Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Каковы основные права и обязанности налогоплательщика кратко. Основные права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков рф

Налоговый кодекс (НК РФ) о полномочиях налогоплательщиков

Ни для кого, наверное, не секрет, что каждый гражданин РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. Права и обязанности налогоплательщиков при этом устанавливаются Налоговым кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами. В комплексе права и обязанности налогоплательщиков раскрыты в нормативном акте на сегодняшний день достаточно широко. Поговорим об этом подробнее.

Права налогоплательщиков РФ

НК РФ содержит достаточно широкий круг прав для лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы.

  1. Право обладать информацией об установленных на российской территории налогах и сборах. Граждане имеет право получать всю интересующую их информацию по налоговому законодательству, включая информацию о действующих налогах, порядке их начисления, уплаты, размере начисленного к уплате налога и иным сведениям, относящимся к деятельности налоговых органов. Для реализации этого права гражданами законодатель устанавливает обязанность налоговых органов давать ответы на обращения налогоплательщиков. При этом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59 в ст. 12 закрепляет обязанность налоговиков давать ответ не позднее чем через 30 дней с момента поступления такого обращения. Следует также отметить, что любая информация, касающаяся налогов и сборов, сотрудниками налогового органа предоставляется гражданам бесплатно.
  2. Право получать налоговые льготы. Каждый гражданин при наличии у него оснований, предусмотренных НК РФ, вправе рассчитывать на получение установленных льгот по налогам и сборам.
  3. На условиях, закрепленных на законодательном уровне, любой гражданин имеет право на получение налоговой отсрочки/рассрочки или налогового кредита (в т. ч. инвестиционного, в силу ст. 66 НК РФ).
  4. Право представлять свои интересы в налоговом органе лично либо через своего представителя. При этом к представительству в данном случае предъявляются общие требования гражданского законодательства.
  5. Гражданин, в отношении которого производится налоговая проверка, имеет право присутствовать на данной проверке.
  6. Особым правом, предоставляемым законодателем налогоплательщикам, является право на обжалование действий/бездействия должностных лиц налоговых органов. Обжаловать действия ИФНС можно как у вышестоящих должностных лиц налоговых органов, так и в иных государственных структурах, включая суды и прокуратуру.
  7. Право не исполнять предписаний и требований налоговых органов, которые были вынесены с нарушением законодательства либо сами по себе являются незаконными. При этом следует иметь в виду, что отказ от исполнения требований налоговой инспекции возможен только в том случае, если гражданин сможет доказать их незаконность и они были признаны таковыми вступившим в силу решением суда. По этой причине необходимо иметь достаточные доказательства своей позиции для их представления в случае необходимости суду.
  8. Право требовать от налоговиков исполнения обязанности по зачету уплаченных сумм в установленный срок, а в случае переплаты или ошибочной уплаты денежных средств в пользу налоговых органов — возврата таких сумм.
  9. Право требовать от налоговой инспекции соблюдения охраняемой законом налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков РФ

Несмотря на достаточно широкий круг прав, законодатель определяет и ряд обязанностей, за невыполнение которых предусмотрена ответственность. Обязанности налогоплательщикавключают следующее:


  • о смене лица, которое может без доверенности представлять интересы юр. лица;
  • смене места жительства или нахождения;
  • начале процедуры банкротства;
  • принятии решения о ликвидации или реорганизации юр. лица;
  • создаваемых на территории РФ филиалах и обособленных подразделениях;
  • участии в иностранных юр. лицах и т. д.

Важно помнить, что для каждого конкретного случая устанавливается свой срок уведомления и предусматривается соответствующая ответственность за его нарушение.

Таким образом, перечень прав и обязанностей налогоплательщиков достаточно объемный. Невыполнение обязательств влечет возможность привлечения к налоговой, административной и даже уголовной ответственности. В случае нарушения прав налогоплательщиков действия должностных лиц налоговых органов можно обжаловать как в судебном порядке (в порядке КАС РФ), так и во внесудебном (вышестоящему должностному лицу ФНС либо прокурору).

Налоговое право регулирует ту часть финансового законодательства, в которой существуют определенные отношения между его субъектами, основанные на установлении и взимании налогов. В налоговом праве, как и в любом другом юридическом аспекте, если между субъектами имеют место некоторые отношения, то уместно говорить о таком их выражении, как права и обязанности налогоплательщиков.

Налогоплательщиками в РФ признаны физлица, организации, уплачивающие налоги и соблюдающие возникающие в этой связи обязанности. Правоотношения в сфере налогового законодательства могут возникать, прекращаться или изменяться только в результате возникновения соответствующих юридических фактов, дающих на это право.

Основные права налогоплательщика обеспечиваются Конституцией РФ, к ним относятся:

· Установление налогов только на законодательной основе.

· Введение запрета на обратную силу законов, регулирующих новые налоги, а также га налоги, ведущие к ухудшению положения налогоплательщика.

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков не имеют возрастных ограничений, потому что единственным условием их возникновения считается факт приобретения объекта, облагаемого налогом. Конечно, обязанности плательщиков (физлиц и организаций) разнятся уже только потому, что они имеют отличные друг от друга виды деятельности, собственности и хозяйствования.

Права и обязанности налогоплательщиков регулируются соответствующими статьями в Налоговом законодательстве.

Не будем останавливаться подробно на каждой категории, их четкое разграничение имеется в НЗ, следует упомянуть лишь один факт: список прав и обязанностей, данный в законодательстве, не является окончательным. В жизни возникают ситуации, разрешение которых происходит в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским, но никак не Налоговым кодексом РФ, что требует, прежде всего, ориентирования на права и обязанности субъекта как гражданина, а не налогоплательщика.

Права и обязанности налогоплательщиков

Плательщик имеет право:

· На получение бесплатной информации в письменной или устной форме о действующих на данный момент налогах (сборах) в органе.

· На получение от Минфина РФ письменных разъяснений, касающихся правомочности применения местными муниципальными образованиями норм ФЗ о налогах (сборах).

· На использование установленных в законодательном порядке

· На получение рассрочки, отсрочки, а также налогового кредита.

· На возврат или зачет излишне оплаченных в качестве налогов сумм;

· На представление собственных интересов самостоятельно или через представителя.

· На представление пояснений по уплаченным налогам уполномоченным органам.

· На личное присутствие при

· На получение копий принятых налоговыми инстанциями решений.

· На требование о соблюдении законодательных норм при совершении налоговыми инстанциями действий в отношении налогоплательщика.

· На отказ от выполнения неправомерных требований.

· На обжалование в законодательном порядке вынесенных актов, решений налоговых органов, должностных лиц.

· На требование о соблюдении налоговой тайны.

Плательщик налогов обязан:

· Платить налоги.

· Встать своевременно на учет в качестве налогоплательщика.

· Вести учет собственных доходов, если данная обязанность востребована законодательством.

· Предоставлять в местные органы в строго оговоренные сроки налоговые расчеты и декларации (если это требуется).

· По запросу налогового органа предоставлять книгу по учету хозяйственных операций (относится к ИП, практикующим нотариусам, адвокатам).

· Предоставлять необходимый перечень документов, на основе которого проводится исчисление налогов, в налоговые инстанции.

· Не препятствовать налоговым инстанциям, исполнять служебные обязанности, предусмотренные законом.

· Сохранять в течение 4-х лет налоговые и бухгалтерские сведения.

Права и обязанности налогоплательщиков, в качестве которых выступают ИП, организации, дополняются определенным перечнем сведений, которые они должны своевременно сообщать в местные налоговые инстанции.

Налогоплательщики представлены частными лицами и разными компаниями. Они должны работать и функционировать исключительно на основании многочисленных норм, содержащихся в российском законодательстве. При этом за все полученные доходы они должны уплачивать налоги. Дополнительно сборы назначаются за имущество или иные ценности. Каждый налогоплательщик обладает не только обязанностями, но и определенными правами, поэтому следует тщательно разобраться в имеющихся особенностях. Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков должны изучаться каждым человеком и руководителем фирмы. Поговорим о них подробнее в данной статье.

Виды налогоплательщиков

Уплачивать налоги требуется как физлицам, так и компаниям, являющимся юрлицами.

К физлицам относятся не только граждане, работающие на работодателей, но и ИП.

Каждый налогоплательщик должен уплачивать регулярно разные сборы, а также у него появляется необходимость формирования конкретной отчетности.

Физлица

Они представлены стандартными гражданами, работающими официально на разных работодателей, а также ИП. В последнем случае предприниматель может уплачивать налоги по различным режимам налогообложения, так как они могут быть упрощенными или стандартными.

При расчете налога учитывается, являются ли налогоплательщики резидентами или нерезидентами РФ. Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков, представленных физлицами, являются многочисленными и зависящим от статуса гражданина.

Юрлица

Они представлены многочисленными фирмами, причем они могут открывать разные филиалы. Если подразделение является крупным, а также у него имеется собственный штатный бухгалтер, то такой филиал выступает в качестве самостоятельного налогоплательщика.

В налоговом праве права и обязанности налогоплательщиков, представленных юрлицами, также зависят от того, является ли фирма российской или иностранной.

Особенностью разных акционерных обществ выступает то, что на основании норм, прописанных в Конституции, они могут пользоваться разными сведениями, имеющими отношение к физлицам.

Все фирмы могут быть обычными, малыми или использующими упрощенные режимы налогообложения. Обо всех этих видах должны знать все налогоплательщики. Понятие права и обязанности фирмы закреплено в НК. Причем они предполагают необходимость уплаты разных налогов и сдачи многочисленных деклараций и отчетов. При этом организации могут отстаивать свои права.

Какие права имеются у плательщиков налогов?

Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков закреплены в НК, причем все они могут немного отличаться для граждан и фирм, обладающих разным статусом.

К основным правам относится:

  • Возможность получения разных консультаций или разъяснений в устной форме от работников налоговой инспекции, если сведения относятся к применению разнообразных налоговых режимов, к составлению отчетностей, расчету сборов или правилам заполнения многочисленной документации.
  • Право получить разъяснения в письменном виде по всем вопросам, которые являются интересными и важными для налогоплательщика.
  • Оформление консультаций, касающихся налогов и отчетности.
  • Возможность получить справочную или информационную поддержку от работников налоговой службы.
  • Предоставление уже правильно заполненных деклараций и других документов, которые далее используются в качестве образца.
  • Использование многочисленных льгот, если налогоплательщик соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам, предпринимателям или фирмам, имеющим право на снижение налоговой нагрузки.
  • Формирование актов сверки, чтобы убедиться, что работники налоговой инспекции верно рассчитали размер налогов по разным сборам.
  • У налогоплательщиков имеется право засчитывать суммы переплат по разным сборам. Излишне уплаченные средства могут возвращаться, если причиной такой ситуации выступала халатность и неправильный расчет со стороны работников ФНС.
  • Граждане и предприниматели могут давать пояснения относительно реализованных расчетов по разным налогам и перечисленным средствам в бюджет.
  • Налогоплательщики могут принимать непосредственное участие в процессе многочисленных налоговых проверок или других действий со стороны ФНС, которые связаны с изучением финансовой деятельности граждан и фирм.
  • Существует возможность отстаивать свои права и точку зрения, если имеются доказательства того, что результаты проведенной проверки являются ложными и неправильными, для чего важно пользоваться официальными документами.

Только при знании своих возможностей каждый плательщик может правильно рассчитывать и уплачивать налоги. Права и обязанности налогоплательщиков строго закреплены в законодательстве, поэтому нарушение прав является наказуемой деятельностью ФНС.

Спорные вопросы

Каждый налогоплательщик может требовать от работников ФНС точного следования законодательству при реализации ими их основных функций, представленных проведением проверки или других аналогичных действий.

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов совпадают в большинстве случаев, но нередко при проверках или иных действиях появляются спорные вопросы. Решать их приходится с помощью суда.

Действия разных сотрудников ФНС могут быть обжалованы в суде, для чего проводится соответствующее разбирательство. Если выигрывает налогоплательщик суд, то он может рассчитывать на компенсацию нанесенного вреда.

Когда освобождаются налогоплательщики от ответственности?

Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по результатам проведенной проверки получают граждане или фирмы на основании норм, указанных в ст. 111 НК. Сюда относятся ситуации:

  • Работники отделения ФНС предоставили неграмотную консультацию гражданину относительно статьи, по которой он привлекается как нарушитель.
  • Сотрудники налогового органа выдали неверную информацию, из-за которой налогоплательщик поступил незаконно.

Учитывается, что все сведения, имеющие отношение к уплате разных налогов и сборов, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.

Какие обязанности имеются у плательщиков налогов?

Права и обязанности налогоплательщиков РФ должны соблюдаться как самими резидентами, так и разными государственными органами. Имеются у плательщиков сборов многочисленные обязанности. Если они не будут исполняться, то это будет основанием для привлечения их к ответственности. К основным таким обязанностям относится:

  • все налогоплательщики должны состоять на учете в ФНС;
  • они должны самостоятельно рассчитывать и перечислять средства для уплаты разных налогов и сборов, если расчет не проводится работниками налоговой инспекции по разным платежам;
  • своевременно ими отражаются все доходы и расходы, которые появляются во время работы и ведения предпринимательской деятельности;
  • требуется в установленные сроки сдавать в нужное отделение ФНС разные отчеты и иные документы по налогам, страховым взносам или другим платежам, а также подготавливать и представлять бухгалтерские отчеты;
  • юрлица обязаны вести бухучет совместно с налоговым учетом, что в полной мере отразит результаты их деятельности;
  • применять на основании условий законодательства ККТ или БСО;
  • предоставлять работникам ФНС нужные сведения и документы, на основании которых можно убедиться в правильности расчетов налоговых сумм.

Таким образом, основные права и обязанности налогоплательщиков являются действительно многочисленными, причем их нарушение становится основанием для разбирательства любого дела в суде.

О чем должны уведомлять ИП или фирмы ФНС?

Налогоплательщики дополнительно имеют обязанность уведомлять в письменном виде налоговую службу о разных изменениях в своей работе. К ним относятся:

  • открытие или закрытие счета в банке;
  • формирование филиалов или подразделений в разных регионах РФ;
  • наделение филиалов разными широкими полномочиями, что позволяет им заниматься собственной финансовой деятельностью;
  • закрытие имеющихся подразделений;
  • вложение в капитал предприятия средств иными компаниями, которые могут быть российскими или иностранными;
  • начало процесса банкротства фирмы;
  • смена направления работы предприятия;
  • смена жительства ИП или руководителя фирмы.

Все эти сведения должны предоставляться в письменном виде, а также своевременно, причем за отсутствие уведомления могут применяться к налогоплательщику жесткие меры наказания.

Хранение отчетности

Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков являются широкими, но каждая организация или ИП обязаны помнить о том, что они должны хранить многочисленную финансовую отчетность. Она может быть представлена бухбалансом, отчетом о прибылях и убытках, разными декларациями или другими бумагами.

Стандартно хранить их надо в течение пяти лет, но некоторые документы должны быть в наличии у предприятия на протяжении всего срока его существования. К ним относится свидетельство о регистрации и постановке на учет в конкретном отделении ФНС.

За что могут привлекаться к ответственности налогоплательщики?

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков закреплены в многочисленных статьях НК. Если не исполняются обязанности, то это является основанием для применения к нарушителям разных мер наказания.

Привлекаются к ответственности они за следующие нарушения:

  • несоблюдение указаний, прописанных в НК;
  • отсутствие своевременного перечисления разных налогов;
  • нарушение порядка, на основании которого на предприятии должен вестись налоговый или бухгалтерский учет;
  • использование разных ухищрений, с помощью которых занижаются налоги, что приводит к уменьшению доходной части бюджета страны;
  • неполное или несвоевременное предоставление отчетности в ФНС.

Вина любого налогоплательщика должна быть доказана, а иначе его не допускается привлекать к ответственности на основании ст. 109 НК.

Заключение

Таким образом, каждый налогоплательщик обладает как определенными правами, так и многочисленными обязанностями. Он может требовать от других граждан, компаний и налоговых органов использования разных мер для соблюдения собственных прав. Если же он не исполняет свои обязательства, то это является основанием для привлечения его к ответственности.

Каждый налогоплательщик должен тщательно разобраться в своих обязанностях, чтобы не возникало проблем с работниками налоговой инспекции. Он должен правильно рассчитывать налоги, вести учет на предприятии, а также своевременно представлять необходимые отчеты и иные документы в ФНС.

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой нало­гов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей - факультативные обязанности налогоплательщи­ков (схема 16).

Обязанности налогоплательщиков

Основные

1 Платить налоги и сборы, правильно исчислять, уплачивать в полном объ­еме,

уплачивать своевременно, уплачивать в установлен­ном порядке

2 Вести в установленном по­рядке учет доходов, расхо­дов, объектов налогообло­жения

3 Представлять налоговые декларации и необходимые сведения

4 Устранять выявленные на­рушения

Факультативные

1 Встать на налоговый учет

2 Сообщать налоговым орга­нам о существенных изме­нениях своего положения

3 Хранить документацию, связанную с нало! ообложе-нием

4 Представлять налоговым or ранам документы и ин­формацию

5 Не препятствовать закон­ным действиям должност­ных лиц налоговых орга­нов

Обязанность платить налоги и сборы Конституционной обязан­ностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Э то - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог, во-вторых, обязанность упла­чивать налог в полном объеме, в-третьих, уплачивать налог своевре­менно", в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что на­логоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязан­ность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налогоплательщики-организации ведут учет объ­ектов налогообложения на счетах бухгалтерского учета. Они исчис­ляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на ос­нове данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подле­жащих налогообложению либо связанных с налогообложением.



Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов, который ведется в по­рядке, определяемом Минфином России и МНС России. Как пра­вило, они обязаны вести специальную книгу учета доходов и расхо­дов.

Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, также обязаны вести учет необходимых для налогообложения дан­ных, но могут делать это в произвольных формах. Для исчисления ими подоходного налога используются также данные учета предпри­ятий - источников выплаты доходов (ст. 54 части первой НК РФ). Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в на­логовые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обя­заны представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обя­заны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Порядку заполнения и представления деклараций посвящены ст. 80 и 81 части первой НК РФ.

Налогоплательщик обязан представить декларацию на бланке установленной формы. В определенных законом случаях деклара­ция может быть подана на дискете или ином носителе, допускаю­щем компьютерную обработку.

Налогоплательщик обязан также представить декларацию в ус­тановленный законом срок. По выбору налогоплательщика декла­рация может быть представлена в налоговый орган лично или по почте. В последнем случае датой представления декларации являет­ся дата принятия отправления почтой

Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы на­логоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности правильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно Для правильного их заполнения издаются инст-j рукции НК РФ предоставляет право издавать инструкции по за-S полнению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам исключительно МНС России по согласованию с Минфином России. Только в отдельных случаях, требующих осо­бого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декларации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установле­ния единообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местного бюрократического творчества. НК РФ особо подчерк­нул, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплатель­щика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплатель­щик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы деклараций (п. I ст. 32 части первой НК РФ).

Независимо от правильности заполнения декларации налого­вый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе налогоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указани­ем даты принятия. В случае отправки декларации по почте под­тверждением ее представления является опись вложения с указани­ем даты отправки.

В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не пред­ставляет в налоговый орган налоговую декларацию. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять нало­говым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законо­дательством о том или ином конкретном налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в пол­ном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтап­но (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установлен­ных законодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ дости­гать с финансовыми органами договоренности об изменении сро­ков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он опреде­ляется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Безнадежной считается задолженность, взыскание которой ока­залось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера Она списывается в порядке, установ­ленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления в отношении региональных и местных налогов со­ответственно (ст. 59 части первой НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. пе­ренос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налого­вом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихий­ные бедствия, технологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования налогоплательщик может оказаться не в состоя­нии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип спра­ведливости, требующий учета платежеспособности лица, предопре­деляет право налогоплательщика в указанных и подобных им слу­чаях претендовать на изменение сроков платежа налогов.

Данное право налогоплательщика связано с определением сро­ков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачи­вать налоги в установленные сроки независимо от того, определен этот срок непосредственно законом или же соглашением, приня­тым на основе и во исполнение закона.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установлен­ный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также не­доимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При за­держке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Раз­мер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установ­ленном законодательством. Это означает, что до истечения уста­новленного законом срока уплаты налога налогоплательщик дол­жен представить в обслуживающий его банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные де­нежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности от­деления банка - в кассу органа местного управления либо почто­вого отделения.

Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях. Однако в определенных случаях эта обязанность может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается приме­нительно к каждому налогу.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законода­тельства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устра­нить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщи­ком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, ауди­торов и др.) либо в результате контрольных действий налоговых органов

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искаже­ний) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налого­вых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при не­возможности определения этого периода коррективы вносятся в те­кущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

f Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вруче­ния ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности запол­нения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение пра­вил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 час­ти первой НК РФ).

Налоговые органы выявляют нарушения налогового законода­тельства в ходе проверок, других контрольных действий. Если про­веркой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответст­вующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (подп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обяза­ны контролировать выполнение указанных требований (ст. 32 части первой НК РФ).

Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультатив­ные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Если обязанность платить на­логи и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанно­стью перед обществом и государством в целом, то факультативные обязанности устанавливаются законами и реализуются во взаимоот­ношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Эти обя­занности устанавливаются для того, чтобы обеспечить условия эф­фективной реализации налоговыми органами своих функций, пре­жде всего контрольных.

Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных На­логовым кодексом РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС России.

Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщи­ка, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика на ос­новании информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязан­ность в течение 10 дней после их государственной регистрации (по­лучения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпри­нимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких дей­ствий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, ре­гистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирую­щих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.

По общему правилу регистрация проводится в налоговом орга­не по местонахождению организации или по месту жительства гра­жданина. Однако Налоговый кодекс РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регист­рацию и в других территориальных налоговых органах. Организа­ции обязаны встать на налоговый учет также и по местонахожде­нию их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

И в этих случаях регистрация организаций проводится на осно­ве подаваемых ими заявлений, а физических лиц - на основе ин­формации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего имущества.

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваи­вается единый идентификационный номер, который затем простав­ляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведе­ния о налогоплательщиках группируются в Едином государствен­ном реестре налогоплательщиков.

Своевременное и правильное выполнение налогоплательщика­ми обязанностей по налоговой регистрации достигается примене­нием санкций за нарушение сроков постановки на учет в налого­вом органе и за уклонение от него (ст. 116 и 117 части первой НК РФ).

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения На налогоплательщи­ка возлагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его на­логовому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения.

НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, о всех случа­ях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта ин­формация предоставляется налогоплательщиком не по запросу на­логового органа, а по собственной инициативе. Установлены сро­ки представления указанной информации и ответственность за не­выполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложе­нием. Выполнение налоговым органом контрольных функций воз­можно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов нало­гоплательщиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщи­ков обязанность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесен­ных расходов, уплаченных налогов.

НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового пе­риода, к которому относится конкретный документ.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетно­сти в Российской Федерации» 1 устанавливает пятилетний срок хра­нения бухгалтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение требований их сохранности установлена только НК РФ (ст. 120 части первой НК РФ).

Обязанность представлять налоговым органам документы и ин­формацию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, необходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных ко­пий должны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непредставление в установленный срок влечет наложение штрафа (ст. 126 части первой НК РФ).

Лицу может быть предъявлено требование представить имею­щиеся у него документы, содержащие сведения о другом налого­плательщике. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает обязан­ность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необхо­димую информацию и документы в случаях и порядке, предусмот­ренных Кодексом. Статьей 126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ представить такие документы, уклонение от их представления, представление документов с заведомо недостовер­ными сведениями.

Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловли­вают обязанность представить документы. Поэтому указанное тре­бование остается декларативным.

Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавлива­ет, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной дея­тельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В частности, должностные лица налогового органа при проведе­нии выездной проверки имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ.

Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принужде­ния. Такие меры могут быть правовосстановительными и кара­тельными.

Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение нало­гоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также воз­мещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты.

К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней В По­становлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что «неуплата налога в срок должна быть ком­пенсирована погашением задолженности по налоговому обяза­тельству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенса­цию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога» 1 .

Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответ­ствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовре­мя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ори­ентируясь на обесценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные обстоятельства, например то, что государство из-за недополучения налогов вынуждено прибегать к заимствова­ниям и уплачивать проценты по займам.

Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют ис­ключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.

В противоположность правовосстановительным карательные ме­ры принуждения возлагают на нарушителей налогового законода­тельства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в примене­нии иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонаруше­ния - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др.

Юридическая ответственность за нарушения налогового законода­тельства - это комплекс принудительных мер воздействия каратель­ного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Ответственность за нарушения налогового законодательст­ва - совокупность различных видов юридической ответственности.Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько ви­дов юридической ответственности, гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданская ответственность характерна для отношений юри­дически равных сторон. Налоговые отношения имеют государст­венно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имуще­ственная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера.

Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмеще­ние убытков регулируется гражданским правом.

Меры гражданской ответственности не направлены непосредст­венно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

Меры дисциплинарной ответственности применяются за на­рушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом ко­дексе РФ, а для должностных лиц налоговых органов, которые яв­ляются государственными служащими, - в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующим изменениями и дополне­ниями) 1 .

Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обя­занностей причинен ущерб предприятию, то он несет материаль­ную ответственность за этот ущерб.

Применение мер дисциплинарной и материальной ответственно­сти может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюде­ния этого законодательства. Так, если главный бухгалтер организа­ции нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, пре­дусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основа­ниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результа­те уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связа­ны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.

За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры администра­тивной или уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).

Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как са­мостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисцип­линарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований О налоговой ответственности можно гово­рить только как о комплексном институте, объединяющем нормы раз­личных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоот­ношений

Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» при­меняют понятие «финансовая ответственность» По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущест­венной, денежной ответственности

Взыскания, установленные НК РФ (разд VI «Налоговые пра­вонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совер­шение», глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, преду­смотренных законодательством о налогах и сборах, и ответствен­ность за их совершение»), являются мерами административной от­ветственности, которые применяются к налогоплательщикам, на­логовым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид администра­тивного правонарушения

При привлечении организации-налогоплательщика к админист­ративной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица - законные представители организации (п 1 ст 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области на­логов и сборов на основании ст 15 3-15 9, 15 11 КоАП РФ

Согласно ст. 1622 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ, является административным право­нарушением и влечет наложение административного штрафа В этом случае субъектами ответственности выступают виновные в совершении данного правонарушения физические и юридические лица

Характерная черта административной ответственности - при­менение административного наказания в качестве меры ответствен­ности К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа

Специфических мер воздействия за нарушения налогового за­конодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено Эти меры сводятся к применению типичного административного на­казания - штрафа Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правона­рушениях, установленном КоАП, и т п) характеризуют не сам штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его примененияСпецифических черт «финансового» или «налогового» штраФ а > не позволяющих отождествить его с административным, нет 1

Основные виды налогоплательщиков в РФ - это юридические лица и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов за счет собственных средств в соответствии с налоговым законодательством (ст. 19 НК РФ). При этом налогоплательщики-организации делятся на российские и иностранные, а физические лица - на имеющих статус индивидуального предпринимателя и не имеющих его. Это, пожалуй, основная классификация налогоплательщиков.

В отдельные категории налогоплательщиков можно выделить предприятия, ведущие определенные виды деятельности. К примеру, те, кто работает в сфере добычи полезных ископаемых, или в сфере игорного бизнеса. Поскольку они обязаны уплачивать специфические налоги - соответственно, НДПИ и налог на игорный бизнес.

В отдельный вид налогоплательщиков также можно выделить тех, кто вправе применять налоговую льготу по тому или иному налогу (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности

Разобравшись с понятием налогоплательщика и видами, перейдем к его правам и обязанностям.

Налогоплательщики, плательщики сборов и взносов имеют право (п. 1,3 ст. 21 НК РФ):

  • получать в своей ИФНС по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также получать бланки налоговой отчетности и разъяснения по их заполнению;
  • получать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от Минфина РФ, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на проведение сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, совместной с налоговиками, а также на получение акта сверки;
  • представлять свои интересы лично или через представителя;
  • представлять контролирующим органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки, решений налоговиков, а также налоговые уведомления, требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц контролирующих органов соблюдения налогового законодательства;
  • не выполнять неправомерные акты и требования контролирующих органов, не соответствующие законодательству;
  • обжаловать акты контролирующих органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями / бездействием их должностных лиц;
  • на участие в рассмотрение материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Также НК РФ устанавливает и иные права налогоплательщиков.

Теперь о том, что обязаны делать налогоплательщики (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • уплачивать налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если НК РФ того требует;
  • вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, если НК РФ того требует;
  • сдавать в ИФНС по месту учета налоговую отчетность;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в определенных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налоговиков об устранении нарушений налогового законодательства, не препятствовать законной деятельности налоговиков при исполнении ими служебных обязанностей;
  • хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в течение 4 лет;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также организации должны представлять в свою ИФНС годовую бухотчетность после окончания отчетного года (за некоторым исключением), а ИП, нотариусы и адвокаты по запросу налоговиков должны представлять книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (