Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Одна из обязанностей налогоплательщика в рф. Уведомление о ликвидации. Получение письменных разъяснений

Налогоплательщики в нашей стране обязаны соблюдать все правила, нормы и порядки налогового кодекса. Все права и обязанности плательщиков также прописаны в этом официальном документе.

Нарушение сроков уплаты пошлин, уклонение от уплаты или другие нарушения законодательства грозят штрафными санкциями и привлечением к ответственности, как административной, так и уголовной.

Частные лица и организации должны досконально знать все нормативные документы, которые регламентируют вопросы, связанные с уплатой налогов и предоставлением отчётов в налоговую службу. Зная свои права и обязанности, налогоплательщики уберегут себя от проблем, которые могут возникнуть при нарушении налогового законодательства.

Кто является налогоплательщиком

Налоговый кодекс говорит о том, что плательщиками налогов и сборов являются физические и юридические лица, которые обязаны производить уплату данного взноса в государственную казну. Оплату они должны производить в установленные законом сроки.

Чтобы юридическое лицо включили в Единый реестр налогоплательщиков и поставили на учёт в налоговую службу, не обязательно иметь обстоятельства, с которыми связана уплата любого вида пошлины. Иными словами, присвоение статуса налогоплательщика возникает ещё до момента появления объекта налогообложения.

Плательщики сборов и пошлин делятся на 2 категории: физические лица и организации. Каждая из категорий имеет свои особенности. К физическим лицам можно отнести:

  • граждан нашей страны;
  • граждан других стран;
  • лиц без гражданства.

На признание частного лица налогоплательщиком не влияет возраст и степень вменяемости. Каждый человек, находящийся и проживающий на территории России, является плательщиком пошлин и сборов, которые определяет для него государство.

Юридические лица

К юридическим лицам относятся предприятия, организации, фирмы, которые в собственности имеют разного рода имущество, счет в банке и обладают организационной общностью. Кроме этого у них имеется устав организации и иные учредительные документ.

Юридические лица делятся на:

  • коммерческие – фирмы, главной и единственной целью которых является получение денежных средств;
  • некоммерческие – предприятия, основная цель которых не заключается в получении дохода.

Физические лица

Перечень налогов, которые обязаны платить организации и частные лица практически не отличается. Частные лица уплачивают следующие виды пошлин:

  • НДФЛ;
  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество;
  • водный налог.

Индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприниматели тоже являются физическими лицами. Они платят те же самые налоги что и частные лица, но к этому перечню добавляется следующие налоги, которые ИП обязаны уплачивать:

  • торговый сбор;
  • пошлина на добычу полезных ископаемых.

Выбор системы налогообложения

Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе выбрать систему налогообложения, которая больше всего подходит для их вида деятельности:

  1. система взыскания налогов, предназначенная для производителей товаров сельскохозяйственного назначения (ЕСХН);
  2. упрощенный порядок взимания налогов (УСН);
  3. система обложения пошлиной в виде применения единого налога на вменённый доход (ЕНВД);
  4. патентная система налогообложения.

Юридические лица платят те же виды налогов, что и физические лица. Только НДС они уплачивают ещё и с предоставления в аренду помещений. Кроме налогов уплачиваются также взносы в пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование.

Правовая база

Статья 17 Налогового кодекса гласит, что элементами налогообложения являются:

  • плательщики налогов;
  • объекты взыскания налогов;
  • налоговая база;
  • период уплаты пошлины;
  • ставка по налогам и сборам;
  • правила начисления и расчёта налогов;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Под объектами взыскания налогов понимаются частные лица и организации, на которые налоговым законодательством возлагаются обязанности производить уплату разного рода пошлин. К главным объектам относятся плательщики налогов.

Налоговый кодекс нашей страны не рассматривает филиалы и подразделения российских фирм объектами взыскания пошлин и налоговыми агентами. Ответственным лицом по уплате является головное предприятие в состав которого входит то или иное подразделение или филиал.

Обязанность по расчёту и уплате пошлин возложена на прямых плательщиков. Но в некоторых случаях, например, при начислении налога на доход частных лиц, расчёт и уплата возлагается на налоговых агентов. Иными словами, налог удерживается из заработной платы сотрудника, значит он является плательщиком данного вида пошлины. Но расчётом и перечислением занимается бухгалтер предприятия – налоговый агент.

Представительство в налоговых правоотношениях

Данное представительство является осуществлением юридических действий, которые совершает налоговый представитель. Его права и возможности должны быть подтверждены с помощью соответствующих документов. Законодательство допускает вариант совместного участия основного плательщика и официального представителя в налоговых вопросах.

Отличительные особенности представительства:

  • представитель осуществляет юридическую помощь и содействие в приобретении возможностей и обязанностей плательщика в взаимодействии с третьими лицами;
  • представитель проводит разного рода деятельность в отношении других лиц, действуя в интересах налогоплательщика;
  • в процессе предоставления услуг представителя не касаются никакого рода последствия, возникшие при взаимодействии с третьими лицами.

Существует два варианта представительства в налоговых вопросах:

  • представительство на законном уровне;
  • уполномоченное представительство.

Представительство на законном уровне

Представителями на законном уровне являются лица, в чьи обязанности входит роль парламентера на основании закона. Такого рода представителем частного лица могут выступать родители, опекуны или усыновители. Они представляют права и интересы ребенка в правоотношениях с любыми лицами. Также они являются представителями в судах без специальных разрешений и полномочий.

Любые действия или бездействия законных представителей, которые представляют интересы частного лица или организации, законодательно расцениваются как действия непосредственно самой организации или физического лица.

Уполномоченное представительство

Уполномоченным представителем может быть, как физическое, так и юридическое лицо. Налогоплательщик передаёт ему полномочия представлять свои интересы в судебных или в иных вопросах. Такими представителями не могут выступать должностные лица налоговых или судебных органов, служители правоохранительных органов и органов прокуратуры.

Уполномоченный представитель осуществляет свою деятельность на основании выданной и нотариально заверенной доверенности от частного лица либо от организации. Доверенность оформляется и выдаётся в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности

Список обязанностей плательщика налогов достаточно обширен. Все частные лица и организации обязаны знать не только свои права, но и обязанности, которые на них возлагает налоговое законодательство. Ведь нарушение какого-либо пункта может грозить налогоплательщику серьезными штрафными санкциями.

Данный вопрос регламентирует статья 23 налогового кодекса. В ней говорится о том, что плательщики сборов и пошлин обязаны:


Кроме перечисленных обязанностей, частные лица обязаны сообщать в налоговую службу о имеющемся в собственности имуществе, а также обо всех доходах, которые он получает. Сокрытие такой информации приравнивается к уклонению от уплаты налогов и влечет за собой административные меры наказания, а в некоторых случаях и уголовное наказание.

Права

Эту тему регламентирует статья 21 налогового кодекса. В ней чётко прописаны права частных лиц и организации в вопросах налогообложения. Плательщики любого рода пошлин и сборов в нашей стране имеют право:

  1. бесплатно получать в налоговой инспекции, в месте своего пребывания, любого рода информацию. Она может содержать данные о налогах, которые необходимо уплатить. Также могут получать информацию о расчете и начислении налогов и пошлин, порядке и сроках внесения платежей, правах и обязанностях и имеют право получить образцы налоговых деклараций и получить разъяснения по их заполнению;
  2. получить информацию в письменном виде по вопросам применения налогового законодательства;
  3. получать и использовать льготы, которые установлены налоговым законодательством;
  4. просить о рассрочке или отсрочке платежа согласно действующему законодательству;
  5. на возврат в установленные сроки сумм, которые были ошибочно уплачены, или если платёж превысил необходимый размер;
  6. вместе с налоговой службой осуществлять сверки по расчётам и налоговым документам и получать соответствующие акты с детальным описанием;
  7. лично или при помощи представителей защищать и представлять свои интересы;
  8. лично присутствовать при выездной проверке налоговиками;
  9. получать извещения об уплате налогов и данные о проведении разного рода проверок;
  10. опротестовать в установленном порядке неправомерные действия налоговой службы и акты о проведении проверок;
  11. получить возмещение понесенных денежных потерь, которые связаны с неправомерными действиями налоговой службы;
  12. участвовать в процессе рассмотрения данных по проверкам налоговой службы.

Плательщики сборов, пошлин и страховых взносов имеют те же самые права что и налогоплательщики.

Законодательство нашей страны предоставляет налогоплательщикам и налоговым агентам возможность обжаловать неправомерные взыскания налоговых органов и акты проверок. Обжалованию также подлежат действия или бездействия соответствующих органов, нарушающие права граждан.

Защита прав

Предусмотрены следующие варианты защиты прав для частных лиц и организаций:

  • защита на уровне президента;
  • защита в судебном порядке;
  • защита на административном уровне;
  • обращение в прокуратуру;
  • обращение в Конституционный и Мировой суд;
  • защита собственными силами.

Вариант защиты зависит от того, какого рода неправомерное действие, нарушающее права налогоплательщика, было совершено налоговыми органами. Обращаться необходимо в ту инстанцию, которая регламентирует правовые вопросы относящиеся к объекту правонарушения.

Существует несколько вариантов защиты прав:

  • признание действующего акта неправомерным;
  • признание актов, которые выполнены с грубейшими нарушениями, действий и бездействий правовых или иных органов недействительными;
  • наложение мер взыскания обязательных платежей и штрафов.

Способы защиты прав налогоплательщиков условно можно разделить на три категории:

  1. способы, которые целиком направлены на изменение или приостановление правоотношений, которые возникли между налоговой службой и основным плательщиком;
  2. способы, которые направлены на принуждения совершить определенного рода действия или принять соответствующие акты, восстановив таким образом права плательщика пошлин;
  3. способы, которые напрямую нацелены на обнаружения наличия или отсутствия спорных вопросов.

Ответственность

Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны соблюдать все правила и нормы, которые предусмотрены налоговым законодательством. Чётко следуя букве закона, плательщики могут быть уверены в том, что со стороны налоговой службы к ним не возникнет никаких претензий.

За отступление от действующего налогового законодательства может грозить налоговая, административная и уголовная ответственность. Меру наказания определяет степень вины налогоплательщика и характер правонарушения. Чем серьёзнее нарушение, тем серьёзнее и наказание.

В случае, если плательщика привлекли к ответственности за совершение нарушения, связанного с уплатой пошлин, то это не освобождает его от обязательств в полном размере уплатить необходимые налоги с учётом пеней и штрафов.

Ответственности в этом вопросе можно избежать, если:

  • нет события налогового нарушения;
  • вина плательщика не установлена или отсутствует;
  • лицо, совершившее налоговое нарушение, не достигла возраста 16 лет;
  • истёк срок давности по привлечению лица к ответственности за налоговые правонарушения.

В нашей стране существует несколько способов призвания к ответу за нарушения налогового законодательства:

  1. ответственность на административном уровне;
  2. ответственность на уровне уголовного права;
  3. дисциплинарные взыскания;
  4. налоговая ответственность.

Административная ответственность

Административная ответственность наступает в тот момент, когда плательщиком было совершено административное налоговое правонарушение. Данным нарушением является несоблюдение налогового законодательства, за которое предусмотрено административное наказание. Все эти нормы прописаны в законодательных налоговых документах. Там имеется список возможных правонарушений, в которых указаны меры наказания и привлечения к ответственности.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность – это самый серьёзный вид из всех перечисленных. Ей подвержены лица, которые нарушили налоговое законодательство в тех вопросах, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Она может быть наложена только в судебном порядке, после вынесения соответствующего приговора.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной относится ответственность служащего перед своим непосредственным работодателем. К ней относятся нарушения трудового распорядка и дисциплины, а также недобросовестное выполнение своих должностных обязанностей. Отвечать за это работнику придётся перед своим начальником.

Налоговая ответственность

Налоговая ответственность наступает тогда, когда налогоплательщик совершил какое-либо правонарушение, за которое в налоговом кодексе предусмотрено наказание и привлечение к ответственности.

Основные виды налогоплательщиков в РФ - это юридические лица и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов за счет собственных средств в соответствии с налоговым законодательством (ст. 19 НК РФ). При этом налогоплательщики-организации делятся на российские и иностранные, а физические лица - на имеющих статус индивидуального предпринимателя и не имеющих его. Это, пожалуй, основная классификация налогоплательщиков.

В отдельные категории налогоплательщиков можно выделить предприятия, ведущие определенные виды деятельности. К примеру, те, кто работает в сфере добычи полезных ископаемых, или в сфере игорного бизнеса. Поскольку они обязаны уплачивать специфические налоги - соответственно, НДПИ и налог на игорный бизнес.

В отдельный вид налогоплательщиков также можно выделить тех, кто вправе применять налоговую льготу по тому или иному налогу (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности

Разобравшись с понятием налогоплательщика и видами, перейдем к его правам и обязанностям.

Налогоплательщики, плательщики сборов и взносов имеют право (п. 1,3 ст. 21 НК РФ):

  • получать в своей ИФНС по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также получать бланки налоговой отчетности и разъяснения по их заполнению;
  • получать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от Минфина РФ, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на проведение сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, совместной с налоговиками, а также на получение акта сверки;
  • представлять свои интересы лично или через представителя;
  • представлять контролирующим органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки, решений налоговиков, а также налоговые уведомления, требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц контролирующих органов соблюдения налогового законодательства;
  • не выполнять неправомерные акты и требования контролирующих органов, не соответствующие законодательству;
  • обжаловать акты контролирующих органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями / бездействием их должностных лиц;
  • на участие в рассмотрение материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Также НК РФ устанавливает и иные права налогоплательщиков.

Теперь о том, что обязаны делать налогоплательщики (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • уплачивать налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если НК РФ того требует;
  • вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, если НК РФ того требует;
  • сдавать в ИФНС по месту учета налоговую отчетность;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в определенных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налоговиков об устранении нарушений налогового законодательства, не препятствовать законной деятельности налоговиков при исполнении ими служебных обязанностей;
  • хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в течение 4 лет;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также организации должны представлять в свою ИФНС годовую бухотчетность после окончания отчетного года (за некоторым исключением), а ИП, нотариусы и адвокаты по запросу налоговиков должны представлять книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме того, все организации и ИП должны сообщать в налоговую по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ):

  • о своем участии в российских организациях (кроме участия в хозяйственных товариществах и ООО), если доля прямого участия превышает 10%;
  • обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (кроме филиалов и представительств), об изменениях в сведениях о них, а также о подразделениях, через которые прекращается деятельность организации.

Другие обязанности налогоплательщиков, а также плательщиков сборов и страховых взносов также установлены НК РФ.

Сегодня об обязанности каждого платить налоги рассказывают уже в школе. Так, в одном из заданий по обществознанию учащихся просят назвать три обязанности налогоплательщика и проиллюстрировать их примерами. На самом деле обязанностей у налогоплательщика заметно больше. Но и права, конечно, тоже есть.

По понятным причинам все права и обязанности налогоплательщиков перечислены в НК РФ.

Обязанности налогоплательщика

Все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и, если такая обязанность установлена налоговым законодательством, должны (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • вставать на учет в налоговых органах;
  • вести учет доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • представлять в ИФНС по месту учета налоговые декларации, расчеты и др.

Безусловно, это не все обязанности налогоплательщиков. Кроме перечисленного, они должны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, сообщать о создании обособленных подразделений на территории РФ, хранить документы бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет (пп. 6,8 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и т.д.

Пожалуй, главная обязанность - это все же уплата налога. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с того момента, когда лицо передало поручение банку перечислить нужную сумму в бюджетную систему и обеспечило достаточное количество денег на счете либо внесло их наличными. Последнее характерно для уплаты налога физическими лицами (п. 3 ст. 45 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик не должен отвечать за технические сбои и недостатки в системе расчетов, поскольку он со своей стороны сделал все возможное для уплаты налога.

Если же налог должен уплатить налоговый агент, то налоговая обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента удержания у него суммы налога (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). А при зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет уплаты налога обязанность признается исполненной с даты, когда соответствующее решение о зачете было принято налоговым органом (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Права налогоплательщика

Налогоплательщики имеют право (п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • получать бесплатную информацию в части действующих налогов и сборов от ИФНС по месту учета;
  • получать письменные разъяснения по вопросам, касающимся применения налогового законодательства, от Минфина РФ и налоговых органов;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;
  • представлять налоговикам пояснения, имеющие отношение к исчислению и уплате налогов;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • обжаловать акты налоговых органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на своевременный зачет / возврат сумм излишне уплаченных / взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны и т.д.

Отметим, что права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов во многом «зеркальны» по отношению друг к другу: то, что вправе требовать налоговики, должны исполнять плательщики налогов, и наоборот.

Налогоплательщиками признаются субъекты определенных правоотношений, за которыми законом устанавливается обязанность осуществлять отчисления в бюджет за счет личных средств. В России действуют различные системы обложения. Они предусмотрены для граждан и для юрлиц. Далее будет дана общая характеристика этой категории, а также рассмотрены основные права налогоплательщиков.

Признаки субъектов

В соответствии с определением, которое дано выше, налогоплательщиками выступают физические лица и организации, чей статус определяется в соответствии с ГК. При этом ряд категорий предусмотрен непосредственно в отраслевом Кодексе. В частности, НК относит к налогоплательщикам обособленные подразделения компаний, представительства и филиалы, в том числе реализующие самостоятельно продукцию, услуги либо работы, а также постоянные представительства зарубежных организаций. Определение статуса в последнем случае будет зависеть от разных условий.

По общему правилу, постоянным представительством зарубежного юрлица считается территория регулярного исполнения работ, реализации продукции, оказания услуг. На законодательном уровне рассматривается предложение об отнесении в самостоятельную категорию консолидированную группу субъектов. Предполагается, что для них будет разработана особая система, в рамках которой обложению не будет подлежать имущество и средства, перемещаемые внутри них. Сегодня ст. 13 ФЗ "О финансовых промышленных группах" предусматривается, что их участники, которые заняты в сферах производства работ, продукции или услуг, могут признаваться консолидированной категорией. Кроме этого, в качестве субъектов, согласно законодательству ряда стран, могут выступать не отдельные граждане, а семьи в целом.

Права и обязанности налогоплательщиков

Они определены в законе "Об основах системы обложения". Необходимо отметить, что главные права и обязанности налогоплательщиков едины для всех. Они не зависят от вида субъекта. При этом для некоторых групп устанавливаются особые права налогоплательщиков. К примеру, компании, которые используют труд инвалидов, могут отказаться от льгот по НДС. Некоторым организациям можно перейти на упрощенное обложение. Однако это, в свою очередь, вызовет появление дополнительных обязанностей.

Юридический аспект

Права налогоплательщиков и налоговых агентов закреплены в отраслевом законодательстве. В ст. 21 Кодекса по обложению, в частности, содержится соответствующий перечень. Следует отметить один нюанс, характеризующий развитие ситуации. Закон, регламентирующий основы обложения, включал в себя сначала статью об обязанностях, а затем - о правах налогоплательщиков. В Кодексе положения приводятся в другом порядке. Это указывает на то, что законодатель признает в первую очередь права налогоплательщика в РФ.

Классификация

Как выше было сказано, права налогоплательщиков установлены в ст. 21. Их можно сгруппировать по ряду критериев и представить в виде системы. В первую очередь следует сказать о том, что закон предоставляет субъектам определенные юридические возможности в сфере информации об уплате, установлении и введении сборов. Таким образом, это группа № 1. Права налогоплательщиков этой категории считаются относительно новыми. Следующая группа относится к сфере исполнения законодательных предписаний по отчислениям в бюджет. Третья категория включает в себя права налогоплательщиков в области учета и контроля обложения. Последняя группа относится к сфере привлечения субъектов к ответственности и защите их интересов. Рассмотрим эти категории отдельно.

Информационное сопровождение

Одно из прав налогоплательщика заключается в том, что он может получать бесплатно сведения от уполномоченных органов о действующих тарифах, сборах, а также юридическом регулировании сферы обложения. Важно отметить, что за использование подобной возможности никому не нужно платить. Кроме этого, реализация данного права налогоплательщиков осуществляется по месту их учета в надзорном органе.

Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает бесплатное выделение каждому субъекту соответствующего пакета действующих в государстве нормативных актов. В России данная процедура требует определенных бюджетных расходов, в связи с чем не может быть выполнена. Кроме того, проблема состоит и в том, что законодательная база постоянно обновляется, и выдавать каждый раз новый пакет актов нецелесообразно. Тем не менее в каждой инспекции присутствуют информационные стенды. В них разъяснены основные сведения о сборах и налогах, обязанностях и правах плательщиков. Кроме этого, Кодекс требует от уполномоченных инстанций ежеквартально публиковать информацию о местных и региональных отчислениях в бюджет. Данное требование не касается федеральных сборов, поскольку они публикуются в доступных официальных источниках.

Получение письменных разъяснений

Налогоплательщики имеют право запросить объяснения по вопросам применения норм отраслевого законодательства. Эта возможность обеспечивает новое построение взаимоотношений между субъектами и контрольными органами. Предполагается, что добросовестный субъект при возникновении затруднений при определении вероятных последствий какой-либо сделки может написать в инспекцию. Она, в свою очередь, даст соответствующие разъяснения по интересующему заявителя вопросу. Однако данное положение на практике реализуется довольно сложно.

В ст. 111 НК предусмотрено, что при получении разъяснений и дальнейшем их следовании налогоплательщик освобождается от ответственности при нарушении им норм законодательства. Это значительно снижает интерес инспекций давать ответы на поступающие запросы. Ведь в таком случае все правонарушения в налоговой сфере, невозможность взыскать недоимки и штрафы ложатся на контрольные органы. Здесь целесообразно привести в пример опыт Германии. В этой стране плательщики заключают договора с финансовыми инстанциями о вероятных налоговых последствиях. Они вместе просчитывают их, что позволяет субъекту объективно оценить ситуацию. В России это сделать сейчас крайне проблематично хотя бы уже потому, что все последствия предусмотреть невозможно ввиду нестабильности законодательной системы.

Соблюдение тайны

Данное понятие вводится ст. 102 Кодекса. Налогоплательщики имеют право потребовать от уполномоченных инстанций сохранения сведений, касающихся отчислений, которые осуществляют непосредственно они сами. В указанной ст. 102 присутствует также перечень данных, которые не признаются в качестве личной финансовой тайны.

Исполнение норм Кодекса

В качестве первого права налогоплательщиков в этой группе следует отметить возможность использовать льготы при обложении. В ст. 56 Кодекса предусматривается отказ от применения послаблений. В качестве следующего права налогоплательщиков НК РФ определяет возможность требовать ясности норм отраслевого законодательства. Речь в данном случае о том, что все противоречия, присутствующие в положениях Кодекса и прочих актах, трактуются в пользу субъектов обложения.

В этой связи данное право формулируется как ясность законодательства как база для исполнения налоговых обязанностей. Кроме того, во вторую группу входит возможность субъекта обложения просить рассрочку, отсрочку, своевременный зачет либо возврат излишне выплаченных средств, получить кредит. Также плательщик вправе нанять юрлицо либо гражданина, обладающего определенной компетентностью в сфере налогообложения. Уполномоченный субъект представляет его интересы в рамках соответствующих отношений. Данная возможность формирует институт консультантов по вопросам обложения.

Сфера контроля и учета

Права налогоплательщика (физического лица или организации), относящиеся к этой области, предусматривают:

  1. Присутствие в ходе проведения процессуальных действий контроля.
  2. Получение экземпляров актов проверки и прочих решений уполномоченных надзорных инстанций.
  3. Предоставление своих пояснений по уплате и исчислению налогов.
  4. Получение требований об отчислениях и уведомлений.

Ответственность и защита интересов

Эти две категории в сфере налогообложения тесно взаимодействуют друг с другом. Законодательство закрепляет за субъектами возможность учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность, обжаловать решения надзорных органов, их бездействие/действие, а также поведение отдельных служащих. При этом выбор способа защиты остается за плательщиком. Так, субъект может использовать административный, судебный, иной порядок или несколько одновременно. В данном случае закон не предусматривает никаких ограничений.

Специфическая категория

Необходимо также упомянуть о таком, хоть и несколько сомнительном, праве не исполнять неправомерные решения и требования налоговой службы или должностных лиц. Незаконность считается оценочной категорией. То есть если налогоплательщик посчитает, что поведение или решение уполномоченного органа или служащего неправомерно и не исполнит предписание, а в последствии будет доказано обратное, то вся ответственность ляжет на субъекта обложения. По мнению ряда экспертов, введение этой нормы в законодательство нецелесообразно, и даже считается негативным явлением. Объясняется эта позиция тем, что такое положение формирует предпосылки для неправомерности действий налоговой службы. Хотя, как считают другие специалисты, следует в первую очередь исходить из того, что поведение и требования уполномоченных органов законны, а обратное доказывается в судебном порядке.

Обязанности

Определение их круга имеет существенное значение, поскольку применение мер ответственности будет обусловлено именно нарушением какого-либо предписания, определенного в законодательстве. Вместе с этим осуществление защиты своих интересов и прав основывается на доказательстве отсутствия у налогоплательщика той либо другой обязанности или факта исполнения предписания надлежащим образом. В качестве первого требования выступает, собственно, полное и своевременное отчисление предусмотренных платежей в бюджет. Оно формируется в силу налогового обязательства субъекта. В этой связи указанное требование считается универсальным и распространяется на всех участников соответствующих отношений.

При осуществлении отчислений непосредственно налогоплательщиком, а не агентом, в законе предусмотрены дополнительные требования. Так, субъекты должны сдать платежные документы до наступления срока уплаты соответствующим подразделениям банка для последующего перечисления в бюджет. Прочие обязательства налогоплательщиков можно рассматривать как факультативные, так как они распространяются не на всех субъектов. При этом они направлены на исполнение указанного выше главного требования.

Ведение учета и составление отчетности

Это обязательство распространяется на организации. Следует отметить, что в ряде случаев для исчисления базы обложения необходимо вести специальный учет. Он может не совпадать с бухгалтерским. При этом последний выступает в качестве основы для налогового учета. Хранение отчетной документации должно осуществляться в течение не меньше 5 лет.

Предоставление инспекции необходимых документов и информации

Данная обязанность довольно условна, что объясняется отсутствием в законодательстве перечня необходимых сведений и бумаг, которые должны быть переданы. Однако на практике с документами обычно не возникает неясностей. Некоторые сложности имеют место с предоставлением информации. По сути, налогоплательщик должен предъявить данные, которыми он располагает, и для получения которых нет необходимости совершать дополнительные действия. В ином случае указанное требование должно состоять не только в предоставлении, но и в получении информации.

Внесение исправлений в отчетные документы

Данная обязанность касается корректировок сумм заниженного либо сокрытого дохода, которые выявлены в ходе проверок. Это требование исходит из специфической нормативной конструкции Закона, регламентирующего применение санкций к нарушителям. В случае сокрытия (неучета) прочих (кроме прибыли) объектов обложения внесение исправлений не имеет смысла, поскольку сумма налога включается в финансовые санкции.

Предоставление пояснений

При несогласии с фактами, которые изложены в акте по проведенной проверке, налогоплательщик обязан мотивировать отказ от его подписания. Это требование не означает, что субъект должен удостоверить своей подписью представленный уполномоченной службой документ. Однако, отказываясь его подписывать, он обязан мотивировать свое решение письменно.

Уведомление о ликвидации

Законом предусматривается обязанность субъекта известить налоговый орган о решении реорганизовать или прекратить свою деятельность в десятидневный период. Данное требование носит принципиальный характер. Обусловлено это тем, что от надлежащего его исполнения будет зависеть возможность инспекции осуществить итоговую проверку организации, выявить налоговые обязательства и проконтролировать мероприятия по их полному погашению.

Налоговое право регулирует ту часть финансового законодательства, в которой существуют определенные отношения между его субъектами, основанные на установлении и взимании налогов. В налоговом праве, как и в любом другом юридическом аспекте, если между субъектами имеют место некоторые отношения, то уместно говорить о таком их выражении, как права и обязанности налогоплательщиков.

Налогоплательщиками в РФ признаны физлица, организации, уплачивающие налоги и соблюдающие возникающие в этой связи обязанности. Правоотношения в сфере налогового законодательства могут возникать, прекращаться или изменяться только в результате возникновения соответствующих юридических фактов, дающих на это право.

Основные права налогоплательщика обеспечиваются Конституцией РФ, к ним относятся:

· Установление налогов только на законодательной основе.

· Введение запрета на обратную силу законов, регулирующих новые налоги, а также га налоги, ведущие к ухудшению положения налогоплательщика.

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков не имеют возрастных ограничений, потому что единственным условием их возникновения считается факт приобретения объекта, облагаемого налогом. Конечно, обязанности плательщиков (физлиц и организаций) разнятся уже только потому, что они имеют отличные друг от друга виды деятельности, собственности и хозяйствования.

Права и обязанности налогоплательщиков регулируются соответствующими статьями в Налоговом законодательстве.

Не будем останавливаться подробно на каждой категории, их четкое разграничение имеется в НЗ, следует упомянуть лишь один факт: список прав и обязанностей, данный в законодательстве, не является окончательным. В жизни возникают ситуации, разрешение которых происходит в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским, но никак не Налоговым кодексом РФ, что требует, прежде всего, ориентирования на права и обязанности субъекта как гражданина, а не налогоплательщика.

Права и обязанности налогоплательщиков

Плательщик имеет право:

· На получение бесплатной информации в письменной или устной форме о действующих на данный момент налогах (сборах) в органе.

· На получение от Минфина РФ письменных разъяснений, касающихся правомочности применения местными муниципальными образованиями норм ФЗ о налогах (сборах).

· На использование установленных в законодательном порядке

· На получение рассрочки, отсрочки, а также налогового кредита.

· На возврат или зачет излишне оплаченных в качестве налогов сумм;

· На представление собственных интересов самостоятельно или через представителя.

· На представление пояснений по уплаченным налогам уполномоченным органам.

· На личное присутствие при

· На получение копий принятых налоговыми инстанциями решений.

· На требование о соблюдении законодательных норм при совершении налоговыми инстанциями действий в отношении налогоплательщика.

· На отказ от выполнения неправомерных требований.

· На обжалование в законодательном порядке вынесенных актов, решений налоговых органов, должностных лиц.

· На требование о соблюдении налоговой тайны.

Плательщик налогов обязан:

· Платить налоги.

· Встать своевременно на учет в качестве налогоплательщика.

· Вести учет собственных доходов, если данная обязанность востребована законодательством.

· Предоставлять в местные органы в строго оговоренные сроки налоговые расчеты и декларации (если это требуется).

· По запросу налогового органа предоставлять книгу по учету хозяйственных операций (относится к ИП, практикующим нотариусам, адвокатам).

· Предоставлять необходимый перечень документов, на основе которого проводится исчисление налогов, в налоговые инстанции.

· Не препятствовать налоговым инстанциям, исполнять служебные обязанности, предусмотренные законом.

· Сохранять в течение 4-х лет налоговые и бухгалтерские сведения.

Права и обязанности налогоплательщиков, в качестве которых выступают ИП, организации, дополняются определенным перечнем сведений, которые они должны своевременно сообщать в местные налоговые инстанции.