Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Один из принципов анализа - его демократизм, который предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия. Это обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов. обобщени

Основным критерием выделения отраслей и видов деятельности по их совокупности, которая называется инфраструктурой, служит ее функциональная роль в процессе общественного производства. Через функции

проявляются также сущность и внутренняя логическая единство каждой сферы народного хозяйства. Однако при детализации критерия функционального назначения используют два подхода - узкий и широкий.

Сторонники узкого подхода выступают за строгость и четкость отбора критериев, что позволяет избежать неопределенности границ инфраструктуры и глубже раскрыть ее экономическое содержание.

Определяющим признаком инфраструктуры является ее роль "связующего звена", сферы, "обслуживает экономический оборот страны". Следовательно, к ней относятся те отрасли и виды деятельности, способствующие ускорению экономического оборота в народном хозяйстве.

Инфраструктура, согласно этому критерию, выступает как одна из подсистем материального производства, призвана обслуживать связи между отдельными, пространственно удаленными друг от друга экономически обособленными звеньями производства. Речь идет о перемещении в пространстве материальных благ и информации, сохранение материальной продукции, заготовку и поставку (включая электро-, газо-, водоснабжения и др..).

Указанные виды деятельности не увеличивают физической массы общественного продукта, только способствуют изменению ее пространственного положения (транспорт, связь), помогают сохранять потребительские стоимости производства материальных благ (складское хозяйство) и их рационально распределять (материально-техническое снабжение, электро-, водоснабжения и др.)., благодаря чему увеличивается только стоимостная масса общественного продукта.

По широкого подхода к определению инфраструктуры, кажется более обоснованным и конструктивным, обслуживания хозяйственного оборота рассматривается лишь как одна из функций инфраструктуры, а сама инфраструктура рассматривается как фундамент, или база, любого вида хозяйственной деятельности, общее условие производственного процесса. Вполне возможно, например, отнести к производственной инфраструктуры "производство деловых услуг", которое под влиянием научно-технической революции выполняет роль "индустрии" общего пользования. В его функции могут входить разработка и осуществление региональной политики страны или района, разработка рациональной системы экономических связей, внедрения различных систем управления и т.п..

Содержание категории инфраструктуры расширяет и обогащает понятие "изученность территории", которая является основой научного подхода к изучению социально-экономического развития территории. Целесообразно выделять понятие "естественная метаинфраструктура хозяйства", которое объединяет производительные силы и природные условия хозяйствования на определенной территории.

Нельзя игнорировать такую фундаментальную составляющую развития хозяйства, как этнопсихологической инфраструктура, представляющая собой совокупность культурных и хозяйственных навыков и обычаев населения территории, которые сформировались в местных традициях и образе жизни. Они проявляются в характерных для большинства жителей качества, интенсивности и дисциплине труда, в умении взаимодействовать в процессе производства, восприимчивости к достижениям научно-технического процесса, а в результате - в производительности труда и свойственной ей динамичности.

Этнопсихологической инфраструктура отличается высокой инерционностью и существенными территориальными различиями. Ее отсталость тормозит внедрение технических новшеств в хозяйственную практику, негативно влияет на эффективность развития и размещения хозяйства.

Однако сторонники обоих подходов к определению инфраструктуры соглашаются с тем, что инфраструктура - это общая основа, фундамент хозяйства страны или района, а не только отдельных предприятий, производств или отраслей. Она высвобождает отрасли материального производства и непроизводственной сферы от функций обслуживания основной деятельности.

Инфраструктура выполняет системные, межотраслевые и межрайонные функции в планировании и управлении и, согласно широким подходом, из средства обеспечения первоочередных потребностей превращается в общую условия организации производства, в том числе территориального.

Другое сложное теоретический вопрос, тесно связанный с первым, - содержание инфраструктуры. В поисках ответа на него, следует прежде всего определить, относить к инфраструктуре только совокупность средств труда инфраструктурных подразделений или отрасли в целом с их основными фондами и деятельностью.

По мнению экономико-географов и экономистов-регионалистов, инфраструктура - это совокупность инженерно-технических сооружений и объектов, является важным условием осуществления процесса производства на данной территории и фактором территориальной организации производительных сил.

Если экономическую природу инфраструктуры рассматривать только со стороны основных фондов можно выделить два направления. Для первого из них характерно является отнесение к инфраструктуре только тех ее основных фондов, которые "привязаны" к территории.

Здесь, возможно, своеобразную роль сыграли и их яркая географическая выразительность, и относительно легкая доступность для картографирования. В данном случае рассматривается не только хозяйственная деятельность отраслей и видов производств, входящих в инфраструктуру, но и "активная" часть самых основных фондов (подвижной состав, часть оборудования). Такое узкое толкование инфраструктуры значительно облегчает анализ, но оно недостаточно, особенно в тех случаях, когда изучаются качественные категории: скорость, надежность и бесперебойность хозяйственного оборота, интегрирующая роль инфраструктуры в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства в целом. В этих случаях необходимым становится комплексный качественно-количественный анализ инфраструктуры. Узкое толкование инфраструктуры как совокупности основных фондов является недостаточным и с точки зрения процесса воспроизводства, непрерывность и последовательность которого во многих аспектах обеспечивается инфраструктурой.

По широкого трактовки содержания инфраструктуры, когда она рассматривается как единство фондов ("активных" и "пассивных") и деятельности, сохраняется основная линия непрерывности и последовательности инфраструктурных процессов, создания и совершенствования инфраструктурных систем, охватывающих районы и страны. "Продуктом" инфраструктурных отраслей является виды услуг - услуги инфраструктурной сферы.

Инфраструктура не является организованным целым. Значительная часть инфраструктурной деятельности все еще производится почти во всех отраслях материального производства. С развитием производительных сил и совершенствованием производственных отношений общественное разделение труда углубляется и инфраструктурная деятельность ограничивается специализированным кругом отраслей. Наряду с такими типичными, организационно сформированными инфраструктурными отраслями, как транспорт, связь, материально-техническое снабжение, будут отделяться новые отрасли. Одновременно с этой тенденцией инфраструктурные отрасли будут освобождаться и от ряда неспецифических для них видов деятельности.

Итак, базовыми точками отсчета страноведческого подхода к изучению инфраструктуры должны быть гипотеза о производственную инфраструктуру как целостную систему, с одной стороны, и как можно более полное отражение реального положения в инфраструктурной сфере, которая во многих странах мира характеризуется несформированностью, разобщенностью и недостаточным уровнем развития отдельных звеньев как на общегосударственном, так и на районном уровнях - с другой.

Предпосылкой формирования инфраструктуры является общественное разделение труда. В свою очередь, она превращается в решающее условие разделения труда между предприятиями, районами и странами. Чем развитые страны и районы, тем у них большей является потребность в развитой, адекватной экономическому развитию инфраструктуры и тем более в них возможностей для ее развития.

Конкретизируя содержание производственной инфраструктуры, большинство авторов выделяют такие ее структурные подразделения:

Предприятия по производству электро-и теплоэнергии и оборудование для их передачи;

Транспорт;

Коммунальный связь;

Материально-техническое снабжение;

Предприятия и оборудование по водоснабжению;

Устройства по регулированию водных ресурсов (дамбы, плотины, ирригационные системы).

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит от экономической и иной ситуации в стране.

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

71. Кредитный договор: его сущность и содержание Кредитный договор есть соглашение, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

11.1. Экономическая сущность страхования и его функции Страхование - это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения ущерба. Страхование является одним из методов управления

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

1. Сущность и содержание договора страхования 1.1. Общие положения В соответствии со ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), п. 2 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового

Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна

Глава 2. Экономическая сущность страхования

Из книги Бухгалтерское дело автора Бычкова Светлана Михайловна

ГЛАВА 1 Сущность бухгалтерского дела, его содержание В условиях развития и совершенствования рыночных отношений повышаются требования к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основанием для выработки таких решений являются данные о финансовом

автора Котельникова Екатерина

ЛЕКЦИЯ № 4 Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег 1. Понятие «финансы», их экономическая сущность Понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». В действительности же это не так, хотя без денег не может быть

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Понятие «финансы», их экономическая сущность Понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». В действительности же это не так, хотя без денег не может быть финансов.Термин «финансы» возник в VIII–IX вв. в торговых городах Италии.К тому времени давно уже

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

37. Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации Содержание и состав доходов и расходов определено Положениями РФ по бухгалтерском учету: ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций».Доходами организации признается

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 21 Экономическая система: сущность и модели

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Сущность и содержание маркетинга Одним из основных требований, диктуемых рыночной экономикой, является необходимость производства продукции такого количества и качества, которое может быть использовано потребителями. Без его выполнения практически недостижима

Из книги Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика автора Красова Ольга Сергеевна

3.2.2. Цели и сущность анализа исполнения сводного бюджета Анализ исполнения сводного бюджета является заключительным этапом бюджетного цикла. При этом виде анализа проводится сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений (план – факт).Проведение план –

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

5. Экономическая сущность инвестиций Инвестиции имеют большое значение в возобновлении и увеличении производственных ресурсов, в системе воспроизводства и сохранении необходимых темпов экономического роста.Инвестиции относятся прежде всего к производству, составляя

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

3. Экономическая сущность страхования Экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Возможный ущерб

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

12.1. Сущность, стороны и содержание мирового соглашения Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими

Главным назначение бюд-та любой страны явл-ся аккомул-ие средств в казну гос-ва для выполнения функций гос-ва и МСУ.

При помощи бюд-та осущ-ся перераспр-ие НД(более 50% НД и около 2/3 ден-ых средств), обеспечивающее удовлетворение общественных потребностей, содержание непроизводственной сферы, органов упр-ия, правопорядка, внутр-ей и внеш-ей безоп-ти.

Как экономическая категория, госбюджет представляет собой сисетему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общ потребностей. Иными словами, госбюджет - денежные отношения, возникающие у гос-ва с физ и юр лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением нац дохода.

Госбюджет как основной фин план гос-ва дает органам власти реальную эконом возможность осуществления властных полномочий. С организационной и юридической точки зрения бюджет государства рассматривается во-первых, как основной финансовый план государства – смета предстоящих расходов и доходов.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ; в условиях рынка он д.направляться: на финансирование стр-й перестройки эк-ки, комплексные целевые программы, наращивание НТ потенциала, ускорение соц. Развития, соц. Защиту наименее обеспеч-х слоев общ-ва.

Бюд-т играет реш-щую роль в регул-ии рын-ой эк-ки.

Бюджет выполняет две задачи: экономическую – сбор ден средств и социальную-распределение их.

Рыночный бюджет:

Структурная перестройка экономики,

Соцзащита незащищенных слоев населения.

Методы бюджетного регулирования:

    Налоги, влияющие на расширенное пр-во,

    Прямое бюджетное финансирование госпрограмм,

    Субсидирование некоторых отраслей,

    Выдача беспроцентных льготных кредитов,

    Создание особых фондов.

Функции бюджета:

    Распределительная – формирование и использование централизованного фонда ден средств по уровням власти и управления,

    Перераспределение ВВП, НД.

    Контрольная - действует одновременно с распределительной функцией.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений.

Несбалансированный бюджет (с дефицитом , то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) влечёт за собой снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

Причины дефицита : ограниченность фин возможностей, безудержный рост расходов, высокий уровень непроизводственного характера, инфляция, расшатывание денежного обращения, нерациональная налоговая, инвестиционная, кредитная политика.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Международные стандарты предполагают возможный дефицит федерального бюджета на уровне 2 – 3 % ВВП.

Способы уменьшения дефицита: уменьшение расходов, увеличение доходов (увеличение налогов), эмиссия, заимствования.

В условиях рыночной экономики возникает объективная необходимость сосредоточения в руках государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов и фондов денежных средств. Этот централизованный фонд, созданный и использованный государством, представляет собой содержание государственного бюджета.
Бюджет выступает одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику. Следовательно, бюджетным отношениям присущ объективный характер.
Бюджетные отношения - это часть финансовых отношений, складывающихся у государства с предприятиями, учреждениями и населением.
Специфические черты бюджетных отношений:
Распределительный характер.
Формирование и использование централизованного фонда денежных средств (материальным носителем бюджетных отношений является бюджетный фонд).
Бюджет можно рассматривать с материальной, экономической и юридической точки зрения.
В материальном аспекте бюджет - это денежный фонд.
В экономическом аспекте - это совокупность экономических (денежных отношений), которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов.
В юридическом аспекте бюджет рассматривается как правовой акт. Бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда.
По поводу сущности бюджета существуют следующие точки зрения.
Родионова В.М. «Бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения НД и частично НБ в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления».
Поляк Г.Б. «Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения за-дач и функций государства и местного самоуправления».
Романовский М.В. «Бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд».
Сенчагов В.К. «Бюджет - это основной финансовый план страны, обеспечивающий образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств».
Черник Д.Г. «Бюджет - это экономическая форма образования и использования основного централизованного фонда денежных средств го-сударства».
Бюджет решает следующие задачи: -перераспределение ВВП,
-государственное регулирование и стимулирование экономики, -финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства,
-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» означал «торговое имя» коммерсант; ныне -- это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и др.

Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты функционирования и связанные с ними резервы экономическом эффективности.

Сегодня все большее значение приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновении.

Представитель неоинституционализма Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено прежде всего существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю права управлять ресурсами, можно сэкономить на определенных издержках рыночного механизма.

Итак, в классическом определении фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологи ческой зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции. Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внимания ставит объяснение существования и соответственно в дальнейшем - сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.

Фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики.

Предприятие (фирма) - первичное, основное звено общественного произ-водства, потому что именно на предприятии производят, транспортируют, реа-лизуют, т.е. осуществляют движение факторов производства и созданного про-дукта. Производство, реализацию надо организовать, причем так, чтобы полу-чить прибыль. На эту цель направлена предпринимательская деятельность.

Предприятие (фирма) - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Следует выделить главное в этом уточненном определении предприятия (фирмы): 1) самостоятельность; 2) получение прибыли. Эффективная деятельность и ее результат - стабильное финансовое положение - дают предприятию экономическую самостоятельность.

Однако началом для становления экономической самостоятельности служит его выделение в виде самостоятельной хозяйственно-оперативной единицы или юридического лица. Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, счет в банке, право ведения договорных отношений. Для этого предприятие должно обладать следующими признаками:

  • 1. Организационное единство. Это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленным в учредительных документах.
  • 2. Обособленное имущество. Предприятие имеет собственное имущество, состоящее из основных и оборотных средств, самостоятельно приобретает имущество, учитывает его, использует, реализует, списывает, платит налог за имущество.
  • 3. Имущественная ответственность. Предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон.
  • 4. Выступление в гражданском обороте.

Таким образом, фирма, как экономическая система, является главным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Она предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, путем выплату налогов участвует в осуществлении социальных программ. Создание продуктов и оказание услуг происходит, как известно, посредством определенных технологических процессов, орудий труда, материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации труда.