Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сообщение нафта. Североамериканская зона свободной торговли (нафта)

Существующие на сегодняшний момент экономические отношения в регионе, охватывающем территорию государств Северной Америки (Канады, США, Мексики), осуществляются в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) (NAFTA - NorthAmericanFreeTradeAssociation).

Каждая страна-участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к увеличению числа рабочих мест и, кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени. Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких и других дорогостоящих производств, что должно существенным образом повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи, экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не "эксплуататора". Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать, что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 10% и, наоборот, доля Канады - 20%. Вместе с тем, лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских.Предварительно было скрупулезно подсчитана возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Канада считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, т.к. оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается и много противников углубления интеграционных процессов с США, в НАФТА, т.к. слишком уж агрессивны американские фирмы в Канаде, существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.



Соглашение вступило в силу 1 января 1994 г., обозначив создание, по словам премьер-министра Каналы Б. Малруни, «одного из крупнейших в мире либерализованных рынков».

Мексика связывает с НАФТА большие надежды, рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, внедрения реформ и уже через 10-15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где возникнут сложные проблемы.

В соответствии с принципами, ставящими степень интеграции государств в зависимость от способности каждого элемента, каждой составной части к данным отношениям, закономерными становятся и характерные специфические особенности, которые в рамках организационных аспектов управления интеграционной деятельностью обозначили собственный международный режим, т. е. «четко выраженные, достигнутые в ходе переговоров многосторонние договоренности по какой-либо проблеме или в какой-либо сфере международных экономических отношений, основанные на взаимоприемлемых нормах для разработки правил и процедур».

В качестве стратегических были выбраны две цели, отражающие, с одной стороны, традиционный вектор развития страны, а с другой - жесткую необходимость на тот момент осуществления этих целей. Такими целями являются обеспечение экономического роста, макроэкономических показателей и выравнивание пропорций секторов экономики.

Стратегия для осуществления первой цели такова; чтобы ликвидировать отставание в экономическом развитии от передовых стран, выровнять производственный потенциал, необходимо устранить высокие пошлины, в торговле с ведущим партнером, при этом по возможности создав условия для заимствования экономической модели США путем унификации норм, правил, мобилизуя все свои ресурсы. Быстрее всего привести в исполнение данный план можно в сфере торговли и обращения. (Для этой цели движение к политической интеграции не Исключается.)

Стратегия для осуществления второй цели такова: сохранить свою политическую независимость, придерживаться прежнего курса, при этом пытаясь уменьшить влияние как внутренних сторонников интеграции, так и США. Обязательным условием также должно стать укрепление экономики. (Политическая интеграция исключается, но сохраняется возможность экономической интеграции.)

Результат пересечения этих двух стратегий - экономическая интеграция с США при изменении в благоприятную сторону экономической и в большей степени политической конъюнктуры в обеих странах. Разработанная модель трехсторонних экономических взаимоотношений между США, Канадой и Мексикой целиком отражена в Договоре НАФТА.

НАФТА - это комплексный договор, ставящий целью плавное сокращение торговых барьеров практически во всех отраслях экономики трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной страны на рынки остальных двух, приближение к созданию, таким образом, общего рынка.

НАФТА полностью вступает в действие в течение 15-летнего срока с момента подписания договора. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между так называемыми «чувствительными» (наименее конкурентоспособными) отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется отсрочка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики. В течение 15 лет должна произойти отмена торговых барьеров между тремя участниками. В канадско-американской торговле они устранены, поэтому необходима либерализация торговли этих стран с Мексикой.

Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

Цели НАФТА:

Устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

Создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

Привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

Обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

Создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

Создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

Создание единого континентального рынка.

НАФТА — комплексное региональное соглашение, объединяющее три страны, находящиеся на разных уровнях экономического, социального и политического развития; регулирует их отношения в различных аспектах — торговле товарами и услугами, инвестиционном сотрудничестве, охране интеллектуальной собственности, экологии. Соглашение подписано в 1994 г. с целью плавного сокращения торговых барьеров в различных отраслях экономики США. Канады и Мексики для обеспечения и облегчения доступа товаров и услуг на рынки стран-участниц и формально означало единую континентальную систему свободной торговли. НАФТА — зона свободной торговли, все условия которой распространяются только на членов НАФТА, а по отношению к третьим странам каждое государство вырабатывает самостоятельную внешнеэкономическую политику.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

К началу XXI в. на всех континентах земли сложились свои интеграционные блоки. Рассмотрим некоторые из них.

Северная Америка охвачена интеграцией в рамках НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли. Соглашение между Канадой, США и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 г. Феномен альянса состоит в объединении двух развитых стран с относительно отсталой страной. В период подписания договора (1992 г.) среднегодовой составлял в США — 23,2 тыс. долл., в Канаде — 20,7 тыс. долл., в Мексике — 3,5 тыс. долл. (или в 6,6 раза ниже, чем в США).

Инициатором и лидером объединения являются США, которые совместили свою финансовую и инновационную мощь с богатейшими природными и дешевыми трудовыми ресурсами Мексики, принципиально расширили рынки сбыта американской конкурентоспособной продукции. Американские пронизывают всю Северную Америку. Не последнюю роль играют геополитические амбиции США, которые рассматривают Мексику, как ворота в Латинскую Америку — старт для создания панамериканской зоны свободной торговли, охватывающей весь американский континент (FTAA).

Выигрыш Мексики в том, что устремившийся из США поток капитала, в особенности прямые инвестиции, позволили реструктуризировать экономику, дали импульс к развитию инфраструктуры (дорог, мостов, телекоммуникаций и др.). Удельный вес американских ТНК в общей сумме иностранных инвестиций составил примерно 2/3. На севере Мексики главными хозяйственными единицами стали «макиладорас» — сборочные предприятия американских ТНК. Это позволило Мексике резко увеличить объемы экспорта готовой продукции в США. Доля США в мексиканской внешней торговле повысилась до 90%. Ежегодно в США въезжает до 500 тыс. мексиканских брасерос. Их финансовые переводы на родину достигают 10 млрд. долл. в год, что сопоставимо с доходами Мексики от экспорта нефти.

Однако были и проигрыши: разорение мелких производителей, резкое падение курса песо, возрастание зависимости от конъюнктуры американского рынка. Валютный кризис был преодолен с помощью чрезвычайного займа , предоставленного под давлением США.

Канадско-американская зона свободной торговли была создана еще в 1988 г. Создание НАФТА увеличило товарооборот между Канадой и Мексикой, однако до сих пор сохраняются асимметричность их отношений и доминирующие позиции США.

В рамках НАФТА не создано наднациональных структур управления, подобных . Институциональная структура НАФТА включает в себя ряд комиссий и комитетов, главной из которых является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли трех стран.

Круг ведения трехстороннего договора включает в себя:
  • устранение барьеров в торговле товарами и услугами;
  • создание системы защиты прав интеллектуальной собственности;
  • либерализацию инвестиционных потоков (недискриминационный режим);
  • формирование механизма урегулирования споров между странами-членами.

Снижение тарифов происходит поэтапно, с сохранением протекционистских мер для «особо чувствительных товаров» каждой из стран. До сих пор сохраняются изъятия (исключения) из правил свободной торговли, особенно для сельскохозяйственной продукции. Так, Мексика защищает от импорта отечественное производство фасоли, США — овощи и фрукты, Канада — молочные продукты. Под изъятия в сфере услуг подпадают перевозки (авиа, морские, наземные), радиовещание, здравоохранение, юридические услуги и некоторые другие.

Важно, что в рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара. Это страна, где товар подвергся существенной переработке, а доля местного компонента не ниже 50%.

Соглашение не предусматривает создание таможенного союза, хотя включает элементы, выходящие за рамки Зоны свободной торговли.

11.1. Предпосылки и история создания НАФТА

Объединение — одна из крупнейших в мире региональная зона свободной торговли с территорией 21,78 млн км 2 , населением более 450 млн чел. и совокупным ВВП около 16,5 трлн долл. США в 2008 г. (на момент формирования соответственно 390 млн чел. и 8.04 трлн долл.).

Соглашение о создании НАФТА — итог более чем полувекового движения этих стран, и особенно США и Канады, к торгово-экономическому и политическому объединению (табл. 1). На протяжении XX в. постепенно размывались экономические границы между США и Канадой путем относительной либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне заключено американо-канад- ское соглашение о свободной торговле (ФТА), призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на внутренний рынок США.

Таблица 1. Этапы развития торгово-экономических отношений в Северной Америке

Соглашение

Основная идея

Принятие «Плана Эббота»

Стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики

Соглашение о совместном военном производстве

Внедрение американских стандартов в канадское производство военной техники

Соглашение о либерализации торговли продукцией автомобилестроения (Автопакт)

Стимулирование интеграции многих других отраслей. Стремление к либерализации рынка товаров и капитала

Конец 1970-х гг.

Линия на организацию торгово-политического объединения США. Канады и Мексики

Первоначально — энергетический союз трех стран. С 1979 г. изучаются перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли

Американо-канадское соглашение о свободной торговле (ФТА)

Формирование зоны свободной торговли между двумя странами в течение 10 лет

1992 г. (1994 г.)

Подписано (вступило в силу) Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА)

Формирование зоны свободной торговли товарами между тремя странами, рассмотрение вопросов торговли услугами. движения инвестиций, права интеллектуальной собственности

Особенности и основные направления деятельности НАФТА

Ключевые положения соглашения о НАФТА (табл. 2):

  • Поэтапная отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.
  • Смягчение режима для североамериканских капит&то&тожений в Мексике.
  • Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике.
  • Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику.
  • Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохраняют национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. Но во взаимной торговле после переходною периода в 10 (в некоторых случаях — 15) лет в этой экономической зоне должно осуществляться свободное обращение товаров, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Предусматривается улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление зашиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Таблица 2. Ключевые положения соглашения о НАФТА

Аспекты предпринимательской деятельности, регулируемые соглашением о НАФТА

Ключевые моменты Соглашения

Доступ к рынкам

Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.

Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами.

Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику

Инвестиции

Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике.

Либерализация деятельности американских и канадских банков на в Мексике.

Пять основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам; свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом: право обращаться в Международный суд в случае нарушения Соглашения

Государственные закупки

Установление справедливых правил для осуществления государственных закупок

Права интеллектуальной собственности

Усиление защиты прав на интеллектуальную собственность.

Определен универсальный подход к предотвращению неконкурентных и монопольных действий.

Учреждены самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки

Разрешение споров

Создание американо-канадской арбитражной комиссии и механизма для урегулирования споров

Улучшение и развитие торговли услугами. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые

Временный въезд для бизнесменов

Перемещение представителей деловых кругов

Одновременно НАФТА устанавливает протекционистские правила против внеконтинентальных производителей в текстильной промышленности и автомобилестроении.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА имеет ряд ограничений (исключений):

  • Устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно «чувствительных» к иностранной конкуренции, и различие графиков снижения пошлин. Это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям. В Соглашении все товары разбиты на три большие группы — промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и тек- стильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров предусмотрено и осуществлено немедленное снятие пошлин.
  • Содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.
  • Содержит исключения из режима свободной торговли. Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе: право Канады на защиту некоторых секторов, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг и т.д.); право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупок сельскохозяйственных товаров.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран-участниц интеграционного блока. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров были устранены в течение 10 лет. Примерно половина мексиканских пошлин устранялась при вступлении Соглашения в силу. В дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США ввозились в Мексику беспошлинно. Со своей стороны Мексика получила облегченный доступ к большей части североамериканского рынка; снятие пошлин в течение пяти лет распространялось почти на 90% промышленных изделий.

В то же время тарифы на незначительное число изделий, «чувствительных» для американской промышленности, не ликвидированы практически до конца 15-летнего периода. Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устранялись в течение 10 лет. Во взаимной торговле США и Канады была договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанных в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 г.

Выводы

В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

Положение Соглашения в области инвестиционного сотрудничества устанавливает недискриминационный режим для инвесторов стран-участниц при создании предприятий (ПИИ), приобретении компаний, их расширении и управлении. Инвесторы имеют право на репатриацию прибылей и капитала, на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, на урегулирование споров в правительственном арбитраже. Такое устранение барьеров привело к значительному росту инвестирования внутри НАФТА.

Основными источниками инвестиций в НАФТА выступают . Их деятельность сосредоточена главным образом в наукоемких отраслях (в США и Канаде) и в обрабатывающей промышленности (в Мексике). В результате действия Соглашения объем взаимных инвестиций в периоде 1994 по 2008 г. увеличился в 6 раз. Инвестиционное сотрудничество осуществлялось по схеме США — Канада, США — Мексика.

Отраслевая структура взаимных инвестиций США, Канады и Мексики различна. Взаимные ПИИ США и Канады, как и других развитых стран, главным образом сосредоточены в сфере услуг — банковских и финансовых, тогда как в Мексике эти страны инвестируют преимущественно производственный сектор.

Положительно воздействуют на экономику принимающей страны только при наличии четкой и грамотной правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами. При отсутствии такой программы ПИИ могут негативно повлиять на дальнейший экономический рост страны.

Интеграция в рамках НАФТА в значительной степени способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики. Внутризонапьный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Каналы и Мексики с другими странами. Договор НАФТА способствовал также процессу интеграции в сфере услуг (финансовый сектор, торговля, транспортная сфера, здравоохранение и коммуникации) и в вопросах зашиты интеллектуальной собственности.

Асимметричность развития НАФТА включает асимметрию: промышленных потенциалов стран-участниц, проистекающую из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран; уровней развития между высокоразвитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой; интенсивности двусторонних экономических отношений (США — Канада, США — Мексика); отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой.

В качестве одного из первоочередных направлений развития интеграционных процессов с участием НАФТА США рассматривают страны Латинской Америки. НАФТА в перспективе может стать основой будущей Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), создание которой пока откладывается. Карибский и Центральноамериканский регионы в настоящее время более интегрированы в НАФТА, чем со своими партнерами по группировкам, не только по линии торговли и финансов, но и на более глубоком уровне производственной интеграции.

НАФТА - это Североамериканская зона свободной торговли, которая представляет собой соглашение между такими странами, как Америка, Канада и Мексика. На территории этих государств была сформирована зона единого рынка. Соглашение между государствами было подписано его главами в 1994 году. В соответствии с условиями договора страны, входящие в состав объединения, взяли на себя обязательства в ближайшее десятилетие полностью ликвидировать и таможенные, и паспортные барьеры. Также были достигнуты договоренности по установлению правил для формирования справедливой конкуренции и созданию необходимых условий для свободного движения услуг с капиталами.

Правовые аспекты

С правовой точки зрения НАФТА - это модернизированное американо-канадское соглашение о свободной торговле, которые было подписано в 1988 году. Если рассматривать договоренность между странами в качестве политического явления, то она выступает в формате реакции Америки на процедуру в том числе в образовании, имевшую место в 1992 году.

НАФТА поддерживает ориентацию на модель в аспекте Отличие заключается в отсутствии стремления к формированию политических надгосударственных органов. Это связано с развитой дифференциацией стран: Америка и Канада являются высокоразвитыми регионами, а Мексика - это активно развивающаяся область. НАФТА существенно отличается от ЕС по количеству стран, но значительно превосходит ее не только по показателям ВВП, но и по численности населения. Можно сделать вывод, что именно НАФТА - это самое крупное в мире экономическое объединение.

Какие перспективы открыло сотрудничество?

Страны-члены НАФТА благодаря сотрудничеству активизировали торгово-экономические отношения, при этом не только открылись новые пути развития, появился целый ряд ограничений. Америка частично перенесла на территорию Мексики промышленные производства, начала импортировать широкий перечень товаров из этого государства по более низким ценам в сравнении с импортом аналогичных товаров из Америки.

Параллельно возросла активность на рынке труда США по мере перетекания мощностей на территорию Мексики. Активизировалась проблема дефляций. Для Мексики открылись двери на рынки США и прочих развитых стран, объемы зарубежных инвестиций возросли, в том числе и объемы кредитования экономики государства.

Что касается экономических дивидендов, то они для развивающейся страны имели однобокий характер. Обогащение ощутила только элита. Гармоничней всего в структуру объединения вписалась Канада. Ей удалось избежать масштабной деиндустриализации при увеличении промышленного экспорта. Основная роль Канады заключалась в том, чтобы выступать в роли посредника в отношениях между Америкой и государствами Латинской Америки.

Что входит в понятие НАФТА?

Исключительная экономическая зона является по сути комплексом договоренностей, который распространяется не только на сферу услуг и инвестирования, но и охватывает объединение В положения договоренностей относительно предпринимательской деятельности в Северной Америке входят:

  • Доступ к рынкам инвестиций.
  • Гарантии.
  • Услуги и права интеллектуальной собственности.
  • Государственные закупки.
  • Меры по соблюдению стандартов.
  • Въезд для бизнесменов.
  • Решение конфликтных ситуаций.

Обязательства стран-участниц

Исключительная экономическая зона наложила на страны-участницы определенные ограничения. Так, Америка, Канада и Мексика обязаны сохранить свои национальные таможенные тарифы в аспекте торговли с третьими странами.

Утверждено свободное обращение товаров после переходного периода в 10 лет (иногда 15 лет) в зоне экономического объединения. Правило распространяется на товары, которые идентифицируются как выпущенные в США, Мексике и Канаде. Договоренность предусматривает улучшение условий торговли услугами, наладку механизма взаимного инвестирования.

В соглашении имеются оговорки относительно временного восстановления защиты для неких которые понесли потери в результате импорта определенных категорий товаров. Страны НАФТА, список которых представлен выше, должны следовать отдельным исключениям из общего режима свободных экономических отношений.

Исключения из правил

На фоне создания зоны есть моменты, которые не соответствуют стандарту договоренности. Так, в рамках объединения НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) продолжают действовать следующие стандарты:

  • Мексика оставила за собой право накладывать ограничения на иностранную деятельность в нефтяном сегменте.
  • Канада имеет право ограничивать доступ к отдельным сегментам информации, которые имеют некую важность в культурном аспекте. Это радиовещание и выпуск фильмов, публикация книг и производство пластинок.
  • США сохранило право на поддержку оптимального уровня внутренних цен, право на сбережение систем закупок в сельскохозяйственном сегменте.

Специфика ликвидации пошлин

Все товары в рамках сотрудничества разбиты на три категории. Это промышленная группа (за исключением текстильной продукции), сельскохозяйственная группа и текстильная с одеждой включительно. Для каждой категории товаров свойственен свой индивидуальный график снижения пошлин. Стоит сказать и о полном снятии пошлин на разные группы изделий. В перспективе объединение НАФТА цели ставит куда более значительные. В течение 5-15 лет планируется полностью отменить большую часть пошлин.

Инвестиционная деятельность в рамках объединения и прочее

В рамках объединения НАФТА, страны участники которого перечислялись выше, действует 5 доминирующих принципов защиты зарубежных инвесторов и их капиталов. Это:

Соглашение предусматривает правовую ответственность за нарушение на патенты, товарные знаки и интеллектуальное имущество. Действует законодательство, которое позволяет определить область производства товара. Так, продукт присваивается тому государству, на территории которого он подвергался самой большой обработке (вычисляется в процентном соотношении).

Цели объединения

НАФТА - это масштабная региональная зона свободной торговли с населением в пределах 406 миллионов человек и совокупным ВВП в размере 10,3 триллиона долларов. Формирование тандема обусловлено целым рядом параметров и перечнем целей, которые планировалось достигнуть. К предпосылкам создания объединения можно отнести следующие:


Вполне ясно, по каким причинам было сформировано объединение НАФТА. Страны-участники, подписывая договор, помимо эффективности партнерства преследовали еще и ряд целей. Это активизация торговли за счет ликвидации любых ограничений, создание здоровой конкурентной среды, привлечение инвестиций, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности. Объединение не перестает развиваться и сегодня, постоянно расширяя сферы своего воздействия.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) было подписано тремя крупнейшими странами Северной Америки в 1992 году. Членами данной ассоциации стали США, Канада и Мексика. Это трехстороннее соглашение было заключено с целью развития торговых отношений между этими странами и укрепления экономических связей.

Прототипом НАФТА стало соглашение, подписанное между США и Канадой в 1988 году. Подписанию такого соглашения способствовали давние экономические связи, которые образовались еще в прошлом веке. Подписанное соглашение, так называемое КУФТА, вступило в силу 1989 году. Главным тезисом этого соглашения было создание зоны свободной торговли между этими странами. На это было предусмотрен период времени - 10 лет.

Через год начались переговоры, между странами участниками соглашения, о привлечении в ассоциацию еще одной страны. Этой страной стала Мексика. Так, с 1994 года вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

НАФТА - это первое в мире соглашение, объединившее экономическими связями три страны Северной Америки.

Основные цели и характеристики НАФТА

Данное соглашение было заключено с целью укрепления и расширения внешнеэкономических связей каждой отдельно взятой страны, участницы соглашения. Основным принципом является отсутствия препятствий и различного рода дискриминаций во взаимных инвестициях и товарообороте. Также члены ассоциации поддерживают некоторых собственных производителей, запрещая ввоз на их территорию продукции других стран, не входящих в соглашение. Это касается, например, автомобилей или продукции текстильной промышленности.

В соглашении НАФТА прописаны основные цели. К ним относятся:

Отсутствие препятствий содействие передвижению между странами-участниками соглашения различных товаров и услуг;
здоровая в рамках действия соглашения на товары и услуги;
увеличение количества инвестиций в США, Канаду и Мексику;
защита прав интеллектуальной собственности каждого члена ассоциации;
решение экономических противоречий и споров;
перспектива дальнейшего развития ассоциации и привлечения новых стран в зону свободной торговли.

НАФТА имеет одно основное отличие от других ассоциаций свободной торговли. Оно заключается в том, что ее развитие начиналось «снизу», а не наоборот, как в других ассоциациях. Суть этого состоит в том, что сначала развивались экономические связи на уровне небольших корпораций, а лишь потом, основываясь на их развитии, заключались крупные международные соглашения.

Главенствующее положение в соглашении НАФТА принадлежит Америке. Это вызвано тем, что американская экономика в разы превосходит экономику двух других стран-участниц. Объединение власти в одних руках упрощает управление, с одной стороны, и создает почву для некоторых спорных ситуаций с другой.

Приблизительно за 20 лет существования ассоциации уже возникало несколько конфликтов по вопросам регулирования торговых отношений. Это так называемая «лососевая война», которая произошла в 1997 году между Америкой и Канадой или «яблочная и помидорная война» между США и Мексикой.


Несмотря на то, что экономика Соединенных Штатов является одной из самых сильных в мировом сообществе, участие в соглашении принесло стране значительные выгоды. Основная выгода состояла в том, что из-за снятия торговых барьеров стало возможно приобретение материалов и товаров из Канады и Мексики по более доступным ценам, чем в самой Америке. Это двояко отразилось на промышленности страны. С одной стороны промышленности, выпускающей данные материалы, грозит экономический спад. С другой стороны, отрасли, применяющие эту продукцию в своей технологии, способны получить большую выгоду или даже снизить стоимость собственной продукции.

Также участие Америки в трехстороннем соглашении позволило значительно расширить внешние торговые связи и выйти на новые рынки. Так, согласно статистическим данным товарооборот США со странами-участницами за время участия в соглашении вырос практически в 2-2,5 раза.

Однако, несмотря на множество положительных аспектов, работодателей, профсоюзы и членов правительства тревожит вопрос перемещения крупных производств в страны с менее развитой экономикой, уровнем оплаты труда.


Участие Мексики в данном экономическом соглашении принесло хорошую выгоду для страны. Более 80% товаров производимых в стране товаров экспортируется на рынки США и Канады.

Благодаря этой ассоциации в экономику Мексики произошло мощное вливание финансов. Инвестиции в экономику страны только за первые 6 лет существования соглашения выросли практически вдвое. На территории этой страны США и Канада размещают свои крупнейшие заводы и производства.

Критики данного соглашения указывают на то, что в Мексике размещают ряд вредных производств, выгоду от которого получает только лишь малая доля людей, находящихся при власти. Об улучшении уровня жизни простых граждан не заинтересованы ни Мексика, ни другие члены ассоциации.


Эта страна имеет более сильную экономику, чем Мексика, но она несравнима с экономикой США. При решении некоторых вопросов Канада вступает в коалицию с Мексикой, чтобы повлиять на Америку.

Канада является активным сторонником привлечения в соглашение новых членов из стран Америки, как Южной, так и Северной. Они активно обсуждали возможность будущего сотрудничества с Чили и Аргентиной. Канада принимает участие в многосторонних проектах и соглашениях не только со странами НАФТА.

Соглашение НАФТА дало мощный толчок экономике страны. За десять лет экспорт канадской продукции увеличился практически в два раза. При этом основная доля экспорта приходится на автомобильную индустрию и промышленность.

Сторонники и противники данного соглашения, несмотря на некоторые противоречия, сходятся в едином мнении, что вхождение в ассоциацию новых членов позволит расширить границы торговли и создать единую экономику среди стран, участвующих в соглашении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Ядром НАФТА является американо-канадская экономическая интеграция. Развивающаяся с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

Основные характеристики НАФТА.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:

– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

– урегулирование экономических споров;

– создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх »: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые (Табл.). Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Из-за моноцентричности в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

США как лидер американской экономической интеграции.

В 20 в. США отстаивала принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создает прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ , – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР , Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской Америки не устраивает модель экономических отношений в рамках НАФТА между развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая либерализация в НАФТА дала сильный импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75%. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.

Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты.

Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

Роль Мексики в НАФТА.

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Роль Канады в НАФТА.

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

Перспективы развития НАФТА.

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Интеграция стран в общий рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов