уничтожали старые. Там, где господствующим по-прежнему оставался класс земельных собственников, переворот в промышленности начинался позже, шел медленнее, опирался преимущественно на государственные инвестиции. А экономика в целом представляла собой симбиоз новейшего передового промышленного капитализма и старых, менявшихся под буржуазным воздействием форм собственности.

    Временем промышленного переворота в Европе являлись конец XVIII - начало Х I Х века, а его родиной стала Англия.

    Промышленный переворот - это система экономических, технико-технологических и социально-политических изменений, обеспечивающих переход от основанного на ручном труде мануфактурного производства к машинному. Завершающим этапом промышленного переворота является формирование машиностроительной отрасли. Предпосылками промышленного переворота стали:

    1) накопление первоначального капитала;

    2) формирование рынка свободной рабочей силы;

    3) увеличение спроса на продукцию промышленного производства.

    Промышленный переворот - общеисторический, закономерный этап в развитии мировой экономики.. Этот этап был пройден большинством стран Европы, Северной Америкой и Японией в основном в течении Х I Х века. В Англии, Франции и США предпосылки для него были созданы буржуазными революциями

    XVII-XVIII веков. В России промышленный переворот начался до проведения буржуазных реформ, в условиях сохранения феодальных отношений. Первый этап пришелся на 30-40 гг. XIX века.

    Наиболее бурно промышленный переворот в России на первом этапе происходил в хлопчатобумажной промышленности, где раньше стал применяться наемный труд, а строительство производственных помещений и оборудование не требовали больших затрат. Первым в России предприятием, оборудованным прядильными машинами, стала Александровская мануфактура, основанная в Петербурге в 1798 г. Прядильные паровые станки частично были выписаны из Англии, но большинство стало производиться в своей механической мастерской.

    В 40-х гг. ХГХ века началось внедрение машинной техники и передовой технологии в металлургии, сахарной, шерстяной и некоторых других отраслях обрабатывающей промышленности.

    Сначала машинизация русской промышленности происходила на базе импортных машин и оборудования. Однако постепенно создавалось и расширялось их собственное производство; в первое время при действовавших капиталистических мануфактурах для нужд собственного производства, потом по заказам, а далее - и на специализированных машиностроительных заводах. Среди наиболее крупных из них следует отметить казенный Александровский чугунолитейный механический завод, Невский завод, Сормовский завод и другие. Эти заводы положили начало становлению Петербурга как центра русского машиностроения.

    Разные отрасли машиностроения имели неодинаковые успехи: наиболее удачно развивалось транспортное машиностроение, в меньшей степени - промышленное. Машинное оборудование, весьма примитивное и в незначительных,15 масштабах, начинает проникать даже в сельское хозяйство.

    В 1802 г. на заводе сельскохозяйственных машин Вильсона была построена простая молотилка. С 1830 г. организуется заводское производство плугов и иной сельскохозяйственной техники русских конструкций. С 1840 г. в свеклосахарной промышленности стали применяться паровые машины. Екатеринбургская механическая фабрика начала производить паровые машины и котлы для пароходов.

    Начало промышленного переворота привело к сдвигам в структуре русской промышленности. Решающее значение приобрела металлургия. Важную роль в экономике также играли кожевенная, шелкоткацкая, писчебумажная, свеклосахарная отрасли.

    Происходила и отраслевая специализация промышленных губерний. В основном промышленное производство было сосредоточено в трех районах: Центральном, Петербургском и Уральском. Постепенно происходило некоторое оживление промышленности в окраинных районах.

    Важным показателем начавшегося технического переворота является годовая выработка рабочего в обрабатывающей промышленности. За период с 1815 по 1825 гг. прирост выработки был 12 % с 1825 по 1845 гг. - 17%, с 1845 по 1855 гг. - 78 %. Подобного скачка в производительности труда русская промышленность не знала ни до этого периода, ни после.

    Изменение экономических условий способствовало корректировке нормативно-правовой системы. Ряд законодательных актов касался купечества. Были уточнены разряды гильдейского купечества и права разных сословий. Были введены звания личного и потомственного почетного гражданина (за 20 лет пребывания в первой гильдии), титул барона за успехи в коммерции и предпринимательстве, предусмотрен переход в личное и потомственное дворянство при получении определенного чина. С 1832 г. действовали коммерческие суды для решения споров между предпринимателями. В 1850 г. был принят Торговый устав, который устанавливал правила учреждения предприятий в зависимости от их расположения и числа занятых рабочих. В 1836 г. были опубликованы правила организации акционерных компаний.

    Крепостническая система определяла общие неблагоприятные, условия для развития промышленности. В стране был очень узкий рынок для_сбь1та промышленной продукции. У крестьян едва хватало денег на уплату повинностей. Они почти не покупали ни одежду, ни обувь, ни предметы домашнего обихода, а покупные товары передавали от поколения к поколению. Помещики тоже в значительной степени жили за счет продуктов из своих имений. Крепостное право мешало созданию рынка рабочей силы, формированию кадров промышленных рабочих. Отпущенные на оброк крестьяне, устроившись на работу в промышленности, могли быть в любое время отозваны помещиком. Крепостное право тормозило технический прогресс не только в деревне, но и в промышленности. Поскольку в вотчинных, приписных и посессионных мануфактурах использовался даровой принудительный труд, вопрос повышения производительности труда отступал на второй план.

    В целом условия для частного предпринимательства в России были боле£ тяжелыми, чем в Европе. Крепостничества удерживало в деревне потенциальных a6o4Hx и фабрикантов. Сословные ограничения сдерживали хозяйственную инициативу людей. Но именно частное предпринимательство стало главным двигателем развития производительных сил страны и последующей модернизации всей экономической системы.

    В начале ХГХ века были сделаны шаги в сторону поощрения банковского кредита. С 1817 г."начал действовать Государственный коммерческий банк. При проведении денежной реформы 1810 г. была открыта депозитная касса, а с 1841 г. ссудосберегательные кассы. Но в основном кредитование оставалось в руках частных лиц (ростовщиков, процентщиков), банкирских контор и торговых домов, которые нередко принадлежали иностранцам. Фактически капиталистически организованного коммерческого кредита в России не было. Начало ему было положено основанием Государственного банка в 1860 г.

    Пути сообщения, транспорт в России были недостаточно развиты, что отрицательно сказалось на промышленном развитии. Выручали водные пути сообщения - полноводные реки, соединенные каналами. Строительство каналов продолжалось и в ХГХ веке, возникли Мариинская, Вышневолоцкая и Тихвинская системы. Вниз по рекам суда и плоты сплавлялись силой течения, которому "помогали" паруса и весла. На узких каналах применяли конную тягу. Баржи с товарами тянули идущие по берегу артели бурлаков. Первый пароход прошел по Каме в 1815 г., по Волге движение пароходов началось в 1840-х гг., а в 1860 г. имелось уже 339 пароходов. По суше перевозки осуществлялись гужевым транспортом. Между крупными городами были проложены тракты, а повсеместно использовались грунтовые дороги. Шоссе стали отпоить только в середине ХГХ века.

    Необходимым условием прогресса и развития промышленности, торговли и внешних связей было создание железнодорожной сети. Железнодорожное строительство вызвало, к жизни транспортное машиностроение - стали организовываться паровозостроительные и вагоностроительные заводы. Все это создало обширный рынок для металлургии и отраслей топливной промышленности - каменноугольной и нефтяной.

    В Донбассе и Приднепровье на чисто капиталистической основе вырос новый металлургический район с домнами на коксовой плавке, мартеновскими печами, железными рудниками. Железные дороги стали целью, средством и содержанием капиталистического развития России.

    Первая железная дорога, проложенная в 1836 г. от Петербурга до Царского села, а затем продолженная до Павловска, экономического значения не. имела. Построенный Черепановым в 1833 г. в Нижнем Тагиле паровоз обслуживал только завод. В 1850-х гг. Николаевская (Петербург - Москва) и Варшавская (Петербург1 - Варшава) железные дороги положили начало железнодорожной сети страны.

    В 1857 г. был утвержден Устав «Главного общества российских железных дорог», учрежденного иностранным капиталом. В 1857-58 гг. было создано еще несколько акционерных обществ для строительства отдельных железных дорог. Правительство оказывало им значительную финансовую помощь. Оно гарантировало получение 5% прибыли на вложенный капитал. Бели прибыль была меньше, то государство доплачивало разницу. Без такой гарантии частный капитал не шел в железнодорожное дело.

    К 1861 г. в России было проложено железнодорожных путей на 1500 верст, в то время как в маленькой Англии - в 10 раз больше, а в Германии - в 7 раз. Но уже к 90-м гг. ХГХ века было построено около 26 тыс. верст новых линий. Россия вышла на первое место в Европе по протяженности железнодорожной сети и темпам ее создания. За эти годы была создана единая железнодорожная сеть страны -важнейшая составляющая инфраструктуры капиталистического рынка России. Новые промышленные районы были соединены со старыми, центральные - с колонизируемыми окраинами - Сибирью, Средней Азией. Это помогало распространению капитализма «вширь», укреплению единого всероссийского рынка.

    В пореформенный период русская промышленность переживала, наиболее мощное и бурное развитие. За десятилетие (1881-1891) число предприятий увеличилось на 18,3%, число рабочих на 66%, а сумма производства удвоилась (с 1502 млн. руб. до 3006 млн. руб.). В целом для промышленного подъема 1890-х гг. было характерно преимущественное развитие тяжелой индустрии. Темпы ее роста были почти вдвое выше, чем в легкой. В результате и доля первого подразделения в общем объеме промышленного производства поднялась почти до 30 % Добыча угля, выплавка чугуна за 10 лет утроилась, добыча нефти выросла в 2,5 раза, железной руды - в 3,5 раза, продукция машиностроения - в 4 раза, а производство хлопчатобумажных тканей - на 75% , "..

    В_1_890-е гг. в стране сложились новые промышленные районы: Донбасс и Закавказье. Здесь к этому времени развилась новая отрасль - нефтяная. История ее создания являла собой типичный пример нового капиталистического производства. Крупнейшей нефтепромышленной компанией здесь стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» («Бранобель»), которое с самого основания в J870 г. создавалась как концерн, объединяющий основные отрасли нефтяного производства - добычу и переработку, транспортировку, хранение и сбыт. Компания «Бранобель» прокладывала нефтепроводы на промыслах, строила нефтеналивные суда и вагоны-цистерны. К началу нового века эта фирма стала главным российским производителем нефтепродуктов, вытеснив иностранных конкурентов с внутреннего рынка.

    В 80-90-е гг. Х I Х века капитализм свободной конкуренции сменяется стадией государственно-монополистического капитализма (ГМК). ГМК характеризуется образованием монополий и усилением вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Причем такое положение в экономике выгодно и для государства, и для частного предпринимательства. Для ГМК характерно образование финансовой олигархии и концентрация производства. _

    К концу Х I Х столетия господствующее положение в хозяйственной жизни страны заняли акционерные компании. Изменилась роль банков. Результатом конкуренции стало образование крупных банков. Концентрация производства обусловила и концентрацию рабочих на крупных предприятиях*Конкуренция приводит к необходимости выработки определенных соглашений которые гарантировали бы получение прибыли. Это приводило к возникновению монополий разных видов: синдикатов, картелей, трестов, концернов. В России первые монополии стали появляться в 80-х гг. Х I Х века (Союз рельсовых заводов). Важнейшим признаком монополистического капитализма являлся вывоз капитала. Так, в 1890-е гг. в российскую экономику хлынул иностранный капитал. Высокие импортные пошлины в России препятствовали ввозу товаров, но можно было ввезти капитал, построить заводы и потом продавать товары без пошлин. В 90-х гг. XIX века иностранцам принадлежало 1/3, а к 1900 г. - примерно половина всего акционерного капитала страны. В горнодобывающей промышленности до 70% капитала находилось в руках иностранных владельцев. Причем до 96% всех зарубежных капиталов приходилось на 4 европейские страны: Францию, Германию, Англию, Бельгию.

    Помимо технической и экономической сторон промышленного переворота следует выделить социальную - оформление двух классов капиталистического общества: буржуазии и пролетариата. В 60-90-е гг. ХГХ века в России резко увеличивается численность городского населения. Крупнейшими городами являлись Москва, Санкт-Петербург, Киев, Варшава. .

    Особенности исторического развития придали специфический характер- российскому капитализму. В настоящее время получила распространение концепция, согласно которой Россия являлась страной второго эшелона капиталистического развития, т.е. такой, которой свойственно догоняющее развитие.

    Следует отметить, что.сжатые сроки развития капитализма, регулирующая роль государства, длительное сохранение феодальных пережитков нарушили естественную последовательность формирования капиталистических структур. Все эти факторы способствовали тому, что в российском капитализме была представлена не только крупная фабрично-заводская промышленность, но и такие ранние формы, как мануфактура, система домашнего труда, мелкотоварное производство. Формировавшийся крупный капитал одновременно и разрушал, и консервировал их, создавая тем самым препятствие для собственного развития.

    Таким образом, промышленный переворот в России имел ряд особенностей:

    во-первых, он начался в условиях феодально-крепостнической системы и не был подготовлен буржуазными революциями, как во Франции, Германии, Англии;

    во-вторых, для него характерна неравномерность развития производительных сил. Большое значение имели Юг, Закавказье, Прибалтика, а районы Сибири, Средняя Азия вообще не были развиты в промышленном отношении;

    в-третьих, высокая концентрация производства в 1880-90-х гг. привела к
    значительной концентрации рабочей силы, по этому показателю Россия занимала
    1 место в Европе;

    в-четвертых, наряду с крупной промышленностью в экономической жизни важную роль продолжало играть мелкое товарное производство, крестьянские промыслы, что позволяет говорить о многоукладном характере российской экономики;

    в-пятых, Россия являлась выгодным рынком для иностранного капитала, который привлекали дешевая рабочая сила и неограниченные сырьевые возможности, однако западному капиталу не удалось приспособить к своим интересам экономику России, которая не стала ни. колонией, ни полуколонией;

    в-шестых, особенно быстро развивались на первом этапе промышленного переворота текстильная и пищевая отрасли, но в 80-90-е гг. они были вытеснены нефтедобывающей, машиностроительной, химической отраслями;

    в-седьмых, промышленному подъему содействовало крупное железнодорожное строительство, особенно в 90-е гг. ХГХ века. По протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире и первое в Европе.

    «Догоняющий» характер экономического развития страны придал капиталистической эволюции неравномерный, импульсивный характер и ограничивал развитие свободной конкуренции и монополизации, что предопределило специфику экономических процессов в начале XX века.