Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Использование финансов для регулирования экономики. Влияние финансов на экономику

Экономика представляет собой сложный НХК, части которого развиваются неравномерно. Это связано с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится к ним приспособиться. Согласованное взаимодействие разных частей достигается путем регулирования, путем перераспределения финансовых ресурсов, благодаря чему создаются необходимые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
Регулирование экономики происходит посредством саморегулирования, которое базируется на свободе субъектов хозяйствования, выборе партнеров, форм взаимоотношения с ними. Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, благодаря которому создается возможность свободного и быстрого распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями Но помимо саморегуляции, большое влияние на структуру производства оказывает государственное вмешательство на экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач:
1)обеспечение крупных структурных сдвигов
2)поддержка приоритетных направлений экономического развития
3)расширение и совершенствование объектов социальной и производственной инфраструктуры.
Вмешательство государства в экономику основано на использовании государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политике.
В регулировании политики принимают участие разные звенья и сферы финансовой системы, а именно финансы п/п, страхование, государственный бюджет.
Главным инструментом регулирования воспроизводящих пропорций являются финансы п/п. В условиях рынка существенно возрастает роль государства, которое с помощью налогов стремится влиять на уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Использует и другие рычаги, которые влияют ан воспроизводственную пропорцию: ускоренную амортизацию, бюджетные затраты и т.д.
Для регулирования отраслевых п/п в условиях рыночной экономики исплоьлзуются финансы п/п и государственный бюджет. П/п ищут зону наиболее выгодного вложения своих ресурсов, т.е. покупают акции других п/п, инвертируют свои средства в недвижимость, предоставляют средства взаймы санам. Государство регулирует отраслевую структуру, используя бюджет, внебюджетные средства, проводя амортизационную и таможенную политику, влияние на цены.
В государственном механизме регулирование отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет, таки и финансирование. Но не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет регулируют собственную базу п/п и влияют лишь на долю собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
Бюджетное финансирование выполняет роль увеличения финансовой возможности п/п за счет увеличения общих финансовых ресурсов.
В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы пропорций. Регулирование осуществляется путем предоставления дотаций, предоставления кредитов и т.д. Влияние финансовых пропорций на территориальную структуру общего производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств на развитие городов и населенных пунктов. Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию экономического и социального развития регионов. Нельзя использовать только государственный бюджет, т.к. это развивает иждивенчество, снижает активность хозяйствующих субъектов. Государственная финансовая помощь предоставляется не слабым, а экономически сильным п/п.

3.4. Финансы как инструмент экономического стимулирования

Экономическое стимулирование может осуществляться с помощью различных стоимостных рычагов. В их составе важное место принадлежит финансам.
…..
1)Эффективное направление, инвестирование финансовых ресурсов.
2)Поощрительные методы
3)Бюджетные методы
4)Специальные финансовые льготы и санкции
Для того, чтобы действовать на производство, следует выбрать наиболее эффективное решение вложения финансов. Есть четыре основных направления инвестирования:
1)Финансирование технического перевооружения п/п
2)финансирование затрат, которые связаны с воспроизводством рабочей силы
3)последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства
4)совершенствование народнохозяйственных пропорций
Большое значение в экономическом стимулировании придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов. Эти фонды создаются ан п/п и призваны побуждать рабочих к более эффективному и интенсивному труду, а также заинтересовывать коллективы в улучшении конечных результатов и росте производства.
Большую роль в развитии производства и увеличения его эффективности могут играть и бюджетные стимулы. Их отличие от других в том, что субъектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способны выступать с одной стороны системы платежей в бюджет, а с другой системы бюджетного финансирования.
Важная роль в системе общественного стимулирования принадлежит финансовым льготам и санкциям. К финансовым льготам относятся:
-разрешения на проведение ускоренной амортизации ОФ
-высвобождение от уплаты налогов части прибыли
Санкции усиливают материальную ответственность за конечные результаты деятельности, за нарушение финансовой дисциплины.

Еще по теме :

  1. 3.3. Использование финансов для регулирования экономики
  2. 3.3. Использование финансов для регулирования экономики
  3. 2. Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период
  4. Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период.

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комп­лекс, различные части которого (отрасли, территории, виды про­изводств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться кним. Неравномерность развития экономики приво­дит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте.

Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами фор­мирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используютсами участни­ки производства.

Саморегулирование базируется на свободе субъек­тов хозяйствования, в выбореими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продукта­ми своей деятельности и т.п. Но такая свобода в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регу­лируется деятельностью различных организационных структур, способствующих уста­новлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участни­ками воспроизводственного процесса.

Саморегулирование обеспечивается функционированием финансового рынка. Именно рынок служит гибкости и эластично­сти экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря нему создается возможностьсвободного и быс­трого перераспределения финансовых ресурсов между разными под­разделениями народного хозяйства.

Однако в некоторых случаях рыночныймеханизм оказывается бес­сильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии.

Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необ­ходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.

В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: 1.финансы предприятий, .2страхование, 3.государственный бюджет и др.

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого про­дукта; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы.

7.Содержание и сущность финансовой политики

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей.

Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы в государстве есть политическая форма совокупной экономической категории, которая воплощает себе всеобщность существования денег, бюджета, налогов и кредита на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Финансы – связывающее звено между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективных характер, выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Цели финансового управления на уровне государства делятся на бюджетные и внебюджетные . Бюджетные цели связаны с формированием и использованием бюджетов всех звеньев бюджетной системы, а также бюджетных фондов, входящих в состав бюджета государства.

Внебюджетные цели имеют ярко выраженную социальную направленность, или связаны с процессами создания и развития инфраструктуры экономики.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).

Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий .

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной системы управления финансами.

Влияние финансов на экономику

3. Использование финансов для регулирования экономики

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь. при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов. Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п. Но такая свобода в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

Саморегулирование обеспечивается функционированием финансового рынка. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря нему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.

В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает участия в данном процессе страхования, банковского кредита, бюджета.

Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет, прежде всего, сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта.

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д.

Бюджетное финансирование может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.п.

Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой.

Следует добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут решения.

Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы.

Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые "общие правила игры", которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи...

Анализ методов государственного регулирования налогообложения и их влияние на производство и потребление

Объектами ГРЭ выступают экономические системы, процессы, отношения. Если рассматривать в качестве объекта экономическую систему государства, то объекты ГРЭ и макроэкономики совпадают...

Анализ методов государственного регулирования налогообложения и их влияние на производство и потребление

Основная задача ГРЭ состоит в том, чтобы вырабатывать и поддерживать такие правила взаимодействия субъектов экономики на рынках труда, капитала, товаров и услуг, при которых (правилах) экономика бы функционировала и развивалась эффективно...

Влияние финансов на экономику

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы...

Государственное регулирование хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий через налоговый потенциал

Становление новой экономической системы, ориентированной на рыночное хозяйство, сопровождалось коренным изменением роли государства и минимизацией его вмешательства в экономику страны...

Налоги в системе государственного регулирования экономики

Налоговая политика в настоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой ориентируется в основном на теоретические постулаты экономики предложения (ЭП)...

Налоги в системе регулирования российской экономики

налоговый система макроэкономический показатель Налоги являются важным инструментом в регулировании экономической жизни любого государства. Ориентируясь на опыт западных стран, можно с уверенностью сказать...

Налоги как одна из форм нетарифного протекционизма

Налоги принято рассматривать в качестве важнейшего инструмента, который предназначен для того, чтобы регулировать как экономику в целом, так и сферу публичных финансов в частности. Под налогами принято понимать обязательные платежи...

Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах...

Пути совершенствования государственного финансового регулирования экономики

2.1 Особенности финансового регулирования экономики в РФ на современном этапе В современной рыночной экономике существуют два способа перераспределения финансовых ресурсов и, соответственно...

Финансовая политика

Фискальная политика и ее использование в практике государственного регулирования

Так как основным показателем эффективности применения фискальной политики является государственный бюджет, то стоит рассмотреть влияние различных инструментов фискальной политики на этот показатель...

Формы и методы финансового обеспечения предпринимательства

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности...

Функции финансов в рыночной экономике

Социальная сфера охватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развития является повышение жизненного уровня людей. Понятие "уровень жизни" употребляется в широком и узком значении...

Как ясно из предыдущего изложения, экономика страны состоит из различных частей, которые должны согласованно функционировать, образуя единую хозяйст­венную систему. Для достижения скоординированного функционирования всех эле­ментов экономической системы необходимо регулирование. Под регулированием понимается воздействие на систему, обеспечивающее поддержание ее жизнеспособ­ности и развития в желаемом направлении. Финансы представляют весьма эффек­тивный, хотя и далеко не единственный рычаг, орудие экономического регулирова­ния, особенно в экономике рыночного типа,

Для рыночной экономики характерйо саморегулирование, которое характеризу­ется тем, что методы формирования финансовой базы в разных звеньях обществен­ного производства вырабатываются и используются самими участниками производ­ства. Но для саморегулирования необходимо дать свободу субъектам хозяйствования, чтобы они при выборе своих партнеров и различных форм взаимоотношений с ними могли проявлять самостоятельность. То же относится и к распоряжению поступаю­щими в их собственность доходами. В значительной мере саморегулирование обес­печивается функционированием рынка, его «невидимой рукой», которая, влияя на спрос, предложение, цены, воздействует и на финансы. Наличие финансового рын­ка, то есть рынка валюты и ценных бумаг, создает возможность быстрого перераспре­деления финансовых ресурсов между различными сферами, секторами, звеньями экономики. Но одного саморегулирования недостаточно для достижения финансо­вой устойчивости, сбалансированности, пропорциональности. Оптимальному рас­пределению финансовых ресурсов препятствуют монопольные, региональные, от­раслевые, групповые интересы, в силу которых проявляется стремление изменить распределение в свою пользу.

Рыночный механизм не в состоянии в полной мере обеспечить перераспределе­ние средств так, чтобы они соответствовали целям и задачам всего государства, демо­кратического общества. В кризисных ситуациях рынок особенно ослабляет свое влияние на стабилизацию экономики. В этих условиях необходимо усиливать госу­дарственные методы финансового регулирования, в разумных пределах осуществлять государственное вмешательство в экономику и проводить жесткую финансовую по­литику. Такое вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной, амортизационной политики, деятельности различных государственных структур. Правда, подобное вмешательст­во государства в экономику имеет объективно обусловленные границы, определен­ные пределы. Излишне чрезмерное вмешательство ослабляет экономические стиму­лы, снижает эффективность производства и препятствует саморегулированию посредством действия рыночного механизма.

В регулировании экономики важную роль играют финансы предприятий, стра­хование, государственный бюджет, внебюджетные фонды. К числу главных инстру­ментов регулирования относятся финансы предприятий. Здесь, в низовом звене, происходит регулирование воспроизводственной структуры, обеспечивается финан­сирование потребностей хозяйства, происходит расчленение накоплений и посту­пивших доходов на фонд потребления и фонд накопления, осуществляется финан­совое воздействие на трудовые ресурсы.

Финансы используются так же, как инструмент экономического стимулирова­ния. Стимулирование тесно, органично связано с регулированием, можно даже ска­зать, представляет его составную часть. Финансовое стимулирование - важный метод регулирования пропорций в производстве и распределении общественного продук­та. Финансовые стимулы должны строиться так, чтобы они оказывали воздействие на развитие производства, повышение его эффективности, служили;орудием моти­вации к труду. В составе финансовых стимулов можно вычленить рациональное на­правление инвестиционных средств, создание поощрительных фондов, использова­ние бюджетных средств, способствующих развитию производства, установление финансовых льгот или применение финансовых санкций.

Государство призвано использовать финансы для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. И в реализации этих функций и достижении целей значительная роль принадлежит фи­нансовой политике. Финансовая политика - это политика использования финансов в системе стоимостной денежной формы реализации экономических законов товарного производства, иначе говоря, финансовая политика - это искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах создания условий для увеличения базы распределе­ния, общего объема располагаемых ресурсов, то есть искусство управления финанса­ми. При осуществлении такой политики определяются основные направления исполь­зования финансов и осуществления практических действий, которые могут способст­вовать выполнению финансами их роли и в обществе. Такими направлениями выступают, во-первых, выработка научно-обоснованных концепций развития финан­сов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития кредитной системы, потребностей населения, и, во-вторых, определение основных направлений использования финансов на перспективный и текущий период, исходя из путей до­стижения поставленной цели, учитывая международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов, а также осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и харак­тера решаемых задач финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике. Финансовая стратегия - это долговременная политика, рассчи­танная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, те­кущих целей. Она обычно реализуется путем изменения организации финансовых свя­зей, перемещения финансовых ресурсов, гибкого использования финансов как инст­румента, содействующего выполнению задач ближайшего периода.

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, под которым подразумевают формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые применяются с целью создания условий, благо-

приятствующих экономическому развитию/Финансовый механизм представляет не­отъемлемую составную часть более общего экономического механизма, системы управления экономикой. В иерархической структуре финансового механизма выде­ляются два уровня, образующие механизм финансов предприятий и организаций и механизм функционирования государственных финансов. Самостоятельную часть представляет страховой финансовый механизм. Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм, законов, по­становлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила орга­низации финансовых связей, защищают экономические интересы общества, коллек­тивов и отдельных граждан.

Соблюдение финансового законодательства способствует поддержанию финан­совой дисциплины, позволяет проводить согласованные действия во всех сферах финансовой деятельности. К сожалению, на этапе перехода к рыночной экономике финансовое законодательство, регулирующее финансовую деятельность, страдает не­завершенностью, внутренней противоречивостью, что сдерживает хозяйственную инициативу и мешает скорейшей мобилизации имеющихся ресурсов для развития производства, для укрепления доходов государства и обеспечения денежными ресур­сами каждой ячейки общества. Увы, частично созданный и, надо признать, не вполне полноценный законодательный финансовый механизм оказывается малодей­ственным еще и в связи с несоблюдением законов и норм предприятиями, организа­циями, гражданами.

1 Искусство управления финансами состоит в выборе наиболее эффективного ме­тода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. Объек­тами управления финансами являются разнообразные виды финансовых отношений, таких, как финансы предприятий, страхование, государственные финансы, в качест­ве субъектов выступают организационные структуры, осуществляющие управление, то есть финансовые службы, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции, образующие в совокупности финансовый аппарат. В управлении финан­сами используются планирование, оперативное регулирование, учет и контроль. Планирование финансов ставит перед собой задачу установления будущего их состоя­ния и поэтапного распределения и использования. В процессе планирования оцени­вается состояние финансов каждой ячейки общества, выявляются возможности из­менения структуры и объема финансовых ресурсов и определяется рациональное направление их использования. Для принятия обоснованных управленческих реше­ний посредством планирования необходимо опираться на экономический анализ и прогнозирование будущего состояния финансов. Что касается оперативного управле­ния как элемента, используемого управляющей системой, то оно представляет собой те меры, которые принимаются для эффективного применения имеющихся финан­совых ресурсов с тем, чтобы получить желаемые результаты. Учет и контроль в каче­стве элементов управления используется как в процессе планирования, так и в про­цессе оперативного управления и позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансо­вых ресурсов, наметить пути эффективного хозяйствования.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией общее, стратегическое управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти -

)вый механизм представляет не-шческого механизма, системы: финансового механизма вьще-з предприятий и организаций и Гансов. Самостоятельную часть тя осуществления финансовой jpHflHHecKHx норм, законов, по-ые устанавливают правила орга-кие интересы общества, коллек-

;обствует поддержанию финан-шные действия во всех сферах ерехода к рыночной экономике;овую деятельность, страдает не­что сдерживает хозяйственную мощихся ресурсов для развития обеспечения денежными ресур-зданный и, надо признать, не механизм оказывается малодей-иорм предприятиями, организа-

оре наиболее эффективного ме-i рационального использования ия поставленной задачи. Объек-ie виды финансовых отношений, царственные финансы, в качест->i, осуществляющие управление, инансовые органы и налоговые [и аппарат. В управлении финан-ггулирование, учет и контроль. ;тановления будущего их состоя-$ процессе планирования оцени-

!3, ВЫЯВЛЯЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗ-

в и определяется рациональное тованных управленческих реше-гься на экономический анализ и о касается оперативного управле- емой, то оно представляет собой [трименения имеющихся финан-зультаты. Учет и контроль в каче-iccce планирования, так и в про-авить фактические результаты от выявить резервы роста финансо-ъования.

;титуцией общее, стратегическое ганы государственной власти -

17.5. Использование финансов для регулирования экономики и стимулирования производства

парламент, президент, правительство. Оперативное управление осуществляет финан­совый аппарат, в который входит Министерство финансов Российской Федерации. Цен­тральное место в Министерстве финансов занимает Бюджетное управление и Управ­ление исполнения бюджета (казначейство). В составе Министерства финансов имеются также Управление налоговых реформ, Управление государственных ценных бумаг и финансового рынка, Управление финансирования программ развития сель­ского хозяйства, Управление финансовых программ развития производственной ин­фраструктуры и ряд других отраслевых и функциональных управлений.

Серьезные задачи должны решать органы Государственной налоговой службы России. На эту службу возложены контроль за соблюдением и своевременным взносом средств в бюджет, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодатель­ства. Для усиления контроля за своевременностью внесения средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды в России учреждена специальная налоговая полиция.

Расширение самостоятельности субъектов Российской Федерации потребовало перестроить управление финансами на основе их суверенитета и повышения роли региональных местных органов. Существенно возрастает значение республиканских министерств финансов, территориальных и местных финансовых органов в осуще­ствлении финансовой деятельности.

В условиях перехода к рынку полнее используются принципы автономного функ­ционирования бюджетов, развития местных финансов, расширения финансового рынка. В этих условиях, разумеется, значение четкой работы местных финансовых органов резко возрастает.

Следует обратить внимание на то, что для четкого и полного осуществления фи­нансовой политики важно развивать и полнее использовать финансовое планирова­ние, которое, как указывалось уже ранее, является важным функциональным эле­ментом управления финансами. Финансовые планы составляют все звенья хозяйства, начиная от отдельного учреждения, которое составляет смету. На уровне государства составляется единый финансовый баланс. В каждом из этих планов определяются доходы и расходы на предстоящий период, осуществляется детальная взаимоувязка финансовых и кредитных ресурсов. На государственном уровне формируются пла­новый бюджет и внебюджетные фонды.

Предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов, а те, кто осуществляет некоммерческую де­ятельность, составляют сметы. Кооперативные организации, общественные объеди­нения, страховые компании составляют финансовые планы, а органы государствен­ной власти - свои бюджеты. Финансовое планирование необходимо и в домашнем хозяйстве.

Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку план есть составная часть единого процесса принятия управленческих решений. Но в рыночной эконо­мике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации выступает рынок с присущим ему механизмом, в котором шире, полнее используются экономические формы и методы хозяйствования. Планирование в рыночной экономике осуществляется более гибко, более маневренно и во многом ориентируется на прогнозы и программы. Таким образом, финансовое планирова­ние в условиях рынка приобрело новые черты, связанные с возникновением иных экономических условий.

Развитие финансового рынка должно происходить на основе таких прогрессив­ных способов привлечения временно свободных денежных ресурсов хозяйственных ячеек и населения, которые создают заинтересованность в аккумулировании этих средств на определенном уровне с тем, чтобы они были использованы с высокой от­дачей в тех ячейках общества, которые наиболее остро нуждаются в них.

Финансовые отношения затрагивают и внешнеэкономические связи. Функцио­нируя в международной сфере, они оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспо­собной продукции, привлекаются иностранные инвестиции за счет предоставления определенных финансовых льгот. Как особая сфера функционирования финансы внешнеэкономической деятельности воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и иностранной валюте. Обязательным субъектом распределитель­ных отношений является зарубежный партнер (контрагент) в лице иностранного го­сударства. Финансовые отношения опосредуют, таким образом, международный ин­теграционный процесс, содействуя его развитию и углублению.

Экономика представляет собой сложный НХК, части которого развиваются неравномерно. Это связано с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится к ним приспособиться. Согласованное взаимодействие разных частей достигается путем регулирования, путем перераспределения финансовых ресурсов, благодаря чему создаются необходимые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Регулирование экономики происходит посредством саморегулирования, которое базируется на свободе субъектов хозяйствования, выборе партнеров, форм взаимоотношения с ними. Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, благодаря которому создается возможность свободного и быстрого распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями Но помимо саморегуляции, большое влияние на структуру производства оказывает государственное вмешательство на экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач:

1)обеспечение крупных структурных сдвигов

2)поддержка приоритетных направлений экономического развития

3)расширение и совершенствование объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Вмешательство государства в экономику основано на использовании государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политике.

В регулировании политики принимают участие разные звенья и сферы финансовой системы, а именно финансы п/п, страхование, государственный бюджет.

Главным инструментом регулирования воспроизводящих пропорций являются финансы п/п. В условиях рынка существенно возрастает роль государства, которое с помощью налогов стремится влиять на уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Использует и другие рычаги, которые влияют ан воспроизводственную пропорцию: ускоренную амортизацию, бюджетные затраты и т.д.

Для регулирования отраслевых п/п в условиях рыночной экономики исплоьлзуются финансы п/п и государственный бюджет. П/п ищут зону наиболее выгодного вложения своих ресурсов, т.е. покупают акции других п/п, инвертируют свои средства в недвижимость, предоставляют средства взаймы санам. Государство регулирует отраслевую структуру, используя бюджет, внебюджетные средства, проводя амортизационную и таможенную политику, влияние на цены.

В государственном механизме регулирование отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет, таки и финансирование. Но не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет регулируют собственную базу п/п и влияют лишь на долю собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Бюджетное финансирование выполняет роль увеличения финансовой возможности п/п за счет увеличения общих финансовых ресурсов.



В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы пропорций. Регулирование осуществляется путем предоставления дотаций, предоставления кредитов и т.д. Влияние финансовых пропорций на территориальную структуру общего производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств на развитие городов и населенных пунктов. Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию экономического и социального развития регионов. Нельзя использовать только государственный бюджет, т.к. это развивает иждивенчество, снижает активность хозяйствующих субъектов. Государственная финансовая помощь предоставляется не слабым, а экономически сильным п/п.