Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономические результаты североамериканской интеграции. Экономическое значение интеграции

Одним из основных преимуществ интеграции является приближение к свободной торговле, а значит, преимущество самой свободной торговли (см. гл. 20), включающее:
преимущества в издержках за счет специализации на относительно или даже абсолютно самой дешевой продукции стран,
экономию от масштаба (есопот1е$ о/ $са1е) и
усиление конкуренции.
Но регионально ограниченная интеграция рынков в форме таможенного союза или при (регионально ограниченном) экономическом и валютном союзе означает, что свободная торговля осуществляется только внутри региона. Одновременно в большинстве случаев усиливается замкнутость по отношению к остальному миру. Здесь возникают так называемые эффекты «открытости» и «закрытости».
Об эффекте «открытости» (1га (1е сгеайпц еЦес1) говорят тогда, когда растущая свободная торговля в пространственных рамках интеграции приводит к тому, что производства с более высокими реальными издержками перемещаются в райо-ны с относительно низкими реальными издержками. Возможно, России было бы выгодно импортировать автомобиль «Таврия», к примеру, с Украины, поставляя партнеру по СНГ «Оку». Наш пример не случайно относится к продуктам одной отрасли. В общем верно, что эффекты открытости особенно велики при внутриотраслевой торговле, т. е. при торговле, в которой ассортимент партнеров по интеграции является похожим (оба производят автомобили одного и того же класса). При межотраслевой торговле, т. е. при торговле продуктами разных промышленных отраслей (обмен автомобилей на текстиль), эффект открытости уменьшается. Данный эффект объясняет отчасти большие успехи ЕЭС в рамках таможенного союза шести стран-основателей, ведь они имеют в основном аналогичный продуктовый ассортимент.
Об эффекте «закрытости» (1гайе йыегИп§ е [[ес () говорят тогда, когда относительное отделение пространства интеграции от остального мира приводит к тому, что местонахождение производства с более низкими реальными издержками вне интеграционного пространства перемещается в место с относительно высокими реальными издержками. К примеру, ЕС вводит таможенные пошлины на импорт дешевой говядины, что способствует ее производству (с высокими издержками) внутри Союза. Эффект закрытия означает неэффективное производство и, таким образом, потерю благосостояния как для пространства интеграции, так и для «остального мира».
Итак, оценка последствий интеграции зависит от того, какой из этих двух эффектов больше. На вопрос, при каких условиях положительные эффекты имеют перевес над отрицательными, может быть получен теоретический ответ, но мы ограничимся указанием на то, что, например, в ЕС преобладал эффект открытости, что способствовало его поэтапному расширению и снижению внешних таможенных пошлин.

1. Какие условия вы считаете важнейшими для послевоенного экономического развития стран Запада?

Среди новых условий международного характера, которые обусловили бурный экономический рост в послевоенные три десятилетия, отметим следующие: стабильность международной валютной системы, либерализация мировой торговли, т. е. снижение пошлин, опережающий темп роста мировой торговли, региональная экономическая интеграция, активная регулирующая роль государства, растущее значение научно-технического прогресса, дешевая энергия, сырье, рабочая сила и др.

2. Каковы роль экономической интеграции в послевоенном мире и отличительные черты европейского и североамериканского вариантов?

Экономическая интеграция способствовала объединению рынков государств, способствовала восстановлению и развитию промышленности, сближению и объединению национальных хозяйств ряда стран в единые хозяйственные комплексы, конкурирующие между собой на уровне мирового хозяйства.

3. Какую роль сыграла дешевая нефть в преимущественно экстенсивном экономическом росте в первые послевоенные десятилетия?

Нефть стала главным двигателем экономической жизни. Ее дешевизна способствовала вытеснению угля из энергетического баланса европейских стран. Недорогие нефть и сырье из стран бывшей колониальной периферии стали наряду с привлечением дешевой иностранной рабочей силы основой экономического роста в западноевропейском регионе. Экономический рост обеспечивался преимущественно экстенсивными факторами, т. е. за счет вовлечения в производство все новых материальных и людских ресурсов.

На дешевых нефти и сырье процветали нефтехимическая и обрабатывающая промышленность, автомобилестроение, осуществлялась моторизация, механизация и химизация сельского хозяйства.

4. В чем особенность нового кейнсианства? Почему современному массовому производству должно соответствовать массовое потребление?

Концепция государственного регулирования экономики индустриального общества была теоретически разработана английским экономистом Дж. М. Кейнсом еще в 1930-е гг. Для предотвращения кризисов перепроизводства Кейнс предложил меры, укрепляющие возможности населения приобретать товары. При этом демократия не свертывалась, а, наоборот, расширялась, законодательно закреплялись социальное страхование и помощь малоимущим. Кейнсианская модель была принята практически всеми индустриальными странами Запада не как разовая мера, а как общий постоянный курс экономической политики. Этот общий экономический курс стал рассматриваться как неокейнсианство, т. е. новое кейнсианство.

Рост заработной платы, государственных социальных расходов создал массового потребителя важнейших бытовых товаров и товаров длительного пользования (автомобилей, холодильников, стиральных машин, другой бытовой техники и пр.).

Именно благодаря таким структурным изменениям в системе «производство - потребление» появилась возможность относительно длительного периода экономического подъема и высоких темпов роста, сокращения безработицы до уровня полной занятости в 1950-1960-е гг. Иначе говоря, современному массовому производству стало соответствовать обеспеченное массовое потребление.

5. Какой социальный слой населения стал основой государства благосостояния в странах Запада?

Средний класс, в который входили прежде всего горожане.

6. Как изменились быт, условия труда и жизни в 1950-1960-е гг. в странах Запада?

Благодаря структурным изменениям в системе «производство - потребление» появилась возможность относительно длительного периода экономического подъема и высоких темпов роста, сокращения безработицы до уровня полной занятости в 1950-1960-е гг.

7. Каковы основные черты зрелого индустриального общества?

Символом этого общества был автомобиль, его массовое внедрение в жизнь.

США начали входить в фазу зрелого индустриального общества и в автомобильную эру в 1920-е гг. Европа вышла на эту магистраль после Второй мировой войны. В 1945 г. в Европе насчитывалось 5 млн личных автомобилей, а к началу 1980-х гг.- уже свыше 120 млн. В 1970 г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника. Это значит, что рынок товаров длительного пользования приблизился к 1970-м гг. к черте насыщения. Остальной мир подтягивается к этому уровню в последующие десятилетия.

Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г. О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии. В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран. В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

Имела свои особенности. В ней выделяют два этапа развития:

1) от окончания войны до начала 80-х годов;

2) от 80-х годов до современности.

Для первого периода характерен выход после восстановления экономики на траекторию устойчивого роста и развитие на основе идей, подобных теории Дж.М. Кейнса. В США, Западной Европе в 60-х годах распространилась идеология общества всеобщего благосостояния. Сейчас считают, что этот этап нужен для того, чтобы страна в будущем могла воспринять идеи постиндустриального (информационного) общества.

Сторонники кейнсианских концепций утверждали, что теория Кейнса дает возможность регулировать экономику не только отдельных стран, но и всего мирового хозяйства. Американские экономисты предложили программы мирового экономического регулирования, в частности, программы создания "мирового картеля" под эгидой американского капитала, способного, по их мнению, регулировать мировую экономику, выработать планы организации всемирного альянса и всемирного правительства, которые могут осуществить международную координацию национальных экономических систем.

Для послевоенного периода характерно формирование новых международных институтов и органов, которые регулировали различные аспекты развития мировой системы, поэтапное формирование региональных и международных блоков и группировок. Эта тенденция сохраняется и сейчас.

У1909 г. действовало 37 межгосударственных и 176 негосударственных международных организаций. В течение века произошли резкое увеличение их количества и расширение функций. В конце прошлого века насчитывали соответственно 260 и 5472 таких организаций.

Первые попытки мирового экономического регулирования начались с кредитно-денежных институтов. Это соответствовало американской концепции государственного регулирования и планирования, которая оказывала решающего значения институциональном воздействии на экономику через сферу кредита и денежного обращения. Еще в июле 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции, в работе которой приняли участие 44 страны, приняли решение об учреждении с целью обеспечения работоспособности новой валютной системы Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Не входил в состав этих организаций Советский Союз, хотя делегация СССР участвовала в конференции.

На конференции утвердили систему золотого валютного стандарта, закрепивших за долларом роль мировой конвертируемой валюты, его золотое содержание определили в такой пропорции: 1 тройская унция равнялась 35 долл. США. Доллар был расчетной и резервной денежной единицей.

Решение конференции подтвердили смену мирового лидера им стали США. Основу решений составлял план валютного и финансового регулирования мирового рынка. Американский план рассчитан на отмену валютных и таможенных ограничений экспорта товаров из США в другие страны, тогда как англичане пытались сохранить систему таможенных барьеров для охраны стран Британской империи от американской конкуренции. Этим объясняется значительно более позднее вступление Англии в международных учреждений.

12 стран, вошедших в то время в состав МВФ, могли воспользоваться его услугами для стабилизации национальных валют и нормализации рынка. Однако их положение было неодинаковым. Торговый баланс США был активным, тогда как баланс большинства участников фонда - пассивным, что потребовало дополнительных валютных поступлений. Поэтому обращение за помощью к Фонду фактически усиливало зависимость от США. Зависимость национальных валют участников МВФ оказалась уже в 1949 г. США на заседании МВФ заставили его членов согласиться на девальвацию своих валют, что совершили 26 стран. Официально курс английского фунта стерлингов снизился с 402,7 американского цента в 1947 г. до 279,9 цента в 1961 г., курс французского франка - соответственно с 0,84 до 0,29, датской кроны-с 20,8% до 14,4, голландского гульдена - с 37,7 до 26,3 цента за тот же период.

Международный банк реконструкции и развития создан с целью предоставления его членам кредитов для приобретения сырья и материалов, необходимых для послевоенного восстановления, реконструкции и развития экономик. При этом банк или предоставляет кредиты из собственных резервов, или гарантии под кредит той или иной частной организации. Его представители с целью выяснения экономических условий кредитования разъезжают по странам, собирая самые разнообразные данные, интересные для США.

Следует отметить, что после "долгового кризиса", когда увеличилась значимость коммерческих банков в финансировании государственных долгов стран третьего мира, роль МБРР изменилась. В результате образования региональных экономических объединений (ЕС и др.) также сократилось много функций МВФ. Обе международные организации отреагировали на эти события поиском новых политических подходов и новых сфер, где можно предложить помощь. Новые подходы свидетельствовал отход от господства критерия "условности" в их сделках с государство мы-клиента мы к принципу "эффективной", сущность которого МБРР определяет как эффективное государственное администрирование. Новые сферы предложили после 1989 г. переходные экономики Восточной и Центральной Европы и бывшего Советского Союза, и МБРР совместно с МВФ помогли странам, в том числе и Украине.

Итак, к началу 80-х годов многие страны еще могли, не принимая во внимание остальной мир, формировать самобытную, независимую от других экономику, проводя индустриализацию імпортозаміщуваного типа. Это и произошло в социалистических странах и странах Латинской Америки. В 80-х годах наступил период решительной либерализации и интернационализации, что стало характерной особенностью второго этапа развития мирового хозяйства.

В экономической теории, как и в экономике стран, в настоящее время делают акцент на либерализации и предпринимательстве (монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения). Совсем по-другому ставился вопрос о значении государства в экономической жизни страны. Выяснено, что в условиях глобальной интернационализации экономической и социальной жизни усиленная регулирующая роль государства может прекратить экономическую самобытность, привести к значительному оттоку капиталов из страны. Новые теоретические достижения пытались реализовать на практике. Именно поэтому 80-90-е годы считают периодом либеральных реформ или стремлений осуществить их в некоторых странах мира, в том числе и социалистических, Латинской Америке, США, Великобритании и др.


Новые перспективы торговли
Либерализация торговли в Северной Америке должна способствовать международной специализации производства, увеличению внешнеторгового оборота, снижению потребительских цен, росту выпуска продукции, повышению уровня занятости, а в конечном счете и жизненного уровня населения. Развитие интеграционных связей должно обеспечивать подтягивание экономического уровня стран-аутсайдеров до страны-лидера.
Заключение НАФТА позволило США открыть мексиканский рынок для американских корпораций, повысить конкурентоспособность американских товаров во всем мире, расширить легальный доступ к дешевой рабочей силе.
Главный результат соглашения состоит в том, что значительно вырос общий оборот торговли трех стран. За период 1993-2000 гг. взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд долл, до 408 млрд долл. Товарооборот между США и Мексикой за тот же период вырос со 80,5 млрд долл, до 247,6 млрд долл.
Заметно вырос и объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике. Американские инвесторы теперь могут полностью контролировать мексиканские филиалы и 100% акций мексиканских компаний (табл. 36.1).
Таблица 36.1
Прямые инвестиции США в экономику Канады и Мексики (в млн долл.)1

Страна

Год

1990

1993

1995

1999

Канада

69 508

69 992

83 498

111 707

Мексика

10313

15221

16 873

34 265

Значительно вырос экспорт услуг из США, особенно финансовых. Снизился уровень нелегальной иммиграции. Наконец, американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков. Некоторые экономические показатели стран-членов НАФТА отражены в табл. 36.2.
Таблица 36.2
Основные экономические показатели НАФТА, 2001 г.2

Страна

Территория (тыс. км)

Население (млн чел.)

ВВП по ППС (млрд долл. США)

Доля в ВВП НАФТА (%)

Экспорт (млрд долл.)

Импорт (млрд долл.)

США

9364

278,06

9141

84,9

776

1223

Канада

9971

31,6

818

7,6

272,3

238,2

Мексика

1958

101,9

814

7,5

168

176

НАФТА

21 293

411,56

10 773

100

1216,3

1637,2
Источник: Statistical Abstract of the United States. - Washington, D. C.: U. S. Department of Commerce, Bureau of the Census, 2001. - P. 794. Источники: OECD Environmental Data Compendium. - Paris, 2001; IMF Annual Report. - Washington, 2001; BICC Yearbook. - Bonn, 2001; CIA Factbook. - Washington, 2001.

Отрицательные последствия соглашения
Однако очень быстро выявились и отрицательные черты НАФТА для стран - участниц соглашения. Это, прежде всего, потеря рабочих мест, в основном в промышленных районах. Приток дешевой рабочей силы на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы. Усилилась конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса.
Участие США в НАФТА привело к росту дефицита в торговле с Канадой и Мексикой. Эти страны устойчиво занимают четвертое и пятое места в списке государств, в торговле США с которыми отмечается наибольший дефицит (после Японии, Китая и Германии).
Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Среди таких компаний можно выделить «Скотт Пейпер» (Scott Paper), «Фольксваген» (Volkswagen), «Континентал Аппарел» (ContinentalApparel), «Мацусита» («Панасоник») (Matsushita (Panasonic)), «Крайслер» (Chrysler), «Сара Ли» (Sara Lee). Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является корпора- ция«Дженерал Моторе» (General Motors). Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Gess). Эта корпорация в течение 1990-х гг. переместила две трети своих производственных мощностей из США в Мексику, основав пять фабрик по пошиву одежды.
После заключения соглашения заметно осложнилась ситуация в сельском хозяйстве США. Американские фермеры не выдерживают конкуренции с дешевым мексиканским экспортом. Больше всего пострадали производители томатов из южных штатов: за период 1990-х гг. объем продаж сократился почти в три раза. В настоящее время Мексика контролирует 64 % продаж зимних сортов томатов в США. В 1997 г. для защиты национальных производителей в США был введен запрет на импорт томатов из Мексики.
Отрицательным эффектом НАФТА является повышение уровня загрязнения окружающей среды в приграничных с США районах Мексики. Из 1750 американских компаний, которые ведут хозяйственную деятельность в Мексике, лишь единицы соблюдают мексиканское законодательство в области охраны окружающей среды. Ежедневно около 100 млн тонн канализационных отходов выбрасывается в реку Рио-Гранде. 17 видов пестицидов, запрещенных в США, все еще используются в Мексике, и только 1 % пищевых продуктов, обработанных этими пестицидами, проверяется на границе с США.
Итоги и результаты
Почему же, несмотря на все указанные проблемы, соглашение продолжает работать и приносит очевидные выгоды участникам? Углубление интеграции дало возможность всем странам НАФТА с большей эффективностью использовать свои сравнительные преимущества. США, например, перешли от преимуществ низкого ранга к преимуществам более высокого ранга, т. е. увеличили количество высокооплачиваемых работников в производстве и сфере услуг. В результате подписания соглашения США потеряли некоторое количество неквалифицированных рабочих мест, но при этом увеличилось производство товаров, снизились их цены благодаря использованию дешевой мексиканской рабочей силы.
Эти выводы подтверждает структура внешней торговли США. Основными статьями американского импорта являются автомобили, природный газ, запчасти к автомобилям, полупроводники, отдельные виды электроники. Продукция большинства этих отраслей является трудоемкой, а значит, дешевле покупать ее у стран с более низким уровнем оплаты труда, чем производить в США.
Основными статьями американского экспорта являются авиатехника, электронное и компьютерное оборудование, автомобильные запчасти, автомобили, полупроводники, ракетно-космическая техника, авиадвигатели, химикаты и пластмассы. Большинство этих отраслей являются высокотехнологичными и требуют использования более квалифицированной рабочей силы, поэтому США имеют конкурентные преимущества в этих отраслях. Очевидно, что и в будущем США в международном разделении труда останется лидером именно в высокотехнологичных отраслях.
При оценке НАФТА наиболее важно не то, будут ли созданы или уничтожены рабочие места в процессе либерализации торговли. Важно то, что соглашение, бесспорно, способствовало общему повышению конкурентоспособности страны, а значит, и отдельных корпораций, которые смогли увеличить эффективность своей хозяйственной деятельности.
С точки зрения долгосрочной перспективы НАФТА для США означает возможность использования в национальной экономике наиболее квалифицированного и дорогого труда, а это, по сути, - социальная реформа самого высокого уровня.
В США НАФТА рассматривается как основа для более широкой интеграции стран западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий западного полушария», напоминающее некое конфедеративное образование. В экономическом плане Вашингтон рассчитывает на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, которое охватит весь американский континент. Будущее покажет, оправдает ли НАФТА эти ожидания. Однако уже сейчас можно сказать, что соглашение играет важную роль в процессе демократизации экономических отношений на американском континенте.
Выводы Экономическая интеграция в Северной Америке принципиально отличается от планомерной западноевропейской интеграции. В Северной Америке инструменты политической интеграции до конца 80-х гг. XX в. почти не применялись, и практически все интеграционные инициативы исходили от частного бизнеса. Тем не менее географическая близость США, Канады и Мексики объективно способствовала развитию взаимовыгодных торговых связей на основе международного разделения труда и с учетом специализации каждой страны в мировой экономике. Подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА) позволило создать крупнейшую в мире зону свободной торговли. Приоритетом НАФТА является полная отмена пошлин в торговле промышленными товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой, а также
снятие ограничений на движение капитала. Безусловным лидером этого союза являются США. Либерализация торговли в Северной Америке способствовала углублению международной специализации производства в США, Канаде и Мексике. Главный результат соглашения состоит в том, что общий оборот торговли США с Канадой и Мексикой за период 1993-2000 гг. вырос в 2 раза. Соглашение способствовало общему повышению конкурентоспособности США, дало возможность использования в экономике наиболее квалифицированного и дорогого труда.
Контрольные вопросы В чем основное отличие североамериканской интеграции от европейской? Каковы факторы взаимного сближения государств Северной Америки? Почему Канада была заинтересована в сближении с США? Какие причины побудили правительство Мексики принять участие в интеграционном соглашении? Какие вопросы обсуждались в ходе подготовки к подписанию соглашения? Каков основной позитивный результат НАФТА? Существуют ли отрицательные последствия Североамерианского соглашения о свободной торговле? Как отразилось НАФТА на конкурентоспособности США?