Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сущность и роль государственных финансов. Понятие государственных финансов, их состав

Глава 10. Государственные финансы

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется как известно, на следующие пять секторов:

нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;

финансовые учреждения;

органы государственного управления;

частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);

домашние хозяйства.

К этим секторам добавляется сектор остальных (других) стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.

Государственные финансы - это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Содержание понятия и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления.

Основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики, выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства. Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к другим секторам.

Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим - выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджета.

Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.

Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах - на центральный и местный.

К центральному уровню относятся все государственные учреждения, министерства, ведомства и соответственно совокупность всех государственных единиц, являющихся инструментами центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегосударственные органы. Этот уровень управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деятельность и финансовая система этого уровня управления оказывают решающее влияние на жизнь страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют политику в интересах всей национальной экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через финансы центрального правительства осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.

К региональным органам управления относятся органы власти областей, краев, республик, штатов (например, в США), земель (например, в ФРГ) и совокупность всех государственных управленческих единиц, осуществляющих властные полномочия на территориях, объединяющих более мелкие районы, которые контролируются и финансируются региональными органами власти. Региональные органы государственной власти обладают относительно независимыми полномочиями, которые они осуществляют на соответствующей части территории страны.

Региональные органы власти наделены в соответствии с конституциями стран определенными полномочиями на основе разграничения ответственности между центральными и региональными органами власти. Степень автономности региональных органов власти и объем их функций определяются размерами доходов, получаемых из контролируемыхими источников, и независимостью должностных лиц от административного контроля центрального правительства. Региональные органы власти существуют только в федеративных государствах и занимают промежуточное положение между общегосударственными и местными органами власти.

К местным органам власти относятся органы управления в городах и сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством автономными полномочиями и источниками финансовых средств, за счет которых функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, социального обеспечения, культурные, спортивные и др.).

некоммерческие функции, выполняемые предприятиями, ведомствами и организациями, входящими в органы государственного управления;

социального страхования, осуществляемые, контролируемые и финансируемые органами государственного управления;

пенсионное обеспечение государственных служащих, резервные фонды которого инвестируются в государственные ценные бумаги;

производственная и коммерческая деятельность, обеспечивающая внутренние потребности сектора государственного управления и осуществляющая продажу за пределы этого сектора, но в незначительных объемах;

финансирование таких органов, как кредитные учреждения, фонды которых полностью образуются за счет средств государства и сберегательные учреждения, полностью отчисляющие все свои поступления государственным органам и обязательства которых имеют иную форму, чем срочные и сберегательные вклады;

деятельность некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, и деятельность некоммерческих предприятий, финансируемых и контролируемых органами государственного управления или обслуживающих государственные учреждения;

операции, осуществляемые наднациональными органами.

Часть из этих функции для России нехарактерна в силу отсутствия соответствующим образом организованных видов деятельности. Нет, в частности, специализированных пенсионных фондов государственных служащих, кредитных учреждений, фонды которых полностью образуются за счет государства, наднациональных органов, создаваемых совместно с другими государствами и функционирующих за счет специально собираемых налогов и др. Однако в своей основе функции государственного управления в России аналогичны.

Необходимо отметить, что учреждения, выполняющие эти функции, входят в состав сектора государственного управления не потому, что их деятельность отражается в бюджете, а вследствие самого характера этой деятельности. Финансирование выполнения этих функций производится за счет бюджетов и внебюджетных фондов, являющихся двумя составляющими государственных финансов.

Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобритании - треть. Фонды имеют целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем.

Исходя из особенностей России к сектору государственного управления и соответственно к государственным финансам отнесен Пенсионный фонд, выплаты из которого производятся всем пенсионерам, в то время как МВФ рекомендует относить только пенсионные фонды государственных служащих. Включение Пенсионного фонда в систему органов государственного управления диктуется следующими соображениями:

взносы в Пенсионный фонд осуществляют все предприятия и организации независимо от их принадлежности и формы собственности;

Пенсионный фонд в России обеспечивает доходами основную часть населения по достижении им пенсионного возраста;

операции Пенсионного фонда являются составной частью государственной политики и сопряжены с перераспределением доходов и инфляцией.

По аналогичным мотивам к государственным финансам в России наряду с Пенсионным фондом отнесены также следующие социальные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

Средства этих фондов формируются за счет отчислений работодателей, работников и средств бюджетов различных уровней, существуют также перетоки средств между фондами и другие поступления средств от государственных органов.

Внебюджетные фонды являются автономными государственными организациями, которые управляют поступающими в эти фонды обязательными платежами от предприятий, организаций и отдельных лиц. Такие фонды функционируют на уровне федерального правительства или могут быть организованы отдельно в каждом регионе. Фонды являются частью того уровня государственного управления, в рамках которого они организованы и функционируют. Различные государственные единицы должны объединяться с тем уровнем государственного управления, за счет которого в основном осуществляется их финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции по социальному страхованию рассматриваются как часть того уровня управления, на котором они осуществляются.

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными, например социальными, фондами. В этой связи система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено.

Для более четкого отграничения сектора государственного управления и соответственно государственных финансов от других секторов экономики необходимо провести водораздел между сектором государственного управления и сектором нефинансовых государственных предприятий. Вопрос разграничения между сектором государственного управления и сектором нефинансовых (государственных) предприятий возникает при рассмотрении любого вида производственной или коммерческой деятельности.

К государственным предприятиям относятся хозяйственные единицы, которые принадлежат органам государственного управления или контролируются ими, осуществляют продажу рыночных товаров и услуг населению в крупных объемах. Органы государственной власти считаются собственниками данного предприятия, если они владеют всеми или более половиной его акций, других видов участия в капитале. Критерии, позволяющие определить, кто именно контролирует предприятие, являются более сложными. Контроль над единицей включает выработку политики, управление и руководство. Даже если органам государственного управления не принадлежит большая часть капитала предприятия, но при этом они в значительной степени контролируют его деятельность, единица считается государственным предприятием.

Деятельность государственных предприятий не отражается в секторе государственного управления и относится к сектору нефинансовых предприятий.

Финансовые операции и остатки средств на счетах таких государственных предприятий не включаются в сектор государственного управления в силу того, что характер их деятельности по своей природе отличается от характера деятельности этого сектора, а решение стоящих перед ними задач, связанных с производством и финансированием, не основывается на соображениях государственной политики.

Нефинансовые государственные предприятия занимаются производством и реализацией тех видов товаров и услуг, которые, как правило, производятся частными предпринимательскими предприятиями. При этом они могут устанавливать цены, не покрывающие полностью издержек производства. Те предприятия и организации, которые не осуществляют реализацию товаров и услуг населению в крупных размерах, а занимаются выполнением функций регулирования (например, лицензирование продавцов), не должны включаться в сектор нефинансовых государственных предприятий. Если основное финансирование или контроль над деятельностью таких единиц принадлежит государственным органам, то они должны включаться в сектор государственного управления.

Критерием, позволяющим разграничить нефинансовые государственные предприятия от ведомственных предприятий, действующих в рамках сектора государственного управления, является корпоративный характер таких предприятий и большой объем осуществляемой им деятельности.

Выявление единиц, являющихся нефинансовыми государственными предприятиями, представляется важным прежде всего для обозначения границ сектора государственного управления, из которого их следует исключать, и определения границ нефинансового государственного сектора. Нефинансовые предприятия занимают некоторое промежуточное положение между ведомственными предприятиями, которые не являются корпоративными и не занимаются производством и реализацией услуг в больших объемах, и частными предприятиями, которые не принадлежат органам государственного управления и не контролируются ими.

В сектор государственного управления включается только деятельность ведомственных предприятий. В качестве ведомственных рассматриваются предприятия и организации, функционирующие в рамках сектора государственного управления и занимающиеся коммерческой или производственной деятельностью. Характерными чертами ведомственных предприятий, позволяющих осуществлять их отграничение, являются следующие:

они не являются корпоративными или квазикорпоративными;

органически связаны с соответствующими министерствами, комитетами и другими органами государственного управления;

осуществляют производство товаров, а не государственных услуг, для других единиц сектора государственного управления (в этом случае они называются вспомогательными). Реализация товаров за пределы государственного сектора незначительна.

Трактовка поступлений и расходов ведомственных предприятий отличается от принятой для данного сектора. Выручка от продажи их продукции может не покрывать издержки производства. В этом случае она не представляет собой располагаемого дохода органов государственного управления, а расходы таких единиц являются в полной мере расходами органов управления. Только разница между выручкой от продаж и текущими издержками производства увеличивает размер располагаемого дохода. Если такую разницу можно установить, то она отражается в составе сектора государственного управления. Как правило, ведомственные предприятия сильно интегрированы в финансовую систему государственных органов, и предполагается, что полное покрытие их издержек, связанных с уплатой процентов или с капитальными затратами, включается в операции тех органов, в рамках которых они функционируют, и полностью отражается в их статистике.

Примерами ведомственных предприятий вспомогательного типа являются ремонтные мастерские, типографские и издательские службы, оказывающие услуги органам государственного управления, центральные транспортные объединения, службы хозяйственного управления и др. Эти организации и предприятия могут реализовывать свою продукцию за пределы сектора государственного управления. Примерами ведомственных предприятий, основной деятельностью которых является реализация товаров и услуг за пределы данного сектора в незначительных размерах, являются службы общественного питания в зданиях государственных организаций, организации, занимающиеся арендой жилья для государственных служащих.

Остановимся еще на часто встречающемся понятии "нефинансовый государственный сектор". В основе этого понятия лежит принадлежность или контроль единицы со стороны органов государственного управления. Нефинансовый государственный сектор охватывает сектор государственного управления и нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные государственные предприятия. Необходимость выделения этого сектора вызвана тем, что влияние и воздействие на экономику со стороны государственных органов осуществляется также через предприятия, принадлежащие или контролируемые этими органами. Данные предприятия могут быть использованы для реализации важнейших государственных программ. Общая потребность в финансировании сектора государственного управления и нефинансовых государственных предприятий и возможность ее удовлетворения являются важным показателем общего объема выполняемых ими операций и того влияния, которое оказывается ими на состояние денежной системы страны.

При объединении данных об операциях органов управления и предприятий можно агрегировать операции, имеющие одинаковое значение как для государственных органов, так и для государственных предприятий.

В нефинансовый государственный сектор не включаются государственные финансовые учреждения. Это дает возможность определить потребность в финансировании сектора государственного управления и нефинансовых государственных предприятий, которая покрывается за счет средств, предоставляемых Центральным банком и другими банками, принадлежащими или контролируемыми органами управления.

При формировании государственных финансов необходимо производить четкое разграничение между секторами государственного управления и финансовых учреждений, так как они играют ключевую роль в налогово-бюджетной и финансовой политике. В сектор финансовых учреждений входят учреждения, основным видом деятельности которых является одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала; прием срочных и сберегательных вкладов и депозитов до востребования; выполнение функций органов денежно-кредитного регулирования.

Учреждения или деятельность такого рода, осуществляемая в рамках сектора государственного управления, не относится к государственным финансам. Исключение таких финансовых функций из органов” государственного управления необходимо для более полного и четкого представления результатов финансовой деятельности государственных органов, выражающейся в форме их операций с финансовой системой, чтобы не смешивать между собой эти два сектора.

В сектор финансовых учреждений входят следующие подсектора: органы денежно-кредитного регулирования, коммерческие банки, депозитные банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, прочие финансовые учреждения. Пенсионный фонд отнесен к сектору государственного управления.

Функции подсектора органов денежно-кредитного регулирования заключаются в управлении валютными резервами страны и регулировании объема денежной массы, а также контроле за функционированием остальных частей денежной и финансовых систем. Эти функции выполняет Центральный банк. Все функции денежно-кредитного регулирования независимо от того, какими институциональными единицами они выполняются, рассматриваются как деятельность подсектора денежно-кредитного регулирования, а не сектора государственного управления.

Задачами подсектора органов денежно-кредитного регулирования являются денежная эмиссия, контроль над объемом кредита, управление международными резервами страны, осуществление общего контроля над денежно-кредитной системой. Однако следует отметить, что некоторые из этих функций могут осуществляться правительственными учреждениями. Например: дополнительный выпуск монет и банкнот мелкого достоинства казначейством, управление золотовалютными резервами страны, находящимися в ведении казначейства или другого государственного органа (в России валютные резервы находятся в ведении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ), проведение операций с МВФ через правительственные счета, посредничество между внутренними должниками и зарубежными кредиторами, осуществляемое государственными органами в целях регулирования платежного баланса посредством принятия на себя задолженности других секторов с переносом сроков ее погашения. Операции с международными денежно-кредитными организациями (Международный валютный фонд) относятся к сектору финансовых учреждений, а не к сектору государственного управления.

В государственных финансах учитывается только единая операция между сектором государственного управления и подсектором денежно-кредитного регулирования, которая отражает чистый поток средств, поступающих в этот сектор или направляющихся из него в результате проведения таких операций. Операции банков не отражаются в финансах сектора государственного управления. Страховые компании и прочие финансовые учреждения также не включаются в сектор государственного управления независимо от того, кто является их владельцем и кто их контролирует.

Финансовые учреждения, как и нефинансовые предприятия, могут либо полностью принадлежать государственным органам, либо эти органы могут владеть большей долей в капитале этих единиц или осуществлять преимущественный контроль над их деятельностью. В этом случае они рассматриваются как государственные финансовые учреждения и не включаются в сектор государственного управления.

К финансовым учреждениям, операции которых не относятся к сектору государственного управления, относятся Сберегательный банк России, государственные банки развития, финансовые и инвестиционные компании, ипотечные банки и другие аналогичные финансово-кредитные учреждения.

В случае создания финансово-кредитных органов, все фонды которых образуются за счет государственных средств и которые обладают правом принятия финансовых обязательств перед другими, они входят в состав сектора государственного управления. Такими организациями могут быть фонды кредитования жилищного строительства, кредитная деятельность официальных ведомств без права принимать вклады или какие-либо другие финансовые обязательства перед обществом, специализированные организации по продаже государственных сберегательных облигаций.

Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов существенно изменяется.

В планово-распределительной системе государство является собственником и управляет финансовыми ресурсами всех субъектов хозяйствования страны. В рыночной экономике финансы децентрализованы. Основная часть этих ресурсов обращается за пределами сектора государственного управления. Финансовые ресурсы негосударственного сектора принадлежат соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей в бюджет. Оперативное управление осуществляется правительством, исполнительными органами на местах, государственными финансовыми органами, налоговой службой, казначейством, руководством государственных внебюджетных фондов.

В период политических и социально-экономических преобразований в России политика правительства, Минфина и ЦБ РФ нацелена на формирование новой системы общественных отношений, создание основ рыночной экономики. Осуществляются меры по переходу к экономическим методам регулирования денежного оборота, изменению роли государства и государственных финансов во взаимоотношениях с другими секторами экономики с учетом институциональных изменений (приватизация, развитие частного предпринимательства, коммерческих банков, страховых компаний, рыночной инфраструктуры, либерализация цен, внешней торговли и др.).

В результате преобразований основная масса финансовых ресурсов перешла из сектора государственного управления под контроль негосударственных структур. В результате децентрализации финансовых ресурсов доля финансовых ресурсов, аккумулируемых и расходуемых государством, в ВВП резко снизилась. Уменьшились расходы государства на развитие отраслей народного хозяйства, сократились централизованные государственные капитальные вложения и кредиты на эти цели.

В 1991 г. бюджетная система России была разделена на три автономных уровня. Сектор государственного управления в России как в республике с федеральным устройством охватывает федеральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни. Основные типы институциональных единиц, относящихся к сектору органов государственного управления, следующие:

федеральные органы управления: Федеральное Собрание, аппарат Президента Российской Федерации, аппараты федеральных министерств и ведомств; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды;


Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Структура государственных финансов представлена на рис. 15.
Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.


Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды в Российской Федерации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, так как именно финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, выражают определенную сферу производственных отношений, относятся к базисной категории и носят объективный характер.
В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов служат налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов. Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как на определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества финансируется только государством, например, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, почта, телеграф и некоторые другие.
Финансы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
  • это всегда денежные отношения;
  • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
  • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
К сфере государственных финансов относятся отношения между:
  • государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
  • гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат;
  • организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

Еще по теме Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов:

  1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
  2. Понятие и значение государственных финансов. Государственный бюджет
  3. 2.3.1. Социально-экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
  4. 31. Сущность государственных финансов, их роль и значение.
  5. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015
  6. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
  7. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Таким образом, формирование основного объема денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муни­ципальных доходов (ст. 6 БК РФ). Источниками формирования госу­дарственных денежных средств являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления и займы (федеральные, региональные и местные). Источниками формирования муниципаль­ных денежных средств являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления собственного уровня и система муниципальных заимствований.

Использование денежных средств органов государственной вла­сти и местного самоуправления осуществляется в виде государствен­ных и муниципальных расходов, призванных обеспечить реализацию функций государства (ст. 6 БК РФ).

Инструментом реализации государственных функций в РФ является государственная и муниципальная собственность. К государственной относятся федеральная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности РФ; собственность регионов - имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собствен­ности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Реализация функций государства осуществляется в том числе и через механизм создания государственных и муниципальных орга­низаций. В зависимости от права собственности на закрепленное за ними имущество государственные организации делятся на следующие группы:

Унитарные предприятия - федеральные, региональные, муни­ципальные;

Казенные предприятия как разновидность унитарных предпри­ятий, относящиеся только к федеральной собственности;

Бюджетные учреждения - федеральные, региональные, муни­ципальные;

Автономные учреждения;

Государственные корпорации;

Акционерные общества со 100%-ным участием государства и его блокирующим пакетом.

Основное назначение государственных и муниципальных финан­сов состоит в следующем:

Решении социальных задач и функций государства и местного самоуправления;

Обеспечении стабилизации и роста национальной экономики, которые на современном этапе достижимы при условии инновацион­ного развития национальной экономики;

Регулировании экономики в условиях риска и неопределенно­сти;

Обеспечении ликвидации различий в уровне социально-эконо­мического развития территорий страны и др.

Особенности государственных и муниципальных финансов

    Формируются в процессе распределения ВВП, инструментом аккумуляции выступают налоги и сборы различного уровня, ненало­говые доходы и безвозмездные перечисления.

    Направляются на решение задач государства и местного само­управления сообразно критериям эффективности и справедливости. Критерий эффективности предусматривает экономическую отдачу государственных расходов; справедливости - систему социальных и экономических программ, направленных на выравнивание уровня жизни территорий и разрыва в имущественном состоянии граждан.

    Предусматривается приемлемый дефицит (профицит) бюдже­тов, главным критерием которого является процентная ставка, позво­ляющая привлекать заемные средства. Если данная ставка не затраги­вает существенным образом другие ставки финансовых рынков, то дефицит бюджета считается приемлемым.

    Формируются как собственные доходы, так и система заимство­ваний.

    Предусматривается система заимствований как источник по­крытия дефицита бюджетов разного уровня, которая содержит только долговые инструменты - кредиты разного направления и уровня, каз­начейские векселя, государственные и муниципальные краткосрочные и долгосрочные облигации.

    Выполняют тройственную функцию на рынке долга - государ­ство и местное самоуправление могут выступать на этом рынке как кредиторы, заемщики и гаранты.

Условия эффективного функционирования государственных и местных финансов

Эффективное разделение полномочий между бизнесом и госу­дарством в национальной экономике. Золотое правило данного разде­ления гласит: сектор государственного управления не должен извле­кать прибыли от присущей ему деятельности.

Нерыночный характер услуг, предоставляемых государством и местным самоуправлением. К нерыночным и исключительным услугам можно отнести социальные программы, т.е. государство оказывает социальные услуги на безвозмездной основе или продает некоторые из них по це­нам, не оказывающим влияния на рынок услуг и на уровень конкурен­тности на нем.

Неисключаемость услуг государственного и муниципального сектора, означающая, что их нельзя предоставить одному лицу без пре­доставления в распоряжение всех других лиц.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муни­ципальных финансов, позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

    единства законодательной и нормативной базы единая бюд­жетная классификация;

    открытости и прозрачности государственного и муниципального секторов экономики;

    разграничения полномочий и предметов ведения между бюд­жетами разного уровня;

    целевой ориентированности, направленной на реализацию функций государства;

    экономической эффективности и социальной справедливости;

    программно-целевой метод составления бюджетов - финан­сирование программ;

    управление финансовыми потоками на централизованной ос­нове.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управле­ния стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Вся экономика страны может быть разделена на пять секторов

1. Нефинансовые корпорации (производства товаров и оказания нефинансовых услуг):

2. Финансовые корпорации (представление финансовых услуг);

3. Сектор госуправления (выполнение государствен­ных функций)

4. Некоммерческие организации (оказание услуг домохозяйствам);

5. Домашние хозяйства (население страны).

В практической деятельности отдельно выделяется также государственный сектор, обеспечивающий контроль над ролью государства в экономике. Он включает:

Сектор государственного управления (Центральное правительство региональные и местные органы управления);

Государственные корпорации (финансовые и нефинансовые).

На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд основополагающих факторов:

1. Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), формирующая бюджетное устройство в стране, а следовательно, и структуру его бюджетной системы;

2. Особенности административно-территориального устройства государства, проявляющиеся в неравномерности территориальных об­разований, входящих в состав субъекта федерации (республика, край, область, округ), определяющие многоуровневость бюджетной системы;

3. Особый статус отдельных территориальных образований (за­крытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и экономические зоны), влияющий на объем полномочий по доходам и расходам данных территорий.

Форма государственного устройства в нашей стране - федера­ция, т.е. система с несколькими уровнями фискальной ответственно­сти Федерация как форма устройства государства предусматривает принятие ряда важ­ных бюджетных решений:

Закрепление расходных полномочий между уровнями бюджет­ной системы страны - граждане станут получать государственные ус­луги соответствующего качества и обслуживания, когда полномочия будут распределены продуманно;

Закрепление доходных полномочий каждого уровня бюджетов, т.е. определение источников бюджетных поступлений в соответствии с расходной частью бюджета каждого уровня и их достаточность для реализации функций конкретного бюджета;

Наличие трансфертов между различными бюджетными уровня­ми, т.е. организация движения средств или трансфертов между бюдже­тами для сглаживания неравномерности территориального развития.

Сравнительная характеристика унитарного и федерального госу­дарства позволяет зафиксировать принципиальные различия между ними, позволяющие эффективно реализовать функции государства. Основу финансовых средств органов власти территориально-админи­стративных единиц унитарного государства составляют отчисления от налогов и средства финансовой помощи центра. В ус­ловиях федерации, построенной на принципах разграничения полно­мочий по расходам и доходам между бюджетами разного уровня, соб­ственные доходы бюджетов субнациональных образований становятся преобладающими в структуре их доходов, но межбюджетное перерас­пределение средств сохраняется, хотя и имеет меньший масштаб.

Особый статус территориальных образований означает:

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации, закрепленный в ст. 5 Конституции Российской Федера­ции, не предусматривает различий в объеме и структуре полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, об­ластей, автономных округов, автономной области, городов федераль­ного значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов государства предусматриваются единые величины от­числений от федеральных налогов сборов и единая методика расчета межбюджетных трансфертов. В то же вре­мя для муниципальных образований федеральное законодательство предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым стату­сом обусловлено следующим:

Концентрацией в границах муниципального образования объек­тов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус ЗАТО);

Специализацией градообразующих организаций муниципаль­ного образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда);

Специализацией градообразующих организаций муниципаль­ного образования на производственной, научно-технической и инно­вационной деятельности (статус промышленно-производственных особых экономических зон, технико-внедренческих особых экономи­ческих зон (ОЭЗ);

Специализацией организаций муниципального образования на туристско-рекреационной деятельности (статус ОЭЗ туристско-рек­реационной направленности); может создаваться на территории не­скольких муниципальных образований.

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

Рисунок 3. Звенья государственных финансов

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

  • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
  • 2)местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • 1) средства республиканского бюджета;
  • 2) золотовалютные запасы государства;
  • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
  • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.

Местная казна включает:

  • - средства местного бюджета;
  • - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды .

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов , которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы состоят из и , и .

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является

Предпосылки образования государственных финансов:

  • Денежное хозяйство
  • Использование в экономике развитых форм
  • Создание системы формирования общественных потребностей
  • Создание системы ранжирования расходов на общественные потребности

В условиях недемократических политических систем (монархия, диктатура, олигархия) государственные финансы являются личной казной правителя или правителей, в демократических обществах, включая конституционные монархии, госфинансами распоряжаются парламенты и министерства финансов, им подчиненные.

В любой стране общественные , в широком смысле этого слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенные отличия. Государственные потребности, как правило, носят косвенный характер, так как население (индивидуумы, семьи, различные группы) может этих потребностей непосредственно не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии, внешней разведки, аппарата управления (госчиновников) или такие научные потребности, как создание устройств по термоядерному синтезу далеки от повседневных нужд граждан. Для определения таких потребностей и нужны выборные законодательные и исполнительные органы госвласти.

Объем, структура, направленность госфинансов определяются специальными выборными органами (законодательными и исполнительными).

Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.

Государственные финансы и финансовая политика

Государственные финансы — важнейший элемент . Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% .

Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.

Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.

В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

В финансовой политике можно выделить два аспекта : чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).

Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

Рис. 3 Структура финансовой и денежной политики

Структура финансовой и денежной политики:
  • Денежная политика центрального банка
  • Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
    • Политика доходов
      • Налоговая политика
      • Политика в сфере собственности
    • Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
      • Инвестиционная политика
      • Социальная политика
      • Политика в сфере управления
    • Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)

Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения . Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.

Приоритетные задачи финансовой политики:
  • формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
  • снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
  • планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
  • достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
  • создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.