Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Государственное регулирование рынка. Механизм регулирования рынка. Государственное регулирование рынка (экономики)

Государственное регулирование рынка (экономики)

Государственное регулирование рынка - это деятельность государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: 1) обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; 2) воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. По объекту воздействия государственное регулирование экономики включает регулирование ресурсов, производства и финансов. Оно реализуется путем проведения экономической политики. Экономическая политика - система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая определенный набор элементов, основными из которых являются:

  • антициклическая политика;
  • отраслевая политика;
  • антимонопольная политика;
  • организация денежной системы;
  • социальная защищенность населения;
  • удовлетворение спроса на услуги и товары коллективного пользования;
  • борьба с безработицей и др.

Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума. Базой реализации антициклической политики является государственный бюджет.

Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Банку России, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Основной инструмент обеспечения финансирования этого процесса - налоговое законодательство. Государством созданы специальные органы, такие как налоговая инспекция, Фонд социального страхования, Федеральная служба по труду и занятости и др.

Рыночные механизмы не реализуют автоматически право на труд для каждого члена общества. Поэтому борьба с безработицей возложена на государство. Государство должно регулировать рынок труда в целях поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играет трудовое законодательство и контролирующие его исполнение государственные организации. Кроме того, элементами экономической политики являются отраслевая и антимонопольная политика.

Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования: национальную оборону, государственное управление, единую энергетическую систему, национальные сети коммуникаций, охрану общественного порядка, вакцинацию и т.д. Кроме того, оно поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе (наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.).

Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, воздействует на валютные курсы, управляет платежными балансами и т.д. Некоторые направления деятельности государственных органов в сфере рыночных отношений представлены в табл. 2.3.

Государственное регулирование рынка

Таблица 2.3

Направление

Способ реализации

Стабилизация производства

Налоговая и инвестиционная политика

Выравнивание уровней экономического развития регионов

Региональная экономическая политика

Государственная поддержка конкуренции

Политика демонополизации

Финансирование научно-технического прогресса

Осуществление научно-технических целевых программ

Дотация социально значимых отраслей

Инвестиционная политика

Стабилизация и оздоровление денежной системы

Финансовая и антиинфляционная политика

Преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения

Политика доходов

Социальная защищенность населения

Социальная политика

Контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы

Внешнеторговая политика

Антимонопольная политика

Жесткий государственный контроль за монопольными рынками

Система рыночных отношений предъявляет к государственному регулированию ряд требований. Первоочередным является недопустимость любых действий государства, деформирующих или разрывающих внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральным звеньям рыночного механизма - ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы.

Для регулирования экономики государство использует как экономические, таки административные методы. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданы жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).

Отметим тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.

Особенности современного рынка .

«Рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой "рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена

В узком смысле рынок - это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок[

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

  • 1) Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена -- сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
  • 2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
  • 3) Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  • 4) Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка
  • 5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  • 6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Основные виды рынков

по виду продаваемого товара

по масштабам охвата территории

с точки зрения соответствия действующему законодательству

по уровню конкуренции

  • - рынок сырья;
  • - рынок материалов;
  • - рынок драгоценностей;
  • - рынок средств производства;
  • - рынок недвижимости;
  • - рынок потребительских товаров и услуг;
  • - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта;
  • - рынок инноваций;
  • - рынок капитала;
  • - рынок валюты;
  • - рынок ценных бумаг;
  • - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы
  • - мировой рынок
  • - зональный рынок
  • - региональный рынок
  • - национальный рынок
  • - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране)
  • - легальный (официальный) рынок
  • - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок
  • - рынок совершенной конкуренции (высококонкурент-ный, свободный);
  • - рынок монополистической конкуренции,
  • - рынок олигополии,
  • - рынок чистой монополии (за

Функции государства- главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия.

Социальная функция государства- гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень.

Главное ее назначение- устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру, обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью--социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства-обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства

Экономические функции современного государства многообразны и каждая функция играет главную роль в жизни общества. Если же не учесть что-либо, это может серьезно отразиться на экономике страны и чтобы такого не произошло, используются разные средства для достижения той или иной цели. Основными регулирующими функциями государства являются:

  • 1. Стимулирование сбалансированного экономического роста. (Система определенных мер в области денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.)
  • 2. Борьба с безработицей. (Механизм рынка не обеспечивает право на труд, для тех, кто хочет и может работать. Для эффективной работы рынка, требуется резерв рабочей силы.)
  • 3. Регулирование уровня цен. (Эта функция весьма значима для государства, так как динамика цен отражают состояние экономики.)
  • 4. Правовая основа экономической деятельности. (Государство разрабатывает и принимает законы в зависимости с ситуацией, действующей в стране.)
  • 5. Контроль и распределение ресурсов. (Рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов, в таких случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов.)
  • 6. Регулирование рынка труда. (Происходит оценка рабочей силы, определяются условия ее найма, договоренность о заработной оплате труда, возможность профессионального роста.)
  • 7. Социальная защита. (Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.)
  • 8. Охрана окружающей среды. (Государство должно сохранять и охранять окружающую среду, поэтому оно должно проводить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на экологическую безопасность.)
  • 9. Защита национальных интересов. (В мировой экономике это предполагает проведение государством внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы.)

Инструменты и механизм государственного воздействия на современную экономику.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • · минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • · создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:на прямые (или дирижистские); косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения -- вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования

экономики: административно-правовые инструменты; финансовая (налоговая) система; кредитно-денежная система государства; государственная собственность; государственный заказ.

Классическое и кейнсианское направления в экономической литературе о соотношении рынка и государства.

Классическая модель макроэкономического равновесия базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:

1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда - гибкая ставка номинальной зарплаты.

Саморегулируемость экономики означает, что равновесие и каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.

  • 2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается, в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе - номинальные переменные и абсолютные цены.
  • 3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий макроэкономического равновесия в реальном секторе экономики.

В Кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.) реальная гибкость цен отсутствует. Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос-совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий макроэкономического равновесия в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

  • а) налог уплачивают продавцы;
  • б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1(равновесный объем продаж - Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 5.3, а). Из рис. 5.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

  • а) установление верхнего ("потолка") предела цен;
  • б) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q"q единиц блага, во втором - Q"s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Государство постоянно должно контролировать рынок, т. е. система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика - политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование . С помощью финансов, которые государство «берет» из своего бюджета, принимаются меры для стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки - регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи - выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондов предприятием и начислением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применяют стимулирующую политику - снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов применяется сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение государственных расходов.

Государственное регулирование имеет две модели:

Адаптационная модель эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора.

Координирующая модель – она основана на планировании деятельности, прогнозировании и постоянных переговорах. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия; косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование - предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей, делают прогноз, т. е. строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом сталкивается на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом.

Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории. Так еще в глубокой древности рынком называли торговую площадь в центре города, где выставлялись товары на продажу, и отождествление рынка с местом продажи сохранилось вплоть до настоящего времени.

Одна из первых попыток научного определения рынка была введена О. Курно, утверждавшего, что рынок это не торговая площадь, а любой район, где взаимодействие продавцов и покупателей приводит к выравниванию цены. Эти идеи были развиты затем У. Джевонсоном и А. Маршалом, полностью ушедшим от какой-либо территориальной привязанности и считавшим наличие единой цены главным принципом рынка.

К определению рынка можно подойти через проследование связей между производством и потреблением. Производство, как известно, существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведение не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других - обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.

Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал - стихийного, конкурентного и организующего, монопольного.

Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, у которых разные условия производства, обусловленные индивидуальными характеристиками товара.

Монопольное начало предполагает наличие у узкой группы производителей конкретного товара элементов сговора; определенного единообразия требований, стандартов качества; упорядоченных, согласованных, предвидимых действий.

Сочетание между конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальными. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями. Рыночный механизм, где сочетание конкуренции и монополизма оптимально, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывая худших.

Курсовая работа состоит из двух частей. В первой части раскрываются сущность, функции, структура рынка и условия его возникновения. Вторая часть посвящена государственному регулированию рынка, преимуществам и недостаткам рынка. Целью работы является рассмотрение сущности рынка, условия его возникновения, функции и структура.

1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА РЫНКА И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1.1 Сущность рынка

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен и потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни - это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы - ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение - это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

1.2 Условия возникновения рынка

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них - отделение скотоводства от земледелия, вторая - выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья - возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств.

Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел внутри лишь общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем зародыш бартера - одной из простейших форм обмена.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения других людей.

Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Сравнительное преимущество является одним из центральных понятий в экономической теории. Принцип сравнительного преимущества объясняется как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах.

Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации полностью независимые, самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители. Хозяйственная автономия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. На последнем выводе необходимо остановиться подробнее.

Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе отсутствуют «правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями из «пучка прав», предусмотренных для них? Кто станет специализироваться, например, на производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую продукцию, если по закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; если производитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию государству); если не существует права продажи и наследования земельного участка и т.д. Конечно, можно заставить производить картофель силой, путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо перед нами будет пример иерархической системы хозяйства. Современная экономическая теория делает акцент на том, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности, на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина транснациональных издержек. Если все транснациональные издержки для производства какого-либо продукта окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок этого продукта так и не будет создан. Таким образом, транснациональные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведённой продукцией. Только свободный обмен, существующей в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

1.3 Структура рынка

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется: формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная); структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной форм хозяйствующих субъектов; особенностями сферы товарного обращения; уровням приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства; видами торговли, используемыми в стране.

По структуре рынки можно подразделить по различным критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынки благ и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение своей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам: рынки товаров производственного назначения; товаров народного потребления; продовольственных товаров; рынки сырья и материалов и т.д.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: внутрирегиональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские, международные (мировые).

Исследование структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары; рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные, рынки жилья и зданий производственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят: рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это: рынки капиталов (инвестиционные), кредитные рынки; рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами и др., валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные, внешние, международные.

1.4 Функции рынка

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Функции бывают:

1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

4. Регулирующая - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает цена - сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

5. Санирующая. Рыночный механизм - это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА , ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНКА

2.1 Преимущества рынка

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.

Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

1. применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек;

2. информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов;

3. сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы - это ее постоянное стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства».

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

1. рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов;

2. отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий;

3. рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.

Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

2.2 Недостатки рынка

рынок труд потребитель

Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

2.3 Государственное регулирование рынка

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

Рыночная экономика доказала, что нет альтернативы при решении главных экономических задач. Во-первых, рынок обеспечил взаимосвязь производства и потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить, или продать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать «рыночную форму». В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к отстающим.

Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрении анализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором общество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряется более новые технологии производства. «Невидимая рука» управляет на рынке личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как правильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент, который также составляет достоинство рыночной экономики, служит обстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночная система способна координирует экономическую деятельность без принуждения. Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства. Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды, с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективности распределение ресурсов и личной свободе.

Избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-технический прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны, образования, аппарата управления государством и другие необходимые мероприятия, в которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товары должны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налогов граждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не может происходить на рыночной основе.

Другая проблема рыночной экономики связана с «внешними эффектами». Например, это загрязнение окружающей среды в результате деятельности производства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственный оборот. Сама экономика не способна «убрать» эти негативные последствия, это ведет к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оно измеряет и перераспределяет доходы через государственный бюджет с целью погасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду. Устранение негативных внешних эффектов возможна через запрет эксплуатации невосстанавливаемых природных ресурсов, применение вредных технологий, наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с помощью штрафов, которые могут превышать выгоду нарушаемого производителя. «Все это дает возможность существенно координировать действия рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах».

Третья проблема, связанная с социально-экономическими правилами личности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика не может существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникает безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другие мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей воли утратили рабочие места.

Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика - политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство «берет» из своего бюджета, принимаются меры для стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки - регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи - выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применять стимулирующую политику - снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов применяется сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.

Государственное регулирование имеет две модели:

1. Адаптационная модель. Эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора;

2. Координирующая модель. Она основана на планировании деятельности, прогнозирования и постоянных переговоров. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономические институты - совокупность политических, экономических факторов, по средствам которых общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности и поддержания баланса. Широко используемым инструментом в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимости от того, в какой области государство воздействует на экономические процессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструменты включают в себя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую политику. «В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная, внешнеэкономическая политика».

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование - предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей делают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

Государственное регулирование происходит за счет представительной и исполнительной власти. Но избранные и назначенные чиновники проводят политику, исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечь свою выгоду и максимизировать свое благополучие. Гипотеза о роли индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности. В соответствии с этим потребитель стремится получить максимальную полезность, а бизнесмен - максимальную прибыль. Политики же стремятся повысить свою должность. Таким образом, в политике происходят ошибки, которые не отражают интересы каждого человека. Чтобы избежать этого, необходима хорошо оформленная общественная система, где люди, которые управляют государством, стремились достичь интересы общества при реализации собственных целей. То есть «нужна система, подобная рыночной системе, при которой «невидимая рука» рынка направляет действие индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественных интересов».

Исследованиям взаимосвязи политических и экономических явлений, принятие общественных решений занимается теория общественного выбора. Центральное место в этой теории занимает проблема примирения различных взглядов, интересов членов общества по тем вопросам, по которым расходятся мнения избирателей. Эта теория также рассматривает деятельность правительства, вопросы государственных финансов, фискальной и денежной политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и многое другое. Она задает вопросы - как, что и для кого - в масштабах общества, как теория спроса и предложения изучает выбор в рамках частного сектора. Различие в том, что центральные фигуры озабочены тем, как победить на выборах или продвинуться по иерархической служебной лестницы, а центральные фигуры рынка - фирмы - стремятся получить максимальную прибыль. Но сама по себе государственная экономическая деятельность не является гарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ресурсов. Современные экономисты не переоценивают роль государства в экономике, но государственные органы могут принимать неверные решения. Например, существуют несостоятельные рынки типа монополий и загрязнение окружающей среды, так же может существовать и несамостоятельности правительства, когда вмешательство государства в экономику ведет к убыткам или нежелательному перераспределению доходов. Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что в силу чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятие невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений. Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое исправляет несовершенства рыночного механизма в определенных рамках. Но сторонники сходятся во мнении, что именно государственное вмешательство вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет поменьше вмешиваться в экономику.

Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Но современные экономисты считают, что в целях улучшения управления экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. «Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».

Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Также нельзя говорить о достоинства их возможности государства, не привлекая при этом роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Если же государство стремится делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходит деформация рыночных процессов, повлекшая за собой падение производства, а значит, не будут удовлетворять потребности общества в целом. В результате этого проводится разгосударствление. Вмешательство государства в рынок должно быть экономически оправданным и допустимым, в случае повышения экономической эффективности. Таким образом, активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня не отрицается, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы людей. Государство и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности, проходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного механизма и государственного механизма регулирования экономики.

Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить, то есть, какие товары, и услуги должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то есть, какой из способов изготовления следует применить?

3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть, кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.

В экономической теории различают различные виды рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности. Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития.

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству - что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной - это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что производить? как изготовлять? кому и по какой цене продавать? как использовать полученные доходы?

Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не во вред национальной экономике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Грязновой, А.Г. Микроэкономика: практические подходы / А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - 5-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2009. - 704 с.

2. Грибов, В.Д., Грузинов, В.П. Экономика предприятия / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов.- 3-у изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 336 с.;

3. Дембовский В.Р., Смирнова В.А. Экономика предприятия / В.Р. Дембовский, В.А. Смирнова. СПб.: Издательство «Нестор»,2008.- 100 с.;

4. Макконел К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконел. - в 2 т.: Пер. с англ., 2008. 750 с.;

5. Михайлушкин, А.И. Экономика / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. Учеб. для техн. вузов. - М.: Высш. шк., 2007 - 399 с.;

6. Райзберг, Б.А. Основы экономики / Б.А. Райзберг. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 408 с. - (Серия «Высшее образование»);

7. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: Конспект лекций / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 208 с. - (Высшее образование).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общественное разделение труда и специализация. Основные условия возникновения рынка. Типы рынков с точки зрения законодательства, по товарам и услугам, по пространственному признаку. Главные законы регулирования рынка. Конкуренция и ее основные виды.

    презентация , добавлен 27.10.2013

    Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Понятие рынка труда. Тендерные аспекты состояния рынка труда. Ситуации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Понятие, условия возникновения, субъекты и объекты рыночной экономики. Структура, инфраструктура и функции рынка. Достоинства и недостатки рыночной экономики. Общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность производителей.

    реферат , добавлен 14.02.2016

    Историческое становление российского рынка труда. Динамика и структура безработицы в РФ. Государственное регулирование рынка труда. Политика занятости населения. Направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Сущность рынка труда и его роль в экономике. Функционирование рынка труда в условиях совершенной конкуренции. Макроэкономический подход к изучению рынка труда. Анализ рынка труда в Республике Беларусь в рамках неоклассической и кейнсианской концепций.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Виды, сегменты и гибкость рынка труда. Российский рынок труда: основные факторы, тенденции, особенности формирования и перспективы развития. Приоритетные направления государственной политики занятости и регулирования рынка труда в Краснодарском крае.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2017

    Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кировской области, направления его регулирования. Основные проблемы в развитии трудовых ресурсов региона.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Основные концепции функционирования рынка труда. Факторы формирования заработной платы. Безработица: понятие, особенности измерения и регулирования. Косвенное регулирование рынка рабочей силы, биржи труда. Выплата пособия по безработице в России.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Регулирование кадрового потенциала и рынка труда. Понятие занятости и безработицы. Государственное регулирование занятости и рынка труда. Сущность заработной платы и ее основные функции. Регулирование оплаты труда в сфере материального производства.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Углубленное понимание категории "рынок". Характеристика рыночной экономики. Сущность результатов экономической деятельности фирмы (общие, средние и предельные величины). Функционирование рыночного хозяйства. Степень развития, элементы и масштаб рынка.