Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Роль государства в регулировании экономических процессов

Роль государства в регулировании экономики различна в зависимости от того, каков тип данной экономики. Так, для плановой экономики социалистических государств характерна значительная роль государства, которое руководит деятельностью организаций и предприятий на основе централизации.

Такое руководство осуществляется посредством выработки планов, которые предприятия должны выполнять. Государство наделено правами не только по определению в соответствии с государственными планами объема выпуска продукции, но и полномочно устанавливать цены на всю или часть производимой продукции, государство может обладать монополией на осуществление международных торговых контактов. Таким образом, экономика предприятия всецело определяется государственными органами, а его роль зависит от роли, которую он выполняет в масштабах всего государства.

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты ведут себя иначе, как и государство. Последнее непосредственно не осуществляет руководства хозяйствующими субъектами, если только они не являются его собственностью. Оно вправе лишь устанавливать определенные критерии законности деятельности хозяйствующих субъектов, которых те обязаны придерживаться. Относительно целесообразности вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов существует несколько точек зрения, каждая из которых оправдана при наличии в экономике государства соответствующих условий. Согласно первой версии государство не должно вмешиваться в деятельность хозяйственных субъектов ни в коем случае, поскольку деятельность хозяйственных субъектов относится к сфере гражданского общества. Эта сфера способна к саморегуляции и не нуждается в получении указаний извне. К тому же осуществление контроля за этой сферой обходится государству дорого, а результат его оказывается зачастую неэффективным. Вмешательство государства в рыночную экономику вредно еще и потому, что способно провоцировать коррупцию и иные злоупотребления со стороны чиновников.

Что касается второй точки зрения, то согласно ей государство должно все-таки осуществлять регулирование экономических процессов в силу того, что, во-первых, оно выполняет социальные функции в обществе, а во-вторых, рыночная экономика иногда развивается таким образом и в таких направлениях, которые способны привести ее к кризису, если в нужный момент не будет произведено вмешательство со стороны государства. Обычно государство циклично использует то одну, то другую из этих доктрин.

Роль государства в экономике и принципы его вмешательства в деятельность хозяйствующих негосударственных образований определяются законодательством Российской Федерации, и прежде всего Конституцией РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Конституция РФ - особый документ, она проводит в жизнь как гарантии самостоятельности хозяйственных субъектов (корпораций), так и ограничивает их деятельность в различных сферах. В некоторых случаях такие ограничения могут устанавливаться другими законами. Направления ограничения свободы деятельности корпораций могут затрагивать трудовые отношения, налоговые отношения, отношения по регулированию монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и т.д. В свою очередь, гарантии могут быть предоставлены относительно статуса субъектов корпоративной деятельности, предмета их деятельности, порядка управления, прав на результаты деятельности, имущество и т.д.

Согласно ст.

8 Конституции РФ в стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Гарантией конституционных прав является положение, согласно которому право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.

Одно из ограничений деятельности корпораций - ограничение законом трудовых отношений в корпорации. Корпорации обязаны соблюдать трудовое законодательство при осуществлении своей деятельности.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Для этого структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики. Реформы государственной службы придется проводить в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти.

Еще по теме 11.1. Роль государства в экономике:

  1. Роль, функции, взаимовлияние государства, права и экономики

Кашаев Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев, В.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 122-124

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Ш.Р. Кашаев , преподаватель

В.Ю. Петров, студент

Т.Р. Шарапов , студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г . Казань )

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль экономики в развитии государства , т ак же описаны возможные формы экономики, их положи тельные и отрицательные стороны. Представлен анализ экономически и социально развитого государства. Ра с смотрены предпосылки для развития мощного экономического государства в зависим о сти от превалирующий в стране формы экономических отношений.

Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная эк о номика, командная экономика, экономическая опора, капитал.

Трудно представить в наше время гос у дарство, в котором бы отсутствовала эк о номическая составляющая. Все сферы жизни человека, так или иначе, связаны экономическими отношениями. В совр е менных реалиях каждое государство стр е мится создать мо щ ную экономическую базу, которая необходима для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны . Примечателен и тот фактор, что органы государственной власти опр е деляют экономическую политику страны, и как следствие вектор ее развития.

На сегодняшний день существуют ч е тыре формы экономики. К ним относят: тр а диционную , рыночную, командную, смешанную. Традиционная экономика полностью опирается на существующие традиции в обществе. Таких государств в наше время практически нет. Основу р ы ночной экономики составляет капитал, к о торый сосредоточен в руках частных лиц. Такая форма экономики обеспечивает б ы стрый рост государства, о д нако, вместе с тем это приводит к значительному разр ы ву ме жду доходами разных слоев и ра с пределение благ происходит в пользу ч а стных лиц и компаний, а не государства. Фа к тически государство теряет контроль над частью некоторых важных сфер . Такая экономика опасна тем, что в коне ч ном итоге она приве де т к власти богатых, которые подчинят себе все структуры вл а сти и буду т диктовать условия государс т венному аппарату. Командная экономика или как ее еще называют социалистич е ская, направлена, в первую очередь, на с о циальное развитие общества. При такой экономической форме управления собс т венность и капитал находятся в руках вл а сти, а их распределение определяет гос у дарство. При этом нет огромного разрыва между доходами среди населения. Гос у дарство с такой экономи кой считается с о циально развитым , однако имеется ряд н е достатков. Например, отсутствие конк у ренции, ограниченный доход у предпр и ятий и компаний, поскольку выпуск пр о дукции контролирует государство, относ и тельно небольшая разнообразность пр о дукции в магазинах. Смешанная же эк о номика является переходной от капитал и стической к социально ориентированной. В этой форме экономики примерно один а ково распределяется собственность и к а питал между государством и частными лицами, однако, чтобы не терять контроль над сферами экономики, государство з а бирает себе, так называемый, контрольный пакет. Исходя их нынешних реалий, такая форма экономики в данный момент самая оптимальная, поскольку государство м о жет влиять на частные компания и пре д приятия, а предприятия на государство нет . Таким образом, аппарат управления остается неподконтрольным для капитал и стов и сами органы власти могут регул и ровать доходы среди населения , предо т вращая сильное расслоение общества , с ф и нансовой точки зрения.

Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному ве к тору ра з вития.

Некоторые люди полагают, что экон о мика не является наукой, поскольку «сч и тать» умеет каждый. Это заблуждение. Экономика такая же древнейшая наука, как и философия ил и м атематика. Она возникла в период , когда л юди занялись товарообменном и накоплением собстве н ных материальных благ. То есть , с возни к новением первой государственности зар о дилась и экономика, как наука. Примеч а тельно и то, что в любом древнейшем г о сударстве экономика всегда была на пе р вом плане, поскольку основным дох о дом государства всегда будет налогообложение собственных граждан .

Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать н е сколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и в ы вод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей полит и ке, то такое государство долго не прост о ит. Поэтому в любом государстве за эк о номическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует пон и мать, что для развития любых отраслей государства н е обходимы финансы, а если у государства не будет финансов, напр и мер, для развития той же нефтяной отра с ли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ст у пень выше этот самый сектор. Говоря пр о стыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских м е сторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования н о вейшего оборудования и вливания опред е ленных денежных средств. Но такая п о мощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, н а чин ая с того, что контроль над месторо ж дением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет ко н троль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.

Наглядно можно показать роль экон о мики в развитии и жизни государства на пр и мере социального и экономического развития общества. Прожиточный мин и мум, показатель уровня безработицы, и н фляция, уровень образования, разность м е жду доходами самых богатых и самых бе д ных – все это и многое другое, вплоть до качества дорог, зависит от благосостояния государства. Развитие промышленности, научные открытия, система обр а зования, социальные реформы – все это требует о г ромных капиталовложений. Именно поэт о му, государство всегда опирается в своем управлении на экономику . Планиров а ние доходов и расходов государства, явл я ется одним из важнейших обязательств п е ред своим народом, потому что бездумное растрачивание национального благососто я ния приведет к развалу страны и массо во й нищете.

В экономической теории принято сч и тать, что государство и экономика нера з рывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания гос у дарства н е обходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает гос у дарство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и в ы вод, что любое общество зависит от эк о номики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.

Так же, свободное развитие общества понимается и как социальная, и как эк о номическая категория. Чем ценнее призн а ется свобода отдельного человека в общ е стве, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве . Поэтому, гос у дарство заинтересовано в обеспечении правовой надежности экон о мической деятельности отдельного суб ъ екта или лица, для того чтобы в будущем пользоваться его результатами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, з а кладывает основу своего развития, опир а ясь на действующие экономические отн о шения в стране. Стремление развивать все отрасли экономики, приносящие прибыль, нормальное явление для государства. Дв и гаясь вперед, экономика развивает как о т дельные сферы общества, так и его в ц е лом. Знание, понимание экономики позв о ляет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в ра в новесие экономической и социал ь ной сфер позволит избежать конфликтов в общес т ве.

Библиографический список

1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах применения «ручного управления» органами российской государственно-муниципальной власти / В.В. Шлычков, И.К. Киямов , С.М. Кулиш, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 (39). С. 39-54.

2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распредел е ния доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.

3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные пр о блемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.

4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Росси й ской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университ е та. 2011. № 4 (7). С. 92-97.

5. Х асанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106-111.

6. Шлычков В.В. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и св о ей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.

ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE

S.R. Kashayev , lecturer

V.Y. Petrov , student

T.R. Sharapov , student

Kazan state power university

(Russia, Kazan)

Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economica l ly and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful ec o nomic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are co n sidered.

Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic su p port, capital.


Экономические функции современного государства реализуются через его экономическую политику. Новая история экономической политики берет свое начало с эпохи становления предпринимательского строя и первоначального накопления капитала. Меркантилизм был первой научно обоснованной концепцией экономической политики нового государства. В основу этой концепции положена идея расширения вмешательства государства в хозяйственные дела, процессы производственного воспроизводства.
Меркантилизм как политика обеспечивал доступными в свое время для государства средствами содействие развитию тех отраслей экономики, которые занимали доминирующее положение в народном хозяйстве. Он возлагал на государство функции содействия обрабатывающей промышленности, заботу о путях сообщения, таможенной и колониальной политике, внешней торговле, экспортным отраслям, которые обеспечивали поступление в страну золота. Эти отрасли государство брало под свой контроль.
Со временем политика меркантилизма стала тормозом развития экономики. Концепция меркантилизма была заменена концепцией физиократов, которая базировалась на идеях свободы торговли, ограничения вмешательства государства в экономику. Экономическая политика физиократов основывалась на требованиях развития конкуренции. Главный постулат этой политики состоял в том, что экономика должна развиваться на началах так называемого естественного права.
Со временем такой курс трансформировался в экономическую политику поддержки свободной конкуренции на основе идей школы классической политической экономии. Экономическая политика, которую предлагали теоретики классической школы, основывалась на постулате, что частный интерес всегда совпадает с интересом общественным. Главная задача общества – это рост богатства. Поэтому государству не следует вмешиваться в дела частного производителя. Так родилась догма невмешательства государства в экономику. На практике интересы многих слоев и общества в целом не совпадали. Государство, реализуя экономическую политику классической школы, взяло под свою защиту лишь богатых. Известный экономист того времени С. Сисмонди, критикуя классическую школу, писал: “Неужели богатство – все, а люди – ничто?” Наиболее решительными критиками классической школы были социалисты-утописты, а со временем – марксисты.
Уже в ХIХ в. в полной мере проявляются недостатки частнохозяйственной деятельности во многих отраслях экономики. Наряду с ростом богатства, которое сконцентрировалось в руках ограниченного круга людей, массовыми стали нищета, голод, безработица и пауперизм. Соперничество между социальными слоями переросло в так называемую классовую борьбу. Политическая ситуация во многих странах стала нестабильной. Экономическая политика, основанная на идеях классической школы, постепенно исчерпывает свой потенциал. Начинается процесс передачи ряда отраслей экономики в управление государством. В ХХ в. в отдельных странах, где к власти пришли марксисты тоталитарного направления, произошло полное огосударствление экономики.
Два противоположных подхода к экономической политике государства, один из которых основывается на идеях расширения государственного вмешательства в экономику, а второй – на ограничении его роли в этой сфере, и сегодня в центре дискуссий даже в развитых странах. Сторонники кейнсианских и неокейнсианских концепций выступают за усиление регулирующей роли государства в экономической сфере. Их противники – представители неоклассического и монетаристского направлений – призывают к ограничению его вмешательства в хозяйственные процессы. Сформировалось компромиссное направление так называемого неоклассического синтеза. Время от времени берет верх та или иная, хотя и модифицированная, модель экономической политики государства.
Механизм взаимосвязи политики государства с экономикой сегодня достаточно сложный. Экономика как реальный базис общества, как система исторически обусловленных отношений во многом определяет политику государства. Социальная структура общества, вступающего в постиндустриальный период развития, сложна и пестра. Интересы всех социальных слоев сегодня отражаются в деятельности и защищаются многими политическими партиями, профсоюзами, общественными организациями. Через их посредничество экономические интересы различных социальных слоев интегрируются в политическую систему общества, влияют на характер принимаемых государственной властью решений, в том числе и экономических. Так определяются основные направления экономической политики государства, отрасли бюджетного финансирования, системы и размеры налогов, социальные программы, масштабы государственного вмешательства в экономику.
Экономическая политика государства, ее экономические функции формируются сегодня в результате сложного механизма взаимодействия и борьбы интересов различных слоев населения. Такая политика является результатом определенного консенсуса этих интересов, их равнодействующей силой. Функция государства как инструмента реализации классовых экономических интересов ограничивается, все более уступая его общеэкономическим и общесоциальным функциям. Руководствуясь приоритетами обеспечения социальной стабильности, государство может проводить экономическую политику даже вопреки временным интересам господствующих слоев населения, конечно, на определенном отрезке времени. Современная диалектика экономики и политики является основой для формирования институтов правового государства.
Самостоятельность институтов государства в проведении экономической политики имеет и отрицательные последствия. Нередко избиратели вообще теряют контроль за деятельностью тех политических сил, которых они уполномочили представлять свои интересы. Политические партии и группировки, отдельные группы политических деятелей, которые имеют государственную власть, часто используют ее в свою пользу. Относительная самостоятельность государства, аппарата, который его обслуживает, может привести к полному разрыву между целями экономической политики государства и интересами общества. Вот почему даже в высокоразвитых странах стоит вопрос обеспечения общественного контроля за механизмом принятия государственных решений, реализацией государством своих экономических функций.

Роль государства в экономике - вопрос, который является центральным как на практике, так и в теории. При этом предлагаемые некоторыми научными школами принципиальные подходы к решению этого вопроса имеют существенные различия. С одной стороны, либеральные экономисты придерживаются позиции минимализма государственной роли в регулировании экономики. А некоторыми научными школами обосновывается необходимость активного вмешательства государством в рыночные процессы. Найти оптимальные масштабы госрегулирования достаточно сложно. Поэтому из истории следует, что в отдельных странах были периоды, когда преобладала как первая, так и вторая точка зрения.

Роль государства в экономике определяется при рассмотрении его в качестве субъекта управления, обеспечивающего организацию функционирования всех элементов некоторой социально-экономической системы. Государством, выступающим как общественный представитель в целом, устанавливаются правила взаимодействия прочих экономических агентов с осуществлением контроля по их соблюдению.

Типа сводится к приоритетному праву принуждения, закрепленного законодательно. Оно находит свою реализацию в форме системы санкций, которые применяются при нарушении действующего законодательства в виде соответствующего нормативного акта. При рассмотрении роли государства в другом аспекте можно увидеть его отображение в виде равноправного субъекта хозяйствования одновременно с частными фирмами, так как именно в лице предприятий им осуществляется производство некоторых видов товаров или предоставление услуг.

Место и роль государства в экономике России с позиции практического применения может рассматриваться на основании его взаимодействия с Госрегулирование экономики необходимо при возникновении ситуации, в которой результат воздействия рыночных сил недостаточно эффективен с позиции общества. Другими словами, вмешательства со стороны государства в экономику признаются оправданными только в том случае, если рынок не обеспечивает оптимальное использование ресурсов со стороны общественных интересов. Указанные ситуации носят название провалов рынка, к числу которых можно отнести:

Принятие законодательных актов и контроль над их исполнением и соблюдением прав собственности с договорными обязательствами.

Распределение ресурсов и предоставление общественных благ в процессе производства этих самих ресурсов. характерны определенные свойства. Во-первых, так называемая неконкурентность, при которой отсутствие конкуренции между потребителями за право пользования этими благами объясняется увеличением количества потребителей без снижения полезности, доступной каждому из них. Во-вторых, это неисключаемость, предусматривающая ограничение доступа отдельного потребителя или целой группы к благам из-за возникающих трудностей.

Роль государства в экономике зависит не только от объективных факторов, но и может быть определена некоторыми политическими процессами или общественным выбором. При этом в некоторых либеральных странах государственное влияние на экономику не может быть ограничено только компенсацией традиционного вида.

Необходимо отметить, что роль государства в характеризуется неэффективностью не только рыночной составляющей механизма. Некоторое расширение регулирующей и объемов ресурсов, ему подконтрольных, выше некоторого предела, негативно влияет на экономическую ситуацию.

Роль государства в экономике – это степень вмешательства и контроля правительства за экономическими процессами. Она зависит от типа экономической политики государства: классического, регулирующего или командного.

В классической экономической политике государство не вмешивается в экономику, которая развивается самостоятельно. Автор и теоретик классической экономики А. Смит считал, что экономика развивается самостоятельно и ей не нужен контроль государства. Правительство должно заниматься лишь внешним, внутренним долгом и защитой границ. Государство может проводить политику протекционизма, т. е. поддержки предприятий и предпринимателей (субсидии, кредиты, выгодные государственные заказы) и защиты собственного производителя от иностранной конкуренции. А. Смит выдвинул идею невмешательства государства в экономическую сферу, т. е. роль государства должна быть минимальной. Его теория была ведущей и основополагающей вплоть до конца XIX в.

В регулируемом рыночном хозяйстве государство вмешивается в экономику, чтобы не допустить экономический кризис. Эта модель была разработана экономистом Дж. Кейнсом. Государство в регулирующей модели экономики контролирует и регулирует экономическую, социальную и политическую сферы.

В командно-административной экономике роль государства очень велика. Вся экономическая деятельность ведется по правилам, установленным государством. Такой тип характерен для государств с тоталитарным режимом (КНР, КНДР). В таких государствах все ресурсы принадлежат государству.

Методы государственного регулирования экономики:

прямое вмешательство. Создается государственный сектор в экономике (государственные предприятия: транспорт, образование, здравоохранение и образование). Государство издает законы по введению налогов, увеличению дотации и кредитов. Правительство может проводить политику протекционизма с помощью государственных заказов или политику сдерживания с помощью увеличения налогов;

косвенное вмешательство. Правительство напрямую не вмешивается в экономические процессы. Оно регулирует их с помощью повышения налогов, таможенных пошлин, социальной политики.

Цели регулирования экономики заключаются в предотвращении экономических кризисов с помощью контроля за инфляцией, уровнем доходов населения, уровнем спроса и предложения, за деятельностью банков и фондовых бирж, покупкой и продажей ценных бумаг. Это позволяет предвидеть кризисные явления, повышать зарплаты, проводить инвестиционную политику и контролировать рынок ценных бумаг На собранные налоги государство строит дороги, школы и больницы, финансирует общественные товары и блага.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет (национальная оборона, охрана общественного порядка, радио и телепередачи, уличное освещение, прогнозы погоды). Общественные блага общедоступны, они не продаются и финансируются из государственной казны (бюджета).