Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Страхователи системе обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование в рф - виды и взносы. Государственные и негосударственные формы социального страхования в России

Социальное страхование в РФ - это комплекс мероприятий, обеспечивающий материальную поддержку граждан в период нетрудоспособности за счет бюджетных средств. Социальное страхование в РФ доступно как работающим, так и неработающим гражданам, а также ИП. Последним для оплаты больничных листов требуется заключить договор с ФСС и периодически перечислять взносы. Виды выплат, их размер могут зависеть от статуса физических лиц. Наиболее обширен спектр поддержки для работающих лиц.

Что такое государственное социальное страхование

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ - это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования :

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели периодически производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Более подробную информацию о размерах выплат по больничным листам см. в материале .

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.

Более полную информацию о размере детских выплат можно получить в материале .

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. закона 05.03.2004 № 10-ФЗ) содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Обязательное страхование от несчастных случаев

Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.

Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:

  • трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
  • иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
  • получить необходимые средства защиты от руководства;
  • проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
  • отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
  • рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.

Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем - работодатели, а застрахованными лицами - наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.

Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:

  • обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
  • оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
  • оплата последующих расходов на профреабилитацию;
  • повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.

Более подробную информацию о размере компенсации нетрудоспособности можно прочесть в материале .

Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:

  1. Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
  2. Инвалиды - на весь период инвалидности;
  3. Родственники пенсионного возраста - пожизненно.
  4. Обучающиеся дети - до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
  5. Прочие лица - в соответствии с законом № 125-ФЗ.

При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.

Итоги

Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования - предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.

Ни один гражданин не может быть абсолютно защищен от потери им работоспособности. Именно поэтому государством регулируется сфера социального страхования. С помощью данной формы обязательного страхования государство дает гарантии каждому человеку, что он будет получать ежемесячно определенные средства при утрате им дохода в связи с его нетрудоспособностью.

Понятие и принципы, виды социального страхования

Поговорим про субъекты, объекты и принципы социального страхования. Социальное страхование входит в общие меры государственной защиты населения в социальной сфере. С помощью реализации программы социального страхования государство регулирует следующее:

  1. Стимулирует работодателей на обеспечение безопасности рабочих мест и трудового процесса своих работников.
  2. Восстановление работоспособности сотрудников и организацию их реабилитации в случае необходимости.
  3. Организация гарантий материального обеспечения лиц, потерявших временно или на постоянной основе свою работоспособность, а также тех, кто ее не имел ранее.

Благодаря социальному страхованию государство может гарантировать своим гражданам осуществление их прав на социальную поддержку.

Определение, объект и субъект

В целом социальная страховка создано для защиты населения от потери финансового дохода по причине утраты трудоспособности. Законодательством предусмотрены обязательные и добровольные виды страхований.

Обязательный вид страхования распространяется на всех работодателей, за счет которых создается резервный фонд для компенсации работникам финансовых средств вследствие утраты ими работоспособности или потери работы.

Данные средства насчитываются ежемесячно с каждой заработной платы работника, а работодатель отчисляет их ежегодно или ежеквартально. Кроме того государство финансирует дополнительными средствами данный бюджет.

Добровольный вид страхования подразумевается как дополнительная форма. Оно возникает в тех случаях, когда сотрудники и работодатель хотят иметь дополнительные гарантии финансовой защиты после несчастных случаев.

Обязательно ли наличие договора

Для заключения такого вида страховой сделки обязательно наличие договора. Бюджетный фонд формируется на основании внесенных в него средств работниками и работодателями. Управление фонда происходит на основании подписанного договора между всеми его участниками. Данный вид социального страхования необходим для финансовой компенсации в тех случаях, когда обязательное страхование бездейственно.

Также встречаются такие виды страхования, как корпоративные. Они формируются из прибыли предприятия и направляются на социальные нужды работников, приводящие к повышению качества выполняемого ими труда.

К таким нуждам можно отнести:

  • транспортные расходы;
  • учебные;
  • жилищные;
  • медицинская помощь;
  • курортно-санаторные нужды;
  • дополнительные поощрения пенсионерам.

Аналогичным способом формируется страховой фонд государственных предприятий из субсидий, куда принимаются взносы от военнослужащих, чиновников и иных госслужащих. Наравне с ними входят взносы от неработающих граждан.

Нововведением, которое начинает только действовать в крупных городах – это формирование страхового фонда из доходов от установленных добровольных взносов работодателей. Взносы делаются путем вычета средств из дохода предпринимателя в определенном количестве.

Все вышеперечисленные виды страхования основаны и регулируются на основании законодательных актов правительства России.

Законодательство – ФЗ РФ про обязательное социальное страхование

Основной Федеральный закон, которым регулируются отношения в сфере обязательного социального страхования, был издан еще в 1999 году и называется он «Об основах обязательного социального страхования».

Регулярно в него вносятся необходимые изменения и дополнения. Согласно статье 1 данного нормативного акта, действие данного страхования должно быть направлено на минимизацию последствий утраты дохода при изменении социального положения человека.

Действие данного закона распространяется на следующих лиц:

  • работающих граждан;
  • индивидуальных предпринимателей и учредителей;
  • на неработающие категории граждан в определенных условиях, установленных государством;
  • пенсионеров;
  • инвалидов;
  • беременных женщин и ухаживающих за детьми до полутора лет;
  • при потере кормильца;
  • иных неработающих категорий граждан, установленных законом.

Таким образом, законодательством установлен широкий круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. Кроме того, данный закон является обязательным для исполнения и носит всеобщий характер.

Что включает

Данная форма страхования применяется не только в нашей стране. В большинстве европейских стран выделяют 3 основные отрасли страхования:

  • медицинское;
  • пенсионное;
  • от несчастных случаев.

В нашей стране к данным трем видам отрасли добавлено еще государственное социальное страхование.

Органы управления

Все эти отрасли управляются 3 внебюджетными фондами:

  • Фонд социального страхования (ФСС);
  • Пенсионный Фонд (ПФР);
  • Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

ФСС осуществляет контроль и выплаты за государственной отраслью и при несчастных случаях.

Пенсионным фондом осуществляется организация пенсионного и медицинского страхования.

В медицинском страховании также принимает участие ОМС.

Государственное

Данный вид страхования осуществляется за счет федерального бюджета. Выделяют следующие виды государственного страхования:

  • личное;
  • материальное.

Личное распространяется на госслужащих, таких как судьи, военнослужащие, сотрудники прокуратуры и полиции.

Материальное распространяется на граждан, которые рискуют потерей своего имущества при осуществлении им профессиональной деятельности, например при военных действиях.

Данное страхование всегда осуществляется бесплатно и одной из сторон страхования является государство в лице федерального или муниципального органа.

Пенсионное страхование и осуществление выплат

Одной из отраслей обязательного социального страхования является пенсионное. Его осуществляет Пенсионный Фонд. Данная отрасль страхования гарантирует гражданам компенсацию утерянного дохода при наступлении страховых случаев, которые касаются данной подведомственности.

Из Пенсионного Фонда осуществляются следующие выплаты:

  • трудовое пенсионное обеспечение;
  • и другим госслужащим, а также социальные пенсии им и их семьям;
  • социальные пособия для захоронения нетрудоспособных граждан, в том числе в связи с материнством и выходом на пенсию;
  • специальные социальные выплаты отдельным категориям населения, таким как пенсионеры, ветераны.

Пенсионную отрасль касаются следующие страховые случаи, при наступлении которых средства выплачиваются из Пенсионного Фонда:

  • достижение пенсионного возраста, а также других установленных законодательством требований для получения трудовой пенсии;
  • потеря кормильца, на иждивении которого находились нетрудоспособные граждане;
  • выплата материального капитала при рождении второго ребенка;
  • некоторые иные страховые случаи.

Деятельность Пенсионного Фонда при наступлении страховых случаев регулируется следующими законодательными актами:

  1. В первую очередь все законодательные акты должны отвечать основам Конституции РФ.
  2. Далее основным главным законом является «Об основах обязательного социального страхования».
  3. ФЗ « ».
  4. ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  5. ФЗ «Об управлении средствами государственного пенсионного страхования в РФ».

Каждый гражданин должен иметь – это страховой полис, свидетельствующий об учете данного гражданина в общей системе пенсионного страхования. Его можно получить через работодателя, либо в самом отделении Пенсионного Фонда.

Получение трудовых пенсий зависит от установленных законодательством основных требований. Сама пенсия состоит из . Эти понятия были введены после проведенной пенсионной реформы в 2015 году, с которой вы можете ознакомиться . Размер страховой части определяется Пенсионным Фондом и зависит от:

  1. Отработанного стажа, в настоящем году он должен быть не менее 7 лет и будет увеличиваться с каждым годом до достижения максимального 15 лет.
  2. Накопленных пенсионных баллов. В текущем году данный коэффициент равен 11,4 балла, и будет увеличиваться до достижения максимального количества 30 баллов.
  3. Наступления пенсионного возраста. Он установлен для мужчин 60 лет, а для женщин 55 лет.

Накопительная часть пенсии формируется в зависимости от отчислений, которые были произведены в фонд и от процентной ставки дивидендов, которая была указана в договоре.

Также размер пенсии зависит от времени выхода на пенсию. Если человек вышел позже на несколько лет положенного времени, то его будет значительно увеличен.

От несчастного случая

Данный вид страхования может быть обязательным и добровольным. Страховыми случаями в данной ситуации будут считаться любые несчастные случаи, которые привели к потере здоровья человека или его гибели.

Страхование может быть различного вида:

  • индивидуальное;
  • коллективное;
  • профессиональное;
  • страхование пассажиров;
  • страхование военнослужащих.

Все выплаты осуществляются из Фонда социального страхования. Выплаты могут производиться в следующих формах:

  • пенсии;
  • суточного вознаграждения;
  • страховой суммы или ее части по договору;
  • страховое пособие.

Обязательным является страхование сотрудников от несчастных случаев на работе.

Все взносы в данный фонд выплачиваются исключительно работодателями, так как цель этого вида страхования обеспечить безопасные условия труда человека посредством привлечения ответственности работодателя за данные случаи.

Медицинское

За счет данного вида страхования обеспечивается оказание гражданам медицинской помощи за счет накопленных в фонде страховых взносов. Этот вид страхования бывает также обязательным и .

Добровольное страхование является дополнением к обязательному в случаях, когда действие обязательного полиса не распространяется.

Обязательный полис имеет свое действие на всей территории России и на его получение имеют право все граждане России, а также лица, имеющие вид на жительство в РФ.

Данный договор гарантирует своим застрахованным оказание бесплатной медицинской помощи в рамках:

  • выезда скорой помощи в экстренных случаях;
  • содержание в стационаре;
  • взятие и проведение анализов;
  • некоторые другие медицинские услуги.

При обращении в случае наступления страхового случая больной человек обязан предъявить номер своего страхового полиса ОМС.

Данным страхованием не могут воспользоваться следующие категории граждан:

  • имеющие злокачественные опухоли;
  • люди, числящиеся в наркологических, туберкулезных, психоневрологических, венерологических диспансерах;
  • ВИЧ-инфицированные.

Все виды услуг, которые оказываются по полису ОМС, устанавливаются российским законодательством.

Финансирование по обязательному страхованию – взносы на страховку

Все страховые выплаты по обязательному социальному страхованию формируются за счет страховых взносов, которые вносятся работодателями за своих работников. Данные взносы обязательны, как и налоги. Только по сравнению с ними, они возвращаются гражданину при наступлении страхового случая.

В зависимости от той отрасли, в которой наступил страховой случай, средства выплачиваются из одного из 3 фондов: Пенсионного, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

Как осуществляется финансирования ПФ

Финансирование Пенсионного Фонда осуществляется за счет:

  • средств федерального бюджета;
  • страховых взносов работодателей;
  • Таким образом, Пенсионный Фонд является некоторым гарантом действия всей системы обязательного социального страхования.

    Отчисления в доход Фонда ОМС

    Доход Фонда ОМС формируется из следующих источников дохода:

    • штрафов и пеней;
    • поступлений от сдачи в аренду имущества, находящегося на балансе Фонда;
    • страховых взносов;
    • некоторых других источников, разрешенных российским законодательством.

    Таким образом, этот Фонд имеет небольшое количество статей, по которым он может формировать свой бюджет.

    Фонд социального страхования формирует свой бюджет следующими способами:

    • страховые взносы на временную нетрудоспособность человека, также связанную с материнством и родами первого, второго, и последующих детей;
    • пени, штрафы;
    • налоги, которые платят индивидуальные предприниматели, имеющие упрощенную систему налогообложения;
    • страховые взносы на несчастные случаи, связанные с профессиональной деятельностью или произошедшие на производстве;
    • федеральный бюджет для компенсации определенным категориям граждан целевых выплат, установленных законодательством на федеральном уровне.

    Все эти средства не относятся к балансу федерального бюджета. Ими вправе распоряжаться только те фонды, на счетах которых они находятся. Изъятию на другие цели эти средства не подлежат.

    Видео

    Выводы

    С помощью четырех отраслей обязательного страхования государством осуществляется полноценный комплекс мер, гарантирующих гражданам России своевременное оказание материальной помощи при потере дохода в связи с потерей нетрудоспособности.

    В зависимости от самого страхового случая определяется сфера регулирования данной ситуации и фонд, который будет компенсировать средства.

    Для получения всех предоставленных государством услуг обязательно иметь документы, свидетельствующие об обязательном страховании во всех этих сферах.

Обязательное социальное страхование — в чем его суть

Обязательное социальное страхование — это один из инструментов государства, направленный на обеспечение соцзащиты населения. Суть социального страхования заключена в страховании трудоустроенных граждан от вероятного изменения в отрицательную сторону финансового или социального статуса. На общегосударственном уровне это выражается в принятии комплекса мер, направленных на уменьшение/возмещение негативных последствий от перемен в жизни граждан, связанных с выходом на пенсию, болезнью, рождением ребенка и т. д.

Социальное страхование дает гражданам право на получение определенных выплат (так называемое страховое обеспечение). К выплатам по социальному страхованию относятся:

  • оплата медпомощи;
  • пенсия по достижении возраста;
  • пенсия инвалидам;
  • пенсия, связанная с потерей кормильца;
  • выплата по больничному листу;
  • выплата в связи с несчастным случаем на рабочем месте или профзаболеванием;
  • выплаты по беременности и родам;
  • выплата, связанная с ранней постановкой на учет по беременности;
  • пособие по уходу за ребенком;
  • разовая выплата при рождении ребенка;
  • соцпособие на погребение.

При этом процедура получения выплат в области социального страхования максимально приближена к реалиям жизни и нацелена прежде всего на удобство граждан. В связи с этим при наступлении обстоятельств, дающих право на получение выплат, которые предусматривает социальное страхование, гражданину не требуется обращаться в специализированные службы. Денежная компенсация производится по месту работы на основании представленных документов. Не страдает при этом и работодатель, так как все произведенные им в рамках социального страхования траты восполняются ему из бюджета государства.

Правоотношения, касающиеся обязательного социального страхования, возникают:

Не знаете свои права?

  • у страховщика (службы соцстраха) — со дня регистрации страхователя;
  • у трудоустроенных граждан и их нанимателей — в момент оформления трудового договора;
  • у индивидуальных предпринимателей — со дня уплаты ими взносов;
  • у прочих страхователей — со дня регистрации их в соцстрахе.

Законодательство об обязательном соцстраховании

Базовым законодательным документом, регулирующим деятельность по социальному страхованию, является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ. Он раскрывает и координирует начальные положения о социальном страховании, не углубляясь в детали. Отдельные же виды взаимоотношений в этой области подробно регламентируются различными законами федерального уровня, посвященными многим жизненным обстоятельствам, которые затрагивает социальное страхование.

В частности, к актам законотворчества, восполняющим знания о том, что такое социальное страхование, можно отнести:

  1. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
  4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Как видите, социальное страхование так или иначе касается многих естественных житейских ситуаций и служит реальной поддержкой со стороны государства для тех, кто в этих ситуациях оказался.

Социальное страхование

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ России: процессы становления

и проблемы развития

е. с. алехина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Белгородского университета потребительской кооперации

В условиях мирового финансового кризиса, порождающего увеличение масштабов и разновидностей социальных рисков, возрастает значимость социальной защиты населения. Базовым институтом социальной защиты выступает система обязательного социального страхования, позволяющая не только существенно смягчить важнейшие виды социальных рисков, ведущих к потере жизни, здоровья, трудоспособности, дохода, но и предпринять меры по их предупреждению и снижению.

Под обязательным социальным страхованием мы понимаем систему экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путем перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах.

система обязательного социального страхования является важным элементом социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечивающим непрерывность процесса общественного воспроизводства, способствующим решению государственных социальных проблем, участвующим в процессе формирования внутренних инвестиционных ресурсов. От состояния и эффективности функционирования национальной системы обязательного социального страхования во многом зависят социальная стабильность общества и темпы экономического роста.

В целях оценки современного состояния системы обязательного социального страхования россии проанализируем процесс ее становления,

выявим проблемы развития и причины их возникновения.

В россии система обязательного социального страхования в современном ее виде формируется на протяжении последних 18 лет. Механизмы и институты, доставшиеся ей в наследство от советской системы (основной формой социальной защиты в ссср было государственное социальное обеспечение), в условиях рыночной экономики потребовали серьезной модернизации.

становление российской системы обязательного социального страхования началось в конце 1990 г. созданием двух государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда российской Федерации (в рамках реализации нового Закона «О государственных пенсиях в рсФср») и Фонда социального страхования (в результате реорганизации советского социального страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов) .

Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализация безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов «О медицинском страховании граждан в рсФср» и «О занятости населения в российской Федерации». Поэтому в 1992 г. были введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населения российской Федерации и Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования соответственно.

таким образом, в начале 90-х годов XX столетия в российской Федерации законодательным

финансы и кредит

путем была создана новая система обязательного социального страхования, охватывающая основные социальные риски, известные в мире. Проведенные преобразования системы обязательного социального страхования отвечали заложенным в конституции российской Федерации принципам социальной справедливости и равенства.

современная система обязательного социального страхования россии включает четыре отрасли: обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (введенное с 2000 г. и находящееся в управлении Фонда социального страхования) (табл. 1). страхование по безработице с 2001 года отменено, а Государственный фонд занятости населения российской Федерации упразднен. социальные гарантии по безработице переданы на финансирование из федерального бюджета, став одним из видов социальной помощи. По нашему мнению, страхование по безработице должно функционировать в качестве отдельной отрасли системы обязательного социального страхования, так как безработица - это типичный социальный риск, предусмотренный российским законодательством и признанный таковым в мировой практике.

Организация обязательного социального страхования в россии базируется на следующих принципах :

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового

функциональная структура системы обязательного социального страхования России

отрасль обязательного социального страхования вид страхуемых социальных рисков

Обязательное пенсионное страхование 1. наступление старости 2. инвалидность 3. Потеря кормильца 4. смерть застрахованного лица (пенсионера, не работавшего на день смерти)

Обязательное медицинское страхование 1. необходимость получения медицинской помощи

Обязательное социальное страхование 1. Временная нетрудоспособность 2. Материнство 3. смерть застрахованного лица или членов его семьи, находящихся на его иждивении

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1. трудовое увечье 2. смерть застрахованного лица (от трудового увечья)

обеспечения средствам обязательного социального страхования;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) участие представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Материальной основой обязательного социального страхования выступают внебюджетные фонды: Фонд социального страхования российской Федерации (Фсс), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМс и тФОМс) и Пенсионный фонд российской Федерации (ПФ), являющиеся некоммерческими организациями, которые находятся в собственности государства.

В настоящее время фонды обязательного социального страхования в россии образуются за счет трех основных источников: налогов (единый социальный налог; единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог), страховых взносов работодателей и субсидий государства. В течение периода с 1994 по 2000 год существовал еще и четвертый источник - страховые взносы работников, которые представляли собой однопроцентный взнос в

Таблица 1

финансы и кредит

Таблица 2

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование в 1992-2000 гг. и максимальная ставка ЕСН с разбивкой по фондам социального страхования

в 2001-2008 гг., %

Показатель Годы

1992 1993 1996 2000 2001 2005 2006-2008

страховой тариф - всего, в том числе в: 38,0 39,0 38,5 38,5 35,6 26,0 26,0

Федеральный бюджет - - - - 14,0 6,0 6,0

Пенсионный фонд рФ 31,6 28,0 28,0 28,0 14,0 14,0 14,0

Фонд социального страхования рФ 5,4 5,4 5,4 5,4 4,0 3,2 2,9

Государственный фонд занятости населения рФ 1,0 2,0 1,5 1,5 - - -

Фонды ОМс - всего, в том числе: - 3,6 3,6 3,6 3,6 2,8 3,1

в Федеральный фонд ОМс - 0,2 0,2 0,2 0,2 0,8 1,1

в территориальные фонды ОМс - 3,4 3,4 3,4 3,4 2,0 2,0

ПФр, вычитаемый из их дохода. следует отметить, что в большинстве зарубежных стран работники вовлечены в процесс формирования ресурсов системы социального страхования путем непосредственного удержания из их заработка. считаем целесообразным возобновить в россии материальное участие работающих граждан в формировании средств системы обязательного социального страхования, так как это, во-первых, положительно скажется на объеме финансовых ресурсов фондов социального страхования, во-вторых, повысит личную ответственность и заинтересованность граждан в сохранении своего здоровья и трудоспособности.

Фонды обязательного социального страхования имеют специфические черты, отражающие их функциональное назначение .

1. Путем формирования и использования фондов обязательного социального страхования определенная часть национального дохода превращается в личные доходы граждан и оказываемые им услуги.

2. В обязательном социальном страховании четко прослеживается граница первичного и вторичного распределения. Первичное распределение характерно для фазы образования фондов за счет обязательных взносов работодателей. Привлечение же средств государственного бюджета и последующее расходование фондов обязательного социального страхования относится к области перераспределения доходов.

3. Функционирование системы обязательного социального страхования регулируется государством. Перечень страховых фондов, их назначение, область применения, источники формирования и направления использования средств определяются государственными нормативными актами.

4. Финансовым механизмом формирования фондов обязательного социального страхования является страхование.

5. Фонды обязательного социального страхования обеспечивают частичное инвестирование аккумулированных средств в экономику.

Увеличение количества работников наемного труда в результате развития рыночной экономики, недостаточность государственных гарантий, общее старение населения требуют повышения роли фондов обязательного социального страхования. За период с 1992 по 2006 год объем внебюджетных фондов увеличился (с учетом инфляции) в 2,3 раза . Для сравнения: в развитых странах за последние два десятилетия финансовые ресурсы фондов обязательного социального страхования возросли в 5-8 раз, что, соответственно, привело к значительному увеличению размеров социальных выплат .

В 1990-е гг. при наличии достаточно высоких тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование (табл. 2) внебюджетные фонды испытывали финансовые затруднения. Так, в течение периода с 1992 по 1999 г. расходы фондов обязательного социального страхования значительно превышали объем поступавших страховых взносов (рис. 1). Причин этому несколько: во-первых, работодатели активно применяли «зарплатные схемы», обеспечивающие минимизацию величины взносов на социальное страхование. Во-вторых, негативное влияние на систему обязательного социального страхования оказал финансовый кризис 1998 г., сокративший ее финансовые ресурсы на 48 %, в результате разорения многих предприятий и увеличения численности безработных только в течение года на 900 тыс. человек. сокращение среднегодовой численности занятого населения к концу 1999 г. по сравнению с 1992 г. составило 11,3 %. Кроме этого, на протяжении рассматриваемого периода происходило неуклонное снижением реальных денежных доходов россиян. Только в течение 1998 г.

120 100 80 60 40 20

1992 1993 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Год

Рис. 1. Отношение расходов внебюджетных фондов обязательного социального страхования Российской Федерации к поступившим страховым взносам в 1992-2000 годах, %*

* Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2000: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2000. - С. 508. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 645, 646.

реальные денежные доходы сократились на 16 % по сравнению с 1997 г., а численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума возросла на 4 млн человек . Все это привело к увеличению количества социально уязвимых граждан.

Сложившаяся ситуация свидетельствовала о необходимости изменения системы финансирования обязательного социального страхования. С 1 января 2001 г. гл. 24 ч. II Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН), консолидирующий страховые взносы за работающее население в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Ставка ЕСН была установлена на 2,9 пункта ниже общего страхового тарифа во внебюджетные фонды, применяемого на протяжении 1996-2000 гг., и дифференцирована в зависимости от категории налогоплательщика, а также от величины налогооблагаемой базы по регрессивной шкале (ст. 241 НК РФ).

Замена страховых взносов единым социальным налогом нарушила один из важнейших принципов организации обязательного социального страхования - принцип эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования, так как за счет обложения фонда оплаты труда единым социальным налогом финансируются выплаты как страхового, так и нестрахового характера. К первым относятся: страховая и накопительная части трудовой пенсии; пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам; пособия и выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и с профзаболеваниями; оказание услуг по базовой программе обязательного медицинского страхования для работающего и неработающего населения;

расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Ко вторым - базовая часть трудовой пенсии и затраты на содержание спортшкол. Таким образом, налицо нестраховое перераспределение страховых взносов подавляющего числа страхуемых лиц, страховые ресурсы которых государство использует для решения проблемы бедности вместо проведения соответствующей политики заработной платы .

Введение ЕСН не оказало значительного влияния на размеры финансовых ресурсов системы обязательного социального страхования. Так, в 2006 году по сравнению с 2001 годом прирост поступлений по ЕСН в фактически действующих ценах составил 118,3 %, а с учетом инфляции - 25,4 % (табл. 3). Одна из причин заключается в отставании темпов роста заработной платы от уровня инфляции в стране. Вторая причина - стремление работодателей к уклонению от уплаты ЕСН из-за отсутствия в налоговой системе взаимосвязи по схеме «взнос - выплата». По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, на протяжении 2002-2005 годов происходил рост задолженности по уплате ЕСН. В 2006 году недоимка по ЕСН стала сокращаться, достигнув к началу 2007 года 201,4 млрд руб., что почти на 15 % ниже, чем в начале 2006 г., и лишь на 1,1 % превышает уровень 2002 г. (табл. 4).

Негативное влияние на объемы финансовых ресурсов системы обязательного социального страхования России оказало снижение с 1 января 2005 г. почти на одну треть ставки единого социального налога. В связи с чем внебюджетные фонды социального страхования потеряли значительную часть финансовых ресурсов. Так, например, в 2005 г. для Пенсионного фонда России величина выпадающих доходов составила 210 млрд руб., для фондов ОМС - 16 млрд руб., для Фонда социального страхования - 14 млрд руб. Часть выпадающих доходов (в основном по Пенсионному фонду РФ) российское правительство возместило за счет федерального бюджета, по другим фондам выпадающие доходы были компенсированы частично.

Целью снижения ставки ЕСН являлось уменьшение налогового бремени на работодателей для стимулирования повышения за счет сэкономленных средств заработной платы своим работникам и выведения их доходов из «тени». Однако этого не произошло, а значит, не увеличились и отчисления на обязательное социальное страхование. Недостаток средств во внебюджетных фондах неизбежно

Таблица 3

поступление единого социального налога и средств в счет погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды за 2001-2006 гг. (в фактически действовавших и сопоставимых с 2001 г. ценах) *

показатель год Базисный темп роста, %

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Поступление ЕСН в фактических ценах, млрд руб. 603,2 819,5 961,0 1167,1 1063,9 1316,8 218,3

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % - 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 -

Поступление ЕСН в сопоставимых с 2001 г. ценах, млрд руб. - 712,0 745,5 810,5 666,2 756,5 125,4

* Рассчитано и составлено по: Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 34, 644, 645.

Таблица 4

динамика задолженности по единому социальному налогу (на начало года)

показатель год

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Задолженность по ЕСН, млрд руб. 199,2 216,6 241,7 264,7 236,2 201,4

Цепные темпы роста (убыли), % - 108,7 111,6 109,5 89,2 85,3

Базисные темпы роста, % - 108,7 121,3 132,9 118,6 101,1

приводит к понижению уровня материальной компенсации социальных рисков из-за отсутствия возможности повышения размеров социальных выплат в соответствии с фактическим уровнем инфляции. Так, к началу 2000 г. размеры социальных пособий, которые не изменялись с 1997 г., почти на 70 % были обесценены инфляцией (табл. 5). В 2001 г.

были увеличены размеры всех социальных пособий. Некоторых из них повышались также в 2002, 2005-2007 гг. и были проиндексированы в 2008 г. но, несмотря на предпринятые усилия, размеры всех фиксированных пособий (за исключением ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора

Таблица 5

динамика фиксированных размеров пособий, выплачиваемых фсс, за 1997-2008 гг. в фактических и сопоставимых с 1997 гг. ценах (на 1 января; руб.)*

пособия годы

1997 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации (до 12 недель): в фактически действующих ценах в сопоставимых с 1997 г. ценах 83,5 83.5 27.6 100 27,9 300 72,7 300 64,8 300 58,1 300 52,3 300 48,0 300 43,0 325,5 40,8

Единовременное пособие при рождении ребенка: в фактически действующих ценах в сопоставимых с 1997 г. ценах 1252,4 1252,4 413,9 1500 418,1 4500 1089,6 4500 972,8 4500 870,9 6000 1047,1 8000 1280,9 8000 1144,7 8680 1087,5

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: в фактически действующих ценах в сопоставимых с 1997 г. ценах 167,0 167,0 55,2 200 55,7 500 121,0 500 108,1 500 96,8 500 87,3 700 112,1 1500 214,6 1627,5 203,9

Социальное пособие на погребение: в фактически действующих ценах в сопоставимых с 1997 г. ценах 834,9 834,9 276,0 1000 278,7 1000 242,1 1000 216,2 1000 193,5 1000 174,5 1000 160,1 1000 143,1 1000 125,3

* Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. - М., 2005. - С. 34, 201. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 34, 194. Социально-экономическое положение России - 2007 год // www. gks. го. Социально-экономическое положение России - 2008 год // www. gks. ru. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон РФ от 19.05.1995 № 81-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.03.2008 г. № 18-ФЗ).

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

у Среднемесячная заработная плата Величина прожиточного минимума Минимальный размер оплаты труда

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Рис. 2. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике, величины прожиточного минимума трудоспособного населения и минимального размера оплаты труда за период 1992-2006 гг., руб.

(до 1998 г. - тыс. руб.) *

* Составлено по: Россия в цифрах. 2004: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2004. - С. 98. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 179, 196,197.

лет) в сопоставимых с 1997 г. ценах значительно ниже уровня 1997 г. Поэтому считаем, что нельзя было снижать ставку ЕСН без соответствующего увеличения базы налогообложения, так как динамика заработной платы определяет динамику страховых взносов в систему обязательного социального страхования.

Эффективность функционирования системы обязательного социального страхования зависит от состояния национальной экономики, уровня и дифференциации доходов населения. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в 2006 г. 15,3 % населения составляли граждане с доходами ниже величины прожиточного минимума, коэффициент дифференциации доходов (соотношение между средними доходами 10 % самой бедной и 10 % самой богатой частей населения) равен 15,3. Минимальная заработная плата в 1,6 раза меньше прожиточного минимума трудоспособного населения и составляет около 22 % средней заработной платы по стране (рис. 2). Для сравнения: по данным Международной организации труда, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40-60 % средней заработной платы и в несколько раз превышает

физиологический прожиточный минимум .

Данная ситуация дестабилизирует систему обязательного социального страхования, финансовые возможности которой напрямую зависят от размера заработной платы застрахованных граждан. Так, удельный вес страховых социальных выплат в объеме денежных доходов населения России в 2006 г. составил всего 12 %, что на 0,7 % меньше, чем в 2005 г., и на 3,2 % ниже уровня 2001 г. .

Проведенное исследование показало, что российская система обязательного социального страхования не лишена ряда существенных недостатков и нерешенных проблем, основными из которых являются следующие (табл. 6).

1. Несоблюдение страховых принципов в системе обязательного социального страхования.

наличие данной проблемы связано с неполным охватом обязательным социальным страхованием социальных рисков (исключение из сферы обязательного социального страхования риска безработицы), наличием ряда выплат нестрахового характера (базовая часть трудовой пенсии; затраты на содержание спортшкол), заменой страховых взносов единым социальным налогом, отсутствием солидарной ответственности в медицинском страховании (низкий уровень сбора страховых взносов за неработающее население, так как местные органы исполнительной власти одновременно создают ТФОМС, контролируют его работу и являются плательщиками страховых взносов за неработающее население территории), упразднением материального участия работающих

Современные проблемы российской системы обязательного социального страхования и их причины

Таблица 6

Проблема Причина

1. Несоблюдение страховых принципов 1. Замена страховых взносов ЕСН 2. Наличие нестраховых выплат 3. Неполный охват страхованием социальных рисков

2. Дефицит финансовых ресурсов 1. Ухудшение демографической ситуации 2. Замена страховых взносов ЕСН 3. Снижение ставки ЕСН

3. Низкий уровень социальных гарантий 1. Несовершенство законодательной базы 2. Низкий уровень заработной платы

граждан в формировании средств системы обязательного социального страхования.

2. Дефицит финансовых ресурсов в системе обязательного социального страхования.

Вторая проблема является следствием ухудшения демографической ситуации в России, заменой обязательных страховых взносов единым социальным налогом и снижением его ставки без соответствующего повышения налогооблагаемой базы.

3. Низкий уровень социальных гарантий.

Причины третьей проблемы заключаются

в том, что российская система обязательного социального страхования формировалась и функционирует в условиях несовершенства законодательной базы и чрезвычайно заниженного уровня оплаты труда.

Таким образом, на современном этапе своего развития система обязательного социального страхования России действует неэффективно, не позволяя: соблюдать страховые принципы, привлечь достаточные финансовые ресурсы, обеспечить достойный уровень социальных гарантий и предотвратить значительное расслоение населения. Для улучшения качества жизни наших граждан и обеспечения устойчивых и высоких темпов экономического роста, являющихся важнейшими приоритетами Правительства Российской Федерации, необходимо дальнейшее реформирование системы обязательного социального страхования, направленное на совершенствование ее организационной структуры и финансового механизма, а также

повышение уровня защищенности населения от социальных рисков.

Литература

1. Березин С. М. Социальное страхование в России: проблемы и пути становления // Страховое дело. - 2003. - №5. - С. 8-13.

2. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2. Гл. 24. // base. consultant. ru.

3. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (с изм. и доп.).

4. Роик В. Д. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России // Вестник государственного социального страхования.

2002. - № 8. - С. 38-44.

5. Роик В. Д. Утверждение страховых основ социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский экономический журнал.

2004. - № 1. - С. 31-35.

6. Российский статистический ежегодник. 2000: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2000.

7. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 826 с.

8. Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального директора Международного бюро труда. Женева: МБТ, 1993.

9. Страхование: Учебник / Под ред. Т. А. Федоровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисту 2005. - 875 с.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из Федерального закона «Об обязательном социальном страховании», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

ü устойчивость финансовой системы социального страхования (обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования);

ü всеобщий обязательный характер социального страхования (доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий);



ü государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

ü государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

ü паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

ü обязательность уплаты страховых взносов и (или) налогов;

ü ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

ü обеспечение надзора и общественного контроля;

ü автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:

→ установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

→ установление видов обязательного социального страхования;

→ установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

→ установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

→ установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

→ утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

→ установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

→ установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

→ установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;

→ определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы социального страхования;

→ управление системой обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Видами социальных страховых рисков являются:

→ необходимость получения медицинской помощи;

→ временная нетрудоспособность;

→ трудовое увечье и профессиональное заболевание;

→ материнство;

→ инвалидность;

→ наступление старости;

→ потеря кормильца;

→ признание безработным;

→ смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются :

1. оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2. пенсия по старости;

3. пенсия по инвалидности;

4. пенсия по случаю потери кормильца;

5. пособие по временной нетрудоспособности;

6. пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7. пособие по беременности и родам;

8. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9. пособие по безработице;

10. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11. единовременное пособие при рождении ребенка;

12. пособие на санаторно-курортное лечение;

13. социальное пособие на погребение;

14. оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Застрахованные лица имеют право:

ü на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

ü на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;

ü на участие в управлении обязательным социальным страхованием;

ü на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;

ü на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Федерации.

Застрахованные лица обязаны:

→ своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения;

→ уплачивать страховые взносы и (или) налоги.

Страховщики имеют право:

ü при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

ü проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения;

ü взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ü обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;

ü предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;

ü осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой;

ü обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

Страховщики обязаны:

→ подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;

→ обеспечивать сбор страховых взносов, а также своевременную выплату страхового обеспечения;

→ регулярно информировать страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

→ обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование;

→ контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

→ осуществлять учет уплачиваемых страховых;

→ осуществлять регистрацию страхователей;

→ осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков;

→ бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам информацию о своей деятельности, за исключением конфиденциальной информации;

→ бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

Страхователи имеют право:

ü участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;

ü вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство Российской Федерации;

ü бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;

ü участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;

ü ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов и пользоваться предоставленными в соответствии с законодательством Российской Федерации льготами;

ü обращаться в суд для защиты своих прав.

Страхователи обязаны:

→ встать на учет и сняться с учета у страховщика;

→ уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

→ представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;

→ вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику сроки отчетность по установленной форме;

→ предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования;

→ выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, в том числе за счет собственных средств.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.

Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются :

ü страховые взносы и (или) налоги;

ü дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ü штрафные санкции и пеня;

ü денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

ü доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

ü иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Нецелевое расходование денежных средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц.

Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.