Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Риа рейтинг. Методика оценки кредитоспособности субъекта РФ или муниципального образования. Кредитный рейтинг Ленинградской области

В 2016 году на фоне постепенной адаптации экономики к внешним вызовам кредитоспособность большинства российских регионов повысилась. Об этом свидетельствует очередной индекс кредитоспособности регионов РФ по итогам 2016 года, рассчитанный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг». Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на агрегировании показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. Индекс кредитоспособности рассчитывался только для регионов, у которых есть государственный долг. Таких регионов на 1 января 2017 года было 83. Индекс не рассчитывался для Сахалинской области и г. Севастополь, государственный долг которых равен нулю.

Важнейшим фактором, который привел к повышению индекса кредитоспособности большинства регионов, является рост собственных доходов на фоне невысокого темпа роста государственного долга бюджетов. В 2016 году суммарные доходы бюджетов субъектов РФ всех регионов выросли на 6,9%, а налоговые и неналоговые доходы - на 9,6%. Налоговые и неналоговые доходы выросли в 78 регионах. При этом суммарный объем государственного долга всех регионов вырос только на 1,5%. Опережающие темпы роста доходов по сравнению с темпами роста госодолга привели к снижению долговой нагрузки.

Медианное значение индекса кредитоспособности, т.е. значение, которое превышает индекс кредитоспособности у 50% российских регионов, на 1 января 2017 года составило 53,5, что на 6 пунктов выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех регионов выросло с 52,8 на 1 января 2016 года до 56,5 на 1 января 2017 года.

По итогам 2016 года индекс кредитоспособности повысился у 71 субъекта РФ, из которых у 25 регионов более чем на 10 пунктов. Еще двух субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) индекс кредитоспособности остался на максимально возможном уровне. Снизился индекс только у 10 субъектов РФ.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также:

МОСКВА, 6 апр - ПРАЙМ. Более 70 регионов России на фоне постепенной адаптации экономики к внешним вызовам в 2016 году повысили способность выполнения долговых обязательств, о чем свидетельствуют результаты исследования агентства "РИА Рейтинг", входящего в медиагруппу МИА "Россия сегодня".

Эксперты оценили возможности выполнения регионами собственных долговых обязательств, рассчитав индекс их кредитоспособности по итогам 2016 года. Значение индекса может изменяться в диапазоне от 0 (минимально возможное, худшее значение) до 100 (максимально возможное, лучшее значение).

Индекс рассчитывался только для регионов, у которых есть государственный долг. Таких регионов, согласно данным составителей рейтинга, на 1 января 2017 года было 83. Индекс не рассчитывался для Сахалинской области и города Севастополя, государственный долг которых равен нулю.

РОСТ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ

По итогам 2016 года индекс кредитоспособности повысился у 71 субъекта РФ, из которых у 25 регионов - более чем на 10 пунктов. Еще у двух субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) этот показатель остался на максимально возможном уровне. Снизился он только у 10 субъектов РФ.

На фоне снижения числа регионов с низким значением индекса кредитоспособности растет число регионов с высоким значением индекса. На 1 января 2017 года индекс кредитоспособности превысил показатель 80 у 19 регионов РФ. За год число таких регионов выросло на 4. Число регионов, у которых индекс кредитоспособности превышает 90, выросло с 6 до 7. В их число, по данным 1 января 2017 года, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Приморский край.

ПРИЧИНЫ УЛУЧШЕНИЙ

Важнейшим фактором, который привел к повышению индекса кредитоспособности большинства регионов, является рост собственных доходов бюджетов на фоне невысокого темпа роста государственного долга. В 2016 году суммарные доходы бюджетов субъектов РФ всех регионов выросли на 6,9%, а налоговые и неналоговые доходы - на 9,6%. Налоговые и неналоговые доходы выросли в 78 регионах. При этом суммарный объем государственного долга всех регионов вырос только на 1,5%. Опережающие темпы роста доходов по сравнению с темпами роста госдолга привели к снижению долговой нагрузки.

Согласно итогам исследования, отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета снизилось у 63 субъектов РФ.

Повышению уровня долговой нагрузки способствовало и улучшение структуры доходов региональных бюджетов в сравнении с 2015 годом - выросла доля налоговых и неналоговых доходов. В результате опережающего роста доходов над расходами, которые выросли на 5,6%, улучшилась и ситуация с дефицитом региональных бюджетов. По итогам 2016 года дефицит бюджета превысил 10% налоговых и неналоговых доходов только у 15 регионов РФ, в то время как в 2015 году таких регионов было 41.

Положительную роль в повышении кредитоспособности сыграло и активное замещение региональными властями дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными.

ЛИДЕРЫ РОСТА

Лидерами по росту индекса кредитоспособности, согласно исследованию, стали Магаданская, Вологодская, Ульяновская и Новосибирская области, у которых по итогам 2016 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 20 пунктов.

В 2016 году индекс кредитоспособности наиболее существенно вырос в Магаданской области (+24,9 пункта). Важнейшим фактором стал рост доходов областного бюджета на 29%. По темпам роста область заняла 4 место среди всех регионов РФ. При этом объем государственного долга области не изменился.

Рост индекса кредитоспособности Вологодской области на 22,2 пункта обусловлен существенным снижением уровня долговой нагрузки за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 23,4%, а также снижения объемов госдолга на 9,2%. При этом объем дорогих коммерческих кредитов Вологодской области снизился на 33%. Кроме того, бюджет Вологодской области по итогам 2016 года был исполнен с профицитом.

Индекс кредитоспособности Ульяновской области в 2016 году также вырос на 22,2 пункта благодаря существенному повышению доходов регионального бюджета. Налоговые и неналоговые поступления облбюджета выросли на 33,8%, что является лучшим показателем среди всех регионов РФ. Столь существенный рост доходов привел к снижению уровня долговой нагрузки, даже несмотря на то, что объем государственного долга области вырос на 7,3%.

В Новосибирской области, индекс кредитоспособности которой повысился на 20,8 пунктов, в 2016 году снизился уровень долговой нагрузки, выросла доля собственных доходов в структуре доходов областного бюджета, снизился дефицит бюджета, выросла доля прибыльных предприятий, сократилась задолженность по налогам.

НА АУТСАЙДЕРСКИХ ПОЗИЦИЯХ

Несмотря на общее улучшение кредитоспособности, у ряда регионов наблюдается напряженная ситуация в данной сфере, что во многом обусловлено высокими объемами государственного долга и низкими доходами бюджетов. Однако число таких регионов снижается. По данным на 1 января 2017 года, у 13 регионов РФ значение индекса кредитоспособности было ниже 30 и только у одного - ниже 20, что соответственно на 7 и 4 меньше, чем на 1 января 2016 года.

По расчетам составителей рейтинга, более чем на 5 пунктов индекс кредитоспособности снизился у трех регионов - это Тамбовская область (-5,2 пункта), Ненецкий автономный округ (-5,2 пункта) и Курская область (-5,1 пункта). Одним из основных факторов, который привел к снижению индекса кредитоспособности в данных регионах, стал рост объемов государственного долга, что привело к повышению уровня долговой нагрузки.

Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам в Тамбовской области выросло с 57,1% на 1 января 2016 года до 61% на 1 января 2017 года, в Ненецком автономном округе - с 6,5% до 31,7%, а в Курской области - с 25,5% до 30,5%. Кроме того, в Курской области и в Ненецком автономном округе увеличился дефицит бюджета. Снижению индекса кредитоспособности Курской и Тамбовской областей также способствовал рост задолженности по налогам.

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНДЕКСА

Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на объединении показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. При расчете индекса учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику.

Для оценки долговой нагрузки эксперты проанализировали отношение государственного долга к объему собственных доходов, отношение прямого долга к объему собственных доходов, отношение коммерческого долга к объему собственных доходов, отношение общего долга региона к объему собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, отношение общего долга субъекта к объему его валового регионального продукта.

В группу "Бюджет" включены доля собственных доходов в суммарном объеме доходов, доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета за вычетом поступлений налогов в федеральный бюджет в суммарных доходах, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ в суммарных доходах, отношение дефицита или профицита бюджета к собственным доходам, отношение собственных доходов к текущим расходам бюджета.

В группу "Экономика" эксперты РИА Рейтинг включили масштаб экономики, уровень диверсификации экономики, уровень износа основных фондов, инвестиции в основной капитал, долю прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к суммарному объему налоговых платежей.

Введение

За время рыночных реформ, происходящих вот уже второе десятилетие в России, финансовая система развивалась с опережающими темпами, по сравнению с развитием экономики в целом. Несмотря на возросший объем инвестиционных ресурсов, их масштабы не достигли дореформенного уровня, а структура инвестиций в основной капитал не учитывает особенности социально-экономического развития регионов и не соответствует потребностям гармоничного развития региональной экономики.

В связи с этим, а также, как будет показано в работе, с расширением - за счёт изменения пенсионного законодательства - инвестиционных возможностей регионов, актуальной выступает оценка кредитоспособности субъектов Федерации.

Целью данной работы является всестороннее изучение различных методик зарубежной и отечественной практики в области оценки кредитоспособности регионов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить и сопоставить основные методики оценки кредитоспособности регионов, используемые на практике в Российской Федерации.

2. Определить факторы, влияющие на кредитоспособность регионов (состояние рынков субфедеральных заимствований, развитие рынка субфедеральных заимствований, обзор практики государственного регулирования заимствований органами региональной власти, определение понятия кредитоспособности).

Методика оценки кредитоспособности регионов

Содержание и сравнительный анализ различных подходов к оценке кредитоспособности регионов

Управление государственным долгом является ключевой задачей экономической политики. Разумное управление им (реструктуризация, согласование долговых инструментов по срокам, рискам и доходности) может быть фактором роста инвестиционной активности. В частности, после кризиса 1998 г. экономический рост в России определяли:

* импортозамещение, т.е. смещение акцента на потребление отечественных товаров;

* увеличение инвестиций топливно-энергетического комплекса, обусловившее развитие обеспечивающих его рост отраслей;

* рост заработной платы и соответственно платежеспособности населения и розничного товарооборота;

* увеличение возврата экспортной выручки, что дало возможность повысить инвестиционный потенциал.

Рост потребительского спроса обеспечивает текущую динамику производства, однако устойчивый рост промышленности возможен только на основе активизации капиталовложений.

Возрастанию инвестиционной активности предприятий в предстоящий период будет способствовать усиление инвестиционной привлекательности регионов. Повышение их кредитного рейтинга может стать важнейшим инструментом привлечения капиталовложений. Разработка единой системы рейтинговой оценки, учитывающей жизнеобеспечивающие факторы региона, открытость и простоту методики расчета, позволит унифицировать подход и вызвать адекватную реакцию регионов на полученный рейтинг.

Необходимо, однако, различать кредитоспособность и инвестиционную привлекательность регионов (предприятий). В нашем случае под инвестиционной привлекательностью понимается прежде всего промышленный потенциал, эффективность инвестиционных программ развития, способность генерации денежных (финансовых) потоков. Кредитоспособность отражает возможность обслуживания своих долговых обязательств. Поэтому в общем случае инвестиционная привлекательность является необходимым, но недостаточным условием высокого кредитного рейтинга региона, в том числе в лице администрации.

К другим приоритетным проблемам улучшения инвестиционного климата относятся:

* совершенствование законодательства по инвестициям, особенно иностранным, и разделу продукции;

* проведение структурных преобразований промышленности;

* усиление защищенности прав на интеллектуальную собственность;

* реструктуризация банковской системы с акцентом на инвестиционные приоритеты;

* улучшение условий и таможенных правил международной торговли.

Российский рынок региональных заимствований состоит из двух секторов: кредитов (бюджетных, банковских) и долговых ценных бумаг (облигаций).

Основные инвесторы и кредиторы на рынке региональных заимствований - банки . Так, в структуре регионального долга банковские кредиты ежегодно составляют 50-70% всех заимствований регионов. Банки аккумулируют в своих портфелях порядка 60-70% всех выпущенных региональных бумаг. На 01.01.2005 в их активах вложения в субфедеральные и муниципальные облигации составили 79,064 млрд. руб., что соответствовало порядка 74% обращающихся на рынке субфедеральных (муниципальных) бумаг. Таким образом, именно банки принимают на себя наибольшую часть риска невозврата заемных средств субъектов РФ и МО. Определить уровень кредитного риска позволяет оценка кредитоспособности заемщика. Однако на сегодняшний день единицы банков располагают соответствующими методиками, большинство же имеет только общее представление, как производить оценку кредитоспособности региональных органов власти.

Кредитоспособность региона - способность региона на правах и обязанностях заемщика получить денежные средства, а также его возможности и готовности своевременно и в полном объеме погасить ссудную и приравненную к ней задолженность, которая в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может формироваться только за счет полученных кредитов и размещенных облигаций.

Оценка кредитоспособности производится с помощью количественных и качественных показателей. В мировой практике распространена комплексная оценка, включающая в себя обе группы показателей. Результатом оценки чаще всего выступает определенный балл или рейтинг. Возможны два подхода: один предполагает оценку риска невыполнения обязательств с присвоением рейтинговой категории в виде буквенно-цифрового кода для каждого рейтингуемого региона; другой предусматривает оценку относительной кредитоспособности, когда регионы ранжируются относительно друг друга. При втором подходе проведение границ, характеризующих степень кредитного риска, затруднительно. Так, в период кризиса у всех регионов могут резко ухудшиться финансовые показатели, но поскольку они ранжируются относительно друг друга, итоговая таблица может оказаться идентичной той, которая получилась бы при общем экономическом росте. В российской практике при построении методики оценки кредитоспособности регионов встречается и тот и другой подход.

Таблица 1. Распространенные оценки кредитоспособности регионов в России

В таблице 2 указаны блоки анализа кредитоспособности региона.

Таблица 2. Блоки анализа кредитоспособности региона

Интерфакс и Moody`s

Эксперт-РА - АК&М

Вэб-инвест банк

1) Экономика (эк. база, темпы роста и уровень диверсификации экономики региона);

2) Системы гос. и муниципальных финансов и качество управления;

3) Финансовая гибкость и исполнение бюджета;

4) Долговая политика

1) Долговая политика;

2) Экономические и социальные;

3) Бюджетные и финансовые;

4) Задолженность и косвенные факторы

1) организационная структура,

2) экономические условия,

3) финансовое состояние администрации,

4) структура долговых обязательств,

5) государственная структура и динамика развития политических отношений

1) Качество бюджетной системы региона;

2) Финансово-экономическая ситуация в регионе;

3) Динамика финансово-экономического развития региона;

4) Устойчивость региональной (муниципальной) власти;

5) Благоприятность предпринимательского климата в регион;

6) Характер высказываний высших должностных лиц;

7) Кредитная история

1) Бюджетная часть (структура);

2) Бюджетная часть (налоговые поступления);

3) Бюджетная часть (исполнение);

4) Долговая часть;

5) Дополнительная часть

Опираясь на перечисленные выше блоки анализа кредитоспособности, может быть выделена следующая группа факторов, влияющих на кредитоспособность регионов: финансовый, экономический, социальный и политический факторы (см. таблицу 3). Каждый из них может быть оценен определенным набором показателей (в таблице представлены схематично).

Таблица 3. Факторы, влияющие на кредитоспособность региона

Финансовый фактор

Экономический фактор

Социальный и политический

· Бюджетные показатели

· Долговые показатели

· Показатели, характеризующие межбюджетные отношения

· Показатели, характеризующие налоговую базу и степень ее диверсификации

· Показатели, характеризующие условия качества управления бюджетами

· Показатели, характеризующие отраслевую структуру хозяйства

· Показатели, характеризующие состояние основных отраслей хозяйства

· Показатели, характеризующие уровень развития инфраструктуры

· Показатели, характеризующие количество населения, его занятость и доходы

· Показатели, характеризующие демографический состав населения

· Показатели, характеризующие взаимоотношения с федеральной властью

· Показатели, характеризующие вероятность смены высшего должностного лица администрации и т.п.

Помимо оценки кредитоспособности региона с точки зрения возможности последнего своевременно и в полном объеме погасить ссудную и приравненную к ней задолженность кредитор / инвестор должен также оценить степень готовности или желания региональных органов власти отвечать по долговым обязательствам. Так, ввиду «иммунитета бюджета» кредитор / инвестор может гарантированно претендовать на взыскание с Субъекта РФ (МО) денежных средств в счет погашения задолженности по долговому обязательству в случае, если соответствующие взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета Субъекта РФ (МО). Поскольку тот же бюджет Субъекта РФ (МО) утверждается только на один предстоящий финансовый год, максимальный срок возможных кредитов, нивелирующий данный риск, составляет 12 месяцев, за рамками этого срока - кредитование осуществляется на полном доверии к администрации. Проблема - в настоящее время отсутствует какая-либо процедура банкротства Субъекта РФ (МО).

Выдача кредита по сравнению с покупкой облигаций требует более тщательной проверки соблюдения Субъектом РФ (МО) ограничений касательно их заемной деятельности, накладываемых государством. Выпуск облигаций одобряется Минфином РФ и им непосредственно проверяется соблюдение соответствующих нормативов, установленных БК РФ. По сравнению с кредитом покупка облигаций более привлекательна и с позиции ликвидности (можно в любой момент продать, широкий круг потенциальных покупателей).

Таблица 4. Факторы кредитоспособности регионов

ФИНАНСОВЫЙ ФАКТОР

показатель

Бюджетные показатели

Доля дефицита неконсолидированного бюджета в доходной части бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета

Доля госдолга неконсолидированного бюджета в доходной части бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

Доля расходов на обслуживание госдолга в расходной части бюджета

Доля финансовой помощи из федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета

Соотношение размера дефицита бюджета в отчете об исполнении бюджета за последний год с его размером, утвержденным в законе о бюджете на этот год

Соотношение размера доходов бюджета в отчете об исполнении бюджета за последний год с его размером, утвержденным в законе о бюджете на этот год

Соотношение размера расходов на обслуживание госдолга бюджета в отчете об исполнении бюджета за последний год с его размером, утвержденным в законе о бюджете на этот год

Соотношение размера объема заимствований в отчете об исполнении бюджета за последний год с его размером, утвержденным в законе о бюджете на этот год

Отношение собственных доходов к всего доходам

Отношение финансовой помощи в доходах

Размер дефицита / профицита неконсолидированного бюджета СРФ (МО)

Средства, направляемые в бюджеты других уровней / всего расходы

Долговые показатели

Отношение величины госдолга РМОВ к его годовому ВРП

Соответствие объема текущего долга администрации верхнему пределу долга (в том числе отдельно по прямым и условным обязательствам), установленному правовым актом о региональном/ местном бюджете.

Отношение затрат на обслуживание долга к текущим доходам (операционной прибыли)

Отношение затрат на обслуживание долга к общим бюджетным доходам

Отношение общего долга к налоговым доходам

Доля просроченного долга в структуре долга

Среднедушевой размер долга

Показатель финансового состояния

Обеспеченность обязательств доходами

Коэффициентов покрытия, или отношение привлеченных средств к погашению обязательств

Соотношение темпов роста задолженности и темпов роста собственных доходов

Соотношение объема краткосрочной и долгосрочной задолженности

Доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте

Отношение выплат по полному долгу к поступлениям в денежной форме за вычетом обязательных расходов в денежной форме

Доля кредитного финансирования

Качество кредитной истории РМОВ

Имидж на рынке долговых обязательств

Межбюджетные отношения

Доля финансовой помощи из вышестоящего бюджета (включая ссуды) и поступлений от регулирующих налогов в общих доходах

Доля поступлений от регулирующих налогов в общих доходах

Доля исполнения бюджета в неденежной форме (зачетами и денежными суррогатами)

Характеристика налоговой базы, в т.ч. степень ее диверсификации

Объем налогов и сборов, собираемый на территории во все уровни бюджетной системы в расчете на душу населения

Доля налоговых поступлений от пяти крупнейших налогоплательщиков в структуре налоговых доходов бюджета

Количество секторов экономики, представленных пятью крупнейшими налогоплательщиками

Состояние секторов экономики, представленных пятью крупнейшими налогоплательщиками

Финансовое состояние пяти крупнейших налогоплательщиков

Доля занятых на пяти крупнейших предприятиях - работодателях в структуре занятости

Отношение недоимки в бюджет к объему налоговых доходов

Условия качества управления бюджетами

Кредиторская задолженность по выплате заработной платы

Кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда

Кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями

Установленный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг

Фактический уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг

Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи

Отношение тарифа на электроэнергию для промышленности к тарифу для населения

Отношение тарифа на теплоэнергию для промышленности к тарифу для населения

Уровень погашения начисленных субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг

Просроченная неурегулированная задолженность по долговым обязательствам субъекта РФ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР

показатель

Динамика ВРП за последние 3 года

Объем ВРП на душу населения

Годовой объем промышленной продукции, его динамика за последние 3 года

Средневзвешенная доля региона (МО) в общероссийском объеме производства важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции

Динамика сельскохозяйственного производста за последние 3 года

Динамика розничного товарооборота за последние 3 года

Сальдо ввоза-вывоза продукции (услуг) по отношению к объему ВРП региона (МО)

Доля прибыльных предприятий

Капитальные вложения в промышленность региона за год

Объем небюджетных инвестиций в расчете на душу населения

динамика инвестиций в основной капитал за последние 3 года

динамика небюджетных инвестиций за последние 3 года

динамика иностранных инвестиций за последние 3 года

индекс потребительских цен РМОВ

СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ

Социальный фактор

Уровень развития инфраструктуры в регионе

число зарегистрированных преступлений на тыс. чел. населения

среднедушевой денежный доход населения

среднедушевой денежный доход населения к прожиточному минимуму

задолженность по оплате труда

доля незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу в общей численности населения

динамика уровня безработицы

Динамика численности населения

Политический

Наличие или отсутствие конфликтной ситуации между региональной и федеральной (муниципальной и региональной) властью

Вероятность смены высшего должностного лица субъекта РФ (МО)

Количество лет до переизбрания главы исполнительной власти в регионе (МО)

Наличие внутриполитической оппозиции и ее активность

Характер высказываний высших должностных лиц РМОВ в отношении будущего выполнения своих долговых обязательств.

Исторически кредитный рейтинг возник как оценка кредитоспособности заемщика по обслуживанию своих долговых обязательств. В настоящее время кредитный рейтинг региона (страны) рассчитывается на основе обширной информации, привлекаемой из сферы экономики, политики, учитывающей не только текущее положение дел, но и перспективы развития. В связи с этим можно говорить, что кредитный рейтинг отражает не только риск неуплаты по конкретным долгам, но и инвестиционную привлекательность конкретного региона (страны).

В настоящее время регионы Российской Федерации могут получить международный и внутренний кредитные рейтинги. Присвоением первого занимаются следующие международные рейтинговые агентства: Standard & Poor"s, Moody"s и Fitch IBCA. Данные агентства работают не один год и имеют в мире большой авторитет. В отличие от них отечественное агентство EA-Ratings существует не так давно и занимается присвоением внутренних кредитных рейтингов регионам Российской Федерации по разработанной собственной методике.

Для любого региона предпочтительнее иметь какой-либо рейтинг, чем не иметь его вообще. Среди же всех рейтингов предпочтительнее иметь международный кредитный рейтинг в силу его всеобщей признательности. Его можно предъявить инвесторам как внутри, так и за пределами страны.

Все вышеперечисленные международные рейтинговые агентства пользуются примерно одной и той же рейтинговой шкалой, состоящей из системы букв, цифр, дополнительных знаков (ААА, АА,…, D, Ba2, CCC-). Однако в целом шкалу можно разбить на три крупных раздела: инвестиционный класс, спекулятивный класс и класс невыполнения обязательств (состояние дефолта). Самый высокий класс - инвестиционный, в котором самый высокий рейтинг ААА. Самый низкий класс - класс невыполнения обязательств, в котором самый низкий рейтинг D (дефолт). Напомним, что в настоящее время Российская Федерация имеет рейтинг Standard & Poor"s на уровне SD (Selective Default - частичный дефолт).

Кроме того, международные рейтинговые агентства в зависимости от прогнозов по своим рейтингам, а также в зависимости от оценки текущего состояния рейтинга вводят дополнительный критерий рейтинга: позитивный прогноз, негативный прогноз, стабильный прогноз, рейтинг, который находится на рассмотрении и может быть изменен в ближайшее время.

Начало получения международных кредитных рейтингов российскими регионами было заложено в 1997 г. Тогда некоторые регионы (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область) осуществили выпуск собственных еврооблигаций и их размещение за пределами Российской Федерации. Существующая международная практика предполагает необходимость получения в данном случае кредитного рейтинга. Такое же требование содержалось и в законодательстве Российской Федерации. В противном случае реализация еврооблигаций за пределами Российской Федерации была бы затруднительной. Однако необходимость рейтинга не ограничивается этим, так как рейтинг помогает и самому региону оценить свои возможности по обслуживанию долга, а также оценить свои общие экономические возможности. Кроме того, рейтинг может сыграть не последнюю роль при получении регионом банковских кредитов (могут быть ниже проценты) и при реализации крупных инвестиционных проектов, требующих привлечения крупных инвесторов.

Таблица 5. Структура внутренних заимствований

Регион. консол. Бюджет

Рег. Бюджеты

Муниц. Бюджеты

Регион. консол. Бюджет

Рег. Бюджеты

Муниц. Бюджеты

Всего, млрд. р.

Эмиссия ц.б., %

Бюдж. ссуды, %

Эмиссия ц.б., млрд. р.

Бюдж. ссуды, млрд. р.

Иные заимст-я (в т.ч. банк. кредиты), млрд. р.

В ходе разработки стратегии на этапах диагностики и целеполагания очень важно понимать позицию объекта стратегирования относительно конкурентов и иметь возможность ставить цели в терминах удержания или усиления своих позиций. Для этого необходимы регулярные рейтинги.
Один из таких рейтингов - RCI, будет постоянно обновляться партнером РЦСП компанией AV Group.

Кроме того, на этой странице сайта будут размещаться и другие рейтинги, ведущиеся государственными и независимыми организациями. Включая и эпизодические, сделанные отдельным исследователями и опубликованными в научной литературе.

Подробнее в заметках заместителя директора РЦСП А.Р. Батчаева:

  • Как использовать рейтинги в планировании
  1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России (разработчик - рейтинговое агентство «Эксперт РА»).
  2. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  3. Рейтинг российских регионов по качеству жизни (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  4. Рейтинг кредитоспособности регионов РФ (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  5. Рейтинг инновационных регионов России (разработчик - Ассоциация инновационных регионов России).
  6. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ (разработчик - Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ).
  7. Рейтинг готовности регионов к будущему (разработчик - Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ).
  8. Рейтинг энергоэффективности субъектов РФ (разработчик - Минэнерго России совместно с информационной группой «Интерфакс»).
  9. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (разработчик - Агентство стратегических инициатив).
  10. Национальный туристический рейтинг (разработчик - Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России»).
  11. Национальный рейтинг губернаторов (разработчик - Центр информационных коммуникаций «Рейтинг»).
  12. Экологический рейтинг регионов России (разработчик - Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»).
  13. Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ (разработчики - Агентство политических и экономических коммуникаций и Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ).
  14. Рейтинг регионов России по уровню развития игровых видов спорта (разработчики - Фонд «Петербургская политика» и спортивное издание «Спорт-Экспресс»).
  15. Рейтинг (ранжирование) регионов по доле населения, обеспеченного питьевой водой отвечающей требованиям безопасности (разработчик - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (Роспотребнадзор).
  16. Рейтинг регионов РФ по экологической и энергетической эффективности бизнеса (разработчик - Эколого-энергетическое рейтинговое агентство «Интерфакс-ЭРА»).
  17. Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI - полюса роста России (разработчик - консалтинговая компания АВ Груп (AV Group).
  18. Рейтинг регионов по индексу социально-экономической и политической напряженности (разработчик - Комитет гражданских инициатив).
  19. Рейтинг инвестиционной привлекательности индустриальных парков и особых экономических зон (разработчик - Аналитический центр «Эксперт»).

    Ранжирование городов на основе «рангового вектора динамики» в период 2002-2011 гг.
    Ранжирование является результатом научного исследования, проведенного профессором Б.С. Жихаревичем и доцентом О.В. Русецкой (МЦСЭИ «Леонтьевский центр»). В ходе исследования были оценены колебания в динамке социально-экономического развития 120 крупных российских городов (в т.ч. 77 административных центров регионов). Использовались 9 показателей, рост значений которых можно однозначно трактовать в качестве свидетельства положительного развития города. Ранговый вектор динамики представляет собой последовательность из девяти цифр, соответствующих номеру ранговой группы, в которую входил город в каждый из рассматриваемых периодов (2003-2011 гг.). Выделены следующие типы траекторий движения городов: стабильно опережающие; стабильно отстающие; ускорявшие развитие; замедлявшие развитие; колеблющиеся (с разнонаправленной динамикой).

    Рейтинг устойчивого развития городов России 2014
    Рейтинг подготовлен рейтинговым агентством SGM, опубликован в 2015 г. Составлен в соответствии с принципами устойчивого развития территории. Охватывает 173 города России, с численность населения свыше 100 тыс. человек. В качестве методологической основы использовалась концепция триединого итога, в которой учитываются экономические результаты, социальная и экологическая составляющие. Для подготовки рейтинга на основе 32-х показателей (открытые данные муниципальной статистики, которые публикуются Росстатом) рассчитывался индекс устойчивого развития городов. Среди методических подходов к расчету рейтинга, можно отметить применение весовых поправочных коэффициентов (определяются методом экспертных оценок) и линейного масштабирования (определения положения города среди других городов с присвоением частного индекса от 0 до 1).

РИА Рейтинг - 5 апр. В 2017 году сохранилась тенденция к улучшению кредитоспособности большинства российских регионов. Однако в некоторых субъектах РФ уровень долговой нагрузки остается на очень высоком уровне, что в свою очередь негативно влияет на кредитоспособность. Об этом свидетельствует динамика индекса кредитоспособности регионов РФ , рассчитываемого экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня».

Важнейшим фактором, повлиявшим на рост индекса, стало сокращение объемов государственного долга и рост доходов региональных бюджетов. В 2017 году суммарный объем государственного долга всех российских регионов снизился 1.6% пункта. При этом объем доходов региональных бюджетов всех субъектов РФ увеличился по сравнению с 2016 годом на 9.0%, а объем налоговых и неналоговых доходов вырос на 9.1%. Налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета выросли в 70 регионах.

Сокращение долга на фоне роста доходов привело к снижению уровня долговой нагрузки. Как было отмечено в « », рассчитанного Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг», отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета снизилось у 61 субъекта РФ.

Позитивное влияние на значение индекса также оказало сокращение числа субъектов РФ, региональные бюджеты которых исполнены с дефицитом. По итогам 2017 года их было 37, а в предыдущем году - 58. Кроме того, в 2017 году во многих регионах наблюдалась позитивная динамика экономических показателей, что создало базу для улучшения кредитоспособности. Как отмечено в бюллетене « », подготовленном Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг», в 2017 году рост промышленного производства был зафиксирован в 73 субъектах РФ, что на 12 больше, чем в предыдущем году. Увеличилось число регионов с позитивной динамикой и других экономических показателей.

Медианное значение индекса кредитоспособности российских регионов в 2017 году повысилось на 1.9 пунктов

Общее улучшение макроэкономической ситуации в купе с позитивными изменениями в бюджетной сфере обусловили рост кредитоспособности многих российских регионов, о чем свидетельствует повышение индекса кредитоспособности. Медианное значение индекса кредитоспособности на 1 января 2018 года составило 55.4 (диапазон значений от 1 до 100), что на 1.9 пункта выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех регионов выросло с 56.6 на 1 января 2017 года до 59.4 на 1 января 2018 года.

Индекс кредитоспособности по итогам 2017 года повысился у 55 субъектов РФ, из которых у 12 регионов более чем на 10 пунктов. У двух субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) индекс кредитоспособности остался на максимально возможном уровне. Снизился индекс у 26 субъектов РФ, при этом у многих из них снижение было относительно незначительным.

Лидерами по росту индекса кредитоспособности стали: Кемеровская область, Белгородская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Вологодская область и Курская область, у которых по итогам 2017 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 15 пунктов. В большинстве случаев основной причиной повышения индекса стало снижение уровня долговой нагрузки и улучшение бюджетных показателей.

Наиболее существенно индекс кредитоспособности снизился у Томской области, Магаданской области, Чукотском автономном округе. В основном это было обусловлено сокращением налоговых и неналоговых доходов, что привело к повышению уровня долговой нагрузки и росту дефицита бюджета.

На 1 января 2018 года индекс кредитоспособности превысил значение 80 у 25 регионов, что на 6 больше чем годом ранее. У 6 регионов значение индекса превышает 90. В их число, по данным 1 января 2018 года, помимо Москвы и Санкт-Петербурга входят Республика Татарстан, Московская область, Ленинградская область и Тюменская область.

Высокое значение индекса кредитоспособности у этих регионов обусловлено хорошим уровнем развития экономики, невысокой долговой нагрузкой, хорошей бюджетной обеспеченностью. У большинства регионов лидеров по индексу кредитоспособности объем государственного долга не превышает 10% налоговых и неналоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. Исключением являются только Московской область и Республика Татарстан, где отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2017 года составило 23.4% и 43.7% соответственно. Доходы региональных бюджетов названных субъектов РФ в основном формируются за счет собственных доходов, а доля безвозмездных перечислений незначительна - по итогам 2017 года доля налоговых и неналоговых доходов превышает 85%.

В то же время, несмотря на общее улучшение ситуации, кредитоспособность ряда регионов вызывает опасения, что во многом обусловлено высокими объемами государственного долга и низкой бюджетной обеспеченностью. По данным на 1 января 2018 года у 14 регионов РФ значение индекса кредитоспособности было ниже 30, среди которых у двух ниже 20.

В 2018 году на фоне тенденции к снижению долговой нагрузки, в особенности в области коммерческих кредитов, и улучшению общеэкономической ситуации можно ожидать продолжение роста индекса кредитоспособности у большинства регионов.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.