Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Функции государственного бюджета. Государственное бюджетирование

Бюджет - это совокупность расходов и доходов отдельного субъекта устанавливаемая на определенный период времени. Государственный бюджет - это важнейший финансовый документ страны в котором указываются источники и размеры поступлений в государственную казну, а также потребности, погашаемые за счет государства.

Основные положения

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок. Осуществляется бюджетный процесс уполномоченными государственными органами.

Основные функции государственного бюджета:

  • Контролирует и ограничивает действия правительства;
  • Осуществляет регулирование денежных потоков внутри государства и укрепляет финансовые связи между центром и регионами;
  • Определяет экономическую политику государства;
  • Предоставляет информацию о намерениях правительства всем участникам экономической деятельности.

Государственный бюджет служит финансовой базой государства и является необходимой составляющей для нормального функционирования государственной системы. С помощью бюджетных средств, правительство осуществляет выплаты по взятым на себя обязательствам, осуществляет финансирование различных государственных программ, создает государственные резервы.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он во многом определяет конечный потребительский спрос. Это связано с тем, что от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции. Величина финансовых потоков, которые проходят через государственный бюджет оказывает влияние на такие важные экономические показатели как:

  • Объем производства;
  • Государственные инвестиции;
  • Уровень безработицы;
  • Величина денежной массы;
  • Валютный курс;
  • Учетная ставка Национального банка;
  • Размер внутреннего и внешнего государственного долга;
  • Инфляция.

Все эти экономические показатели взаимосвязаны и негативная динамика одного, незамедлительно повлечет за собой ухудшение значений других показателей. Например, бюджет сокращается за счет уменьшения финансирования какой-либо государственной структуры. В этом случае проблема невыплаты заработной платы решается за счет сокращения части сотрудников данной государственной структуры, что неизбежно приводит к росту безработицы и повышению суммы выплат социальных пособий для безработных граждан.

Другой пример. Правительство решило уменьшить внутренний долг не за счет бюджетных средств, а за счет выпуска дополнительной денежной массы. В этом случае неизбежен рост инфляции, так как денежные средства не подкреплены государственным золотовалютным резервом.

Для эффективной работы с государственным бюджетом выделяют следующие показатели:

  • Доходы;
  • Официальные трансферты;
  • Расходы;
  • Дефицит и профицит.

Доходы государственного бюджета

Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования государственного бюджета. Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующего законодательства.

Доходы разделяются на текущие и капитальные. Капитальные доходы - это официальные трансферты, доходы от продажи и сдачи в аренду земли, доходы от реализации государственных запасов. Официальные трансферты - это нерегулярные, необязательные и часто единоразовые платежи, поступающие в государственный бюджет из различных источников. Как правило, эти поступления носят характер пожертвований. Например, трансфертом считается сумма, добровольно выделенная частным лицом в государственный бюджет для строительства больницы или школы.

Текущие доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируются из предусмотренных законодательством налогов и сборов. Налоговые доходы составляют основную часть доходов государственного бюджета. На их долю приходится около 85% всех поступлений, на долю неналоговых и капитальных доходов приходится 8% и 7% соответственно. Разновидности налоговых доходов:

  • Налог на прибыль;
  • Подоходный налог;
  • Налог на совокупный доход;
  • Лицензионные и регистрационные сборы;
  • Отчисления в государственные социальные фонды;
  • Налоги на имущество;
  • Платежи, отчисляемые за пользование природными ресурсами;
  • Налоги взимаемые с внешнеэкономической деятельности;
  • Прочие налоги и сборы.

Налоги являются важным инструментом фискальной политики государства. Размер налогов определяется законодательными органами страны, а за их неуплату предусмотрена уголовная ответственность. Совокупность налогов образует налоговую систему государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются от непосредственной деятельности определенного субъекта. К их числу относят: налог на прибыль, подоходный налог, налог на совокупный доход.

Косвенные налоги составляют около 70% всех поступлений в государственный бюджет. Они оказывают существенное влияния на ценообразование и структуру потребления. К ним относятся: налог на добавочную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины.

К неналоговым доходам государственного бюджета относят:

  • Административные платежи и сборы;
  • Доходы от имущества находящегося в государственной собственности;
  • Платежи по штрафам;
  • Прочие неналоговые поступления.

К источникам доходов государственного бюджета можно отнести государственные займы и средства, полученные за реализацию государственных ценных бумаг.

Расходы государственного бюджета

Расходы - это все невозвратные платежи, вне зависимости от того являются ли они возмездными или безвозмездными. Расходы государственного бюджета это экономические отношения возникающие в связи с распределением государственных средств и их использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. С помощью расходов бюджета, государство обеспечивает необходимую финансовую поддержку всех государственных программ проводимых правительством.

Расходы, как и доходы, делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы - это расходы, выделяемые правительством на различные инвестиционные программы. Кроме этого, в данную категорию входят расходы, направленные на кредитование юридических лиц из государственного бюджета. Текущие расходы - это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, а также различные дотации и субсидии, предоставляемые государством для отдельных отраслей экономики.

Расходы государственного бюджета предназначены для следующих целей:

  • Социальные. В эту категорию входят расходы на выплату социальных пособий и пенсий, а также расходы на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности. Этот вид расходов занимает наибольшую долю в бюджете страны.
  • Военные. Эти расходы направлены на повышение обороноспособности государства, финансирование и содержание армии.
  • Экономические. Расходы из этой категории направляются на финансирование государственных инвестиционных и экономических программ, накоплений государственных резервов и выплату государственного долга.
  • Внешнеэкономические. Расходы направленные на обеспечение и реализацию международных договоренностей и выплату взносов в международные организации.
  • Содержание государственного аппарата. Расходы связанные с финансированием органов судебной и законодательной власти.

Дефицит и профицит государственного бюджета

При принятии государственного бюджета в обязательном порядке учитываются размер доходов и расходов. Оптимальным считается бюджет, в котором величина доходов равна величине расходов, так называемый сбалансированный бюджет. Но на практике, такого идеального показателя достичь, как правило, не удается и возникает дефицит или профицит бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов государства, над его расходами. Данное явление, в современной экономике, встречается не очень часто. В основном странам приходится сталкиваться с дефицитом бюджетных средств.

Дефицит бюджета - превышение расходов государства над его доходами. В современном мире, явление бюджетного дефицита распространено повсеместно и вряд ли найдется государство, которое не сталкивалось с этой проблемой. Допустимым уровнем превышения расходов над доходами принято считать 5% от валового национального продукта.

Большой дефицит бюджета может привести к экономическому краху и даже банкротству государства. Поэтому правительства, всячески стараются предотвратить бюджетный дефицит. На сегодняшний день существуют три основных способа решения этой проблемы:

  • Сокращение бюджетных расходов;
  • Эмиссия дополнительных денежных средств;
  • Одалживание денег.

Сокращение бюджетных расходов один из самых эффективных и наименее популярный способ погашения бюджетного дефицита. В первую очередь это связано с тем, что урезание финансирование в основном скажется на малообеспеченных слоях населения, единственным доходом которых являются социальные выплаты или зарплаты выплачиваемые из госбюджета. Правительство, сделавшее ставку на этот способ решения проблемы, навряд ли будет пользоваться поддержкой населения.

Эмиссия дополнительных денежных средств. Этот способ наиболее легкий и безболезненный, но он приводит к обесцениванию национальной валюты. Поэтому использовать его можно не часто, чтобы не превысить допустимые нормы инфляции.

Одалживание денег - это самый распространенный способ «залатать дырявый бюджет». Этот способ популярен, тем, что деньгами можно воспользоваться сейчас, а отдавать их надо будет потом. Таким образом, переложив проблему возврата долга на следующие поколения.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это займы у иностранных кредиторов, а внутренний - у граждан или организаций собственного государства. Очень часто внутренний заем осуществляется посредством реализации государственных ценных бумаг.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет - главный финансовый документ Российской Федерации в котором отображены основные расходы и доходы государства. Федеральный бюджет является финансовым планом страны на 1 год и утверждается Федеральным Собранием РФ в виде Федерального закона. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса финансовых средств между различными отраслями промышленности и народного хозяйства, между производственным и непроизводственным секторами экономики, а также регионами страны.

Принимается федеральный бюджет Государственной Думой РФ в трех чтениях. В первом чтении принимаются основные положения будущего бюджета, во втором депутаты принимают бюджет по разделам, в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Государственной Думой, он утверждается президентом Российской Федерации. Согласно законодательству, правительство РФ должно внести на рассмотрение Госдумы проект бюджета на следующий год, не позднее 1 октября текущего года.

Как и во многих странах, в России поступления в федеральный бюджет из регионов распределены неравномерно. Так, например, в 2013 году Ханты-Мансийский Автономный Округ перечислил в общей сложности 27% бюджетных средств. А это на целых 5% больше, чем 72 региона России.

Федеральный бюджет рассчитывается исходя из валютного курса рубля и мировых цен на нефть. Бюджет России в 2015 году был рассчитан исходя из цены в 96 $ за баррель нефти и по курсу 37.7 рублей за доллар США. Сумма доходов определена на уровне - 15.082 трлн. рублей, расходов - 15.531 трлн. рублей. Дефицит бюджета составил приблизительно 450 млрд. рублей.

Основными «потребителями» бюджетных средств РФ в 2015 году являются: Министерство финансов Российской Федерации - 29.49%, Министерство обороны Российской Федерации - 10.89%, Министерство Внутренних дел - 7.55%. На здравоохранение выделено 1.31% бюджета, а на образование и науку - 2.72%.

Наибольший доход ожидается от таможенных пошлин на нефть и газ - 26.11%, налога на добавочную стоимость - 34.15%, налога на добычу полезных ископаемых - 17.26% и различного рода акцизов - 4.46%.

Государственные бюджеты стран мира

Каждая страна имеет специфику собственной финансовой системы. Поэтому для сравнения экономического потенциала выбираются наиболее важные экономические показатели, расчет которых проводится аналитиками различных международных организаций.

Для сравнительной характеристики бюджетов используются суммы государственных расходов и доходов отраженные в долларах США. При этом дефицит/профицит бюджета отображается в процентном отношении к ВВП страны. В нижеприведенной таблице указаны страны с наибольшим уровнем государственных доходов в 2013 году.

страна Доходы бюджета, млрд $ расходы бюджета, млрд $ дефицит/профицит бюджета, млрд $ ВВП, млрд $ отношение дефицита бюджета к ВВП, %
1 США 2 849 3 517 - 668 16 768 3.98
2 Китай 2 118 2 292 - 174 16 173 1.07
3 Япония 1 739 2 149 - 410 4 685 8.75
4 Германия 1 626 1 624 + 2 3 610 -
5 Франция 1 410 1 522 - 112 2 535 4.41
6 Великобритания 1 023 1 112 - 89 2 450 3.6
7 Италия 984 1 052 - 68 2 106 3.23
8 Канада 687.8 740.8 - 53 1 530 3.46
9 Испания 505.1 597.3 - 92.2 1 523 6.05
10 Австралия 494.3 514.4 - 20.1 1 051 1.91
11 Россия 439 450 - 11 3 492 0.31

Как видно из таблицы, только Германия смогла закончить 2013 год с профицитом бюджета. Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший % дефицита у Испании - 6.05, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо. У России и Китая одни из лучших показателей 0.31% и 1.07%.

Кратко и актуально о государственном бюджете читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Приложение № 9 к муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2017 год»

Порядок аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий и механизм контроля за их расходованием, а также порядок трудового и (или) финансового участия граждан в выполнении указанных работ

  1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок аккумулирования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий (далее - Порядок), регламентирует процедуру аккумулирования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий в городском поселении «Город Амурск» (далее - город Амурск), механизм контроля за их расходованием, а также устанавливает порядок и формы трудового и (или) финансового участия граждан в выполнении указанных работ.

1.2. Под формой финансового участия понимается доля финансового участия заинтересованных лиц, организаций в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий в размере, установленном органом местного самоуправления.

1.3. Под формой трудового участия понимается неоплачиваемая трудовая деятельность заинтересованных лиц, имеющая социально полезную направленность, не требующая специальной квалификации и организуемая в качестве трудового участия заинтересованных лиц, организаций в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий.

  1. Организация финансового и (или) трудового участия

заинтересованных лиц

2.1. Организация финансового участия, осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого подлежит благоустройству, оформленного соответствующим протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее 1-го процента от стоимости мероприятий, в соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2017 году субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по реализации муниципальных программ формирование современной городской среды (Приложение № 16 к государственной программе Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края») (далее - Правила).

2.2. Организация трудового участия, осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого подлежит благоустройству, оформленного соответствующим протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в размере не менее 2-х процентов от стоимости мероприятий, в соответствии с Правилами.

2.2.1. В качестве документов (материалов), подтверждающих трудовое участие заинтересованных лиц могут быть представлены отчёт подрядной организации о выполнении работ, включающие информацию о проведении мероприятия с трудовым участием граждан, отчёт Совета многоквартирного дома, лица, осуществляющего управление многоквартирным домом о трудовом участии граждан. К отчёту необходимо представить фото-, видеоматериалы, подтверждающие проведение мероприятия с трудовым участием граждан. Рекомендуется размещать указанные фото и видеоматериалы в средствах массовой информации, в социальных сетях и в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет».

  1. Организация аккумулирования и

контроля расходования средств заинтересованных лиц

3.1. Муниципальной программой города Амурска предусмотрено финансовое участие заинтересованных лиц в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий. В случае включения заинтересованными лицами в дизайн-проект благоустройства дворовой территории работ, входящих в дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий, денежные средства заинтересованных лиц подлежат аккумулированию уполномоченным органом для последующего перечисления на лицевой счет администратора доходов бюджета городского поселения «Город Амурск» в органах казначейства.

3.2. Администрацией города Амурска в качестве уполномоченного органа для аккумулирования денежных средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий, назначены управляющие организации (компании), товарищества собственников недвижимости, товарищества собственников жилья, официальные представители непосредственного способа управления (далее - уполномоченная организация).

3.3. В целях софинансирования мероприятий по благоустройству дворовой территории и для зачисления аккумулированных средств заинтересованных лиц, администрация города Амурска заключает соглашение с уполномоченной организацией, в котором определяются порядок и сумма перечисления средств.

3.4. Объем денежных средств заинтересованных лиц определяется сметным расчетом стоимости работ по благоустройству дворовой территории, и составляет не менее 1 процента от общей стоимости соответствующих видов работ из дополнительного перечня.

3.5. Объем денежных средств, определённый сметным расчётом, может быть изменен по итогам осуществления закупки товара, работы, услуги в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также с учетом стоимости фактически выполненных работ по благоустройству дворовых территорий в рамках дополнительного перечня.

3.6. Уполномоченная организация в соответствии с возложенными на неё полномочиями:

3.6.1. Открывает счета для аккумулирования средств заинтересованных лиц в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее 20 миллиардов рублей. Основанием для открытия счета для аккумулирования средств заинтересованных лиц, является решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым определяются порядок и сумма денежных средств, подлежащая перечислению заинтересованными лицами на выполнение работ предусмотренных дополнительным перечнем.

3.6.2. Обеспечивает учет поступающих от заинтересованных лиц денежных средств, в разрезе многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству по дополнительному перечню.

3.6.3. Обеспечивает ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчётным, направление данных о поступивших от заинтересованных лиц денежных средствах, в разрезе многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству по дополнительному перечню, в адрес администрации города Амурска.

3.6.4. Перечисляет поступившие от заинтересованных лиц денежные средства в бюджет города Амурска по реквизитам согласно ПРИЛЖЕНИЮ к настоящему Порядку.

3.6.5. Осуществляет перечисление денежных средств до начала работ по благоустройству дворовой территории.

3.7. Администрация города Амурска обеспечивает учет поступающих от уполномоченных организаций денежных средств в разрезе многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству.

3.8. Администрация города Амурска обеспечивает ежемесячное опубликование на официальном сайте администрации городского поселения «Город Амурск» в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» (http://amursk.ru) данных о поступивших от уполномоченных организаций денежных средствах в разрезе многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству.

3.9. Администрация города Амурска ежемесячно обеспечивает направление данных о поступивших от уполномоченных организаций денежных средствах, в разрезе многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству, в адрес общественной комиссии, сформированной из представителей органа местного самоуправления, политических партий и иных лиц (далее - общественная комиссия).

3.10. Общественная комиссия, осуществляет контроль за целевым расходованием аккумулированных денежных средств заинтересованных лиц на финансирование дополнительного перечня работ, включенных в дизайн-проект благоустройства дворовой территории.

3.11. Расходование аккумулированных денежных средств осуществляется администрацией города Амурска на финансирование дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий в соответствии с утвержденным дизайн-проектом благоустройства дворовых территорий, утвержденного общественной комиссией.

3.12. Расходование денежных средств осуществляется путем принятия и оплаты обязательств в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми документами, регулирующими бюджетные правоотношения.

3.13. Контроль за целевым расходованием аккумулированных денежных средств заинтересованных лиц осуществляется администрацией города Амурска в соответствии с бюджетным законодательством.

  1. Условия возврата аккумулированных денежных средств заинтересованным лицам

4.2. Администрация города Амурска обеспечивает возврат аккумулированных денежных средств заинтересованным лицам в срок до 29 декабря 2017 года при условии:

а) экономии денежных средств по итогам торгов по отбору подрядной организации для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий;

б) экономии денежных средств, по итогам выполнения работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома подрядной организацией;

в) неисполнения работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по вине подрядной организации;

г) не предоставления заинтересованными лицами доступа к проведению работ по благоустройству дворовой территории;

д) возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

е) возникновения иных случаев, предусмотренных действующим законодательством.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Порядку аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий и механизм контроля за их расходованием, а также порядок трудового и (или) финансового участия граждан в выполнении указанных работ

Банковские реквизиты на перечисление средств в местный бюджет администрации городского поселения «Город Амурск»

Получатель: УФК по Хабаровскому краю (администрация города Амурска)

ИНН 2706026117

КПП 270601001

Расчетный счет 40101810300000010001

Банк: Отделение Хабаровск г. Хабаровск

БИК 040813001

КБК 156 207 05030 13 0000 180

ОКТМО 08603101001

Назначение платежа: Прочие безвозмездные поступления в бюджет городского поселения, на благоустройство дворовых территорий.

В числе наиболее мощных инструментов государственного воздействия на экономику следует назвать финансовое управление на бюджетной основе, называемое бюджетным регулированием. Бюджеты разных уровней образуют сердцевину финансовых институтов государственного управления экономикой. Роль бюджетной системы государства настолько велика, что ее правомерно считать самостоятельным институтом государственного управления экономикой наряду с банковской системой.
Так как государственные бюджеты разрабатываются на плановой основе и представляют по сути государственные финансовые планы, есть полное основание считать разработку и использование бюджетов определяющей формой государственного финансового планирования. Государственное бюджетирование как основное проявление финансового планирования представляет процесс формирования и использования бюджета 95
- централизованного денежного фонда в целях финансирования обширного круга общественных благ, государственных программ.
Государственное бюджетирвание образует верхнюю часть пирамиды бюджетирования, охватывающей бюджетные процессы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, на уровне организаций и бюджеты домашних хозяйств, именуемые семейными бюджетами.
Бюджет, понимаемый упрощенно как «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, в действитель-
ности представляет более сложное и многогранное понятие. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, организация, семья. С другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. С третьей стороны, бюджет отражает финансовое поведение, финансовую политику обладателя денежных средств, его умение балансировать доходы и расходы, распределять финансовые ресурсы.
Бюджетная деятельность на государственном уровне, которую, собственно, и именуют государственным бюджетированием, представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой, отображает не только финансовую, но и социально-экономическую политику государства в целом. Хотя государственный бюджет аккумулирует в себе только денежные средства государства, получаемые и расходуемые в течение одного года или другого бюджетного периода, он оказывает влияние на движение финансовых ресурсов, денежные потоки, а тем самым и на социально-экономические процессы в целом. С государственным бюджетом связаны, от него зависят инфляция, государственный долг, государственные социально-экономические программы, финансирование бюджетных организаций, социальные пособия и выплаты.
Бюджетирование как форма государственного управления включает:
- установление объемов и структуры денежных доходов государства, источников доходов в течение бюджетного периода;
- формирование структуры и объемов, адресацию денежных расходов государства в течение бюджетного периода;
- достижение определенного уровня сбалансированности денежных доходов и расходов государства за бюджетный период;
- выделение приоритетных направлений расходования денежных средств государства, которые должны быть гарантированными, обеспеченными (защищенные статьи государственного бюджета);
- увязку бюджетов с основными направлениями проводимой государством экономической и социальной политики;
- создание государственных резервов, запасов денежных средств и регулирование внутреннего и внешнего государственного долга.
Таким образом, представляя в формальном восприятии законодательно утверждающую роспись
государственных доходов и расходов за определенный период времени, государственный бюджет является в то же время финансовой основой государственного управления экономикой. В содержательном плане государственный бюджет есть способ формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов государства в целях финансирования государственного (бюджетного) сектора экономики, социальной сферы и обслуживания государственного долга. Государственный бюджет представляет в то же время годовой срез перспективного финансового плана государства, составляемого по укрупненным показателям бюджетной классификации на период, превышающий бюджетный. Тем самым государственный бюджет становится несущим элементом системы скользящего государственного финансового планирования.
В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход вытекает из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.
В странах с рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой системой ведения хозяйства.
Принципиально важен и тот факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты в парламентах и их комиссиях прорабатываются самым детальным образом, по всем доходным и расходным статьям, даже по отдельным объектам.
В результате реформ бюджеты стали и в России предметом рассмотрения и утверждения законодательными
органами. Но утвердив бюджет, часто с запозданием, о нем, к сожалению, не всегда помнят. Бывает, что властные органы принимают решения, разрушающие утвержденный бюджет.
Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций имеют
контроль за финан-
совыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные расходы превышают намеченные, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями.
Бюджетно-регулятивная функция государства в странах с рыночной системой хозяйствования достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой. С помощью бюджетов государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Совокупность бюджетов, используемых в стране, именуют бюджетной системой. В странах с федеративным государственным устройством такая система обычно складывается из бюджетов трех уровней:
1) федеральный бюджет, в котором сосредоточены бюджетные ресурсы, необходимые для осуществления затрат, носящих общегосударственный характер. Через этот бюджет также происходит процесс распределения и перераспределения национального дохода между различными субъектами Федерации;
2) бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты), в которых сосредоточены бюджетные финансовые ресурсы крупных регионов, входящих в состав Федерации;
3) местные (муниципальные) бюджеты, состоящие из финансовых ресурсов административнотерриториальных образований в виде городов, районов, поселков, населенных пунктов.
К трехуровневой бюджетной системе, охватывающей федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, примыкают бюджеты хозяйствующих субъектов (юридических лиц) и семейные бюджеты. Бюджет хозяйствующего субъекта известен под названием бухгалтерского баланса, в нем сопоставляются доходы и расходы предприятия, компании, фирмы за определенный период времени. Семейный бюджет представляет таблицу доходов и расходов семьи за месяц или год. Бухгалтерские финансовые балансы доходов и расходов организации составляются в обязательном порядке, тогда как составление семейного бюджета - добровольное дело каждой семьи.
районов, поселков и других населенных пунктов.
Бюджетная система Российской Федерации, как уже упоминалось, строится на законодательной основе в виде бюджетного законодательства. Общие принципы бюджетного законодательства, правовую базу функционирования бюджетной системы, протекания бюджетных процессов устанавливает Бюджетный кодекс Рос-
сийской Федерации, принятый в 1998 г. Кодекс определяет правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Охарактеризуем основные принципы построения и функционирования бюджетной системы и государственного бюджета как его определяющей части, принятые в мире и закрепленные в Бюджетном кодексе России.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единообразие бюджетной документации и классификации, единый порядок построения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, их непротиворечивость.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право самостоятельного составления и ведения бюджетов органами законодательной и исполнительной власти каждого уровня.
Принцип полноты требует отражения в бюджете доходов и расходов по всем статьям в полном объеме, с учетом всех источников и всех финансируемых на бюджетной основе затрат.
Принцип сбалансированности означает достижение соответствия доходов и расходов бюджета.
Принцип гласности (открытости) требует обязательного опубликования в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытости для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия бюджетов.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что такие средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей.
В реальной практике государственного бюджетирования не все указанные принципы соблюдаются в полной мере. Об этом свидетельствует хотя бы сам факт наличия наряду с государственным бюджетом внебюджетных фондов, закрытости отдельных статей расхода бюджетных средств, неполной самостоятельности бюджетов нижних уровней.
Государственный бюджет по своей экономической сущности отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования экономики, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления государством.
Особенностью этого звена финансовой системы является то, что бюджет связан с обособлением части национального дохода в виде налога и платежей в руках государства и ее использованием в общественных целях. Государственный бюджет в отличие от финансовой системы в целом перераспределяет лишь имеющуюся у него часть национального дохода (а не все национальное богатство) между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности в пропорциях, определяемых в первую очередь потребностями расширенного воспроизводства и финансовой политикой государства.
Государственный бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходят сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством своих функций, образующих в своей совокупности функции бюджетного управления (регулирования).
Фискальная функция заключается в создании с помощью государственного бюджета финансовой основы функционирования государства, финансирования государственных расходов как за счет собственных доходов, так и в большей степени посредством налоговых и иных поступлений.
Распределительная функция бюджета проявляется посредством использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей, проведение экономической политики, финансовую поддержку отраслей, регионов.
Контрольная функция позволяет выявить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются. Бюджет отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, благодаря чему становится видно, куда поступают (должны поступать), когда и в каких размерах.
Проявление функций государственного бюджета находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, являющемся реальным воплощении бюджетной политики и отражающем нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Государство использует бюджет для регулирования экономики посредством маневрирования поступающими в его распоряжение денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять самые разнообразные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование производства, осуществление государственных инвестиций, финансирование социальной сферы.
Доходы государственного бюджета формируются за счет платежей юридических и физических лиц в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Рыночная экономика диктует необходимость использования налогов в качестве основных источников формирования доходов. Наряду с налогами существуют и неналоговые доходы бюджета в виде доходов от продажи государственного имущества, приватизации, аренды, концессии, предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, сборов и пошлин, безвозмездных перечислений в пользу государства, штрафов и иных денежных взысканий.
Доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы закрепляются за соответствующим бюджетом на постоянной основе полностью или частично в соответствии с законодательством страны. Регулирующие доходы - это федеральные, региональные и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах (на очередной период) в региональные и местные бюджеты.
Расходование государственного бюджета возникает в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и выполнение функций государства. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации расходы бюджетов делятся на капитальные, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, и текущие, обеспечивающие функционирование органов власти бюджетных организаций, оказание государственной поддержки бюджетам нижестоящих уровней, отдельным отраслям в форме дотаций.
Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров, услуг и трансфертных платежей. Правительственные закупки включают, например, закупку оружия, государственное строительство, оплату услуг судей, учителей, пожарных, полицейских. Трансфертные платежи
- это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам. Чаще всего правительственные закупки называют истощающими расходами, так как они поглощают производственные ресурсы. В то же время трансферты и закупки оказывают влияние на распределение ресурсов. Если через правительственные закупки общество перераспределяет ресурсы от частного потребления к общественному, то через трансферты правительство лишь изменяет структуру потребления товаров частного сектора и не оказывает влияния на увеличение обществен
ного потребления за счет личного. Следует отметить, что в результате этого государственное вмешательство в экономику выглядит эффективнее при помощи изменения объема правительственных закупок, нежели трансфертов.
Посредством трансфертов, направляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации и далее в муниципальные бюджеты, формируются в экономическом аспекте федеральные бюджетные отношения. Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам: по их роли в воспроизводстве (расходы, направляемые в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение); целевому назначению (инвестиции, дотации, расходы на заработную плату); социальному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство значительную часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных целевых федеральных и региональных социальноэкономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение важнейших социально-экономических проблем, на поддержку отдаленных, депрессивных регионов, на развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры. |> Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социальнокультурных мероприятий, направлены на то,: чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечи-" вать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.
В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ, на военное строительство.
Расходы на управление необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственноорганизаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.
В условиях перехода к экономике, основанной на рыночных отношениях, принимаются меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных государственных и негосударственных предприятий, отказу от применявшихся в советской экономике методов всеобщего экономического патернализма. Бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление государственных программ, финансирование собственно государственных расходов.
В тех случаях, когда имеющиеся доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к внутренним и внешним займам (как источникам доходов бюджета), прежде всего у организаций кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции, финансовых кризисов. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде. Опасаться надо не локального, а постоянного, нарастающего бюджетного дефицита, ведущего к образованию трудновозмещаемых, накопленных долговых обязательств, отягощаемых выплатой процентов по долгам.
Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к величине валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике - ее развал, неэффективность финансовой системы, - тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всей экономике и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.
Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в первой фазе перехода к рыночной экономике в России, - это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей вследствие распада единого союзного государства. В связи с этим в середине
90-х гг. дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20-25% доходов и превышал 5% ВВП. В начале первого десятилетия XXI в. российскому государству удалось сломить тенденцию дефицитного государственного бюджетирования и освоить составление профицитных, безубыточных бюджетов.
Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов. В целях покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Но если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет других ресурсов для кредитования, кроме увеличения выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, банков посредством продажи им государственных облигаций, способно порождать порочный круг, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом. Государственный долг складывается из двух составляющих: менее опасного внутреннего долга, о погашении или реструктуризации которого легче договориться со своими внутренними кредиторами, и более отягощающего внешнего долга, обслуживание которого должно быть согласовано с иностранными кредиторами.
Государственный долг - это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний, кредитования частных предприятий приобретает государственные облигации, финансируя государство. Тем самым наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциально возможной величины. Снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а следовательно, к снижению объема производства, так как государство не склонно вкладывать полученные кредиты в производство. Процентные выплаты государства по накопленному долгу растут, что приводит к дальнейшему увеличению долга. Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, обеспечение финансовой устой-
чивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается снижения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращение избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социально-экономических государственных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Привлечение в страну иностранного капитала как способ сокращения, компенсации недостающих государственных бюджетных инвестиций рационально для последующего повышения на этой основе доходов государственного бюджета.
Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование бюджетных средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и испол-
100 нения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.
В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Проект федерального бюджета составляется Правительством РФ за 10 мес до начала очередного бюджетного года. Правительство же готовит на основе предварительных бюджетных материалов проект Закона «О федеральном бюджете» и вносит его в Г осударственную Думу, где проект рассматривается в четырех чтениях. При разработке бюджета на очередной год используется прогноз социально-экономического развития страны, составляется сводный баланс финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры на следующий год. В Российской Федерации бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета одобрен Государственной Думой и Советом Федераций, он передается Президенту РФ для подписания и обнародования.
В процессе составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносится множество изменений и дополнений.
В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникают дополнительные потребности в средствах бюджета, то прежде всего должны быть обеспечены соответствующими доходами текущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться пределы несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.
В случае несогласия президента с версией бюджета, представленной парламентом, он может отклонить ее, т.е. наложить вето. Пока окончательно бюджет не принят и вето не отменено, правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 712 части их величины в предшествующем году.
Контроль за состоянием и ходом выполнения государственного бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой при парламенте, которая в своей деятельности не зависит ни от парламента, ни от аппарата президента.
Финансовые органы контролируют исполнение бюджета. В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступлений доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15% и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Правда, секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи - это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.
При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона.
Параллельно с государственным и местным бюджетами используются и другие формы использования денежных ресурсов государства. Один из таких путей - создание внебюджетных фондов в виде относительно самостоятельных финансовых ресурсов, образуемых из собственных источников доходов. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств, при необходимости их можно перераспределять на различные виды расхо-
дов. Для того чтобы при таком перераспределении средств меньше страдали социальные потребности, т.е. не происходило уменьшение расходов на жизненно важные нужды государства, образуются специальные внебюджетные фонды конкретного назначения. Государственные внебюджетные фонды создаются на федеральном и региональном уровнях.
Внебюджетные фонды находятся в ведении государственных органов власти, порядок их формирования и функционирования регламентируется государством, а источники формирования фондов предопределяются характером и масштабностью задачи, для реализации которых они создаются, а также экономическим и социальным положением страны. В этой связи очевидно, что внебюджетные фонды - это особая форма использования ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов, помимо собственно государственного бюджета. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а с учетом уровня управления они делятся на федеральные и региональные. Основными внебюджетными социальными фондами в современных условиях являются: Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд государственного социального страхования организован для выплаты различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания, для материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов работников. Основная доля расходов этого фонда - выплата различных пособий. Создается фонд налоговым и страховым методом с привлечением средств предприятий и организаций разных форм
собственности, а также лиц, занятых предпринимательской деятельностью. Источниками средств выступают часть социального налога, страховые взносы предприятий и организаций, прочие доходы.
Пенсионный фонд выступает как финансовая и организационная структура, выделенная специально для обслуживания пенсионеров. Таким образом, этот фонд можно представить как орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Данный фонд занимается формированием, аккумулированием средств для выплаты пенсий, пособий на детей, а также финансирования организаций, помогающих пенсионерам и детям. Это самый крупный внебюджетный социальный фонд в России.
Основными доходными статьями Пенсионного фонда являются поступления основной части социального налога в виде процентов от выплачиваемой заработной платы, другие обязательные страховые взносы. В ряде случаев в Пенсионный фонд привлекаются средства из федерального бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий, пособий, а также выплаты компенсаций в связи с изменением стоимости жизни и ростом заработной платы. В фонд могут поступать добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций, а также от коммерческих и финансово-кредитных операций, осуществляемых самим фондом. В отличие от других социальных внебюджетных фондов Пенсионный фонд полностью централизуется на федеральном уровне.
Фонд обязательного медицинского страхования образуется с целью гарантирования возможности гражданам получения бесплатной медицинской помощи за счет накопленных в фонде денежных средств. Обязательное медицинское страхование является специальной частью государственного социального страхования, призванной обеспечить всем гражданам равные возможности получения медицинской и лекарственной помощи в объеме и на условиях программ оказания такой помощи. Обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации введено в 1993 г.
Финансовая база Фонда обязательного медицинского страхования образуется посредством отчислений в размере определенного процента от начисленной оплаты труда, взимаемого из любых его источников в виде социального налога. Указанные платежи направляются в основном в территориальные фонды обязательного медицинского страхования и частично - в Федеральный фонд. Платежи в Фонд обязательного медицинского страхования включаются в себестоимость продукции и тем самым переносятся на цену производимого продукта, так что в конечном счете расходы несут покупатели, потребители этого продукта.
Как следует из изложенного, государственный бюджет и внебюджетные социальные фонды, будучи основными источниками финансовых ресурсов государства, используются также в качестве достаточно всеобъемлющего и многогранного инструмента прямого государственного управления и косвенного регулирования экономики. Действие этого инструмента распространяется за пределы государственного сектора экономики, охватывает в социальном аспекте все население страны. Часть ресурсов государственного бюджета в виде кредитов, субвенций, дотаций, залогов дос-
тается негосударственным коммерческим организациям, общественным фондам, малым предпринимательским структурам.
Для обеспечения устойчивости экономики государство образует специальный стабилизационный фонд.
В мировой практике известны разные концепции использования, ведения государственного бюджета.
Концепция сбалансированного нейтрального бюджета зиждется на принципе достижения и поддержания устойчивого финансового состояния экономики на основе бездефицитного государственного бюджета, при равенстве доходов и расходов вне зависимости от наличия или отсутствия воспроизводственно-экономических проблем. В рамках такой достаточно пассивной концепции государственный бюджет призван решать только задачу получения и адекватного по объему расходования средств на чисто государственные нужды в узком смысле этого слова.
Более поздняя концепция, соответствующая кейнсианской доктрине государственного воздействия на экономику, может быть названа концепцией бюджетной стабилизации экономики. Согласно этой концепции в условиях нарушения устойчивого функционирования экономики, наличия или ожидания кризисных явлений государство вправе расходовать финансовые ресурсы на подавление инфляции, безработицы, пассивного спроса на товары и услуги, прибегая для этого к бюджетным заимствованиям, порождающим бюджетный дефицит. При этом государственный бюджет теряет свое сбалансированно-устойчивое собственное состояние, превращается в долговой во имя стабилизации экономики страны посредством самого бюджета. Реализация подобной получившей широкое распространение в мире концепции бюджетного регулирования экономики предполагает, что вслед за стабилизацией экономики удастся уравновесить и государственный бюджет, погасить образовавшийся государственный долг, используя ликвидные государственные активы.
Вследствие наличия разных целей государственной бюджетной политики и различных представлений об экономической и социальной эффективности этой политики не существует однозначных критериев установления рационального (оптимального) режима государственного бюджетирования. В числе макроэкономических показателей, претендующих на роль таких критериев, назовем:
- темпы роста ВВП страны (региона);
- доля капитальной части (фонда развития) в бюджете;
- бюджетный дефицит;
- накопленный государственный долг (внутренний и внешний);
- уровень инфляции;
- уровень безработицы;
- доля общественных благ в валовом внутреннем продукте.
Реальное суждение об эффективности государственного бюджетирования можно получить только путем рассмотрения совокупности приведенных показателей с учетом их динамики.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем об аккумуляции средств.

Сегодня вы узнаете:

  1. Толкование термина «аккумуляция»;
  2. Какие функции выполняет аккумуляция.

Что такое аккумуляция

Все мы занимаемся накопительством. Кто-то собирает ненужные вещи и отвозит их на дачу, кто-то копит рабочие дни, чтобы получить продолжительный отпуск, а кто-то копит денежные средства. Поговорим о последних.

Вклады нужны банкам для привлечения средств граждан с целью их дальнейшего перераспределения за больший процент.

Ведь, по сути, когда вы относите ваши свободные средства в банк, вы даете банку в долг под определенный процент, процент по вкладу. Затем банк одалживает эти средства нуждающимся с целью получения процентов по кредиту.

На данный момент банковские организации имеют в своем капитале не более 20% собственных средств, 80% приходится на привлеченные.

Таким образом, банки и банковские организации являются некими посредниками между гражданами, у которых есть временно свободные денежные средства и теми, кто в них нуждается.

Банк объединяет такие субъекты экономики по времени (то есть предоставляет заем тогда, когда в нем нуждаются и на определенный срок), по количеству (предоставляет ту сумму, в которой нуждаются единовременно) и по месту (не надо искать заемщиков и кредиторов, все в одном месте).

Банковская деятельность по аккумулированию средств имеет несколько особенностей:

  • Банк направляет аккумулируемые средства на удовлетворение чужих нужд и потребностей;
  • Право собственности на аккумулируемые средства остаются у тех, кто их внес в банк, то есть у вкладчиков;
  • Деятельность по накоплению и перераспределению заемных средств требует наличия лицензии;
  • Собственные свободные денежные средства банка занимают относительно маленькую долю в его капитале;
  • Деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств – одна из важнейших функций банка.

Функции аккумуляции

И, напоследок, давайте подумаем, почему деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств имеет важное значение для общества и государства.

Первая функция – перераспределение средств , поддержка малого и среднего бизнеса. Часто заемщиками банков становятся владельцы малого и среднего , .

Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса позволяет развиваться экономике страны в целом и вносит значительный вклад в бюджет государства.

Вторая функция – сокращение издержек поиска заемных средств . В примере с ноутбуком гражданину «А» пришлось бы обойти нескольких людей, заключить несколько договоров, чтобы получить достаточную сумму. Аккумуляция позволяет избежать бумажной волокиты.

Третья функция – получение прибыли от временно свободных денежных средств . Как известно, деньги должны работать.

Аккумуляция – и есть деятельность по получению денег от денег. При этом прибыль получают не только те, кто аккумулирует денежные средства, но и те, кто вносит свои свободные средства и получает за них процент. Вспомните .

Таким образом, аккумуляция средств позволяет перераспределять средства, развивать малый и средний бизнес в стране, пополнять бюджет государства и улучшать уровень жизни населения.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

Общественные функции:

1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах - со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция. Бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

4. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

Функции государственного бюджета как экономической категории:

1. Распределительная (перепаспределительная). Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республикан-ский, краевой, городской т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

2. Контрольная функция. Позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Функции государственного бюджета как финансового плана:

1. Перераспределение ВВП. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП;

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

3. Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Таким образом, функции государственного бюджета условно можно разделить на 3 категории: общественные функции (контрольная, информационная, институализация общественных предпочтений, регулирующая), функции государственного бюджета как экономической категории (распределительная и контрольная), функции государственного бюджета как финансового плана (перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства, контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.