Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Совокупность денежных отношений. Финансовые отношения

Финансы - это совокупность денежных отношений, органи­зованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Определение финансов

Термин «finansia » возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стад употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образо­вания государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал:

во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, там не может быть фи­нансов);

во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями;

в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер;

в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отно­шений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен)» нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денеж­ные отношения гражданско-правовым методом, для которого ха­рактерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отно­шениями.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отноше­ние. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь чело­вечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отно­шения, государственное устройство, Почему только в средние ве­ка возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государ­ства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.



Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли систе­мы государственных доходов и расходов с определенным соста­вом, структурой и законодательным закреплением. Примеча­тельно, что основные группы расходной части бюджета практи­чески не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре, направления расходов: на военные цели, на управление, на экономику, на социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в, там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01%, Пруссии - 3,9%, России - 2,7% общего объема государственных расходов.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движе­ния стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития; т.е. из­меняются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формиро­ванием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государ­ственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В современных условиях повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностыо финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этане финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействий на отношения общественного; воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Развитее финансов в РФ с 1992 г. В данный период времени в стране произошла смена политических ориентиров - государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономи­ки в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государствен­ных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и др.; появились институты ры­ночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отноше­ний, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капи­талом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

В результате финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный этап с этапом становления социалистических финансов.

Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях авансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:

1. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. При административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

2. Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников или их потеря компенсируется увеличением их количества. Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами и др. Налоговый пресс привел к еще больше­му спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты на­логов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики.

3. Невмешательство государства в экономику подтверждается следующими цифрами: в 80-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы - не боле 12%. Если ранее 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесенв отдельный раздел и долгое время не был обеспечен финансированием.

Безусловно, за последние годы вновь созданная финансовая система России развивалась и совершенствовалась. Значитель­ные сдвиги произошли в налоговой системе, в системе межбюд­жетных, отношений. Большое значение имело принятие налого­вого кодекса, который установил систему налогов и сборов, взи­маемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Налоговый кодекс сократил количество налогов, упростил методики их расчета. Постепенно происходит снижение налоговых ставок. Все это оказало, положительное воздействие на экономику. Если до 1999 г. все макроэкономические показатели имели четкую тенденцию к снижению, то начиная с 2000 г. наблюдается постепенный их рост. Так, в 2002 г. удалось по макроэкономическим показателям выйти на уровень 1994 г. Большими достижениями в настоящее время являются устойчивый профицит федерального бюджета, создание финансового резерва, систематическое погашение го­сударственного долга, возможность перехода к среднесрочному финансовому планированию.

Но все же доходы всей бюджетной системы страны пока что находятся в прямой связи с мировыми ценами на нефть. Продол­жаются проблемы со сбором налогов, К 2002 г. в России только около 17% налогоплательщиков регулярно и в полном объеме платят в бюджет налоги, около40% вообще налогов не платят. В 2003 г. в России зарегистрировано 3,5 млн. организаций, из кото­рых более половины не отчитываются в налоговых органах. Отсюда и финансирование установленных бюджетом всех уровней осуществляется на 63- 75%.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы, Вопрос о количестве и содержании функций - спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А. М. .Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А. М. Александров и Э. А. Вознесенский утверж­дали, что финансы выражаются в формировании, использовании и контроле денежных фондов. И. Т. Балабанов считал, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

Однако, никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос,что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один- валовой внутренний продукт (ВВП). Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов - норм, ставок, тарифов, отчислений и др., установленных государством.

Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность и процесса производства. Она определяется исходя из установленной государством нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть финансов, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к фонду оплаты труда, производятся отчисления единого социального налога. Наконец, остается прибыль. Произошло как бы распределение пер­вого порядка, Но ФОТ, прибыль подлежат дальнейшему распре­делению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом по нормам, установленным го­сударством.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервного фонда, и других, выступает объектом распределения третьего порядка. Предприятия самостоятельно распределяют прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Поэтому можно отметить, что распределительная функция финансов не зависит от экономических отношений, сложившихся в тех или иных условиях, она связана с сущностью финансов, а потому органически им присуща.

Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную . Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как, например, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и функцию формирования денежных доходов .

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отноше­ний нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределе­ние общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится воз­можным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процесс расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов - это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отноше­ний.Он «пронизывает» всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и пред­ставляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку финансы выражают отношения, возника­ющие на основе реального денежного оборота, то контроль руб­лем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и на­ционального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборот­ных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных ранетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводятся финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является дея­тельность всех экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль в Российской Феде­рации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты - Государ­ственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федераль­ные внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, таки специально создавае­мыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счет­ной палаты Московской городской Думы,

Контроль за состоянием федерального бюджета Российской федерации, и его исполнением осуществляют созданные при высшем законодательном органе комитеты по бюджету и нало­гам, по кредитным организациям и финансовым рынкам ГД РФ. В их задачу входят проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Прези­дентом Российской Федерации.

Важную роль в осуществление финансового контроля играют Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

В структуре аппарата Министерства финансов функциониру­ет контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется конт­роль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета фи­нансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использо­ванием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов, Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство за­нимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти, отчетность о финансовых операциях, правительства и о состоянии бюджетной системы.

Для выполнения отмеченных задач органы Казначейства наделяются большими правами: они могут производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции. В настоящее время стоит вопрос о расширении функций Казначейства, а именно: о передаче контроля над исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в систему Федерального казначейства.

Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Она проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущей ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фон­ды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансово­го контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налого­вые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведом­ствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разны­ми формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обя­зательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кре­дитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующее о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налого­вых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузки налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля. Нередки случаи, когда налогоплательщики представляют в налоговые органы искаженные данные, занижают налогооблагаемые доходы, применяют все более изощренные методы сокрытия объектов налогообложения. По этим причинам в государственную казну не поступают значи­тельные суммы, подлежащие уплате. Кроме того, сокрытие доходов не только ослабляет бюджет, но и создает финансовую опору для роста финансовой преступности.

Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых ор­ганах, обеспечения безопасности деятельности налоговых инспекций действовал Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» в редакции Федерального закона от 24 июня 1993 г. №5238-1с изменениями и дополнениями.

В 1999 г. выявлено 25,5 тыс. нарушений налогового законода­тельства (на37% больше, чем в 1998 г.). При этом возбуждено 16,5 тыс. уголовных дел, что в 2,7 раза выше показателя 1998 г. По итогам деятельности налоговой полиции поступления в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды составляли 44,6млрд руб. В 2000 г. служба выявила до 40 тыс. на­логовых преступлений и возместила ущерб от них на сумму 80 млрд. руб. В настоящее время данная организация в качестве структурного подразделения передана в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Развитие рыночных отношений и создание, акционерных обществ привело к необходимости создания независимого финансового контроля - аудита.Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствую­щего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и тре­бованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство - это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

Цель аудита - установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершае­мых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор - не государственный служащий, а независимый ревизор, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита:

внешний и внутренний.

Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бух­галтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка ре­комендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контро­ля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на про­ведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требо­ваний руководства предприятия; Внутренний аудит должен про­водиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе; Он должен ох­ватывать все участки хозяйственной деятельности, носить пред­метный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба дея­тельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе вы­полнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный конт­роль правильности законности и целесообразности произведен­ных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовы­ми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и устано­вить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь име­ют первостепенное значение,

Последующий финансовый контроль организуется в форме про­верок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, прудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и мате­риальной ответственности виновных лиц; принятие мер по пре­дотвращению в дальнейшее случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию фи­нансовых отношений в стране.

ИСТОРИЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В СССР(РОССИИ)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание № 1

Приведите примеры финансовых отношений и сгруппируйте их по сферам и звеньям в соответствии со следующими критериями:

а) по роли в общественном производстве;

б) по отраслевому признаку;

в) исходя из финансовых различий на предприятиях разных организационно-правовых форм

Ответ на задание №1

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Не все денежные отношения могут быть отношениями финансовыми.

Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса

Примерами финансовых отношений являются:

отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. Как было сказано выше, финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии могут быть выделены три крупные сферы финансовых отношений:

1) государственные финансы;

2) финансы организаций;

3) финансы населения.

Ведущая роль принадлежит государственным финансам.

Государственные финансы - система денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных нужд.

Укрупнённая подсистема государственных финансов, в свою очередь, делится на более частные подсистемы (звенья):

государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит.

Государственная бюджетная система России включает в себя три автономных звена:

федеральный бюджет Российской Федерации;

бюджеты административно-территориальных образований;

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Федеральный бюджет является главным звеном государственных финансов в РФ. Он связан с финансами организаций, денежными доходам и расходами населения.

Другим крупным звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды, необходимые для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению. К их числу относятся:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

С помощью государственного кредита осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов за счёт мобилизации временно свободных денежных средств населения, организаций и иностранный государств.

Другой крупной сферой являются финансы предприятий. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.

В зависимости от роли в общественном производстве сфера финансов предприятий делится на две взаимосвязанные подсферы:

Финансы предприятий материального производства непосредственно связаны со всеми фазами воспроизводственного процесса (производством, распределением, обменом, потреблением), что обуславливает их высокую потенциальную активность и возможность всесторонне воздействовать на экономику.

Финансы непроизводственной сферы - это финансы необходимые для предоставления услуг. Так как услуг нематериальны, то они не могут ни накапливаться, ни отчуждаться по мере создания, а значит, отсутствует фаза обмена. Это объясняет отсутствие производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ организации делятся на коммерческие и некоммерческие, что также обуславливает деление финансов предприятий на отдельные звенья.

Финансы некоммерческих организаций представляют собой доходы и расходы предприятий, которые не ставят целью получение прибыли. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы. Различают, например, потребительские кооперативы, учреждения культуры, образования и здравоохранения, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, осуществляющие свою деятельность за счёт сбора взносов и других добровольных вложений.

Однако преобладающая часть финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений сконцентрирована у коммерческих организаций, т.е. организаций, главной целью деятельности которых является получение прибыли. Поэтому от устойчивости финансового положения коммерческих предприятий во многом зависит и финансовая стабильность всей страны в целом. финансы бюджетный коммерческий хозяйственный

На организацию финансов предприятия, оказывает влияние такие факторы как организационно-правовая форма и отраслевые технико-экономические особенности. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источником формирования его финансовых ресурсов могут быть:

В зависимости от отраслевой принадлежности в подсистеме финансов материального производства выделяют такие подзвенья, как:

финансы транспортных предприятий и т.д.

Отраслевая принадлежность предприятий определяет специфику финансов материального производства. Они зависят от характера производства, технологии отрасли, длительности производственного цикла, природно-климатических и других условий производства.

Среди финансов предприятий непроизводственной сферы по отраслевой принадлежности различают такие подзвенья, как:

финансы образования,

финансы культуры и искусства,

Совсем новая для нашей страны сфера, обособившаяся в самостоятельный блок финансовых отношений - это финансы населения. Они связаны с формированием и использованием денежных доходов населения. Финансовые ресурсы населения формируются за счёт предпринимательской деятельности, кредитно-финансовых операций, выплат работодателем заработной платы, премии, надбавок, государственных выплат пенсий, пособий, стипендий и других социальных платежей.

Финансы населения тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами предприятий -- через систему финансово-кредитных отношений.

Таким образом, обобщая вышесказанное все финансы или финансовые отношения можно сгруппировать по следующим критериям:

а) по роли в общественном производстве:

финансы предприятий материального производства;

финансы организаций непроизводственной сферы.

б) по отраслевому признаку:

Финансы материального производства:

финансы промышленных предприятий,

финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленности,

финансы транспортных предприятий;

Финансы непроизводственной сферы:

финансы образования,

финансы культуры и искусства,

финансы здравоохранения и физической культуры,

финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.

в) исходя из финансовых различий на предприятиях разных организационно-правовых форм. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источником формирования его финансовых ресурсов могут быть:

бюджетные средства (государственные и муниципальные унитарные предприятия);

долевые средства учредителей (полные товарищества и товарищества на вере; общества с ограниченной и дополнительной ответственностью);

паевые взносы членов кооперативов (производственные и потребительские кооперативы);

средства акционеров (закрытые и открытые акционерные общества).

Задание № 2

Государство обязало ООО "Уют", занимающееся производством мебели, выпускать в год 200 единиц продукции. Является ли законным подобное требование государства? Ответ пояснить

Ответ на задание №2

Подобное требование государства является незаконным, то есть государство не вправе обязывать ООО "Уют" выпускать 200 единиц продукции в год, так как это не предусмотрено Федеральным Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г. №14-ФЗ, регулирующим деятельность ООО. Кроме того, одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности коммерческих предприятий является принцип хозяйственной самостоятельности, который говорит о невмешательстве государства в деятельность предприятий, при условии, что она не противоречит действующему законодательству. Организации могут самостоятельно выбирать организационно - правовую форму, вид деятельность, разрабатывать учётную политику, распоряжаться финансовыми ресурсами после уплаты налогов, а также самостоятельно определять объемы производства.

Тестовое задание № 3

1. Централизованные денежные фонды:

А. страховые фонды компаний

Б. негосударственные пенсионные фонды

В. резервные фонды предприятий

Г. стабилизационный фонд государства

2. Специфические особенности финансов материального производства:

А. нормативный характер отношений

Б. безэквивалентность

В. связаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса

Г. не влияют на формирование доходов звеньев финансовой системы

3. Формами финансового обеспечения выступают:

А. кредитование

Б. государственное финансирование

В. стимулирование

Г. А и Б

4. К числу основных полномочий Федерального Казначейства РФ относится:

А. составление проекта федерального бюджета

Б. управление средствами Стабилизационного фонда РФ

В. ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета

Г. управление операциями на едином счете федерального бюджета

Е. В и Г

5. Финансовый контроль за соблюдением норм и требований финансового законодательства называется:

А. анализ

Б. надзор

В. ревизия

Г. обследование

6. В состав бюджетной системы РФ включается:

А. федеральный бюджет

Б. бюджеты государственных внебюджетных фондов

В. государственный кредит

Г. А и Б

7. Федеральными налогами являются:

А. налог на доходы физических лиц

Б. налог на игорный бизнес

В. транспортный налог

8. Источником формирования территориального фонда обязательного медицинского страхования являются:

А. часть единого социального налога

Б. средства пенсионного фонда

В. средства бюджетов субъектов РФ

Д. А, Б, В

9. Установление твердого соотношения между денежными единицами страны-заемщика и страны-кредитора на момент выпуска займа, называется:

А. валютной оговоркой

Б. валютной политикой

В. валютным паритетом

10. Как улучшить коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

А. увеличить выручку

Б. увеличить величину оборотных средств

В. уменьшить величину оборотных средств

Д. А и В

Список литературы

1. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

2. Финансы, финансовая система Российской федерации http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/FK/FIN_D_KR/METOD/USH_POSF/frame/1.htm

3. Финансовые отношения. http://fingramm.ru/finans-otnohzeniya.html

4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г. №14-ФЗ. http://www.consultant.ru/popular/ooo/

5. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006 г.

6. Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.: ООО ВИТРЭМ, 2003 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Финансовые результаты предприятия и способы их улучшения. Общая сумма балансовой прибыли, отражаемая в бухгалтерском балансе. Основные факторы, влияющие на прибыль от реализации. Формы государственной финансовой поддержки предприятий Республики Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2009

    Сущность и особенности организации финансов коммерческих предприятий, принципы организации соответствующих отношений, а также главные факторы, влияющие на функционирование. Особенности финансов кредитных организаций. Организация и роль ссудного фонда.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Сущность, классификация, принципы организации и функции финансов предприятия. Сущность и структура финансового обеспечения предприятия. Методы обеспечения предприятия финансовыми ресурсами. Мероприятия по повышению оптимизации финансового обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Финансы, их роль в хозяйственной деятельности организации. Основные принципы организации финансов. Финансовые отношения организации с банками, бюджетом, социальными фондами и страховыми организациями. Содержание финансового анализа.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2006

    Раскрытие экономической сущности и общая характеристика принципов организации финансов коммерческих предприятий, их основные функции. Определение источников финансирования коммерческих организаций. Значение собственного капитала в деятельности фирмы.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Факторы, влияющие на организацию финансов фирмы. Анализа организации финансов государственного предприятия на примере "Черепетского Хлебоприемного предприятия". Технико-экономические показатели деятельности завода и учет затрат в мельничном производстве.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Финансовые отношения предприятий. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования. Денежные фонды предприятия. Анализ финансовых показателей предприятия на основе баланса.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2003

    Что такое финансы предприятий? Функции финансов предприятий. Основы и принципы организации финансов предприятий. Показатели финансовой деятельности предприятия. Ответственность предприятий. Система финансовых отношений.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Финансовые ресурсы коммерческих организаций. Финансовые отношения кредитных и страховых коммерческих организаций. Исследование выручки от реализации продукции на примере ТК "Глобус". Основные факторы, влияющие на выручку на розничных торговых точках.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Финансы как основа системы предпринимательства. Финансовые ресурсы предприятия. Основные факторы, влияющие на эффективность финансов предприятия. Характеристика ключевых показателей. Методы научного исследования эффективности финансов предприятия.

· денежный характер;

· распределительный характер;

· императивность;

· безэквивалентность.

Понятие финансов и их состав.

Совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы состоят из:



Денежных фондов.

Инвестиций.

Коммуникативных финансовых отношений.

Взаимосвязь и отличия экономических категорий «деньги» и «финансы»

Важнейшее отличие между «Деньгами» и финансами – их функции:

1. Объем понятия финансы – понятие значительно шире, в состав которого входят и денежные отношения.

2. Происхождение «деньги» появилось на заре современной цивилизации и использовалось в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.

3. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчетов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.

4. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определенной сумме и найти ей выражение (камни, золото, металл и т.д.). Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.

Характеристика объектов финансовых отношений.

Объектом данных отношенийявляется Национальное богатство и производственный ВВП.

С одной стороны распределение ВВП является законом, необходимостью, а с другой именно ВВП как объект финансовых отношений характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает.

В условиях, когда объектом является национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой.

Формирование финансовой системы рыночного типа в Российской Федерации.

Либерализация цен

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.



Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие.

Приватизация

Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило, это приводило к тяжким негативным последствиям

Программа 500 дней

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада.

Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.

Образование в России Министерства финансов, его становление и роль в развитии финансовой системы государства.

Образовано: 8 сентября 1802 г. (кстати, наш профессиональный праздник). Манифестом Александра I

Первый министр: ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ.

Задачи на тот период: управление доходами, расходами и план расходов на следующий год.

В состав минфина входило множество департаментов, в том числе: Внеш. торговли; Мануфактур и внутр. торговл; деп-т податей и сборов и т.д.; и управления: Монетной, Горной и Соляной части

Минфин Российской империи просуществовал до 1917 г. В 1917 Учреждён Наркомат финансов.

С 1946 г. Министерство финансов СССР

1992 г. – создание Министерства финансов РСФСР (в том же году переименовали РСФСР в РФ)

Во 2й половине 19 века роль Минфина возросла в связи с проводимыми в стране реформами. В том числе: Крестьянская реформа и связанной с ней выкупной операцией (которой руководил Минфин). Также увеличился гос аппарат, развивалась торговля и промышленность. Минфин управлял казенной промышленностью и вел надзор за частной промышленностью и торговлей. Руководил кредитно-банковской системой. Занимался акцизами и в целом «питейными делами».

Минфин СССР - обеспечивало проведение в жизнь финансовой политики СССР и осуществляло общее руководство организацией государственных финансов в стране

Минфин РФ- федеральное министерство, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ

48. «План финансов» М.М.Сперанского, его содержание и значение.

В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно.

Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений.

В этих условиях правительство Александра I предприняло мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государственным деятелем этой эпохи М.М. Сперанским при содействии профессора Н.С. Мордвинова

В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций , а также учреждения нового эмиссионного банка , который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение.

Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль .

Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперанский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспроцентного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредиторам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые процентные обязательства - облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации.

Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говорилось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства.

Однако этот заем был сразу же обречен на провал. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из 100 млн ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа.

В результате в Российской империи получил развитие особенный вид государственного кредита, возникший при Екатерине II и получивший развитие в правление Александра I, - постоянные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г.

49. Особенности финансовых отношений в ходе революционных преобразований России в 1917 году.

Временное правительство, управлявшее страной с марта по ноябрь 1917 года (по новому стилю), впервые в истории России ввело рационирование (карточное распределение) хлеба и некоторых других продуктов для городского населения. Оно выпустило собственные бумажные деньги, слившиеся с царскими деньгами в одну обесценивающуюся массу.

В рамках политики революционного насилия захват Государственного банка и национализация коммерческих банков были одними из первых мероприятий советской власти. Овладение Госбанком означало непосредственно, во-первых, переход в руки большевиков той части золотого запаса России, которая хранилась в Петрограде, во-вторых, контроль над эмиссией бумажных денег.

Все государственные займы царского и Временного правительств отменялись.

Хотя вклады в банках формально не были конфискованы или аннулированы, на деле использовать эти деньги стало невозможно.

Единственной формой «сбережений», доступной населению, оказались бумажные деньги. Реальности большой инфляции не сразу стали очевидны народу, особенно крестьянству.

Декретами в 1918 году владение драгоценными металлами и иностранной валютой было запрещено под угрозой жесточайших наказаний; эти ценности подлежали сдаче в учреждения Народного банка.

Советская власть продразверсткой изымала у крестьян всю продукцию сверх физически необходимой части (а часто и эту часть). Она пыталась дать мужику в порядке продуктообмена промышленные товары, но этих товаров катастрофически не хватало.

Карточное снабжение, дифференцированное по классовому признаку, производилось по искусственно низким твердым ценам, которые не имели ничего общего с ценами вольного рынка.

Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

По мнению ученых Мельникова В.Д., Ильясова К.К. сущность финансов раскрывается с помощью следующих специфических признаков:

· денежный характер;

· распределительный характер;

· движение денежных фондов различного целевого назначения;

· императивность;

· безэквивалентность.

Первые два признака – денежный характер и распределительный характер – лишь ограничивают круг финансовых отношений, а свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

Российский экономист Родионова В.М. отмечает, что финансам присущи денежная форма стоимости; распределительный характер; формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Таким образом, выясняя сущность и специфику финансов, можно выделить три их признака: денежный характер, распределительный характер, а также формирование и использование финансовых ресурсов.

К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д.

Финансы выполняют четыре функции: обеспечивающую, распределительную, регулирующую и контрольную.

Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей деятельности организации или государства.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами.

Регулирующая функция связана с использование финансовых активов и инструментов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Для государства реализация функции предполагает использование средств бюджетной системы для стимулирования или сдерживания экономического развития.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют: Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ, Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств; финансовые управления предприятий.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

  1. финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
  2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  3. финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансово-кредитная система Российской Федерации

Финансово-кредитная система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств .

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

  • наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;
  • функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);
  • единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений.

По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона .

По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства.

По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд.

Звенья финансово-кредитной системы представлены на рис. 1.1.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов .

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий , организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов .

Кредитором выступают физические и юридические лица , заемщиком — государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг . Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

Кредитная система представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений. В России данная система имеет двухуровневый вид, включая Центральный банк РФ , кредитные организации и их филиалы. В систему входят небанковские кредитные учреждения, которые имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции.

Финансы организаций (предприятий) различных форм собственности , являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Финансовый рынок — это рынок кратко-, средне-, и долгосрочных кредитов, инвестиций , ценных бумаг, вкладов. Фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате куплипродажи специфических финансовых активов — ценных бумаг. Его задача — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Международные финансы — это отношения между странами, возникающие в результате обмена в сфере торговли финансовыми активами, инвестиций, кредитной деятельности. В отличие от национального уровня эти отношения в большей степени подвержены контролю со стороны государства. Международные денежные потоки делятся на государственные займы, ссуды, помощь, дары, займы и кредиты международных организаций (МВФ) и частный капитал.

В 2000 г. в качестве основного был принят ориентир по уровню инфляции ;

7) прямые количественные ограничения. Это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, например выдача ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита.

ЦБ РФ выдает три типа лицензий. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширительная — дает право на открытие счетов в отдельных странах. Внутренняя лицензия позволяет работать только на внутреннем рынке;

8) эмиссия облигаций. Банк России имеет право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций.

Помимо основных методов регулирования, существуют второстепенные методы.

9) предписываемая законом маржа. Это метод установления минимального процента первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупки ценных бумаг в кредит опасны, так как в них вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг;

10) потребительский кредит, то есть продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если она растет, то увеличивается масса денег в обращении;


Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.  

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления1 требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.  

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.  

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде четырех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса, активы и пассивы и финансовую устойчивость предприятия. Отток части денежных средств предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих ресурсов из его индивидуального кругооборота. Указанные средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.  

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.  

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.  

Финансовая система.  

Итак, финансовая система (рис. 3.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.  

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.  

Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.  

Следует отметить, что под термином финансовая система в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране1, т.е. имеются два значения понятия финансовая система. В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений.  

Результатом такого пере-аспределения является формирование финансовых ресурсов ор-государственной власти и органов местного самоуправле-в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые обществом возлагается удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.  

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики1, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.