Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Виды налоговых правоотношений. Признаки налоговых правоотношений

Если говорить о понятии и видах налоговых правоотношений, то прежде всего необходимо обратиться к нормам НК РФ, определяющим отношения, которые регулируются законодательством о налогах и сборах. Это отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов, а также отношения, возникающие в рамках налогового контроля, при обжаловании актов налоговиков, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 2 НК РФ).

В связи с этим выделяют две большие группы налоговых правоотношений:

  • регулятивные, к коим относится все, что касается установления и введения в действие налогов, сборов, взносов;
  • охранительные. Это отношения, возникающие в процессе налогового контроля, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.

Но, конечно, это не единственно возможная классификация налоговых правоотношений.

Виды налоговых правоотношений в зависимости от разных критериев

Все налоговые правоотношения по характеру налоговых норм можно разделить на:

  • материальные. Под ними подразумеваются отношения, касающиеся исчисления и уплаты налога (сбора, взносов);
  • процессуальные. Имеются в виду отношения, возникающие при назначении и осуществлении налоговых проверок, при привлечении организаций и ИП к ответственности и т.д.

У всякого налогового правоотношения есть субъект, объект и содержание. Так вот по субъектному составу правоотношения делят на:

  • отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ, между РФ и муниципальными образованиями, между субъектами РФ и муниципальными образованиями (по поводу установления и введения налогов и сборов, в первую очередь региональных и местных);
  • отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений.

В свою очередь отношения, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, подразделяют на основные и дополнительные (сопутствующие). К основным относят, к примеру, отношения, связанные с уплатой налогов, сборов, взносов, а к дополнительным - допустим, отношения, возникающие при постановке на учет ККТ и др.

Налоговые правоотношения представляют собой особый вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права. Налоговые правоотношения - это отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов,действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые правоотношения имеют несколько существенных признаков и особенностей:
1) налоговое правоотношение - это общественно значимоеотношение. Данные правоотношения возникают между определенными лицами (юридическими и физическими) и имеют общественную значимость в первую очередь в сфере налогообложения.
Личные взаимоотношения, например между налогоплательщикоми руководителем налогового органа, не носят общественно значимого характера и не требуют специального правового регулирования нормами налогового права;
2) налоговые правоотношения регулируются нормами налогового права, т. е. эти отношения возникают на основе норм налогового права, складываются в соответствии с правовыми предписаниями и осуществляются в пределах норм налогового права и прекращаются на их основе. Например, приобретение имуществафизическим лицом является основанием возникновения отношений по уплате соответственного налога. Владение имуществом и все, что связано с этим, влечет отношения по порядку исчисления и периодичности уплаты налога, а продажа имущества другому лицу одновременно будет основанием для прекращения налоговых правоотношений;
3) налоговые правоотношения представляют собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредствомсубъективных прав и юридических обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу, которое выступает в правоотношении в качестве, например, налогового органа и обладает определенными правомочиями. Носитель же юридической обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимыедействия (например, исполнить обязанность по уплате налога или сбора) либо воздержаться от какихлибо действий (например, воздержаться от нарушения норм налогового законодательства);

4) налоговые правоотношения основаны на властных отношениях, поскольку с одной стороны в них всегда выступают государственный орган или орган, уполномоченный государством.
Однако это не означает обладание этими органами исключительным приоритетом в налоговых правоотношениях, так как с другой стороны установлены меры защиты от незаконных действийналоговых органов и их должностных лиц;
5) налоговые правоотношения - это отношения, возникающие по поводу денежных средств и уплаты их в доход государства,а также по поводу приобретения определенных прав или разрешений (в отношении сборов). При этом уплата налога носит односторонний характер и не предусматривает какоелибо встречное удовлетворение;
6) налоговые правоотношения являются четко определенными, конкретными отношениями. Это связано с их характером и невозможностью, без соответствующего закрепления в норме налогового права, вносить какиелибо изменения и дополнения.
Наряду с указанными признаками налоговые правоотношения, как и любые иные правоотношения, характеризуются наличием идеологического характера, так как право и связанные с ним явления выражают государственную волю и государственную идеологию1. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений установлены налоговым законодательством.
Необходимо также сказать и об отношениях по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также отношениях, возникающих в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, к которым законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

5. Метод налогового права. Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приёмов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Основным является императивный метод - метод властных предписаний со стороны государства и его уполномоченных органов, других участников правоотношений. Его используют как определенную меру долж-ного поведения, обеспечивающую принудительное воздействие в случае неисполнения установленного предписания. Метод рекомендаций (дача разъяснений по налоговым вопросам, формы и образцы документации) и согласования является публичной отраслью права. Налоговое право не должно опираться на диспозитивный метод, однако в редких случаях ис-пользуется договорной метод, а при регулировании отдельных налоговых отношений применяются нормы гражданского законодательства.

Введение

Глава 1. Налоговые правоотношения

1.1. Понятие налоговых правоотношений

1.2. Элементы налоговых правоотношений

Глава 2. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности

2.1. Состав субъектов налоговых правоотношений

2.2. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Становление современно рынка изменяет содержание ранее существовавших отношений по обеспечению государства финансовыми ресурсами: все большее значение приобретают налоговые методы их аккумуляции.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью - налоговое право. Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.

Общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, объединенных в налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями.

Глава 1. Налоговые правоотношения.

1.1 . Понятие налоговых правоотношений.

Налоговое правоотношение – это вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Отношения в сфере налогообложения регламентируются исключительно нормами законодательства о налогах и сборах, тем более что правовая регламентация налоговых правоотношений с 1 января 1999 г. осуществляется в налоговой сфере не разрозненной совокупностью финансово-правовых норм, а «возглавляется» кодифицированным законодательным актом (Налоговым кодексом РФ), который комплексно унифицировал не только предмет правового регулирования налоговых отношений, но и установил особые юридические средства регулирования - установления и формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д.

О том, что налоговые правоотношения могут регламентироваться нормами иных отраслей права, а также иными отраслями законодательства, в НК РФ ничего не сказано, что, по мнению многих авторов, исключает возможность регламентации налоговых отношений иными нормами, которые не входят в состав законодательства о налогах и сборах, даже несмотря на то обстоятельство, что в подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ упоминается о неких «иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах». Таким образом, отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах, но никак не нормами, которые содержатся в иных нормативных актах, не отвечающих требованиям ст. 1 НК РФ.

1.2. Элементы налоговых правоотношений.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.

Субъективный состав . В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Министерства по налогам и сборам, федеральные органы налоговой полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Элементы налогообложения. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);

2) налоговая база (ст. 53 НК РФ);

3) налоговый период (ст. 55 НК РФ);

4) налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);

5) порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);

6) порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ).

В необходимых случаях при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 56 НК РФ).

Глава 2. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности.

2.1. Состав субъектов налоговых правоотношений.

Одной из сторон налоговых правоотношений выступают РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице их органов, уполномоченных устанавливать налоги.

Второй стороной являются налогоплательщики без их персонификации, т.е. каждый имеющий общие и специальные признаки субъекта налога.

Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (сборщики налогов и сборов);

Правовая урегулированность значительной части налоговых отношений является необходимым условием достижения целей, поставленных государством в процессе функционирования налоговой системы. Урегулированные нормами налогового права, они становятся правовыми отношениями: возникают на основе норм налогового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Следует иметь в виду, что ряд налоговых отношений не нуждается в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов). Однако именно правовые отношения выражают основное содержание деятельности государства в налоговой сфере, придают ей целенаправленность и четкую организованность.

Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством запланированных налоговых доходов.

Таким образом, налоговые правоотношения -- это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц. Налоговые отношения отличаются от финансовых и административных, имея особые элементы: субъекты и объекты.

В общем виде содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность налоговых органов -- обеспечить уплату налога.

Особенности налоговых правоотношений

Во-первых, налоговые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств между государством и обязанными субъектами в связи с уплатой налогов.

Во-вторых, одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Государственные органы имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Права всех участников налоговых правоотношений находятся под зашитой государства, реализация их, как и выполнение обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

В-третьих, возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники правоотношений о них договариваться не вправе.

К юридическим фактам в налоговом праве традиционно относятся действия (бездействие) или события.

Налоговое правоотношение состоит из трех элементов: субъектов, объекта, взаимосвязи. Взаимосвязь предполагает наличие прямых и обратных взаимодействий, в процессе которых реализуются юридические права и обязанности участников. Следует отметить, что налоговые правоотношения по содержанию относятся к числу сложных. Это означает, что обе стороны правоотношения имеют юридические права и несут обязанности. При этом одно из правоотношений является основным, а остальные -- производными.

Так, при уплате налога основным выступает правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить соответствующий налог, а налоговые органы осуществляют деятельность по его взиманию. При этом налогоплательщик имеет право на получение информации о порядке и сроках уплаты налога, которому соответствует обязанность налогового органа таковую информацию предоставить. Производными же в этом случае будут правоотношения по налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами, и налоговой отчетности.

Налоговое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают своевременное и правильное исчисление и уплату налогов и т. д. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами налогового права. Следует различать понятие «субъект налогового права» и «субъект (или участник) налогового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект налогового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником налоговых правоотношений; субъект налогового правоотношения -- это реальный участник конкретных правоотношений.

При определении объекта налоговых правоотношений следует учитывать, что в соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Исходя из этого можно сказать, что под объектом налогового правоотношения понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога.

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права.

Отношения, регулируемые НК РФ, относятся в финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.

Основные функции:

– конституционная;

– координирующая;

– фискальная;

– стимулирующая;

– контрольная;

– межотраслевая;

– правовая;

– внешнеэкономическая.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию НК РФ, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся отношения между:

– субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;

– государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;

– различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;

– субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;

– налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;

– органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства.

Классификация:

1) по основным функциям права:

а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права:

– абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия,

– относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.

б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы.

2) По характеру налогово-правовых норм: материальные и процессуальные;

3) На основании особенностей их объекта: имущественные и неимущественные;

4) По структуре их юридического содержания: простые и сложные.

7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений

Элементами структуры налогового правоотношения является:

– субъекты

– юридическое содержание, т. е. права и обязанности субъектов.

Субъекты налоговых правоотношений – лица, участвующие в конкретном правоотношении и являются носителями прав и обязанностей.

Классификация субъектов налоговых правоотношений:

1. По способу нормативной определенности:

– зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;

– не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.

2. По характеру фискального интереса:

– частные субъекты;

– публичные субъекты.

3. По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

– имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;

– не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

НК РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:

– налогоплательщики – организации и физические лица;

– налоговые агенты;

– налоговые органы;

– таможенные органы;

– сборщики налогов и сборов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

– финансовые органы;

– органы государственных внебюджетных фондов;

– иные уполномоченные органы – органы, наделенные компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ.

Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся:

– налоги;

– налоговый кредит;

– инвестиционный налоговый кредит;

– штрафы, недоимки, пени;

– отсрочки и др.

К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения.

7.3. Юридические факты в налоговом праве

Всякое правоотношение связано с юридическими фактами.

Юридические факты в налоговом праве выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Функции юридических фактов:

– значимого элемента налогово-правового регулирования;

– активную информативную, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения;

– стимулирующая, т. е. юридические факты стимулируют субъекта налогового права к тем видам деятельности, которые социально необходимы, значимы, полезны для субъекта.

Классифицируются юридические факты на:

а) юридические действия – это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Они делятся на правомерные действия и неправомерные действия. В свою очередь правомерные действия делятся на:

юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица;

юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: правовые акты индивидуального регулирования и прочие акты волеизъявления субъектов финансового права.

Акты индивидуального регулирования могут быть подразделены на налогово-правовые и прочие.

Среди налогово-правовых актов индивидуального регулирования главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования.

Координационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования являются результатом выработки сторонами соглашения, соответствующего нормам права и отражающего их волю.

К правомерным юридическим действиям (как основаниям развития налоговых правоотношений) могут быть отнесены и прочие акты волеизъявления субъектов налогового права. Среди них, главным образом, заявления, которые согласно законодательству должны подать субъекты налогового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита, а также налоговая декларация.

В числе правомерных юридических фактов, с которыми связывается движение финансовых правоотношений, можно назвать и такие правомерные действия, как юридические поступки. Они характеризуются тем, что приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица.

б) юридические события – это обстоятельства, не зависящие как юридические факты от воли людей: относительные и абсолютные события.

Относительные события – это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие, независимо от причин, их породивших.

Абсолютные события – это обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее.

К юридическим фактам-событиям, вызывающим движение финансовых правоотношений, должны быть отнесены и сроки.

Так, истечение срока, на который налогоплательщику предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога (ст. 64 НК РФ), является юридическим фактом, который изменяет финансовое правоотношение по уплате налога.