Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как узнать, куда уходят наши налоги. Народное мнение: люди не знают, зачем нужен налог на недвижимость На что государство тратит собранные налоги

Чем ближе к дате 1 октября – времени уплаты налога на имущество и землю, – тем чаще задумываемся над вопросами: а зачем я плачу налоги и куда они уходят? Разобраться в этом нам поможет начальник отдела налогового аудита юридических лиц Аль-Фарабийского Налогового управления города Шымкента Лидия Мирзасалиева.

– Лидия Абдулазовна, какие вообще существуют налоги и кто их придумал?

– Видов налогов несколько: индивидуальный подоходный налог, корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с недропользователей, социальный налог, земельный налог, налог на транспортные средства, налог на имущество, сборы, пошлины, прочие платежи. Налоги в современном их виде придумал в 18 веке шотландский экономист Адам Смит – классик теории налогообложения. В своем труде «Исследования о природе и причине богатства народов» он изложил 5 основных принципов налогообложения, которые остаются актуальными по сей день, – это обязательность, единство, справедливость, определенность и гласность.

– Какие налоги обязан платить сегодня простой работающий человек, скажем, учитель или медсестра?

– Ежемесячно из заработной платы работника бухгалтерия предприятия или учреждения удерживает 10% подоходного налога и еще 11% социального налога (из них 6% уплачивает работодатель, 5% – фонд социального страхования), также ежемесячно вы отчисляете 10% от зарплаты в пенсионный фонд, но оговорюсь – это не налог, а ваши накопления, которые вы сможете использовать в будущем. Раз в год вы должны оплачивать налог на имущество, налог на землю, у кого есть автомобиль – налог на транспорт.

– Людей интересует, куда идут уплачиваемые ими налоги.

– Налоги с физических лиц, как правило, идут в местный бюджет. То есть мы с населением работаем по трем видам налогов – на имущество, землю, транспорт (у кого он есть). В показателях критериев оценки деятельности органов налоговых служб присутствует и показатель полноты поступлений налогов в местный бюджет.

Все отчисляемые, уплачиваемые налоги поступают в государственный бюджет – кассу государства, откуда затем распределяются на различные нужды: на содержание государственных учреждений – школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур; обеспечение безопасности государства – содержание армии; финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд; содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий; пенсионное обеспечение и так далее.

– А какие виды налогов должен оплачивать человек, скажем, торгующий на рынке? Так называемый самозанятый человек, индивидуальный предприниматель (ИП)?

– Здесь возможны три варианта. Первый: если ИП работает по патенту, то он должен оплатить налог в сумме 2% от предполагаемого дохода. Второй вариант: если ИП работает по упрощенной схеме уплаты налогов, то он платит 3% с общего дохода. Третий вариант: оплата ИП налога по общеустановленному режиму – налогообложение с 10% от прибыли. Прибыль – это сумма дохода минус сумма расхода. Плюс упомянутые выше – налог на имущество, землю и авто. Все эти налоги тоже идут в местный бюджет. В местный же бюджет идут налоги за загрязнение окружающей среды, но это касается юридических лиц.

– С начала этого года были отменены разовые талоны для торгующих на рынках. Это как-то отразилось на сборе платежей?

– Слава богу, нет. Думаю, это результат большой разъяснительной работы, проведенной среди торгующих на рынках.

– Но, согласитесь, не исключены случаи, когда ИП, работающий, скажем, по патенту, а также юридические лица могут занизить сумму своего предполагаемого дохода? Как тогда быть?

– В этом отношении нас, налоговиков, выручает камеральный контроль. Цель камерального контроля – предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. Это понятие означает выявление незадекларированной суммы налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН) и других видов налогов. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выставление налогоплательщику налогового уведомления о том, что у него есть дополнительный источник налогов. То есть будь добр, заяви и уплати налог в течение 30 рабочих дней! Если это не поможет, то мы вправе применить меры налогового администрирования.

– Недавно на расширенном совещании с участием руководителей областных управлений налоговики области отчитались по исполнению бюджета. И итоги первого полугодия очень неплохие: план госбюджета исполнен на 104,3%, при плане 100706,5 млн. тенге фактически поступило 105009,9 млн. тенге. При плане местного бюджета в 31766,7 млн. тенге фактически поступило 35061,4 млн. тенге. Было заявлено, что только за первое полугодие этого года выявлено и взыскано дополнительных резервов на сумму 10,5 млрд. тенге. Что значит «дополнительные резервы»?

– Дополнительный – значит, взысканный сверх запланированного. Утрированно объясню на примере земельного налога. Налоговики сравнивают данные уполномоченных органов с фактически зарегистрированными налогоплательщиками и суммой их оплаты земельного налога. По имущественному налогу сверяем данные не только с БТИ, но и с данными по сделкам купли-продажи недвижимости, совершенными в текущем году. Это так называемый имущественный доход. Как известно, при совершении сделки уплачивается 10% налога от прироста стоимости недвижимости. По транспортному налогу – сверяем данные МАИ со своими. В случае обнаружения разницы ищем недостающее количество.

– Вот, оказывается, какие у вас, сотрудников налоговых органов, задачи… Напомните, функции налоговой службы.

– Фискальная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная и контрольная. Любой взрослый человек, зная направления расходования бюджетных средств, должен понимать важность и необходимость уплаты налогов. Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства. Проще говоря, для граждан – сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне. Предпринимателям добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – процветание их бизнеса. Все здесь взаимосвязано.

– Благодарю вас за разъяснения.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Не так давно была у нас беседа с друзьями по поводу налогообложения. Один из них недавно приехал из Европы, и мы проводили сравнительную характеристику. К общему стыду, мы плохо ориентируемся в данных цифрах, поэтому решили более подробно узнать, куда и на что идут налоги, как высчитываются, есть ли изменения в бюджете 2019 года.

Прежде чем обсудить тему, куда и на что расходуются наши с вами «кровно» заработанные, уточним, сколько же на самом деле в 2019 году выплачивается налогов, и какие они.

Налоговая инспекция внимательно следит за тем, чтобы компании вовремя и в полном объеме платили налоги. Если этого не происходит, то предусматривается штраф (например, за занижение дохода 20% от неуплаченной суммы согласно ст. 123 НК РФ).

Подоходный налог

  • НДФЛ высчитывается работодателем из зарплаты сотрудника ежемесячно. По этой причине на руки все получают сумму, меньшую от той, которая оговаривалась при подписании трудового договора.
  • В 2019 году расчет налога остался таким же как и в прошлом, 2018.
  • Высчитывается он просто. Если есть право на вычет у сотрудника, например, детский, то его высчитывают из зарплаты, а затем умножают на цифру налога.
  • в 2019 году 13% — подоходный налог (НДФЛ) назначен для резидентов, специалистов высокой квалификации которые работают в РФ по патенту и для иностранцев из ЕАЭС.
  • 30% — подоходный налог для нерезидентов.

Какие еще взносы выплачиваются

Абсолютно все компании и работодатели обязаны платить страховые взносы в ФНС, тариф которых установлен ст. 426 — 429 НК. Высчитываются они также с выплат, начисляемым работникам, а еще тем, кто работает по гражданско — правовым договорам.

  1. Общий взнос составляет 30%.
  2. Некоторые компании оплачивают заниженные страховые взносы, если это предусмотрено законодательством.
  3. В 2019 году несть изменения, и многие компании и предприниматели лишены льгот.
  4. В ФСС также перечисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных болезней. В нынешнем году изменений нет.
  5. Платятся взносы не позднее 15 числа каждого месяца.

Налог на роскошь в 2019 году решено не вводить (только поправки — если есть машина с мощностью выше 410 лошадиных сил, то взимаются дополнительные средства).

Дополнительные (косвенные) налоги

  1. НДС — налог на добавленную стоимость выплачивают все компании, которые производят какие — то товары или оказывают любые услуги. Конечная цена для обычного покупателя уже включает данный сбор, составляющий 7% — для продтоваров, 9% — непродовольственных, 50% — водка и более 25% — бензин.
  2. Один раз в год платятся в ФНС земельный, транспортный и имущественный налоги.
  3. С 2019 года введены еще 3 — экологический, туристический и налог на самозанятых граждан.

По данным PricewaterhouseCoopers россиянин в среднем выплачивал 47,4% (данные на 2016 год) государству, а в МГУ была выведена более точная сумма — 48%. То есть половина доходов отдается государству. Куда она расходуется?

Куда и на что идут налоги в государстве

НДФЛ остается в том же регионе, где работает сотрудник, то есть где официально зарегистрирован работодатель. Из общей суммы 85% подоходного налога под свое ведомство получают региональные власти, а только 15% остается на месте и распределяется на нужды.

По закону эти деньги должны уходить на ремонты, строительство дорог и поддержание их в нормальном состоянии, ремонт школ, на нужды ЖКХ, пожарную безопасность, общественный порядок.

Пенсионный, Социальный Фонды и Медицинское Страхование организованы так: все средства собираются в одном месте, а оттуда распределяются на пенсии, социальные выплаты и медицинское обслуживание.

НДС идет весь в Федеральный бюджет. Распределяются средства правительством (составляется ежегодно бюджет) на такие отрасли:

  • полиция;
  • содержание госаппарата;
  • армия;
  • образование;
  • наука и прочие важные отрасли для всего государства.

Налоги нужны для того, чтобы государство имело возможность реализовывать социальные цели, к которым относятся качество жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния.

Когда мы отдаем часть своих доходов в бюджет, то принимаем участие в создании благоприятной жизни. По сути мы инвестируем в строительство дорог, образование, национальную безопасность и программы с бедностью.

Федеральный бюджет в 2019 г.

Государственный бюджет — основной экономический документ (проект), который принимается правительством РФ, чтобы представить ход экономического развития на предстоящий год. Он состоит из нескольких частей — открытой и закрытой.

Рассматривая открытую часть бюджета, мы можем увидеть структуру расходов на разные сферы жизни граждан. А уж по ним нетрудно проанализировать, улучшиться или ухудшиться уровень зарплат, пенсионного обеспечения и общий социальный уровень.

  1. 63,4$ — цена за баррель нефти (марка Юралс).
  2. 63,9 руб. — стоимость 1$ США.
  3. 4,3% — уровень инфляции.
  4. 19,948 трлн. руб. — часть бюджета доходная. В нынешнем году она больше на 4,766 трлн. руб., чем в 2018.
  5. 18,063 трлн. руб. — расходная часть. В сравнении с прошлым годом она больше почти на 1,5 трлн. руб.
  6. 1,885 трлн. руб. — профицит, что составляет 1,8 %ВВП. Также профицитным был 2011 г. Затем все года были дефицитными.
  7. 1,3% — рост за 2019 г. Обоснован, в основном, за счет взимаемых налогов, в том числе увеличения НДС с 18% до 20%.
  8. 3 трлн. руб. уходят на секретные расходы и повышенно секретные в общем бюджете.
  9. 35,1 млрд. будет выделено на науку.
  10. 12,6 млрд. — на культуру.
  11. 512 млрд. руб. — выделяется на улучшение демокграфической ситуации (рост численности населения, повышение продолжительности жизни).
  12. 70 млрд. — помощь онкобольным.
  13. За 1 л бензина — около 50 руб.
  14. Больше 65% направлено на Нацоборону (закрытая часть).
  15. 11280 руб. федеральный МРОТ.
  16. 453026- материнский капитал, который проиндексирован не будет, как и в 2018 г.

Министерство финансов предупреждает, что ожидается высокая волатильность финансового рынка РФ. Это связано с новыми санкциями США по отношению к России, а также с колебаниями зарубежных рынков.

Дефицит бюджетов в регионах составит 0,1%, а федеральное субсидирование будет снижено.

Государственный долг продолжает расти и увеличится с 16,209 триллиона рублей (15,3% ВВП) до 18,138 триллиона (16,4% ВВП). При этом сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет повышаться.

Почему не хватает денег на социальные выплаты и прочее?

Картина в целом такая: около 80% регионов получают больше федеральных денег, чем отдают в бюджет. Причины есть такие.

  1. Слабая развитость бизнеса, спад общественного производства.
  2. Хотя тенденция улучшается больше в 2019 году, ФНС методом агрессивного планирования борется с компаниями — «однодневками», уклоняющихся от уплаты налогов.
  3. Бюджет абсолютно полностью зависит от нефтегазовой отрасли, которая уже и дала (единственная) больший доход в 2019 на 18,9%. Можно еще добавить один основной источник доходов России — таможенные пошлины. Они вместе составляют половину федерального бюджета, остальное — НДС.
  4. Возросшие затраты на оборону.
  5. Рост «теневого» сектора экономики.

Регионам выдается дотация на выравнивание бюджета, но она не перекрывает расходов, а государственный долг растет. Львиная доля его (70%) — долг коммерческих структур. А долги в госбюджет с каждым годом отдавать все сложней.

Заключение

  • Планы на 2019 г и дальнейшие амбициозные. Финансирование в сумме 1,7 трлн. руб. направлено на улучшение жизни граждан и выведение России в Топ — 5 экономик мира. Планируется снизить уровень бедности в несколько раз.
  • Также в приоритете развитие 13 национальных проектов, основная цель которых выровнять социальное обеспечение, улучшить уровень жизни, повысить показатели демографические.
  • Немалую роль отводят ускорению технологического развития и внедрение цифровых технологий.

Давно хотел сделать сравнительный анализ, вот, наконец, подорвался и сделал.
Пользуйтесь! Все выкладки можно проверить самим. Все источники указаны в тексте.

В данном анализе сравниваются системы налогообложения в России, Германии и США.
Все доходы приведены в рублях в месяц. Для удобства, в данном анализе 1 $ = 30 российским рублям, а 1 € = 40 российским рублям. Считается, что 40% «чистой зарплаты» идёт на сбережение, 20% тратится на еду и 40% на всё остальное.
Россия:

  • Подоходный налог - 13% с суммы «грязной зарплаты"
  • Взносы в социальные фонды в 2012 году - 30% от «грязной зарплаты» до 512 тысяч рублей в год в любом случае и 10% (не 30%+10%) со всего того, что свыше 512 тысяч рублей в год
Из этих 30% (но не из последующих 10%) 6% - это отчисления на накопительную часть пенсии, на ваш личный счёт и из-за этого не может считаться безвозмездно переданным государству, как остальная часть и поэтому на графиках ниже есть линии и с учетом и без учета этих 6%. 16% - фактически расходуется на выплату текущих пенсий и накопление общего пенсионного фонда. Оставшиеся 8% идут на медстрахование и соцстрахование. Соцстрахование - выплата больничных и пособий. Медстрахование - только базовая часть (включая экстренную медицину).



Но и это ещё не всё. С учётом НДС , который в России составляет 18%, получается следующее.

Смотрим график:

Германия:
Система налогообложения в Германии ставки налогов также возрастают.
При доходе до 8004 € в год (26680 рублей в месяц) налогоплательщик не платит никаких налогов. При доходе от 8005 € до 13469 € в год (до 44896 рублей в месяц), налоги линейно возрастают от 14% до 24%. При доходе от 13470 € до 52881 € в год (до 176270 рублей в месяц) налоги линейно возрастают от 24% до 42%. В дополнение ко всему, если сумма ежегодного налога превышает 972 €, то налог солидарности (Solidaritaetszuschlag ) линейно возрастает с 0 до 5.5% (при ежегодном налоге 1340.69 € или при доходе около 30000 рублей в месяц) от общей суммы налога , а не доходов. Далее налог солидарности остаётся на уровне 5.5% от общего налога.
Плюс добавляется социальный налог : в общей сложности 22.95%.

Вот как это выглядит на графике:

С учётом НДС , который составляет 7% на продукты и книги и 19% на всё остальное, имеем следующее.

Смотрим график:

США:
В США есть два основных налога - это федеральный налог и налог штата. Аналогично Германии, система федерального налогообложения в США построена таким образом, что при увеличении дохода, ставки налогов также возрастают, но по несколько более сложной системе.
При доходе до 9750 $ в год (24375 рублей в месяц) налогоплательщик не платит никаких федеральных налогов (так как стандартная издержка составляет 5950 $ в год, личная издержка 3800 $ в год). При доходе свыше 9750 $ в год, со следующих 8700 $ (до 18450 $ в год или 46125 рублей в месяц) платится налог в 10%, со следующих 26650 $ (до 45100 $ в год или 112750 рублей в месяц) платится налог в 15%, со следующих 50300 $ (до 95400 $ в год или 238500 рублей в месяц) платится налог в 25%. В дополнение ко всему, есть так называемый социальный налог в 4.2% и налог на здравоохранение в 1.45%. Плюс ещё в каждом штате есть налог штата около 5%, плюс ещё городской налог около 1%.

Вот как это выглядит на графике:

Если учесть налог от продаж в различных штатах (он составляет от 0% до 11.5%, в среднем 7%), то получается следующее.

Смотрим график:

Быстро посчитать налог в любом конкретном городе США можно с помощью калькулятора .
Сравнение:
После проведённого выше анализа остаётся только сравнить данные по ставкам налогов. Они выглядят следующим образом.

Без учёта НДС:

С учётом НДС:

Выводы:
Совсем неутешительные. Эта античеловеческая налоговая система в России направлена на то, чтобы отбирать последние деньги у бедных и почти пустяки у богатых. В то время, как в США и Германии налоги для богатых составляют до 45% и 40% соответственно, в России они всего лишь 13%! А иногда и это не платится, когда капиталы выводятся через оффшоры.
Вот поэтому число олигархов растёт, а простой народ живёт всё хуже и хуже.

О ТОМ, КУДА ИДУТ НАШИ НАЛОГИ, И КАК ГОСУДАРСТВО ИНФОРМИРУЕТ НАС ОБ ЭТОМ

Палкина Юлия Александровна 1 , Кутузова Екатерина Алексеевна 1
1 Дальневосточный Федеральный Университет


Аннотация
Отсутствие доверия граждан к налоговым органам – это одна из важнейших проблем современной России. Решение данной проблемы правительство видит в создании открытого бюджета, который позволит получить информацию о распределении бюджетом налоговых отчислений.

Palkina Yuliya Aleksandrovna 1 , Kutuzova Ekaterina Alekseevna 1
1 Far Eastern Federal University


Abstract
Lack of public confidence in the tax authorities - this is one of the most important problems of modern Russia. The solution to this problem, the government sees the creation of an open budget, which will provide information on the distribution of the budget tax deductions.

Библиографическая ссылка на статью:
Палкина Ю.А., Кутузова Е.А. О том, куда идут наши налоги, и как государство информирует нас об этом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]..02.2019).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

Налогообложение – это процесс взимание с населения денежных средств с целью обеспечения финансовой деятельности государства. Необходимость налогообложения заключается в формировании доходной части государственного бюджета и использования его в интересах населения.

К сожалению, далеко не каждый гражданин страны знает, куда идут уплаченные им налоги. Такое незнание связанно, во-первых, с большим количеством различных видов налогов и отчислений, во-вторых, с недоступностью информации для простых граждан по налогам и сборам, в-третьих, с финансовой неграмотностью и нежеланием погружаться в тонкости системы налогообложения.

Согласно статистике только 12% россиян точно знают, куда распределяются налоговые поступления, остальные же 82% либо имеют об этом представление, либо считают это распределение абсолютно неправильным. Кроме того, довольно значительный процент граждан недоволен системой распределения налоговых отчислений и считает, что они удовлетворяют интересам и потребностям только определенных слоев населения, таких как чиновничество и управленческий аппарат. К тому же, по мнению россиян, немалая часть налоговых доходов расхищается . Одним словом, граждане нашей страны стоят на позиции того, что налоговая система не эффективна и не удовлетворяет интересам населения.

На самом деле государственный бюджет распределяет налоговые поступления на следующие цели:

  • предоставление бюджетных инвестиций и субсидий;
  • обслуживание государственного долга;
  • обеспечение государственного оборонного заказа;
  • пенсионное обеспечение и социальная помощь;
  • финансирование государственных программ;
  • содержание государственного аппарата;
  • содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики и др.

Но, несмотря на такое распределение налогов и приоритеты перераспределения средств государственного бюджета мы наблюдаем в стране неразвитость транспортной системы и неудовлетворительное состояние дорог. Несмотря на финансирование из государственного бюджета, в неутешительном состоянии находится образование, медицина, армия, также наблюдается низкий уровень пенсионных начислений гражданам. Значит ли это, что налоги распределяются нерационально?

На наш взгляд, основной причиной такого мнения является закрытость информации о государственном бюджете Российской Федерации и низкая финансовая грамотность населения. То есть, из-за незнания того, куда и в каком объеме распределяются суммы с уплаченных налогов и как происходит финансирование и реализация приоритетных государственных программ, у населения складывается мнение, что их денежные средства не работают в направлении совершенствования социального и экономического положения страны, а оседают в региональных и государственном бюджете.

Решение данной проблемы правительство страны видит в реализации программы «открытое правительство», в рамках которой будет осуществляться создание открытого бюджета. Цель этой программы – представить сведения о формировании и использовании бюджета в открытом доступе и доступной форме .

Следует заметить, что практика создания открытого бюджета широко применяется в таких странах, как Великобритания, Швейцария, Бразилия, Южная Корея, Таиланд и многих других. Самые лучшие практики реализации этой программы наблюдаются в Великобритании и Южноафриканской Республике.

Гражданский бюджет в Великобритании публикуется в одном из разделов сайта правительства страны под заголовком «Budget 2013: an overview» . Этот документ публикуется только в электронном варианте и разделен на три части: экономика и общественные финансы, рост, справедливость. Оценить расходы и проконтролировать распределение бюджетных средств в Великобритании можно на сайте «Where does my money go?» . Любой желающий с помощью этого сайта, а именно раздела с названием «Daily Bread», может узнать сумму его налоговых отчислений в бюджет и процентное распределение этих средств на различные нужды. Такая система очень удобна, так как позволяет отследить, сколько и куда ваших денег тратит государство в день.

Не меньшего внимания заслуживать бюджет для граждан Южной Африки, в котором представлена информация о бюджете страны начиная с 1993 года и по настоящий день, позволяющая отследить динамику изменения бюджета. Следует выделить возможность обратной связи, с помощью которой можно оценить информативность и доступность представляемых данных и дать рекомендации. Кроме того, в бюджете для граждан Южноафриканской республики представлена информация о планируемых изменениях в бюджетной политике на ближайшие годы, изучив которую гражданин может получить представление о своих будущих расходах .

В России программа создания открытого бюджета довольно нова. Старт был положен в 2012 году с началом реализации проекта «Открытого правительства», в рамках которого заработал проект «Открытый бюджет». Цель этого проекта состоит в возможности осуществления гражданского контроля над эффективностью использования бюджетных средств. Но, тем не менее, первый вариант бюджета для граждан все же оказался довольно сложным для понимания человека, недостаточно владеющего знаниями в финансовой сфере экономики.

В рамках этого проекта также был представлен бюджетный калькулятор, цель которого состоит в сборе и анализе мнений граждан об эффективности перераспределения налоговых отчислений. С помощью бюджетного калькулятора налогоплательщик может рассчитать сумму собственных отчислений в бюджет за год, а также сопоставить российский бюджет с бюджетами других стран . Создание бюджетного калькулятора – это большой шаг вперед к формированию открытого бюджета страны.

Вопрос прозрачности бюджета все еще остается недостаточно разработанным. Программа «Открытый бюджет» пока запущена в пилотном режиме и выполняется далеко не каждым субъектом Российской Федерации. Остро стоит вопрос о методах и средствах предоставления информации гражданам в доступном режиме. При построении принципа прозрачности бюджетной системы не стоит также забывать и об опыте других стран, где такая программа функционирует довольно давно и доведена до высокого уровня.

Первоочередной целью налоговой службы нашей страны в настоящее время должно стать построение диалога с налогоплательщиками и на основе общественного мнения выявление недостатков работы налоговых органов. Прозрачность бюджета должна продолжать повышаться, так как налогоплательщики должны знать, что передаваемые ими в распоряжение государства денежные средства, используются прозрачно и максимально эффективно. Только в этом случае доверие россиянина к власти и уровень финансовой грамотности значительно вырастут, а налоговые органы получат стимул работать более ответственно.