Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Контроль за применением ккт. Курсовая работа налоговый контроль за применением контрольно-кассовой техники. Новые полномочия налоговиков

С 1 января 2012 года действует Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 № 373-П. Теперь функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями переданы налоговым органам. Сразу два новых административных регламента ФНС вступили в силу в феврале 2012 года: по проверке контрольно-кассовой техники (ККТ) и по проверке кассовой дисциплины.

Если первый административный регламент интересен тем, кто применяет ККТ, то второй затрагивает интересы всех налогоплательщиков, осуществляющих наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Рассмотрим подробно, как налоговые органы будут проводить проверки кассовой дисциплины.

Новые административные регламенты ФНС

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ ) контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы. С 5 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения , утвержденный 132н . Предметом государственного контроля в данном случае является соблюдение индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением кредитных, требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения. Те налогоплательщики, которые работают с ККТ, уже знакомы с отделами налоговых инспекций, в которых они ставили на учет свою контрольно-кассовую технику. Данный вид проверок проводится достаточно давно и регулярно, поэтому перейдем к новому для налоговых органов виду - проверке полноты учета выручки.

С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент ), утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н .

Осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы имеют право на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» .

Напомним, что до 2012 года вопросы проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы были прерогативой банка, в котором был открыт расчетный счет налогоплательщика. Проводились такие проверки регулярно - один раз в два года, не вызывая у клиентов банка особых переживаний.

Проверка кассовой дисциплины: как и что будут проверять?

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание:

В целях данной проверки к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия территориальных инспекций ФНС с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом .

Таким образом, теперь проверку кассовой дисциплины будут проводить налоговые инспекции, в которых стоят на учете налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативно-правовая база для осуществления государственной функции

Исполнение рассматриваемой государственной функции регулируется:

КоАП РФ;

Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

Федеральным законом № 54-ФЗ;

Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»;

Приказом ФНС РФ от 02.08. 2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 352 «Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 135н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 136н «Об утверждении образца знака «Государственный реестр»;

Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники».

Права и обязанности должностных лиц налоговых органов

Проверяющие имеют право:

Иметь беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ, и автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности (БСО) и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением ККТ и учетом денежных средств;

Проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия БСО;

Получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

Получать пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

Взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;

Привлекать к административной ответственности объекты контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.

А вот обязанность у представителей ФНС только одна - при исполнении соблюдать положения Административного регламента .

Права и обязанности проверяемых лиц

У проверяемых лиц есть следующие права:

Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом ;

Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов налоговых органов;

Обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Проверяемые обязаны:

Обеспечивать контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, и автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Представлять информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

Предоставлять в инспекции по запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Порядок проведения проверки

Схема проверки полноты учета выручки денежных средств выглядит следующим образом:

Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции;

Рассмотрение проверяющими необходимых документов;

Проверка полноты учета выручки денежных средств;

Оформление результатов проверки.

Отметим, что результатом исполнения данной государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения - возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Начало проверки. Основанием для начала проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта. Проверяющие предъявляют проверяемому объекту поручение и служебные удостоверения. Данный факт фиксируется подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления в поручении. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения проверяющие делают отметку в поручении.

Рассмотрение документов. Теперь начинается непосредственно рассмотрение документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.

В случае, если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, рассматриваются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО.

Если формирование документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы, проверяющим представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Если проверяемый субъект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), контролерам представляются документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Какие еще документы могут затребовать проверяющие лица? Как сказано в Административном регламенте , в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов рассматриваются следующие документы:

Журнал кассира-операциониста;

Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;

Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

Приходные и расходные кассовые ордера;

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

Авансовые отчеты;

Кассовая книга;

Справка-отчет кассира-операциониста;

Сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации;

БСО, копии БСО, корешки документов;

Информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

Акт приемки БСО;

Книга учета БСО;

Акт о списании БСО;

Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО;

Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента;

Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН;

Распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

Иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы проверяющим для исполнения государственной функции.

Глядя на список документов, которые могут затребовать проверяющие, хотелось бы отметить, что он обширен и открыт. Это означает, что представители ФНС могут проверить и другие документы, не входящие в данный перечень, но заинтересовавшие проверяющих. Конечно, в Административном регламенте сказано, что проверяющие не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, но проводить грань между тем, что относится к предмету проверки, а что нет, тоже будут сами проверяющие.

Если вспомнить проверки кассовой дисциплины банками, тогда представлялись документы за последний квартал и только те, которые относились непосредственно к кассовым операциям: кассовая книга, отчеты кассира, лимит остатка кассы, авансовые отчеты. ККТ банки вообще не проверяли, это изначально была прерогатива налоговых органов, регистры бухгалтерского учета банками также не изучались.

В Административном регламенте ничего не сказано о том, в каком виде будут истребоваться документы для проверки. Если проводить параллель с налоговыми проверками, там прописан конкретный порядок истребования документов: выставление требования о представлении документов, порядок их представления, сроки и ответственность за непредставление. Отметим, что данные проверки проводятся налоговыми органами не в рамках налогового законодательства, и порядок их проведения устанавливается Административным регламентом .

В рассматриваемом же случае проверяемому лицу предъявляется только поручение на проведение проверки. Можно предположить, что запрашивать документы проверяющие будут в устной форме, но тогда чем они будут подтверждать сам факт запроса? При этом в Административном регламенте сказано: факт получения или неполучения затребованных документов фиксируется в акте проверки .

Обратите внимание:

Документы, необходимые для проверки, представляются проверяемым объектом в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Проверяющие не вправе требовать нотариального удостоверения копий представляемых документов.

Проверка полноты учета выручки денежных средств. После окончания рассмотрения необходимых документов начинается непосредственно административная процедура по проверке полноты учета выручки денежных средств. В ходе проверки изучаются финансовые и хозяйственные операции, совершенные проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Они могут проводится как сплошным, так и выборочным способом.

На данном этапе проверяющие получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и их заверенные копии, необходимые для проведения контрольных действий. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

При этом в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, в двух экземплярах.

Перед началом этого этапа кассир дает расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

По каждому факту расхождения проверяемое лицо дает письменные объяснения.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

В случае расхождений фактических и учетных данных выясняются причины, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО проводится проверка фактического наличия БСО, по итогам которой составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.

При проверке у проверяемых объектов, применяющих БСО, определяется количество использованных бланков за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки БСО и актов инвентаризации БСО для сопоставления с фактическим количеством копий использованных БСО (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта. Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных БСО (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Если проверяемый объект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , производит наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Результатом данной административной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов неполного или полного учета выручки денежных средств, которые фиксируются в акте проверки.

Оформление результатов исполнения государственной функции. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается налоговиками и проверяемым объектом.

Акт проверки должен быть оформлен на бумажном носителе, составлен на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями представителей обеих сторон.

В акте проверки в обязательном порядке указываются документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены. Также в акте делается запись о письменных объяснениях (замечаниях, возражениях), полученных от проверяемого объекта по фактам нарушений (при их наличии).

Если проверяемый объект уклоняется от подписания акта, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ представители налоговых органов возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Сроки проведения проверки

Административный регламент устанавливает максимальные сроки для каждой административной процедуры рассматриваемой проверки. Приведем их в таблице.

Административная процедура Срок выполнения административной процедуры
Установление срока исполнения государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции Не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения
Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции Не может превышать двух рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Рассмотрение проверяющими документов, необходимых для исполнения государственной функции Не может превышать 28 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Проверка полноты учета выручки денежных средств Не может превышать 30 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Оформление результатов проверки, составление акта проверки Не может превышать 30 календарных дней и исчисляется с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Обращение (жалоба), поступившее в ФНС, управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией от проверяемого лица Рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации. В исключительных случаях руководитель, заместитель руководителя ФНС, управления продлевает срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив об этом проверяемый объект, который направил обращение (жалобу)

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФНС

Как мы уже отметили, проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС, а также принимаемых ими решений в досудебном (внесудебном) порядке.

Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС, управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов налоговой инспекции, нарушении положений Административного регламента , некорректном поведении или нарушении служебной этики. В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

В заключение хотелось бы отметить, что контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей в том виде, в котором он прописан Административным регламентом , существенно отличается от привычных проверок банками соблюдения кассовой дисциплины. Данное отличие заключается в том, что кроме непосредственно соблюдения кассовой дисциплины в привычном понимании проверяется и ККТ и БСО и полнота учета выручки. Помимо этого, исследуются регистры как бухгалтерского, так и налогового учета.

Отдельно встает вопрос о частоте рассматриваемых проверок. Если до 2012 года проверки кассовой дисциплины проводились банками регулярно один раз в два года, как часто будет проводить такие проверки ФНС?

И еще один не менее важный вопрос, о котором ничего не сказано в Административном регламенте : какой период будет охвачен проверками? Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Можно предположить, что налоговые органы при проверках полноты учета выручки денежных средств ограничатся двумя месяцами для целей привлечения к ответственности по КоАП РФ. Но более вероятным представляется вариант, согласно которому проверкой будет охвачен более длительный период - три года, предшествующих году проведения проверки. Именно этот период можно проверить в рамках выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ ). При наличии нарушений проверяющие привлекут к ответственности по КоАП РФ, а данные о нарушениях, повлекших занижение налоговой базы, будут являться информацией для аналитической работы и подготовки выездной налоговой проверки. Пока этот вопрос остается открытым, ответ на него мы получим, как только начнутся проверки.

Согласно поступившим в ОП РФ обращениям, предприниматели сталкиваются с довольно серьезными проблемами при применении онлайн-касс. Об этом на состоявшемся вчера в ОП РФ круглом столе заявил Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий . Среди наиболее часто встречающихся замечаний он указал:

  • угрозу признания всех пользователей ККТ операторами персональных данных. Это влечет обязанность уведомлять Роскомнадзор о намерении осуществлять обработку персональных данных и соблюдать все требования, установленные для операторов ( , Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"). За их несоблюдение предпринимателю может грозить штраф вплоть до 75 тыс. руб. ();
  • неопределенность правовых статусов дополнительных реквизитов кассового чека, не установленных Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ " " (далее – закон о ККТ). Это, например, способ расчета, предмет расчета, признак агента и данные поставщика;
  • отсутствие реальных способов корректировки технических ошибок и ошибок исполнителя, выявленных после закрытия смены (на следующий день или позже);
  • высокую стоимость оборудования (включая его настройку) и др.

Покупатель решил вернуть не подошедшую ему запчасть, не относящуюся к группе технически сложных товаров, и требует возвратить денежные средства – вправе ли продавец просить его предоставить документ, удостоверяющий личность, заполнить бланк заявления о возврате денежных средств, согласие на обработку персональных данных и поставить подпись в приходно-кассовом ордере? Ответ на эти и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

С учетом выявленных проблем Владимир Винницкий озвучил следующие предложения:

  • установить перечень всех обязательных реквизитов чека, исключив из него лишние;
  • конкретизировать порядок исправления ошибок в отношении любых реквизитов кассового чека;
  • расширить перечень видов деятельности, для которых ККТ можно не применять (в частности, в отношении сфер с очень низким оборотом);
  • дать предпринимателям разъяснение об отсутствии ответственности по законодательству о персональных данных;
  • продолжить практику открытых классов ФНС России по разъяснению нового порядка применения ККТ;
  • разработать систему мероприятий по осуществлению общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на оптимизацию процесса перехода на онлайн-кассы.

Поддержали общественников и представители ТПП РФ. "На протяжении последних полутора лет мы в своей работе действительно сталкиваемся с жалобами представителей бизнеса, которые говорят о проблемах применения законодательства об онлайн-кассах. плохо работает в нетипичных условиях. Например, ИП может не иметь расчетного счета. Если он заплатит за наличку, ему пробьют чек, тут все понятно. Но он точно так же может взять и перечислить деньги со своего личного счета на счет компании за какую-то оптовую продажу, и вот тут возникают проблемы", – рассказала заместитель председателя Комиссии по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП Марина Рыжкова .

Определенные проблемы признали и представители бизнеса. "Поддержу выступающих с точки зрения затрат – фактические затраты на первом этапе были выше исходных затрат, которые декларировались. Были проблемы, связанные с планированием, наличием в том или ином регионе фискальных накопителей. Также в результате перехода на новую ККТ произошла еще большая дифференциация: для крупных предприятий создаются более выгодные условия и одновременно происходит вымывание, уход с рынка средних и мелких предприятий, которые на региональном уровне были вполне значимы", – отметил директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов . Нагрузка на бизнес, по словам Марины Рыжковой, действительно выросла: "В регионах все действительно не так хорошо. Огромное количество людей закрываются как ИП и продолжают работать в "черную".

Что касается расширения перечня видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко полностью эту идею поддержал: "Мы направили в ФНС России список из 170 видов деятельности в сфере услуг с просьбой освободить их от обязанности применять онлайн-кассы". Помимо этого, эксперт упомянул о возможной альтернативе – специальном приложении, которое позволит представителям малого бизнеса, не имеющим возможности установить стационарный кассовый аппарат, исполнять требования закона о ККТ посредством мобильных устройств. "Либо приложение, либо исключение отдельных видов деятельности, где абсурдно применение ККТ. Если мы сможем все технически реализовать, освобождать дополнительно никого не надо – закачай приложение в смартфон и ходи с ним. Но если с приложением идея не получается, то нужно обязательно расширять перечень освобожденных от применения ККТ", – уверен эксперт.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Заместитель руководителя УФНС России по г. Москве Иван Шульга : " ".

Вместе с тем, по мнению заместителя начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александра Сорокина , нет никаких оснований для того, чтобы приостанавливать или переносить исполнение требований закона о ККТ. "Вопросы в работе с онлайн-кассами существуют, но мы решаем их в рабочем порядке. ФНС России направила в регионы рекомендации, как организовать работу с онлайн-кассами. И один из пунктов гласит о смещении акцента с контрольного направления на разъяснительный. Заметьте, мы не обсуждаем истории, когда кого-то пришли и наказали. Наша задача – перевод налогоплательщика на новый порядок. Разъяснять, разъяснять и еще раз разъяснять. Никакой карательной функции нет", – заверил чиновник. Более того, он полностью поддержал инициативу продолжить работу открытых классов. "В каждом налоговом органе есть открытый класс, куда можно прийти, задать вопрос и получить ответ. Если дать ответ не удалось, эти вопросы аккумулируются и направляются в наш адрес и мы готовим общие развернутые ответы. Налогоплательщик также может бесплатно позвонить в наш контакт-центр и получить ответ. Допускаю, что на местах, возможно, не хватает компетенции ответить на какой-то вопрос, поэтому мы готовы подключаться в любом формате", – добавил Сорокин. Он отдельно подчеркнул, что за все время действия новых требований закона о ККТ, ему не поступило ни одного обращения о том, что кто-то из предпринимателей понес ответственность за нарушение правил обработки персональных данных.

Об отсутствии серьезных проблем при переходе на онлайн-кассы заявил и начальник Сводного отдела Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Заитов . А директор по маркетингу компании "Штрих-М" Татьяна Булавина обратила внимание на то, что практически все производители онлайн-касс готовы предложить представителям малого бизнеса технику по цене ниже 18 тыс. руб. Причем указанная цена включает не только саму кассу, но также фискальный накопитель и услугу оператора фискальных данных. "Потребности кассовой техники для крупного бизнеса несколько другие: у них другая проходимость, другой уровень нагрузки на технику, поэтому их техника дороже. Техника для малого бизнеса более простая, потому и дешевле", – пояснила она, добавив, что никакого дефицита ККТ нового образца на рынке не предвидится.

Антон Свириденко предложил повторно организовать круглый стол с участием уполномоченных органов власти, представителей общественных организаций и предпринимателей непосредственно перед или сразу после 1 июля этого года, когда очередная очень крупная группа налогоплательщиков попадет по действие . По его подсчетам, это потребует подключить около 1 млн касс нового образца. И если на этом этапе вновь будут озвучены те или иные практические проблемы, это потребует совместной работы над совершенствованием законодательства и/или правоприменительной практики.

" № 6/2016

Какими новыми правами и обязанностями наделены налоговики при осуществлении контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ? Изменилась ли административная ответственность пользователя ККТ?

Налоговые органы осуществляют свои полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 943-1), а также Положением о Федеральной налоговой службе . При этом порядок их действий прописан в административных регламентах, утвержденных приказами Минфина России от 17.10.2011 № 132н, 133н (далее – Административный регламент № 132н, 133н). Налоговики могут проконтролировать применение ККТ одновременно с проведением выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 05.07.2013 № 03-02-08/26094).

С 15.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ изменены большинство положений Федерального закона № 54-ФЗ и Закона № 943-1. Какими новыми правами и обязанностями наделены в связи с этим налоговики при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ? Изменилась ли административная ответственность пользователя ККТ? Что необходимо учесть организациям при проведении в отношении них соответствующих проверок?

Новшества законодательства о ККТ.

С 15.07.2016 Федеральным законом № 54-ФЗ, в частности, установлены:

Таким образом, законодатели стремятся к созданию современной прозрачной автоматизированной системы полного учета выручки и контроля за применением ККТ (письма Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831, от 14.09.2016 № 03-01-15/53640).

Переход на новый порядок работы.

Столь масштабные изменения требуют времени. Для этого Федеральным законом № 290-ФЗ организован плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ:

  • с 15.07.2016 предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок;
  • с 01.02.2017 регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку;
  • с 01.07.2017 старый порядок прекратит свое действие.

При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих ПСНО и спецрежим в виде уплаты ЕНВД (имеющих на сегодняшний день право не применять ККТ), в распоряжении имеется еще целый год для перехода на новый порядок работы: для них он станет обязательным с 01.07.2018.

Как разъясняет ФНС, применять доработанную для онлайн-передачи данных ККТ можно и после 01.07.2017. Для этого ряд моделей потребуется модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Иными словами, если кассы доработаны, организации не требуется покупать новые (Информация ФНС России «О переходе на онлайн-кассы»).

Обратите внимание

Сохраняется прежний порядок применения ККТ на территориях РФ, на которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.

Подытожим сказанное:

Дата перехода на онлайн-ККТ

Для кого важна

Порядок действий

Пользователи, находящиеся на ОСНО и УСНО

До этой даты ККТ регистрируется в прежнем порядке. Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются

Пользователи, применяющие ПСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД

До этой даты можно осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу).

Пользователи, оказывающие бытовые услуги населению

До названной даты вправе не применять ККТ при условии выдачи соответствующих БСО в установленном порядке.

С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно. С 01.07.2018 применяются только БСО, сформированные в электронной форме через автоматизированную систему для БСО

Пользователи, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов

С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно

Как указанные изменения коснутся пользователей ККТ в части осуществления в отношении них контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки?

Новые полномочия налоговиков.

Пункт 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ наделяет налоговый орган следующими полномочиями в части организации контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ:

  • наблюдение за применением ККТ;
  • ведение (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинга расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проведение анализа полученных данных;
  • проведение проверок применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности ОФД, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся в инспекции (удаленные проверки);
  • проведение проверок оформления и (или) выдачи (направления) пользователем кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, – контрольные закупки;
  • получение посредством запросов необходимых пояснений, справок, сведений и документов, в том числе через кабинет ККТ (датой получения запроса налогового органа считается день размещения такого запроса в кабинете ККТ либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом);
  • получение (в том числе с использованием технических средств) беспрепятственного доступа к ККТ проверяемого лица и к фискальным данным, содержащимся в базе данных ОФД;
  • проведение проверки правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ;
  • вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ;
  • взаимодействие с органами внутренних дел и федеральной службы безопасности при осуществлении названных функций.

Обязанности пользователей ККТ

Пользователи ККТ в силу ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ наделены, в свою очередь, рядом обязанностей, в частности:

  • представлять в инспекцию по запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении налоговиками контроля и надзора за ее применением;
  • обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контролирующих функций беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять контролерам документацию на них.

Пунктом 4 данной статьи закреплено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен осуществляться через кабинет ККТ.

Кабинет ККТ.

Кабинет ККТ представляет собой информационный ресурс сайта ФНС, ведение которого осуществляется ведомством в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей (ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ).

Обратите внимание

Данный ресурс пока не начал свою работу, но в ближайшем будущем сервис будет запущен: ФНС уже подготовила проект приказа (по состоянию на 30.09.2016), которым предлагается утвердить порядок, устанавливающий правила ведения кабинета ККТ на сайте ведомства.

Обеспечение доступа к сервису будет осуществляться высшим налоговым ведомством. В нем налоговики будут размещать большое количество информации и документов в электронной форме, касающихся проведения проверок применения ККТ в отношении пользователей, в частности:

  • запросы налоговых органов, направляемые в адрес пользователей ККТ в рамках проведения контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ;
  • протоколы об административных правонарушениях и постановления по делам об административных правонарушениях, составленные и вынесенные налоговыми органами в отношении пользователей ККТ, предписания, информация о вступивших в законную силу судебных актах;
  • сообщения фискалов, указывающие на совершение лицом действий (бездействия), содержащие признаки состава административного правонарушения;
  • запросы, направляемые налоговиками в адрес ОФД.

В свою очередь, пользователи будут также вправе передавать через кабинет ККТ в электронной форме документы по запросу контролеров и ряд других сведений, требующихся ИФНС для осуществления контрольных функций.

Доступ пользователей к кабинету ККТ будет осуществляться через – юридического лица для организаций или личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя для коммерсантов.

Контрольные закупки теперь разрешены законом.

Проведение налоговиками контрольной закупки узаконено, что положило конец многолетним спорам о правомерности ее применения в отношении пользователей ККТ.

Напомним, ранее суды, опираясь на правовую позицию Президиума ВАС (Постановление от 02.09.2008 № 3125/08), указывали, что ИФНС должна проводить контрольную закупку, поскольку не числится среди органов, имеющих право на проведение подобного мероприятия в рамках оперативно-разыскной деятельности. В дальнейшем данная позиция была изменена, о чем свидетельствуют постановления ВС РФ от 29.07.2009 № 41-АД09-3, от 11.05.2012 № 45-АД12-4, а также Обзор судебной практики № 2 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 26.06.2015.

Взаимоотношения с кредитными организациями.

В ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы также вправе запрашивать у банков информацию о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Данные сведения выдаются кредитной организацией налоговикам в форме справок в течение трех дней со дня получения их мотивированного запроса (п. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ).

Административная ответственность пользователя ККТ.

Право налоговиков привлекать к административной ответственности пользователей ККТ по-прежнему закреплено пп. 7 п. 7 Административного регламента № 132н. С 15.07.2016 скорректирована ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая штрафы в части применения ККТ:

Основание для наказания

Пункт
ст. 14.5 КоАП РФ

Размер штрафа

Первичное нарушение

Повторное нарушение (если сумма расчетов без ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более)

Неприменение ККТ

1. Должностные лица – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.

2. Юридические лица – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

1. Должностные лица – дисквалификация на срок от от одного года до двух лет.

2. Юридические лица – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (распространяется и на ИП)

Применение ККТ, не соответствующей требованиям (применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации и перерегистрации, условий ее применения), юридическими лицами

1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб.

2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Непредставление пользователем информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с нарушением установленных сроков

Ненаправление пользователем ККТ покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача их на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию

1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере 2 000 руб.

2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере 10 000 руб.

*Данный вид ответственности применятся с 01.02.2017.

Обратите внимание

С 15.07.2016 срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о применении ККТ составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Благодаря Федеральному закону № 290-ФЗ, утвердившему новый порядок работы с ККТ, изменены права и обязанности фискалов в части осуществления контрольных функций в отношении пользователей ККТ, а также введена новая административная ответственность последних в части применения онлайн-касс.

Отметим, что сам порядок проведения проверки ККТ налоговиками в рамках данной статьи не рассматривается. Это тема для отдельного материала. Полагаем, что в связи с новшествами законодательства изменится и механизм проведения данных проверок, что отразится в обновленных административных регламентах ФНС. Будем ждать изменений и оперативно освещать их на страницах нашего журнала.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

ОФД – это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, находящаяся на территории РФ, получившая в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ разрешение на обработку фискальных данных. Фискальные данные – это сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о ККТ, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные ККТ или ОФД (ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ).

Форма (формат) и порядок направления налоговым органом запроса в банк утверждены Приказом ФНС России от 23.11.2010 № ММВ-7-6/633@.

Проверка ККТ налоговой инспекцией проводится в рамках надзора и контроля за соблюдением нормативных актов в сфере использования контрольно-кассовой техники. О том, что является предметом проверки и какими полномочиями наделены проверяющие, читайте в нашей статье.

Надзор в сфере применения ККТ

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений.

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ. При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент).

Проверка применения ККМ

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам.

Обратите внимание! Общий срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 20 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Проверка документов на ККТ

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей.

Перечень приведен в п. 29 Регламента.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов.

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье «Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ»);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации.

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности.

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21-24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке.

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства. В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

Оформление результата проверки

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении.

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ.
  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц.

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе.
  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц.

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ. Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов. В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

Ситуация: могут ли налоговые инспекции проводить проверки правильности применения ККТ в отношении одной организации (предпринимателя) несколько раз в год?

Ответ: да, могут.

Количество проверок правильности применения контрольно-кассовой техники в отношении одной организации (предпринимателя) не определено ни регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н, ни законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, ни другими нормативными актами. Поэтому налоговая инспекция может проводить проверки несколько раз в год.

Процедура проверки

В рамках проверки правильности применения ККТ инспекторы применяют следующие административные процедуры:

Проверка выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств;

Предъявление поручения на проведение проверки;

Анализ документов, представленных организацией или предпринимателем;

Проверка соблюдения организацией (предпринимателем) требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения;

Оформление результатов проверки.

Такой порядок предусмотрен пунктом 20 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Срок проверки не может превышать пять рабочих дней с даты выписки поручения на проведение проверки (п. 19 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Проверка выдачи чеков

Факт выдачи (невыдачи) покупателям кассовых чеков инспекторы проверяют на основании поручения о проведении проверки (п. 22 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Ситуация: вправе ли налоговые инспекторы проводить контрольные закупки в рамках проведения проверок соблюдения законодательства о применении ККТ?

Ответ: нет, не вправе.

Контроль за соблюдением законодательства о применении ККТ возложен на налоговые инспекции. При этом они вправе:

Проверять документы, связанные с применением ККТ;

Получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

Проводить проверки выдачи организациями кассовых чеков (или иных документов, подтверждающих прием наличных денег, по требованию покупателя – в отношении продавцов на ЕНВД);

Применять административную ответственность в случаях и в порядке, установленных частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к организациям, которые нарушают требования Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

При этом согласовывать порядок проведения указанных мероприятий с органами внутренних дел инспекторам не требуется.

Об этом сказано в статье 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, в пункте 1 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 и подтверждено в письме ФНС России от 7 июля 2009 г. № ШТ-17-2/128.

Проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя:

Приобретение товара;

Оплату товара наличными деньгами или с использованием платежных карт;

Установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар.

При этом проверка может проводиться в форме:

Визуального наблюдения за приобретением и оплатой товара покупателями с применением (без применения) видео- и аудиотехники;

Аналитических мероприятий по выявлению фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков.

Об этом сказано в пункте 23 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения, специалист налоговой инспекции (при наличии поручения) вправе возбудить дело об административном правонарушении в отношении виновного (подп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, п. 53 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Таким образом, специалисты налоговой инспекции могут проводить контроль за правильностью применения ККТ только путем наблюдения за действиями продавца при продаже товара покупателям. Право на проведение контрольных закупок инспекторами Административным регламентом не установлено.

Организации (предприниматели), столкнувшиеся с фактом проведения налоговыми инспекторами проверок применения ККТ с нарушениями действующего законодательства, вправе обжаловать такие действия проверяющих в вышестоящем ведомстве (например, ФНС России) или в суде (подп. 11 и 12 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 138 НК РФ, подп. 4 п. 9 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Внимание: следует различать контрольную закупку и покупку, проводимую инспектором в качестве обычного покупателя. Дело в том, что проверяющие могут предъявить организации претензии, даже если они выявили факт неприменения ККТ не с помощью визуального наблюдения за другими покупателями, а самостоятельно приобретая товар (работу или услугу).

На различие между двумя понятиями указывал Минфин России в своем письме от 7 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-23. Сотрудники налоговой службы действительно не наделены правом осуществлять проверочные закупки. Однако покупка товара (работы, услуги) в личное пользование для собственных нужд, проведенная в том числе в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники, не выходит за рамки полномочий налоговой инспекции по контролю за соблюдением Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Есть решения судов, подтверждающие эту позицию (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 марта 2009 г. № Ф04-596/2009(1579-А03-3)).

В то же время некоторые судьи считают, что факт приобретения товара для собственных нужд, осуществленный в ходе проверки, следует считать контрольной закупкой (определение ФАС Волго-Вятского округа от 24 декабря 2009 г. № А29-7394/2009).

Новый регламент также напрямую не запрещает инспектору действовать в качестве покупателя. Процедура визуального наблюдения факта приобретения и оплаты товара подробно не описана (п. 23 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). Инспектор может выполнить эту процедуру, в том числе и выступая одновременно в качестве наблюдателя и покупателя.

Таким образом, не исключено, что даже после вступления в силу нового регламента инспекторы будут использовать подобные формы контроля. Если организация столкнется с ними на практике, высоки шансы оспорить их в суде. На сегодняшний день арбитражной практики, учитывающей положения нового регламента, нет.

Ситуация: могут ли налоговые инспекторы использовать свидетельские показания при проверке правильности применения ККТ?

Ответ: да, могут.

В абзаце 20 пункта 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н, сказано, что в случаях необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты. О привлечении к проверке свидетелей в регламенте не указано. В то же время нет и запрета привлекать свидетелей.

В ходе проверки инспектор имеет право требовать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки (подп. 3 п. 7 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). Такие сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, могут предоставить и свидетели.

Поручение на проверку

Поручение на проверку предъявляется проверяемому после проверки выдачи кассовых чеков. При этом пришедший на проверку инспектор должен иметь служебное удостоверение личности.

Представитель организации (предпринимателя) расписывается на поручении. Однако, если он откажется это сделать, проверку не отменят. Инспектор сделает в поручении отметку об отказе подписать документ.

Такой вывод следует из пунктов 28, 30–31 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Совет: в случае сомнений в подлинности поручения на проведение проверки позвоните в налоговую инспекцию и уточните полномочия инспекторов, пришедших на проверку.

Анализ документов, представленных организацией

Для проверки организация (предприниматель) представляет документы, связанные:

С приобретением, регистрацией, перерегистрацией ККТ;

Проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием ККТ, заменой программно-аппаратных средств;

Вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ;

Ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах и ее хранением.

Об этом сказано в пункте 33 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

К таким документам, в частности, относятся:

Паспорт ККТ;
- карточка регистрации ККТ;
- акт по форме № КМ-1;
- журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4;
- договор на техобслуживание ККТ;
- журнал по форме КМ-8.

На этих документах должны стоять отметки налоговой инспекции (п. 70, 72 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, п. 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470).

У организаций и предпринимателей в ходе проверки также могут запросить:

Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам по форме № КМ-3;

Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста, по форме № КМ-5;

Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

Справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6;

Сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке по форме № КМ-7.

Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт) и без применения ККТ. Например, при оказании услуг населению с выдачей бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В этом случае она должна предоставить документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности:

Бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;

Информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;

Акт приемки бланков строгой отчетности;

Книгу учета бланков строгой отчетности;

Акт о списании бланков строгой отчетности.

Об этом сказано в пунктах 33 и 34 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ также при ведении деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом по требованию покупателя налогоплательщик выдает документ, подтверждающий прием денежных средств (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

В этом случае организация (предприниматель) должна представить копии товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (п. 33 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Документы, необходимые для проверки, предоставьте в виде оригиналов или копий. Заверьте копию подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и печатью (при наличии). Ниже реквизита «Подпись» нужно указать: заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Инспектор не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов. Такой порядок предусмотрен пунктом 35 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н, и пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Организация (предприниматель) должна представить документы в тот же день, когда ей предъявят поручение на проведение проверки, или в течение следующего рабочего дня (п. 36 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Ситуация: может ли налоговый инспектор в рамках проверки правильности применения ККТ запросить счета-фактуры или иные документы, обосновывающие суммы налогов?

Ответ: нет, не может, если к проверке они не относятся.

Налоговые инспекторы не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки. Об этом сказано в пункте 35 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Ситуация: что будет, если организация (предприниматель) откажется представить документы, необходимые инспекторам для проверки правильности применения ККТ ?

За непредоставление сведений (информации) по запросу инспекторов предусмотрен штраф в размере:

– для должностных лиц и предпринимателей – 300–500 руб.;
– для организаций – 3000–5000 руб.

За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования налоговой инспекции нарушителю грозит ответственность на основании статьи 126 Налогового кодекса РФ или статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако в данных статьях речь идет о документах, необходимых для налогового контроля.

Формами налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ). Проверка правильности применения ККТ в этом перечне не перечислена.

Вместе с тем, данное нарушение можно приравнять к непредоставлению сведений (информации) по запросу инспекторов. Штраф за такое нарушение предусмотрен статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проверка ККТ

Если организация (предприниматель) использует ККТ, инспекторы проверяют наличие корпуса ККТ, идентификационного знака; марок-пломб и знака «Сервисное обслуживание».

Внимание: отсутствие марки-пломбы на ККТ квалифицируется как неприменение ККТ и может послужить основанием для привлечения к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).

В то же время есть отдельные арбитражные решения, подтверждающие, что штрафа можно избежать, если снятие марки-пломбы произведено по просьбе инженера ЦТО (см., например, постановление ФАС Московского округа от 12 августа 2010 г. № КА-А40/9204-10).

Внимание: с 1 января 2013 года пунктом «б» постановления Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1319 обязанность поставщика наносить на корпус ККТ знак «Государственный реестр» отменена.

Таким образом, вся контрольно-кассовая техника, которая включена в Госреестр и выпущена после 1 января 2013 года, знаком «Государственный реестр» не маркируется.

Если корпус ККТ вскрыт, удален или разрушен, есть вероятность изменения или замены программно-аппаратных средств, обеспечивающих надлежащий учет денежных средств.

Внимание: все изменения в фискальной памяти производятся только при участии сотрудников налоговой инспекции.

Если организация (предприниматель) самостоятельно внесет изменения в фискальную память, это может послужить основанием для привлечения к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанной статьей предусмотрен штраф на сумму:

От 3000 до 4000 руб. – для руководителя организации;
- от 30 000 до 40 000 руб. – для организации.

Кроме того, за неправомерный доступ к компьютерной информации и несанкционированное изменение фискальной памяти (создание, использование и распространение вредоносных программ ЭВМ) возможна уголовная ответственность (ст. 272, 273 УК РФ).

Кроме того, проверяющие установят:

Соответствует ли ККТ фотографиям, прилагаемым к паспорту этой модели;

Не превышены ли нормативные сроки амортизации ККТ, модель которой была исключена из Госреестра;

Соблюдены ли сроки хранения документации, связанной с применением ККТ, – не менее пяти лет с даты окончания использования (п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470);

Соответствуют ли заводские (паспортные) и регистрационно-учетные данные ККТ фактическим;

Исправна ли ККТ (обеспечена ли печать кассовых чеков, регистрация информации о наличных денежных расчетах (расчетах с использованием платежных карт) на контрольной ленте и в фискальной памяти);

Соответствуют ли реквизиты, отпечатанные на кассовом чеке, перечню реквизитов, печатаемых на кассовом чеке применяемой моделью ККТ;

Соответствует ли время, отпечатанное на кассовом чеке, реальному времени;

Соответствует ли фактическое место установки ККТ данным, зафиксированным в документах о регистрации ККТ.

Такой вывод позволяет сделать пункт 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ включены в государственный реестр ?

Государственный реестр ККТ ведет ФНС России (подп. 5.5.11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. № 1168, п. 1, 19 и 21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июля 2013 г. № 69н). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39.

Актуальный список ККТ, включенной в Государственный реестр, можно загрузить на сайте ФНС России .

Услуги без применения ККТ

Если организация (предприниматель) оказывает услуги населению без применения ККТ, проведут проверку:

Реквизитов бланков строгой отчетности;

Реквизитов иных документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Такой порядок предусмотрен пунктами 40 и 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Оформление результатов проверки

Результаты проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п. 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п. 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя). Такой порядок предусмотрен пунктом 49 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Акт должен быть составлен и вручен проверяемому в течение пяти рабочих дней после даты выписки поручения на проверку. Об этом сказано в пунктах 50, 51 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

В случае выявления нарушений законодательства РФ по применению ККТ инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, п. 53 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Внимание: за невыдачу кассового чека или бланка строгой отчетности налоговая инспекция может оштрафовать:

- руководителя организации – на сумму от 3000 до 4000 руб.;
- кассира-операциониста – на сумму от 1500 до 2000 руб.;
- организацию – на сумму от 30 000 до 40 000 руб.

Такие правила установлены в статьях 14.5 и 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.

На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в суде (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Обжалование постановления о правонарушении

Срок и порядок обжалования должны быть указаны в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Если организация (предприниматель) не согласна с действиями (бездействием) инспекторов или решением по проверке, она вправе их обжаловать в досудебном порядке (п. 66 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). Организация (предприниматель) может обратиться в региональное налоговое управление (УФНС России) (п. 67 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Унифицированной формы жалобы законодательство не предусматривает, однако есть реквизиты, которые обязательно нужно указать:

Наименование налогового ведомства, в которое направлена жалоба (либо фамилию, имя, отчество или должность соответствующего должностного лица);

Наименование заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;

Суть жалобы;

Подпись и дату.

При необходимости заявитель может приложить к жалобе документы (либо их копии) в подтверждение своих доводов.

Такой порядок предусмотрен пунктами 69 и 70 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 71 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). В исключительных случаях этот срок могут продлить не более чем на 30 дней (п. 72 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).