Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Кто является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию. Участники системы обязательного медицинского страхования. Страхователи, производящие выплаты гражданам

Розничная продажа алкогольной продукции – дело, безусловно, сверхприбыльное. Но с каждым годом при осуществлении данного вида предпринимательской деятельности бизнесменов «загоняют» во все более жесткие рамки: так, с этого года, помимо получения специальных государственных лицензий, действуют новые правила продажи алкогольной продукции. Подробнее об этом читайте в нашем материале.

Торговля алкоголем без подключения к ЕГАИС запрещена

В 2016 году основным и по-настоящему «нашумевшим» нововведением в сфере розничных продаж стало введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) . В обязательном порядке все предприятия, осуществляющие производство, розничную и оптовую торговлю алкогольной продукцией, теперь подключаются к ЕГАИС и отправлять данные о продажах алкоголя в Федеральную службу Росалкогольрегулирования.

Проще говоря, ЕГАИС – это всероссийская база данных, содержащая полную информацию обо всей алкогольной продукции, произведенной в России или ввезенной на территорию нашей страны. Данные о каждой бутылке алкоголя – кем и когда произведена, каков состав напитка, крепость и объем – можно узнать, просто считав приложением на смартфоне QR-код.

Необходимость данной системы вызвана возрастающим объемом контрафактной и поддельной алкогольной продукции, а также участившимися случаями отравления некачественным алкоголем. .

Организации, не подключившиеся к ЕГАИС или нарушившие порядок фиксации информации, штрафуются: для руководителей фирм штраф составит до 15 тысяч рублей, для юридических лиц – до двухсот тысяч рублей.

В целом же, все специалисты и ритейлеры отмечают сложность правил, по которым следует реализовывать алкоголь.

Алкогольная продукция – это пищевая продукция, произведенная или с использованием этилового спирта из пищевого сырья, или без этилового спирта, или при использовании спиртосодержащей пищевой продукции. При этом объемная доля этилового спирта должна составлять более 0,5% объема.

Виды алкогольной продукции бывают разные. К примеру, это спиртные напитки (коньяк, водка, виски), вино, ликерное, искристое или фруктовое вино, пиво, сидр, медовуха и другие. Все мы знаем, что продажа алкогольной продукции действительно прибыльный бизнес, и именно поэтому процессы производства, торговли и употребления алкоголя строго контролируются и регулируются государством нашей страны.

Полезные документы для скачивания

Основным документом в этой связи является Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-Ф «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который нередко претерпевает изменения.

Согласно ему, каждый предприниматель, который хочет заняться изготовлением, хранением, поставкой или реализацией продукции алкогольной или спиртосодержащей обязан получить лицензию на осуществление данного вида деятельности. Продажа алкогольной продукции в обязательном порядке контролируется государственными уполномоченными органами.

Лицензия на алкоголь: требования к торговой точке

Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать, осуществляя торговлю алкоголем:

  • Продажа алкоголя (в том числе пива) в розницу разрешена в нашей стране организациям – ООО, ОАО, ЗАО. Индивидуальные предприниматели могут осуществлять торговлю только пивом и пивными напитками. Лицензия также выдается ИП-сельхозпроизводителям, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.
  • Продажа алкогольной продукции в розницу запрещена на розничных и оптовых рынках, вокзалах, аэропортах, в детских, образовательных и медицинских учреждениях, в спортивных объектах, в организациях культуры. Не разрешается реализовывать алкоголь в общественном транспорте, автозаправках, остановках, нестационарных торговых объектах и других местах.
  • Продажа алкогольной продукции запрещена несовершеннолетним. За нарушение данного закона может последовать административная или, в худшем случае, уголовная ответственность.
  • Необходимо помнить, что в нашей стране запрещена реклама алкогольной продукции в сети Интернет, на телевидении.
  • По закону, в магазине или торговой точке не разрешена розничная реализация алкоголя без сопроводительных документов, сертификатов соответствия, маркировки и т.д.
  • В России запрещена торговля алкоголем с 23:00 – 8:00 по местному времени (кроме организаций общественного питания и магазинов беспошлинной торговли).

Кроме того, существует ряд основных требований к магазинам, в которых планируется продавать алкогольную продукцию, для получения ими лицензии:

  1. это должно быть юридическое лицо;
  2. обязательно наличие стационарного торгового и складского помещения (площадью от 50 кв.м. для городов и не менее 25 кв.м. в сельских поселениях), а также сигнализации в магазине и складе, контрольно-кассовой техники и сейфов для хранения денег и документов.
  3. предприятие для реализации продукции алкогольной и спиртосодержащей не должно размещаться ближе, чем на 100 метров к детским, общеобразовательным, медицинским учреждениям и спортивным сооружениям.

Необходимо сказать, что три последних требования не обязательны для соблюдения в предприятиях общественного питания.

При этом «желающие» осуществлять продажи алкогольной продукции должны в обязательном порядке оснащать места продаж кассовыми аппаратами и вести документы строгой отчётности. Также необходимо правильно хранить алкоголь, и соблюдать правила пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

Лицензия на торговлю алкоголем: как получить

В соответствии с Федеральным законом нашей страны, лицензия на торговлю алкоголем выдается только юридическим лицам. Индивидуальные предприниматели могут продавать только пиво и пивные напитки – данный вид продукции не подпадает под лицензирование. Оформить лицензию на алкоголь можно на один год или сразу на пять лет.

Первым делом, еще до подачи документов на получение лицензии на торговлю алкоголем, необходимо оформить госпошлину, которая на сегодняшний день составляет – 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии. То есть, стоимость лицензии на пять лет составит 325 тысяч рублей.

Многие бизнесмены отмечают сложность оформлении лицензии на торговлю алкогольной продукцией именно в части сбора документов. Вам необходимо собрать основательный пакет справок и сертификатов в который входят:

  • заявление о выдаче лицензии
  • заверенные нотариально копии учредительных документов
  • копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица.
  • копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе., выписка из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты организации,
  • справка из налоговой об отсутствии у предприятия долгов по налогам и сборам,
  • сертификат, который подтверждает соответствие объекта торговли заявленному виду деятельности
  • копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии.
  • заключения органов исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям
  • копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования.
  • документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала
  • документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности или в аренде на срок в один год и более.

Данные документы для получения лицензии на торговлю алкогольной продукцией можно представить как в бумажном, так и в электронном виде.

Существует также ряд требований по размеру уставного капитала для организаций, планирующих осуществлять продажи алкогольной продукции. Так, например, в размере десяти тысяч рублей должен быть уставной капитал фирмы, планирующей реализовывать продукцию с содержанием 15% этанола.

При продаже алкогольных напитков с более, чем 15% этанола, уставной капитал организации должен быть 300 тысяч рублей. Если организация малого бизнеса будет осуществлять продажи алкогольной продукции с содержанием этанола свыше 15% и при этом предприятие не числится в специальном реестре, то уставной капитал юрлица должен составлять 1 миллион рублей. Для предприятий оптовой торговли – 10 миллионов рублей.

Лицензия на торговлю алкоголем оформляется в течение 30 календарных дней. В каждом субъекте нашей страны лицензия на алкоголь выдаются органами исполнительной власти. Какими именно – необходимо уточнять непосредственно в каждом регионе. Так, например, в Москве – эти функции осуществляет Департамент торговли и услуг.

Стоит учитывать следующий аспект: после того, как вы будете несколько месяцев собирать документацию для получения лицензии на торговлю алкоголем, вас может ждать отказ в ее выдаче. То есть госпошлину в размере 65 тысяч рублей вам никто не вернет.

Также стоит помнить, что продлевать «алкогольную» лицензию можно за три месяца до окончания срока ее действия. До момента получения новой лицензии продажа алкоголя в магазине запрещена. При наличии всех необходимых документов, вами будет легко получена лицензия на алкоголь. А соблюдая данные правила розничной продажи алкогольной продукции, деятельность вашего магазин никогда не будет вызывать нарекания у контролирующих органов.

Ответственность за реализацию алкогольной продукции без соответствующей лицензии ужесточил Федеральный закон N 365-ФЗ. Предприниматель должен будет заплатить штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей, а организация – от 200 до 300 тысяч рублей. При этом все виды реализуемой продукции могут быть конфискованы.

Нарушения и грубые нарушения лицензионных требований также могут повлечь за собой административную ответственность и конфискацию алкогольной продукции. Это, например, если торговый объект не будет соответствовать лицензионным требованиям. При грубых нарушениях правил лицензирования, например, продажа алкоголя плохого качества, работу вашего магазина могут остановить на срок до трех месяцев.

Также организация, продающая алкоголь, может быть оштрафована на сумму до 300 тысяч рублей в случае реализации алкогольной продукции с поддельными марками – обязательной маркировке подлежит весь алкоголь кроме пива. Вся партия немаркированного алкоголя будет конфискована.

Страхователи - это юридические или дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры обязательного медицинского страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователь - один из субъектов ОМС, уплачивающий взносы на обязательное медицинское страхование.

Страхователями при обязательном медицинском страховании неработающего населения является государство в лице органов исполнительной власти, при обязательном медицинском страховании работающего населения - предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и хозяйственно - правового статуса, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий. Под лицами свободных профессий подразумеваются лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.

Страхователь при желании может опосредованно влиять на систему медицинской помощи населению. Это влияние осуществляется через:

участие представителей страхователей в работе правлений фондов ОМС;

договор обязательного медицинского страхования.

По организационной структуре фонды ОМС являются юридическими лицами, то есть их средства отделены от средств государственного бюджета (управление средствами государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а управление средствами фондов - органы фондов).

Фонды обязательного медицинского страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом законодательной власти Российской Федерации.

Состав правления территориального фонда ОМС утверждается органом представительной власти территории.

Председатель правления избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования.

В составе правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено участие двух представителей страхователей.

Правление фонда обязательного медицинского страхования работает на общественных началах. Страхователи в составе правления фонда участвуют в определении направлений развития обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ и контролируют правильность использования средств ОМС.

Договор медицинского страхования заключается между страхователем и страховой медицинской организацией (страховщиком).

Договор составляется на основе типового договора обязательного медицинского страхования и утверждается органом государственного управления территории.

Договор заключается в интересах граждан и предусматривает обязательства страховой медицинской организации (страховщика) по организации и финансированию медицинского помощи. Виды и объем медицинской помощи, за организацию и финансирование которой несет ответственность страховщик, определяются территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Договор ОМС дает возможность страхователю эффективно влиять на страховую медицинскую организацию и медицинское учреждение в случае невыполнения или плохого выполнения ими обязательств по организации и оказанию медицинской помощи.

Страхователь обязан заключить договор обязательного медицинского страхования в пользу конкретного работающего гражданина сразу после подписания с ним трудового соглашения.

С момента расторжения трудового договора обязанности работодателя (как страхователя) по обязательному медицинскому страхованию перед работником прекращаются и переходят к другому страхователю, в зависимости от нового статуса застрахованного (безработный, работник другого предприятия, пенсионер и т.д.).

Органы государственного управления, выступающие страхователем неработающего населения, обязаны заключить договор обязательного медицинского страхования при наличии двух условий:

гражданин не должен работать;

гражданин должен постоянно проживать на территории, подведомственной органу государственного управления, а также это касается вынужденных переселенцев и лиц, попавших в экстремальные ситуации.

Обязанность органа государственного управления как страхователя

прекращается:

при поступлении гражданина на работу;

при перемене гражданином постоянного места жительства;

в случае смерти гражданина.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страхователь обязан заключить договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией, вносить страховые взносы (платежи) в порядке, установленном законом и договором медицинского страхования. За отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйственных субъектов независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции.

Ответственность страхователя за уклонение от заключения договоров обязательного медицинского страхования определяется ст. 27 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Требовать от страхователя исполнения возложенной на него обязанности по заключению договора ОМС могут:

гражданин, в пользу которого должен быть заключен договор обязательного медицинского страхования;

органы государства (прокуратура, органы здравоохранения, фонды ОМС и др.), в функции которых входят общий надзор за соблюдением законности или обязанности по защите интересов населения в области охраны здоровья и по обеспечению реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Ст. 9 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусматривает право выбора страхователем страховой медицинской организации. Страхователю следует прежде всего проверить, имеет ли страховая медицинская организация государственную лицензию на право осуществления страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию на данной территории, а также показатели ее финансового состояния и платежеспособность.

Если страхователь удовлетворен степенью надежности выбранной им страховой медицинской организации, то он вправе принимать самостоятельное решение по заключению договоров обязательного медицинского страхования. Ст. ст. 7 и 8 закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 23.03.91 запрещает органам власти и управления принимать акты, создающие благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйственных субъектов, или заключать соглашения о разделе рынка по территориальному принципу. Органы власти и управления не имеют права навязывать страхователю условия по заключению договора со страховой медицинской организацией, не устраивающей страхователя.

Право страхователя на осуществление контроля за выполнением условий договора обязательного медицинского страхования может быть реализовано им путем организации и осуществления собственных проверок исполнения условий договора. Страхователь может поручить проведение проверки компетентной независимой экспертной организации (например, проверить соответствие установленным требованиям условий оказания медицинской помощи застрахованным и др.).

Требования к видам, объему и условиям оказания медицинской помощи устанавливаются территориальной программой обязательного медицинского страхования, которая является приложением к договору ОМС (см. прил. 4 и 5).

Страхователи могут влиять на исполнение обязательств по договору ОМС, используя:

переговоры с руководителями страховой медицинской организации, применение предусмотренных договором штрафных санкций;

расторжение договора ОМС (это повлечет за собой прекращение финансирования территориальным фондом страховой медицинской организации);

обращение в суд в случае недостижения согласия в ходе переговоров;

влияние через своих представителей в управлении фонда обязательного медицинского страхования.

Страхователь обязан вносить страховые взносы на ОМС в порядке, установленном действующим законодательством. В случае невыполнения данной обязанности взносы могут быть взысканы в принудительном порядке. Механизм принудительного взыскания взносов предусмотрен Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и установлен «Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №4543-1 от 24.02.93 и «Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование», утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации №1018 от 11.10.93.

    Обязательное медицинское страхование - один из видов обязательного социального страхования граждан. Представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер, которые создаются государством для обеспечения гарантий получения застрахованным лицом бесплатной медицинской помощи (при наступлении страхового случая). Реализация осуществляется за счет средств ОМС в пределах условий, которые устанавливает и/или программа обязательного медицинского страхования.

    Объект обязательного медицинского страхования - страховой риск, связанный с возникновением события, являющегося страховым случаем.

    Страховой риск - предполагаемое событие, наступление которого приводит к необходимости оплаты оказанной застрахованному лицу медицинской помощи.

    Страховой случай - свершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному гражданину предоставляется страховое обеспечение согласно территориальной программе ОМС. К страховым случаям относятся заболевания, травмы, иные состояния здоровья, требующие оказания медицинской помощи, а также профилактические мероприятия.

    Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию - исполнение обязательств по предоставлению (и оплате) медицинской помощи при наступлении страхового случая.

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование - платежи, которые в обязательном порядке вносят страхователи. Взносы имеют обезличенный характер, их целевое назначение – реализация права застрахованного лица на получение страхового обеспечения. Для неработающих граждан страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ. Для работающих – работодатели (индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями), а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.

    Застрахованное лицо - физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование согласно Федеральному закону № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (определяет права и обязанности застрахованного).

    Базовая программа обязательного медицинского страхования - часть программы государственных гарантий, призванных обеспечить оказание бесплатной помощи. Определяет права застрахованного, реализуемые за счет средств ОМС на всей территории Российской Федерации. Устанавливает единые требования к соответствующим территориальным программам.

    Территориальная программа обязательного медицинского страхования - часть территориальной программы государственных гарантий, призванная обеспечить оказание бесплатной помощи. Определяет права застрахованного, реализуемые за счет средств ОМС на территориях субъектов РФ, которые соответствуют единым требованиям базовой программы. ООО «АльфаСтрахование-ОМС» обеспечивает реализацию прав застрахованных граждан в Мурманске и Мурманской области, Ростове-на-Дону и Ростовской области, Кемерово и Кемеровской области, Твери и Тверской области, Краснодаре и в Краснодарском крае; Великом Новгороде и Новгородской области, Челябинске и Челябинской области, Туле и Тульской области, Брянске и Брянской области.


Страхователями в обязательном медицинском страховании являются:

Для неработающих граждан - это органы местного самоуправления, субъекты РФ;

Для работающих граждан - это работодатели - организации и индивидуальные предприниматели;

Индивидуальные предприниматели работающие единолично;

Нотариус;

Адвокат;

Страхователем также будет являться физическое лицо, нанявшее работника и заключившее с ним трудовой договор.

Страхователи в системе ОМС и их категории

Все страхователи или плательщики классифицируются на ряд категорий, согласно законам об ОМС. Принадлежность к той или иной категории страхователей определяется правовым статусом плательщика (физическое или юридическое лицо), его видом деятельности (предприниматель, организация, самозанятое лицо), а также тем, работает ли гражданин или является неработающим. Кто может выступать в роли страхователя в системе ОМС? Какие категории страхователей существуют сегодня, каковы их права и обязанности? Какими нормативно-правовыми документами регламентированы правила уплаты взносов?

Законодательные нормы страхователей в системе ОМС

Вопросы определения категорий страхователей, правила внесения и порядок начисления взносов изложены в документе №250-ФЗ от 03.07.2016 , который пришёл на смену утратившим силу законодательным документам, ранее регламентировавшим деятельность системы ОМС. Этот закон является, по сути, новой редакцией предшествовавших ему актов, регулировавших работу участников .
Помимо категорий страхователей, в нем рассматриваются вопросы учета плательщиков взносов, определения даты выплаты страховой суммы, контроля соблюдения страховых обязательств, ответственности за нарушение установленных правил взаимодействия между страхователем и страховщиком.

Категории страхователей в ОМС

Согласно вышеназванному нормативно-правовому акту все страхователи делятся на две большие категории, осуществляющие взносы для работающих граждан и для неработающих. Лица или организации, производящие страховые взносы за работающих, в свою очередь, делятся на тех, кто осуществляет выплаты или иные поощрения гражданам и кто является самозанятым гражданином.
Категория страхователей, осуществляющие выплаты и другие вознаграждения гражданам, включает организации, индивидуальных предпринимателей (ИП) и физлиц, не причисленных к ИП.
К организациям, которые должны вносить страховые взносы в размере 5,1%, относятся:

Юридические лица, зарегистрированные в РФ;

Иностранные компании и корпорации, осуществляющие деятельность на территории России;

Филиалы и представительства иностранных компаний, предоставляющие рабочие места как россиянам, так и гражданам своих стран.

Исключения составляют лица и организации, занимающиеся деятельностью в сфере информационных технологий, осуществляющие технико-внедренческую или туристко-рекреационную деятельность, а также занимающиеся внедрением результатов интеллектуальной деятельность.
Размер их взносов равен 4%. В случае с представительствами иностранных фирм на территории России страховые взносы уплачиваются не только с выплат российским гражданам, но и с доходов сотрудников-иностранцев (за исключением высококвалифицированных работников).
Индивидуальный предприниматель, рассматриваемый как плательщик страховых взносов, должен иметь соответствующую регистрацию и осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. Если страхователем является физическое лицо, которое не является индивидуальным предпринимателем, но осуществляет выплаты (например, наемным работникам), то такой плательщик должен встать на учёт как в Пенсионный фонд, так и в ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Согласно закону, таким страхователем может быть гражданин РФ, иностранец или лицо без гражданства. В этом случае плательщик страховых взносов, как правило, заключает договор с работниками (нянями, строителями, водителями и т. д.) и регистрирует этот договор в муниципалитете по месту проживания.

Самозанятые граждане

К категории самозанятых граждан относятся ИП, нотариусы, адвокаты, практикующие частным образом. При этом, если индивидуальный предприниматель использует в своей деятельности наемных работников, он должен выплачивать взносы и с доходов работников (как лицо, осуществляющее выплаты гражданам) и с собственных доходов (как самостоятельный плательщик). В случае, если названные категории ведут льготируемый вид деятельности и используют УСН, размер их взносов будет составлять 0%. Такой тариф действует для благотворительных организаций, для граждан, занимающихся патентным видом деятельности, для участников проектов и некоторых других.

Страхователи неработающих граждан

В роли страхователей неработающих граждан выступают, как правило, органы местной власти или другие организации, обладающие соответствующей компетенцией (например, воинские части за пределами РФ, военные суды и т. д.). Перечень таких организаций определен Постановлением Правительства №593 от 20.07.2011 г . «Об особенностях постановки на учет отдельных категорий страхователей и уплаты ими страховых взносов на обязательное медицинское страхование».

Заключение

В роли страхователей в системе ОМС выступают работодатели, самозанятые лица, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Они осуществляют взносы за работающих и безработных граждан в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Постановка на учет в качестве страхователей осуществляется территориальным фондом в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Участники обязательного мед.страхования:

1) территориальные фонды;

2) страховые медицинские организации;

3) медицинские организации.

Страховая медицинская организация - юридическое лицо, осуществляющее медицинское страхование и имеющее государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Не входит в систему здравоохранения!!!

Медицинское учреждение - имеющее лицензии лечебно-профилактическое учреждение, научноисследовательский и медицинский институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

47. Страхование ответственности.


Страхование ответственности - это отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими физическими или юридическими лицами (т.е. гражданами и хозяйствующими субъектами) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. В отличие от имущественного страхования, в котором страхованию подлежат личная собственность граждан, хозяйствующих субъектов и их имущественные интересы, и в отличие от личного страхования, которое проводится на случай наступления определенных событий, связанных с жизнью и трудоспособностью застрахованных, целью страхованием ответственности является страховая защита интересов возможных причинителей вреда , которые в каждом страховом случае находят свое конкретное денежное выражение.

Страхование ответственности предусматривает возможность при причинении вреда как здоровью, так и имуществу третьих лиц в силу закона или по решению суда производить соответствующие выплаты, компенсирующие причиненный вред. При страховании ответственности третьей стороной (третьим лицом) могут выступать любые, но определенные заранее лица.

За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность, т.е. преследоваться по закону за свои противоправные действия по отношению к третьему лицу. Однако возмещение имущественного вреда, причиненного третьему лицу, перекладывается на страховщика.

Страхование ответственности не предусматривает установление страховой суммы и застрахованного, т.е. гражданина или хозяйствующего субъекта, которому должно быть выплачено возмещение. Застрахованный и величина страховой суммы выявляются только при наступлении страхового случая, т.е. при причинении вреда третьим лицам.



В страхование ответственности входят страхование кредитов, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и иных видов ответственности,

В настоящее время появились новые виды страхования профессиональной ответственности, например ответственности нотариуса, юриста, врача, аудитора, таможенного брокера (посредника), предпринимателя и др.

Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, которые заняты выполнением своих профессиональных обязанностей или оказанием соответствующих услуг. Имущественные претензии, предъявляемые к физическим или юридическим лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями в профессиональной деятельности или услугах. Через страхование вопросами удовлетворения данных имущественных претензий по поводу допущения халатности и небрежности начинает заниматься страховщик. Назначение страхования профессиональной ответственности заключается в страховой защите лиц определенного круга профессий (частнопрактикующие врачи, нотариусы, адвокаты и др.) против юридических претензий к ним со стороны клиентуры.

По условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации к блоку страхования ответственности относятся следующие виды:

· страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

· страхование гражданской ответственности перевозчика;

· страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование ответственности за неисполнение обязательств;



· страхование иных видов ответственности (при котором объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованное лицо), связанное с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенным им третьим лицам).

48. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, значение, принципы формирования.


Одним из институтов финансовой системы Российской Федерации являются целевые фонды денежных средств, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических задач. Создание подобных фондов обусловлено социальным характером Российской Федерации, что закреплено в ст. 2 и 7 Конституции РФ, в соответствии с которыми человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - обязанностью государства.

В БК РФ (ст. 143-150) закреплены принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами, порядок составления, утверждения их бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Государственные федеральные внебюджетные фонды отно­сятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах от­дельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граж­дан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

Пенсионный фонд - это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.
К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие: - целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования; - участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения; - расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.
Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда, утверждаемый правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Феде­ральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроиз­водства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологи­ческий фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступно­стью и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стиму­лирование производства (например, Федеральный фонд под­держки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обес­печения задач и выполняемых функций.

Проекты бюджетов гос.внебюдж.фондов составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти,
по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Правительство вносит проект в ГосДуму Президенту Российской Федерации

Госдума в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
все это рассматривается Госдумой в 3 чтениях.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи :

Социальную защиту населения;

Повышение жизненного уровня населения;

Сохранение и улучшение здоровья населения;

Социальную ориентацию безработного населения.

Оказание социальных услуг населению.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджет­ных фондов являются:

Обязательные платежи, предусмотренные соответствую­щими законодательными актами;

Добровольные взносы юридических и физических лиц;

Прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назна­чением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета федерального государствен­ного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или пред­ставительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюд­жетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

1) организации в части выплат, начисленных по всем осно­ваниям независимо от источников финансирования, в пользу ра­ботников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получаю­щих пенсии по инвалидности;

2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организа­ций, единственным собственником имущества которых являют­ся эти общественные организации;

3) индивидуальные предприниматели, в том числе ино­странные граждане; лица без гражданства, проживающие на тер­ритории РФ; частные детективы, занимающиеся частной прак­тикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

49. Государственный и муниципальный кредит: общие положения.

Государственный и муниципальный кредит - денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Государственный и муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

государственное и муниципальное кредитование - государство или муниципалитет являются кредитором;

государственное и муниципальное заимствование - государство или муниципалитет являются должником или должником и принципалом;

государственные и муниципальные гарантии - государство или муниципалитет являются гарантом.

Гарантия - способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Государственный и муниципальный кредит выполняет следующие функции:

распределительная - государство (муниципалитет) 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов;

регулирующая - государство (муниципалитет) 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику;

стимулирующая - государство (муниципалитет) стимулирует развитие экономики с помощью государственных кредитов и инвестиций;

контрольная - по объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов - эффективность своей финансовой политики.