Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Совокупность денежных отношений. Экономическая сущность финансов и финансово-кредитной системы


Совокупность денежных отношений, которые возникают в связи с формированием и использованием денежных фондов, образует финансовые отношения.
К финансовым отношениям принято относить денежные отношения, которые возникают:

1. между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
2. между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и использовании;
3. между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетных и внебюджетных фондов, а также при финансировании из бюджета разных задач
Отношения хозяйствующего субъекта с государством в связи с формированием бюджетов осуществляется в форме уплаты налоговых и неналоговых платежей, иных обязательных отчислений;
4. между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т.д.;
5. между хозяйствующими субъектами и банковской системой по поводу получения, погашения кредита, а также выплаты процентов за пользование кредитом;
6. внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств.
7. между хозяйствующими субъектами и работниками по поводу выплаты зарплаты, премий, материальной помощи.
8. между Правительством РБ и правительствами других стран и международными финансово-кредитными организациями по поводу получения, погашения кредита и уплаты процентов по нему;
9. между отельными звеньями бюджетной системы.
10. между хозяйствующими субъектами (гражданами) и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых рисков.

В связи с рассмотренными типами финансовых отношений можно дать следующее определение финансов.
Финансы – это денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

В связи с этим финансы подразделяются на:
общегосударственные;
материального производства.

Типы финансовых отношений составляют базис финансов.
Надстройка финансов – это тот инструментарий, с помощью которого реализуются типы финансовых отношений.

Еще по теме 4. Типы финансовых отношений:

  1. Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации. Типы финансовых отношений предприятий
  2. 12.1 Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации. Типы финансовых отношений предприятий Финансы предприятий

1.Признаком финансов не является (-ются)…

А)формирование общегосударственного фонда денежных средств

Б)денежные отношения между субъектами рынка

В)особые полномочия у государства как одного из субъектов денежных отношений

Г)формирование общегосударственного фонда трудовых ресурсов

2.Совокупностью денежных отношений, возникающих в процессе распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, называется (-ются)…

А)финансы

Б)финансовые ресурсы

В)финансовая система

Г)финансовый рынок

3.Денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан, представляют собой…

А)экономическую сущность бюджета

Б)организационную сущность бюджета

В)материально-вещественное воплощение бюджета

Г)межбюджетные отношения

4.Классификационным признаком, в соответствии с которым финансовые отношения подразделяются на сферы финансовой системы, являются…

А)характер деятельности субъекта

Б)форма организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране

В)роль субъекта в общественном воспроизводстве

Г)организационно-правовая форма субъекта хозяйствования

5.Предпосылкой возникновения и развития финансов не является…

А)общественное разделение труда

Б)развитие товарно-денежных отношений

В)появление рабов и рабовладельцев

Г)возникновение государства

6.Финансовые ресурсы существуют…

А)в форме природных ресурсов

Б)в денежной форме и в форме материальных и природных ресурсов

В)в денежной форме и в форме материальных ресурсов

Г)только в денежной форме

8.К источникам формирования финансовых ресурсов не относится (-ятся)…

А)часть национального богатства

Б)стоимость ВВП

В)накопления населения

Г)поступления от внешнеэкономической деятельности

9.Сущность финансов выражается через_________функции.

А)распределительную и контрольную

Б)распределительную, регулирующую и контрольную

В)распределительную и регулирующую

Г)регулирующую и контрольную

10.Признаком финансовых ресурсов не является…

А)существование в денежной форме

Б)существование вне отношений собственности

В)использование на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей

Г)принадлежность к конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления

11.Функции финансов – это…

А)специфические способы выражения присущих финансам свойств

Б)процесс формирования и использования денежных доходов экономических субъектов

В)совокупность юридических норм, определяющих основы бюджета страны

Г)совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости ВВП

12.При реализации распределительной функции финансов процесс перераспределения средств между экономическими субъектами через бюджетную систему включает…

А)денежные перечисления организациям в виде ассигнований

Б)привлечение средств организациями путем выпуска ценных бумаг

В)страховые взносы организаций и страховые возмещения, полученные ими

Г)размещение временно свободных средств организаций в финансовые активы

13.Источников формирования государственных финансовых ресурсов является (-ются)…

А)поступления от внешнеэкономической деятельности

Б)безвозмездные перечисления физических и юридических лиц

В)чистая прибыль предприятий

Г)личные сбережения и доходы индивидуальных предпринимателей

14.Функция финансов предприятий, которая заключается в осуществлении финансового надзора за формированием, движением и использованием основного и оборотного капитала, финансовых ресурсов предприятий в соответствии со стратегией развития предприятия, бизнес-планом, инвестиционными планами, называется…

А)контрольной

Б)стимулирующей

В)распределительной

Г)ресурсообразующей

15.Признак императивности как отличительная черта финансовых отношений означает, что…

А)финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке

Б)появление и развитие финансов носит объективный характер

Д)финансы являются денежной формой капитала

16.Сторонники распределительной концепции сущности финансов связывают возникновение и функционирование финансов со…

А)стадией распределения

Б)всеми стадиями общественного производства

В)стадией обмена

Г)стадией потребления

17.Предпосылкой возникновения и развития финансов не является…

А)монополизация производства

Б)деление общества на социальные группы

В)возникновение государства

Г)появление самостоятельных независимых хозяйствующих субъектов

18.Свойство финансов отображать воспроизводственный процесс и «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса, обусловливает выполнение финансами_____функции.

А)контрольной

Б)распределительной

В)сигнальной

Г)перераспределительной

19. Финансовый рынок функционирует в форме:

а) информационного рынка.

б) рынка коммерческих услуг.

в) рынка ссудных капиталов.

г) рынка ценных бумаг .

20. Объектом распределения посредством бюджета выступают:

а) некоторые элементы национального богатства.

б) прибыль.

в) национальный доход.

г) чистый доход.

д) амортизационные отчисления

21. Признаки, характеризующие финансы как экономическую категорию:

    распределительные отношения

    отношения, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения.

    товарные отношения.

    отношения, возникающие на стадии потребления общественного продукта.

    денежные отношения.

22. Признаки, позволяющие выделить финансовые ресурсы в составе денежных средств:

    направления использования денежных средств.

    формы собственности.

    методы хозяйствования.

    принадлежность субъекту хозяйствования или субъекту власти.

23. Количественное влияние финансов на общественное производство характеризуется:

    объемом изымаемых у экономических субъектов финансовых ресурсов.

    объемами финансовых ресурсов, направляемых на инвестиции в реальный сектор экономики.

    методами предоставления средств.

    финансовыми льготами экономическим субъектам.

    методами исчисления налогов.

24. Верны утверждения:

    финансовые фонды – основная форма функционирования финансов

    финансовые ресурсы используются, как правило, в фондовой форме

    финансовые фонды – единственная форма использования финансовых ресурсов.

    финансовые ресурсы являются материально – вещественным воплощением финансов.

    понятие «финансовые ресурсы» шире, чем понятие «финансы».

25.Трактовка финансов как экономической категории соответствует:

    концу 20 –х годов ХХ века.

    концу 70-х годов ХХ века.

    началу осуществления рыночных реформ.

    середине 40-х годов ХХ века.

    К субъектам финансовых отношений относят:

    - государство;

    - хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т. п.);

    - домашние хозяйства.

    Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта .

    8.Финансовая система РФ.

    Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

    1. Государственную бюджетную систему;

    2. Внебюджетные специальные фонды;

    3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

    4. Фонды страхования (имущественного и личного);

    5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

    Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.



    Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее ФТС РФ. Финансовые институты:

    9.Финансовая политика

    Финансовая политика – часть экономической политики. Однако финансовая политика – это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов. Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач». Другие же считают, что «финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов». Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную «…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития»

    10.Управление финансами.

    Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них , деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

    Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности .

    11.Финансовое планирование и прогнозирование.

    Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

    Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.

    12.Финансовый контроль

    Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

    13.Финансовый рынок. (от лат. financia - наличность, доход) в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов изаёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

    14.Понятие государственных финансов, их роль и основные звенья.

    Понятие финансы - это одна из самых важных, сложных и противоречивых экономических категорий. Правильное понимание сущности этой категории является очень важным. Оно позволяет формировать финансовую сферу и осуществлять финансовое управление адекватно уровню развития национальной и международной экономики. Финансы имеют как видимую, так и немного скрытую форму проявления.

    Видимость финансов проявляется в потоках денежных средств, которые двигаются между субъектами финансовых отношений, формируют содержание фондов, обеспечивающих экономические транзакции. Скрытая сторона понятия финансов связана с обменными и распределительными отношениями, которые возникают во время формирования, распределении и перераспределении имеющегося валового внутреннего продукта.

    15.Государственный долг, государственный кредит.

    Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, июридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

    1. Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

    16.Внебюджетные фонды - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

    Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

    17.Территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

    18.Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ.обслуживает процесс создания и распределение общественного продукта и национального дохода.В зависимости от форм собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных предприятийи финансы субъектов негосударственных форм собственности (частные, кооперативные, совместные предприятия).Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

    19.Финансовые риски предприятия.

    Финансовые риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются в основном на рынках финансовых рисков. Эти риски характеризуются большим многообразием, и в целях эффективного управления ими целесообразно классифицировать их по различным признакам.

    По возможности страхования финансовые риски подразделяются на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые.

    Риск страхуемый - это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Страховщик обязан возместить потери доходов в полном объеме или частично при наступлении следующих событий:
    - остановка производства и сокращение объема производства в результате оговоренных событий;
    - банкротство;
    - непредвиденные расходы;
    - неисполнение договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
    - понесенные застрахованным лицом судебные расходы;
    - иные события.

    Задача предприятия - рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство.

    20.Прибыль предприятия, ее планирование и распределение

    Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия).

    Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений. В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет.

    При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

    Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности предприятия.

    Следует усвоить связь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на прибыль. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

    В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

    21.Кредит как форма движения ссудного капитала.

    Ссудный капитал и кредит – это одна из составных частей финансовых отношений обеспечивающих жизнедеятельность и функционирование рыночного хозяйства.

    Под влиянием многих факторов кредитные и финансовые отношения претерпевают ряд изменений, поэтому постоянное изучение мирового опыта на рынке ссудного капитала и кредита представляет большой интерес для формирования позиции способствующей определить плодотворные шаги в непростой, современной рыночной экономике.

    22.Кредитная система- совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

    Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения - банки и парабанковские учреждения.

    Банки - кредитные учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, земельные и т.д.).

    Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентированными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определённого типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые палаты).

    Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.

    23.Центральный банк РФ.

    Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - главный банкпервого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институтРоссийской Федерации, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическимилицами.

    24.Коммерческие банки.

    Комме́рческий банк - кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции) .

    Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью - маржой. Эпитет «коммерческий» в отношении банка условен, потому что означает, что главной целью деятельности организации является получение прибыли. В то же время встречаются банки, специализирующиеся более глубоко на отдельных банковских услугах.

    25.Экономическая сущность страхования.

    Страхова́ние - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

    Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

    Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счётденежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

    Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов - самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

    26. Правовая основа страховой деятельности

    Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

    Правовое регулирование страхования. Страхование является одним из видов экономической деятельности, в котором правовое регулирование играет заметную роль. Это связано с необходимостью государственных гарантий в условиях асимметрии информации, а также высокой значимостью страхования для экономической и социальной жизни любой страны.

    27.Валюта: понятие, классификация.

    Валюта (англ. Currency ) в широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке . В узком смысле валю́та представляет собойденежную единицу - ключевой элемент денежной системы государства, а такжерегиональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета,счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа. Данные денежные единицы в соответствии с законодательством данного государства (территории) или международными соглашениями являются :

    28.Валютный курс.

    Валю́тный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

    Понятие «обмен валюты» связано с такой её характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. [источник не указан 534 дня ] Таким образом, конвертируемость - это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту навалютных рынках.

    Финансы - это совокупность денежных отношений, органи­зованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

    Определение финансов

    Термин «finansia » возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стад употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образо­вания государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал:

    во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, там не может быть фи­нансов);

    во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями;

    в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер;

    в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

    Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отно­шений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен)» нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денеж­ные отношения гражданско-правовым методом, для которого ха­рактерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отно­шениями.

    Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отноше­ние. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

    Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь чело­вечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отно­шения, государственное устройство, Почему только в средние ве­ка возникли данное явление и термин, отражающий его?

    Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государ­ства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.



    Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли систе­мы государственных доходов и расходов с определенным соста­вом, структурой и законодательным закреплением. Примеча­тельно, что основные группы расходной части бюджета практи­чески не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре, направления расходов: на военные цели, на управление, на экономику, на социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в, там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01%, Пруссии - 3,9%, России - 2,7% общего объема государственных расходов.

    Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

    Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движе­ния стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития; т.е. из­меняются во времени.

    Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формиро­ванием и использованием бюджета.

    По мере развития товарно-денежных отношений, государ­ственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

    В современных условиях повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностыо финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этане финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействий на отношения общественного; воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

    В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

    Развитее финансов в РФ с 1992 г. В данный период времени в стране произошла смена политических ориентиров - государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономи­ки в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государствен­ных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и др.; появились институты ры­ночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

    Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отноше­ний, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капи­талом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

    В результате финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный этап с этапом становления социалистических финансов.

    Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях авансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:

    1. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. При административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

    2. Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников или их потеря компенсируется увеличением их количества. Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами и др. Налоговый пресс привел к еще больше­му спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты на­логов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики.

    3. Невмешательство государства в экономику подтверждается следующими цифрами: в 80-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы - не боле 12%. Если ранее 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесенв отдельный раздел и долгое время не был обеспечен финансированием.

    Безусловно, за последние годы вновь созданная финансовая система России развивалась и совершенствовалась. Значитель­ные сдвиги произошли в налоговой системе, в системе межбюд­жетных, отношений. Большое значение имело принятие налого­вого кодекса, который установил систему налогов и сборов, взи­маемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Налоговый кодекс сократил количество налогов, упростил методики их расчета. Постепенно происходит снижение налоговых ставок. Все это оказало, положительное воздействие на экономику. Если до 1999 г. все макроэкономические показатели имели четкую тенденцию к снижению, то начиная с 2000 г. наблюдается постепенный их рост. Так, в 2002 г. удалось по макроэкономическим показателям выйти на уровень 1994 г. Большими достижениями в настоящее время являются устойчивый профицит федерального бюджета, создание финансового резерва, систематическое погашение го­сударственного долга, возможность перехода к среднесрочному финансовому планированию.

    Но все же доходы всей бюджетной системы страны пока что находятся в прямой связи с мировыми ценами на нефть. Продол­жаются проблемы со сбором налогов, К 2002 г. в России только около 17% налогоплательщиков регулярно и в полном объеме платят в бюджет налоги, около40% вообще налогов не платят. В 2003 г. в России зарегистрировано 3,5 млн. организаций, из кото­рых более половины не отчитываются в налоговых органах. Отсюда и финансирование установленных бюджетом всех уровней осуществляется на 63- 75%.

    2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

    Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы, Вопрос о количестве и содержании функций - спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А. М. .Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А. М. Александров и Э. А. Вознесенский утверж­дали, что финансы выражаются в формировании, использовании и контроле денежных фондов. И. Т. Балабанов считал, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

    Однако, никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос,что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один- валовой внутренний продукт (ВВП). Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов - норм, ставок, тарифов, отчислений и др., установленных государством.

    Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность и процесса производства. Она определяется исходя из установленной государством нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть финансов, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к фонду оплаты труда, производятся отчисления единого социального налога. Наконец, остается прибыль. Произошло как бы распределение пер­вого порядка, Но ФОТ, прибыль подлежат дальнейшему распре­делению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом по нормам, установленным го­сударством.

    Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервного фонда, и других, выступает объектом распределения третьего порядка. Предприятия самостоятельно распределяют прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Поэтому можно отметить, что распределительная функция финансов не зависит от экономических отношений, сложившихся в тех или иных условиях, она связана с сущностью финансов, а потому органически им присуща.

    Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную . Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как, например, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и функцию формирования денежных доходов .

    Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отноше­ний нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

    С помощью финансов государство осуществляет распределе­ние общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится воз­можным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процесс расширенного воспроизводства.

    Контрольная функция финансов - это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отноше­ний.Он «пронизывает» всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и пред­ставляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку финансы выражают отношения, возника­ющие на основе реального денежного оборота, то контроль руб­лем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.

    Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и на­ционального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборот­ных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных ранетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

    Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

    Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

    Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль проводятся финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

    Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

    Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является дея­тельность всех экономических субъектов.

    Государственный финансовый контроль в Российской Феде­рации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты - Государ­ственная Дума и Совет Федерации.

    Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

    Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

    Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федераль­ные внебюджетные фонды.

    На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, таки специально создавае­мыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счет­ной палаты Московской городской Думы,

    Контроль за состоянием федерального бюджета Российской федерации, и его исполнением осуществляют созданные при высшем законодательном органе комитеты по бюджету и нало­гам, по кредитным организациям и финансовым рынкам ГД РФ. В их задачу входят проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Прези­дентом Российской Федерации.

    Важную роль в осуществление финансового контроля играют Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

    В структуре аппарата Министерства финансов функциониру­ет контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется конт­роль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета фи­нансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

    Контроль за поступлением, целевым и экономным использо­ванием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

    Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов, Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство за­нимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти, отчетность о финансовых операциях, правительства и о состоянии бюджетной системы.

    Для выполнения отмеченных задач органы Казначейства наделяются большими правами: они могут производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции. В настоящее время стоит вопрос о расширении функций Казначейства, а именно: о передаче контроля над исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в систему Федерального казначейства.

    Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Она проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущей ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фон­ды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

    Налоговые инспекции - это органы оперативного финансово­го контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налого­вые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведом­ствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разны­ми формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

    В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обя­зательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кре­дитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующее о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

    В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налого­вых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

    С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузки налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля. Нередки случаи, когда налогоплательщики представляют в налоговые органы искаженные данные, занижают налогооблагаемые доходы, применяют все более изощренные методы сокрытия объектов налогообложения. По этим причинам в государственную казну не поступают значи­тельные суммы, подлежащие уплате. Кроме того, сокрытие доходов не только ослабляет бюджет, но и создает финансовую опору для роста финансовой преступности.

    Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых ор­ганах, обеспечения безопасности деятельности налоговых инспекций действовал Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» в редакции Федерального закона от 24 июня 1993 г. №5238-1с изменениями и дополнениями.

    В 1999 г. выявлено 25,5 тыс. нарушений налогового законода­тельства (на37% больше, чем в 1998 г.). При этом возбуждено 16,5 тыс. уголовных дел, что в 2,7 раза выше показателя 1998 г. По итогам деятельности налоговой полиции поступления в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды составляли 44,6млрд руб. В 2000 г. служба выявила до 40 тыс. на­логовых преступлений и возместила ущерб от них на сумму 80 млрд. руб. В настоящее время данная организация в качестве структурного подразделения передана в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

    Развитие рыночных отношений и создание, акционерных обществ привело к необходимости создания независимого финансового контроля - аудита.Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствую­щего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и тре­бованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство - это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

    Цель аудита - установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершае­мых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор - не государственный служащий, а независимый ревизор, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

    В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита:

    внешний и внутренний.

    Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бух­галтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка ре­комендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

    Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контро­ля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на про­ведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требо­ваний руководства предприятия; Внутренний аудит должен про­водиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе; Он должен ох­ватывать все участки хозяйственной деятельности, носить пред­метный, строго направленный характер, быть результативным.

    По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

    Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба дея­тельности предприятия.

    Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе вы­полнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный конт­роль правильности законности и целесообразности произведен­ных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовы­ми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и устано­вить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь име­ют первостепенное значение,

    Последующий финансовый контроль организуется в форме про­верок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, прудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и мате­риальной ответственности виновных лиц; принятие мер по пре­дотвращению в дальнейшее случаев нарушения финансовой дисциплины.

    Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию фи­нансовых отношений в стране.

    ИСТОРИЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В СССР(РОССИИ)

    Тема «Финансы» Финансы - это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

    Предпосылки появления финансов Первая предпосылка В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

    Предпосылки появления финансов Вторая предпосылка Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т. е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

    Предпосылки появления финансов Третья предпосылка Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

    Условно можно выделить: Государственные финансы – это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций. Финансы предприятий – это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Финансы населения – это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

    Финансовые ресурсы на уровне государства включают: налоги, формирующие федеральный бюджет; средства социальных внебюджетных фондов; средства фондов НИОКР; средства прочих фондов; амортизационные отчисления; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от приватизации и коммерческого использования государственной собственности.

    Финансовые ресурсы предприятия включают: прибыль; амортизация; кредиторская задолженность; средства от продажи ценных бумаг; различные взносы; средства от реализации залога.

    Функции финансов Распределительная и перераспределительная функция. Воспроизводственная функция. Учетно-контролирующая функция. Стимулирующая функция. Регулирующая функция. Социальная функция. Политическая функция.

    Финансовая система РФ включает: 1. Государственные и муниципальные финансы: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит. 2. Финансы предприятий различных собственности. 3. Финансы страхования: - личное страхование; - страхование рисков; - страхование ответственности; - имущественное страхование. 4. Финансы граждан (домохозяйств). форм

    Принципы организации финансовой системы в РФ: принцип единства финансов; принцип сбалансированности; целевая направленность; принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов.

    Финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и приемов воздействия государства на функционирование финансовой системы. Главная цель осуществления финансовой политики – укрепление экономического потенциала государства.

    Помимо этого финансовая политика имеет следующие цели: проведение эффективной налоговой политики; укрепление финансовой и платежной дисциплины; преодоление бюджетного кризиса; последовательное снижение уровня инфляции; проведение реформирования предприятий; повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов; оздоровление и структурная перестройка экономики; достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

    Типы финансовой политики Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа» . Основа финансовой политики, по мнению «классиков» , достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

    Планово – директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово – распределительных функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий. Это предусматривало жёсткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике.

    Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие).

    В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач говорят: о финансовой стратегии. Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. о финансовой тактике. Финансовая тактика ориентирована на решение задач конкретного этапа развития экономики на основе своевременного изменения способа финансовых связей.

    Правильность выбранной финансовой политики зависит от соблюдения «железного правила» экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать реальную экономическую ситуацию в стране, а не такую, какой ее хотелось бы видеть.

    Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: - в области налогообложения и регулирования государственных расходов (фискальная политика). Основным механизмом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. - в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Бюджетную политику можно разделить на рефляционную и дефляционную.

    Для успешной реализации финансовой необходим финансовый механизм. политики Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых для обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

    Формы и методы управления финансами финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.

    Органы, осуществляющие управление финансами в РФ Общее управление финансами в РФ в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие государственные органы власти: Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ. Счетная палата Российской Федерации. Центральный Банк Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации. Главное управление Федерального Казначейства.

    Финансовый контроль это законодательно регламентированная деятельность специально созданных для этого учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми хозяйствующими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовой деятельности.

    Система органов финансового контроля в большинстве развитых стран включает: ведомство главного ревизора – аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно президенту или парламенту страны; налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, которое контролирует поступление налоговых доходов и других денежных средств в государственный бюджет;

    контролирующие структуры в составе министерств и ведомств, которые осуществляют проверки и ревизии подведомственных им учреждений; аудиторские фирмы, которые на коммерческой основе осуществляют проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций хозяйствующими субъектами; службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основной задачей которых является снижение производственных издержек, оптимизация потоков денежных средств и увеличение прибыли предприятия.

    Методы проведения финансового контроля: документальные и камеральные проверки; обследование; надзор; анализ финансового состояния предприятия; наблюдение (мониторинг); ревизия.

    Виды финансового контроля Государственный финансовый контроль представляет собой систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на Конституции РФ других законах. Его задача – отслеживать стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта. Главная цель – максимизация поступления денежных средств в государственный бюджет и недопущение их нецелевого расходования. Негосударственный финансовый контроль. Его задачей является повышение эффективности использования средств предприятия.

    Финансы предприятия это денежные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежные средств, происходит их накопление, распределение и использование.

    Принципы организации финансов предприятия Принцип экономической эффективности. Принцип финансового контроля. Принцип финансового стимулирования. Принцип материальной ответственности.

    Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 1. Фонды собственных средств: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд накоплений; целевые финансирование и поступления; прочие.

    Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 2. Фонды заемных средств: кредиты банков; займы; коммерческие кредиты; факторинг; лизинг; кредиторы; прочие.

    Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 3. Фонды привлеченных средств: фонд потребления; расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.

    Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 4. Оперативные денежные фонды: для выплаты заработной платы; для выплаты дивидендов; для платежей в бюджеты и внебюджетные фонды; для погашения кредитов и займов; прочие.

    Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 5. Фонды, образуемые за счет различных источников: оборотных средств; инвестиционный; валютный; прочие.