Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическая и политическая ситуация в стране, предшествующая распаду ссср. Большие транспортные планы и экология. Ожидания реального протеста

Следует отметить, что в России крепостное право наиболее долго держалось и приняло такие грубые формы, что на практике ничем не отличалось от рабства. Но оно было ужасно не только с моральной и нравственной точки зрения, оно было несостоятельно и по своей внутренней сути. Возможности крепостного хозяйства как экономической системы в России ко второй четверти XIX в. были полностью исчерпаны, и в последние предреформенные десятилетия (30 - 50-е годы XIX в.) оно вошло в полосу глубокого кризиса. «Помещичьи хозяйства, базирующиеся на подневольном, крепостном труде, все более приходили в упадок. Резко упала производительность барщинного труда, показателем чего является падение урожайности в помещичьей деревне. По расчетам историка И. Д. Ковальченко, в регионах с преобладанием барщинной формы эксплуатации крестьян средняя урожайность зерновых культур к середине XIX в. составляла 75-80% по отношению к урожайности первого десятилетия XIX в. ». Помещики увеличивали число барщинных дней в неделю и вместе с тем вводили «урочную систему» (т. е. устанавливали определенные нормы дневной выработки на барщине), иногда практиковали частичную оплату барщинных работ. Однако все эти меры «стимулирования» и интенсификации барщины не могли возместить возрастающие потери от падения производительности барщинного труда. Барщинный крестьянин оказывал явное и тайное сопротивление нажиму со стороны помещика. Помещики постоянно жаловались на «лень» и «нерадение» мужика на барской работе, и это несмотря на применение жестоких наказаний. «Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить», - писал в 1847г. в статье «Охота пуще неволи» крупный помещик А. И. Кошелев. Наиболее дальновидные помещики понимали преимущества вольнонаемного труда перед крепостным, понимали, что крепостная неволя исключает всякие стимулы производительного труда (кроме разве страха наказания).Но осознание этого еще не давало возможности в тогдашних условиях, при узости рынка наемной рабочей силы и ее дороговизне, перейти даже передовым помещикам от крепостного труда к наемному. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения (в них в то время числилось более 70% крепостных крестьян). Однако серьезные трудности переживали и имения оброчные. Начиная с 20-х годов XIX в. повсеместно растут недоимки в уплате оброков по оброчным имениям. (Недоимочность в оброчных имениях, конечно, служила и показателем непосильности для крестьян оброчных платежей.) Помещичьи имения закладывались и перезакладывались. К моменту отмены крепостного права помещиками было заложено в различных кредитных учреждениях более 2/3 крепостных крестьян, а сумма долга этим учреждениям достигла астрономической величины - 425 млн. руб.Крепостное право было неэффективно не только из-за того, что не стимулировало крестьянский труд, но оно также вело к «хозяйственной» деградации помещиков, т. к. в подавляющем большинстве случаев их интерес был направлен не на повышение эффективности производства, которая требовала постоянного внимания и заботы о своих делах, а на более «тщательную» эксплуатацию крестьян. Крепостничество таким образом «било» сразу с двух направлений: оно неизбежно вело к снижению как крестьянской, так и помещичьей инициативы. Выражением социального кризиса явился последовательный
рост в предреформенные десятилетия крестьянского антикрепостнического движения. За вторую четверть XIX в. было зарегистрировано 709 крестьянское волнение (в среднем 26 волнений за год), за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений (43 волнения за год), а за последнее предреформенное десятилетие (1851 -1860гг.) - 1010 (101 волнение за год). Помимо волнений и восстаний протест крестьянства против крепостничества проявлялся и в других формах: убийства помещиков и управляющих имениями, бегство от помещика, жалобы местным властям и царю, распространение слухов о воле, будораживших умы крестьян. Высшие полицейские власти указывали на опасность всех этих проявлений крестьянского протеста: «Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим, - говорится в отчете III отделения за 1839 год, весь дух народа направлен к одной цели - к освобождению... Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством, и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же». III отделение указывало на появление среди крестьян «рассуждающих голов», которые задумывались над причинами социального неравенства, формулировали крестьянские антикрепостнические требования». Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли. Крымская война способствовала углублению кризиса феодализма, придав ему всеобъемлющий характер. Громадные расходы на войну серьезно подорвали финансы государства. Частые рекрутские наборы в годы войны, реквизиции скота и фуража, рост денежных и натуральных повинностей, связанных с войной, разоряли население. Все это вызвало заметное нарастание массового антикрепостнического движения крестьянства. В 1854-1855гг. ясно обозначилась волна побегов крестьян от помещиков. Таким образом, перед российским правительством со всей неотвратимостью встали экономические и политические задачи: необходимо было разрешить острые социальные проблемы, выйти из тяжелого финансового и экономического кризиса и при этом сохранить положение России в числе ведущих держав мира. Впервые о необходимости отмены крепостного права было официально заявлено Александром II в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856г. перед представителями московского дворянства. В этой речи Александр II, упомянув о своем нежелании сейчас «дать свободу» крестьянам, вынужден был в то же время заявить о необходимости в принципе приступить к подготовке их освобождения ввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права, указывая, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно само будет отменено «снизу».

По государственному строю современная Канада - независимое, суверенное государство. Законодательная власть в нём осуществляется парламентом, который состоит из назначаемого сената и выборной палаты общин. Высший орган исполнительной власти - правительство, которое формирует лидер партии, получивший большинство мест в палате общин. Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Главой государства номинально считается королева (король) Великобритании, которую в Канаде представляет генерал-губернатор (обязательно уроженец Канады), назначаемый ею по рекомендации премьер-министра сроком на пять лет.

Канада - федеративное государство, состоящее из десяти провинций и трёх территорий. Как и штаты США, каждая провинция имеет свою эмблему в виде изображения какого-либо зверя, вида растительности.

Красный кленовый лист на центральном белом поле, которое обрамлено вертикальными полосами красного цвета. Флаг символизирует два океана, омывающие берега Канады - Тихий и Атлантический - и заключённую между ними страну. Кленовый лист подчёркивает единство нации. Красный - цвет креста Св. Георгия - символизирует Великобританию. Белый - цвет французской монархии.

Население Канады составляет более 35,5 млн. человек (2006 г.). В течение долгого периода колонизации страны оно только на половину выросло за счёт естественного прироста. В прошлом важным источником роста населения Канады служила иммиграция, которая и теперь обеспечивает 1/3 абсолютного прироста населения. С 1901 г. по 1911 г. в Канаду прибыло 1,7 млн. человек, в период между переписями 1951 г. и 1961 г. Канада приняла более 1,5 млн. человек. В последующем иммиграция сократилась.

С этнической точки зрения Канада представляет собой уникальное образование, эту страну населяют более 100 национальностей, но фактически это двунациональная страна. Сосуществуют две основные культуры и два языка - результат борьбы между Англией и Францией, происходившей на ранних этапах колонизации той части Северной Америки, которой впоследствии было суждено стать Канадой. В наши дни численность англо-канадцев в стране достигает 10 млн. человек, они формируют основное население в девяти из десяти провинций (кроме Квебека). Франко-канадцев в Канаде - 7млн. человек, эта доля меньше, чем на рубеже XIX - XX вв., когда франко-канадцы составляли 1/3 населения страны. В наше время 4/5 франко-канадцев проживает в бывшей французской Канаде - провинции Квебек. Отдельные компактные группы франко-канадцев проживают также в провинциях Онтарио и Нью-Брансуик. Кроме этих наций выделяются национальные меньшинства (переходные группы), обычно не имеющие чётко выраженных этнических территорий, образующие лишь отдельные вкрапления в общем англо-канадском фоне расселения. Самые крупные переходные группы Канады: немецкая, итальянская, украинская.

Официальные языки Канады - английский и французский. Другие канадцы говорят на итальянском, немецком, украинском, португальском языках, а также на различных языках индейских и инуитских народов. Инуктитут (инуитские диалекты) является одним из официальных языков территории Нунавут. В религиозном отношении, около 46% верующих составляют приверженцы римско-католической церкви, 36% - протестанты. Из других вероисповеданий распространены православие, иудаизм, ислам и др.

Среди развитых стран Канада выделяется крайне низкой плотностью населения (3 человека на 1 кв. км) и неравномерностью его размещения. Свыше 9/10 жителей сосредоточены в южной, приграничной с США полосе; 2/3 канадцев проживают в Приозёрной части с Центром в Торонто и в долине реки Св. Лаврентия с центром в Монреале. Здесь, в южной, наиболее обжитой зоне шириной 200 - 500 км, плотность населения составляет 10-50 человек на 1 кв. км, тогда как на Севере она не превышает одного человека на 100-200 кв.км. Для Канады характерна высокая мобильность населения. Люди меняют место жительства, главным образом в поисках работы, так как проблема безработицы остается острой много лет.

Канада высокоурбанизированная страна, городское население составляет 77%. В составе сельского населения преобладают жители, относящиеся к категории «нефермерского населения», лишь 1/5 живёт на фермах.

Наиболее крупный город страны - Торонто (4,7 млн. жителей), бывшая столица колонии Верхняя Канада, в настоящее время - провинции Онтарио, ведущий торговый, финансовый и промышленный центр. Важнейший город на востоке страны - франкоязычный Монреаль (3,4 млн. жителей), один из основных торгово-промышленных и культурных центров, внутренний порт. Между Торонто и Монреалем формируется мегалополис. Столица страны Оттава (1,1 млн.) образует единую агломерацию с расположенным на другом берегу реки Оттава городом Халл. Другие значительные города, образующие агломерации: западный морской порт Ванкувер, Калгари (более 900 тыс.), Эдмонтон (более 900 тыс.), Квебек (ок. 700 тыс.), Виннипег (ок. 700 тыс.) и др.

В Канаде экономически активное население в 2001 г. оценивались в 16,4 млн. человек. Из них 74% были заняты в сфере услуг, 15% - в промышленном производстве, 5% - в строительстве, 3% - в сельском хозяйстве, 3% - в других отраслях.

Канада - высокоразвитая страна с рыночной экономикой, достигшая постиндустриальной стадии развития. По объёму ВНП она занимает седьмое место в мире, по размеру ВНП на душу населения Канада значительно уступает США. Страна входит в группу главных производителей ряда сельскохозяйственных и промышленных товаров. Промышленность. Важнейшая особенность горнодобывающей промышленности Канады - её экспортная направленность: более 4/5 всей продукции добывающих отраслей поставляется на мировой рынок.

Канада занимает первое место по добыче урана, кобальта, калийных солей и асбеста, второе - по добыче цинковых руд и самородной серы, третье - по никелевым рудам, природному газу, производство первичного алюминия, четвёртое - по добыче медных руд, золота, пятое - по добыче свинцовых руд, седьмое по серебру, восьмое - по производству железной руды.

Энергетика. По общему объёму производимой энергии Канада входит в группу лидеров, по потреблению энергии на душу населения она превосходит США и большинство развитых стран. Производство электроэнергии в 2006 г. составило более 566 млрд. квт/ч. Около 3/5 электроэнергии дают гидроэлектростанции, самые мощные «Ла Гранд Ривер», «Черчилл»; 1/5 - тепловые электростанции; 1/5 - АЭС, расположенные в провинциях Онтарио, Квебек, Нью-Брансуик.

Металлургия. Ведущие центры чёрной металлургии находятся в Приозерье - Гамильтон (1/2 продукции), Су-Сент-Мери, Уэлленд, Сидни. Цветная металлургия Канады работает на местном сырье (никель, медь, цинк, свинец), а на импортном сырье создано крупное производство алюминия (основные центры: Арвида, Китимат).

Лесное хозяйство Канады образует важную составную часть мирового лесного хозяйства. Лесные ресурсы Канады, на долю которой приходится более 10% всей площади лесов планеты, используются очень активно. Главный район лесного хозяйства - Британская Колумбия. Страна занимает ведущее место в мире по производству газетной бумаги, целлюлозы, древесной массы и пиломатериалов.

Сельское хозяйство. Роль сельского хозяйства в экономике Канады после Второй мировой войны снизилась, но страна остается одним из ведущих мировых производителей и экспортеров зерна. В целом, пахотная земля занимает около 5% территории Канады, но на ее долю приходится ок. 16% мировой продукции пшеницы. Её выращивают преимущественно в Саскачеване и Манитобе. Развито производство растительного масла, табака, фруктов и овощей. Основным районом скотоводства является провинция Альберта.

Канада обладает разнообразными природно-рекреационными ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные районы. Начало созданию национальных парков в Канаде было положено еще в конце XIX в., когда был учрежден первый из них - Банф (1885 г.). Они находится во всех основных частях страны. Знаменитый парк Вуд-Баффало (основан в 1922 г.) занимает 45 тыс. кв. км, в нём сохраняют богатейшие водно-болотные угодья.

Транспорт. В Канаде снизилась роль железнодорожного транспорта при быстром развитии автомобильного, авиационного и трубопроводного транспорта. В Канаде сохраняется большая роль внутренних водных путей, прежде всего на Великих озёрах и реке Святого Лаврентия, где после углубления могут проходить и морские суда, за исключением крупнейших. По длине железных дорог Канада уступает лишь России и США, а по протяжённости автодорог она находится на втором месте после США. Главные морские порты - Ванкувер, Монреаль, Квебек и Галифакс.

В хозяйстве Канады наблюдается значительная региональная дифференциация. Промышленные и финансовые центры страны расположены в Южном Онтарио и Квебеке. Основной объем зерновых производится в степных провинциях Манитоба, Саскачеван и Альберта; в последней из них добываются почти вся нефть и природный газ Канады. Британская Колумбия даёт основную часть продукции лесопромышленности.

Канадский Север - район нового освоения, «лицо» которого в первую очередь определяет горнодобывающая промышленность. Здесь добывают основную часть нефти и природного газа, железной руды, вольфрама, некоторых цветных металлов. Канадский Север делят еще на две части: Средний Север и Дальний Север. Территория Юкон, входящая в дальний Север, еще в конце XIX в. прославилась на весь мир «золотой» лихорадкой, охватившей бассейн реки Клондайк. В наши дни здесь также добывают золото, серебро, медь, полиметаллы.

Во внешнеэкономической стратегии Канады активно используются преимущества участия в региональных объединениях: Североамериканской зоне свободной торговли - НАФТА и Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве - АТЭС. Канада стремится к развитию отношений с группировками стран Центральной Америки, Андской группы, Карибского бассейна. Она активно поддерживает идею создания зоны свободной торговли всех американцев - ФТАА. Имея намерение устранять барьеры на пути к обширному европейскому рынку, правительство Канады проводит переговоры и консультации с целью заключения соглашения о свободной торговле с Европейским союзом.

Актуальным для Канады является обеспечение решения задачи по созданию общей американской зоны свободной торговли. Инструментом, который сегодня позволяет регулировать и развивать отношения Канады с крупнейшими торговыми партнерами - США и Мексикой, остается Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли - North American Free Trade Agreement (НАФТА). В 2007 г. 88% канадского товарного экспорта и 61% экспорта услуг направлялись в страны НАФТА. Поток прямых иностранных инвестиций из стран НАФТА в 2006 г. составил 67% всех иностранных инвестиций в Канаду.

Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли вступило в действие 1 января 1994 г. Почти десятилетний период существования НАФТА показал эффективность этой организации в стимулировании торговли и инвестиций между тремя странами - Канадой, США и Мексикой. В рамках НАФТА Канада стремится обеспечить наилучшие условия для бизнеса, а добивается упрощения правил происхождения товара, условий временного въезда для бизнесменов, трансграничной торговли услугами и др.

С устранением тарифов во взаимной торговле Канады и Мексики, США и Мексики с 1 января 2003 года полностью завершен переход к беспошлинной торговле в Североамериканской зоне свободной торговли. Соглашение НАФТА предусматривает эффективный механизм разрешения споров, хотя альтернативой может быть обращение к механизму разрешения споров ВТО. В Соглашении предусмотрена уникальная система рассмотрения споров двухсторонней группой экспертов, дающая возможность избежать судебного рассмотрения решений по вопросам антидемпинговых и компенсационных пошлин. В отношении инвестиций и финансовых услуг оговорены отдельные положения по рассмотрению споров.

Реализация соглашения НАФТА осуществляется Комиссией НАФТА, которая состоит из министров торговли стран-членов. Комиссия формулирует актуальные проблемы сторон Соглашения и принимает обязательства по их решению. На последнем заседании Комиссии министры торговли подтвердили свое решение завершить полное выполнение Соглашения в соответствии с установленным графиком и рассмотреть перспективы дальнейшего стимулирования торговли трех стран.

В рамках решения задачи по дальнейшему расширению продвижения канадских товаров и услуг на рынок США Канадой на 2008 г. определены соответствующие приоритеты. В их рамках Канада обеспечивает:

* установление оптимального сочетания безопасности, соблюдения законов и свободного перемещения товаров, услуг и людей через общую с США границу;

* положительное разрешение спора по древесине из мягких пород дерева;

* сохранение доступа на американский рынок канадской пшеницы;

* противодействие на различных международных форумах правилам этикетирования страны происхождения товара в соответствии с Фермерским законом США;

* разъяснение в США системы налогообложения канадских фирм с тем, чтобы показать, что эта система справедлива и находится в соответствии с международными нормами;

* участие в работе по разъяснению Соглашения НАФТА;

* формирование гарантий, позволяющих исключить ненужное искажение торговли при реализации предложения Таможни США и Управления по пищевым продуктам и лекарствам касательно предварительного уведомления о прибытии товара будет в целях достижения целей безопасности.

Приоритеты Канады в отношении Мексики на 2008 г. касаются обеспечения мониторинга основных направлений внутренней политики Мексики, которые могут оказать воздействие на канадский экспорт (в частности, генетически измененных продуктов, семенного картофеля); новой политики Мексики по поддержке сельского хозяйства; новых обязательных правил и законодательства Мексики с целью консультирования канадских экспортеров. Контроля за развитием событий на канадско-мексиканской таможенной границе и обеспечения своевременного содействия канадским компаниям при пересечении товаров через границу, включая их транспортировку.

На американском континенте действует и ряд других региональных организаций, с которыми Канада стремится развивать отношения свободной торговли. Так, в 2007 г. региональное объединение Меркосур, в которое входит Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, стало для Канады вторым по значимости рынком сбыта канадских товаров в Южной Америке. Этот союз предусматривает свободное обращение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках региона, установление общего внешнего тарифа и гармонизацию макроэкономической политики. В июне 1998 г. между Канадой и Меркосур было заключено Соглашение о торговом и инвестиционном сотрудничестве, которое легло в основу взаимодействия в рамках ФТАА, ВТО и Кернской группы.

В августе 2002 г. Канада и страны Андской группы, в которую входят Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла, договорились о проведении предварительных обсуждений возможности заключении соглашения о свободной торговле.

Заключение соглашений о свободной торговле со странами Центральной Америки и Карибского бассейна усилит влияние Канады в этом регионе и будет способствовать реализации потенциала для дальнейшего развития торговых отношений между странами, в особенности, в отношении к малому и среднему бизнесу.

Канада придает особое значение участию в АТЭС - Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве. С начала образования АТЭС Канада поддерживала ее прогрессивные начинания в поддержку многосторонней торговой системы. В 2002 г. Канада участвовала в ряде инициатив, направленных на создание потенциала экономики развивающихся стран. От имени Комитета АТЭС по торговле и инвестициям она осуществляла наблюдение за выполнением исследования, касающегося воздействия условий торговли на экономику, организовала семинар с Таиландом, Гонконгом, Китаем по улучшению условий торговли.

В развитие «Шанхайского соглашения» 2001 г. члены АТЭС приняли План действий по содействию торговле. План нацеливает на снижение операционных расходов в регионе на 5% к 2006 г. и включает конкретные меры по достижению этих целей. На встрече лидеров стран АТЭС был также распространен доклад Мирового банка об экономических преимуществах улучшения условий торговли. Исследование выявило, что улучшение условий торговли повысит ее объемы внутри стран АТЭС на 280 млрд. долл. США. Члены АТЭС приняли Заявление о выполнении странами АТЭС стандартов гласности в законах, процедурах и административных правилах, что улучшит доступ на рынки по всему региону стран АТЭС.

В 2003 г. встреча стран АТЭС произошла в Таиланде. На встрече была усилена работа АТЭС по экономическому и техническому сотрудничеству, при этом особое внимание будет уделено развитию человеческих ресурсов и социальных гарантий по всему региону. Канада оказала содействие в вовлечение общественных организаций в деятельность АТЭС, включая диалог с неправительственными организациями, с целью создания общественной поддержки экономическим реформам, необходимым для поддержания роста и процветания в регионе. И, наконец, Индивидуальный план действий Канады в рамках АТЭС будет рассматриваться наряду с Планами Австралии и Таиланда.

Канада играет активную роль в двух инициативах АТЭС по биотехнологии. В рамках Рабочей группы по техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства Канада осуществляет наблюдение за Подгруппой по исследованиям, разработке и распространению сельскохозяйственных биотехнологий (Research, Development and Extension of Agricultural Biotechnology - RDEAB). Эта группа представляет собой форум для разъяснения общих вопросов биотехнологии в сельском хозяйстве. В функции Подгруппы входит осуществление работы по биотехнологии в сельском хозяйстве в таких направлениях, как проведение научно-обоснованной оценки продуктов биотехнологии, техническое сотрудничество, гласность и информационный обмен среди стран-членов. Подгруппа организовывала семинары по биотехнологии в Австралии, Канаде, Малайзии, Таиланде и США.

Канада реализует определенные цели в каждой из стран-участниц АТЭС, исходя из специфики экономических отношений. Так в отношении Японии, второго после США торгового партнера Канады, занимающей третье место по объему инвестиций в Канаду, ставятся задачи: снижение таможенных пошлин на ряд канадских товаров (в частности, на растительное масло, в особенности, канолу, продукцию лесоперерабатывающей промышленности, цветные металлы и др.), сокращения или устранения технических и законодательных барьеров, действующих в Японии в отношении приоритетной канадской экспортной продукции (пищевая продукция, строительные материалы, услуги), а также изменения правил и стандартов, отличающиеся от международных.).

В отношении Китая канадское правительство изыскивает пути улучшения доступа на китайский рынок сельскохозяйственной продукции, банковских услуг, страхования, ценных бумаг, возобновления переговоров о заключении соглашения о защите иностранных инвестиций. В отношении Индии поставлены задачи добиться соблюдения этой страной взятых обязательств по Соглашению об информационных технологиях и мониторинга применения Индией средств торговой защиты против канадских экспортеров.

Канада - одна из восьми стран в мире, которая не имеет специальных преференциальных торговых отношений с Европейским союзом. Содействие торговле между ЕС и Канадой оказывают действующие двусторонние соглашения. Для содействия торговле между ЕС и Канады в рамках соглашения 1976 г. о коммерческом и экономическом сотрудничестве создан Совместный комитет по сотрудничеству. Совместная политическая декларация 1996 г. об отношениях ЕС и Канады и План действий Канады и ЕС позволили сформулировать цели по расширению отношений не только в торгово-экономической сфере, но и в области внутренней и внешней политики. На прошедшем в Оттаве в декабре 2002 г. саммите лидеры Канады и ЕС взяли обязательство разработать «Соглашение о расширении торговли и инвестиций между Канадой и ЕС», которое решит возникшие проблемы в отношениях и обеспечит устранение барьеров в торговле.

В свою очередь правительство Канады определило приоритеты в отношении улучшения доступа канадских товаров на рынок ЕС. Это прежде всего касается сфер сельского хозяйства и природных ресурсов, в которых действуют ограничения. В перечень продукции, вызывающей озабоченность у канадских экспортеров, попали вино из замороженного винограда и спиртосодержащие напитки, рыба и морепродукты, алюминий, некоторые цветные металлы (свинец, ртуть, кадмий), бумажная продукция, подпадающая под действие экологического этикетирования. Проблемы возникают и в сертификации лесной продукции, экологически чистых продуктов, строительных материалов. Санитарные и фитосанитарные правила ЕС затронули канадский экспорт сосны (требование предварительной тепловой обработки), говядины (запрещение ЕС использовать гормоны для ускорения выращивания), живых животных и животных продуктов, семян картофеля, генетически измененной канолы и других генетически измененных продуктов (требование обязательного этикетирования и прослеживания продукта от фермы до магазинного прилавка).

В октябре 1999 г. канадское правительство объявило о начале переговоров с государствами Европейской ассоциации свободной торговли - ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Переговоры по основному кругу вопросов завершены, однако, некоторые проблемы остались нерешенными. Соглашение о свободной торговле «первого поколения» сконцентрировано на устранении тарифов на промышленные товары, определенной либерализации в сельскохозяйственной области и сотрудничестве по облегчению торговли и конкуренции.

Канада продолжила создание договорно-правовой базы торгово-экономических отношений с ЕС, включая:

* проведение переговоров о соглашениях, облегчающих доступ на рынок ЕС вина и алкогольных напитков;

* разработку предложений по Соглашению о расширении торговли и инвестиций между Канадой и ЕС;

* интенсификацию сотрудничества в сфере регулирования торговых отношений с целью учреждения нового двустороннего рамочного соглашения, облегчающего процедурные правила для канадских экспортеров и торговли в целом.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Структура внешней торговли Российской Федерации, перспективы развития страны. Характеристика состояния внешней торговли РФ. Цели, принципы и приоритеты ВЭД России. Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики. Экспорт и импорт России.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Правовое регулирование внешнеэкономической политики в РФ. Современное состояние и тенденции развития внешней торговли. Место России в международных инвестиционных процессах. Перспективы развития внешнеэкономических связей страны в свете вступления в ВТО.

    дипломная работа , добавлен 14.04.2014

    Структура внешней торговли как формы международных экономических отношений. Основные показатели и место внешней торговли России в мировой экономике. Анализ экспорта и импорта по товарному и географическому признаку. Перспективы развития внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2014

    Основные показатели внешней торговли. Динамика внешней торговли. Развитие импорта и экспорта. Товарная и географическая структура внешней торговли. Приоритеты и направления развития внешней торговли России. Место России в международной торговле.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России. Состояние и тенденции развития внешней торговли. Присоединение страны к Всемирной торговой организации: целесообразность, проблемы. Место страны в международных инвестиционных процессах.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли, внешнеторговый баланс. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках. Перспективы присоединения к ВТО, преимущества от членства.

    практическая работа , добавлен 12.10.2009

    Анализ классических и современных теорий международной торговли. Понятие, закономерности развития мировой торговли. Особенности строения внешней торговли Российской Федерации, перспективы и особенности ее дальнейшего развития на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

В 1989-1990 гг. союзное руководство все в большей мере теряет контроль над ситуацией в стране. Нарастающие экономические трудности, рост дефицита на потребительском рынке, расширение круга нормируемых товаров, - подрывают основы легитимности власти, обеспечивают массовую поддержку антикоммунистической агитации. Особенно это сказывается на ситуации в столицах и крупных городах.

Секретарь ЦК КПСС В. Медведев так описывает политические результаты прошедших весной 1989 г. первых в истории СССР полусвободных выборов: «В ходе выборов Съезда народных депутатов СССР были забаллотированы 32 первых секретаря обкомов партии из 160. [...] В Ленинграде не избран ни один партийный и советский руководитель города и области, ни одни член бюро обкома, включая первого секретаря и даже командующего военным округом. В Москве партийные работники также в основном потерпели поражение, за Ельцина проголосовало 90% москвичей» . Партийные руководители потерпели поражение в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, юго-востоке Украины, в Прибалтике, Армении и Грузии.

Резко ухудшилась криминогенная обстановка в стране. В первой половине 1990 г. в Советском Союзе было зарегистрировано 1 млн. 514 тыс. преступлений. Это на 251 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти на треть выросло число преступлений с применением огнестрельного оружия. Быстро росло число разбойных нападений на жилища граждан. Государство утрачивало способность обеспечивать элементарный общественный порядок.

Выборность директоров, переход от государственного плана к госзаказам, в условиях сохранения жесткого политического контроля оказались бы формальностью, прикрывающей сохранение системы административного управления экономикой. Ослабление власти делает расширение самостоятельности предприятий реальным, Оно позволяет их руководителям игнорировать указания вышестоящих органов власти. Сохранение фиксированных цен на продукцию государственных предприятий и свободных на ту, которую реализуют кооперативы, создает условия для массового полулегального перераспределения ресурсов в частные руки.

Противоречащие друг другу решения союзных, республиканских, областных, местных органов власти дают руководителям предприятий широкую свободу маневра. Еще раз проявляется фундаментальная черта социалистической экономики: она может работать лишь при сохранении жесткого политического режима, без него - разваливается.

Постановление Съезда народных депутатов СССР от 9 июня 1989 г. демонстрирует своеобразие общественного сознания, еще имеющего опыта ответственной демократии и уже не контролируемого авторитарной властью. В нем отмечены проблемы, связанные с расстройством финансовой системы, разбалансированностью рынка, нарастанием дефицита товаров и услуг. Констатировав это, авторы Постановления, вместе с тем, предлагают незамедлительно поднять минимальный размер пенсий по старости всем гражданам, повысить пенсии инвалидам первой и второй групп, снять ограничения по выплате пенсий всем пенсионерам и инвалидам, занятым в народном хозяйстве, независимо от размера оплаты труда и т.д. .

Ослабление власти, утрата политического контроля порождают соревнование союзных и республиканских властей в том, кто способен больше сделать для развала финансовой системы СССР. В январе 1991 г. Верховный Совет СССР принимает решение осуществить В централизованном порядке мероприятия по социальной поддержке населения за счет союзного бюджета и других источников в размере 47,6 млрд руб., в том числе на 2,5 млрд руб. - на повышение до уровня минимальной заработной платы размера пособий по уходу за ребенком; на 8,2 млрд руб. - на выплату ежемесячного пособия в размере 50% минимальной заработной платы на каждого ребенка в возрасте от полутора до 6 лет; на 0,7 млрд руб. - на выплату единовременного пособия при рождении ребенка в трехкратном размере минимальной заработной платы; на 19,7 млрд руб. - на осуществление мер, предусмотренных в новом пенсионном законодательстве; на 2,1 млрд руб. - на увеличение норм расходов на медикаменты и Другие нужды здравоохранения; на 2,6 млрд руб. - на осуществление дополнительных мер по усилению охраны здоровья, улучшению материального положения населения, проживающего на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС; 1,6 млрд руб. - на введение стипендиального обучения всех успевающих студентов; 2,2 млрд руб. - на рост доходов населения в связи с отменой и снижением подоходного налога с граждан; 2,5 млрд руб. - на введение новых условий оплаты труда для работников культуры, здравоохранения, социального обеспечения, народного образования; 1,7 млрд руб. - на установление новых тарифных ставок и других условий оплаты труда для работников тех отраслей непроизводственной сферы, для которых к тому времени онн еще не введены.

Вопрос о том, за счет каких ресурсов в условиях бюджетного кризиса это будет обеспечено, союзные власти волнует столь же мало, как и власти Российской Федерации. Принятое Съездом народных депутатов РСФСР решение направлять не менее 15% национального дохода РСФСР на поддержку сельского хозяйства и социального развития села, - апофеоз характерных для этого времени популярных, но заведомо неисполнимых решений.

Летом 1988 г. руководство правительства направляет в ЦК КПСС письмо о необходимости завершить реформу цен не позже первой половины 1989 г. Уже осенью ясно, что решимости сделать это, нет. В феврале 1990 г., выступая на Пленуме ЦК КПСС, М. Горбачев говорит, что отсутствие преобразований в системе ценообразования - главное недостающее звено, из-за которого буксует экономическая реформа. Но тон его выдает неуверенность в том, что власти страны готовы пойти на этот шаг. Он продолжает: «Необходимо ускорить решение этой проблемы. Причем партия остается на принципиальной позиции. Реформу ценообразования надо проводить так, чтобы это не сказалось на жизненном уровне населения, особенно малообеспеченных слоев» . В июле 1990 г., называя положение со снабжением населения товарами тяжелым, а ситуацию на потребительском рынке терпимой, он тем не менее категорически отказывается начинать переход к рыночной экономике с повышения цен, называет эту идею абсурдной, хочет начать экономические преобразования с безболезненных или популярных мер. Вот фрагмент из его выступления: «В результате вопрос о ценах оказался чуть ли не главным, будто это едва ли не единственная мера, с которой надо начинать переход к рынку. При переходе к рынку нужно выделить первоочередные меры. Никто не мешает уже сегодня начать акционирование государственных предприятий, создать реальную свободу предпринимательства, передавать в аренду мелкие предприятия, магазины, включать в сферу купли-продажи жилье, акции и другие ценные бумаги, часть средств производства. Нужно ускорить образование товарных и фондовых бирж, реформировать банковскую систему, привести в действие процентирую политику, создать условия для появления конкурирующих производств и объединений, мелких и средних предприятий, особенно в сфере производства товаров народного потребления» .

Н. Рыжков, Председатель Совета Министров СССР, ответственный за экономическую ситуацию в стране, в ответ на это откровенно заметил: «Должен сказать, что какой бы вариант ценообразования ни был избран, пройти путь формирования рынка без реформы цен не удастся. Самой большой ошибкой было еще раз, как это допустили в 1988 году, проявить нерешительность, вновь отложить эту неимоверно сложную, но и объективно необходимую задачу "на потом"» . Он и впоследствии считал отказ от реформы ценообразования главной ошибкой, сделанной в период, когда он возглавлял правительство. Из его мемуаров: «Уверен: главной нашей ошибкой было то, что мы разорвали цепь реформ как раз в этом, основном ее звене. [...] Но самыми трудными были проблемы, связанные с реформой розничных цен. Здесь в тугой клубок сплелись интересы и производителей, и торговли, и каждой семьи. Деформации в этой сфере к 90 году возникли небывалые! Если за последние 35 лет произведенный национальный доход увеличился в 6,5 раза, то государственные дотации к ценам - более чем в 30 раз! В том же 90-м дотация только на продовольственные товары составила около 100 млрд. рублей, а с введением новых закупочных цен без пересмотра розничных она увеличилась бы еще на 30% и составила бы пятую часть всех расходов госбюджета» .

Из правительственной переписки времени, когда решение о реформе цен было критически важно для развития ситуации в стране. Председатель Госкомцен СССР В. Сенчагов - Председателю Совета Министров СССР Н. Рыжкову (декабрь 1990 г.): «В связи с введением 01.01.91 г. новых оптовых и закупочных цен еще больше обостряется вопрос о немедленном проведении реформы розничных цен. Ситуация складывается так, что затраты государства на производство и реализацию всех товаров народного потребления, включая винно-водочную продукцию и импорт, на 20-30% превысят выручку от их продажи. Это означает, что разница между затратами и выручкой должна быть покрыта дополнительной эмиссией денежных средств. Экономика страны дальше не может выдержать сложившегося перекоса в ценах» .

Из выступления заместителя Председателя Совета министров Л. Абалкина на IV сессии Верховного Совета в сентябре 1990 г.: «Переход к новым оптовым ценам и тарифам в условиях сохранения розничных цен определялся для бюджета в отрицательном сальдо на сумму около ПО млрд. рублей. Кроме того, в условиях сокращения доходной базы бюджета требовались дополнительные ассигнования в сумме 37 миллиардов, в связи с Принятыми решениями по жизненному уровню и социально-культурной сфере. Итого в дополнение к 58 млрд. рублей дефицита текущего года нужно было добавить 190 млрд. рублей» .

В проекте правительственной программы формирования регулируемой рыночной экономики, подготовленной в сентябре 1990 г., состояние экономики страны характеризуется так; «Кризис в сфере материального производства усугубляется расстройством финансов государства и денежного обращения, нарастанием товарно-денежной разбалансированности, усилением инфляционных процессов. "Бегство" от денег, ажиотажный спрос, тотальный дефицит товаров, жесткое рационирование покупок во многих регионах на фоне высоких темпов прироста товарооборота - все это свидетельствует о том, что существующая система распределительных отношений близка к полному развалу» .

Критичность сложившейся ситуации, осознание руководством правящей партии приближения денежной катастрофы, наглядно иллюстрируют слова Секретаря ЦК КПСС Н. Слюнькова, отвечающего за экономику, на февральском Пленуме ЦК КПСС (1990 г.): «... За 4 года денежные доходы превысили расходы на Покупку товаров, услуг, платежей и взносов почти на 160 млрд. рублей... В результате вклады населения на счетах банков выросли в полтора раза, а наличные деньги на руках - на одну треть. Такой наплыв денег расстроил потребительский рынок. Смел с полок, прилавков все товары, создал определенную социальную напряженность и даже посеял сомнения людей в перестройке. Из 1200 ассортиментных групп товаров около 1150 попало в разряд дефицитных. Принимаемые Правительством меры были недостаточны, малоэффективны и несвоевременны» .