Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоги и налоговые реформы в России: описание, особенности и направления. Теоретические аспекты налоговой реформы и результаты ее реализации

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена "плоская" шкала по налогу на доходы физических лиц - ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, "вышедших из тени".

В 2001 г. произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменен налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 г. она могла доходить до 35%).

Замена в 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов - на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального - стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В 2004 г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьезные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчетности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьезные препятствия для ведения малого бизнеса. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

В 2005 году Путин объявил о начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов в социально-экономической сфере: «Здоровье», «Образование», «Жильё» и «Развитие АПК». В январе 2008 года Путин заявил, что нацпроекты более эффективны, чем другие государственные программы. По его мнению, подобного результата удалось добиться благодаря концентрации административного и политического ресурса.


В середине - второй половине 2004 г. были определены правительственные подходы, разработаны и приняты документы, которые должны «двинуть» социальные реформы. Основные параметры реформы ЖКХ (отражены в принятом Жилищном кодексе) предполагают переход на 100% оплату коммунальных услуг. Отказ от традиции предоставления бесплатного жилья предложено компенсировать активным развитием ипотечного кредитования. Увеличение налога на недвижимость, в том числе, и на жилье станет механизмом его перераспределения, включая и выселение неплательщиков. Все эти направления реформы социальной сферы в 2005–2008 гг. получили законодательное обеспечение, тогда же началась их постепенная реализация.

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 - 10 %, в 2001 - 5,7 %, в 2002 - 4,9 %, в 2003 - 7,3 %, в 2004 - 7,2 %, в 2005 - 6,4 %, в 2006 - 7,7 %, в 2007 - 8,1 %, в 2008 - 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, чему во многом способствовало повышение мировых цен на энергоносители и другие товары российского экспорта. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 18 % в 2004), увеличение объёмов потребительского кредитования. Однако экономический рост, по мнению Алексея Полухина, редактора отдела экономики «Новой Газеты», в значительной мере обусловлен устойчивым повышением мировых цен на углеводородное сырьё, резкой девальвацией рубля в 1998 году и либеральными реформами 1990-х, а не политикой правительства Путина. Несмотря на рост бюджетных доходов всех уровней, по-прежнему не решена проблема развития инфраструктуры, в особенности дорожной.

Проведён ряд реформ: пенсионная - вместо распределительной системы (отчисления от зарплаты работающих граждан) к расприделительно-накапительной (базовая пенсия, страховая, зависящая от зарплаты и стажа, накопительная, т. е. отчисления гражданина в допенсионный период) (2002), банковская (2001-2004), налоговая (2000-2003), монетизация льгот - замена натуральных льгот денежными компенсациями, (2005) и другие.

Наблюдалось значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию (с 11 млрд долларов в 2000 году до 55 млрд долларов в 2006 году). Отток капитала из России, составлявший в 1990-е годы в среднем 10-20 млрд долларов, сменился его притоком и составил в 2007 году рекордные 81 млрд долларов США. Однако в следующем, 2008 году на фоне экономического кризиса чистый отток капитала из России составил почти 133 млрд долларов США.

Налоговые реформы

контрольная работа

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

Первые реформы появились в Древнем мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов.

Первой налоговой реформой была реформа императора Рима Октавиана Августа (63 г. до н. э. - ХIV в. н. э.).

Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформации, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

Налоговая реформа - это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран - участников того или иного международного объединения.

Последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями.

Ее основная цель - устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Если взять для примера, бывший СССР, то в 1930 г. основным законодательным актом - постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» (Сборник законов СССР, 1930, № 46, ст. 476) - были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы 1 . В 1931 г. налог с оборота и отчисления от прибыли стали основными платежами в бюджет.

Основной вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов к их неналоговым формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране.

В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются Законы «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент налоговой системы России.

Основными задачами налоговой реформы в недавнем прошлом в перспективе (2000-2001 гг.) в РФ являлись: существенное снижение налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.

Упрощение налоговой системы предусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

Улучшение налогового администрирования должно было быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

В других странах, например, цели налоговой реформы помимо всего прочего, преследуют стимулирование частных предприятий. За счет этого развивается рыночная экономика. Посредством налоговых льгот и аналогичных фискальных поощрений происходит стимулирование малого бизнеса. Помимо этого, таким образом, увеличивается приток ресурсов частных иностранных инвесторов, а реформы проводятся с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в другой стране.

Еще целью налоговой реформы является мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов. Эта цель более важная, какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры).

Но, как уже было сказано выше, государства в преследовании целей налоговой реформы не должны забывать о соглашении - устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Анализ системы налогообложения на предприятии

Налоговая система - это совокупность налогов, взимаемых на данной территории. Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того...

Налоги как интсрумент макроэкономического регулирования

Совершенствование налоговых систем в развитых странах определяется такими объективными факторами...

Налоговая реформа 1930-1932 годов в СССР

Сложившаяся к 1930 г. система государственных доходов характеризовалась множественностью отдельных видов платежей, многократностью обложения налогами одних и тех же товаров на разных стадиях их производства и обращения...

Налоговая реформа в России 1992 г., ее необходимость и значение

Налоговая реформа в России 1992 года, ее необходимость и значение

В последние предреформенные годы состояние системы государст-венных финансов России и Советского Союза характеризовалось ста-билизацией поступлений по основным бюджетным источникам: плате-жам из прибыли предприятий и налогу с оборота...

Налоговая реформа и реформирование доходной части бюджетной системы РФ

Первые реформы появились в Древнем мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов...

Налоговая система Республики Казахстан

Имеется в виду отношение ко всей совокупности подлежащих к уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, что в свою очередь...

Налоговая система России

Механизм обязательного изъятия финансовых средств предприятий и граждан СССР в основном служил потребностям существовавшей тогда в стране жесткой административно-командной системы. Кардинальные изменения...

Налоговая система России: особенности, противоречия и пути их преодоления

Основной целью дальнейших мер по проведению налоговой реформы должно стать завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности...

Налоговая система Российской империи в начале ХХ века

В период царствования Николая II обращают на себя внимание реформы, проводившиеся по инициативе таких государственных деятелей, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. С.Ю. Витте возглавлял Министерство финансов одиннадцать лет (1892--1903)...

Налоговая система Российской Федерации и основные направления её совершенствования

За последние годы в условиях заметного снижения налогового бремени опережающий рост налоговых доходов в значительной степени определялся благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители...

Налоговые реформы

Наиболее губительны для общества революции, преобразующие весь прежний уклад жизни общества. По сути, переход к другой модели рыночной экономики - это та же самая революция, когда из-за этого в стране начинается хаос и даже...

Проблемы функционирования налоговой системы России. Основные направления налоговой политики

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Принятые в 1991г...

Реформирование налоговой системы РФ

Сущность совершенствования элементов в налоговой системе

На протяжении последних пяти десятилетий практически во всех странах мира происходили изменения их налоговых систем. При этом в некоторых странах преобразования не затрагивали основ действовавшей системы налогообложения...


Налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Пройдя довольно длительный и противоречивый путь развития, налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. За период 2000-2004 гг. был осуществлен целый ряд важных мероприятий по коренному реформированию налоговой системы РФ. В частности, в ходе налоговой реформы: упразднены «оборотные» налоги и налог с продаж, а также некоторые другие неэффективные налоги, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы; введен единый социальный налог вместо имевшихся ранее самостоятельных отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды с суще-
1 При подготовке главы 21 использованы: рабочие аналитические материалы Министерства финансов РФ; замечания по подготовленным Экспертным управлением Президента РФ материалам к совещанию по экономическим вопросам у Президента РФ 17 марта 2005 г. по вопросам, относящимся к налоговой политике; рекомендации рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ по направлению «Совершенствование налогообложения и налогового администрирования»; другие материалы.

ственно меньшей ставкой и возможностью снижения относительной суммы налога при увеличении размера выплат наемным работникам; снижены налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, что в конечном счете привело не к снижению, а к росту поступлений по этим налогам; введен принципиально новый порядок исчисления налога на прибыль, соответствующий системам налогообложения, применяющимся в международной практике; реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых и прежде всего добычи углеводородного сырья. Это наряду с новой системой экспортных пошлин обеспечило поступление в доход государства значительных сумм, не связанных с деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье; упрощен и облегчен режим налогообложения малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет введения трех специальных налоговых режимов; начата реформа имущественного налогообложения, предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земельных участков; обеспечено более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот и ликвидации «внутренних оффшоров»; улучшилось налоговое администрирование, что привело к заметному росту собираемости налоговых платежей.
Приняты и вступили в действие 17 глав второй части НК РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Среди последних мер, реализованных в рамках осуществления налоговой реформы, вступивших в действие с 1 января 2005 г., следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 15, или более чем в три раза (в настоящее время установлено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога).
Важнейшим результатом налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важных факторов обеспечения экономического роста. При этом налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объему ВВП без учета влияния изменения мировых цен на нефть, за 2000-2004 гг., снизилась с 31,7 до 28,4% (табл. 21.1.1). При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, имеет место постоянный и стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные доходы) в бюджетную систему РФ (табл. 21.1.2, рис. 21.1.1 и 21.1.2).
Как можно видеть, в 2001-2004 гг., несмотря на принятые решения по снижению налоговой нагрузки, рост налоговых доходов в целом превышал уровень инфляции. В 2002 г. произошло снижение поступления налоговых доходов по сравне-

Таблица 21.1.1
Динамика надоговой нагрузки на экономику РФ за 2000-2005 гг.1

Таблица 21.1.2
Динамика поступления налоговых доходов за 1999-2005 гг.



1999 г. факт.

2000 г. факт.

2001 г. факт.

2002 г. факт.

2003 г. факт.

2004 г. факт.

2005 г. прогноз

Всего налоговых и иных обязательных платежей, млрд руб.

1499,6

2453,0

3070,2

3608,7

4311,9

5661,6

5987,4

В % к предыдущему году

-

163,6

125,2

117,5

119,5

131,3

105,8

Всего указанных платежей без учета влияния цен на нефть, млрд руб.

1475,8

2314,3

2889,4

3285,7

3953,2

4743,1

5127,2

В % к предыдущему году

-

156,8

124,8

113,7

120,3

120,0

108,1

Уровень инфляции, %

-

20,2

18,6

15,1

12,0

11,7

10,0

Изменение без учета уровня инфляции и цен на нефть, %

-

130,4

105,2

98,8

107,4
/>107,4
98,3 .

нию с уровнем фактической инфляции, что в значительной степени обусловлено резким уменьшением поступлений налога на прибыль в первый год введения нового режима его исчисления (вступление в действие гл. 25 НК РФ), а также отменой «дорожного» налога. Только с 2004 г. динамика поступлений по налогу на прибыль приобрела положительный характер, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия внутренних «оффшорных зон», а также значительными доначислениями в бюджетную систему РФ в результате усиления контрольной работы налоговых органов. Вместе с тем нельзя не отметить, что резкое снижение налоговых прав региональных органов власти в части установления льгот по налогу на прибыль лишает регионы возможности проведения активной инвестиционной политики и влияния на экономический рост.
Всего за указанный период в целом по всем налоговым и иным обязательным платежам в реальном выражении (без учета влияния инфляции), по оценке Минфина РФ, дополнительно получено около 1,2 трлн руб., что составляет 7,2% к общему объему таких платежей, поступивших за указанный период. Обращает на
1 Здесь и далее по тексту главы использованы данные Департамента налоговой политики Минфина РФ.





себя внимание стабильное превышение сверх инфляции и увеличение доли к ВВП поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Причем самый существенный рост имел место в первые два года после введения «плоской» шкалы налогообложения по этому налогу. В целом доля НДФЛ в структуре налоговых доходов увеличилась почти в полтора раза. Однако, проводя анализ поступлений по НДФЛ, необходимо учитывать, что введение «плоской» 13%-ной ставки налогообложения связано по времени со значительным повышением оплаты труда работников бюджетной сферы и включением в число налогоплательщиков военнослужащих лиц. Иначе говоря, рост поступлений по НДФЛ обусловлен влиянием целого ряда факторов, и не следует излишне переоценивать значение только фактора «плоской» шкалы. К сожалению, незаконные схемы оплаты труда не ушли в прошлое, есть еще резервы повышения собираемости НДФЛ. Так, по нашему мнению, остается актуальной дискуссия о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения по этому налогу.

Произошли изменения в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. В частности, при сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего связанной с добычей и переработкой нефти), с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями. Это стало следствием более существенного снижения налоговой нагрузки именно на такие предприятия (прежде всего благодаря отмене оборотных налогов и новому порядку исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций). Увеличились доли налогов, уплачиваемых в торговле, общепите и материально-техническом снабжении, что является отражением процесса создания крупных торговых сетей и общего повышения цивилизованности торговли.
Рост налоговых доходов имеет место по всем уровням бюджетной системы РФ. Вместе с тем современная налоговая система России не приспособлена к реализации принципа налоговой автономии: большинство налогов взимается с юридических лиц, велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в региональные и местные, возможности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по налоговому администрированию ограничены, наиболее фискальные налоги сконцентрированы в федеральном бюджете и т. д. На примере налогов России обозначилось явное противоречие двух реформ: налоговой и бюджетного федерализма. Если налоговая реформа преследует цели сокращения налогового бремени и развития на этой основе предпринимательства в России, то реформа бюджетного федерализма направлена на возрастание ответственности региональных и местных органов власти за обеспечение тех обязательств, которые закреплены за их уровнем. Но для реализации этих обязательств фискального потенциала у регионов явно недостаточно и практически нет рычагов для е^о увеличения, кроме надежды на общий экономический рост. Поэтому необходимо, прежде всего на федеральном уровне, решить вопрос о расширении налоговых полномочий региональных и местных органов власти.


Департамент образования администрации Владимирской области

Гороховецкий колледж

___________________________________________________________________________

Курсовая работа

По дисциплине: Налоговое право

на тему: Налоговая реформа в России

Специальность 030503 Правоведение

Выполнил студент гр. ПВ-4 Д.А. Олисов

Проверила: А.А. Шашкина

Гороховец

Введение ………………………………………………………….

    Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г..

    1 этап налоговой реформы современной России (1990-1997 гг.) …………………………………………………………………..

    2 этап налоговой реформы современной России (1998-2004 гг.) ……………………………………………………………………

    Завершающий этап налоговой реформы. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг. …………………………………….

    Основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг. …………………………………………………………………………..

Заключение …………………………………………………………

Список использованной литературы …………………………….

Введение

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Эта налоговая реформа, имевшая мало аналогов в мировой практике, имела объективные причины.

Основы действовавшей к 2000 году налоговой системы были заложены на рубеже 1990-х годов. Около полутора десятка налоговых законов было принято Верховным Советом РСФСР в самом конце 1991 года. Они вступили в действие с начала 1992 года и продолжали действовать на протяжении всех 1990-х годов, хотя за прошедшее с момента их принятия десятилетия в эти законодательные акты было внесено большое число изменений и дополнений.

Принятые в 1991 году законы были подготовлены в тяжёлых экономических и политических условиях в течение всего нескольких месяцев и потому не отличались глубиной проработки. Недостаток времени, неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию в условиях рыночной экономики, явились главной причиной того, что российская налоговая система изначально обладала врожденными недостатками. К ним относились гипертрофированно большая роль налога на прибыль, сохранение целевых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды (прежде всего, в дорожные и социальные), неоправданно низкая роль налогов с физических лиц и на имущество, недостаточная разработанность вопросов налогообложения природных ресурсов и некоторые другие. Серьёзный вред был нанесен перешедшим из советского времени ярко выраженным карательным уклоном системы налогового администрирования, выражавшимся, в частности, в очевидной незащищенности налогоплательщика перед контролирующими органами, а также необоснованно высокими размерами санкций за налоговые правонарушения.

Начиная с первого года проведения рыночных преобразований, налоговое законодательство вызывало нарекания предпринимателей, ученых и инвесторов и являлось, по сути, тормозом на пути к экономическому росту. Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

Поэтому налоговая реформа с 1990 г. провозглашается одной из важнейших задач российского правительства.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налоговой реформы в России.

Задачи курсовой работы:

    рассмотреть систему налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.;

    дать характеристику 1 этапу налоговой реформы современной России;

    дать характеристику 2 этапу налоговой реформы современной России;

    рассмотреть завершающий этап налоговой реформы;

    охарактеризовать основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг.

    Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.

Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г. развивалась под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений. Главной целью налоговой системы советского периода было привлечение в бюджет в запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения.

Основными налоговыми платежами в советское время являлись 1:

    налоги с населения, то есть подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;

    налоги с предприятий, то есть налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций, таможенные и государственные пошлины.

Наибольшую часть налоговых поступлений СССР составляли отчисления предприятий от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления.

К 1990 г. поступления в госбюджет налога с оборота превысили платежи из прибыли государственных предприятий, составив около 27-30 % всех его доходов 2 . Доходы, получаемые бюджетом от населения в виде налога на заработную плату и подоходного налога, были весьма незначительны. Их совокупный объем уступал доходам бюджета в форме поступлений от таможенных и государственных пошлин. Основная величина фискальных изъятий взималась с населения через налог с оборота и систему отчислений от фонда заработной платы.

К концу 80-х – началу 90-х годов база доходов бюджета от населения не имела перспектив развития, а база доходов от хозяйственной деятельности государства имела тенденцию к сокращению.

Объемы платежей государственных предприятий из прибыли в союзный бюджет и бюджеты республик снижались: 1986 год - 129,8 млрд. рублей, 1987 год - 127,4 млрд. рублей, 1988 год - 119, 6 млрд. рублей, 1989 год - 115,5 млрд. рублей 3 . Параллельно, при росте расходов, масштабы финансового кризиса нарастали. В конце 1991 г. внутренний государственный долг превысил 995 млрд. рублей, внешний долг достиг 47 млрд. инвалютных рублей 4 .

Таким образом, к началу 90-х годов XX в. основной задачей советской налоговой системы была реализация исключительно фискальной функции. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмом централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. Сами же налоги имели форму плановых отчислений. Налоговая система СССР не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений на государственные расходы.

Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

    1 этап налоговой реформы современной России

(1990-1997 гг.)

Начиная с 1990 года в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 г. и основывалась на более чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав Министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.

Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов:

    общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;

    республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

    местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

    общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы 5 .

Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов.

Очевидно, что сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. И по мере углубления рыночных преобразований они становились все заметнее, превратив налоговую систему в очевидный тормоз экономического развития государства.

При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства. Можно выделить три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета:

    политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги;

    угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы – долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатежеспособность усиливали кризис расчетов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет;

    объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня.

Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат. Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и частота привели к тому, что налоговая система в это время характеризовалась, как нестабильная и непредсказуемая.налоговые реформы в России Выполнил: Нижний Новгород 1998 Содержание... введение Налогового Кодекса Российской Федерации. 4. Направления налоговой реформы Основы налоговой системы будут определяться и Налоговым Кодексом...

  • Налоговая реформа и реформирование доходной части бюджетной системы РФ

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Части бюджетной системы 3.1 Совершенствование налоговой системы РФ Налоговая реформа в России продолжается уже более пятнадцати... лет. Были и положительные, и отрицательные результаты этой реформы ...

  • Теоретические аспекты налоговой реформы и результаты ее реализации

    Дипломная работа >> Экономическая теория

    М.: КНОРУС, 2004. «Налоговая реформа в России : проблемы и решения». – М.: ИЭПП, 2003. «Налоговый инициативы Правительства РФ» ... Заседание «Круглого стола». Налоговая реформа в России» . // «Финансы». 1998. №5, с29-31. «Налоговая реформа : первые результаты и...

  • Развитие налоговой системы в России (1)

    Реферат >> Финансы

    Еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы ; - в 1936 г. ... это время проводится широкомасштабная налоговая реформа . Принимаются Законы 27 декабря... законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена...

  • "Бухгалтерский учет", N 18, 2000
    РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    Статья Н.Н. Наумовой начинает цикл публикаций, посвященных введению в действие части второй Налогового кодекса РФ, в которой автор затрагивает в общем порядке практически все изменения, принятые к настоящему времени.
    В дальнейшем будут более детально рассмотрены ключевые положения части второй НК РФ, вводимые с первого января 2001 г.
    В целях проведения эффективной социально - экономической политики налоговая система России требует модернизации.
    Основными задачами налоговой реформы на ближайшую перспективу (2000 - 2001 гг.) являются: существенное снижение налоговой нагрузки, выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы и совершенствование налогового администрирования.
    Снижение налогового бремени должно быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота и изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.
    Упрощение налоговой системы предусматривается посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.
    Улучшение налогового администрирования должно быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности "недобросовестных" налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.
    Важнейшим событием последних месяцев явилось рассмотрение и принятие Федеральным Собранием РФ второй части Налогового кодекса РФ, которая реально позволит внести существенные изменения в налоговую систему России, положительно влияющие на экономическую политику хозяйствующих субъектов.
    Согласно Федеральному закону "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" с первого января 2001 г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл.21 "Налог на добавленную стоимость", гл.22 "Акцизы", гл.23 "Налог на доходы физических лиц", гл.24 "Единый социальный налог (взнос)". Одновременно установлено, что федеральные налоги и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие.
    Единый социальный налог включен в перечень федеральных налогов и сборов (гл.24 НК РФ). Объектом налогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников. Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определенный исходя из стоимости патента.
    Единый социальный налог зачисляется в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.
    В связи с этим предусмотрено четыре шкалы регрессивного налогообложения, а именно:
    - для всех налогоплательщиков (за исключением сельхозтоваропроизводителей) - 35,6%, в том числе:
    Пенсионный фонд - 28%,
    Фонд социального страхования - 4%,
    фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,2%, территориальные - 3,4;
    - для сельхозтоваропроизводителей - 26,1%, в том числе:
    Пенсионный фонд - 20,6%,
    Фонд социального страхования - 2,9%,
    фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,1%, территориальные - 2,5%;
    - для индивидуальных предпринимателей - 22,8%, в том числе:
    Пенсионный фонд - 19,2%,
    фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,2%, территориальные - 3,4%;
    - для адвокатов - 17,6%, в том числе:
    Пенсионный фонд - 14%,
    фонды обязательного медицинского страхования: федеральный - 0,2%, территориальные - 3,4%.
    Определены и льготы по данному налогу для отдельных организаций. Так, освобождаются от уплаты налога организации любых организационно - правовых форм с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода (календарного года), начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп. Закреплены льготы и для общественных организаций инвалидов.
    Ожидается, что введение единого социального налога (взноса) станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.
    Также предусматривается ввести с 01.01.2001 налог на доходы физических лиц с единой ставкой в размере 13% (гл.23 НК РФ).
    Для доходов, которые имеют "нетрудовое" происхождение (выигрыши в лотерею, страховые выплаты по договорам добровольного страхования и т.д.), установлена повышенная налоговая ставка в размере 35%.
    Ставка налога в размере 30% предусмотрена для доходов, получаемых физическими лицами - нерезидентами РФ от дивидендов и доходов.
    Определена система четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
    Стандартные вычеты дифференцированы в зависимости от категории налогоплательщиков и получаемых ими доходов. Указанные вычеты предусматриваются для чернобыльцев, инвалидов Великой Отечественной войны, блокадников, одиноких родителей, опекунов и других мало защищенных категорий граждан.
    В рамках социальных вычетов предлагается уменьшение облагаемого дохода на такие социально значимые расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных заведениях как самого налогоплательщика, так и его детей.
    Имущественные налоговые вычеты имеют ограничения. Налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но указанный вычет не может превышать 600 000 руб. в год.
    Вычет при продаже имущества также ограничен. Имущественный налоговый вычет может составлять сумму, полученную от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в собственности продавца не менее 5 лет, не более 1 000 000 руб., а от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, - не более 125 000 руб.
    При реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг вместо использования права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик праве уменьшить сумму общего дохода от их реализации на совокупную сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг. Если ценные бумаги были приобретены на безвозмездной основе или с частичной оплатой, то при налогообложении доходов от их реализации в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг могут быть учтены суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) ценных бумаг.
    На профессиональные налоговые вычеты имеют право физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.
    В законе приводится перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). К ним относятся государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.
    Принятие "плоской" шкалы ставки налога на доходы физических лиц позволит отказаться от необходимости составления и представления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физических лиц, являющихся наемными работниками.
    В рамках проводимых налоговых преобразований ставка акциза на бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно повышен с 445 руб. за тонну до 1350 руб. Кроме того, дизельное топливо (550 руб. за тонну) и масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (1500 руб. за тонну) впервые включены в число подакцизных товаров (гл.22 НК РФ).
    Проиндексированы ставки акцизов на алкогольсодержащую продукцию на 5% и табачные изделия (от 20% до 2,5 раз). Акциз на алкогольную продукцию будет уплачиваться заводом - изготовителем в размере 50% в федеральный бюджет и 50% - в бюджеты субъектов Российской Федерации после реализации с акцизного склада.
    Предусматривается расширение перечня подакцизной продукции за счет изменения содержания спирта этилового и спиртосодержащей продукции (снижается с 12 до 9%), а также за счет спиртосодержащих лекарственных, лечебно - профилактических, диагностических средств, средств, изготавливаемых аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, если данная продукция разливается для дальнейшей реализации в емкости, превышающие определенный объем.
    Например, лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства будут облагаться акцизами, если разливаются в емкости, превышающие по объему 100 мл.
    Отменен налог на реализацию горюче - смазочных материалов. При этом налог на пользователей автомобильных дорог остается в качестве источника формирования дорожных фондов в размере 1%.
    Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций будут являться и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, изменена редакция норм о месте реализации работ (услуг). В качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строительно - монтажных работ для собственного потребления.
    С введением части второй НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), которые практически не были установлены, а вопросы налогообложения доходов организаций в указанных сферах деятельности регулировались Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.
    На втором этапе (2002 - 2003 гг.) Правительством РФ предлагается отменить налог с продаж, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагается заменить налогом на недвижимость.
    Подписано в печать Н.Н.Наумова
    05.09.2000 Зам. руководителя

    Департамента налоговой политики
    и совершенствования
    налогового законодательства
    Министерства РФ по налогам и сборам,
    государственный советник
    налоговой службы III ранга