Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Чем отличается федеральный бюджет от регионального. Федеральный, региональный и местный бюджет российской федерации

Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона

Региональные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) – бюджеты нацио­нально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Местные бюджеты – бюджеты муниципальных образований (административных районов, городов, поселков).

Бюджет субъекта Федерации и ме­стный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспе­чения задач и функций региона и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня.

Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:

    Создание финансовой базы для реализации полномочий органов представительной и исполнительной власти

    Проявление регионами финансово-хозяйственной самостоятельности в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона

    Выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

    Централизованное направление финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышлен­ности, сельского хозяйства и социальной сферы.

    Воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов

Доходы региональных и местных бюджетов

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством РФ.

2) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, предназначенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии законодательством, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

1) собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

2) отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектом РФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии с законодательством, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы региональных и местных бюджетов

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются такие виды функциональных расходов как:

    обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

    обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

    проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

    обеспечение реализации региональных целевых программ;

    оказание финансовой помощи местным бюджетам;

    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

    прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы на:

    формирование муниципальной собственности и управление ею;

    организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

    обслуживание и погашение муниципального долга;

    проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

    финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы.

Основополагающее место в финансовой структуре каждой страны принадлежит государственному бюджету. Главный план доходно-расходной составляющей экономико-социальной и политической жизнедеятельности страны имеет силу в течение всего финансового года. Бюджетное законодательство Российской Федерации определяет державную «смету» как форму наполнения и расходования денежных фондов, целью которых является полноценное выполнение задач и функций государства.

Какой бюджет считают региональным?

Бюджетная система представляет собой механизм реализации функционирования главного финансового плана в любом государстве. Ее действенность и работоспособность крайне важны для эффективного воплощения столь необходимого принципа социального равенства и справедливости, в одинаковом соотношении выполняемых по всей территории России.

Федеральный и региональный бюджет являются важными элементами в процессе перераспределения и последующего использования общегосударственного дохода. Поскольку результатом деятельности субъектов хозяйствования в каждой стране являются показатели валового внутреннего продукта и национального дохода, крайне важной процедурой считается их распределение.

Региональный бюджет представляет собой центральное звено финансовых планов административно-территориальных единиц государства. Их естественным предназначением считают полное материальное обеспечение функций, возложенных на управленческие органы того или иного субъекта РФ.

Как составляется бюджет региональный?

Формирование регионального бюджета происходит в соответствии с общегосударственным финансовым планом, рассчитанным на год. При этом доходная часть во многом зависит от включения собственных и регулирующих поступлений. К первой группе относят местные налоги и сборы, среди которых:

  • налоги на приобретенные объекты недвижимости;
  • на имущество, принадлежащее предприятиям и организациям;
  • так называемые транспортные и дорожные налоги;
  • налоги на игорный бизнес;
  • лицензионные ежемесячные сборы.

Собственные поступления, представляющие собой доходы регионального бюджета, включают в себя и прибыль от эксплуатации предоставленного имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ, и средства, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.

Особенности доходов региональных бюджетов

Региональные бюджеты РФ включают в себя такой важный показатель, как норматив обеспеченности на каждого жителя в отдельности. Эти же параметры, как правило, выступают базисом для распределения минимальных размеров дохода, заложенных в местные бюджеты.

Между тем, превышение местного бюджетного норматива средних показателей на общефедеральном уровне позволяет первому выполнять роль донора для последнего. Если же все происходит наоборот, местный бюджет становится полноправным получателем группы так называемых регулирующих доходов, которыми являются:

  • дотации;
  • кредиты;
  • трансферты;
  • субвенции.

Они формируются за счет начислений федерального налогообложения. Все сборы проходят обязательную стадию перераспределения непосредственно перед зачислением в федеральный, региональный и местный бюджеты российского государства. Объем регулирующих доходов, предназначенных для поступления в региональные и местные бюджеты, определяется согласно нормативам и инструкциям, входящим в круг основных законодательных актов.

Поскольку региональный бюджет является центральным звеном любого территориального финансового плана, его задачей можно считать полное покрытие затрат, необходимых для обеспечения выполнения функций субъектов государства. Наполнение его, как уже говорилось, происходит за счет различных начислений. Каждое из них представляет собой отдельный вид финансовых ресурсов:

  • Дотациями называют средства, которые переведены из вышестоящего бюджета для уравновешивания нижестоящих в случае дефицита последних. Начисления обязательно происходят в фиксированной сумме.
  • Трансфертом является денежный ресурс, направленный бюджету местного уровня из федеральной казны для фактического выравнивания региональной обеспеченности бюджетов.
  • Субвенция, в отличие от предыдущих видов начислений, представляет собой конкретное финансовое выделение из федерального бюджета в местный для реализации конкретной важной социальной программы.

Основные статьи расходов регионального бюджета

Средства региональных бюджетов используются, как правило, в конкретных направлениях, где основными являются следующие:

  • предоставление необходимого объема финансов для полноценного функционирования государственных органов всех ветвей власти;
  • погашение и обслуживание государственных задолженностей (внешнего и внутреннего долга);
  • обеспечение полного комплекса соответствующих затрат на проведение выборов, референдумов;
  • реализация проектов и программ целевого назначения для отдельных субъектов РФ;
  • приобретение и формирование собственности государства, принадлежащей субъектам России;
  • создание внешнеэкономических связей регионов на международном уровне и поддержка уже имеющихся;
  • обеспечение предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы финансами для их всестороннего развития и содержания;
  • финансовое содействие СМИ со стороны государства для каждого из субъектов РФ;
  • предоставление средств бюджетам местного уровня;
  • выделение резервных средств местным органам управления вследствие наделения муниципалитета некоторыми государственными полномочиями и т.д.

Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства

Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.

В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.

Федеральный и каждый региональный бюджет (бюджет субъекта государства), проходя ежегодный этап планирования, в обязательном порядке используют сведенные данные из консолидированных державных смет. Например, чтобы определить объемы тех или иных отчислений от распределенных налогов и величины дотаций, за базис принимают данные консолидированных бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы. Крайне важно, чтобы сумма резерва, поступающего в финансовый оборот государства, совпала с результатом анализа формирования и эксплуатации главного державного фонда.

Также стоит отметить, что консолидированные бюджеты регионов играют огромную роль в ходе выполнения расчетов, демонстрирующих степени обеспеченности населения в целом или жителей отдельных районов. К примеру, при составлении финансового плана отдельной области нередко требуются усредненные показатели расходов одного человека на медицинское обслуживание и т. д.

Расходы регионального бюджета в финансовой системе РФ проходят фазу разграничения, поскольку любой из ее уровней обладает равным комплексом прав на частичное получение доходов либо закрепление средств в полной мере. Кроме того, любые государственные органы и местное самоуправление имеют полномочия самостоятельно определять векторы расходования бюджетных средств регионального уровня.

Что необходимо сделать для улучшения работы бюджетной системы в России?

Между тем, на сегодняшний день в сфере межбюджетных отношений российского государства координация между центром и регионами играет крайне важную роль. Следует подчеркнуть, что первопричиной большинства недочетов бюджетного механизма в РФ является централизация, или федерализм.

Устранить все проблемы функционирующей системы поможет неукоснительное выполнение следующих рекомендаций финансовых специалистов:

  • Для начала стоит привести в порядок все несоответствия между статьями расходов региональных органов и объемами ожидаемого наполнения бюджета.
  • Затем должен быть сокращен уровень дифференциации отдельных субъектов РФ в социально-экономической сфере.
  • Не менее важным является и включение дополнительных источников наполнения бюджетов посредством призыва территориальных налоговых органов к развернутому применению своего доходного потенциала.
  • Региональные бюджеты Российской Федерации должны иметь четкую направленность на реализацию общедержавных интересов.

Специфика взаимоотношений федерального и регионального бюджетов

Охарактеризовать особенности межбюджетных отношений между регионами и муниципалитетом можно на примере взаимосвязи федерального и региональных бюджетов. Поскольку органы местного самоуправления функционируют лишь на основе местного бюджета, то и процедура составления, формирования и утверждения осуществляется ими. Кроме того, исполнение и контроль над исполнением также являются прерогативой местных управленцев. В этом случае дотации, предоставляемые федеральным бюджетом для выравнивания финансовой обеспеченности поселков, необходимы для сбалансирования возможностей осуществления органами местного самоуправления соответствующих полномочий, исходя из уровня обеспеченности или численности населения. Распределяются дотации для поселений через законодательно утвержденные нормативы отчислений от налогов на доходы физлиц. Такие дотационные поступления представляют собой региональный финансовый фонд, предназначением которого является поддержка бюджета, в частности его доходной части.

При этом, рассматривая субсидии, которые изначально поступают в региональный бюджет (бюджет области), а затем распределяются на местном уровне, следует отметить, что их совокупность формирует фонд софинансирования расходов конкретного региона. Фонд компенсации образуется совокупностью субвенций, поступающих из регионального в местный бюджет.

Однако принятие решения о выделении любому муниципальному формированию финансовой поддержки в виде вышеуказанных отчислений, как правило, происходит после подтверждения целесообразности подобной финансовой помощи. Т. е. задачей государства является контроль над рациональным использованием средств из специализированного фонда с целью недопущения финансирования неэффективного механизма управления.

Так, властные структуры вправе выполнять проверки по уточнению деятельности местных органов в сфере наполняемости бюджетов, их расходования и соблюдения должных мер экономии.

Задачи государственной бюджетной политики

Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:

  • Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
  • Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
  • Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.

Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы. Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения.

Проблемы бюджетной системы РФ

По мнению большинства специалистов в сфере финансов, успех и действенность бюджетного механизма во многом зависят от работы налоговой системы государства. Она должна быть направлена на создание благоприятного климата для участия инвесторов, повышение уровня предпринимательской активности. Налогообложение страны определяет пути модернизации структуры экономики государства, а значит и его конкурентоспособность на рынках научного и технического труда. Отсюда следует, что источники ресурсов федерального бюджета, так же, как и доходы регионального бюджета любого из субъектов РФ, предопределены успешностью деятельности налоговой системы.

Достижение высоких результатов в процессе оптимизации и преобразования политико-экономической сферы деятельности государственных органов и местного самоуправления нуждается в построении улучшенной модели бюджетной структуры РФ. Система, в первую очередь, не являющаяся противовесом федеративного устройства страны, способна качественно распределить общественно-финансовые ресурсы на всех уровнях. Региональный бюджет развития административно-территориальной единицы, находясь в прямой зависимости от взаимоотношений с федеральным центром, отражает собой уровень социально-экономического развития государства.

В целом, бюджетная система РФ имеет достаточно высокие шансы на совершенствование и улучшение эффективности, поэтому органам государственного управления финансами необходимо устранить следующее:

  • несоответствие объемов расходных обязательств, взятых на себя властными органами, доходам региональных и местных бюджетов;
  • недочеты нормативно-законодательной базы, регламентирующей отрасль межбюджетных отношений;
  • излишнее дифференцирование субъектов российского государства по социально-экономическому фактору;
  • неравномерная и непродуманная схема распределения дотаций, субсидий и субвенций из федерального в региональные бюджеты, неспособная стимулировать желание субъектов-получателей развития финансово-экономической деятельности.

Заключение

Бюджет Российской Федерации – основной финансовый план страны, составляющийся ежегодно. Будучи базисным инструментом накопления денежных средств, он предоставляет центральным и региональным властным органам естественную возможность реализации управленческих полномочий. Бюджетная система РФ является прямым отображением свойственного государству стиля руководства всеми сферами экономики.

Определяя налоговый климат страны, федеральный бюджет способен явно продемонстрировать объемы требующихся государству финансовых ресурсов в соотношении с реально существующими резервами. Исходя из этого, региональный бюджет получает четкие фиксированные направления расходования средств по конкретной отрасли, выражая таким образом экономическую общегосударственную политику.

Особую роль в бюджетном процессе играет стадия формирования бюджета: в ней отражается смысл действующего государственного социально-экономического устройства и главное содержание финансовой политики органов власти.

Формирование бюджета состоит из двух частей: организации и разработки.

Организация формирования бюджетного процесса включает:

Определение субъектов (участников) бюджетного процесса и их полномочий;

Установление объектов (денежных потоков и фондов) бюджетного процесса;

Составление планов формирования бюджетного процесса в целом и его отдельных компонентов.

В бюджетном процессе принимают участие все субъекты страны (физические, юридические лица, государственные структуры), а также ряд аналогичных зарубежных субъектов. Все субъекты делятся на 2 части:

Пассивная - это поставщики бюджетных ресурсов (физические и юридические налогоплательщики, кредиторы и т.д.) и конечные потребители денежных средств (физические и юридические лица);

Активная - это органы, наделенные бюджетными полномочиями, к которым относятся: Президент, органы законодательной (представительной) и исполнительной, органы денежно-кредитного регулирования (банк России и кредитные организации), органы государственные внебюджетные фонды;

Разработка проектов бюджетов, её цель - формирование бюджетного пакета материалов (проекты бюджетов и необходимые документы).

Процесс разработки включает следующие этапы:

1. разработка прогнозов экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики.

2. составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

3. разработка проекта законов о бюджете;

4. представление пакета документов в законодательные органы.

Разработкой проектов бюджетов занимаются Правительство РФ соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ местного самоуправления, Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

В проекте закона о бюджете определяются следующие данные :

Источники финансирования дефицита бюджета;

Верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным;

Пределы, объемы и перечень государственных внешних заим­ствований РФ по показателям источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета;

Пределы государственных кредитов зарубежным субъектам;

Определяются соотно­шения между величиной прожиточного минимума и минимальны­ми размерами пенсий по старости, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

Вопрос 3 – Содержание и принципы формирования доходов бюджетов

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Известны 5 основных видов поступлений государственного бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, займы, эмиссии и трансферты. Налоговые поступления служат основой для всех звеньев бюджетной системы современных стран. К ним относятся федеральные, региональные и местные налоги

Основные черты налоговых доходов:

1) налоговые доходы базируются исключительно на правовой основе, т.е. все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами гос. власти;

2) налоговое законодательство предусматривает четкое разделение налогов по уровням гос. структуры

3) налоговое законодательство предусматривает разделение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней на закрепленные и регулируемые.

4) налоговая система построена по единым принципам, единому механизму взимания налогов.

Неналоговые доходы: В отличие от налоговых доходов неналоговые доходы не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются на уровне поступлений прошлого года. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений. Перечень неналоговых доходов являются единым для бюджетов всех уровней, и определяется бюджетной классификацией. Неналоговая доходы включают:

Доходы от имущества, находятся в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Доходы от реализации гос. запасов

Доходы от продажи земли и НМА

Поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников

Административные платежи и сборы

Штрафные санкции, возмещение ущерба

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие неналоговые доходы.

Государственные займы стоят по значимости поступлений на втором месте и имеют тысячелетнюю историю, но получили широкое распространение лишь в ХХ веке. Займы – это денежные поступления, которые через определённое время необходимо вернуть, при чём с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона заключается в возможности удовлетворения временных неотложенных нужд при чрезвычайных обстоятельствах, для ускорения развития каких либо процессов и т.д. Различают внутренние и внешние займы. Государственные займы требуют научного обоснованного подхода к их использованию.

Эмиссия (выпуск в оборот акций) кредитных денег применяется для покрытия дефицита бюджета и ведёт к инфляции, т.к. происходит переполнение каналов обращения избыточной денежной массой. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника поступления бюджета не предусматривается.

Трансферты (финансовая помощь) приняты в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней и включает дотации, субсидии и субвенции и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящие. Для большинства регионов они играют большую роль так как составляют 70-80% доходов бюджетов.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной, основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.

Вопрос 4 – Экономическое содержание и назначение бюджетных расходов

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

Важный признак классификации расходов бюджета - функциональный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп:

1. финансирование промышленного производства;

2. финансирование социально-культурных мероприятий;

3. финансирование науки;

4. финансирование обороны;

6. расходы по внешнеэкономической деятельности;

7. создание резервных фондов;

8. расходы по обслуживанию государственного долга;

9. прочие расходы и выплаты.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 основным направлениям. Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

По экономике на тему:

Федеральный, региональный и местный бюджет РФ

Выполнил:

Ученик 9А класса

Хаматдинов Рамиль

Федеральный бюджет России

бюджет доход местный региональный

Федеральный бюджет РФ - основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Бюджетный процесс

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

Параметры федерального бюджета

Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в последние годы возрастают опережающими темпами (млрд. руб.)

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году - лишь четверть в общей массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам - 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов - 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам - в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год", который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы - до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

В 2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 - 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

Доходы - 6644,4 млрд руб.

Расходы - 6570,3 млрд руб.

Доходы - 7465,4 млрд руб.

Расходы - 7451,2 млрд руб.

Доходы - 8090,0 млрд руб.

Расходы - 8090,0 млрд руб.

Местный бюджет

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории "публичные финансы".

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления: контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Доходы

Доходы местных бюджетов также как и доходы других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

Формирование муниципальной собственности и управление ею;

Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

Организация утилизации и переработки бытовых отходов;

Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

Обеспечение противопожарной безопасности;

Охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;

Реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

Обслуживание и погашение муниципального долга;

Целевое дотирование населения;

Проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

Региональный бюджет

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

Налог на имущество предприятий;

Налог на недвижимость;

Дорожный налог;

Транспортный налог;

Налог с продаж;

Налог на игорный бизнес;

Региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств.

Формой проявления указанных отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджеты бюджетной системы РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под доходами понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс РФ разделяет все бюджетные доходы на три вида: 1. Налоговые доходы бюджетов, к которым относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Согласно Бюджетному кодексу РФ к налоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ относятся: налоги на прибыль, доходы; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; страховые взносы на обязательное социальное страхование;

Главным инструментом мобилизации денежных средств в бюджет являются налоги. Понятие налога и сбора дается в Налоговом кодексе:

под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

под сбором – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговым кодексом РФ установлен перечень налогов, поступающих в различные бюджеты бюджетной системы РФ: К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость, 2) акцизы, 3) налог на доходы физических лиц, 4) налог на прибыль организаций, 5) налог на добычу полезных ископаемых, 6) водный налог, 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, 8) государственная пошлина.

К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), 2) упрощенная система налогообложения, 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Принадлежность налога к группе федеральных не означает, что данный налог поступает исключительно в федеральный бюджет.

В нашей стране действует веерная модель распределения доходов между уровнями бюджетной системы - наряду с закреплением собственных налогов за каждым бюджетом отдельного уровня бюджетной системы налогов существует механизм долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов.

Использование данной модели обусловлено резкой дифференциацией уровней экономического и социального развития территорий, а также тем, что при использовании схемы «один бюджет – один налог» территории неизбежно ослабляют внимание к собираемости всего спектра налогов и акцентируются на собираемости «своего» налога.

Например, налог на доходы физических лиц, отнесенный Налоговым кодексом РФ к федеральным, поступает исключительно в бюджеты субъектов (70 %) и местные бюджеты (30 %) ; налог на прибыль организаций, взимаемый по ставке 20 % и отнесенный Налоговым кодексом РФ к федеральным, поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в пропорции 2: 18 соответственно .

2. Неналоговые доходы бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ относятся: доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; доходы от продажи имущества; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, конфискации, компенсации, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы.

3. Безвозмездные поступления в бюджеты. Согласно Бюджетному поступлениям относятся: кодексу РФ к безвозмездным безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления (муниципальных) организаций; от государственных безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

Согласно Бюджетному кодексу в России к собственным доходам бюджетов относятся: 1. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах. 2. Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. 3. Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Все доходы, поступающие в бюджеты бюджетной системы РФ, подлежат администрированию, т. е. контролю со стороны соответствующих ведомств, называемых администраторами доходов бюджетов.

Под администратором доходов бюджета понимается орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.